ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ КАК СТРАНЫ, ИМЕЮЩЕЙ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
© Петросян С.Ф.*
Российский государственный университет туризма и сервиса, г. Москва
В статье рассматривается стратегия развития туризма в Республике Армения, факторы формирования позитивного имиджа страны. Автор оценивает сдерживающие негативные факторы и дает рекомендации для устранения существующих проблем в области продвижения конкурентоспособного армянского национального турпродукта.
Понятие «имидж» в научной литературе толкуется весьма неоднозначно. В современном понимании имидж региона это не просто следствие многих факторов регионального развития (политического, экономического, социально-культурного). Формирование имиджа туристского региона зависит не только от эндогенных факторов, но и в большей степени от экзогенных (в частности, наличие большой диаспоры за рубежом).
Надо отметить, что в процессе формирования имиджа региона играют роль не только его географические, климатические и национальные особенности, но и уровень развития экономики в целом.
Развитие рыночных отношений и повышение деловой активности способствуют активизации деятельности по продвижению Армении на международном туристском рынке.
Процесс формирования имиджа туристского региона представляет собой многофакторную модель социально-экономического развития. В практике функционирования туристского региона особое значение имеют международные интеграционные процессы, положительный эффект которых зависит прежде всего от имиджа самой страны.
Таблица 1
Имиджевое позиционирование туристских территорий Армении
Ереван Культурная столица Армении
Гарни Языческая Армения
Эчмиадзин Религиозный центр Армении
Джермук Карловы Вары Армении
Севан Изумруд Армении
Цахкадзор Спортивно-оздоровительный центр Армении
Проблема позиционирования имиджа особенно актуальна для Армении. Многие туристские регионы приступили к ее решению, однако это длительный и последовательный процесс, позволяющий систематизировать резуль-
* Соискатель.
таты исследований в области идентификации различных целевых групп с регионами и их достопримечательностями.
Территория Армении делится на 10 районов (марзов) и город Ереван, имеющий статус марза. По результатам опросов, проведенных в рамках настоящего исследования, в Армении выявлены пять основных районов (марзов), способных выполнить роль «точек роста» и имеющих наибольшие возможности для развития рекреации и туризма.
Анализ основных районов с туристским потенциалом свидетельствует, что именно эти районы имеют наибольшую привлекательность с точки зрения культурно-познавательного и религиозного туризма. В частности в Армавирском районе (марзе) расположен город Эчмиадзин-центр Армянской Апостольской Церкви. В Котайкском марзе находится языческий храм Гар-ни и монастырский комплекс Гегард, в Арагацотном марзе - Бюраканская обсерватория, в Гегаркуникском марзе - озеро Севан, в Тавушском марзе -санаторные зоны (Дилижан, Иджеван), в Лорийском марзе - монастырские комплексы (Ахпат, Санаин и Одзун), в Сюникском марзе - монастырский комплекс Татев, в Ширакском марзе - строения своеобразным архитектурным стилем с использованием базальтовых пород, в Вайоц Дзорском марзе - монастырский комплекс Нораванк и минералогический курорт Джермук. Все выделенные объекты обладают высокой туристской привлекательностью и способны определить туристско-рекреационную специализацию района.
Для внедрения конкурентоспособного армянского национального тур-продукта следует учитывать его специфику и формировать его с учетом уникальных возможностей туристского пространства Армении:
- культурно-историческое пространство насыщено различными историко-культурными объектами: памятниками истории, культуры, архитектуры, включая музеи, театры, выставочные центры, парки, усадьбы и прочее;
- естественное туристское пространство сохранено в практически первозданном виде и привлекает туристов богатыми природными туристскими ресурсами, дающими возможность заниматься активными видами спорта, контактировать с нетронутой природой и ма-лоизменными природными ландшафтами. Такой тип пространства составляют заповедники, заказники, национальные парки и иные природоохранные территории;
- этническое пространство, здесь подразумевается вся совокупность ценностей народа, связанных с конкретным историческим явлением. За пределами Армении проживают более 9 млн. армян более чем в 75 странах мира. И большинство посещающих Армению туристов традиционно составляют армяне диаспоры (более 70 %), которые посещают свою «историческую родину». Сама же Армении является моноэтническим государством, где 98 % населения составляют армяне.
Продвижение конкурентоспособного национального турпродукта Армении должно базироваться на формировании интерактивной туристской карты Армении, на которой будет представлено единое туристское пространство страны, включающее в себя такие важнейшие для Армении типы туристского пространства, как культурно-историческое, природное и этническое.
Благодаря созданию и продвижению интерактивной карты единого туристского пространства Армении потребители туристских и рекреационных услуг смогут выбрать путешествия и формировать индивидуальные туры.
В рамках государственной политики были разработаны и находятся в процессе реализации ряд мероприятий, необходимых для развития туристской сферы в целом, и в том числе формирования положительного имиджа Армении как страны, имеющей значительный туристский потенциал. Концептуальной основой развития туризма является необходимость разработки единой стратегии, на основе которых можно будет определять основные приоритеты, в частности: какие виды туризма следует развивать; на какие целевые рынки ориентироваться; какие районы республики продвигать в первую очередь; какой турпродукт формировать и рекламировать.
Вместе с тем, разрабатывая стратегию развития туризма, необходимо объективно оценивать сдерживающие негативные факторы, и дать рекомендации для устранения существующих проблем, к которым можно отнести:
- высокий уровень риска для туристов - Армения находится вне всемирной туристической карты, туристы считают ее нестабильным и небезопасным кавказским регионом. В этой связи для формирования позитивного имиджа Армении следует продвигать новые ассоциативные образы этой территории через СМИ, освещать положительные интересные события, активно пропагандировать и рекламировать страну за ее пределами;
- недостаток квалифицированных кадров - наличие квалифицированной рабочей силы в этой области очень ограничено, особенно за пределами Еревана. Для преодоления кадровых проблем необходимо развивать профессиональное туристское образование в республике, в том числе на основе изучения передового опыта и международного сотрудничества;
- неэффективная туристская политика - в стране нет государственной стратегии туризма и рациональной структуры органов управления туризмом, что требует совершенствование туристской политики республики и реальное признание туристской сферы приоритетным направлением развития государства;
- ограниченные транспортные возможности - ограниченный выбор авиакомпаний, неудобные расписания полетов, высокие цены на авиабилеты, сложный порядок получения визы. В этой связи требуется принятие серьезных политических и экономических решений направленных на развитие железнодорожного транспорта, строительство качественных автомобильных дорог и всей дорожной инфраструктуры.
Для эффективного решения вышеназванных проблем необходим комплекс мер по улучшению государственной политики в сфере туризма. В частности необходимо разработать национальную стратегию развития туризма, которая станет своего рода единой инструкцией для всего частного и государственного сектора. А также создать единую государственную структуру, которая будет заниматься вопросами развития туризма и рекреации со статусом министерства и следующими основными функциями: формирование и модернизация стратегии развития туризма; регулярное изучение (мониторинг) туристского сектора; разработка и реализация стратегии по продвижению страны, как туристской дестинации; сертификация услуг в области туризма; надзор за развитием туристско-рекреационных зон; защита и развитие наиболее ценных туристских территорий и др.
Имидж является не только экономической, но и в значительной степени политической категорией. В глобальной экономике он помогает продвигать товары, услуги, территории, в банковской сфере помогает привлекать клиентов, в политике способствует позитивному отношению к той или иной политической фигуре, способствует росту авторитета страны и ее политических и общественных институтов. В продвижение любой страны вовлекаются различные органы управления, а значит, их функции по формированию благоприятного имиджа должны быть четко определены. Исходя из того, что позитивный имидж страны создает благоприятный инвестиционный климат и помогает привлечению на ее территорию туристов, следует учитывать, что его формирование и продвижение - это долговременный процесс.
Таблица 2
Научно-практические рекомендации по усовершенствованию туристского имиджа на государственном уровне
Орган гос. управления Традиционные функции Рекомендуемые функции (расширенные)
Департамент Туризма Министерства торговли и экономического развития Армении - Нормативно-правовое регулирование в туристской сфере. - Создание условий для эффективного развития туризма и предпринимательской деятельности. - Реализация государственной политики Республики Армения в сфере развития туризма. - Разработка и реализация республиканских (региональных) программ, концепций и предложений по развитию туризма. - Создание благоприятных условий для инвестирования туристской индустрии. - Становление туризма как высокорентабельной отрасли экономики Республики Армения. - Организация участия страны в международных, республиканских и региональных выставках и ярмарках. - Подготовка различных интерактивных карт. - Изучение методики туристских ресурсов Армении. - Формирование регионального продукта. - Разработка и реализация программ по продвижению Армении как национального и международного туристического направления. - Разработка маркетинговой политики государства в краткосрочной и долгосрочной перспективе. - Издательская деятельность, организация публикаций о стране в зарубежной печати, презентаций.
Продолжение табл. 2
Орган гос. управления Традиционные функции Рекомендуемые функции (расширенные)
Министерство диаспоры - Укрепление связи Армения Диаспора. - Защита и популяризация за рубежом армянского культурного наследия. - Репатриация армян, желающих утвердиться на родине. - Организация паломничества молодёжи армянской диаспоры по священным местам Армении. - Разработка программ и содействие повышению авторитета армянских организаций зарубежья. - Помощь в развитии общеобразовательных и воскресных школ диаспоры, и другие учебные программы по обмену студентов. - Разработка и внедрение коммуникационной политики с армянскими диаспорами других стран. - Расширение образовательных программ по обмену студентов. - Привлечение потенциала армянской диаспоры. - Создание информационных центров и единой информационной базы. - Реализация программ с общинами: создание профессиональных сетей, организация общин, создание школ и другие мероприятия партнерства. - Содействовать участию предпринимателей диаспоры в экономических программах Республики Армения.
Министерство культуры - Изучение, развитие, защита, оценка, распространение, популяризация, внедрение национальных, духовных, исторических, культурных и туристических ценностей. - Сохранение исторических и культурных объектов - Развитие и углубление информатизации сферы культуры как в республике, так и за ее пределами. - Организация и развитие сотрудничества в области культуры с другими странами, а также расширение международных культурных связей. - Создание культурных центров за рубежом. - Подготовка и трансляция фильмов, видеороликов и телепередач об Армении. - Программы культурно-образовательного содействия армянским общинам. - Создание электронной библиотеки. - Издание многоязычной ежедневной электронной газеты с разделом посвященным туризму в Армении. - Поставка учебной литературы в общеобразовательные заведения армянской диаспоры.
Министерство иностранных дел - Осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Республики Армения. - Осуществляет государственное управление в области отношений Республики Армения с иностранными государствами и международными организациями. - Разрабатывает общую стратегию внешней политики и реализует внешнеполитический курс государства. - Осуществляет свою деятельность непосредственно через дипломатические представительства и консульские учреждения, представительства Армении при международных организациях. - Облегчение визовых формальностей. - Заключение международных договоров. - Пропаганда инвестиционного и туристского имиджа в странах пребывания. - Оказание внешнеполитического содействия по урегулированию таможенных тарифов и углубление торгово-экономических связей с зарубежными странами. - Улучшение качества работы посольств и консульств Армении за рубежом. - Сотрудничество с международными организациями в целях развития, миграции и защиты прав трудящихся и армян за рубежом. - Повышение эффективности политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты экономики Армении в условиях глобализации.
Продолжение табл. 2
Орган гос. управления Традиционные функции Рекомендуемые функции (расширенные)
Министерство образования и науки - Осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. - Развивать профессиональное туристское образование в республике, в том числе на основе изучения российского передового опыта и международного сотрудничества.
Продвижением имиджа Армении на сегодняшний день занимаются четыре органа исполнительной власти, в табл. 2 приводятся их функции и полномочия, а также практические рекомендации, направленные на совершенствование процесса продвижения имиджа Армении.
Список литературы:
1. Быба Ю.В. Государство должно нравиться своему народу (или размышления о роли имиджа страны в консолидации нации) // Власть. - 2007. - № 12.
2. Галумов Э.А. Имидж страны: компоненты структуры и коммуникации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.iamik.ru.
3. Город плюс имидж: теория, социокультурная практика, региональные проекты / Е. Бурлина; ГОУ ВПО «Самарский гос. мед. ун-т», упр-е инновационных технологий, каф. философии и культурологи. - Самара:, 2010.
4. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М., 2001.
5. Лапочкина В.В. Формирование имиджа туристских территорий: на примере Смоленской области: автореф. дисс. ... канд. эконом. наук: 08.00.05; [Место защиты: Рос. гос. ун-т туризма и сервиса]. - М., 2008.
6. Оганян Н.К. Роль туризма в формировании позитивного имиджа Республики Армения // Финансы и экономика: Армения. - 2009. - № 1. - 0,4 п.л.
ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО И ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКОГО ТУРИЗМА В СТАРОРУССКОМ РАЙОНЕ
© Серко Ю.С.*
Старорусский филиал Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, г. Старая Русса
Богатый ресурсный потенциал Старорусского района привлекателен для многих видов экстремального и приключенческого туризма, которые получили и имеют в будущем перспективу развития.
* Студент.