Научная статья на тему 'Формирование положительного имиджа Республики Армения как страны, имеющей значительный туристский потенциал'

Формирование положительного имиджа Республики Армения как страны, имеющей значительный туристский потенциал Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
347
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Петросян С. Ф.

В статье рассматривается стратегия развития туризма в Республике Армения, факторы формирования позитивного имиджа страны. Автор оценивает сдерживающие негативные факторы и дает рекомендации для устранения существующих проблем в области продвижения конкурентоспособного армянского национального турпродукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование положительного имиджа Республики Армения как страны, имеющей значительный туристский потенциал»

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ КАК СТРАНЫ, ИМЕЮЩЕЙ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

© Петросян С.Ф.*

Российский государственный университет туризма и сервиса, г. Москва

В статье рассматривается стратегия развития туризма в Республике Армения, факторы формирования позитивного имиджа страны. Автор оценивает сдерживающие негативные факторы и дает рекомендации для устранения существующих проблем в области продвижения конкурентоспособного армянского национального турпродукта.

Понятие «имидж» в научной литературе толкуется весьма неоднозначно. В современном понимании имидж региона это не просто следствие многих факторов регионального развития (политического, экономического, социально-культурного). Формирование имиджа туристского региона зависит не только от эндогенных факторов, но и в большей степени от экзогенных (в частности, наличие большой диаспоры за рубежом).

Надо отметить, что в процессе формирования имиджа региона играют роль не только его географические, климатические и национальные особенности, но и уровень развития экономики в целом.

Развитие рыночных отношений и повышение деловой активности способствуют активизации деятельности по продвижению Армении на международном туристском рынке.

Процесс формирования имиджа туристского региона представляет собой многофакторную модель социально-экономического развития. В практике функционирования туристского региона особое значение имеют международные интеграционные процессы, положительный эффект которых зависит прежде всего от имиджа самой страны.

Таблица 1

Имиджевое позиционирование туристских территорий Армении

Ереван Культурная столица Армении

Гарни Языческая Армения

Эчмиадзин Религиозный центр Армении

Джермук Карловы Вары Армении

Севан Изумруд Армении

Цахкадзор Спортивно-оздоровительный центр Армении

Проблема позиционирования имиджа особенно актуальна для Армении. Многие туристские регионы приступили к ее решению, однако это длительный и последовательный процесс, позволяющий систематизировать резуль-

* Соискатель.

таты исследований в области идентификации различных целевых групп с регионами и их достопримечательностями.

Территория Армении делится на 10 районов (марзов) и город Ереван, имеющий статус марза. По результатам опросов, проведенных в рамках настоящего исследования, в Армении выявлены пять основных районов (марзов), способных выполнить роль «точек роста» и имеющих наибольшие возможности для развития рекреации и туризма.

Анализ основных районов с туристским потенциалом свидетельствует, что именно эти районы имеют наибольшую привлекательность с точки зрения культурно-познавательного и религиозного туризма. В частности в Армавирском районе (марзе) расположен город Эчмиадзин-центр Армянской Апостольской Церкви. В Котайкском марзе находится языческий храм Гар-ни и монастырский комплекс Гегард, в Арагацотном марзе - Бюраканская обсерватория, в Гегаркуникском марзе - озеро Севан, в Тавушском марзе -санаторные зоны (Дилижан, Иджеван), в Лорийском марзе - монастырские комплексы (Ахпат, Санаин и Одзун), в Сюникском марзе - монастырский комплекс Татев, в Ширакском марзе - строения своеобразным архитектурным стилем с использованием базальтовых пород, в Вайоц Дзорском марзе - монастырский комплекс Нораванк и минералогический курорт Джермук. Все выделенные объекты обладают высокой туристской привлекательностью и способны определить туристско-рекреационную специализацию района.

Для внедрения конкурентоспособного армянского национального тур-продукта следует учитывать его специфику и формировать его с учетом уникальных возможностей туристского пространства Армении:

- культурно-историческое пространство насыщено различными историко-культурными объектами: памятниками истории, культуры, архитектуры, включая музеи, театры, выставочные центры, парки, усадьбы и прочее;

- естественное туристское пространство сохранено в практически первозданном виде и привлекает туристов богатыми природными туристскими ресурсами, дающими возможность заниматься активными видами спорта, контактировать с нетронутой природой и ма-лоизменными природными ландшафтами. Такой тип пространства составляют заповедники, заказники, национальные парки и иные природоохранные территории;

- этническое пространство, здесь подразумевается вся совокупность ценностей народа, связанных с конкретным историческим явлением. За пределами Армении проживают более 9 млн. армян более чем в 75 странах мира. И большинство посещающих Армению туристов традиционно составляют армяне диаспоры (более 70 %), которые посещают свою «историческую родину». Сама же Армении является моноэтническим государством, где 98 % населения составляют армяне.

Продвижение конкурентоспособного национального турпродукта Армении должно базироваться на формировании интерактивной туристской карты Армении, на которой будет представлено единое туристское пространство страны, включающее в себя такие важнейшие для Армении типы туристского пространства, как культурно-историческое, природное и этническое.

Благодаря созданию и продвижению интерактивной карты единого туристского пространства Армении потребители туристских и рекреационных услуг смогут выбрать путешествия и формировать индивидуальные туры.

В рамках государственной политики были разработаны и находятся в процессе реализации ряд мероприятий, необходимых для развития туристской сферы в целом, и в том числе формирования положительного имиджа Армении как страны, имеющей значительный туристский потенциал. Концептуальной основой развития туризма является необходимость разработки единой стратегии, на основе которых можно будет определять основные приоритеты, в частности: какие виды туризма следует развивать; на какие целевые рынки ориентироваться; какие районы республики продвигать в первую очередь; какой турпродукт формировать и рекламировать.

Вместе с тем, разрабатывая стратегию развития туризма, необходимо объективно оценивать сдерживающие негативные факторы, и дать рекомендации для устранения существующих проблем, к которым можно отнести:

- высокий уровень риска для туристов - Армения находится вне всемирной туристической карты, туристы считают ее нестабильным и небезопасным кавказским регионом. В этой связи для формирования позитивного имиджа Армении следует продвигать новые ассоциативные образы этой территории через СМИ, освещать положительные интересные события, активно пропагандировать и рекламировать страну за ее пределами;

- недостаток квалифицированных кадров - наличие квалифицированной рабочей силы в этой области очень ограничено, особенно за пределами Еревана. Для преодоления кадровых проблем необходимо развивать профессиональное туристское образование в республике, в том числе на основе изучения передового опыта и международного сотрудничества;

- неэффективная туристская политика - в стране нет государственной стратегии туризма и рациональной структуры органов управления туризмом, что требует совершенствование туристской политики республики и реальное признание туристской сферы приоритетным направлением развития государства;

- ограниченные транспортные возможности - ограниченный выбор авиакомпаний, неудобные расписания полетов, высокие цены на авиабилеты, сложный порядок получения визы. В этой связи требуется принятие серьезных политических и экономических решений направленных на развитие железнодорожного транспорта, строительство качественных автомобильных дорог и всей дорожной инфраструктуры.

Для эффективного решения вышеназванных проблем необходим комплекс мер по улучшению государственной политики в сфере туризма. В частности необходимо разработать национальную стратегию развития туризма, которая станет своего рода единой инструкцией для всего частного и государственного сектора. А также создать единую государственную структуру, которая будет заниматься вопросами развития туризма и рекреации со статусом министерства и следующими основными функциями: формирование и модернизация стратегии развития туризма; регулярное изучение (мониторинг) туристского сектора; разработка и реализация стратегии по продвижению страны, как туристской дестинации; сертификация услуг в области туризма; надзор за развитием туристско-рекреационных зон; защита и развитие наиболее ценных туристских территорий и др.

Имидж является не только экономической, но и в значительной степени политической категорией. В глобальной экономике он помогает продвигать товары, услуги, территории, в банковской сфере помогает привлекать клиентов, в политике способствует позитивному отношению к той или иной политической фигуре, способствует росту авторитета страны и ее политических и общественных институтов. В продвижение любой страны вовлекаются различные органы управления, а значит, их функции по формированию благоприятного имиджа должны быть четко определены. Исходя из того, что позитивный имидж страны создает благоприятный инвестиционный климат и помогает привлечению на ее территорию туристов, следует учитывать, что его формирование и продвижение - это долговременный процесс.

Таблица 2

Научно-практические рекомендации по усовершенствованию туристского имиджа на государственном уровне

Орган гос. управления Традиционные функции Рекомендуемые функции (расширенные)

Департамент Туризма Министерства торговли и экономического развития Армении - Нормативно-правовое регулирование в туристской сфере. - Создание условий для эффективного развития туризма и предпринимательской деятельности. - Реализация государственной политики Республики Армения в сфере развития туризма. - Разработка и реализация республиканских (региональных) программ, концепций и предложений по развитию туризма. - Создание благоприятных условий для инвестирования туристской индустрии. - Становление туризма как высокорентабельной отрасли экономики Республики Армения. - Организация участия страны в международных, республиканских и региональных выставках и ярмарках. - Подготовка различных интерактивных карт. - Изучение методики туристских ресурсов Армении. - Формирование регионального продукта. - Разработка и реализация программ по продвижению Армении как национального и международного туристического направления. - Разработка маркетинговой политики государства в краткосрочной и долгосрочной перспективе. - Издательская деятельность, организация публикаций о стране в зарубежной печати, презентаций.

Продолжение табл. 2

Орган гос. управления Традиционные функции Рекомендуемые функции (расширенные)

Министерство диаспоры - Укрепление связи Армения Диаспора. - Защита и популяризация за рубежом армянского культурного наследия. - Репатриация армян, желающих утвердиться на родине. - Организация паломничества молодёжи армянской диаспоры по священным местам Армении. - Разработка программ и содействие повышению авторитета армянских организаций зарубежья. - Помощь в развитии общеобразовательных и воскресных школ диаспоры, и другие учебные программы по обмену студентов. - Разработка и внедрение коммуникационной политики с армянскими диаспорами других стран. - Расширение образовательных программ по обмену студентов. - Привлечение потенциала армянской диаспоры. - Создание информационных центров и единой информационной базы. - Реализация программ с общинами: создание профессиональных сетей, организация общин, создание школ и другие мероприятия партнерства. - Содействовать участию предпринимателей диаспоры в экономических программах Республики Армения.

Министерство культуры - Изучение, развитие, защита, оценка, распространение, популяризация, внедрение национальных, духовных, исторических, культурных и туристических ценностей. - Сохранение исторических и культурных объектов - Развитие и углубление информатизации сферы культуры как в республике, так и за ее пределами. - Организация и развитие сотрудничества в области культуры с другими странами, а также расширение международных культурных связей. - Создание культурных центров за рубежом. - Подготовка и трансляция фильмов, видеороликов и телепередач об Армении. - Программы культурно-образовательного содействия армянским общинам. - Создание электронной библиотеки. - Издание многоязычной ежедневной электронной газеты с разделом посвященным туризму в Армении. - Поставка учебной литературы в общеобразовательные заведения армянской диаспоры.

Министерство иностранных дел - Осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Республики Армения. - Осуществляет государственное управление в области отношений Республики Армения с иностранными государствами и международными организациями. - Разрабатывает общую стратегию внешней политики и реализует внешнеполитический курс государства. - Осуществляет свою деятельность непосредственно через дипломатические представительства и консульские учреждения, представительства Армении при международных организациях. - Облегчение визовых формальностей. - Заключение международных договоров. - Пропаганда инвестиционного и туристского имиджа в странах пребывания. - Оказание внешнеполитического содействия по урегулированию таможенных тарифов и углубление торгово-экономических связей с зарубежными странами. - Улучшение качества работы посольств и консульств Армении за рубежом. - Сотрудничество с международными организациями в целях развития, миграции и защиты прав трудящихся и армян за рубежом. - Повышение эффективности политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты экономики Армении в условиях глобализации.

Продолжение табл. 2

Орган гос. управления Традиционные функции Рекомендуемые функции (расширенные)

Министерство образования и науки - Осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. - Развивать профессиональное туристское образование в республике, в том числе на основе изучения российского передового опыта и международного сотрудничества.

Продвижением имиджа Армении на сегодняшний день занимаются четыре органа исполнительной власти, в табл. 2 приводятся их функции и полномочия, а также практические рекомендации, направленные на совершенствование процесса продвижения имиджа Армении.

Список литературы:

1. Быба Ю.В. Государство должно нравиться своему народу (или размышления о роли имиджа страны в консолидации нации) // Власть. - 2007. - № 12.

2. Галумов Э.А. Имидж страны: компоненты структуры и коммуникации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.iamik.ru.

3. Город плюс имидж: теория, социокультурная практика, региональные проекты / Е. Бурлина; ГОУ ВПО «Самарский гос. мед. ун-т», упр-е инновационных технологий, каф. философии и культурологи. - Самара:, 2010.

4. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М., 2001.

5. Лапочкина В.В. Формирование имиджа туристских территорий: на примере Смоленской области: автореф. дисс. ... канд. эконом. наук: 08.00.05; [Место защиты: Рос. гос. ун-т туризма и сервиса]. - М., 2008.

6. Оганян Н.К. Роль туризма в формировании позитивного имиджа Республики Армения // Финансы и экономика: Армения. - 2009. - № 1. - 0,4 п.л.

ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО И ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКОГО ТУРИЗМА В СТАРОРУССКОМ РАЙОНЕ

© Серко Ю.С.*

Старорусский филиал Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, г. Старая Русса

Богатый ресурсный потенциал Старорусского района привлекателен для многих видов экстремального и приключенческого туризма, которые получили и имеют в будущем перспективу развития.

* Студент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.