Научная статья на тему 'Регулирование туристской отрасли в Республике Армения'

Регулирование туристской отрасли в Республике Армения Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1812
680
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТУРИСТСКАЯ ОТРАСЛЬ / РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ / GOVERNMENT REGULATION / TOURISM INDUSTRY / REPUBLIC OF ARMENIA

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Саргсян Мане Григорьевна

Рассматриваются вопросы развития туристской отрасли Республики Армения. Обосновывается положение о том, что развитие туристской отрасли в республике напрямую связано с участием частных структур в процессе развития данной сферы при активной их поддержке со стороны государства. Предложены основные направления в совершенствовании государственного регулирования туристской отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the development of the tourism industry in the Republic of Armenia. The development of the industry is linked with the participation of private entities in the development of the sector with the active support of the state. The author discusses the fundamental directions in improving state regulation in the tourism industry.

Текст научной работы на тему «Регулирование туристской отрасли в Республике Армения»

УДК 640.4

I РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ I В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ

Саргсян Мане Григорьевна, ассистент, mgrigorevna@gmail.com, Институт туризма и гостеприимства, филиал ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The article examines the development of the tourism industry in the Republic of Armenia. The development of the industry is linked with the participation of private entities in the development of the sector with the active support of the state. The author discusses the fundamental directions in improving state regulation in the tourism industry.

Рассматриваются вопросы развития туристской отрасли Республики Армения. Обосновывается положение о том, что развитие туристской отрасли в республике напрямую связано с участием частных структур в процессе развития данной сферы при активной их поддержке со стороны государства. Предложены основные направления в совершенствовании государственного регулирования туристской отрасли.

Key Words: government regulation, tourism industry, Republic of Armenia

Ключевые слова: государственное регулирование, туристская отрасль, Республика Армения

Рынок туризма не существует независимо от государства, государство и общество в значительной степени определяют вектор развития отрасли. Поэтому главными задачами государства являются разработка единой и эффективной стратегии развития туристической деятельности в стране, ее правовое и хозяйственное регулирование, оказание содействия предприятиям туризма и гостиничного бизнеса в развитии и совершенствовании их деятельности.

В соответствии с принятым в 2003 году Закона РА «О туризме и туристической деятельности» туризм был признан приоритетным направлением на всех официальных уровнях. Закон вошел в силу в начале 2004 года. До этого туризм регулировался Гражданским кодексом Республики Армения. С 1992 года в Армении туризм на уровне центральных органов исполнительной власти 4 раза из компетенции одного многоотраслевого министерства переходил в компетенцию другого министерства. Сейчас в Армении федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление, межотраслевую и межрегиональную координацию в сфере туризма, государственную политику в сфере сохранения и развития объектов индустрии

туризма, является Департамент туризма и регионального экономического развития Министерства экономики Республики Армения (рис. 1).

В некоторых областных центрах Армении существуют отделы по туризму или специалист по туризму, находящиеся в подчинении губернаторов. Однако местные турадмини-страции практически не имеют никаких прав. Всеми вопросами лицензирования деятельно-

Рис. 1. Министерство экономики РА

О ни

.ГУ НН

о

.2 и

чЭ ни

О г1

Н

к

2>

8 5

3

о *

3 к та о н а

05

§ ^ й " 2 “ Я о Е Я Я

00 О 8 ®

В ^ я л

нн Я > ^ ' н р 2 о Д -3

р

о

о

к

е

к

7^

Р

С

к

5

н

к

о

Н ИН

^ о к Щ

к

►о

о ° 2 ® О 05 Н м

о в

е Я о Со

я £

^3 Й

X

ю о

° 8 о Я 00 <<

о ^

•3 ■§

В ц 2 ^ 9 “ а

Й к &

н к 2 ?

О!

О Й

й я

05 И

^ л ?£ ** к

X

Й

о

К)

о

я 5

Яс Й Й § 2 о1 а та » К)

о о и>

я ^ я я 2 3 я ь* я я

о Яс Н <<

,та та

' 05 «

о

Я

3=

а

§

К

2

•ё

о

X

X

о

ас

я

о

:-■:

Регулирование туристской отрасли в Республике Армения

на основании Протокольного постановления Правительства Республики Армения от 20 апреля 2000 года №15 «Концепция развития туризма в Республике Армения», в соответствии с которой приняты следующие правовые акты, регулирующие сферу туризма в Армении.

1. Закон Республики Армения № 946 от 17 декабря 2003 года «О туризме и туристической деятельности».

2. Решение Правительства Республики Армения № 945 от 10 июня 2004 года «Об утверждении порядка лицензирования деятельности гидов и проводников и формы лицензии».

3. Решение Правительства Республики Армения от 10 июня 2004 года № 946 «О порядке и определении условий предоставления гостиничных услуг, об утверждении порядков клас-

сификации объектов гостиничного хозяйства, о процедуре проведения классификации объектов гостиничного хозяйства».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Приказ Министра торговли и экономического развития Республики Армения № 130 от 16 июля 2004 года «Об утверждении перечня тестовых вопросов для проверки профессиональной квалификации гидов и проводников в Республики Армения».

5. Приказ Министра торговли и экономического развития Республики Армения № 212 от 17 октября 2005 года «Об утверждении порядка ношения именной карты гидами и проводниками в РА».

В 2000 году была утверждена Государственная программа развития туризма в Республике Армения до 2005 года. С 2004 года ежегодно утверждаются новые программы развития ту-

Таблица

Основные цели Концепции развития туризма в Республике Армения до 2012 года, утвержденной от 13 февраля 2008 года

2006 2010 2020 2030

Первичные цели

Международные туристские посещения (при 9% среднегодовом темпе роста) 381000 600000 $1.5 млн $3 млн

Доходы от въездного туризма (при 11% среднегодовом темпе роста, в ценах 2007 года) $269 млн $480 млн $1.35 млрд $3 млрд

Внутренние туристские посещения 308000 500000 1млн. 1.5млн.

Доля занятости в сфере туризма в общей занятости 1,7% 1,8% 1,9% 2.0%

Вторичные цели

Доля армянского рынка в Европе 0.08% 0,1% 0,18% 0.31%

Количество гостиничных мест 7372 22416 49315 51370

Средняя загрузка гостиниц 22% 33% 50% 60%

Ежедневные расходы на душу населения (в ценах 2007 года) $36 $40 $60 $67

Место Армении в индексе «Туризма и Путешествий» Международного экономического форума 74 69 <60 <50

Расходы правительства на туризм $616000 $1,3 млн $7,9 млн $49 млн

Третичные цели

Доля туристов с целью отдыха 11.6% 15% 20% 25%

Количество туристов с целью отдыха 44196 90000 300000 750000

Доля туристов из диаспоры 62% <60% <55% <50%

Количество туристов из диаспоры 236220 360000 825000 1.5 млн.

Доля туристов из диаспоры, впервые посещающих Армению 8% 10% 20% 20%

Средняя продолжительность пребывания 20 дней 20 дней 15 дней 15 дней

Доля туристов, повторно посещающих Армению 80% 70% 60% 50%

ризма в Республике Армения. В них анализируются результаты предыдущей программы и ставятся цели, задачи, ожидаемые результаты новой программы и способы их достижения. Анализируя эти программы можно увидеть, что в основном все цели, задачи повторяются и на практике многое из перечисленного в них не реализуется в полной мере:

•не утвержден список специальностей для индустрии туризма;

•не созданы тематические библиотеки для данной сферы;

•не создан туристический сайт про город Цахкадзор;

•не внедрены сателлитовые счета для более подробного анализа;

•не разработаны методика и методология оценки эффективности программ.

Основная причина в том, что на государственном уровне для реализации этих программ выделяются незначительные финансовые средства, хотя ежегодно выделенные средства увеличиваются. Практика многих стран показывает, что без вложения государственных средств невозможно полноценное развитие туризма не только в кризисные моменты, но и в более благоприятной экономической ситуации. В 2000 году на развитие туризма Армении было выделено $113000, в 2004 году $155000, в 2008 году — $755000. Для сравнения, бюджет Турции только на рекламу и маркетинг составляет $60 млн ежегодно, у Хорватии — $30 млн, у Эстонии — $4 млн. Из выделенных средств примерно 25% являются бюджетными, остальные 75% — внебюджетные средства, в том числе собственные средства предприятий индустрии туризма, банковские кредиты, средства общественных организаций, иностранные и национальные инвестиции. Бюджетные средства направлены, в основном, на развитие нормативно-правового поля и на рекламно-информационную деятельность.

Маркетинговые исследования в сфере туризма, научно-исследовательская деятельность, совершенствование системы подготовки кадров и др. осуществляется, в основном, за счет внебюджетных средств.

Решением Правительства Армении в 2006 году город Цахкадзор, в 2008 году город Джер-мук и в 2009 году Монастырский комплекс Татев и прилегающие территории были признаны туристскими центрами.

В 2008 году, кроме ежегодной Программы развития туризма, была принята Концепция развития туризма в Республике Армения до 2012 года (табл. на с. 102).

В рамках осуществления государственной политики в сфере туризма были проведены следующие мероприятия:

•в 1997 году в Стамбуле на 12-й Генеральной Ассамблее ВТО было принято решение

о членстве Армении Всемирной Туристской Организации (UN WTO);

•с 2000 года при патронаже министерства экономики РА ереванским представительством Американского союза туроператоров (ASTA) и Армянской ассоциацией туристических агентств (ААТА) ежегодно организовывается международная туристическая выставка «Страна говорящих камней» CTS;

•в 2001 году для формирования и представления на международном туристическом рынке Армении, как страны благоприятной и привлекательной для туризма, было создано ЗАО «Армянское Агентство Развития Туризма» (ААРТ);

•с января 2005 года, в процессе лицензирования деятельности гидов и проводников 121 гида и 3 проводника получили лицензии на осуществление соответствующей деятельности. Лицензирование гидов проводит Министерство экономики, но хотелось бы, чтобы в составлении вопросников принимали участие профессиональные гиды, которые имеют опыт работы в этой сфере. В 2005 году усилиями бывших гидов интуриста была создана общественная организация «Гильдия гидов» для защиты профессиональных интересов и защиты рынка от неквалифицированных гидов. Профессиональные гиды данной организации отмечают, что требования к объему знаний гида недостаточны для выбора квалифицированных и компетентных людей;

•в рамках проведения классификации объектов гостиничного хозяйства шесть гостиниц и четыре жилища, предназначенные для отдыха (B&B) получили соответствующие категории;

•с 2004 года турпродукт Армении представляется на признанных в мире важнейших туристических выставках-ярмарках;

•с января 2005 года в Армении начат процесс проверки соответствия объектов гостиничного хозяйства требованиям закона РА «О туризме и туристической деятельности», в

Рис. 3. Факторы внешней среды индустрии туризма и гостеприимства Республики Армения

рамках которого проведены проверки в ряде объектов гостиничного хозяйства;

•в целях сотрудничества в сфере туризма Правительством Республики Армения подписаны двусторонние соглашения с правительствами 27 государств;

•с 2005 года проводятся познавательные туры в Армению. Но каждый год приглашаются журналисты и туроператоры только из одной или двух стран;

•в ноябре 2005 года в Тбилиси армянская делегация приняла участие во втором рабочем семинаре по статистике и стеллитовому счету в туризме;

•в декабре 2005 года совместно с Всемирным Банком в городе Цахкадзор состоялся региональный форум в рамках программы «Транс-кавказская инициатива»;

•с сентября 2006 г. по каналу CNN и EuroNews началась трансляция двух видеороликов, представляющих Армению. В 2009 году прекратили показ этих рекламных роликов;

•с ноября 2008 года выходит ежемесячный журнал «Discover Armenia».

•21 августа 2009 года в Армении состоялась премьера одночасового фильма про Армению, выпущенного испанскими компаниями Buzz Business и Trance Globe. Испанская компания TVI уже купила фильм и собирается показать его на всех континентах. Телеканалы Discovery и Ray Italia тоже заинтересованы в фильме;

•27 сентября 2009 года департамент туризма при содействии союза туроператоров Армении в гостинице Марриотт-Армения отметил международный день туризма и признал

этот день официальным праздником в Армении. Впервые в этот день департамент туризма вручал медали за вклад в развитие отрасли.

Развитие отрасли предполагает участие государства, ассоциации, вузов, которые оказывают воздействие на его функционирование. Результаты исследований, проведенных Всемирной туристической организацией (ВТО), показали растущее участие частных структур в процессе развития международного туризма при активной их поддержке со стороны государства. На развитие индустрии туризма и гостеприимства Республики Армения влияют также «Конкурентоспособный частный сектор Армении» (USAID/CAPS) и общественные организации (рис. 3).

Конкурентоспособный частный сектор Армении (CAPS) — это программа помощи, финансируемая Агентством США по международному развитию (USAID). CAPS основное внимание уделяет улучшению делового климата и укреплению сотрудничества между предприятиями в определенных отраслях: в информационных технологиях, туризме и фармацевтике. Большинство отраслей включает различные категории заинтересованных сторон. К ним обычно относятся правительство как регулирующая отрасль сторона; учебные заведения, готовящие рабочую силу; компании по развитию бизнеса, предлагающие консалтинговые услуги; и сама отрасль, поставляющая товары или услуги клиентам. CAPS в основном занимается координацией всех заинтересованных сторон для достижения взаимодополняющих целей, чаще всего в области маркетинга и формирования имиджа, совершенствования инфраструктуры отрасли, финансирования, повышения качества подготовки кадров и лоббирования. В сфере туризма и гостиничного бизнеса CAPS тесно сотрудничает с Департаментом туризма, с Национальной статистической службой, с армянскими и американскими вузами.

Как уже говорилось, сфера туризма и гостиничного бизнеса регулируется и общественными организациями, влияние которых на отрасль пока незначительно. Общественный сектор в сфере туризма представляют следующие общественные организации:

1) «Гильдия гидов», как уже говорилось, была создана в 2005 году. В 2007 году гильдия армянских гидов присоединилась к Всемирной федерации ассоциации гидов (WFTGA). С целью повышения квалификации гидов Армении в 2009 году «Гильдия гидов» провела семидневный семинар при поддержке программы CAPS USAID и Немецкого университета в Армении. Из 10 участников семинара 6 по итогам экзаменов получили сертификаты WFTGA.

2. «Союз гостиниц Армении» — союз юридических лиц. Ассоциация была основана в 2006 году по инициативе 8 местных гостиниц при содействии американского Агентства Международного Развития (USAID). На сегодняшний день в ассоциацию входят 17 членов, в том числе 10 ереванских гостиниц,

1 гостиница в Нагорном Карабахе, 4 областных гостиниц, ООО Fittich Haldy армяношвейцарское совместное предприятие в сфере обеспечения и поддержания систем безопасности и Ереванский Государственный Гуманитарный Колледж. Целями Ассоциации являются: представление гостиниц Армении на локальном и международном уровне; повышение квалификации сотрудников гостиниц; предложение налоговых и законодательных реформ в сфере туризма, направленных на создание более благоприятного поля; создание единого информационного центра для гостиниц; сотрудничество с другими организациями и ассоциациями в сфере туризма.

3. «Союз туроператоров Армении по въездному туризму» (СТАВТ) — союз юридических лиц, основная цель которого в продвижении интересов индустрии туризма, а точнее, интересов туроператоров. СТАВТ проводит мониторинг и исследует проблемы, имеющие юридическую, экономическую или техническую природу, касающиеся индустрии туризма в Армении, в целях информирования и консультации членов союза. Членами союза являются 15 туроператоров: Армен Тур Травел, Армения Травел +М, Аварайр тур, Левон Травел, Ме-нуа Турс, Спутник и др., а также Армянский Институт Туризма.

4. «Армянская туристическая ассоциация» — общественная организация, занимающаяся исследовательской, информационной, публицистической (журнал «Туризм»), консультационной, образовательной деятельностью.

5. «Армянское представительство американского союза туристических агентств» (ASTA) было учреждено в 1998 году, принимает активное участие в обсуждении различных тем и проектов с правительством Армении, предоставляет консультации государственным и частным учреждениям. Организация участвует в различных проектах и мероприятиях, направленных на развитие туризма Армении. С 2002 года Армянское представительство ASTA поддерживает Армянской ассоциации туристических агентств (ААТА) в организации ежегодной туристической выставки CTS.

6. «Армянская ассоциация туристических агентств» (ААТА) создана в 1999 году, объединяет более 20 армянских предприятий индустрии туризма. Целью организации является развитие индустрии туризма в Армении, тесное сотрудничество и налаживание контактов между участниками отрасли, организация различных мероприятий, такие как CTS ежегодная туристическая выставка в Армении (8 выставок с 1999 года), образовательных семинаров, конференций в Армении и участие на конференциях и туристических ярмарках за рубежом, а также представление и продвижение Армении в мире туризма. Организация сотрудничает с различными консалтинговыми компаниями и туристическими ассоциациями в области стратегического планирования и разработки проектов в сфере туризма.

7. «Армянская ассоциация экотуризма» (1997 год) — неправительственная некоммерческая организация, основанная с целью сохранения, восстановления и поддержки природного и культурного наследия, а также повышения благосостояния населения путем развития экотуризма. Членами организации (их 85) являются представители разных профессий, специалисты в области природного и культурного наследия и туризма.

8. «Ассоциация ресторанов Армении» (АРА) основана в 2006 году, стремится к повышению качества продукции и услуг в сфере общественного питания, предоставляя поддержку своим членам, а также внедряя новые технологии, рецепты и методы приготовления

пищи. Членами АРА являются сетевой ресторан, сетевое кафе и 6 ереванских ресторанов и кафе.

В 2009 году Армения заняла 77-е место в рейтинге «государственная политика и регулирование» стран мира Travel&Tourism Competitiveness Report 2009, опубликованном в рамках Всемирного экономического форума. За год рейтинг Армении упал на 14 пунктов. В рейтинге Travel&Tourism Competitiveness Report 2009 представлено 133 страны, куда теоретически может приехать иностранный путешественник. В рейтинге «прозрачность государственной политики» Армения занимает 103 место. Этот показатель измеряет восприятие уровня доступности к информации или распространения информации об изменениях в политике и подзаконных актах, затрагивающих туристскую сферу. Можно назвать несколько причин низкого рейтинга, в том числе отсутствие взаимодействия туристических предприятий с правительством или плохого распространения информации для индустрии правительством. Если частному сектору не известна государственная политика или он не участвует в разработке нормативных актов, затрагивающих индустрию туризма, невозможна совместная эффективная работа по развитию инфраструктуры туризма. За год рейтинг Армении по этому показателю улучшился на один пункт, однако по сравнению с соседними Азербайджаном и Грузией это улучшение является незначительным (рейтинги соседних республик возросли на 14 и 10 позиций соответственно).

В зависимости от степени цивилизованности государства и при большем приближении к понятию правового государства законодательство становится более детальным и полным: должен быть урегулирован каждый элемент взаимоотношений «турист — предприятие (турфирма, гостиница)», «турист — государство», «предприятие — государство». Для этого необходимо усовершенствовать закон РА «О

туризме и туристической деятельности», осуществив следуюшие мероприятия:

1. Уточнить понятие «туризм», ввести понятия «экскурсант», «индустрия туризма»; уточнить особенности формирования, продвижения и реализации турпродукта; унификация порядка оказания туристских услуг (порядок оказания этих услуг законодательно не регламентируется, осуществляется по усмотрению туроператоров и турагентств); установить перечень существенных условий договора с туристом; ввести категоризацию гостиничных номеров.

2. Предоставлять льготные кредиты, установить налоговые и таможенные льготы гостиницам и турфирмам, занимающимся внутренним и въездным туризмом. Увеличить прямые бюджетные ассигнования на реализацию государственных целевых программ развития туризма.

3. Уменьшить паспортные и визовые ограничения при въезде в страну. В 2009 году Армения заняла 117-е место среди 133 стран в рейтинге «требования к получению визы» стран мира Travel&Tourism Competitiveness Report.

4. Усилить меры, принимаемые государством по сохранению окружающей среды, культурного и исторического наследия. В 2009 году в рейтинге «Обеспечение экологического регулирования» Travel&Tourism Competitiveness Report Армения заняла 128-е место в рейтинге

5. Содействовать кадровому обеспечению туристической и гостиничной деятельности, развитию научных исследований в данной сфере.

6. Создать представительства ААРТ за рубежом. Например, Национальное управление по туризму Италии (ENIT) имеет 20 представительств в 16 странах.

7. Совершенствовать систему показателей государственной статистической отчетности в гостиничной и туристской сфере.

Литература

1. Закон Республики Армения № 946 от 17 декабря 2003 года «О туризме и туристической деятельности».

2. Гуляев В.Г., Селиванов И.А. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие. М: Советский спорт, 2008.

3. http://www.mineconomy.am/ru/20/ (дата обращения: 10.09.2009).

4. http://armeniainfo.am/index.php (дата обращения: 10.09.2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.