Туризм и рекреационная география
Арктического Федерального университета имени М.В. Ломоносова;
Россия, 163002, г. Архангельск, Набережная Северной Двины, 17; e-mail: [email protected]
Department, Northern Arctic Federal University
named after M.V. Lomonosov;
17, Severnaya Dvina Emb., Arkhangelsk, 163002,
Russia;
e-mail: [email protected]
Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:
Потапов И. А. Проблемы и перспективы развития туризма в малых исторических городах Архангельской области // Географический вестник = Geographical bulletin. 2016. № 4 (39). С. 100-109. doi 10.17072/2079-7877-2016-4-100-109 Please cite this article in English as:
Potapov I. A. Tourism development problems and prospects in small historical towns of the Arkhangelsk region // Geographical bulletin. 2016. № 4 (39). P. 100-109. doi 10.17072/2079-7877-2016-4-100-109
УДК 796.5:338.48(470+571)
А.А. Сафарян
СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В
РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ
Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь
Исходя из тенденции непрерывного роста количества туристов начиная с 2000-х гг. в Республике Армения (РА) вырос масштаб научных исследований в этом направлении. Несмотря на большое количество публикаций на туристскую тематику, их основная часть посвящена экономическим и локальным исследованиям, что требует появления обзорных работ о состоянии сферы туризма в целом и предпосылках его дальнейшего развития. В первой части статьи приводятся результаты экспертного опроса специалистов по туризму Армении, позволившие выявить особенности современного состояния и тенденции развития туризма в стране.
В последующих частях рассматривается экологическое состояние окружающей среды, влияющее на развития туризма как деятельности и принятия туристов; дается сравнение некоторых критериев экологичности в 1980-х гг. и на сегодняшний день. Для выявления экономической и социальной ситуации определены такие критерии, как средняя зарплата населения, вложения в сферу туризма, государственная политика, уровень и количество трудовых ресурсов, уровень миграции и т.д.
Для конечной оценки социально-эколого-экономических предпосылок проводится СВОТ-анализ с использованием всех полученных результатов.
Ключевые слова: социально-эколого-экономические факторы, Республика Армения, СВОТ, ООПТ.
АА. Safaryan
SOCIO-ECOLOGICAL AND ECONOMIC PREREQUISITES FOR TOURISM DEVELOPMENT
IN THE REPUBLIC OF ARMENIA
Perm State University, Perm
Due to the continuous growth in the number of tourists in Armenia since the 2000s, the scope of scientific research into this field of tourism has increased. There are a lot of publications on the subject of tourism, but their main part is devoted to economic and local studies. Therefore, it is necessary to write about the state of the tourism industry in general and about prerequisites for its further development in particular.
This paper considers the ecological state of the environment in terms of tourism development. In order to illustrate the situation, we compare certain environmental criteria in the 1980s and today. To identify the economic and social situation, some criteria are determined, namely the average salary of the population,
© Сафарян А.А., 2016
Туризм и рекреационная география
investments in the sphere of tourism, public policy, the level and amount of human resources, the level of migration, etc.
The article presents the results of an expert survey, in which Armenia's specialists in tourism participated. The analysis of the survey results allowed us to reveal the peculiarities of the current state and trends in tourism development in Armenia. SWOT analysis with the use of all the results has been conducted for the final assessment of the socio-ecological and economic conditions.
Keywords: socio-ecological and economic factors, Republic of Armenia, SWOT, SPNT.
doi 10.17072/2079-7877-2016-4-109-117
Многие ученые утверждают, что для выявления туристского потенциала территории очень важна общая оценка социально-эколого-экономической (СЭЭ) ситуации. Ранее отмечалось прямое влияние на туризм таких экономических факторов, как ценовая политика и инфраструктурное обеспечение. В настоящее время дополнительно рассматриваются экологические и социальные факторы. Это обусловлено внедрением экологических технологий в туризме, продвижением экологических направлений в мировом туризме, особенно интенсивно у стран-лидеров в сфере туризма. Важность социальных факторов возросла благодаря популяризации этнографических туров и увеличению роли международного туризма в жизни отдельных городов, курортов и стран. Важность этих факторов была отмечена А.В. Дроздовым [2].
С целью решения вопросов в сфере туризма были реализованы следующие этапы исследования: проведён экспертный глубинный опрос специалистов туризма Армении, выявлены особенности и влияние на туризм экологической, социальной и экономической ситуаций в РА, составлен комплексный анализ ситуации. На завершающем этапе проведен СВОТ-анализ для конечного обобщения полученных результатов всех этапов исследования.
Для определения некоторых особенностей развития сферы туризма проведен экспертный опрос в РА, в котором участвовали 15 экспертов по туризму: не только практики и теоретики, но и государственные служащие. Опрос был проведён в виде глубинного интервью. Продолжительность встречи с каждым из специалистов составила 35-50 мин. Наряду с этим им было задано 10 основных вопросов (таблица). Ответы экспертов на эти вопросы даны в виде обобщающих суждений. Интересно заметить, что в зависимости от сферы деятельности опрашиваемых ответы были разными. Например, на вопрос о развитии туризма в РА работники министерства настроены очень оптимистично, большинство ученых отмечали положительные тенденции, но при этом указывали на необходимость конкретных действий, работники туристских предприятий оценивали ситуацию более критично.
Туристский опрос специалистов по туризму РА
№ n/n Вопрос Ответ
1 Популярные виды туризма Традиционные виды: познавательный, культурный, паломнический, оздоровительный
2 Основные страны туристского потока Россия, Грузия и Иран, также Германия, Франция, Италия, Австрия, ОАЭ и этнические армяне
3 Возраст туристов Старше 50 лет (связано с дороговизной перелета, с видами туризма)
4 Чем довольны туристы? Гостеприимство, кухня, пейзажи, природа, историко-культурное наследие
5 Чем туристы недовольны? Дороги, цены на перелет (Министерство экономики предпринимает меры по снижению цены на перелет. Страна вошла в содружество «Открытое небо»)
6 Тенденции в изменениях потоков туристов Операторы отмечают спад количества туристов, что подтверждается данными об иностранных туристах за первое полугодие 2015 г. Несмотря на эту общую тенденцию, предпринимаются действия по увеличению их количества
7 Выявленные проблемы Слабая узнаваемость страны в мире как туристской дестинации, разработка и создание положительного имиджа страны, отсутствие необходимого законодательства, регламентирующего туристскую деятельность
Туризм и рекреационная география
Окончание таблицы
№ n/n Вопрос Ответ
8 Каковы конкурентные преимущества страны? Качество сервисного обслуживания на региональном уровне, национальная кухня, культура и обычаи, природный и историко-культурный потенциал, этнические армяне, проживающие в других странах, поддерживающие постоянный поток туристов РА, носители и распространители элементов армянской культуры
9 Основные туристские направления внутри страны Ответы в основном совпадают с популярными дестинациями: города Ереван, Дилиджан, Эчмиадзин, Джермук, озеро Севан, территории монастырей Санаин-Ахпат, Татев и т.д.
10 Новые тенденции на рынке туристских услуг Появление «офроуд» маршрутов, пешего туризма, джипинга и развитие экстремальных видов туризма. Кроме этого, популярными стали совместные туры с Грузией, Ираном и с Турцией. Один из таких межнациональных туров называется «Гора Арарат с трех сторон»
Учитывая приведенные ответы, положительным можно считать признание туристами уникальности туристского продукта, предлагаемого РА, а также неуклонный рост количества туристов в стране, развитие популярных дестинаций, обладающих значительным туристским потенциалом в виде историко-культурных и природных аттрактантов. При всем этом огромную роль в формировании туристских потоков в РА играют этнические армяне.
Из негативных факторов можно выделить недостаточность туристкой инфраструктуры, дороговизну транспортных услуг (например, авиаперелетов). Влияют на развитие туризма слабая узнаваемость страны и недостаточно хорошо разработанное законодательство в сфере деятельности туристских организаций.
Экологическое состояние Республики Армения. Единственной сферой, на которую положительно повлияло разрушение производства в постсоветские годы, можно считать экологическую. Очень быстрыми темпами сокращалась добыча полезных ископаемых и закрывались экологически грязные производства. До минимума снизилось производство химической продукции, которое давало 30% производственной продукции Армянской СССР в 1980-е гг.
На сегодняшний день основное загрязнение окружающей среды приходится на воздушный и водный бассейны. Выброс вредных веществ в атмосферу составляет 261 000 т (2013 г.). Этот показатель стабильно держится последние 5 лет [6]. Половина выбросов связана с автомобильным транспортом. Наиболее загрязнен воздух над городами Ереван, Алаверди и Раздан. Наибольшему загрязнению подвержены речные бассейны Раздан, Дебет, Вохджи. Загрязнение последних двух связано с производством меди и молибдена в городах Алаверди и Каджаран.
Положительной тенденцией следует назвать повышение уровня воды в озере Севан, которое после 1990-х гг. дважды оказывалось на грани зацветания и превращения в болото. Отмечается увеличение лесовосстановительных работ, которые составили 275 га (2013), что на 40% больше, чем в какой-либо из предшествующих последних годов. Предпринимаются усилия для развития экологичных видов производства: переработка мусора, вторичное использование отходов, развитие биоэнергетики, гидроэнергетики, строительство солнечных и ветровых электростанций.
Оценку геоэкологической ситуации в РА, основываясь на данных загрязненности воздушных и водных бассейнов, эрозии и нарушения земель, провела Г.П. Алексанян [7]. В результате от загрязнения наиболее страдают те регионы, где ведется добыча полезных ископаемых. Высокий уровень загрязнённости Еревана связан с концентрацией производств и автомобилей. В меньшей степени пострадали марз Вайоц Дзор, где главным производством является разлив минеральных вод «Джермук», и марз Арагацотн, расположенный на южном и восточном склонах горы Арагац, где отсутствует загрязняющее производство.
В стране имеется 4 национальных парка (НП), 3 заповедника (ЗП) общей площадью 272 000 га и 27 государственных заказников (111 000 га) [6]. В дальнейшем планируется организация новых территорий, имеющих охранный статус. На ООПТ приходится 13% всей территорий страны (аналогичный показатель в США, Норвегии, Новой Зеландии, Дании не достигает 7%). Территории подобного статуса обладают значительным потенциалом для развития эко- и геотуризма.
В итоге, экологическая ситуация в РА относительно благоприятная. Несмотря на нестабильную экологическую ситуацию в отдельных марзах, влияние экологического фактора на туризм в целом можно считать положительным. Важно в дальнейшем исследовать горные ландшафты и лесные
Туризм и рекреационная география
массивы для выявления их рекреационной емкости, пропускной способности и организации контроля их использования.
Социально-экономическое состояние Республики Армения. Для оценки социально-экономического состояния в контексте туристского потенциала нами были использованы материалы учреждений РА (Службы национальной статистики [8], Министерства экономики [7], Министерства охраны природы [6]), сведения из документа «Концепция развития туризма РА» [5]. Привлечены материалы: «Доклад о международных визитах на пограничных постах РА»[1], Исследование USAID «Tourism development strategy review» [11], доклад «Международного экономического форума по туризму и путешествиям»[9], а также результаты экспертного опроса, проведенного автором в РА в 2015 г.
Методология оценки социально-экономического потенциала РА основана на работах [3; 4]. В таких исследованиях чаще всего характеризуются условия развития туризма в конкретном регионе, выявляются особенности территории. Применение СВОТ-анализа основывалось на работе N. Collins-Kreiner и G.Wall [10].
Армения после распада СССР до сих пор находится на переходной стадии развития. После разрушения старой экономики не сформировалась новая, удовлетворяющая сегодняшние рыночные потребности. Начиная с 1998 г. в стране были зарегистрированы устойчивые темпы развития экономики с небольшими перепадами. ВВП в 2013 г. составил 9,495 млрд долл. США. Если ранее в стране существовала хорошо развитая промышленность, которая составляла более половины ВВП, то сегодня её доля в ВВП меньше 1/3.
В сфере туризма и путешествий изменения за последние 15 лет можно охарактеризовать следующим образом. Появившись в 1990 г. на туристской карте мира, Армения к 2005 г. стала узнаваемой страной, определилась ее туристская идентичность. Изменилось общее представление о туристском характере страны благодаря объективным факторам и новым источникам информации. С появлением туристов отели начали реконструироваться, строились новые, повысился уровень обслуживания в разных сферах благодаря приходу в страну мировых гостиничных сетей, а также информационной доступности и саморазвитию. Во всех сферах обслуживания в Армении можно встретить мировые бренды, однако в сфере общепита более популярной является продукция местной кухни. Не являясь традиционной сферой экономики, туризм определяет развитие многих сфер деятельности в этой области: увеличение количества возможных видов туризма, повышение уровня профессионализма персонала, обновление инфраструктуры. Об этом говорится в концепции развития туризма, рассчитанной до 2020 г. [5]. Основными направлениями в данной концепции являются усовершенствование инфраструктуры, сохранность и популяризация историко-культурных и туристских природных объектов, создание позитивного имиджа РА, улучшение правовой базы деятельности туристских организаций.
Население в стране в 2013 г насчитывало 3 млн чел., из которых трудовыми ресурсами (ТР) считаются 2,2 млн чел. Уровень занятости составляет 53%, официально зарегистрировано безработных 56 000 чел., а по неофициальным данным их в 4 раза больше. Средняя зарплата составляет 330 долл. США. Исходя из этих факторов, можно говорить о неблагоприятном финансовом положении населения. Высокая безработица обусловливает значительный темп миграций, причем немалое количество выезжающих являются специалистами с высшим образованием.
Безграмотность в стране отсутствует, но и процент людей с высшим образованием невелик. Положительным фактором является то, что в стране большая часть населения знает как минимум один международный язык, и значительная часть владеет несколькими языками (одним из обязательных требований высшего образования является знание иностранного языка). Каждый пятый человек может разговаривать на иностранном языке и помочь при необходимости зарубежному туристу. В республике действует 6 заведений высшего и профессионального образования, готовящих кадры для работы в сфере туризма и обслуживания. Выпуск специалистов составляет в среднем 400 чел. в год, а количество студентов по специальностям указанной сферы достигает 1600 чел. и имеет тенденцию к увеличению.
По некоторым параметрам занятость людей в сфере туризма недостаточна. На 10 700 гостиничных номеров приходится всего 4 600 работников, что составляет 0,4 чел. на каждый номер. По оценке USAID (Edmic) эта цифра намного ниже по сравнению с европейскими странами. В России в среднем этот показатель равен 2, а в Индии - 1,6. В связи с этим сервис в гостиницах не достигает необходимого уровня.
2016 Географический вестник 4(39)
Туризм и рекреационная география
Рис. 1. Популярные туристские объекты и инфраструктура
На сегодняшний день действуют 334 объекта гостиничного хозяйства (гостиница, мотель, лечебница, пансионат, хостел, лагерь), 36% из них располагаются в Ереване. Номерной фонд в стране составляет 9 805 комнат, в них одновременно могут разместиться 12 640 чел. Гостиницы составляют половину всех объектов размещения (6 497 комнат, 12 640 спальных мест). В стране имеются гостиницы всех категорий, что дает возможность принимать туристов, имеющих разные предпочтения.
На рис. 1 представлены инфраструктурная сеть (сеть автомобильных, железных дорог и городов с населением более 10 тыс. жителей) и наиболее популярные туристские объекты. Дорожная сеть довольно густая, к большинству туристских объектов есть дороги, что дает возможность путешествовать на автомобиле по всей территории страны. Другая интересная особенность состоит в том, что рядом с туристскими объектами расположены города, где туристы могут удовлетворить потребности в питании и жилье. Республику Армения ввиду малой площади, обильности туристских объектов, густой дорожной сети и наличия объектов сервиса можно назвать туристской дестинацией и целостной туристской территорией.
Данные о туристгенерирующих странах были взяты из «Доклада о международных визитах на пограничных постах РА» [1]. Были опрошены 23,6 тыс чел. Опрос проводился каждые семь дней каждого месяца в течение года. Половину прибывших составили этнические армяне, что говорит о
Туризм и рекреационная география
популярности этнического и гостевого туризма. Среди стран бывшего СССР лидерами являются Россия и Грузия, за ними следуют Украина и Белоруссия. Из стран Европейского Союза лидируют по формированию турпотока Германия, Франция, Италия, Австрия. Из других стран следует отметить Китай, Японию, Израиль, Ливан, Индию. Удаленность РА от основных туристгенерирующих регионов, таких как Центральная, Западная и Северная Европа, Северная Америка, Восточная Азия (Южная Корея, Китай), играет негативную роль в формировании турпотока.
ч
Рис. 2. Посещаемость и размещение туристов в РА по марзам
В настоящее время Армения находится в геополитически нестабильном регионе: закрыты границы с восточным и западным соседями Турцией и Азербайджаном, ведутся перманентные локальные приграничные военные действия. Данная геополитическая ситуация негативно влияет на развитие туризма. С другой стороны, Армения как первое государство мира, принявшее христианство на государственном уровне, находится в окружении мусульманских стран (кроме северного соседа Грузии), т.е. территория страны является «мостом» между мусульманским и христианским миром. Это обстоятельство влияет на туристские тенденции сегодня и обладает скрытым эффектом влияния в будущем, а также может стать одной из основных туристских идей.
По посещаемости и местам ночлега карта РА будет выглядеть следующим образом (рис. 2). В Гехаркунике чаще останавливаются в летний сезон и реже в зимний, что связано с пляжным отдыхом у озера Севан. Большинство туристов посещают город Ереван, что обусловлено его ролью как делового и образовательного центра.
Туризм и рекреационная география
Для более глубокого понятия данной тенденции рассмотрим природные и историко-культурные объекты по марзам (рис. 3). На территории страны насчитывается свыше 24 000 историко-культурных памятников и разнообразных природных памятников, последние обусловлены ландшафтной привлекательностью горного рельефа. Главными видами туризма являются паломнический, историко-культурный, познавательный и лечебный. Быстрыми темпами развивается приключенческий туризм. Несмотря на большое количество туристских объектов в пределах малой площади страны, их дифференциация значительна. По числу природных туристских объектов лидерами являются марзы (области) Сюник и Вайотс Дзор (рис 3, б). Минимальное их количество сосредоточено в Ереване в связи с небольшой территорией и преобладанием селитебного ландшафта и в Армавире вследствие равнинного рельефа и преобладания сельскохозяйственных ландшафтов. Большим количеством историко-культурных объектов (рис. 3, а) выделяются марзы Сюник, Лори и Гехаркуник благодаря значительной их роли в истории страны и преобладанию горного рельефа. Последний фактор способствовал сохранению архитектурных памятников в периоды военных действий.
Рис. 3. Историко-культурные и природные туристские объекты по марзам Армении: а - историко-
культурные, б - природные
Интересные оценки туризма в Армении дает ежегодник «Международного экономического форума по туризму и путешествиям» [9], где из 140 стран Армения в 2013 г. заняла 79-е место. Она улучшила положение на 11 позиций. Для сравнения следует сказать, что по этому же источнику Россия занимает 63-е место, Грузия - 66-е, а Украина - 76-е. Страна улучшила свою позицию (в сравнении с 2011 г.) по таким критериям, как законодательное поле (7 позиций), бизнес-среда (12 позиций), человеческие, культурные и природные ресурсы в туризме (13 позиций).
На основе вышеизложенного и, опираясь на СВОТ-анализ, можно сформулировать следующие результаты.
Сильные стороны. В стране благодаря горному рельефу и историческому прошлому есть богатый потенциал для познавательного и историко-культурного туризма. Культурная идентичность и своеобразная кухня делают страну уникальной. На всей территории существует сеть автодорог, что облегчает доступность регионов. Большое количество этнических армян, живущих в других странах, с одной стороны, помогают продвижению туризма, с другой - составляют половину приезжающих ежегодно туристов. Гостеприимство местного населения, которое можно почувствовать везде, располагает к себе туристов. Большое внимание государство уделяет развитию туризма: существует
Туризм и рекреационная география
стратегический план его развития туризма; знание международных языков отмечается у большинства местного населения (тенденция роста). Благоприятны для развития туризма положение РА между разными цивилизациями, устойчивое экологическое состояние, большая площадь ООПТ.
Слабые стороны. Туризм не является традиционной отраслью в стране. Неблагоприятна геополитическая ситуация. Дальность от основных генерирующих потоков стран. Недостаточный уровень сервисного обслуживания. Высокая цена на авиаперелет, плохое качество дорог, недостаточность профессиональных кадров. Плохое экономическое состояние и малые вложения в сферу туризма. Слабое развитие туризма в марзах.
Возможности. Преимущества географического положения страны. Поскольку туризм находится в стадии становления, в будущем его значение будет расти. Использование большого туристского потенциала. Развитие новых видов туризма: экотуризм, геотуризм, пеший, джипинг, экстремальные виды туризма.
Угрозы. Ухудшение экономической ситуации. Большой уровень миграции, особенно ценных кадров. Возникновение локальных военных действий.
В итоге, развитой туристской дестинацией можно назвать территорию, где основная забота связана не с тем, как привлечь новых туристов, поскольку их количество достаточно большое, а с тем, как создать новые развлечения, занятия и работать над улучшением сервиса без повышения цен. Для РА пока еще не настал этот этап, но неправильным будет назвать сегодняшнюю ситуацию стартовой, поскольку количество туристов в год составляет 1/3 населения страны. При этом пока еще основной целью сферы в стране является повышение аттрактивности. Это означает улучшение узнаваемости страны как туристского направления в мире, продвижение уникальных направлений и объектов, развитие новых видов туризма, создание благоприятной атмосферы для инвестиций в отрасли.
Библиографический список
1. Доклад о международных визитах на пограничных постах РА. Ереван, 2014. 104 с.
2. Дроздов А.В. и др. Экологический туризм на пути в Россию. Тула, 2002. 208 c.
3. Ситников С.В. Рекреационный потенциал Кировской области: анализ, оценка, перспективы использования: дис.... канд. геогр. наук. Пермь, 2006. 167 с.
4. Стебеньков М.А. Комплексная оценка природного туристско-рекреационного потенциала Астраханской области: дис.. канд. геогр. наук. Астрахань, 2003. 187 с.
5. Концепция развития туризма РА. Ереван, 2007. 61 с. URL: http://www.mineconomy.am/up/files/Turism-consept-196.pdf (дата обращения: 09.06.2016).
6. Официальный сайт Министерства охраны природы Республика Армения. URL: http://www.mnp.am/?p=194 (дата обращения: 01.09.2015).
7. Официальный сайт Министерства экономики Республики Армения. URL:http://www.mineconomy.am/arm/39/gortsaruyt.html (дата обращения: 10.10.2015).
8. Официальная страница Национальной статистической службы РА. URL:http://www.armstat.am/ (дата обращения: 07.01.2016).
9. Blanke J. Thea Chiesa «The Travel & Tourism Competitiveness Report 2013»//World Economic Forum (2009-2013). Geneva, 2013. 485 p.
10. Collins-Kreiner, N. & Wall, G. Evaluating tourism potential: A SWOT analysis of the Western Negev, Israel. Tourism Review. 2007. V. 55(1). P. 51-63.
11. Tourism development strategy review: A roadmap 2014-2019 USAID Enterprise development and market competitiveness (EDMC) July 2014. 49 p.
References
1. "Report of the International visits at border posts RA" (2014), Erevan, Armenia.
2. Drozdov, A.V. and others (2002), "Ekologicheskij turizm na puti v Rossiyu" [Ecological tourism on the way to Russia], Tula, Russia.
3. Sitnikov, S.V. (2006), "Recreational potential of the Kirov region: the analysis, evaluation, use prospects" Abstract of Cand. diss., Geographical science, Perm State University, Perm, Russia.
4. Stebenkov, M.A. (2003), "Complex assessment of the natural tourism potential of the Astrakhan region", Abstract of Cand. diss, Geographical science, Astrakhan, Russia.
5. "The concept of tourism development in RA" (2016), available at: http://www.mineconomy.am/up/files/Turism-consept-196.pdf (Accessed 9 January 2016).
Туризм и рекреационная география
6. "Official site of the Ministry of Nature Protection of the RA" (2016), available at: http://www.mnp.am/?p=194 (Accessed 9 June 2016).
7. "The official site for the Ministry of economics of the RA" (2016), available at: http://www.mineconomy.am/arm/39/gortsaruyt.html / (Accessed 7 January 2016).
8. "The official site of National statistical service of RA" (2016), available at: http://www.armstat.am/ (Accessed 7 January 2016).
9. Blanke J. Thea Chiesa (2013), "The Travel & Tourism Competitiveness Report 2013", World Economic Forum, Geneva, Switzerland.
10.Collins-Kreiner, N. & Wall, G.(2007), "Evaluating tourism potential: A SWOT analysis of the Western Negev", Tourism Review, vol. 55(1), Israel.pp. 51-63.
11. "Tourism development strategy review: A roadmap 2014-2019 USAID Enterprise development and market competitiveness (EDMC)" (2014), Erevan, Armenia.
Поступила в редакцию: 25.03.2016
Сведения об авторе Сафарян Азат Арменович,
кандидат географических наук, старший преподаватель кафедры туризма Пермского государственного национального исследовательского университета; Россия 614990, Пермь, ул. Букирева, 15; e-mail: [email protected]
About the author Azat Ä. Safaryan
Candidate of Geographical Sciences, Senior Lecturer of Tourism Department, Perm State University;
15, Bukirev st., Perm, 614990, Russia; e-mail: [email protected]
Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:
Сафарян А.А. Социально-эколого-экономические предпосылки развития туризма в Республике Армения // Географический вестник = Geographical bulletin. 2016. № 4 (39). С. 109-117. doi 10.17072/2079-7877-2016-4-109-117 Please cite this article in English as:
Safaryan A.A. Socio-ecological and economic prerequisites for tourism development in the Republic of Armenia // Geographical bulletin. 2016. № 4 (39). P. 109-117. doi 10.17072/2079-7877-2016-4-109-117