Научная статья на тему 'Формирование политики импортозамещения в России: проблемы и перспективы'

Формирование политики импортозамещения в России: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1109
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА / ПРОИЗВОДСТВО / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондаренко Н.Е., Лысенко Д.О.

В статье рассмотрены цели политики импортозамещения, проводимой в Российской Федерации с целью обеспечения страны чувствительной к импорту продукцией. Рассмотрен и проанализирован ряд барьеров, затрудняющий полноценную реализацию данной политики. Освещены многочисленные меры, принятые государством для поддержания стимулировании отечественной промышленности и их практическое применение. Подчеркивается необходимость инновационного развития отечественной экономики, как основного фактора конкурентоспособности экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование политики импортозамещения в России: проблемы и перспективы»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

Список использованной литературы:

1. Беспалова О.В. Инновационно-инвестиционное развитие системы страхования в России / О.В. Беспалова // Современные аспекты экономики. - 2012. - № 1 (173). - С. 9-12.

2. Беспалов Р.А. Методика анализа эффективности инноваций и инвестиций в страховании / Р.А. Беспалов, О.В. Беспалова // Вестник Брянского государственного университета. - 2014. - №3. - С. 170-174.

3. Сайт агентства по инновациям и развитию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.innoros.ru/, свободный. - Загл. с экрана.

4. Сайт электронного издания инвестиции в инновации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.km.ru, свободный. - Загл. с экрана.

© Беспалова О.В., 2016

УДК 33: 338

Н.Е. Бондаренко

к.э.н., доцент, кафедра экономической теории Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, РФ

Д.О. Лысенко студентка 3 курса факультета маркетинга Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, РФ

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация

В статье рассмотрены цели политики импортозамещения, проводимой в Российской Федерации с целью обеспечения страны чувствительной к импорту продукцией. Рассмотрен и проанализирован ряд барьеров, затрудняющий полноценную реализацию данной политики. Освещены многочисленные меры, принятые государством для поддержания стимулировании отечественной промышленности и их практическое применение. Подчеркивается необходимость инновационного развития отечественной экономики, как основного фактора конкурентоспособности экономики.

Ключевые слова

Политика импортозамещения, российская экономика, производство, стимулирование, государственная поддержка, инновации.

После введения некоторыми западными странами ограничений на экспорт ряда товаров в Российскую Федерацию, перед Правительством РФ встала проблема по обеспечению страны продукцией, наиболее чувствительной к импорту, что стало импульсом к принятию решения о переходе к политике импортозамещения, которая открывает перспективы для развития отечественного производства. В первую очередь, это снижение импортозависимости в ряде отраслей; во-вторых, возможность развивать собственную конкурентоспособную промышленность; в-третьих, расширение номенклатуры выпускаемой продукции, которая будет способствовать появлению новых рабочих мест и диверсификации отраслей; в-четвертых, модернизация производства, позволяющая улучшить инновационную составляющую страны; в-пятых, политика импортозамещения может стать толчком к развитию экономики нашей страны, а также снижению зависимости экономики от сырьевых отраслей; в-шестых, развитие собственного производства может способствовать увеличению инвестиций в различные отрасли; в-седьмых, открывается перспектива

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

выхода на новые рынки [3, 4]. Следует отметить, что политика импортозамещения не означает абсолютный отказ от импортных товаров, а, как подчеркнул председатель Правительства РФ Д.А. Медведев, концентрацию на «собственном производстве важнейшей продукции».

Очередным импульсом к формированию политики импортозамещения стал конфликт России и Турции из-за сбитого турецкой стороной российского самолета Су-24, ввиду чего Правительством РФ был введен запрет на ввоз ряда турецких товаров. При этом следует отметить, что по данным Федеральной таможенной службы РФ, в январе-апреле 2015 г. Турция относилась к основным торговым партнерам России с товарооборотом $9,0 млрд. [14]. Треть поставок в Россию приходилось на оборудование и машины -комплектующие, двигатели и станки [11], которые являются одними из наиболее импортозависимых товаров для нашей страны.

Одним из приоритетных направлений импортозамещения является промышленность, поскольку является наиболее зависимой от ввозимых иностранных товаров [5, с. 47]. По разным оценкам, по состоянию на 2014 г., доля импорта в станкостроении составляет 90%, в легкой промышленности - 90%, фармацевтической промышленности - 80%, тяжелом машиностроении - 80% [4]. Тем не менее, основываясь на оценке Правительства РФ, к 2020 г. при оптимистичном развитии политики импортозамещения возможно снижение доли импорта по разным отраслям с 70-90% до 50-60%. Министерство промышленности и торговли РФ, в свою очередь, заявило, что импортозамещение позволит предприятиям организовать дополнительные объемы производства на сумму более Р30 млрд. ежегодно. Политика импортозамещения уже дала первые результаты. Так, основываясь на данных опроса, проведенного Институтом экономической политики им. Е.Т. Гайдара, 30% предприятий снизили физическую долю импорта при закупках оборудования во втором квартале 2015 г. по сравнению со вторым кварталом 2014 г., 6% из них снизили данный показатель до 0%, а остальные 24% также значительно сократили его [13].

Несмотря на ряд мер, предпринятых Правительством нашей страны, и первые результаты, наблюдается ряд проблем, которые могут стать препятствием на пути реализации политики импортозамещения. Среди них следует отметить:

- дефицит бюджета, который по оценке Министерства финансов в 2015 г. составил около Р2Д33 трлн., что ограничивает возможности финансовой поддержки проектов по импортозамещению. Проблема, в свою очередь, усугубляется продолжением падения цен на нефть, что ставит под угрозу недофинансирования ряд отраслей;

- недостаточный уровень развития малого и среднего бизнеса, а также высокие налоги. Высокий потенциал малых и средних предприятий (МСП) является одним из факторов поддержания конкурентной борьбы, а также развития собственного производственного потенциала. В нашей стране сегмент МСП имеет низкую долю по сравнению с другими странами, так в России данный показатель равен около 20%, в то время как в Германии - около 50%, а в Великобритании - 49,8% [2, с. 82] При этом полагаясь на данные Государственной службы статистики, в России в период с 2011 по 2013 г. наблюдается неуклонное сокращение числа средних предприятиях: их число сократилось с 15,7 тыс. предприятий до 13,7. Тем не менее, положительная динамика наблюдается в увеличении количества малых предприятий - с 1896,4 тыс. до 2063,1 тыс. за аналогичный период [8]. Важно подчеркнуть, что данные показатели требуют анализа и внимания со стороны государства, так как говорят о том, что бизнес увеличивается количественно, но не расширяет свою деятельность, и одной из причин для этого могут быть высокие налоги;

- девальвация рубля, которая привела к росту издержек российских производителей, что ограничивает возможности инвестирования в развитие и модернизацию производственной деятельности;

- отставание нашей страны в развитии технологий по сравнению с западными странами. Так, по данным Всемирного экономического форума по уровню технологического развития Россия занимает 60-е место, к сравнению, Великобритания расположилась на 3-й позиции, а Германия - на 12-й;

- спад инвестиций из-за закрытия внешних рынков капитала, и неразвитость российского рынка, в целом. Говоря об инвестициях, следует отметить нежелание частных компаний вкладывать средства из-за плохого инвестиционного климата. По заявлению в октябре 2015 г. главы Банка России, Э.С. Набиуллиной:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

прибыль компаний выросла на 40%, но они её не инвестировали [7]. Данная тенденция объясняется тем, что компании предпочитают накапливать средства для обслуживания долгов;

- эмиграция кадров, вследствие чего Россия теряет ценных специалистов, вклад которых в развитие политики импортозамещения является необходимым элементом.

Перечисленные проблемы требуют определенных действий со стороны государства, которые смогут привести к положительному результату даже в такой сложной экономической обстановке. К числу таких мер можно отнести: субсидирование, компенсацию затрат, создание фондов поддержки, применение государственных заказов, проектное финансирование. Рассмотрим данные меры более подробно [1, с. 203-204].

Переход к политике импортозамещения не должен ограничиваться только созданием аналогов иностранных продуктов, а должен базироваться на собственных инновационных разработках. Для этого необходимо субсидирование в НИОКР [15, с. 88]. Следует отметить, что Минпромторгом для этого уже сделаны некоторые шаги, например, организация конкурсных отборов на получение субсидий для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок из бюджета на компенсацию части затрат. Помимо этого, Минпромторг публикует перечень тем НИОКР, которые получают конкретное финансирование из федерального бюджета, причем на одну тему может претендовать несколько организаций. Так, например, в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» на тему по «Разработке систем управления подачей топлива двигателей внутреннего сгорания для тяжелых транспортных систем» может претендовать до 2-х организаций при максимальном объеме субсидии Р100 млн [9]. Исходя из того, что Минпромторг нацелен на получение положительного результата, начиная с 2013 г., используются возвратные субсидии, то есть в случае, если исполнитель не достиг поставленной изначально цели, он обязан вернуть субсидию государству, либо на организацию накладывается штраф, который рассчитывается, исходя из достигнутого компанией результата.

Безусловным стимулом для поддержания национальной промышленности следует считать ряд правительственных ограничений на закупку конкретных видов импортных товаров машиностроения и легкой промышленности, для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Похожие ограничения коснулись оборонной и фармацевтической отрасли. Данные меры стали толчком к переходу на государственные закупки у отечественных производителей, что должно способствовать созданию первичного спроса, увеличению объемов выпускаемой продукции, которая в дальнейшем может занять место зарубежных аналогов на отечественном рынке, а также развитию отраслей в целом. С целью поддержания российских производителей Министерством экономического развития в 2014 г. был утвержден перечень промышленных и сельскохозяйственных товаров отечественного производства, которые могут претендовать на государственные преференции в виде увеличения цены контракта на закупку российских товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд на 15% по сравнению с импортными аналогами [10]. Также Правительством РФ были введены ограничения на иностранные лекарства для государственных закупок. Теперь, в случае участия в тендере не менее двух отечественных поставщиков, иностранный препарат не может продолжать участие в тренде. Подобные меры не распространяются на страны ЕАЭС. Данное решение будет способствовать развитию и укреплению фармакологической промышленности нашей страны, которая уже в состоянии конкурировать с зарубежными компаниями.

Среди значимых мер поддержки политики импортозамещения следует выделить, создание в 2014 г. по инициативе Минпромторга «Фонда развития промышленности». Одно из направлений данного фонда -осуществление льготного финансирования проектов по импортозамещению, а именно предоставление займов по ставке 5% сроком не более 5 лет, при этом сумма займа может варьироваться от 50 до Р500 млн [12]. Подобные «дешевые» кредиты являются одним из наилучших стимулов поддержания бизнеса, выступая импульсом к инвестированию в модернизацию продукции, закупку новых активов и направлению их в производство. В 2015 г. Правительство РФ выделило «Фонду развития промышленности» около Р20 млрд., в перспективе рассматривается вариант с увеличением общей суммы займа до Р70 млрд. Следует отметить, что по состоянию на ноябрь 2015 г. подано 1256 заявок на сумму Р443 млрд., что в несколько раз превышает выделенную фонду сумму. Вопрос докапитализации должен быть решен, исходя из достигнутых

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

результатов, тем не менее, такое решение могло бы иметь положительную динамику для реализации политики импортозамещения и развития отечественной экономики в целом. К числу проектов, одобренных «Фондом развития промышленности» относятся: разработка технологий и создание компонентов энергетических газовых турбин российского производства холдинга ЗАО «Ротек», которые пока отсутствуют в нашей стране. Данный проект позволит обеспечить отечественные предприятия необходимыми комплектующими, качество которых в состоянии конкурировать с зарубежными аналогами [12].

«Фонд развития промышленности» также выступает посредником в программе «Специальные инвестиционные контракты» (СПИК) между инвестором и РФ (или её субъектом). Суть данной программы заключается в том, что инвестор обязуется за оговоренный в контракте период времени освоить производство продукции, а государство, в свою очередь гарантирует стабильные налоговые условия, а также определённые меры поддержки сроком не более, чем на 10 лет. Примером является предприятие ОАО «КуйбышевАзот» (г. Тольятти), которому оказана поддержка по выпуску инженерных пластиков, а также полиамидных волокон, с целью создания высокотехнологичного и конкурентоспособного продукта на отечественном рынке, а также с перспективой выхода на мировой. Следует отметить, что развитие химической отрасли, как данном примере, может стать импульсом к развитию в машиностроении [12].

Как уже было отмечено ранее, «Фонд развития промышленности» не в состоянии удовлетворить все заявки на льготное финансирование, поэтому как альтернативу можно рассматривать «Программу проектного финансирования», которая осуществляется при поддержке Минэкономразвития и представляет собой кредитование проектов по ставке рефинансирования Банка России + 2,5% годовых. Таким образом, на ноябрь 2015 г. ставка кредита по данной программе составляет не более 11% годовых. На данную программу Центральным Банком будет выделено около Р500 млрд. за 4 года [12]. Одним из таких проектов, одобренным Минэкономразвития, является производство телекоммуникационного и компьютерного оборудования организации ЗАО «Крафтвэй корпорэйшн ПЛС». Электронная промышленность - одна из наиболее слаборазвитых отраслей российской экономики, в ней наша страна особенно зависима от импорта, следовательно поддержка таких проектов будет способствовать развитию отрасли в целом.

Политика импортозамещения - одно из наиболее перспективных и приоритетных направлений развития экономики нашей страны, которое призвано способствовать развитию производства собственной продукции, которая будет в состоянии конкурировать с зарубежной. Данная политика наиболее актуальна в условиях «давления» западных стран на экономику нашей страны. Список использованной литературы:

1. Бондаренко Н.Е., Казаринова Е.Б. Инновационная политика государства как стратегическая задача обеспечения национальной безопасности России // В сборнике: Научные исследования: от теории к практике Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»; Харьковский государственный педагогический университет имени Г.С. Сковороды; Актюбинский региональный государственный университет имени К. Жубанова; Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». 2015.С. 202-205.

2. Бондаренко Н.Е., Комарова И.П. Государственная инновационная политика: основные принципы и приоритеты // Вестник Международного института экономики и права. 2013. №1(10). С. 78-83.

3. Валентей С.Д. Реиндустриализация экономики России в условиях новых угроз. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2015.

4. Доля импорта в отраслях промышленности России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.vestifinance.ru/infographics/4721 (Дата обращения 06.01.2016)

5. Реиндустриализация экономики России или продолжение либерального курса / Коллектив авторов // Федерализм. 2015. №1(77). С. 7-56.

6. Импортозамещение: первые шаги // Бизнес России. Декабрь. 2014. №12(166). С. 25-29. [Электронный ресурс]. - URL: http://businessofrussia.com/dec-2014/item/968-first-steps.html (Дата обращения 06.01.2016)

МЕЖД УНАРОД НЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

7. Кувшинова О. Как Сечин поспорил с Силуановым, Путин обрадовался $50/баррель, а Галицкий напомнил о главной цели экономической политики // Ведомости. [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/10/14/612759-sechin-posporil-siluanovim (Дата обращения 09.01.2016)

8. Малое и среднее предпринимательство в России // М.: Госкомстат, 2014 г. С. 9.

9. Министерство промышленности и торговли РФ. Приказ Минпромторга России №1931 от 26.09.2014 «Об организации работы в Министерстве промышленности и торговли РФ по проведению предварительного отбора и конкурсного отбора на право получения субсидий из федерального бюджета российскими организациями на компенсацию части затрат на проведение НИОКР по приоритетным направлениям гражданской промышленности ...» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=169300;req=doc (Дата обращения 09.01.2016) Ю.Отечественные производители получат преференции при госзакупках // Министерство экономического развития РФ [Электронный ресурс]. ]. - URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depfks/201405081 (Дата обращения 09.01.2016)

11.Сиразиев Т. Ограничения для Турции обсудили в правительстве России, на подготовку списка есть два дня // Первый канал/Новости/Экономика[Электронный ресурс]. - URL: http://www.1tv.ru/news/economic/297038 (Дата обращения 08.01.2016)

12.Фонд развития промышленности // [Электронный ресурс]. ]. - URL: http://frprf.ru (Дата обращения 06.01.2016http://frprf.ru/)

13.Цухло С. Как идет импортозамещение в России // РБК [Электронный ресурс]. - URL: http://rbcdaily.ru/economy/562949995519511 (Дата обращения 06.01.2016)

14.Экспорт-импорт важнейших товаров за январь-апрель 2015 года // Федеральная таможенная служба // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.customs.ru/index2.php?Itemid=1981&catid=53:2011-01-24-16-29-43&id=21226:-2015-&option=com_content&view=article (Дата обращения 06.01.2016)

15.Экономическая история: взгляд из XXI века. Институциональные аспекты теории и практики хозяйственной жизни: Монография / Под ред. проф. И.Н. Шапкина и Н.О. Воскресенской. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2015. - 288 с.

© Бондаренко Н.Е., Лысенко Д.О., 2016

УДК 330.342.24

Н.Л. Борщёва

К.э.н., доцент, КрасГМУ, г.Красноярск, РФ

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ СОТРУДНИКОВ

ИННОВАЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

Механизм управления человеческим капиталом сотрудников инновационной организации направлен на повышение креативно-интеллектуального уровня сотрудников, способствует повышению качества продукции или оказания услуг, обеспечивает конкурентоспособное положение инновационной организации и социально-экономическую эффективность. Предложенный механизм включает элементы организационного, психологического, физиологического воздействия на человеческий капитал сотрудников, следствием которого является повышение профессиональной, интеллектуальной отдачи.

Ключевые слова

Инновационная организация, человеческий капитал, креативно-интеллектуальный потенциал, интеллектуальный капитал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.