РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ТОВАРОВ И УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
Аннотация. В статье проведен анализ сущности и роли импортозамещения, его эффективности, причин его использования. Авторами предложена разработка оптимальной политики импорта товаров и услуг в условиях жестких санкций для отечественной экономики.
Ключевые слова. Процессы глобализации, производство товаров и услуг, импортозамещение, экономические санкции.
Ayrapetova A.G., Korelin V.V., Lastovka I.V.
THE DEVELOPMENT OF THE DOMESTIC PRODUCTION OF GOODS AND SERVICES IN TERMS OF IMPORT SUBSTITUTION
Abstract. This article analyzes the nature and role of import substitution, its effectiveness, the reasons for its use. The authors propose the development of an optimal policy of import of goods and services in conditions of severe sanctions for the domestic economy.
Keywords. Globalization, the production of goods and services, import substitution, economic sanctions.
Сегодня глобализация является важнейшей чертой развития мировой экономики. Ей присуще увеличение объемов мировой торговли, интенсивная международная трудовая миграция, усиление роли мировой конкурентоспособности и т.д. [1]. Одним из проявлений глобализации мировой экономики является увеличение объема международной торговли. Во многих странах происходит увеличение импорта и экспорта товаров и услуг вместе с ростом доходов, снижением издержек производства и увеличение объема новых знаний и технологий. Сегодня международная торговля осуществляется при условии большой дифференциации экономики страны. Это приводит к крупным экономическим рискам, использованию рядом стран инструментов неэкономического и экономического ограничения своих конкурентов и серьезным социо-экономическим рискам, которые приводят к разобщению между странами [2].
В этих условиях очень важна финансово-экономическая стабильность международной экономической системы и устойчивость политических отношений. Риски международной торговли обусловлены и политическими противоречиями между государствами, неравномерным размещением инвестиций, социальной инфраструктуры и т.д. Риски экспорта и импорта продукции обусловлены и частой сменой конъюнктуры мировых рынков, изменением мировых цен, ростом продуктовых пошлин, появлением различных барьеров, новых стандартов и санкций против экспортеров. Риски экспортной и импортной торговли связаны и с проявлением экономического и финансового кризиса, который приводит к сокращению спроса и приостановке экономического и социального прогресса.
ГРНТИ 06.71.03
©Айрапетова А.Г., Корелин В.В., Ластовка И.В., 2016
Ануш Генриховна Айрапетова - доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления предприятиями Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Владимир Владимирович Корелин - доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления предприятиями Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Игорь Владимирович Ластовка - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и статистики Государственного института экономики, права и технологий (г. Гатчина).
Контактные данные для связи с авторами (Айрапетова А.Г.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg. Sadovaya str, 21). Тел.: +7 812-310-40-83. E-mail: [email protected].
Вступление России в ВТО летом 2012 г. явилось, по мнению С. Уэйсс, одним из факторов, способствующих падению промышленного производства. Техническая отсталость российских компаний (следствие деиндустриализации и экономического коллапса 1990-х годов) - это основная причина низкого уровня их конкурентоспособности на мировых рынках [3]. Сотрудник журнала «Forbes» М. Адоманис подчеркивает особую важность товарооборота России с Евросоюзом, объем которого в 2011 г. составил 250 млрд долл., тогда как товарооборот с Китаем - примерно 6 млрд долл. [4]. Между тем, экономика ЕС переживает наиболее трудные времена: в 2012 г. суммарный ВВП стран этой организации сократился на 0,6%, на протяжении всех последующих лет ведущие аналитики также предсказывают стагнацию производства. Можно только удивляться тому, что на протяжении семи лет, вплоть до недавнего времени, Россия оставалась относительно устойчивой к негативному воздействию со стороны ЕС.
В долгосрочном плане, по мнению этого автора, Россия будет вынуждена изменить акцент в товарообороте в пользу азиатских стран, хотя это потребует от нее не только изменений в государственной политике, но и в инвестиционной стратегии в сфере транспортной и энергетической инфраструктуры. Среди других причин теперешней экономической слабости России М. Адоманис указывает на ошибочную, по его мнению, монетарную политику, а именно сохранение высоких процентных ставок как испытанное средство в борьбе с инфляцией. Российские финансовые власти традиционно рассматривают инфляцию как политическую проблему и пытаются сохранить некое подобие ценовой стабильности даже за счет уменьшения темпов экономического роста. Смягчение монетарной политики подстегнет инфляцию, какие-либо налоговые послабления вступят в противоречие с недавно принятыми бюджетными правилами. Что же касается возобновления роста экономики зоны евро и, как следствие, роста российского экспорта, то это был бы наилучший, хотя и наименее вероятный выход из ситуации, сложившейся в России.
Журнал «Economist» [5], признавая важность для России фактора рецессии в Евросоюзе, сегодняшние трудности страны (в отличие от кризиса 2009 г.) объясняет в первую очередь внутренними причинами. Прослеживая недавнюю экономическую историю России, журнал отмечает, что в 2000-х годах двигателем роста спроса на товары отечественного производства внутри страны был очищающий эффект девальвации рубля 1998 г. Наличие значительных резервных производственных мощностей, оставшихся от советского времени, позволило фирмам увеличивать производство, не делая существенных новых инвестиций. Однако это фактор перестал работать, как только резервные мощности были исчерпаны.
В настоящее время инвестиции остаются на низком уровне, прежде всего в силу высокого уровня инфляции и высокой стоимости рубля, сказывающейся на конкурентоспособности российских товаров. Эти факторы, а также политическая нестабильность и отсутствие надежных гарантий прав собственности, заставляют российские фирмы искать зарубежные гавани для своих сбережений (только в мае 2013 г. отток капитала из страны составил 9 млрд долл.). Положение усугубляется плохо развитой финансовой инфраструктурой в России - отсутствием связей между теми хозяйствующими субъектами, которые имеют свободные деньги, и теми, кто нуждается в капитале (например - домохозяйства и малый бизнес).
Важная проблема России, по нашему мнению, заключается в излишне большой роли государства в экономике. В 2008-2012 гг. частный сектор страны потерял 300 тыс. рабочих мест, тогда как в государственном секторе число последних возросло на 1,1 млн, составив 18 млн (25% всей рабочей силы страны). Частные фирмы не только теряют свой бизнес в результате вмешательства государства, но и вынуждены конкурировать с ним за трудовые ресурсы, площадь офисов, транспорт и др. В результате такое положение вещей сказывается на удорожании продукции. Как считают эксперты журнала «Economist», для возобновления экономического роста Россия нуждается в структурных реформах, направленных на диверсификацию экономики и улучшение делового климата. Такая намечаемая российской администрацией мера, как ослабление рубля, не будет иметь принципиального значения. Более того, эта мера в условиях полной загрузки мощностей может подстегнуть рост инфляции, уровень которой в настоящее время и без того высок - 7,4%.
Россия последние 20 лет формировала экономику сырьевого типа: наращивала экспорт минеральных продуктов и металлов (75,5% в 2000 г., 81,1% в 2014 г. в общем объеме экспорта), импортировала все больше необходимых для экономики страны товаров. За период 2000-2014 объем ввозимой про-
дукции увеличился в 8,4 раза. Самыми высокими темпами импорт рос по следующим категориям: продовольствие и товары народного потребления; сельхозтехника, станки и оборудование; автомобили, пассажирские и транспортные авиалайнеры; лекарства; новые технологии; продукция для ОПК. В результате Россия недальновидно впала в зависимость от стран-экспортеров и их политики. Под угрозой оказалась безопасность страны: продовольственная, социальная, экономическая, финансовая, военная. Исходя из мировой практики, импортозамещение целесообразно для оптимизации структуры экономики и развития стратегических отраслей. (Если реализовать его эффективно.)
Преодоление зависимости от импорта в России запускается «сверху» на каждом витке череды кризисов. Причина проста - снижается покупательная способность рубля, страна не в силах ввезти в прежних объемах то, чего не производит и в чем нуждается. Последняя мировая «экономическая яма» отягощена антироссийскими санкциями. Это активизировало правительство, заставив перейти от слов к разработке стратегии - созданию программ импортозамещения в России до 2020 года.
Доля российского импорта для разных отраслей экономики сегодня чрезвычайно высока. Например, страна ввозит комплектующих: для тяжелого машиностроения - 70%, гражданского авиастроения - 80%. В нефтегазовой отрасли используется 60% оборудования иностранного производства, в энергетике -50%. В 2015 году импортозамещение стартовало в важнейших сферах реального сектора экономики (см. табл. 1). Работа ведется одновременно по двум направлением: стимулирование национальной промышленности и ограничивающе-запретительные меры по ввозу. Вносит свой вклад и девальвация рубля, естественным образом смещая фокус компаний на закупку отечественной продукции.
Таблица 1
Политика по сокращению импорта, отраженная в документах государственного управления
Отрасль Документ/мероприятие Задачи и сроки
Сельское хозяйство Госпрограмма развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг. (постановление правительства № 717 от 14.07.12, разработка Минсельхоза России) До 2020 г. увеличить вес российских продтоваров в общих ресурсах: мяса - до 91,5%; зерна - до 99,7%; молока - до 90,2 %; свекловичного сахара - до 93,2%; картофеля - до 98,7%; растительного масла - до 87,7%
Запрет на ввоз сельхозпродукции до 06.08.16 (указы президента № 560 от 06.08.14 и № 320 от 24.06.15)
План мероприятий по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014-2015 гг. (распоряжение правительства №1948-р от 02.10.14)
Снижение ввозных пошлин по оборудованию для рыбоводства
Промышленность Госпрограмма РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (постановление правительства № 328 от 15.04.14, разработка Минпромторга России) До 2020 г.: снизить долю импорта, используемого для российского производства и потребления; повысить конкурентоспособность отечественной продукции; обеспечить внутренний спрос; увеличить экспорт российских товаров
Создание фонда развития промышленности (распоряжение правительства №1651-р от 28.08.14)
Программа поддержки инвестпроектов, реализуемых на территории РФ на основе проектного финансирования (постановление правительства № 1044 от 11.10.14)
Закон «О промышленной политике в РФ» № 488-ФЗ от 31.12.14
20 отраслевых планов импортозамещения (приказы Минпромторга России от 31.03.15)
«О специнвестконтрактах для отдельных отраслей промышленности» (постановление правительства № 708 от 16.07.15)
Региональные программы содействия импортозамещению (разработки правительств субъектов РФ)
Сформированная Минпромторгом программа импортозамещения включает в себя планы развития отраслей, ориентированные на преодоление критической зависимости от импорта (см. табл. 2) в: • промышленности обычных вооружений;
• радиоэлектронике, судостроении, лесопромышленном комплексе;
• производстве дорожно-строительной, коммунальной и наземной аэродромной техники, гражданском авиастроении;
• станкоинструментальной, легкой, автомобильной, химической, фармацевтической, медицинской промышленности;
• нефтегазовом, лесном, энергетическом, транспортном, тяжелом и сельскохозяйственном машиностроении;
• черной и цветной металлургии;
• производстве электротехники;
• машиностроении для пищевой и перерабатывающей промышленности.
Таблица 2
Импортозамещающие позиции в гражданских отраслях (выборочно)
Промышленность Продукт/технология Доля импорта, %
2014 2020
Разработка программного обеспечения (ПО) Бизнес-приложения (ERP, CRM и т.п.) 75 50
Антивирусное ПО 60 50
Интернет-сервисы (электронная почта, файлообменные ресурсы, браузеры и т.д.) 50 25
Клиентские/мобильные операционные системы 95 75
Офисное ПО пользовательское 97 75
Автомобильная Автоматические коробки передач 100 20-30
Шины повышенной грузоподьемности 100 20
Легкие дизельные двигатели 93 50
Топливные насосы высокого давления 100 36
Гильзы цилиндров, поршни 100 70
Топливные форсунки электронно-управляемые 100 20
Легкая Ткани для домашнего текстиля 100 15
Спецодежда и спецобувь 30 3
Школьная форма 70 30
Флисовые ткани 100 60
Постельные принадлежности 65 45
Утепленная рабочая одежда 90 50
Машиностроение для пищевой промышленности Оборудование для резки и упаковки хлебобулочных изделий 100 50
Автоматы для закатки жестяных банок 85 25
Овощесушильные комплексы 90 40
К преодолению зависимости от ввоза подключились и «бюджетообразующие» гиганты. Разработали свои программы импортозамещения «Газпром», «Роснефть», «Росатом», «Роскосмос» и прочие госкорпорации. Каждая из них сформировала перечень оборудования, инструментов, комплектующих и материалов для замены отечественными аналогами и зафиксировала желаемую долю локализации к 2020 (2025)году.
Социо-экономическая и экологическая эффективность импорта заключается в том, что он минимизирует издержки производства, повышает темпы НТП и качество отечественной продукции, увеличивает уровень квалификации работников и т.д. Безмерное использование импорта для экономического развития чревато следующими последствиями [7]: увеличивается зависимость национальной экономики от международных экономических связей; появляется надобность в переходе на стандарты и требования зарубежных партнеров; возникает опасность лишиться собственной базы НТП; увеличивается миграция рабочих кадров в страны с инновационным типом производства; сокращается экономический потенциал и т.д.
Импорт достаточно часто применяется в маркетинговой войне и в политических целях, в виде санкций, при этом увеличивается дефицит товаров, ранее поставлявшихся из стран-экспортеров. Экс-
порт и импорт товаров и услуг, несомненно, будет развиваться, но их объемы нуждаются в оптимизации и повышении эффективности. Мировая практика говорит о том, что один из эффективных способов оптимизации импорта - импортозамещение [8]. Оно, как инструмент государственного регулирования экономики, ценно не само по себе, а в качестве способа снижения импортозависимости национальной экономики [9].
На этапе реализации стратегии импортозамещения нужно наладить импорт оборудования, запасных частей, сырья и материалов, и только затем наладить их воспроизводство в машино- и станкостроении на базе собственных разработок. При условии открытой экономики нужно не просто применять передовые технологии, но и налаживать их собственное расширенное воспроизводство. В результате этого происходит формирование национальной версии производства импортозаменяемого продукта. Очень важно проследить за появляющимися межотраслевыми связями, их ролью в производстве импортозаменяемых товаров и услуг, возможностью обеспечения новой производственной базы.
Развертывание импортозамещения товара или услуги предполагает разработку концепции отечественного товара и организацию его опытного производства. На завершающем этапе реализации стратегии импортозамещения происходит доведение товара или услуги до состояния мировой конкурентоспособности по качеству и цене. После всех этапов можно полагать, что произведенный новый товар будет соответствовать всем мировым стандартам и может быть экспортирован в любую страну и на любой рынок. И, прежде всего, эти товары и услуги будут востребованы на местном рынке.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лытнев О.П. Проблемы и перспективы развития экономики региона. Изд-во «LAP Lambert Academic Publishing», 2014. 112 с.
2. Кричевский Н.С. Россия. Сквозь санкции - к процветанию. М.: Дашков и Ко, 2015. 216 с.
3. Weiss C. Russian economy threatened by recession. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wsws.org/en/articles/2013/06/13/russ-j13.html (дата обращения 13.10.2016).
4. Adomanis М. Russia's economy is rapidly slowing and the Kremlin's options are limited. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.forbes.com/sites/markadoma nis/2013/04/17/russias-economy-is-rapidly-slowing-and-kremlins-options-are-limited (дата обращения 13.10.2016).
5. Slowing growth reflects structural failings that the Kremlin is not tackling // Economist. 22.06.2013.
6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения 20.07.2016).
7. Кнобель А.Ю. Оценка функции спроса на импорт в России. М.: Синергия, 2011. 134 с.
8. Пичурин И.И, Блинов Д.В. Обеспечение импортозамещения после вступления России в ВТО. Изд-во «LAP Lambert Academic Publishing», 2014. 152 с.
9. Черникова А.А., Вертакова Ю.В., Плотников В.А. Импортозамещение как инструмент экономической политики управления рисками импортозависимости: выбор подходов // Экономика и управление. 2016. № 10.