Научная статья на тему 'Политика импортозамещения в Российской экономик Е'

Политика импортозамещения в Российской экономик Е Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
966
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА / ПРОИЗВОДСТВО / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИННОВАЦИИ / POLICY OF IMPORT SUBSTITUTION / RUSSIAN ECONOMY / PRODUCTION / STIMULATION / STATE SUPPORT / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Еремина Наталья Владимировна, Кесян Светлана Ваграмовна, Костенко Сергей Александрович

Проблема импортозамещения, то есть замены на российском рынке товаров иностранного производства отечественными, не нова и периодически поднимается, в том числе и руководством страны. В первую очередь, импортозамещение связывают с решением одной из основных задач экономики России ее диверсификацией. Однако попытку разработать целостную политику власти предприняли только после введения санкций. Так, о необходимости преодоления критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции говорилось в послании Президента РФ Федеральному Собранию в конце 2014 года. Использовать складывающуюся в связи с санкциями ситуацию для выхода на новые рубежи развития Президент РФ Владимир Путин призывал и в ходе «прямой линии» в апреле текущего года. В настоящее время, по оценкам правительства, доля импорта в различных отраслях экономики крайне высока. К примеру, Россия импортирует в гражданском самолетостроении более 80% комплектующих, в тяжелом машиностроении порядка 70%, в нефтегазовом оборудовании 60%, в энергетическом оборудовании около 50%, в сельхозмашиностроении в зависимости от категории продукции от 50% до 90% деталей и т. д. Популярно мнение, что тяжелые для экономики России моменты, связанные со снижением зарубежного спроса на поставляемое Россией сырье и закономерной девальвацией рубля, являются своеобразным окном возможностей для развития отечественной промышленности и углубления импортозамещения. Однако, несмотря на ряд "удачных" в этом смысле моментов, это, к примеру, кризисы 1998 и 2008 годов, государство не воспользовалось ими в полной мере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The import substitution problem, that is replacements on the Russian commodity market of foreign production with domestic, is not new and periodically rises including the country leaders. In the first queue, import substitution connects with the solution of one of the main objectives of economy of Russia its diversification. However, an attempt to develop complete policy of the power was made only after imposition of sanctions. So, it was told about need of overcoming critical dependence on foreign technologies and industrial output in the message of the Russian President to Federal Assembly at the end of 2014. The Russian President Vladimir Putin urged to use the situation developing in connection with sanctions for an exit to new boundaries of development and during "straight line" in April of the current year. Now, by estimates of the government, the import share in various industries of economy is extremely high. For example, Russia imports in civil aircraft construction more than 80% of accessories, in heavy engineering about 70%, in the oil and gas equipment 60%, in the energy equipment about 50%, in agricultural mechanical engineering to dependences on category of products from 50% to 90% of details etc. The opinion is popular that the moments, heavy for economy of Russia, connected with decrease in foreign demand for the raw materials delivered by Russia and natural devaluation of ruble are a peculiar window of opportunities for development of the domestic industry and deepening of import substitution. However, despite a number of the "successful" moments in this sense, is, for example, crises of 1998 and 2008, the state did not use them fully

Текст научной работы на тему «Политика импортозамещения в Российской экономик Е»

УДК 338.436: 636.2.034 (470.621)

08.00.00 Экономические науки

ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Еремина Наталья Владимировна

Ст. преподаватель кафедры теории бухгалтерского

учета

РИНЦ SPIN-код = 9608-1285 РИНЦ Author ID = 670335

Кесян Светлана Ваграмовна

Доцент, кандидат экономических наук кафедры

бухгалтерского учета

РИНЦ SPIN-код = 5670-0596

РИНЦ Author ID = 670709

Костенко Сергей Александрович студент

РИНЦ SPIN-код = 5670-0596 РИНЦ Author ID = 670709

Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

Проблема импортозамещения, то есть замены на российском рынке товаров иностранного производства отечественными, не нова и периодически поднимается, в том числе и руководством страны. В первую очередь, импортозамещение связывают с решением одной из основных задач экономики России - ее диверсификацией. Однако попытку разработать целостную политику власти предприняли только после введения санкций. Так, о необходимости преодоления критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции говорилось в послании Президента РФ Федеральному Собранию в конце 2014 года. Использовать складывающуюся в связи с санкциями ситуацию для выхода на новые рубежи развития Президент РФ Владимир Путин призывал и в ходе «прямой линии» в апреле текущего года. В настоящее время, по оценкам правительства, доля импорта в различных отраслях экономики крайне высока. К примеру, Россия импортирует в гражданском самолетостроении более 80% комплектующих, в тяжелом машиностроении - порядка 70%, в нефтегазовом оборудовании - 60%, в энергетическом оборудовании - около 50%, в сельхозмашиностроении в зависимости от категории продукции -от 50% до 90% деталей и т. д. Популярно мнение, что тяжелые для экономики России моменты, связанные со снижением зарубежного спроса на поставляемое Россией сырье и закономерной девальвацией рубля, являются своеобразным окном возможностей для развития отечественной промышленности и углубления импортозамещения. Однако, несмотря на ряд "удачных" в этом смысле моментов, - это, к примеру, кризисы

UDC 338.436: 636.2.034 (470.621) Economic sciences

THE POLICY OF IMPORT SUBSTITUTION IN THE RUSSIAN ECONOMY

Eremina Natalya Vladimirovna

Senior lecturer of Chair of the theory of accounting

RSCI SPIN code = 9608-1285

Author ID = 670335

Kesyan Svetlana Vagramovna

Associate professor, Candidate of Economic Sciences

of the Department of financial accounting

RSCI SPIN code = 5670-0596

Author ID = 670709

Kostenko Sergei Aleksandrovich Student

RSCI SPIN code = 5670-0596 Author ID = 670709

Kuban state agricultural university, Krasnodar, Russia

The import substitution problem, that is replacements on the Russian commodity market of foreign production with domestic, is not new and periodically rises including the country leaders. In the first queue, import substitution connects with the solution of one of the main objectives of economy of Russia - its diversification. However, an attempt to develop complete policy of the power was made only after imposition of sanctions. So, it was told about need of overcoming critical dependence on foreign technologies and industrial output in the message of the Russian President to Federal Assembly at the end of 2014. The Russian President Vladimir Putin urged to use the situation developing in connection with sanctions for an exit to new boundaries of development and during "straight line" in April of the current year. Now, by estimates of the government, the import share in various industries of economy is extremely high. For example, Russia imports in civil aircraft construction more than 80% of accessories, in heavy engineering - about 70%, in the oil and gas equipment - 60%, in the energy equipment - about 50%, in agricultural mechanical engineering to dependences on category of products -from 50% to 90% of details etc. The opinion is popular that the moments, heavy for economy of Russia, connected with decrease in foreign demand for the raw materials delivered by Russia and natural devaluation of ruble are a peculiar window of opportunities for development of the domestic industry and deepening of import substitution. However, despite a number of the "successful" moments in this sense, is, for example, crises of 1998 and 2008, the state did not use them fully

1998 и 2008 годов, государство не воспользовалось ими в полной мере

Ключевые слова: ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕ-ЩЕНИЯ, РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА, ПРОИЗВОДСТВО, СТИМУЛИРОВАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА, ИННОВАЦИИ

Бок 10.21515/1990-4665-122-058

Keywords: POLICY OF IMPORT SUBSTITUTION, RUSSIAN ECONOMY, PRODUCTION, STIMULATION, STATE SUPPORT, INNOVATION

После введения целого ряда стран Европейского Союза, а также США ограничений на экспорт товаров в Российскую Федерацию, перед Правительством РФ встала проблема по обеспечению страны продукцией, наиболее чувствительной к импорту, что послужило толчком к принятию решения о переходе к политике импортозамещения, которая сможет открыть возможность для отечественного производителя. По мнению многих экспертов, на современном этапе экономического развития России, существенные успехи можно наблюдать в оборонной промышленности, наибольшие сложности от введения санкций - в нефтегазовой сфере, разработке программного обеспечения, а также почти во всей продукции двойного назначения. Можно перечислить ряд преимуществ, которые сулит проведение политики импортозамещения:

- снижение зависимости от импорта во многих отраслях промышленности;

- возможность развивать собственную конкурентоспособную промышленность;

- расширение перечня выпускаемой продукции, которая будет способствовать появлению новых рабочих мест и диверсификации отраслей;

- усовершенствование производства, позволяющее улучшить инновационную составляющую страны;

- данная политика может стать сильным толчком к экономическому развитию нашей страны, а также снижению зависимости экономики от сырьевых отраслей;

- развитие собственного производства может поспособствовать увеличению инвестиций в различные отрасли;

- открывается перспектива выхода на новые рынки [3, 4].

Важно отметить, что политика импортозамещения не значит, что

будет произведен абсолютный отказ от импортных товаров, а, как подчеркнул на одном из совещаний Правительства РФ, Глава Правительства, Д.А. Медведев, концентрацию на «собственном производстве важнейшей продукции».

Сильное влияние к формированию политики импортозамещения оказал конфликт России и Турции из-за сбитого турецкой стороной российского самолета Су-24, поэтому Правительством РФ было введено эмбарго на ввоз ряда турецких товаров. При этом следует отметить, что по данным Федеральной таможенной службы РФ, с января по апрель 2015 г. Турция относилась к основным торговым партнерам России с товарооборотом порядка $9,0 млрд. [12]. Около трети поставок в Россию приходилось на оборудование и машины - комплектующие, станки и двигатели, которые являются одними из наиболее импортозависимых товаров для нашей страны.

Одним из важнейших направлений импортозамещения является промышленность, так как она является наиболее зависимой от импорта иностранных товаров [5]. По оценкам экспертов, по состоянию на 2014 г., доля импорта в станкостроении составляет 90%, в легкой промышленности - 90%, фармацевтической промышленности - 80%, тяжелом машиностроении - 80% [4]. Тем не менее, основываясь на оценке Правительства РФ, к 2020 г. при оптимистичном развитии политики импортозамещения возможно снижение доли импорта по разным отраслям с 70-90% до 50-60%. Министерство промышленности и торговли РФ, в свою очередь, заявило, что импортозамещение позволит организациям организовать дополнительные объемы производства на сумму более 30 млрд. руб. ежегодно. Поли-

тика импортозамещения уже дала первые плоды. Так, основываясь на данных опроса, проведенного Институтом экономической политики им. Е.Т. Гайдара, 30% организаций снизили физическую долю импорта при закупках оборудования во втором квартале 2015 г. по сравнению со вторым кварталом 2014 г., 6% из них снизили данный показатель до 0%, а остальные 24% также значительно сократили его.

Вопреки предпринятым мерам Правительства РФ, и первым результатам, возникает целый ряд проблем, которые могут стать камнем преткновения на пути реализации политики импортозамещения. В качестве примеров могут послужить следующие факты:

- дефицит бюджета, который по оценке Министерства финансов в 2015 г. составил около 2,33 трлн. руб., что ограничивает возможности финансовой поддержки проектов по импортозамещению. Данная проблема, в свою очередь, усложняется продолжением падения уровня цен на нефть, что ставит под угрозу недостаточного финансирования ряда отраслей;

- недостаточный уровень развития малого и среднего бизнеса. Высокий потенциал субъектов малого и среднего бизнеса является одним из факторов поддержания конкурентоспособности, а также развития собственного производственного потенциала. В нашей стране данный сегмент имеет низкую долю по сравнению с другими странами. Так в России данный показатель равен около 20%, в то время как в Германии - около 50%, а в Великобритании - 49,8% [2] При этом опираясь на данные Росстата, в России в период с 2011 по 2013 г. была тенденция постоянного сокращения числа субъектов среднего бизнеса: их число сократилось с 15,7 тыс. до 13,7 тыс. организаций. При всем при этом, наблюдалась положительная динамика в увеличении количества субъектов малого бизнеса - с 1896,4 тыс. до 2063,1 тыс. за аналогичный период. Необходимо отметить, что данные показатели требуют анализа и внимания со стороны государства,

так как они говорят о том, что бизнес увеличивается количественно, но не расширяет свою деятельность;

- девальвация рубля, которая привела к росту издержек отечественного производителя, что сужает возможности инвестирования в развитие и модернизацию производственной деятельности;

- отставание нашей страны в развитии технологий по сравнению с западными странами. Так, по данным Всемирного экономического форума по уровню технологического развития Россия занимает 60-е место, к сравнению, Великобритания расположилась на 3-й позиции, а Германия -на 12-й позиции;

- падение инвестиций из-за закрытия внешних рынков капитала, и, в целом, наличие недостаточно развитого российского рынка. Говоря об инвестициях, следует отметить нежелание частных компаний вкладывать средства из-за плохого инвестиционного климата. По заявлению в октябре 2015 г. главы Банка России, Э.С. Набиуллиной: прибыль компаний выросла на 40%, но они её не инвестировали. Такая тенденция объясняется тем, что организации отдают предпочтение накоплению средств для обслуживания долгов;

- эмиграция кадров, вследствие чего Россия теряет ценных специалистов, вклад которых в развитие политики импортозамещения является важным элементом.

Указанные выше проблемы требуют определенных действий со стороны государства, которые смогут привести к благоприятным результатам даже в сложившейся экономической обстановке. В качестве таких мер можно отнести следующие: субсидирование, компенсацию затрат, создание фондов поддержки, применение государственных заказов, проектное финансирование.

Переход к политике импортозамещения не должен ограничиваться только созданием аналогов иностранных продуктов, а должен базировать-

ся на собственных инновационных разработках. Для этого необходимо субсидирование в НИОКР [13]. Следует отметить, что Минпромторгом для этого уже сделаны некоторые шаги, например, организация конкурсных отборов на получение субсидий для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок из бюджета на компенсацию части затрат. Помимо этого, Минпромторг публикует перечень тем НИОКР, которые получают конкретное финансирование из федерального бюджета, причем на одну тему может претендовать несколько организаций. К примеру, в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» на тему по «Разработке систем управления подачей топлива двигателей внутреннего сгорания для тяжелых транспортных систем» может претендовать до двух организаций при максимальном объеме субсидии 100 млн. руб. [10]. Исходя из того, что Минпромторг нацелен на получение положительного результата, начиная с 2013 г., используются возвратные субсидии, то есть в случае, если исполнитель не достиг поставленных целей, он должен вернуть субсидию государству, либо на организацию налагается штраф, который рассчитывается, исходя из достигнутого данной организацией результатов.

Вне всяких сомнений стимулом для поддержания отечественной промышленности следует считать ряд правительственных ограничений на закупку конкретных видов импортных товаров машиностроения и легкой промышленности, для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Подобные ограничения коснулись оборонной и фармацевтической отраслей. Такие меры послужили определенным рычагом к переходу на государственные закупки у отечественных производителей, что должно способствовать созданию первичного спроса, увеличению объемов выпускаемой продукции, которая в дальнейшем может занять место зарубежных аналогов на отечественном рынке, а также развитию отраслей в целом. С целью поддержания российских производителей Министерством экономи-

ческого развития еще в 2014 г. был утвержден перечень промышленных и сельскохозяйственных товаров отечественного производства, которые могут претендовать на государственные преференции в виде увеличения цены контракта на закупку российских товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд на 15% по сравнению с импортными аналогами [10]. Также Правительством РФ были введены ограничения на иностранные лекарства для государственных закупок. Теперь, в случае участия в тендере не менее двух отечественных поставщиков, иностранный препарат не может продолжать участие в тренде. Подобные меры не распространяются на страны ЕАЭС. Это решение будет способствовать развитию и укреплению фармакологической промышленности нашей страны, которая уже в состоянии конкурировать с зарубежными фармацевтическими компаниями.

Среди значимых мер поддержки политики импортозамещения следует выделить, создание в 2014 г. по инициативе Минпромторга «Фонда развития промышленности». Одно из направлений данного фонда - осуществление льготного финансирования проектов по импортозамещению, а именно предоставление займов по ставке 5% сроком не более 5 лет, при этом сумма займа может варьироваться от 50 до 500 млн. руб. [10]. Подобные кредиты являются одним из лучших стимулов поддержания бизнеса, выступая в качестве рычага к инвестированию в улучшение продукции, закупку новых активов и направлению их в производство. В 2015 г. Правительство РФ выделило «Фонду развития промышленности» около 20 млрд. руб., в перспективе рассматривается вариант с увеличением общей суммы займа до 70 млрд. руб. Необходимо уделить внимание тому, что по состоянию на ноябрь 2015 г. подано 1256 заявок на сумму 443 млрд. руб., что в несколько раз превышает выделенную фонду сумму. Проблема увеличения капитала должна быть решена, исходя из достигнутых результатов, тем не менее, подобное решение могло бы иметь положительную динамику для

реализации политики импортозамещения и развития отечественной экономики в целом. К числу проектов, одобренных «Фондом развития промышленности» относятся: разработка технологий и создание компонентов энергетических газовых турбин российского производства холдинга ЗАО «Ротек», которые пока отсутствуют в нашей стране. Этот проект способен обеспечить отечественные предприятия необходимыми комплектующими, качество которых в состоянии конкурировать с зарубежными аналогами [11].

«Фонд развития промышленности» также выступает посредником в программе «Специальные инвестиционные контракты» (СПИК) между инвестором и РФ (или её субъектом). Суть данной программы заключается в том, что инвестор обязуется за оговоренный в контракте период времени освоить производство продукции, а государство, в свою очередь гарантирует стабильные налоговые условия, а также определённые меры поддержки сроком не более, чем на 10 лет. Частным примером является предприятие ОАО «КуйбышевАзот», которое расположено в г. Тольятти. Ему оказана поддержка по выпуску инженерных пластиков, а также полиамидных волокон, с целью создания высокотехнологичного и конкурентоспособного продукта на отечественном рынке, а также с перспективой выхода на мировой рынок. Следует отметить, что развитие химической отрасли, как данном примере, может стать толчком к развитию машиностроения [11].

Как уже было отмечено ранее, «Фонд развития промышленности» не в состоянии удовлетворить все заявки на льготное финансирование, поэтому как альтернативу можно рассматривать «Программу проектного финансирования», которая осуществляется при поддержке Минэкономразвития и представляет собой кредитование проектов по ставке рефинансирования Банка России + 2,5% годовых. Таким образом, на ноябрь 2015 г. ставка кредита по данной программе составляет не более 11% годовых. На

данную программу Центральным Банком будет выделено около Р500 млрд. за 4 года [11]. Одним из таких проектов, одобренным Минэкономразвития, является производство телекоммуникационного и компьютерного оборудования организации ЗАО «Крафтвэй корпорэйшн ПЛС». Электронная промышленность - одна из наиболее слаборазвитых отраслей российской экономики, в ней наша страна особенно зависима от импорта, поэтому, поддержка таких проектов будет способствовать развитию отрасли в целом.

При решении задач импортозамещения в промышленности регионов и всей страны в целом, нельзя отчуждать принципы международной экономической интеграции. Нужно не отгораживаться от мира, а наоборот - максимально открыто и прозрачно осуществлять диалог с зарубежными партнерами. Развитие и поддержка отечественной промышленности не исключают возможности обмена и заимствования технологий, создания и локализации производства с привлечением иностранных инвестиций и капитала [5].

Политика импортозамещения - одно из наиболее перспективных и приоритетных направлений развития экономики нашей страны, которое призвано способствовать развитию производства собственной продукции, которая будет в состоянии конкурировать с зарубежной. Данная политика наиболее актуальна в условиях «давления» западных стран на экономику нашей страны.

Список литературы

1. Бондаренко Н.Е., Казаринова Е.Б. Инновационная политика государства как стратегическая задача обеспечения национальной безопасности России // В сборнике: Научные исследования: от теории к практике Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»; Харьковский государственный педагогический университет имени Г.С. Сковороды; Актюбинский регио-

нальный государственный университет имени К. Жубанова; Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». 2015.С. 202-205.

2. Бондаренко Н.Е., Комарова И.П. Государственная инновационная политика: основные принципы и приоритеты // Вестник Международного института экономики и права. 2013. - №1(10). С. 78-83.

3. Валентей С. Д. Реиндустриализация экономики России в условиях новых угроз. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2015.

4. Доля импорта в отраслях промышленности России [Электронный ресурс]. http://www.vestifinance.ru/infographics/4721 (Дата обращения 06.01.2016)

5. Жакевич А.Г. Влияние спада промышленности на социальное положение регионов России // СНГ: внутренние и внешние драйверы экономического роста: Сборник материалов 2-й ежегодной международной научно-практической конференции. М., 2015. С. 27-31.

6. Реиндустриализация экономики России или продолжение либерального курса / Коллектив авторов // Федерализм. 2015. №1(77). С. 7-56.

7. Импортозамещение: первые шаги // Бизнес России. Декабрь. 2014. №12(166). С. 25-29. [Электронный ресурс]. - http://businessofrussia.com/dec-2014/item/968-first- step s. html (Дата обращения 06.01.2016)

8. Малое и среднее предпринимательство в России // М.: Госкомстат, 2014 г.

С. 9.

9. Министерство промышленности и торговли РФ. Приказ Минпромторга России №1931 от 26.09.2014 «Об организации работы в Министерстве промышленности и торговли РФ по проведению предварительного отбора и конкурсного отбора на право получения субсидий из федерального бюджета российскими организациями на компенсацию части затрат на проведение НИОКР по приоритетным направлениям гражданской промышленности ...» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. -

10. http://base.consultantru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=169300;req=doc (Дата обращения 09.01.2016) 10. Отечественные производители получат преференции при госзакупках // Министерство экономического развития РФ [Электронный ресурс]. http ://economy .gov.ru/minec/ab out/ structure/depfks/201405081 (Дата обращения 09.01.2016)

11. Фонд развития промышленности // [Электронный ресурс]. - http://frprf.ru (Дата обращения 06.01.2016http://frprf.ru/)

12. Экспорт-импорт важнейших товаров за январь-апрель 2015 года // Федеральная таможенная служба // [Электронный ресурс]. -http://www.customs.m/index2.php?Itemid=1981&catid=53:2011-01-24-16-29-43&id=21226:-2015-&option=com_content&view=article (Дата обращения 06.01.2016)

13. Экономическая история: взгляд из XXI века. Институциональные аспекты теории и практики хозяйственной жизни: Монография / Под ред. проф. И.Н. Шапкина и Н.О. Воскресенской. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2015. - 288 с.

ЯеГегепсев

1. Bondarenko N.E., Kazarinova E.B. Innovacionnaja politika gosudarstva kak stra-

tegicheskaja zadacha obespechenija nacional'noj bezopasnosti Rossii // V sborni-ke: Nauch-nye issledovanija: ot teorii k praktike Federal'noe gosudarstvennoe bjud-zhetnoe obra-zovatel'noe uchrezhdenie vysshego professional'nogo obrazovanija «Chu-vashskij gosudar-stvennyj universitet imeni I.N. Ul'janova»; Har'kovskij gosudar-stvennyj pedagogicheskij

universitet imeni G.S. Skovorody; Aktjubinskij regio-nal'nyj gosudarstvennyj universitet imeni K. Zhubanova; Centr nauchnogo sotrudni-chestva «Interaktiv pljus». 2015.S. 202-205.

2. Bondarenko N.E., Komarova I.P. Gosudarstvennaja innovacionnaja poli-tika: os-novnye principy i prioritety // Vestnik Mezhdunarodnogo instituta jekono-miki i prava. 2013. - №1(10). S. 78-83.

3. Valentej S.D. Reindustrializacija jekonomiki Rossii v uslovijah novyh ugroz. M.: RJeU im. G.V. Plehanova, 2015.

4. Dolja importa v otrasljah promyshlennosti Rossii [Jelektronnyj resurs]. http://www.vestifinance.ru/infographics/4721 (Data obrashhenija 06.01.2016)

5. Zhakevich A.G. Vlijanie spada promyshlennosti na social'noe polozhenie re-gionov Rossii // SNG: vnutrennie i vneshnie drajvery jekonomicheskogo rosta: Sbor-nik ma-terialov 2-j ezhegodnoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. M., 2015. S. 2731.

6. Reindustrializacija jekonomiki Rossii ili prodolzhenie liberal'nogo kursa / Kollektiv avtorov // Federalizm. 2015. №1(77). S. 7-56.

7. Importozameshhenie: pervye shagi // Biznes Rossii. Dekabr'. 2014. №12(166). S. 25-29. [Jelektronnyj resurs]. - http://businessofrussia.com/dec-2014/item/968-first-steps.html (Data obrashhenija 06.01.2016)

8. Maloe i srednee predprinimatel'stvo v Rossii // M.: Goskomstat, 2014 g. S. 9.

9. Ministerstvo promyshlennosti i torgovli RF. Prikaz Minpromtorga Rossii №1931 ot 26.09.2014 «Ob organizacii raboty v Ministerstve promyshlenno-sti i torgovli RF po provedeniju predvaritel'nogo otbora i konkursnogo otbora na pravo poluchenija subsidij iz federal'nogo bjudzheta rossijskimi organizacijami na kompensaciju chasti zatrat na provedenie NIOKR po prioritetnym napravlenijam gra-zhdanskoj promyshlennosti ...» // Konsul'tant Pljus [Jelektronnyj resurs]. -

10. http://base.consultantru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=169300;req=doc (Data obrashhenija 09.01.2016) 10.0techestvennye proizvoditeli poluchat preferencii pri goszakupkah // Ministerstvo jekonomicheskogo razvitija RF [Jelektronnyj resurs]. http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depfks/201405081 (Data obrashhenija 09.01.2016)

11. Fond razvitija promyshlennosti // [Jelektronnyj resurs]. - http://frprf.ru (Data obrashhenija 06.01.2016http://frprf.ru/)

12. Jeksport-import vazhnejshih tovarov za janvar'-aprel' 2015 goda // Fede-ral'naja tamozhennaja sluzhba // [Jelektronnyj resurs]. -

http://www.customs.m/index2.php?Itemid=1981&catid=53:2011-01-24-16-29-

43&id=21226:-2015-&option=com_content&view=article (Data obrashhenija 06.01.2016)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Jekonomicheskaja istorija: vzgljad iz XXI veka. Institucional'nye aspekty teorii i praktiki hozjajstvennoj zhizni: Monografija / Pod red. prof. I.N. Shapkina i N.O. Voskre-senskoj. - M.: Vuzovskij uchebnik: INFRA-M, 2015. - 288 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.