36
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2013. №1(11)
IVANOV, Evgenij Alekseevich - Candidate of Economics, Associate Professor of Department of Accounting, Analysis and Auditing. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: ivanoveacoop@gmail.com
KIRILLOVA, Anna Aleksandrovna - Candidate of Economics, Chief Accountant. LLC «Alliance Company Ltd». Russia. Moscow. E-mail: kirillova2552@rambler.ru
УДК 657.05
формирование показателей внутренней (управленческой) отчётности по данным первичного учёта
Л.и. Ким
Рассмотрены теоретические основы управленческой отчетности, имеющиеся недостатки при её построении, описана система первичного учёта, представлены различные точки зрения на сущность и требования, предъявляемые к ней.
Ключевые слова: управленческий учёт; первичная документация; внутренняя управленческая отчётность; организация учёта; качественные критерии информации; формы отчётности; показатели.
L.I. Kim. FORMATION OF INTERNAL PARAMETERS (MANAGEMENT) REPORTING ON THESE PRIMARY ACCOUNT
Theoretical basics of management reporting shortcomings in its construction, describes a system of primary registration, are different points of view on the nature and the requirements for it.
Keywords: management accounting; primary documents; internal management reports; organization of accounting; information quality criteria; reporting forms; indicators.
Динамичное развитие отечественной экономики невозможно без внедрения новых методов управления. Современного руководителя любого уровня управления не может удовлетворять информация о результатах хозяйственной и финансовой деятельности, полученная спустя две недели после окончания месяца, квартала или двух месяцев по окончании года. Данные финансовой отчётности не могут быть использованы для немедленного воздействия на результаты работы потребительского общества в нужном направлении. Принимаемые ими мероприятия по стабилизации положения могут оказать положительное воздействие лишь в следующих отчётных периодах. В этих условиях процесс эффективного управления процессом производства зависит от того, насколько рационально построена система управленческого учёта и насколько объективно она отражает производственные процессы.
Важная функция управленческого учёта в рамках менеджмента заключается в том, чтобы в определённые сроки доставлять нужную информацию принимающим решения менеджерам различного уровня. Внедрение инноваций во всех сферах деятельности, стремительный рост экономической информации, с одной стороны, и оперативность её получения, с другой стороны,
делают проблему рациональной организации первичного учёта наиболее актуальной.
В теории бухгалтерского учёта первичный учёт традиционно представлен как начальная стадия учётного процесса. Система первичного учёта служит «.. .основой организации всей системы бухгалтерского учёта и используется как информационная база для оперативного экономического анализа деятельности.пред-приятия» [10, с. 10].
Критически оценивая определения понятия «первичный учет», имеющиеся в экономической литературе, мы считаем, что в большинстве случаев оно не является исчерпывающим и не отражает особенностей его организации в условиях совершенствования управления. Первичный учет представляет довольно сложный комплекс приемов по восприятию исходной информации и регистрации ее в документах, которые являются при этом не только средством оформления хозяйственных операций, но одновременно и материальными носителями первичной информации.
По нашему мнению, первичный учет представляет собой единую, повторяющуюся во времени, организованную систему сбора, измерения, регистрации, накапливания информации, а в условиях автоматизированных систем
управления - ее передачи и первоначальной обработки. Он представляет собой начальную стадию системного восприятия и регистрации отдельных операций, характеризующих хозяйственные процессы и явления, происходящие на предприятии. Его объектами являются: движение материальных ресурсов, выработка рабочих-сдельщиков, нормированное и отработанное время, объем выпуска продукции, ее отгрузка и реализация, затраты на производство, движение полуфабрикатов, изменения норм и отклонения от норм и т.д.
Многообразие и большой объем данных первичного учета, различные условия их получения и регистрации, большое количество мест их возникновения, с которых поступает исходная первичная информация, значительная сложность процесса заполнения носителей информации и другие особенности создают определенные трудности по проведению работы на первой стадии учетного процесса.
Определяющим фактором формирования системы управленческого учета в организации является ее экономическая эффективность, те выгоды, которые оно получит от наличия системы учета за счет повышения качества принимаемых управленческих решений. Внедрение и использование системы управленческого учета считается оправданным тогда, когда полученный в результате положительный эффект превосходит требуемые для создания такой системы затраты.
Общеизвестно, что поставщиком финансовой и нефинансовой информации для принятия управленческих и иных важных решений со стороны пользователей является бухгалтерский учет. Он, как правило, регистрирует факты и события хозяйственной деятельности исторического характера, которые имели место в прошлом. Из-за этого с помощью традиционного бухгалтерского учета невозможно решать задачи стратегического характера, которые должны произойти в будущем.
Особенно много недостатков имеет первичный учёт использования материалов в производстве. Действующая система лимитирования отпуска материалов с учётом их остатков в цехах на производственную программу способствует контролю за их расходованием и соблюдению норм производственного потребления, содействует ритмичной работе цехов, экономии материалов. Однако по целому ряду факторов она не может обеспечить определение фактических затрат материалов на отдельные виды выпускаемой продукции. Определение общего потребления материалов в производстве производят исходя из итоговых
данных первичных документов на их отпуск в производство со склада или непосредственно от поставщика.
Таким образом, факт отпуска материалов в пределах лимита по действующим нормам на заданный ассортимент, а также сверх лимита по специальным документам отражает не их использование в производстве, а только движение со склада в цех, от одного материально ответственного лица к другому. Лимитирование отпуска материалов и оформление специальными документами сверхнормативного отпуска служит средством лишь предварительного контроля за затратами на производство.
Приоритетной отраслью деятельности потребительской кооперации является хлебопечение, которое имеет большое значение в удовлетворении потребностей населения в хлебобулочных изделиях промышленной выработки. Действующая в настоящее время система первичного учёта потребления муки и прочих материалов в хлебопекарных предприятиях, по нашему мнению, имеет ряд недостатков:
- информация о движении муки и прочих материалов, фиксируемая в расходных накладных, выписываемых на складе, не отражает их реального местонахождения и состояния;
- информация расчёта потребности в муке и прочих материалах на планируемый объём выпуска продукции не служит средством последующего контроля за их расходованием;
- распределение общего расхода материалов по наименованиям готовой продукции производится технологом или иным работником, знакомым с особенностями технологии производства, и расчётами не оформляется. Именно данное обстоятельство в последующем негативно влияет на реальность величины материальных затрат при исчислении себестоимости отдельных видов продукции;
- некоторые сводные документы (ведомость расхода муки на производство хлеба; накопительная ведомость расхода прочих основных материалов) составляются не в момент совершения операций, а значительно позже по итоговым данным о выпуске продукции за смену, указанным в сменных производственных отчётах. Юридическая сила сменных производственных отчётов и их значение для контроля за сохранностью муки и рациональным её расходованием весьма ограничены.
Совершенствование отчетной информации, безусловно, является многогранным и проблемным вопросом, хотя бы потому, что введение определенных качественных изменений в учетную категорию несет в себе печать сложившихся представлений об объекте отчетности.
Изучение экономической литературы по управленческой отчетности показало, что проблемам ее формирования уделяется незначительное внимание по сравнению с другими видами отчетности. Вопросы, связанные с формированием внутренней управленческой отчетности, рассматриваются, как правило, лишь в учебниках и научных работах по управленческому учету. Во многих из них теоретические основы формирования внутренней управленческой отчетности изложены поверхностно, абстрактно и не в полном объеме, многие проблемы, связанные с ее созданием, интерпретацией показателей и реальным применением в практической деятельности предприятий не решены. Например, учеными не выработан единый подход к названию отчетности, составляемой по запросам внутренних пользователей, не определена сущность отчетности, нет методики построения отчетов. Одни авторы ее называют сегментарной отчетностью, другие - внутрихозяйственной, третьи - управленческой. Все это свидетельствует о необходимости осуществления дальнейших научных исследований в данной области.
Так, по мнению В.Б. Ивашкевича, «управленческая отчётность - это взаимосвязанный комплекс фактических, плановых, прогнозных данных и расчётных показателей о функционировании хозяйственной организации как экономической и производственной единицы» [5, с. 517].
Практически идентичную трактовку данной категории дает О.Б. Вахрушева, называя ее - внутренней отчётностью. «Внутренняя (сегментарная) отчетность подразделений -это система взаимосвязанных показателей о результатах деятельности подразделений за определенный промежуток времени (час, день, неделя, месяц и др.)» [2, с. 249].
Более глубокий экономический смысл вкладывает в исследуемую категорию А.А. Соколов. По мнению автора, «...внутренняя сегментарная отчетность представляет собой часть внутренней (управленческой) отчетности или самостоятельный отчет о сегментах деятельности организации с целью обеспечения внутренних пользователей необходимой информацией о сегментах бизнеса для принятия оптимальных управленческих решений» [11, с. 239].
Развернутую, отвечающую современным подходам к внутрихозяйственной управленческой отчётности характеристику дает В.Ф. Палий. Автор отмечает, что «...система управленческой отчетности - один из наиболее сложных и важных элементов управленческого учета,
позволяющий руководству предприятия, с одной стороны, понять пределы своих возможностей в получении необходимых сведений от исполнителей, а также возможностей информационной и технической служб, а с другой стороны - получить эти сведения, оформленными надлежащим образом, т.е. в том виде, в котором ими удобно пользоваться для принятия управленческих решений» [13, с. 107].
По нашему мнению, термин «внутрихозяйственная управленческая отчетность» более объективно отражает внутренние хозяйственные процессы, назначение отчётности данного вида - для использования внутренними пользователями для обоснования широкого спектра управленческих решений, а также содержание информационных потоков. Именно в такой отчетности содержатся сведения, существенные для выбора определенного варианта действий из множества альтернативных. Внутренние пользователи могут применять содержащуюся в ней информацию для анализа имущественного и финансового положения организации, оценки выполнения бюджетных показателей и анализа исполнения бюджета, планирования и прогнозирования деятельности структурных подразделений. Внутрихозяйственная управленческая отчетность удовлетворяет информационные потребности внутрифирменного управления и служит основой для оценки, контроля и планирования в разрезе отдельных направлений деятельности (сегментов бизнеса), а также конкретных менеджеров.
В результате проведенного исследования и анализа экономической литературы по данному вопросу нами было установлено, что в настоящее время внутрихозяйственная управленческая отчетность не в полной мере удовлетворяет потребности пользователей различных уровней управления. Ей присущи существенные недостатки. К их числу можно отнести:
- отчётность часто адресуется не конкретным пользователям, ответственным за результативность деятельности подразделений, сегментов бизнеса и др., а непосредственно руководителю или его заместителям;
- часто показатели отчетности не отражают объективно хозяйственные процессы, осуществляемые в подразделениях, направлениях деятельности, внешней среде и т.д. Избыточность данных по одним процессам и недостаток релевантной информации по другим затрудняют процесс ее обобщения и принятия решений по конкретным направлениям и участкам деятельности;
- обобщение информации, содержащейся во внутрихозяйственной управленческой
отчётности, производится в основном по показателям объема продаж и расходов. Не проводится последующий анализ эффективности видов деятельности, работы отдельных центров ответственности, не сопоставляется стоимость встречных (взаимопотребляемых) услуг с уровнем цен на аналогичные услуги (работы) на внешнем рынке;
- отсутствие иерархии форм отчетов и их содержания для разных уровней управления.
Основные проблемы в подготовке внутрихозяйственной управленческой отчётности, по нашему мнению, связаны с недостаточной ответственностью и осведомленностью менеджеров, в каком виде и объеме, в какие сроки предоставляется отчётность, а также недопониманием её назначения во внутрифирменном управлении.
Требования к управленческой отчётности и её составу продолжают быть объектом исследования учёных и практиков-экономистов. Большинство экономистов едины во мнении, что в отчетности такого вида должны отражаться данные, позволяющие осуществлять предварительный анализ и оценку деятельности направления и участка. Так, по мнению И.Э. Гущиной, «... управленческая отчетность должна обеспечить возможность быстрого обзора и оценки фактических результатов, их отклонений от цели, определения недостатков в настоящее время и на будущее, выбора оптимальных вариантов управленческих решений» [3, с. 70].
По мнению Е.Р. Богатовой, внутрихозяйственная управленческая отчетность должна обеспечить первичные предварительные аналитические расчеты, способствующие лучшему восприятию информации [1, с. 42-45].
На необходимость тщательного отбора показателей, которые характеризовали бы эффективность работы менеджмента на всех уровнях, обращала внимание О.Б. Вахрушева. По мнению автора, при выборе состава показателей внутренней управленческой отчётности следует иметь в виду, что «.с помощью финансовых показателей компания оценивает результаты прошедшей деятельности подразделений, а нефинансовые показатели позволяют спрогнозировать результаты будущей работы сегмента» [2].
Таким образом, внутрихозяйственная управленческая отчётность может содержать показатели, характеризующие фактические и прогнозные результаты деятельности организации в целом, в разрезе видов деятельности, разрезе отдельных структурных подразделений, разрезе уровней управления. Кроме того, в ней могут отражаться выводы по результатам
анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на достижение поставленных целей, а также прогнозные значения по достижению стратегических программ развития предприятия на планируемый период.
При выборе состава показателей внутренней отчётности необходимо руководствоваться общими и специфическими правилами. Состав таких показателей для конкретного предприятия определяется исходя из отраслевой принадлежности, размера, ассортимента продукции, применяемой технологии, структуры управления, методов работы на рынке и др., т.е. индивидуальных особенностей работы.
Подчёркивая значимость состава показателей внутренней отчётности, О.Б. Вахрушева отмечает: «.набор финансовых и нефинансовых критериев оценки деятельности - это одна из основных проблем управленческого контроля. С помощью финансовых показателей компания оценивает результаты прошедшей деятельности подразделений, а нефинансовые показатели позволяют спрогнозировать результаты будущей работы сегмента» [2, с. 251].
Для оценки деятельности сегментов могут быть использованы следующие правила комбинированного использования финансовых и нефинансовых показателей:
1. Использование ограниченного числа показателей (от 2 до 6).
2. В системе оценочных показателей должны быть как финансовые, так и нефинансовые показатели.
3. Показатели должны быть тесно увязаны между собой и оказывать взаимное влияние друг на друга.
4. При снижении уровня влиятельности и обозримости действующих показателей следует разрабатывать новые альтернативные показатели.
5. Нефинансовые показатели должны отвечать следующим требованиям:
а) у сегментов имеется потенциал их улучшения;
б) они должны контролироваться менеджером, т.е. менеджер может оказывать воздействие на их величину и быть заинтересованным в их достижении;
в) совершенствование нефинансовых показателей обязано вызывать улучшение финансовых показателей.
Таким образом, внутрихозяйственная управленческая отчетность должна предоставлять возможность органам управления различных уровней осуществлять на ее основе рассмотрение и обоснование широкого спектра управленческих решений. Требования к
40
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2013. №1(11)
содержанию такой отчетности, выработанные наукой, подразделяются на формальные и сущностные (специальные) (таблица).
Более аргументированные требования, предъявляемые к внутренней (сегментарной) отчётности, предлагает М.А. Вахрушина. В частности, ею сформулированы принципы составления таких отчётов, как принцип контролируемости, или принцип управления по исключениям, и принцип управления по отклонениям [2]. Рассмотрим подробнее данные принципы.
Принцип контролируемости предусматривает уменьшение детализации данных отчетов по мере повышения ранга руководителя, которому они предоставляются. Суть такого подхода заключается в том, что руководителю более высокого уровня управления нет необходимости проверять подробности отчетов, составленных на более низком иерархическом уровне до тех пор, пока не возникнет какая-либо управленческая проблема. Указанный подход, по мнению А.Н. Кизилова и М.Н. Карасевой, называется управлением по исключениям [7, с. 134].
Принцип управления по отклонениям предполагает, что в управленческой отчётности должны отражаться плановые и фактические значения оценочных показателей, на величину которых руководитель центра ответственности может оказывать влияние.
Формирование отчетов по уровням управления с использованием указанных принципов позволяет:
1) осуществлять оперативный контроль над эффективностью расходования ресурсов
по местам возникновения затрат и центрам ответственности, а также выявлять факторы роста прибыли или причины возникновения убытков в аналитических разрезах;
2) принцип контролируемости затрат, лежащий в основе отчетов по уровням управления, «.способствует установлению ответственности за возникшие неблагоприятные отклонения» [2, с. 252].
При разработке показателей внутрихозяйственной управленческой отчетности существенное значение имеет время, которое проходит от получения отчета до выработки решения и претворения его в управляющие действия, а также доступная его форма, расположение и подача соответствующей информации.
Объектом особого внимания должна быть информация, её состав и качественные критерии. Наиболее значимыми из них являются: прозрачность, сопоставимость, значимость, преобладание сущности над формой, соотношение выгод и затрат, надежность и полнота, нейтральность, применимость для прогнозирования и выверки результатов информации (рис. 1).
Управленческая отчетность служит основанием для принятия решений на всех уровнях управления организацией, а также основой связей между уровнями управления. Формирование показателей внутренней отчетности производится по данным первичного учета таким образом, что они образуют систему коммуникационных связей внутри предприятия. На нулевом уровне возникает учетная информация в первичных документах, отчетах основных и вспомогательных цехов; на первом уровне
Таблица
основные требования, предъявляемые к составлению управленческой отчетности
(составлено по [3, с. 67-69])
Характеристика информации Содержание
Сущностные требования Целесообразность Подготовленные отчёты должны раскрывать количественные или стоимостные значения достигнутых целей за период
Объективность и точность Отчеты должны быть беспристрастными и не содержать субъективного мнения ответственных за их составление. По данным отчётности определяют тенденции и перспективы каждого подразделения в формировании прибыли от реализации
Оперативность Отчетность должна представляться к сроку, необходимому для принятия решений
Краткость В отчетности должна содержаться только релевантная информация
Сопоставимость Отчетность должна быть сопоставима с планами и бюджетными показателями
Адресность Отчетность должна направляться к ответственному руководителю и другим заинтересованным лицам
Эффективность Издержки на составление отчетности должны быть сопоставимы с выгодами от полученной управленческой информации
Рис. 1. Качественные критерии информации
группируется информация в сводных отчетах отделов, подразделений; на последующих уровнях формируется отчетная сводная документация в функциональных отделах (главного технолога, главного механика, отдела кадров и т.д.). На верхнем уровне происходит обобщение сводной информации, поступившей из структурных подразделений, и преобразование ее в результирующую отчетную документацию - бухгалтерией и планово-экономическим отделом. По данным, содержащимся в этих отчетах, проводят анализ для долгосрочного планирования и прогнозирования.
Перечень форм управленческой отчётности многообразен и зависит от специфики деятельности предприятия (организационно-правовой формы, организационной структуры управления, отраслевой принадлежности, технологии и организации производства, порядка и методов учета затрат и т.д.), а также особенностей работы конкретного подразделения организации, его роли и функций в системе управления. Несмотря на это, по мнению В.Ф. Палия, «.можно выделить классификационные признаки, характеризующие общие подходы к характеристике форм управленческой отчетности» [9, с. 112].
Наибольший интерес для целей управленческого учёта представляет классификация отчётности по уровням управления:
- оперативные - предназначены для контроля текущей деятельности центров ответственности нижнего уровня управления и содержат подробную информацию об их деятельности;
- текущие - содержат обобщенную ин-
формацию об эффективности использования ресурсов, продаже продукции в целом и по отдельным сегментам, потоках денежных средств и др. Такие отчёты предназначены для среднего уровня управления и составляются с периодичностью от месяца до квартала;
- сводные - формируются для высшего уровня управления организации с целью получения информации, необходимой для общего контроля и контроля деятельности управленческого персонала на среднем и нижнем уровнях. Периодичность этих отчетов колеблется от месяца до года. По мнению В.Ф. Палия, «цель ... отчетов - контроль стратегии и целей» [9, с. 125].
В современных условиях предприятия имеют возможность самостоятельно определять формы, виды и количество необходимых управленческих отчетов. При этом следует иметь в виду, что Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ снят режим коммерческой тайны в отношении бухгалтерской отчётности.
Процесс формирования внутрихозяйственной управленческой отчётности, в системе управленческого учёта, по нашему мнению, можно представить в виде схемы (рис. 2).
Для того чтобы упорядочить процесс подготовки управленческой отчётности, необходимо во внутреннем положении по её созданию определить источники данных для получения каждого отчётного показателя. Тем самым будет сформирована заявка на необходимую управленческим службам учётную информацию об имуществе, обязательствах и хозяйственных процессах, что поможет установить
БИЗНЕС-ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ
Рис. 2. Формирование отчётности в системе управленческого учёта
степень её детализации на счетах аналитического учёта. В подобном порядке формируется запрос на полезную управленческим службам плановую, нормативную, финансовую и другую информацию.
Общеустановленным принципом формирования показателей отчётов о деятельности сегментов бизнеса является отражение в ней только зависящих от них расходов, главным образом прямых затрат. Остальные расходы показывают в отчётах, предназначенных для более высокого уровня управления. Аналогичным образом может быть построен отчёт-анализ сводной сметы затрат высшего уровня управления. Составленный таким образом отчёт-анализ обеспечивает необходимой информацией менеджеров среднего уровня управления. При необходимости, его данные могут быть дополнены показателями структуры затрат по подразделениям (центрам ответственности) в разрезе элементов.
В мировой практике ведение управленческого учёта по сегментам деятельности предприятия осуществляется на базе строгого бюджетирования. Применение метода бюджетирования в потребительских обществах наталкивается на серьёзные трудности, связанные с недостатками в постановке управленческого учёта и отчётности в потребительской кооперации в целом.
Руководство потребительского общества само должно решить вопрос о включении
бюджетов в контрольную систему. При этом, как показывает практика, бюджеты побуждают планировать, вырабатывать конкретные критерии и улучшать координацию деятельности предприятия, и это является одной из причин того, что важнейшим преимуществом управленческого учёта является оперативность.
В настоящее время в хлебопекарных предприятиях потребительской кооперации бухгалтерия предприятия с целью контроля за расходованием сырья и материалов в сопоставлении с производственными нормами и обобщения данных о расходовании их по бригадам и видам продукции открывает ведомости расхода муки, а также накопительные ведомости расходования прочих материалов и топлива. Общий расход муки, прочих материалов и топлива за месяц в натуральном и стоимостном выражении находит отражение в сводных ведомостях.
Записи в ведомости производятся бухгалтером ежедневно после проверки и обработки сменных производственных отчётов. Формы ведомостей обеспечивают возможность сопоставления фактического и нормативного расхода ценностей и определения их результата (экономии, перерасхода). Фиксируя в ведомостях данные о расходе муки, прочих материалов и топлива (по норме и фактически), бухгалтер контролирует правильность определения в сменном производственном отчёте нормативного расхода муки и прочих материалов на производство продукции и, сопоставляя расход по
норме с фактическим расходом, определяет отклонения от норм (экономию или перерасход). О результатах проверки данных отчёта о расходе муки и прочих материалов необходимо периодически сообщать руководителю предприятия и бригадирам смен.
По итогам работы бригады за месяц на основании данных ведомостей определяют стоимость израсходованных материалов по норме, фактический расход и отклонения. Данные ведомостей отдельных бригад в конце месяца обобщаются в сводной ведомости предприятий по ассортименту хлебобулочных изделий. Они служат основанием: для отражения в учёте израсходованных на производство ценностей; подсчёта средневзвешенной влажности и норм выходов, скорректированных на средневзвешенную влажность, за месяц; определения количества муки, которое следовало израсходовать по норме, и результат за месяц (экономию или перерасход) по каждому наименованию изделий. Эти данные используются также для составления отчётных калькуляций.
Оперативный контроль за расходом муки и материалов по производственным бригадам осуществляется на основании сводок отклонений от норм расхода с указанием причин и виновников. Они составляются технологом по данным сменных производственных отчётов один раз в 5-10 дней, с указанием причин и виновников. Бригадиры смен должны дать объяснения о причинах отклонений от производственной программы по ассортименту, норм выхода готовой продукции, норм расхода муки и материалов. Эта информация передаётся руководителю для оперативного рассмотрения и принятия мер, обеспечивающих предупреждение перерасхода в последующие дни месяца, а также для закрепления положительных факторов.
Для отражения в учёте отклонений от норм расхода муки и материалов технолог составляет за месяц сводку отклонений по видам изготовленной продукции. Она сопоставляется с итогами ведомостей расхода муки и накопительных ведомостей расхода прочих материалов.
Таким образом, действующая в данной отрасли промышленного производства система первичного учёта в полной мере позволяет получить итоговые (обобщенные) данные в необходимом разрезе для составления внутренней управленческой отчётности. Управленческая отчетность, являясь неотъемлемым элементом системы управленческого учета, обеспечивает действенный контроль за эффективностью производственной деятельности организации в целом и ее подразделений и других сегментов бизнеса.
Одним из путей рациональной организации первичного учёта является «.. .исключение постоянной информации и промежуточных расчётных показателей из первичных бухгалтерских документов, широкое отражение первичных данных в них по методу отклонения от норматива, календарного фонда времени, планового задания и т.п.» [8, с. 217].
Повышение действенности контроля за использованием материалов в производстве в хлебопекарных предприятиях, по нашему мнению, можно решить путем перехода от одноступенчатой документации расхода материалов к двухступенчатой. Первый документ составляется для отпуска муки и прочих материалов со складов в цех, участок, бригаду, а второй - для непосредственного расхода на производство продукции. С этой целью в применяемые в настоящее время расчеты, потребности в материалах, информация которых практически не используется для учётных записей, можно дополнить позициями, в которых отражается расход материалов на фактический выпуск продукции. При этом принцип предварительного лимитирования материалов не нарушается. Именно на этой ступени в расчёт следует вписывать фактический объём выпуска и нормативный расход муки и прочих материалов за смену. Исходные данные этого расчёта могут быть основой для оперативного контроля за расходом материалов в производстве по их наименованиям в сопоставлении с производственными нормами. Аналогичные данные, имеющиеся в сменных производственных отчётах, не объективны, так как не подтверждаются никакими расчётами. Целям оперативного контроля за расходованием материалов в производстве в хлебопекарных предприятиях также отвечает совмещение информации о фактическом выпуске продукции в расчёте потребности в материалах и разделе 3 «Выход продукции» СПО.
Из всего спектра задач, которые призвана решать управленческая отчетность, на наш взгляд, следует выделить четыре, непосредственно связанные с ее составлением:
- в предоставлении информации по различным направлениям привязки затрат: по сегментам деятельности, носителям затрат, центрам затрат. Это создаст предпосылки решения последующих задач;
- в предоставлении информации, необходимой для сравнительного анализа основных производственных показателей. Это в первую очередь обеспечит выявление отклонений от плановых, нормативных, сметных затрат. Введение в отчетность о затратах показателей до-
ходности дает возможность распределить прибыль по местам ее возникновения;
- возможность оценки рисков по направлениям деятельности, связанных с принятием инвестиционных решений, и наличия опасности банкротства для всей коммерческой организации в целом;
- внутренняя отчетность должна позволить определить степень ответственности управляющих перед собственниками организации за принятые ими решения.
При разработке системы управленческой отчетности требуется:
- определить форму, срок предоставления отчета и ответственного за его составление;
- составить схему формирования управленческих отчетов, определить владельцев исходной информации;
- наделить ответственного полномочиями координатора, т.е. административно разрешить ему получение информации у ее владельцев;
- определить пользователей информации и форму, в которой она будет им предоставляться [4].
Таким образом, организация управленческой отчетности является неотъемлемым элементом системы управленческого учета, обеспечивающим действенный контроль за эффективностью производственной деятельности организации и ее подразделений. Сформированные показатели внутренней управленческой отчётности по данным первичного учёта должны способствовать определению того уровня материальных затрат на производство продукции, который сможет обеспечить достижение желаемых финансовых результатов при сбыте продукции. Решающее влияние на выбор варианта и обоснование финансовой экономической стратегии потребительского общества должны оказывать такие факторы, как: внешние условия функционирования хозяйствующего субъекта; форма собственности и организационно-правовая форма; размеры предприятия или организации, объём и виды его деятельности; налоги и налоговые льготы; степень компьютеризации финансово-хозяйственной деятельности; уровень компетентности и образования кадров.
Формирование системы управленческой отчетности - сложный и ответственный процесс, предусматривающий выполнение следующих процедур: «1) разработка формы отчёта, установление сроков предоставления и ответственного за его составление; 2) составление схемы формирования управленческих отчетов и определение владельцев исходной информации; 3) определение пользователей информа-
ции и формы, в которой она будет им предоставляться» [4, с. 142].
Объектом особого внимания должны быть детализация форм управленческой отчётности, предоставляемой в разрезе уровней управления, состав показателей и периодичность ее представления. При этом Т.Н. Карпова акцентирует внимание на соблюдение правила «...так как на нижних уровнях роль оперативности принятия управленческих решений выше, чем на верхних, периоды представления отчетности на нижних уровнях значительно короче» [6, с. 121].
Таким образом, система управленческого учета включает в себя как установление целей, так и оценку результатов работы. Такая оценка должна осуществляться систематически и включать в себя обзоры достигнутых стратегических результатов на каждом уровне иерархии и в соответствии с вышестоящими уровнями. Оценка и анализ достижений играют важную роль в системе управления, поэтому стратегический управленческий учёт несёт ответственность за обоснованность стратегических планов и формирует во внутрихозяйственной управленческой отчётности информацию для контроля и анализа за их выполнением.
список литературы
1. Богатова Е.Р. Управленческая отчетность: что это такое, кому и зачем нужна? // В курсе дела. 2007. №5. С. 42-45.
2. Вахрушева О.Б. Бухгалтерский управленческий учет [Текст]: учеб. пособие. М.: Дашков и К°, 2012. 252 с.
3. Гущина И.Э. Управленческий учет: основы теории и практики [Текст]: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2007. 192 с.
4. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности [Текст]: учебник для вузов. М.: ДИС, 2006. 542 с.
5. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет [Текст]: учебник. М.: Магистр; ИН-ФРА-М, 2011. 576 с.
6. Карпова Т.Н. Управленческий учет [Текст]: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2006. 350 с.
7. Кизилов А.Н., Карасева М.Н. Бухгалтерский (управленческий) учёт [Текст]: учеб. пособие. М.: Эксмо, 2006. 320 с.
8. Палий В.Ф., Соколов Я.В. Введение в теорию бухгалтерского учёта. М.: Финансы, 1979. 217 с.
9. Палий В.Ф. Организация управленческого учета [Текст]: учеб. пособие. М.: Бератор-Пресс, 2003. 224 с.
10. Петрова В.И. Научная организация бухгалтерского учета. М.: Финансы, 1975. 169 с.
11. СоколовА.А. Учет по сегментам деятель- и анализ [Текст]: учеб. пособие. М.: Финансы и ности коммерческой организации: формирование статистика, 2004. 618 с.
КИМ Любовь Ивановна - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия, Чебоксары. E-mail: tserebryakova@rucoop.ru
KIM, Lubov Ivanovna - Candidate of Economics, Associate Professor of Department of Accounting, Analysis and Auditing. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: tserebryakova@rucoop.ru
УДК 336.67
мониторинг и КОНТРОЛЬ ФИНАНСОВЫХ рисков
ОРГАНИЗАЦИИ
Т.В. Кулькина
Рассмотрен процесс управления финансовыми рисками организации, определены его основные принципы. Предложены этапы построения специализированной системы риск-менеджмента, основанной на оценке риска-аппетита и постановке целей, определении событий, оценке рисков, реагировании на риски, контроле и мониторинге, а также рекомендации для ее эффективного функционирования.
Ключевые слова: мониторинг; контроль; финансовый риск; организация; управление рисками; портфель рисков; гарантия.
T.V. Kulkina. MONITORING AND CONTROL OF THE FINANCIAL RISKS OF THE ORGANIZATION
The process of financial risk management organization, determined by its basic principles. Proposed steps in the construction of a specialized system of risk management, risk-based appetite and setting goals, defining events, risk assessment, risk response, control, and monitoring, as well as recommendations for its effective functioning.
Keywords: monitoring; control; financial risk; organization; risk management; portfolio risk; the warranty.
Управление финансовыми рисками организации - это процесс, осуществляемый советом директоров, менеджерами и другими сотрудниками, который начинается при разработке стратегии и затрагивает всю деятельность организации. Он направлен на определение событий, которые могут влиять на организацию, и управление связанным с этими событиями риском, а также контроль того, чтобы не был превышен риск-аппетит организации и предоставлялась разумная гарантия достижения целей организации.
Любая система управления рисками будет базироваться на следующих принципах:
- непрерывность процесса управления рисками, охватывающего всю деятельность субъекта;
- участие всего персонала субъекта в процессе;
- взаимосвязь со стратегией и целями субъекта;
- применимость на каждом уровне и под-
разделении субъекта, включая анализ портфеля рисков на уровне организации;
- нацеленность на определённые события, которые могут влиять на субъект управления рисками;
- создание гарантий достижения целей субъекта.
Весь процесс управления финансовыми рисками организации периодически проверяется и по необходимости корректируется. Соответственно, он динамичен и может изменяться в соответствии с требованиями обстоятельств. Мониторинг осуществляется в ходе непрерывной контролирующей деятельности руководства, путем отдельных проверок процесса управления рисками организации или же на основе сочетания этих двух видов деятельности.
Каждый компонент процесса управления рисками включает в себя несколько субкомпонентов, превращаясь, таким образом, в специализированную систему риск-менеджмента.