Научная статья на тему 'Управленческий подход к формированию и раскрытию информации по сегментам в стратегической отчётности организации'

Управленческий подход к формированию и раскрытию информации по сегментам в стратегической отчётности организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
411
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕГМЕНТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ОТЧЁТНОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЁТ / SEGMENT INFORMATION / STRATEGIC REPORTING / MANAGERIAL APPROACH / MANAGERIAL ACCOUNTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цыганова Ирина Юрьевна

В статье представлены истоки появления и развития управленческого подхода к формированию и раскрытию сегментной информации в стратегической и других видах отчётности организации и выявлены тенденции усиления влияния управленческого учёта на этот процесс. Дана сравнительная характеристика индустриального и управленческого подходов к формированию и раскрытию информации по сегментам. Предложены формы стратегической отчётности организации, раскрывающие информацию по сегментам, чтобы отразить впоследствии содержание и влияние управленческого подхода на формирование и раскрытие информации по сегментам в оценке, в которой она предоставляется полномочными лицами организации для принятия решений (по данным управленческого учёта). Обосновано утверждение, что сегментная информация в составе стратегической отчётности, которая формируется в соответствии с международными и национальными стандартами финансового учёта, но на основании принципов и правил управленческого учёта, позволяет пользователям оценить и сопоставить рентабельные и рисковые направления бизнеса различных организаций. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы бухгалтерами и аналитиками при составлении и анализе стратегической отчётности, а также в учебном процессе при изучении управленческого учёта и анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGERIAL APPROACH TO THE DEVELOPMENT AND WORDING OF INFORMATION IN STRATEGIC REPORTS OF DIFFERENT ORGANIZATIONS BY SEGMENTS

The sources of origin and development of the managerial approach to presenting and expressing information in strategic and other types of reports of an organization in the form of segments are submitted in the article and the tendencies to enhance the influence of managerial accounting on the above process are revealed. A comparative description of the industrial and managerial approaches to the organization and presenting the information by segments has been made. The forms of strategic reports of an organization, which present the information in segments, so that later on to reflect the influence of managerial approach on the working out and formulation of the information by segments in its appreciation, made by authorized officials for the organization to take decisions (by the data of managerial accounting), are suggested. It is substantiated that the segment information as a part of strategic reporting, which is formed in accordance with the international and national standards of financial accounting, but which is based on the principles and rules of managerial accounting, allows the users to evaluate and to compare the profitable and risky business trends of different organizations. The results obtained in the course of studies can be used by accountants and analysts when making and analyzing strategic reporting, as well as in the educational process when studying the subjects connected with managerial accounting and analysis.

Текст научной работы на тему «Управленческий подход к формированию и раскрытию информации по сегментам в стратегической отчётности организации»

Управленческий подход к формированию и раскрытию информации по сегментам в стратегической отчётности организации

И.Ю. Цыганова, соискатель, Оренбургский ГУ

Формирование и раскрытие информации по сегментам в стратегической отчётности организации должно основываться на управленческом подходе. Его востребованность обусловлена проявляющейся в последнее десятилетие направленностью мирового экономического сообщества на открытость. Уровень транспарентности организации играет важную роль в формировании её имиджа и, следовательно, стоимости.

В 1994 г. специальный комитет, сформированный AICPA, представил отчёт «Улучшение отчётности — фокус на покупателе». Данный документ стал одним из первых, который предложил использовать управленческий подход при формировании и раскрытии информации по сегментам бизнеса. В дальнейшем данный подход лёг в основу стандартного положения по учёту FAS 131 «Раскрытие информации по сегментам организации и связанной с ней информацией», которое было утверждено в 1997 г.

Комитет по финансовой отчётности США провёл анализ факторов, оказывающих влияние на применение управленческого подхода, и признал его надёжным и менее субъективным для формирования и раскрытия информации по сегментам, чем действовавший ранее индустриальный подход. Такой подход является отражением подхода менеджмента к стратегическому управлению, не позволит использовать информацию по сегментам в собственных целях и снизит её формальность. Принимая во внимание уменьшение дополни -тельных издержек на формирование и раскрытие сегментной информации, управленческий подход представляется выгодным [1].

Опыт работы зарубежных организаций показал, что для обеспечения устойчивого развития необходимо инициативное включение сведений не только финансового, но и нефинансового характера в состав отчётности. Эта информация рассматривается пользователями как существенно развивающая и корректирующая бухгалтерские данные, что позволяет адаптировать отчётность к решению управленческих задач на ближайшее и отдалённое будущее.

Стратегическая отчётность — это система показателей об имуществе, обязательствах и результатах работы организации в долгосрочной перспективе с учётом выбранной и реализуемой стратегии. Она представляет собой единую систему данных о стратегических аспектах финансового и имущественного положения организации.

Стратегическая отчётность организации позволяет решать следующие задачи [2]: 1) обоснованное принятие стратегических решений на основе достоверной информации; 2) финансовое моделирование, прогнозирование и анализ деятельности сегментов бизнеса и организации в целом; 3) предоставление информации о результатах деятельности сегментов в необходимых аналитических разрезах.

Степень доверия к точности прогнозных характеристик в стратегической отчётности должна обеспечиваться разработками приоритетов бизнеса. Несмотря на наличие допущения непрерывности деятельности организации, на практике это не подтверждается. Недостаточно ничем не подкреплённого утверждения о безграничности бизнеса организации во времени. Необходимо в стратегической отчётности привести объективные свидетельства того, что организация в своих оценках

будущего опирается на реалистичные ожидания использования доступных ресурсов и поступления будущих экономических выгод. Формирование и раскрытие такого рода информации позволяет пользователям отчётности лучше понимать природу бизнеса организации, наличие у неё ключевых рыночных компетенций, уровень профессионализма у менеджеров в управлении деятельностью организации.

Важным является представление стратегической отчётности в разрезе сегментов бизнеса организации. Пользователям отчётности необходимо понимать воздействие результатов различных сегментов на прошлые показатели и будущие перспективы. В стратегической отчётности организации могут быть скрыты разные уровни рентабельности, возможности роста и факторы риска сегментов бизнеса. Следовательно, необходимо формирование и раскрытие информации о ресурсах и результатах различных сегментов, входящих в состав общего бизнеса организации.

Сегментная информация обладает экономической релевантностью, пользователи смогут более обоснованно оценивать прошлую деятельность предоставляющего отчётность сегмента, его перспективы на будущее, подверженность риску и стратегию руководства [3].

Формирование и раскрытие сегментной информации в стратегической отчётности позволит более полно представлять финансовые результаты деятельности организации, выявлять стратегические

приоритеты, принимать обоснованные решения относительно размещения активов по регионам, экономическим параметрам рынков сбыта и т.д.

Формирование и раскрытие информации по сегментам в стратегической отчётности связано с конфликтом интересов её пользователей и организации. Несмотря на то что удовлетворение информационных запросов пользователей не может не принести пользу самой организации, раскрытие сведений, касающихся её сегментов в стратегическом аспекте, часто воспринимается как подрыв конкурентоспособности. Многие бизнесмены и менеджеры полагают, что выгоднее сообщать об организации как можно меньше информации не только конкурентам, но и государству, перераспределяющему национальный продукт. Кризис 2008—2010 гг. показал несостоятельность такого подхода. Государство, для которого деятельность субъектов бизнеса остаётся непрозрачной, не в состоянии достаточно эффективно перераспределить ресурсы для поддержания тех организаций, которые являются структурно значимыми для национальной экономической системы [4].

В августе 1981 г. комитетом по международным стандартам бухгалтерского учёта был принят стандарт МСФО 14 «Представление финансовой информации по сегментам». В 1997 г. вышла новая редакция МСФО 14 «Сегментная отчётность», где также подробно, как и в FAS 131, обосновывалась необходимость формирования и раскрытия сведений по сегментам организации.

1. Основные отличия в формировании и раскрытии информации по сегментам в бухгалтерской отчётности российских организаций согласно индустриальному и управленческому подходам

Критерии сравнения ПБУ 12/2000 (основа МСФО 14) -индустриальный подход ПБУ 12/2010 (основа МСФО 8) -управленческий подход

Субъекты коммерческие организации, имеющие дочерние либо зависимые общества, либо входящие в объединения юридических лиц коммерческие организации - эмитенты публично размещаемых ценных бумаг

Основа выделения сегментов присущие деятельности организации риски, организационная и управленческая структура организационная и управленческая структура

Понятие сегмента составной элемент организации по производству определённого товара (работы, услуги) или их однородных групп, подверженный рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей других сегментов часть деятельности организации: способная приносить экономические выгоды и предусматривающая расходы, результаты деятельности которой систематически анализируются лицами, полномочными в распределении и оценке результатов, по которым могут быть сформированы отдельные финансовые показатели

Виды сегментов хозяйственный, географический, отчётный операционный, отчётный

Правила оценки показателей оценка показателей производится в соответствии с общими правилами бухгалтерского учёта показатели приводятся в оценке, используемой полномочными лицами организации (по данным управленческого учёта)

Содержание информации по сегментам в состав информации входят: показатели по отчётным сегментам, информация которых признана первичной; показатели по отчётным сегментам, информация которых признана вторичной; дополнительные сведения об основе ценообразования на межсегментные передачи и существенных изменениях в учётной политике в состав информации входят: общая информация (о выделении сегментов и их деятельности); показатели отчётных сегментов; способы оценки показателей; сверка показателей сегмента с совокупными показателями организации; сведения по географическим регионам деятельности, по крупнейшим покупателям

2. Состав и содержание форм стратегической отчётности организации для формирования

и раскрытия информации по сегментам

Наименование формы Содержание формы Основные разделы отчёта

Отчёт о стоимости Документ, интегрирующий оценки будущих поступлений от деятельности сегмента, ожидаемых платежей, связанных с экономическими оборотами по закупкам, оплатой труда, налоговыми платежами и т.п. 1) будущие продажи (клиентский капитал), или дисконтированные будущие поступления; 2) будущие платежи поставщикам и подрядчикам (партнёрский капитал), или дисконтированные будущие прямые затраты; 3) будущие внутренние расходы на оплату труда, сбыт, управление, рекламу и т.д.

Отчёт о бизнес-перспективах Документ, где ожидания поступления будущих экономических выгод подкрепляются идентифицируемыми и подконтрольными сегменту экономическими ресурсами, которые образуют основу перспективного баланса производственных мощностей перспективный баланс производственных мощностей сегмента

Отчёт о рисках Документ, где неопределённость оценок будущих событий финансового характера практически преодолевается моделированием риск-факторов к условиям формирования будущих финансовых событий сегмента 1) карта рисков на планируемый период, которая формируется с целью наглядного отображения основных рисков, позволяет оценить совокупность всех рисков, ранжировать их по степени значимости, акцентировать внимание на управлении наиболее значимыми рисками; 2) отчёт о методах управления рисками формируется с целью оценки полноты существующих мероприятий по управлению рисками и т.д.

Баланс корпоративного капитала Документ раскрывает состояние имущественного и финансового капитала сегмента 1) балансовые активы (внеоборотные и оборотные активы); 2) контролируемые активы (забалансовые активы); 3) балансовые обязательства (капитал и обязательства) и т.д.

Отчёт о финансовых результатах Документ развёрнуто показывает ожидаемую к получению чистую прибыль по бюджету на отчётный год и фактически полученный результат сегмента 1) бюджетные и фактически полученные доходы; 2) расходы по бюджету и фактически произведённые; 3) прибыль по бюджету и фактически полученный результат

В ноябре 2006 г. правление комитета по МСФО опубликовало МСФО 8 «Операционные сегменты». Он был принят в рамках краткосрочной программы сближения (конвергенции) МСФО и американских стандартов US GAAP и практически идентичен стандарту финансовой отчётности FAS 131, т.е. также основывается на управленческом подходе.

Вместо определения содержания информации по сегментам и требования, чтобы она была подготовлена в соответствии с теми же принципами и правилами, которые применялись при подготовке финансовой отчётности, МСФО 8 предлагает, чтобы предоставлялось объяснение прибыли или убытка сегмента и активов по каждому сегменту в соответствии с оценками, использованными руководством, при распределении ресурсов и определении результатов [5].

Этот же подход лежит в основе ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» (утверждено Приказом Минфина РФ от 08.11.2010 г. № 143н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту «Информация по сегментам») [6], который предполагает выделение сегментов в зависимости от организационной и управленческой структуры, системы внутренней отчётности организации и раскрытия информации по ним на основе данных управленческого учёта. Т. е. внесены существенные

изменения в представление сегментной информации в бухгалтерской отчётности российских организаций (табл. 1).

Произошедшие преобразования в нормативноправовом регулировании также внесли коррективы в процесс формирования и раскрытия сегментной информации в стратегической отчётности организации.

Основываясь на управленческом подходе, стратегическая отчётность может включать следующие формы и раскрывать в них информацию по сегментам бизнеса (табл. 2).

В соответствии с содержанием управленческого подхода, заложенного в основу ПБУ 12/2010, достоверно и точно совокупность сегментов организации может быть сформирована только полномочными лицами (собственниками и менеджерами), а затем сведения о них должны быть доведены до составителей стратегической отчётности. Сформированную систему сегментов целесообразно закрепить соответствующими локальными актами организации.

На этапе формирования и раскрытия информации по сегментам деятельности реализация управленческого подхода выражается в том, что показатели отчётного сегмента стратегической отчётности приводятся в оценке, в которой они предоставляются полномочными лицами органи-

зации для принятия решений (по данным управленческого учёта). Здесь проблема практического применения управленческого подхода приобретает нормативно-правовой характер. Федеральным законом «О бухгалтерском учёте» № 402-ФЗ [7] существование и функционирование управленческого учёта, информация которого должна выступать основой для формирования и раскрытия показателей сегментов, не признано. При существующей системе нормативно-правового регулирования выявленное несоответствие приведёт к вполне законному и обоснованному отказу от требований ПБУ 12/2010. В лучшем случае показатели по сегментам деятельности будут приведены в той оценке, в которой они представлены в бухгалтерской финансовой отчётности организации. Таким образом, утверждение ПБУ 12/2010 и принятие принципов и правил МСФО 8 обозначило круг проблем формирования и раскрытия информации по сегментам деятельности. Управленческий подход основан на профессиональном суждении и ответственности бухгалтеров, что непривычно для российской практики. Поэтому пользователям стратегической отчётности следует учитывать возможность появления фактов непреднамеренного искажения показателей по сегментам деятельности.

В заключение отметим, что управленческий подход заставляет организацию обратить внимание на эффективность системы её управления, т.е.

активизирует интерес организации к управленческому учёту, его правильному и рациональному построению. Данный подход поставил точку и в вопросе формирования и раскрытия конфиденциальной информации, установив, что организация должна раскрывать информацию, позволяющую пользователям стратегической отчётности оценить характер и финансовые последствия деятельности, экономическую среду, в которой она ведёт свою деятельность, а также её стратегические перспективы и приоритеты.

Литература

1. Бедарева М.А. Развитие управленческого подхода в международных стандартах в части формирования сегментной отчётности // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 3.

2. Бабкина О.М. Разработка форм стратегической управленческой отчётности // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 5.

3. Ключников С.В. Сегментарная отчётность корпоративной группы: методика формирования и анализ особенностей // Международный бухгалтерский учёт. 2012. № 36.

4. Сороченко С-.В. Сегментная отчётность и агентская проблема // Экономика и управление: теоретические и практические аспекты. Новосибирск, 2011. 22 августа 2011 г.

5. Базалей Н.Ю., Карецкий А.Ю. Развитие нормативного регулирования нормативного учёта и отчётности в международной практике и международных стандартах // Учёт и статистика, 2009. № 2(14).

6. Информация по сегментам: положение по бухгалтерскому учёту: ПБУ 12/2010: утвержд. Приказом Минфина России от 08.11.2010 г. № 143н. URL: //http://wwwl.minfm.ru/ common/img/uploaded/library/nodate/ 2010/PBU_ 12 .pdf. 2013. август.

7. О бухгалтерском учёте: Федеральный закон: принят Государственной Думой 22.11.2011 г. № 402-ФЗ. URL: //http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi? req=doc; base=LAW;n=122855. 2013. август.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.