Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 3 (14). Сентябрь 2017 (http://ce.if-mstuca.ru)
УДК 371.321 ББК 74.00 С128
Д. В. Савельева Иркутск, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРЫ
Сегодня в современном обществе постепенно складывается более широкое видение педагогической деятельности мастеров производственного обучения (далее ПО) как деятельности профессионалов, способных реально изменять окружающий мир к лучшему. В статье рассматривается подготовка мастеров ПО в системе среднего профессионального образования как процесс становления субъектного опыта будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: мастер производственного обучения, педагогическая позиция, профессиональная деятельность, анализ художественного произведения, саморазвитие.
D.V. Savel'eva Irkutsk, Russia
FORMATION OF THE PEDAGOGICAL POSITION OF THE FOREMAN OF VOCATIONAL TRAINING BY MEANS OF LITERATURE
Today a broader vision of the pedagogical activity of the foremen of vocational training (FVT) is forming. They are regarded as professionals who can change the world around for the better. In this article, the author focuses on the training in the system of secondary vocational education as a process of formation of subject experience of future professional activity.
Key words: foreman of vocational training, pedagogical position, professional activity, analysis of fiction, self-development.
© Савельева Д. В., 2017
Педагогическая позиция мастера производственного обучения, на наш взгляд, проявляется в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.
Как известно, профессия - это род занятий, требующий специальной подготовки и позволяющий человеку обеспечивать свою жизнедеятельность. В любой профессии есть люди, по-разному относящиеся к своему делу. Педагогическая деятельность исключением не является. Одни видят в своей профессии только источник средств к существованию, другие же понимают ее важнейшее предназначение. Специфика педагогической профессии заключается в том, что каждый ее представитель может и должен иметь свою позицию [Тряпицына, 2001, с. 27]. Как справедливо отмечают авторы книги «Профессия - учитель» [Роботова, 2005, с. 240], педагог становится профессионалом, если ему удается построить свою систему взглядов на профессию, открыть для себя ее смысл, то есть ответить на вопросы: «Почему я стал педагогом?», «В чем смысл моей профессии?». Имея педагогический опыт работы со студентами -первокурсниками, будущими мастерами производственного обучения, то есть педагогами, хотелось бы отметить следующее: обучающиеся не осознают, что ожидаемое от них качество работы должно быть аналогичным тому уровню услуг, который они вправе ожидать от профессионалов других специальностей (например, врачей, юристов). Отсюда напрашивается вывод: у студентов не сформирована педагогическая позиция, связанная с системой отношений человека в целом, к предмету своей профессиональной деятельности, к своим коллегам и к себе как личности. Формирование педагогической позиции происходит в процессе размышления, чтения, обсуждения идей, что соответствует целям и задачам учебной дисциплины «ОУД. 02. Литература». Но проявляется педагогическая позиция только в деятельности. Но каким образом молодой человек, только ищущий свой путь в профессию, может удостовериться в сформированное™ своей педагогической пози-
ции? И как этому способствует литература? Ответить на данные вопросы однозначно, на наш взгляд, невозможно. Тем не менее, попробуем разобраться. Освоение ценностей профессии, позиции, моральных правил происходит через процессы самовоспитания и самообразования [Бордовский, 2004, с. 14-19], соответственно, и на занятиях литературы. Содержание нашей программы диктует методику изучения художественного произведения на первом курсе технического колледжа. Предполагаемая модель литературного образования включает следующие ступени:
- подготовка и облагораживание восприятия;
- творческое чтение;
- углубленный анализ текста;
- интерпретация;
- самореализация.
На каждой ступени включаются свои методы и приемы работы. Среди них есть вполне традиционные, апробированные методикой преподавания [Балашова, 2005, с. 10-12]. А есть своеобразные, стимулирующие эмоции, чувства, воображение обучающихся, актуализирующие их читательский интерес, внимание к тексту художественного произведения, создающие на занятии благоприятную обстановку для творчества, самореализации, для рефлексии, философствования, думанья, мечтания.
Мы убеждены, что методика изучения художественного произведения на современном учебном занятии по литературе должна опираться на данные психологических механизмов формирования у студентов восприятия, понимания и осознания эстетических и нравственных уроков художественного произведения.
Начнем с того, что в методике преподавания литературы существует два подхода к анализу художественного произведения на учебном занятии: предметный или логический и эмоционально-эстетический [Болотов, 2007, с. 35].
Считается, что один исключает другой, и «гармоническое их слияние находится в области идеала» [Зимняя, 2010, с. 37-41]. Однако заметим, что эмоцио-
нальность не может быть противопоставлена научно-познавательному компоненту преподавания. Напротив, она углубляет его, одухотворяет. Знания, не прочувствованные обучающимися, становятся формальными. Методами литературоведческого анализа, на наш взгляд, в процессе обучения в СПО пользоваться можно, но очень осторожно. Нельзя забывать: что специальные филологические изыскания бывают неуместны на занятиях по литературе. А если учесть, что в мире, в последнее время, наблюдается ослабление эмоциональности, словно люди разучились грустить или искренне радоваться, печалиться или восторгаться, то можно считать, что одной из важнейших задач преподавания литературы является компенсация эмоциональной недостаточности, насколько это возможно.
В практике преподавания литературы часто встречаешься с таким анализом, когда текст буквально препарируется бесчисленным количеством вопросов, убивающих силу непосредственного впечатления. Естественно, такой анализ вызывает протест обучающихся.
Для современного читателя анализ художественного произведения должен начинаться с того, что ему знакомо, что для него узнаваемо. Когда обучающийся видит то, что укладывается в его сознание, он это понимает, и это становится близким для студента. Например, начиная анализ романа Ф. М. Достоевского [Битянова, 2006, с. 84] «Преступление и наказание» можно пойти от проблемы силы и слабости человека, от их проявления в различных жизненных ситуациях. Потом процесс анализа можно расширять, корректировать, вводя в него другие пласты произведения и иные смыслы.
Например, занятие по теме «Ф. М. Достоевский. Роман Преступление и наказание» началось с проверки домашнего задания. Студентам необходимо было написать сочинения на темы (на выбор): «Нравственность характера Родиона Раскольникова», «Мое отношение к поступку и идее главного героя», «Есть ли будущее у Раскольникова?» -и представить их на занятии.
Проанализированные тексты сочинений можно представить следующим образом: несмотря на описание Ф. М. Достоевским в романе молодежи 50-60-х годов 19 века, социальное, духовное и нравственное, состояние в романе не теряет актуальности до сих пор.
Пятнадцать студентов не одобряют поступок Родиона Раскольникова, но им близка идея, что во имя справедливости, во имя прогресса, кровь по совести может быть оправдана, разрешена, даже необходима. В сочинениях встречаются резкие высказывания «совершившего насилие над ребенком можно убить, но не старух» (так написали два студента). Называют нравственным Родиона Раскольникова с точки зрения совести. Восемь студентов в своих рассуждениях пришли к выводу, что от ненависти к людям Раскольников, мощью своего сознания и любовью Сони Мармеладовой, в эпилоге романа приходит к человеколюбию. Так как в Раскольникове есть сила совести, мужество и решимость - его можно назвать нравственным. К убийству старухи Раскольниковым все студенты относятся отрицательно: никто не давал право одному человеку лишать жизни другого.
К идее главного героя «тварь ли я дрожащая или право имею» обучающиеся отнеслись неоднозначно. Есть рассуждения семи обучающихся о том, что, действительно, вершить судьбы других людей могут только «Наполеоны», но таких единицы, и Раскольников к ним не относится.
Встречаются у ребят мысли противоположные, что абсолютной свободы для себя нужно добиваться другим способом, идея, подобная идее Раскольникова, только лишает человека воли, порабощает разум (так считают трое студентов). Четверо студентов считают, что будущее у Раскольникова есть, так как он осознал свою вину и ошибочность идеи. Но, вот жаль, что Раскольников бросил университет, ведь у него были способности.
Таким образом, можно сделать вывод: написание сочинений - рассуждений на заданные темы позволило студентам заглянуть в свой внутренний мир и ответить на вопросы: «что такое идея в жизни человека и для меня?», «каков я?», «что
ждет меня в будущем и стоит ли мне учиться?». Проведение аналогичных занятий, направленных на умение видеть проблемы и пути решения, проектировать профессиональный путь и при помощи умений самоорганизации управлять и корректировать свою деятельность в процессе обучения формируют готовность к саморазвитию как условию прогнозирования своего дальнейшего жизненного пути. А следовательно, способствуют формированию педагогической позиции будущих мастеров производственного обучения.
Библиографический список
1. Балашова 3. В. Формирование ценностно-смыслового профессионального самоопределения учителей в условиях смены образовательной парадигмы: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / 3. В. Балашова. Майкоп, 2005. 22 с.
2. БитяноваМ. Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития: науч.-методич. пособие для психологов и педагогов / М. Р. Битянова. М.: МГППУ, 2006. 96 с.
3. Болотов В. А. Размышления о педагогическом образовании / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2007. № 9. С. 3-12.
4. Бордовский Г. А. Образование в области управления качеством системный подход / Г. А. Бордовский, А. А. Нестеров // Высшее образовании сегодня. 2004. № 3. С. 14-19.
5. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Эксперимент и инновации в школе. 2010. № 3. C. 37-41.
6. Профессия - учитель: учеб. пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / А. С. Роботова, И. Г. Шапошникова, В. А. Родионова и др.; Под ред. А. С. Роботовой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 368 с.
7. Тряпицына А. П. Теоретико-методологические основы модернизации школьного образования (педагогический аспект) // Модернизация общего образования на рубеже веков: Сб. научных статей. СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2001. С. 21-29.
References
1. Balashova Z. V. (2005). The formation of the axiological professional identity of teachers in the conditions of changing the educational paradigm: the author's abstract. Dis. ... cand. Ped. Sciences: 13.00.08. Maikop, 2005. 22 pp. (In Russian).
2. Bityanova M. R. (2006). Work with the child in the educational environment: the solution of development problems: methodological manual for psychologists and educators. Moscow: Moscow State Pedagogical University, 2006. 96 p. (In Russian).
3. Bolotov V. A. (2007). Reflections on pedagogical education // Pedagogy. 2007. № 9. P. 312. (In Russian).
4. Bordovsky G. A. (2004). Education in the field of quality: management system approach // Higher education today. 2004. № 3. P. 14-19. (In Russian).
5. Winter I. A. (2010). Key competencies - a new paradigm of the result of education // Experiment and innovation in school. 2010. № 3. C. 37-41. (In Russian).
6. Profession - Teacher: Textbook. Manual for subject oriented instruction and professional orientation of schoolchildren / Ed. A. S. Robotova. Moscow: Publishing Center «Academy», 2005. 368 p. (In Russian).
7. Tryapitsyna A. P. (2001). Theoretic and methodological foundations of modernization of school education (pedagogical aspect) // Modernization of general education at the turn of the century: Sat. Scientific articles. SPb.: Publishing House of the Russian State Pedagogical University. Herzen, 2001. P. 21-29. (In Russian).