Научная статья на тему 'Профессиональные задачи будущих мастеров производственного обучения в развитии социальнопрофессиональной компетентности'

Профессиональные задачи будущих мастеров производственного обучения в развитии социальнопрофессиональной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
471
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ / PROFESSIONAL TASKS / MASTER OF INDUSTRIAL TRAINING / SOCIO-PROFESSIONAL COMPETENCE / HUMANITARIAN TECHNOLOGIES / DESIGN OF THE EDUCATIONAL PROCESS / PROFESSIONAL STANDARD / SOCIOPROFESSIONAL INTERACTION / PROFESSIONAL CONTEXT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дегтярева И. А.

Статья посвящена проблеме применения профессиональных задач как способа развития социально-профессиональной компетентности будущих мастеров производственного обучения. В статье описывается проектирование образовательного процесса на основе решения профессиональных задач, соответствующих квалификационным требованиям образовательного и профессионального стандартов. Автором уточняется понятие социальнопрофессиональной компетентности, в котором учитываются специфика профессиональных функций мастера, особенности взаимодействия субъектов учебно-производственного процесса, социальный опыт и ценности современных обучающихся. В статье приводятся авторская классификация гуманитарных технологий организации социально-профессионального взаимодействия, а также обоснование возможностей циклов учебных дисциплин и профессиональных модулей в развитии социально-профессиональной компетентности будущих мастеров производственного обучения. Подробно описан опыт внедрения профессиональных задач в реальную практику образовательной организации системы среднего профессионального образования, приведены примеры поэтапного решения профессиональных задач, имеющих актуальное для обучающихся содержание и требующих самостоятельного поиска способов взаимодействия со сверстниками, педагогами и социальными партнерами колледжа. Отмечается, что решение профессиональных задач с использованием гуманитарных технологий позволяет применять имеющиеся и аккумулировать новые социальные знания и ценности, формировать умения социального взаимодействия, получать необходимые социально-профессиональный опыт и компетентность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дегтярева И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TASKS OF FUTURE MASTERS OF INDUSTRIAL TRAINING IN THE DEVELOPMENT OF SOCIAL-PROFESSIONAL COMPETENCE

This article is devoted to the problem of professional tasks' application as a method of social and professional competence's development of future masters of industrial training. The article describes the design of the educational process directed on development of social and professional competence and based on the decision of future masters' professional tasks of industrial training, which is confirmed by the analysis of the qualification requirements of educational and professional standards. The definition of social and professional competence, presented in the research, takes into consideration specific professional functions of a master of industrial training, features of interaction of educational-production process' subjects, social experience and values of modern students. The article presents the author's classification of humanitarian technologies of social and professional interaction's organization, and the substantiation of the possibilities of the disciplines' cycles and professional modules for the development of social and professional competence of future masters of industrial training. The author describes the experience of professional tasks' implementation in the real practice of educational organization of secondary vocational education in details; the author also gives examples of gradual decision of professional tasks, which have relevant content for students and require independent search of interaction ways with groupmates, teachers and social partners of college. The decision of professional tasks by using humanitarian technologies allows applying the existing knowledge and accumulating new social knowledge and values to shape abilities of social interaction and obtain the necessary social and professional experience. Thus, the use of professional tasks in the organization of educational process has a developmental impact on all aspects of social and professional competence.

Текст научной работы на тему «Профессиональные задачи будущих мастеров производственного обучения в развитии социальнопрофессиональной компетентности»

И.А. Дегтярева, зав. учебной частью, Омский колледж отраслевых технологий строительства и транспорта, г. Омск, Россия, ¡[email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ БУДУЩИХ МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Статья посвящена проблеме применения профессиональных задач как способа развития социально-профессиональной компетентности будущих мастеров производственного обучения. В статье описывается проектирование образовательного процесса на основе решения профессиональных задач, соответствующих квалификационным требованиям образовательного и профессионального стандартов. Автором уточняется понятие социально-профессиональной компетентности, в котором учитываются специфика профессиональных функций мастера, особенности взаимодействия субъектов учебно-производственного процесса, социальный опыт и ценности современных обучающихся. В статье приводятся авторская классификация гуманитарных технологий организации социально-профессионального взаимодействия, а также обоснование возможностей циклов учебных дисциплин и профессиональных модулей в развитии социально-профессиональной компетентности будущих мастеров производственного обучения. Подробно описан опыт внедрения профессиональных задач в реальную практику образовательной организации системы среднего профессионального образования, приведены примеры поэтапного решения профессиональных задач, имеющих актуальное для обучающихся содержание и требующих самостоятельного поиска способов взаимодействия со сверстниками, педагогами и социальными партнерами колледжа. Отмечается, что решение профессиональных задач с использованием гуманитарных технологий позволяет применять имеющиеся и аккумулировать новые социальные знания и ценности, формировать умения социального взаимодействия, получать необходимые социально-профессиональный опыт и компетентность. Ключевые слова: профессиональные задачи, мастер производственного обучения, социально-профессиональная компетентность, гуманитарные технологии, проектирование образовательного процесса, профессиональный стандарт, социально-профессиональное взаимодействие, профессиональный контекст.

Система среднего профессионального образования в настоящее время является ресурсом подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для удовлетворения потребностей экономики региона. Важным субъектом подготовки рабочих и служащих являются мастера производственного обучения, поэтому их профессиональной подготовке следует уделять особое внимание.

Трудовые функции мастера производственного обучения направлены на организацию и методическое обеспечение учебно-производственного процесса, педагогическое сопровождение обучающихся, профессиональную ориентацию школьников. Так или иначе, выполнение этих функций связано с установлением социально-профессионального взаимодействия с различными

субъектами учебно-производственного процесса. Учитывая социальную природу профессиональной деятельности мастера производственного обучения (тип профессии «человек - человек»), можно -утверждать, что большая часть общих и профессиональных компетенций будущего мастера формируется и проявляется в процессе общения. Следовательно, имеет смысл выделить для рассмотрения понятие «со-циально-профессиональ-ная компетентность», обозначающее основу учебной и профессиональной деятельности будущего мастера производственного обучения.

Понятие «социально-профессиональная компетентность» нашло отражение в исследованиях И. А. Зимней, которая определяет этот вид компетентности как целостное социально-профессиональное качество специалиста, позволяющее ему успешно выполнять производственные задачи, взаимодействовать с другими людьми1. Автор рассматривает компетентность как целостное, но при этом формируемое качество, проявляющееся в действиях, деятельности и поведении человека.

Основываясь на исследованиях ученых РГПУ им. А.И. Герцена природы профессиональной компетентности педагога2, а также на идеях И. А. Зимней, под социально-профессиональной компетентностью будущих мастеров производственного обучения мы понимаем интегральную характеристику личности, определяющую способность решать типичные и нестандартные социально-профессиональные задачи, возникающие в условиях учебно-производственного процесса, на основе мотивов социального самоопределения, готовности к социальным формам отношений с использованием социальных зна-

Учитывая социальную природу профессиональной деятельности мастера производственного обучения, можно утверждать,

что большая часть общих и профессиональных компетенций будущего мастера формируется и проявляется в процессе общения.

Под социально-профессиональной компетентностью будущих мастеров производственного обучения мы понимаем интегральную характеристику личности, определяющую способность решать типичные и нестандартные социально-профессиональные задачи, возникающие в условиях учебно-производственного процесса.

ний о способах социально-профессионального взаимодействия с различными субъектами учебно-производственного процесса, опыта такого взаимодействия и социальных — ценностей командной работы, ответственности за результат совместной профессиональной деятельности, уважения к другим субъектам учебно-производственного процесса.

Для социально-профессиональной компетентности характерны социальная ориентированность, опора на взаимодействие при решении профессиональных задач, социально-профессиональная полипозиционность будущих мастеров производственного обучения, а также влияние профессионально-педагогического и профессионально-отраслевого сообщества на процесс ее развития.

С позиций компетентностного подхода основой формирования и проявления социально-профессиональной компетентности является решение профессиональных задач. Решаемые педагогом в повседневной практике задачи называют практическими про-фессиональными3. Они представляют собой модель проблемной ситуации, предполагающей разрешение через взаимодействие субъектов педагогического процесса. Решение задачи - последовательность действий по осознанию проблемной ситуации, определению возможных способов ее решения, выбору оптимального варианта, его реализации и рефлексии полученного результата. Исходя из сказанного выше, проектирование образовательного процесса, направленного на развитие социально-профессиональной компетентности, должно быть основано на решении профессиональных задач.

Сравнительный анализ ФГОС СПО 44.02.06 Профессиональное обучение (по

отраслям) и профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» позволяет сопоставить виды профессиональной деятельности, представленные в образовательном стандарте, с обобщенными трудовыми функциями, обозначенными в профессиональном стандарте. Профессиональный стандарт дополняет требования ФГОС СПО трудовой функцией по проведению профори-ентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями). На основе выделенных С.А. Писаревой, Е.В. Пискуновой, А. П. Тряпицыной групп профессиональных задач педагога4 и с учетом специфики социально-профессиональной компетентности можно обозначить основные группы профессиональных задач, характерных для будущего мастера производственного обучения как педагога:

— проектирование и методическое обеспечение учебно-производственного процесса на основе взаимодействия с коллегами и социальными партнерами;

— организация учебно-производственного процесса на основе педагогически целесообразного взаимодействия с обучающимися;

— педагогическое сопровождение обучающегося в учебно-производственном процессе на основе взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

— участие в организации практико-ори-ентированных профориентационных мероприятий, информировании и консультировании школьников и их родителей (законных представителей) на основе взаимодействия с коллегами и социальными партнерами.

Проектирование образовательного процесса колледжа на основе профессиональных задач предполагает отбор образовательных технологий, способствующих развитию социально-профессиональной компетент-

ности. В современной педагогике понятие технологии рассматривается с позиций гуманизации и гуманитаризации образования. Образовательные технологии, в отличие от производственных, применяются в сфере социального взаимодействия и основаны на гуманитарном знании5. По мнению Н.В. Бор-довской, гуманитарные технологии формируют гуманитарную образовательную среду, основанную на отношениях уважения, ответственности, сотрудничества и со-творчества6. С.М. Елисеев называет среду гуманитарных технологий интерсубъективной коммуникативной сре-дой7. Это имеет особое значение при подготовке будущих мастеров производственного обучения, поскольку их учебная и будущая профессиональная деятельность основаны на социально-профессиональном взаимодействии с различными субъектами учебно-производственного процесса. Поэтому при проектировании образовательного процесса, направленного на развитие социально-профессиональной компетентности, целесообразно применять гуманитарные технологии.

В зависимости от развивающего воздействия на отдельные аспекты социально-профессиональной компетентности современные гуманитарные технологии можно условно разделить на три группы:

1. Технологии анализа ситуаций, направленные на развитие профессионального аспекта социально-профессиональной компетентности: анализ ситуаций, проблемное обучение, casestudy, компетентностно ориентированные задания. Перечисленные технологии применимы на стадии анализа ситуации и конструирования способа социального взаимодействия, так как с их помощью можно организовать совместное обсуждение, выработку идей, согласование способов взаимодействия.

2. Интерактивные технологии, направленные на развитие социального аспекта компетентности: деловые игры, дискуссии,

Образовательные технологии, в отличие от производственных, применяются в сфере социального взаимодействия и основаны на гуманитарном знании. По мнению Н.В. Бордовской, гуманитарные технологии формируют гуманитарную образовательную среду, основанную на отношениях уважения, ответственности, сотрудничества и сотворчества.

обучение в сотрудничестве, технологии организации групповой и коллективной деятельности, проекты. Интерактивные технологии целесообразно применять на этапе практической реализации решения профессиональной задачи, чтобы обеспечить совместную учебно-профессиональную деятельность на основе осуществления способов социально-профессионального взаимодействия.

3. Рефлексивные технологии, позволяющие актуализировать социальные ценности, приобретенные в процессе решения профессиональных задач: портфолио, ментальные карты. Завершающий этап решения профессиональной задачи требует анализа и самоанализа хода и результатов решения задачи, умения сопоставить полученный результат с предполагаемым, аккумулировать и использовать полученный опыт при решении следующих задач, поэтому организуется с применением рефлексивных технологий.

Обеспечение социально-профессионального контекста образовательного процесса в колледже предполагает определение возможностей циклов дисциплин и профессиональных модулей для развития социально-профессиональной компетентности в целом и ее отдельных аспектов.

Дисциплины общегуманитарного и социально-экономического цикла носят в ос-

новном теоретический характер, поэтому в большинстве направлены на развитие когнитивного компонента социально-профессиональной компетентности: формируют представления о социальном характере будущей профессиональной деятельности, о нормах и способах социального взаимодействия, о многообразии социально-профессиональных позиций и функций будущего мастера производственного обучения и т.д. Развитие социально-профессиональной компетентности при изучении циклов общегуманитарных и социально-экономических дисциплин осуществляется благодаря профессионально направленному содержанию, установлению межпредметных связей, а также применению отобранных гуманитарных технологий.

Естественнонаучный цикл благодаря практико- и профессионально ориентированным лабораторно-практическим занятиям, организованным с применением различных технологий организации взаимодействия обучающихся, позволяет развивать операциональный компонент социально-профессиональной компетентности: формировать умение отбирать способы социального взаимодействия для решения профессиональных задач.

Общепрофессиональные дисциплины направлены на формирование базовых зна-

ний, умений для изучения профессиональных модулей, включают значительное коли -чество лабораторно-практических занятий профессиональной направленности, поэтому способствуют развитию не только когнитивного и операционального, но в немалой степени и мотивационного компонента социально-профессиональной компетентности.

Профессиональные модули, в которых сконцентрировано собственно профессиональное содержание, направлены на развитие всех компонентов социально-профессиональной компетентности. Учебные и производственные практики, как обязательные и значимые элементы профессиональных модулей, способствуют приобретению социально-профессионального опыта при решении профессиональных задач.

Содержание профессиональных задач будущих мастеров производственного обучения сконструировано на основе системы взаимосвязанных заданий. Они включают мотивационный, когнитивный, операциональный и технологический аспекты. Поэтапное выполнение заданий ведет к решению профессиональной задачи.

Примером интеграции профессиональных задач в содержание подготовки будущих мастеров производственного обучения может служить опыт Омского колледжа отраслевых технологий строительства и транспорта (ОКОТСиТ). Обучающимся по программе подготовки специалистов среднего звена 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям), профиль подготовки 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, были предложены системы взаимосвязанных заданий, направленных на решение профессиональной задачи 4.1 Планировать и организовывать информирование школьников и их родителей (законных представителей) о многообразии профессий, уровней и способов получения образования, образовательных организаций, потребностях рынка труда, перспективах трудоустройства8. Решение данной профессиональной задачи направлено на приобретение:

— знаний о специфике и материальной базе образовательной организации для планирования и проведения практико-ориенти-рованных профориентационных мероприя-

тий для школьников и их родителей (законных представителей);

— умений планирования практико-ори-ентированных профориентационных мероприятий для школьников и их родителей (законных представителей) с учетом специфики и материальной базы образовательной организации;

— практического опыта планирования и проведения практико-ориентированных профориентационных мероприятий для школьников и их родителей (законных представителей) с учетом специфики и материальной базы образовательной организации.

Решению данной профессиональной задачи способствует совокупность приведенных ниже заданий.

Первое задание направлено на получение знаний.

«Изучите сайт колледжа, особое внимание обратите на разделы "Абитуриенту", "Отделения", "Партнеры", "Трудоустройство выпускников", "Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса". Письменно ответьте на следующие вопросы:

Какие программы подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих (служащих) реализует колледж?

Охарактеризуйте тремя предложениями любую из этих программ.

Каковы сроки обучения для каждой специальности?

Предусмотрены ли для абитуриентов вступительные испытания?

Какие мастерские и лаборатории действуют в колледже?

Какие работы проводятся в этих мастерских и лабораториях?

Какое новое оборудование приобретено для колледжа?

Назовите основных социальных партнеров колледжа.

Кто из них занимается поддержкой одаренных обучающихся?

Какие возможности трудоустройства имеют выпускники колледжа?»

На основе предыдущего задания было предложено следующее упражнение, направленное на отработку умений планирования практико-ориентированных проф-

ориентационных мероприятий для школьников и их родителей (законных представителей).

Второе задание - ситуационная задача - направлено на при- : обретение социально-профессиональных умений.

«Вас, молодого мастера производственного обучения, привлекли к профориентацион-ной работе. Специалист по профориентации колледжа поделился с Вами, что традиционные дни открытых дверей перестали быть интересны школьникам и явка бывает очень низкой. Изучив возрастные особенности старшеклассников, направленность их интересов и ценностные ориентации, а также профо-риентационный опыт других образовательных организаций, Вы решили провести совершенно новое событие, которое позволит привлечь в колледж абитуриентов. Разработайте сценарий профориентационного события, соответствующего возрастным особенностям и интересам старшеклассников. При разработке мероприятия учитывайте специфику и материальные условия колледжа. При необходимости проконсультируйтесь с сотрудниками воспитательной службы и учебно-консультационного отдела».

Третье задание направлено на приобретение практического опыта участия в проф-ориентационных мероприятиях в рамках профессионального модуля 02 Педагогическое сопровождение группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.

В ходе практики обучающимися был разработан и реализован профориентационный квест «Перспектива». Инициативная группа студентов методом мозгового штурма разработала идею профориентационного кве-ста: старшеклассники, пришедшие в колледж на день открытых дверей, в игровой форме познакомятся с основами каждой специальности, реализуемой в колледже. Целью проекта было проведение профессиональных проб для старшеклассников в игровой форме. Целевая аудитория проекта - школьники, учащиеся 9-11-х классов. Место реализации - мастер-

Профессиональные модули, в которых сконцентрировано собственно профессиональное

содержание, направлены на развитие всех компонентов социально-профессиональной компетентности.

ские и лаборатории БПОУ ОО «ОКОТСиТ». Время проведения - 80 минут.

Проект профориентационного квеста содержал:

1) сценарий беседы практикантов со старшеклассниками об особенностях колледжа и о значимости профессионального выбора;

2) текст инструктажа по технике безопасности, разработанный практикантами совместно с инженером по охране труда;

3) маршрутные листы команд, согласованные с мастерами производственного обучения и утвержденные заместителем директора по учебно-производственной работе;

4) задания по станциям-лабораториям, отражающие специфику той или иной специальности. Например, по специальности «Архитектура» - собрать макет жилого дома из подготовленных деталей, «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» - посмотреть мастер-класс по выполнению декоративной штукатурки и повторить на мольберте, «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики» - изучить электрическую схему и в три действия включить все светодиоды;

5) карточки-паззлы со словом «Перспектива» для команд;

6) сценарий рефлексивной беседы, в ходе которой будущие мастера производственного обучения совместно со старшеклассниками формулировали вывод - осмысленный выбор профессии открывает широкие перспективы.

В ходе проектирования и проведения профориентационного квеста будущие мастера производственного обучения взаимодействовали с различными субъектами учебно-производственного процесса, а также со школьниками и сопровождающими их учителями. Будущим мастерам пришлось выступить в роли представителей рабочих профессий, профессиональных консультантов, ведущих мастер-классов, ведущих ори-ентационной и рефлексивной бесед и пр. Другими словами, данный проект позволил

обучающимся приобрести опыт социально-профессионального взаимодействия в ходе совместной творческой работы с педагогическими работниками колледжа и представителями школ. В течение учебного года было проведено четыре профориентацион-ных квеста «Перспектива», общее количество участников из числа школьников составило 82 человека.

В заключение хотелось бы подчеркнуть: развитию социально-профессиональной компетентности будущих мастеров производственного обучения способствует организация учебно-производственного процесса на основе решения профессиональных задач. Разработанные с учетом требований ФГОС СПО и профессионального стандарта педагога профессионального образования на основе компетентностного подхода профессиональные задачи учитывают специфику как социально-профессиональной компетентности, так и учебно-профессиональной деятельности будущих мастеров производственного обучения. Таким образом, образовательный процесс целесообразно проектировать на основе гуманитарных технологий, в частности, технологий анализа ситуаций, интерактивных и рефлексивных методик, которые позволяют в полной мере овладеть профессиональными умениями и навыками. При этом важно учитывать возможности циклов учебных дисциплин и профессиональных модулей для развития социально-профессиональной компетентности будущих мастеров. ^

Литература

1. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека [Элек-

тронный ресурс] // Эйдос. URL: http://www. eidos.ru/journal/2006/0504.htm (дата обращения: 14.05.2016).

2. Компетентностный подход в педагогическом образовании / под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной. СПб., 2008. 392 с.

3. Тряпицына А.П. Содержание профессиональной подготовки студентов - будущих учителей к решению задач модернизации общего образования // Вестник Герценовского университета. 2013. № 1. С. 50-61.

4. Организация самостоятельной работы студентов по педагогике: развитие профессиональных компетенций: учеб.-метод. пособие для преподавателей и студентов. Часть III / под ред. А.П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 46 с.; Тряпицына А.П. Содержание профессиональной подготовки студентов - будущих учителей к решению задач модернизации общего образования // Вестник Герценовского университета. 2013. № 1. С. 50-61.

5. Соломин В.П. Гуманитарные технологии как инновация в образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 4. С. 124-127.

6. Бордовская Н.В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования. СПб.: Книжный Дом, 2007. 408 с.

7. Елисеев С.М. Проблемы и парадоксы гуманитарных технологий // Гуманитарные технологии и политический процесс в России: сб. ст. / под ред. Л.В. Сморгунова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. С. 21-34.

8. Дегтярева И.А. Профессиональные задачи будущих мастеров производственного обучения как средство согласования образовательного и профессионального стандартов // Среднее профессиональное образование. 2016. № 6-7. С. 39-44.

PROFESSIONAL TASKS OF FUTURE MASTERS OF INDUSTRIAL TRAINING IN THE DEVELOPMENT OF SOCIAL-PROFESSIONAL COMPETENCE

I.A. Degtyareva, manager of educational department, Omsk College of Industry Technologies of Construction and Transport, Omsk, Russia, [email protected]

This article is devoted to the problem of professional tasks' application as a method of social and professional competence's development of future masters of industrial training. The article describes the design of the educational process directed on development of social and professional competence and based on the decision offuture masters 'professional tasks of industrial training, which is confirmed

№ 8(71) CEHTflBPb 2016 %

by the analysis of the qualification requirements of educational and professional standards. The definition of social and professional competence, presented in the research, takes into consideration specific professional functions of a master of industrial training, features of interaction of educational-production process' subjects, social experience and values of modern students. The article presents the author s classification of humanitarian technologies of social and professional interaction's organization, and the substantiation of the possibilities of the disciplines' cycles and professional modules for the development of social and professional competence of future masters of industrial training. The author describes the experience of professional tasks' implementation in the real practice of educational organization of secondary vocational education in details; the author also gives examples of gradual decision of professional tasks, which have relevant content for students and require independent search of interaction ways with groupmates, teachers and social partners of college. The decision ofprofessional tasks by using humanitarian technologies allows applying the existing knowledge and accumulating new social knowledge and values to shape abilities of social interaction and obtain the necessary social and professional experience. Thus, the use of professional tasks in the organization of educational process has a developmental impact on all aspects of social and professional competence.

Key words: professional tasks, master of industrial training, socio-professional competence, humanitarian technologies, the design of the educational process, professional standard, socio-professional interaction, professional context.

References

1. Zimniaia I.A. Obshchaia kul'tura i sotsial'no-professional'naia kompetentnost' cheloveka [The general culture and socio-professional competence of the person]. Internet-zhurnal "E'jdos" - Onlinemagazine "Eidos". Available at: http://www.eidos.ru/ journal/2006/0504.htm (accessed 14.05.2016).

2. Kompetentnostnyi podkhod v pedagogicheskom obrazovanii / pod red. V.A. Kozyreva, N.F. Ra-dionovoi, A.P. Triapitsynoi [The competence approach in the pedagogical education. Ed. by V.A. Kozyreva, N.F. Radionovoi, A.P. Triapitsynoi]. St. Petersburg, 2008, 392 p.

3. Triapitsyna A.P. Soderzhanie professional'noi podgotovki studentov - budushchikh uchitelei k resheniiu zadach modernizatsii obshchego obrazovaniia [The content of professional training of students - future teachers to the solution of problems of modernization of General education]. Vestnik Gercenovskogo universiteta - Bulletin of the Herzen University, 2013, no. 1, pp. 50-61.

4. Organizatsiia samostoiatel'noi raboty studentov po pedagogike: razvitie professional'nykh kom-petentsii: ucheb.-metod. posobie dlia prepodavatelei i studentov. Chast' III / pod red. A.P. Triapitsynoi [Organization of independent work of students on Pedagogics: development of professional competences. Methodical tutorial for teachers and students. Part III. Ed. by Tryapicy'na], St. Petersburg, Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena Publ., 2008, 46 p.; Triapitsyna A.P. Soderzhanie professional'noi podgotovki studentov - budushchikh uchitelei k resheniiu zadach modernizatsii obshchego

obrazovaniia [The content of professional training of students - future teachers to the solution of problems of modernization of General education].

Vestnik Gercenovskogo universiteta - Bulletin of the Herzen University, 2013, no. 1, pp. 50-61.

5. Solomin V.P. Gumanitarnye tekhnologii kak innova-tsiia v obrazovanii [Humanitarian technologies as innovation in education]. Vestnik Tomskogo gosudarst-vennogo universiteta - Bulletin of the Tomsk state pedagogical University, 2011, no. 4, pp. 124-127.

6. Bordovskaia N.V. Gumanitarnye tekhnologii v vuzovskoi obrazovatel'noi praktike: teoriia i meto-dologiia proektirovaniia [Humanitarian technologies in higher school educational practice: theory and design methodology]. St. Petersburg, Knizhnyi Dom Publ., 2007. 408 p.

7. Eliseev S.M. Problemy i paradoksy gumanitarnykh tekhnologii [Problems and paradoxes of humanitarian technologies]. Gumanitarnye tekhnologii ipolitiches-kii protsess v Rossii: sb. st. /pod red. L.V Smorgunova [Humanitarian technologies and political process in Russia: collection of articles / under the editorship of L. V. Smorgunova]. St. Petersburg, Izd-vo SPbGU Publ., 2001, pp. 21-34.

8. Degtiareva I.A. Professional'nye zadachi budushchikh masterov proizvodstvennogo obucheniia kak sredstvo soglasovaniia obrazovatel'nogo i pro-fessional'nogo standartov [Professional tasks of future masters of industrial training as a method to coordinate Educational and Professional standards]. Srednee professional'noe obrazovanie - Vocational secondary education, 2016, no. 6-7, pp. 39-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.