УДК 373.7 ББК 74.3
И.А. Дегтярева
технология проектирования образовательного процесса, направленного на развитие социально-профессиональной
компетентности
В статье описывается способ проектирования образовательного процесса, направленного на развитие социально-профессиональной компетентности будущих мастеров производственного обучения, в логике решения профессиональных задач. В статье говорится о реализации технологии проектирования образовательного процесса в образовательной организации среднего профессионального образования.
Ключевые слова: проектирование образовательного процесса, гуманитарные технологии, профессиональные задачи, социально-профессиональная компетентность.
I.A. Degtyareva
a technology of designing the educational process directed to development of socio-professional competence
The method of the educational process design directed to development of socio-professional competence of future masters of industrial training in the logic of decision of professional tasks is discussed. The implementation of technology of design of the educational process in the educational organization of secondary professional education is described.
Key words: design of educational process, humanitarian technologies, professional tasks, socio-professional competence.
Современные требования к специалистам различных отраслей предполагают определенный уровень развития социальных навыков, готовность к установлению социально-профессионального взаимодействия. В то же время квалификационные требования, а вслед за ними подходы к обучению специалистов становятся все более алгоритмизированными, направленными на достижение запланированного результата. Поэтому в системе образования наблюдаются две, на первый взгляд, противоречивых тенденции: с одной стороны, к гуманизации образования, с другой - к его технологизации.
На сегодняшний день существуют различные классификации педагогических технологий. Понятие технологии в сфере производства трактуется как описание точных и последовательных дей-
ствий по преобразованию исходного сырья в какой-либо продукт с соблюдением определенных условий производства. В педагогике понятие технологии имеет схожее значение. Образовательная, или педагогическая, технология, по мнению В.А. Сластенина, это совокупность знаний о способах и средствах осуществления процессов, направленных на получение определенного образовательного результата [9]. Г.К. Селевко приводит определение образовательной технологии как совокупности форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности [12]. При этом для достижения гарантированного результата технология подразумевает не просто совокупность, но целенаправленное и алгоритмизированное применение форм, методов и средств
о
X
X
ф
^
ш
го ^
b
_ о го о
О X О I-Ф X
О ь
п
о *
51
^ ф
н го
CÜ
о
со
5?
с
X .0
го
X
о
X
го ей о О X
ü ф §
||
о с; о
X
X Ф го Н х
ей
го
ш
ф
^ к
ь ф
обучения [10]. На уровне системы образования технология означает научно обоснованное описание деятельности педагогов по достижению высокого качества образования [1].
Современное образование в целом характеризуется процессами гуманизации и гуманитаризации. С этих позиций рассматриваются и образовательные технологии, применяемые в сфере социального взаимодействия и основанные на гуманитарном знании [13]. Поэтому в педагогической терминологии закрепилось понятие «гуманитарные технологии», называемые также «технологиями мягкого человечного влияния» или «технологиями социальной инженерии» [8], так как они направлены на качественное преобразование человека и общества. Цель гуманитарных технологий, по мнению П.Г. Кузнецова, Ю.В. Громыко, заключается в воздействии на сознание и чувства людей через передачу определенной информации [2]. Применение гуманитарных технологий в образовании обеспечивает формирование у обучающихся социально значимых качеств, оказывает влияние на характер и атмосферу взаимоотношений обучающихся и педагогов в образовательной организации, тем самым может менять тип поведения человека в обществе, семье, трудовом коллективе и т.д. [1]. Как отмечает В.Н. Бордовская, гуманитарные технологии формируют гуманитарную образовательную среду, характеризующуюся отношениями уважения, ответственности, сотрудничества и сотворчества [1]. С.М. Елисеев называет среду гуманитарных технологий интерсубъективной коммуникативной средой [4].
Это имеет особенное значение при подготовке будущих мастеров производственного обучения, поскольку их учебная и будущая профессиональная деятельность основаны на социальном взаимодействии с различными субъектами учебно-производственного процесса. Под профессиональной компетентностью понимается интегральная характеристика личности, определяющая способность решать типичные про-
фессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [6]. В то время как специфику социально-профессиональной компетентности, как качества, позволяющего мастеру производственного обучения успешно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере [5], составляют такие аспекты, как:
• ценности командной работы, ответственности за результат совместной профессиональной деятельности, уважения к другим субъектам учебно-производственного процесса;
• знания о социальных нормах и способах социального взаимодействия с субъектами учебно-производственного процесса;
• умение отбирать способы социального взаимодействия для решения профессиональных задач в зависимости от условий учебно-производственного процесса на основе опыта социального взаимодействия;
• целенаправленное применение различных способов социального взаимодействия с другими субъектами учебно-производственного процесса при решении профессиональных задач.
Проектирование образовательного процесса колледжа на основе гуманитарной образовательной технологии позволит моделировать контекст профессиональной деятельности, обеспечит условия для социально-профессиональной полипозиционности будущих мастеров производственного обучения, поможет сформировать особые отношения между субъектами учебно-производственного процесса.
В настоящем исследовании в основе технологии проектирования образовательного процесса, направленного на развитие социально-профессиональной компетентности, лежат этапы проектирования гуманитарной технологии, предложенные Н.В. Бордовской. В таблице 1 представлены этапы технологии, их содержание, субъекты реализации и предполагаемые результаты.
Табл. 1. этапы технологии проектирования образовательного процесса, направленного на развитие социально-профессиональной компетентности будущих мастеров производственного обучения
Содер
жание этапа
Субъекты реализации Предполагаемые результаты
Этап 1. Сбор информации и педагогическое моделирование
Анализ социально-профессиональных условий взаимодействия будущих мастеров производственного обучения с другими субъектами учебно-производственного процесса.
Определение качественных характеристик образовательного процесса, направленного на развитие социально-профессиональной компетентности будущих мастеров производственного обучения
Творческая группа из числа сотрудников колледжа и социальных партнеров
Выявлены социально-профессиональные условия взаимодействия:
• субъекты взаимодействия,
• ситуации взаимодействия,
• проводники (материальные носители) взаимодействия.
Определены качественные характеристики образовательного процесса, направленного на развитие социально-профессиональной компетентности будущих мастеров производственного обучения:
• цель образовательного процесса,
• мотивация обучающихся,
• средства и методы активизации взаимодействия,
• рефлексивный характер развития социально-профессиональной компетентности_
Этап 2. Постановка целей
Содержательная постановка цели в диагностическом виде
Творческая группа из числа сотрудников колледжа и социальных партнеров
Цель технологии - образовательный процесс, направленный на развитие:
• социальных знаний об особенностях учебно-производственного процесса, о субъектах учебно-производственного процесса,
о способах социального взаимодействия в условиях учебно-производственного процесса;
• социальных ценностей командной работы, ответственности за общий результат, уважения к субъектам учебно-производственного процесса;
• социального опыта решения типичных и нетипичных профессиональных задач в условиях учебно-производственного процесса на основе социального взаимодействия
о
X
X
ф
^
ш
го ^
ь
_ о го о
О X О I-
Ф X ^ф
О ь
п
о *
51
Этап 3. Определение содержания и построение структуры действий по проектированию образовательного процесса, направленного на развитие социально-профессиональной компетентности будущих мастеров производственного обучения
Проектирование профессиональных задач будущих мастеров производственного обучения.
Отбор гуманитарных образовательных технологий, способствующих развитию социально-профессиональной компетентности будущих мастеров производственного обучения.
Обогащение содержания учебной и внеаудиторной деятельности профессиональными задачами
Творческая группа из числа сотрудников колледжа и социальных партнеров
1. На основе соотнесения ФГОС СПО и профессионального стандарта сконструированы профессиональные задачи будущих мастеров производственного обучения. Профессиональные задачи декомпозированы на знания, умения, профессиональный опыт.
2. Отобраны гуманитарные образовательные технологии, отвечающие специфике социально-профессиональной компетентности будущего мастера производственного обучения.
3. Содержание учебных дисциплин, профессиональных модулей, практик
и внеаудиторной деятельности обогащено профессиональными задачами
^ ф
н го ш о
со
5?
с
X .0
го
X
о
Этап 4. Описание условий достижения цели технологии
X
го ш о О X
и ф §
||
Описание условий и рекомендации, при которых средствами данной технологии можно обеспечить достижение поставленной цели
Творческая группа из числа сотрудников колледжа и социальных партнеров. Педагоги колледжа. Работники организаций - социальных партнеров
1. Подготовка педагогов к инновациям посредством проведения заседаний методического и педагогического советов колледжа, проектировочных семинаров и т.п.
2. Корректировка содержания учебных программ и содержания внеаудиторной деятельности.
3. Подготовительная работа с социальными партнерами.
4. Создание нормативной базы реализации технологии
о с; о
X
X Ф го Н х
ш
го
ш
ф
^ к
Ь
ф
В 2013-2015 гг. на базе бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области «Омский колледж отраслевых технологий строительства и транспорта» (БПОУ ОО «ОКОТСиТ») была реализована технология проектирования образовательного процесса, направленного на развитие социально-профессиональной компетентности будущих мастеров производственного обучения. Для реализации технологии была создана творческая группа из числа представителей организаций - социальных партнеров (ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», БПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж», средние общеобразовательные школы г. Омска №№ 6, 60, 82, 91, 97, 113, 145 и др.), представителей администрации колледжа, преподавателей общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей, мастеров производственного обучения, социального педагога.
На первом этапе были выявлены социально-профессиональные условия взаимодействия будущих мастеров производственного обучения с другими субъектами учебно-производственного процесса:
• субъектами взаимодействия являются: другие обучающиеся, кураторы групп, преподаватели, мастера производственного обучения, руководители практик, специалисты воспитательной, психологической и профориентационной служб, представители администрации колледжа, родители (законные представители), представители организаций и предприятий - социальных партнеров колледжа (образовательные организации среднего профессионального и высшего образования, средние общеобразовательные школы, предприятия строительной и транспортной отраслей и др.);
• взаимодействие будущих мастеров производственного обучения с другими субъектами учебно-производственного процесса предполагает наличие общей согласованной цели и происходит в следующих ситуациях: теоретическое обучение (обмен знаниями), производствен-
ное обучение (обмен опытом профессиональной деятельности), неформальное взаимодействие: научно-практические конференции, студенческие форумы, виртуальные профессиональные сообщества, учебные и профессиональные группы в социальных сетях, творческие лаборатории (формирование социальных ценностей);
• материальные носители (проводники) взаимодействия создаются для достижения целей или как продукт взаимодействия одним или несколькими субъектами взаимодействия. Проводниками могут выступать: конспекты, отчеты по практике, письменные ответы на вопросы, решения задач, презентации, характеристики обучающихся, составленные на основе результатов диагностических методик, портфолио обучающихся по профессиональным модулям, индивидуальные образовательные маршруты и т.д.
Анализ современных образовательных технологий и их сопоставление с выявленными условиями социально-профессионального взаимодействия позволили определить гуманитарный характер образовательного процесса, который проявляется в:
• цели образовательного процесса, направленного на развитие социально-профессиональной компетентности будущих мастеров производственного обучения;
• мотивации обучающихся, актуализирующей внутренние потребности в развитии социально-профессиональной компетентности;
• применении средств и методов активизации взаимодействия обучающихся с различными субъектами учебно-производственного процесса;
• рефлексивном характере развития социально-профессиональной компетентности.
На втором этапе была сформулирована цель технологии проектирования образовательного процесса, которая отражает взаимосвязь компонентов социально-профессиональной компетентности и отвечает требованиям до-
стижимости и диагностичности. Целью технологии является проектирование образовательного процесса, направленного на развитие компонентов социально-профессиональной компетентности (см. табл. 1).
Для реализации третьего этапа технологии проектирования образовательного процесса, направленного на развитие социально-профессиональной компетентности будущих мастеров производственного обучения, был проведен анализ ФГОС СПО 44.02.06 «Профессиональное обучение (по отраслям)» [15] и профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [11]. Сопоставление видов профессиональной деятельности, представленных в ФГОС СПО, с обобщенными трудовыми функциями профессионального стандарта с опорой на научное обоснование групп профессиональных задач педагога [7; 14] позволило выделить основные группы профессиональных задач, характерных для будущего мастера производственного обучения как педагога:
Проектирование и методическое обеспечение учебно-производственного процесса на основе взаимодействия с коллегами и социальными партнерами.
Организация учебно-производственного процесса на основе педагогически целесообразного взаимодействия с обучающимися.
Педагогическое сопровождение обучающегося в учебно-производственном процессе на основе взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.
Участие в организации практикоори-ентированных профориентаионных мероприятий, информировании и консультировании школьников и их родителей (законных представителей) на основе взаимодействия с коллегами и социальными партнерами.
Каждая группа задач была декомпозирована на собственно профессиональные задачи (3-4 задачи в каждой группе),
решению которых способствуют соответствующие им знания, умения и практический опыт [3]. Декомпозиция групп профессиональных задач будущих мастеров производственного обучения позволила выполнить следующий шаг данного этапа реализации технологии - отбор гуманитарных образовательных технологий, позволяющих активизировать социально-профессиональное взаимодействие обучающихся и направленных на решение профессиональных задач и рефлексию собственной деятельности:
1. Технологии анализа ситуаций, направленные на развитие профессионального аспекта социально-профессиональной компетентности: анализ ситуаций; проблемное обучение; casestudy; компетентностно-ориентированные задания.
2. Интерактивные технологии, направленные на развитие социального аспекта социально-профессиональной компетентности: деловые игры; дискуссии; обучение в сотрудничестве; технологии организации групповой и коллективной деятельности; проекты; исследования; индивидуальная социально-профессиональная практика.
3. Рефлексивные технологии, позволяющие актуализировать социальные ценности, приобретенные в процессе решения профессиональных задач: порт-фолио; ментальные карты.
Следующим шагом стало определение возможностей циклов дисциплин, про-фессиональныхмодулей ивнеаудиторной деятельности для развития социально-профессиональной компетентности будущих мастеров производственного обучения. Анализ возможностей учебной и внеаудиторной деятельности для развития социально-профессиональной компетентности будущих мастеров производственного обучения позволил определить, какие именно профессиональные задачи и их структурные элементы [3] могут обогатить содержание учебных дисциплин, профессиональных модулей и внеаудиторной работы, что представлено в таблице 2.
о
X
X
ф
^
ш
го ^
ь
_ о го о
О X О I-
Ф X ^ф
О ь
п
о *
51
^ ф
н го ш о
со
5?
с
X -О
го
X
о
X
го ей о О X
и ф §
||
о с; о
X
X Ф го Н х
ей
Табл. 2. Соответствие циклов учебных дисциплин, профессиональных модулей и внеаудиторной деятельности профессиональным задачам будущих мастеров производственного обучения
Наименование циклов дисциплин, профессиональных модулей, внеаудиторная деятельность Профессиональные задачи будущего мастера производственного обучения
Общегуманитарные и социально-экономические дисциплины Знания как структурный элемент профессиональных задач 1.3, 2.1, 2.2, 4.1
Общепрофессиональные дисциплины Знания как структурные элементы профессиональных задач 1.1 - 4.3 Умения как структурные элементы профессиональных задач 3.1, 3.2, 4.1, 4.3
ПМ 01 Организация учебно-производственного процесса Профессиональные задачи 1.1, 2.1, 2.2
ПМ 02 Педагогическое сопровождение группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности Профессиональные задачи 3.1, 3.2, 3.3, 4.1, 4.2, 4.3
ПМ 03 Методическое обеспечение учебно-производственного процесса и педагогического сопровождения группы обучающихся профессиям рабочих (служащих) Профессиональные задачи 1.2, 1.3, 4.1, 4.3
Внеаудиторная деятельность Профессиональные задачи 4.1, 4.2, 4.3
На четвертом этапе реализации технологии были описаны четыре группы условий достижения цели как совокупность действий, необходимых для проектирования и реализации образовательного процесса, направленного на развитие социально-профессиональной компетентности будущих мастеров производственного обучения (см. табл. 1).
Подготовка педагогов к инновациям включала систематическое информирование о ходе и промежуточных результатах опытно-экспериментальной работы в рамках заседаний методического и педагогического советов и других методических мероприятий колледжа. Работа творческой группы была организована в формате проектировочных семинаров. В ходе реализации технологии творческой группой были проведены четыре проектировочных семинара, направленных на:
• формулирование целей образовательного процесса;
• проектирование профессиональных задач будущих мастеров производственного обучения;
• корректировку учебных планов и графика учебно-производственного процесса с учетом решения профессиональных задач будущих мастеров производственного обучения;
• внесение в содержание учебных программ и профессиональных модулей изменений, обеспечивающих контекст решения профессиональных задач;
• включение в план воспитательной работы колледжа мероприятий, направленных на организацию социального взаимодействия будущих мастеров производственного обучения со школьниками, участие в конкурсах профессионального мастерства, информационных ярмарках, профориентационных мероприятиях, волонтерских акциях, социальных проектах;
• проектирование контрольно-оценочных средств, основанных на решении профессиональных задач с применением гуманитарных технологий: компетентностно-ориентированных заданий, ситуационных задач, защиты комбинированного портфолио по профессиональному модулю и др.
Подготовительная работа с социальными партнерами заключалась в определении баз практик, подготовке субъектов практики - преподавателей и мастеров производственного обучения, кураторов групп, специалистов воспитательной службы, профориентационной службы, представителей образовательных организаций - социальных партнеров. Субъекты практики перед началом практик информировались о целях и сценариях их прохождения, о средствах и методах оценивания результатов практик, знакомились с Положением о практике. По мере необходимости субъекты практики обращались за консультациями.
Важным условием реализации технологии проектирования образовательного процесса было создание нормативной базы. В целях корректировки содержания учебной и внеурочной деятельности был издан приказ о создании творческой группы, на основании которого творческой группой был разработан план деятельности. Внесение изменений в программы и комплексно-методическое обеспечение учебных дисциплин и профессиональных модулей отражены в листах изменений к программам, а также в протоколах заседаний предметных цикловых комиссий. Изменения программ учебных и производственных практик зафиксированы в Положении о педагогических практиках. Разработаны дневники производственных практик, содержащие задания, направленные на решение профессиональных задач будущих мастеров производственного обучения во взаимодействии с другими субъектами учебно-производственного процесса. Разработан фонд оценочных средств, включающих профессиональные задачи будущих мастеров производственного обучения на основе социального взаимодействия. В план воспитательной работы колледжа были включены мероприятия, способствующие организации социального взаимодействия будущих мастеров производственного обучения. В ходе реа-
лизации технологии были заключены договоры и соглашения о сотрудничестве с образовательными организациями - социальными партнерами. По мере необходимости издавались приказы об участии обучающихся в профориента-ционных мероприятиях колледжа в рамках практик и внеаудиторной деятельности.
В практической реализации технологии проектирования образовательного процесса, направленного на развитие социально-профессиональной компетентности, приняли участие 109 обучающихся 2-4 курсов специальности 44.02.06 «Профессиональное обучение (по отраслям)», профилей подготовки 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» БПОУ ОО «ОКОТСиТ».
Таким образом, технология проектирования образовательного процесса, направленного на развитие социально-профессиональной компетентности, принадлежит к числу гуманитарных, так как позволяет моделировать контекст профессиональной деятельности будущих мастеров производственного обучения, обеспечивает условия для их социально-профессиональной полипозиционности, формирует взаимодействие субъектов учебно-производственного процесса.
Данная технология предполагает четыре этапа, предполагающих сбор информации и педагогическое моделирование, постановку цели, определение содержания и построение структуры действий по проектированию образовательного процесса, направленного на развитие социально-профессиональной компетентности, описание условий достижения цели технологии.
Технология проектирования образовательного процесса, направленного на развитие социально-профессиональной компетентности, была успешно реализована в образовательной организации СПО.
о
X
X
ф
^
ш
го ^
ь
_ о го о
О X О I-
Ф X ^ф
О ь
у
о *
51
^ ф
н го ш о
со
5?
с
X .0
го
X
о
X
го ей о О X
и ф §
||
о с; о
X
X Ф го Н х
ей
Библиографический список
1. Бордовская, Н.В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования [Текст]: учебное пособие / Н.В. Бордовская. - СПб.: Книжный Дом, 2007. - 408 с.
2. Громыко, Ю.В. Основные геоцивилизационные вызовы и гуманитарные технологии в условиях неопределенности целей Российского государства [Электронный ресурс] / Ю.В. Громыко // Альманах «Восток». - 2005. - № 7/8 (31/32). - Режим доступа: http://www.situation.ru/app/j_ art_930.htm.
3. Дегтярева, И.А. Профессиональные задачи будущих мастеров производственного обучения как средство согласования образовательного и профессионального стандартов [Текст] / И.А. Дегтярева // Среднее профессиональное образование. - 2016. - № 6-7. - С. 39-44.
4. Елисеев, С.М. Проблемы и парадоксы гуманитарных технологий [Текст] / С.М. Елисеев // Гуманитарные технологии и политический процесс в России: сб. статей / под ред. Л.В. Сморгунова.
- СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - С. 21-34.
5. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека [Электронный ресурс] / И.А. Зимняя // Интренет-журнал «Эйдос». - 2006. - 4 мая. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm
6. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография [Текст] / под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной. - изд. 3-е, испр. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 392 с.
7. Комплект контрольно-измерительных материалов для оценки компетенций обучающихся [Текст] / под ред. В.П. Соломина. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 211 с.
8. Междисциплинарная стратегия выбора гуманитарных технологий в подготовке магистра образования [Текст]: учебное пособие / под общ. ред. Н.В. Чекалевой. - СПб.: Книжный Дом, 2010.
- 160 с.
9. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
10. Плигин, А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. [Текст]: монография / А.А. Плигин. - М.: «КСП+», 2003. - 432 с.
11. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Приказ Министерства труда и социальных отношений Российской Федерации 08 сентября 2015 г. № 608н.
12. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1 [Текст] / Г.К. Селевко. -М.: Народное образование, 2005. - 816 с.
13. Соломин, В.П. Гуманитарные технологии как инновация в образовании [Текст] / В.П. Соломин // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 4(106). -С. 124-127.
14. Тряпицына, А.П. Содержание профессиональной подготовки студентов - будущих учителей к решению задач модернизации общего образования [Текст] / А.П. Тряпицына // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2013. - № 1. - С. 50-61.
15. ФГОС СПО 44.02.06 «Профессиональное обучение (по отраслям)». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 г. № 1386.
References
1. Bordovskaya N.V. Humanitarian technologies in higher school educational practice: theory and design methodology. SPb.: Knizhnyi Dom, 2007. P. 408. [in Russian].
2. Gromyko U.V. Main geocivilizational challenges and humanitarian technologies in conditions of uncertainty objectives of the Russian state. Almanakh "Vostok", 2005. № 7/8 (31/32). Available at: http://www.situation.ru/app/j_art_930.htm [in Russian].
3. Degtyareva I.A. Professional tasks of future masters of industrial training as a method to coordinate Educational and Professional standards. Srednee professionalnoe obrazovanie, 2016, № 6-7. P. 39-44. [in Russian].
4. Eliseev S.M. Problems and paradoxes of humanitarian technologies. Humanitarian technologies and political process in Russia: Sb. statei. SPb.: Izd-vo SPbGU, 2001. P. 21-34. [in Russian].
5. Zimnyaya I.A. The general culture and socio-professional competence of the person. Online-magazine "Eidos"., 2006. 4th may. Available at: http://www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm. [in Russian].
6. The competence approach in the pedagogical education. Ed. by V.A. Kozyreva, N.F. Radionova, A.P. Tryapit-syna. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2008. P. 392. [in Russian].
7. The set of test materials for evaluation of students' competencies. Ed. by V.P. Solomin. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2008. P. 211. [in Russian].
8. Interdisciplinary strategy of choice humanitarian technologies in training of masters of education. Ed. by N.V. Chekaleva. SPb.: OO "Knizhnyi Dom", 2010. P. 160. [in Russian].
9. Pedagogy. V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov. M.: Akademiya, 2002. P. 576. [in Russian].
10. Pligin A.A. Personality-oriented education: history and practice. M.: «KSP+», 2003. P. 432. [in Russian].
11. Professional standard "The teacher of professional training, professional education and additional professional education". Hardware-software complex "Professional standards". Prikaz Ministerstva truda i socialnykh ot-noshenii Rossiiskoi Federatsii 08 sentyabrya 2015 g. № 608n [in Russian].
12. Selevko G.K. Encyclopedia of educational technology. Collect. of 2 vols. M.: Narodnoe obrazovanie, 2005. V. 1. P. 816. [in Russian].
13. Solomin V.P. Humanitarian technologies as innovation in education. Vestnik Tomskogo gosudarstven-nogo universiteta, 2011. № 4. P. 124-127. [in Russian].
14. Tryapitsyna A.P. The content of professional training of students - future teachers to the solution of problems of modernization of General education. Vestnik Gercenovskogo universiteta, 2013. №. 1. P. 50-61. [in Russian].
15. Federal state educational standards of Secondary professional education 44.02.06. "Professional training (by industry)". Prikaz Ministerstva obrazovania i nauki Rossiiskoi Federatsii ot 27 oktiabria 2014, № 1386. [in Russian].
Сведения об авторе: Дегтярева Ирина Анатольевна,
заведующая учебной частью, Омский колледж отраслевых технологий строительства и транспорта, соискатель, кафедра педагогики, Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Российская Федерация. E-mail: irina.a. [email protected]
Information about the author: Degtyareva Irina Anatol'evna,
Head, Educational department, Omsk college of industry technologies of construction and transport, Postgraduate student, Department of Pedagogy, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia.
E-mail: [email protected]