Научная статья на тему 'Формирование гражданской позиции обучающихся средствами художественной литературы'

Формирование гражданской позиции обучающихся средствами художественной литературы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
426
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / citizenship education / analysis of artistic details / self-realization

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Савельева Дина Викторовна

В статье рассматривается формирование гражданской позиции студентов на занятиях литературы. Приведены апробированные формы и приёмы работы, а также их анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CITIZENSHIP EDUCATION OF THE STUDENTS BY MEANS OF FICTION

The article deals with the citizenship education of students in literature classes. Approved forms and methods of work are presented, as well as their analysis.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданской позиции обучающихся средствами художественной литературы»

УДК 377

ББК 74

С128

Савельева Дина Викторовна

Преподаватель русского языка и литературы Иркутского колледжа автомобильного транспорта и дорожного строительства. Иркутск, Россия.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ позиции обучающихся средствами

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В статье рассматривается формирование гражданской позиции студентов на занятиях литературы. Приведены апробированные формы и приёмы работы, а также их анализ.

Ключевые слова: гражданская позиция, анализ художественных деталей, самореализация.

D.V. Savel'eva

Irkutsk, Russia

CITIZENSHIP EDUCATION OF THE STUDENTS BY MEANS OF FICTION

The article deals with the citizenship education of students in literature classes. Approved forms and methods of work are presented, as well as their analysis.

Keywords: citizenship education, analysis of artistic details, self-realization.

В современном быстро меняющемся мире образование рассматривается как основной фактор формирования человека, способного повысить качество экономики и общества, как важнейшее условие сохранения единого социокультурного пространства и построения новых производственных отношений.

Именно стратегия образования, способствующая развитию личности вообще и профессиональному становлению, в частности, является важной составляющей инновационной основы будущего страны. К сожалению, часто сталкиваюсь с невыраженной гражданской позицией обучающихся.

В связи с этим одной из важных задач на современном этапе профессионального образования является определение комплекса действий, направленных на устойчивую профессионализацию подрастающего поколения: выявление условий позитивной индивидуальной адаптации личности к особенностям профессионального обучения, готовности её к конструктивному самоизменению, самореализации, развитию самостоятельной субъектной позиции в избранной сфере деятельности, четкой гражданской позиции.

Но что следует понимать под словосочетанием гражданская позиция?

Рассмотрим, как на занятиях по литературе можно формировать гражданскую позицию обучающихся.

Большое внимание мы придаем анализу художественных деталей. Всегда необходимо понять значение каждой мелочи во всем повествовании, тем более, что обучающиеся их часто просто не видят. Причем важно обращать внимание студентов не только на внешние детали (портретные, пейзажные, вещные), но и на психологические, рисующие внутренний мир человека, движения его души: мысли, желания, эмоции, чувства, настроения. Одним из необходимых моментов анализа является обращение к деталям - символам, которые часто могут передавать авторское отношение к изображаемому, его гражданскую позицию. Любой из названных приемов анализа применяется ради развития и формирования умений читать, чувствовать, думать над книгой. Процесс анализа предполагает готовность и умение воспринимать, переживать и мыслить.

Таким образом, каждый прием, применяемый преподавателем на занятии по литературе, направлен к одной цели: создать благоприятные условия для заражения всей группы эмоциональным отношением к автору и его произведению. Уместно при этом вспомнить слова Л. Н. Толстого: «Душевные силы ученика должны быть в наивыгоднейших условиях» [Толстой, 1996, с. 23].

Занятие по теме «Ф. М. Достоевский. Роман Преступление и наказание» началось с проверки домашнего задания. Студентам необходимо было написать сочинения на темы [Бала-хонова, 2015, с. 47] (на выбор): «Нравственность характера Родиона Раскольникова», «Мое отношение к поступку и идее главного героя», «Есть ли будущее у Раскольникова?» и представить их на занятии.

Проанализированные тексты сочинений можно представить следующим образом: несмотря на описание Ф. М. Достоевским в романе молодежи 50-60-х годов 19 века, социальное, духовное и нравственное, состояние в романе не теряет актуальности до сих пор.

Пятнадцать студентов не одобряют поступок Родиона Раскольникова, но им близка идея, что ради справедливости, ради родины, семьи можно свершить преступление. В сочинениях встречаются резкие высказывания «совершившего насилие над ребенком можно убить, но не старух» (так написали два студента). Называют нравственным Родиона Раскольникова с точки зрения совести. Восемь студентов в своих рассуждениях пришли к выводу, что от ненависти к людям Раскольников, мощью своего сознания и любовью Сони Мармеладовой, в эпилоге романа приходит к человеколюбию. Так как в Раскольникове есть сила совести, мужество и решимость - его можно назвать нравственным. К убийству старухи Раскольни-ковым все студенты относятся отрицательно: никто не давал право одному человеку лишать жизни другого.

К идее главного героя «тварь ли я дрожащая или право имею» обучающиеся отнеслись неоднозначно. Есть рассуждения семи обучающихся о том, что, действительно, вершить судьбы других людей могут идейные деятели, но таких единицы, и Раскольников к ним не относится.

Встречаются у ребят мысли противоположные, что абсолютной свободы для себя нужно добиваться другим способом, идея, подобная идее Раскольникова, только лишает человека воли, порабощает разум (так считают трое студентов). Четверо студентов считают, что будущее у Раскольникова есть, так как он осознал свою вину и ошибочность идеи. Но, вот жаль, что Раскольников бросил университет, ведь у него были способности. Выяснили и влияние Петербурга на поступок главного героя. Любит ли Родион свой город? Старался ли улучшить его?

Таким образом, можно сделать вывод: написание сочинений - рассуждений на заданные темы позволило студентам заглянуть в свой внутренний мир и ответить на вопросы: «что такое идея в жизни человека и для меня?», «каков я?», «что ждет меня в будущем и стоит ли мне учиться?», «как я отношусь к своей малой родине?».

Далее на занятии по теме «Ф. М. Достоевский. Роман Преступление и наказание» (после знакомства студентов с художественным миром писателя и домашнего прочтения определенных глав романа), проводилась беседа по вопросу: Как и в чем выражается гражданская позиция главных героев романа? Ответ аргументируйте. По мнению Кирилова Д. В., данная форма работы является уместной после чтения глав романа [Кириллов, 2005, с. 120].

Обучающиеся отвечали неоднозначно. Во-первых, группа четко определяет для себя понятие гражданской позиции. Это стремление отстаивать свои права, это отношение к государству, родине, людям в целом. Рассматривая и понимая гражданскую позицию именно так, студенты отметили следующее: Ф. М. Достоевский раскрывает в романе сложные отношения личности и общества в целом. Так, влиятельные и обеспеченные Лужин и Свидригайлов думают только о своей выгоде. Никто из них не подумал о интересах или мнениях других людей, например, Дуни или Сони. Это только на первый взгляд кажется, что Лужин женится на Авдотье по любви. А ведь жизненная и гражданская позиции Лужина заключаются только в следовании своим интересам, и герой искренне надеется, что такой подход улучшит общество. Восемь студентов отметили Соню, как личность, с высоко сформированной гражданской позицией. Соня продавала себя, пусть даже ради детей. Но, на наш взгляд, особого внимания заслуживают следующие ответы: человек, который жертвует собой ради спасения других людей, стоит очень высоко в нравственном отношении. Разве этим он не улучшает общество?

Данная беседа позволяет студентам задуматься о ценности своих поступков, о понимании сущности совести, нравственности в целом. Также о своем положении в обществе. Каждый студент заглядывает в себя и пытается ответить на вопрос: какие у меня права? Безразличен или нет я к интересам других людей?

На итоговом занятии студентам предложено следующее задание: составьте коллаж из вырезанных картинок, рисунков, фраз, цитат, слов, букв и т. п., который бы давал наглядное представление о личной гражданской позиции как основе содержания вашей будущей деятельности. Отразите в любых символических картинках, надписях, моделях, изображениях цели организации, в которой вы хотели бы работать, взаимоотношения коллег, события и

традиции. Проведите экспертизу работ друг друга по оценке содержания коллажей, не забудьте дать оценку общего впечатления от продуктов вашей работы. Составление коллажа на итоговом занятии Т. И. Кобелева считает одной из лучших форм работы [Кобелева, 2006, с. 186].

Составление коллажей позволило нам проанализировать групповую работу обучающихся следующим образом. Студенты выделили два уровня гражданской позиции:

1. Гражданская позиция - это стремление и умение отстаивать законные права и интересы, учитывая мнение других людей. Если человек понимает это, то в любой организации ему будет легче работать.

2. Гражданская позиция - это осознанное участие в жизни общества и государства. Человек в любом коллективе должен быть активным, что, безусловно, отразится положительно. Небезразличен к родине, к судьбам других людей, к происходящему в государстве.

Рефлексивная групповая работа обучающихся позволяет сделать вывод: разработанные и адаптированные занятия по литературе позволяют задуматься студентам о своей гражданской позиции. Составляющими своей гражданской позиции студенты считают широкую образованность, осознанную мировоззренческую позицию, способность понимать внутренний мир другого человека, умение согласовывать собственную личностную позицию с ценностями растущего человека и требованиями общества.

Библиографический список

1. Балахонова Н. А. Воспитание начал патриотизма и гражданственности детей дошкольного возраста / Н. А. Балахонова, В. И. Кручинкина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Меж-дунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). Уфа: Лето, 2015. С. 46-48. - URL https://moluch.ru/conf/ped/ar-chive/148/7411/ (Дата обращения: 13.03.2018).

2. Кириллов Д. В. Формирование гражданской позиции старшеклассников в обучении гуманитарным дисциплинам: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Волгоград, 2005 208 с.

3. Кобелева Т. И. Формирование гражданской позиции учащихся старших классов средствами социального проектирования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Самара, 2006 186 с.

4. Толстой Л. Н. Собрание сочинений: в 5 т. / Л. Т. Толстой. М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1996. Т. 2.

References

1. Balakhonova N.A. Education of patriotism and citizenship of the preschool children / N. A. Balakhonova, V. I. Kruchinkina // Actual problems of modern pedagogy: materials VI Intern. sci. Conf. (Ufa, March 2015). Ufa: Leto, 2015. pp. 46-48. - Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7411 (Accessed 13 March 2018). (in Russian)

2. Kirillov D. V. Formation of a civic position of high school students in teaching humanities courses: dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.01. Volgograd, 2005, 208 p. (in Russian)

3. Kobeleva T. I. Building of the civic position of senior students by means of social design: dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.01. Samara, 2006, 186 p. (in Russian)

4. Tolstoy L. N. Collected Works: 5 volumes / L.T. Tolstoy. Moscow: Sh. Amonashwili Pub., 1996. V. 2. (in Russian)

УДК 378.2

ББК 74.58

Ц349

Целых Марина Петровна

Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей педагогики Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиал Ростовского государственного экономического университета). Таганрог, Россия.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПОИСК НОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

Статья посвящена проблеме поиска новых форм и методов профессиональной подготовки специалистов социально-педагогического профиля. Автор доказывает необходимость анализа и обобщения современного и исторического опыта для обновления путей и средств образования. Дана ретроспектива использования метода кейс-стади в образовании американских социальных работников на этапе генезиса профессии. Приведены примеры использования инновационных методов в системе современного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.