Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОГРАММА ПЕРЕПОДГОТОВКИ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафонова Т.В., Широкорад И.И., Астахова Т.А., Аслаева Р.Г., Азатян Т.Ю.

В статье представлено научно-практическое исследование проблемы формирования педагогической компетентности преподавателей непедагогического вуза в контексте обсуждения профессионального стандарта педагога. Исследуемый процесс рассматривается в деятельности конкретных вузов (ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», ИПК «Информкадастр», ГБОУ ВО «Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан» и др.). Авторами применялись качественные методы исследования: прогнозирование результатов; интерпретация полученных педагогических фактов; содержательный анализ полученной информации. Использовались методы количественного анализа с помощью компьютерной обработки. Применялся метод групповых экспертных оценок (методика В. С. Черепанова) с привлечением зарубежного эксперта из Армянского государственного педагогического университета им. Х. Абовяна; формулировка компетенции и компетентности основана на подходах Ю. Г. Татура, А. И. Субетто и др. Результат исследования представлен многопланово. Охарактеризованы пути и способы достижения заявленной цели посредством организации дистанционной профессиональной переподготовки преподавателей на основе реализации разработанной программы педагогической переподготовки в высшем и дополнительном профессиональном образовании. Положительные результаты научно-практического исследования процесса формирования педагогической компетентности были достигнуты благодаря учету мнения преподавателей; их самооценки, что отвечает задачам гуманизации педагогической деятельности. Авторами структурированы компоненты педагогической компетентности преподавателя вуза, охарактеризована формируемая педагогическая компетенция, представлены выявленные условия их формирования, подтверждена эффективность дистанционной модели переподготовки преподавателей. Научно-теоретическая новизна исследования состоит в представленном обосновании процесса формирования педагогической компетентности; практическая ценность определяется его реализацией в практике ряда вузов и возможностью тиражирования материалов исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафонова Т.В., Широкорад И.И., Астахова Т.А., Аслаева Р.Г., Азатян Т.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PEDAGOGICAL COMPETENCE OF UNIVERSITY TEACHERS IN THE CONDITIONS OF STANDARDIZATION OF MODERN HIGHER EDUCATION

The article presents a scientific and practical study of the problem of forming the pedagogical competence of teachers of non-pedagogical universities in the context of discussing the professional standard of a teacher. The process under study is considered in the activities of specific universities (FSBEI HE "State University for Land Management", IPK "Informkadastr", GBEI HE "Bashkir Academy of public service and management under the Head of the Republic of Bashkortostan", etc.). The authors used qualitative research methods: prediction of results; interpretation of the received pedagogical facts; content analysis of the received information. Methods of quantitative analysis using computer processing were used. Using the method of group expert evaluations (methodology of V. S. Cherepanova) with the assistance of foreign experts from Armenian state pedagogical University n. a. H. Abovyan; formulation of competence is based on approaches by Yu. G. Tatur, A. I. Subetto, and others. The result of the study is presented in a multidimensional way. The ways and means of achieving the stated goal through the organization of remote professional retraining of teachers based on the implementation of the developed program of pedagogical retraining in higher and additional professional education are described. Positive results of scientific and practical research of the process of formation of pedagogical competence were achieved by taking into account the opinion of teachers and their self-assessment, which meets the tasks of humanization of pedagogical activity. The authors have structured the components of pedagogical competence of a university teacher, characterized the formed pedagogical competence, presented the identified conditions for their formation, and confirmed the effectiveness of the remote model of teacher retraining. The scientific and theoretical novelty of the research consists in the presented justification of the process of forming pedagogical competence; its practical value is determined by its implementation in the practice of a number of universities and the possibility of replicating research materials.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378.126 DOI: 10.25730/VSU.7606.20.040

Формирование педагогической компетентности преподавателей вуза в условиях стандартизации современного высшего образования

Т. В. Сафонова1, И. И. Широкорад2, Т. А. Астахова3, Р. Г. Аслаева4, Т. Ю. Азатян5, Т. В. Артемова6

1доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин, Государственный университет по землеустройству. Researcher ID: B-1751-2019г.

Россия, г. Москва. E-mail: safonova1956@mail.ru

2доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, проректор по учебной работе, Государственный университет по землеустройству.

Россия, г. Москва. ORCID: 0000-0002-8460-4463. E-mail: shirokoradii@guz.ru 3заместитель директора Института повышения квалификации «Информкадастр»,

Государственный университет по землеустройству. Россия, г. Москва. ORCID: 0000-0003-4646-7880105064. E-mail: astakhovata@guz.ru 4доктор педагогических наук, профессор, Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан. Россия, г. Уфа. Researcher ID: B-2259-2019. E-mail: rakhima.aslaeva@mail.ru 5кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой специальной педагогики и психологии, Армянский государственный педагогический университет им. Х. Абовяна.

Армения, г. Ереван. ORCID: 0000-0002-3218-257X. E-mail: atereza222@gmail.com 6кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, Государственный университет по землеустройству.

Россия, г. Москва. E-mail: tata.artemova2014@yandex.ru

Аннотация. В статье представлено научно-практическое исследование проблемы формирования педагогической компетентности преподавателей непедагогического вуза в контексте обсуждения профессионального стандарта педагога. Исследуемый процесс рассматривается в деятельности конкретных вузов (ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», ИПК «Информкадастр», ГБОУ ВО «Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан» и др.).

Авторами применялись качественные методы исследования: прогнозирование результатов; интерпретация полученных педагогических фактов; содержательный анализ полученной информации. Использовались методы количественного анализа с помощью компьютерной обработки. Применялся метод групповых экспертных оценок (методика В. С. Черепанова) с привлечением зарубежного эксперта из Армянского государственного педагогического университета им. Х. Абовяна; формулировка компетенции и компетентности основана на подходах Ю. Г. Татура, А. И. Субетто и др.

Результат исследования представлен многопланово. Охарактеризованы пути и способы достижения заявленной цели посредством организации дистанционной профессиональной переподготовки преподавателей на основе реализации разработанной программы педагогической переподготовки в высшем и дополнительном профессиональном образовании. Положительные результаты научно-практического исследования процесса формирования педагогической компетентности были достигнуты благодаря учету мнения преподавателей; их самооценки, что отвечает задачам гуманизации педагогической деятельности. Авторами структурированы компоненты педагогической компетентности преподавателя вуза, охарактеризована формируемая педагогическая компетенция, представлены выявленные условия их формирования, подтверждена эффективность дистанционной модели переподготовки преподавателей. Научно-теоретическая новизна исследования состоит в представленном обосновании процесса формирования педагогической компетентности; практическая ценность определяется его реализацией в практике ряда вузов и возможностью тиражирования материалов исследования.

Ключевые слова: образовательные стандарты, профессиональные стандарты, дополнительное профессиональное образование, профессиональная переподготовка преподавателей, педагогическая компетентность, дистанционное обучение, программа переподготовки, закономерности обучения.

Актуальность темы обусловлена тем, что в современных зарубежных и отечественных исследованиях широко и длительное время обсуждается проблема педагогической компетентности преподавателей высшего образования. Отметим позитивное влияние европейского зару-

© Сафонова Т. В., Широкорад И. И., Астахова Т. А., Аслаева Р. Г., Азатян Т. Ю., Артемова Т. В., 2020

бежного опыта на решение данной проблемы в нашей стране. В связи с вхождением России в Болонский процесс (2003), с введением второго уровня высшего образования (магистратуры) и обучением научно-педагогических кадров на третьем уровне (в аспирантуре) началась целенаправленная подготовка квалифицированных педагогов высшего образования. Но реальность такова, что по-прежнему большая часть преподавателей непедагогических вузов не имеет сформированной педагогической компетентности в контексте того, как это обсуждается в профстандарте педагога высшего и дополнительного профессионального образования.

Проблема нашего исследования такова: каковы пути и способы формирования педагогической компетентности преподавателей непедагогических вузов в условиях стандартизации современного высшего образования? Анализ научной литературы и конкретной педагогической практики по стандартизации педагогической деятельности (Гетман Н. А. [3], Гребенникова О. М. [4], Крылов А. Н. [10], Обыночный И. А. [12], Озерникова Т. Г. [13] и др.) показал, что данная проблема требует своего решения.

Была выдвинута гипотеза: формирование педагогической компетентности преподавателя непедагогического вуза будет успешным, если этот процесс осуществляется посредством профессиональной переподготовки профессорско-преподавательского состава (ППС) вуза в системе дополнительного профессионального образования в дистанционной форме, осуществляемого на основе научно-педагогического, учебно-методического и нормативно-правового обоснования с использованием достижений мирового и отечественного опыта.

В соответствии с гипотезой, цель статьи - представить результаты исследования проблемы формирования педагогической компетентности преподавателей на основе интеграции требований федеральных государственных образовательных стандартов (регламентирующих содержание образовательной деятельности) и основных положений профстандарта педагога высшего и дополнительного образования. Решались задачи обобщения результатов анализа научно-педагогических зарубежных и отечественных исследований по проблеме; поиска оптимальных научно-теоретических и практических путей ее решения в отечественной практике.

Обзор литературы. В течение второй половины прошлого века в зарубежной литературе были широко представлены идеи стандартизации образования и стандартизации педагогической деятельности [18]. В основе профессиональной переподготовки лежат идеи М. Ш. Ноул-са, который издал фундаментальный труд по практике образования взрослых, в котором сформулировал основные принципы их обучения. Как показывают результаты анализа исследований в ведущих зарубежных странах (Германия, США и др.), происходит смещение приоритетов в оценке труда преподавателя вуза от его функциональной значимости к социальной ценности. Подобную тенденцию отмечает ряд исследователей и в других странах. Так, Мина Растегар, Шолех Моради уделяют внимание духовной удовлетворенности преподавателя вуза от результатов своего труда [32]. Ахмад М. Махасне, Ахмад М. Газо, Омар А. Аль-Адамат рассматривают особенности взаимодействия преподавателей и студентов в контексте культурных и интеллектуальных различий [25]. Серьезное внимание зарубежные исследователи уделяют вопросу готовности преподавателей к обеспечению сохранения здоровья студентов в процессе обучения в вузе (П. Брозоска, С. Акгун, Б. Е. Антиа, К. Р. Тяппан, К. Р. Наяр [27] и др.) [26]. Следующее направление в исследованиях - повышение компьютерной грамотности преподавателей с целью улучшения качества высшего образования, которое исследуют Н. Мавенджер, М. Руохонен и др. [31]. Проблемы нормативно-правового регламентирования педагогической деятельности отражены в работе Г. Горошидзе [30]. Л. Гурье, А. Газизова исследуют опыт педагогической подготовки преподавателей вузов на примере Турции [2]. С. А. Еварович поднимает проблемы обеспечения качества обучающих программ для взрослых [29]. М. Варинг, К. Эванс представляют новые подходы к пониманию педагогических процессов, они дают критическую оценку преподавания и обучения в современном образовании [33]. Д. Димок, М. Тайлер пишут о необходимости более системного подхода к непрерывному профессиональному развитию в сфере профессионального образования и обучения [28]. Исследования в сфере компетентностного подхода в мировой практике также важны с точки зрения как управления персоналом, так и повышения конкурентоспособности педагогических кадров.

Таким образом, очевиден вывод о том, что проблема педагогической компетентности преподавателя современного вуза весьма актуальна для зарубежного высшего образования, в поле зрения исследователей находятся вопросы стандартизации педагогической профессии, личностной готовности преподавателя к сотрудничеству, эффективной социокультурной

коммуникации, здоровьесберегающему общению, удовлетворенности результатами своего труда и др. вопросы педагогической деятельности.

В отечественной педагогической науке и практике сегодня присутствуют новые вызовы. Обсуждение профстандарта является инновационным направлением в образовании, требующим своего осмысления. Значительный вклад в научно-теоретическое и практическое обоснование стандартизации образовательной деятельности внесли А. Г. Асмолов, А. М. Кондаков, Е. В. Разумова [16], Е. Ш. Ямбург [24] и др. Обращаем свое внимание и на проблему обеспечения безопасности участников образовательного процесса в инновационной образовательной среде, раскрытую Л. С Подымовой и другими авторами. [15].

Значительная роль в формировании педагогической компетентности отводится компьютеризации и информатизации в образовании, которые исследовали Е. С. Полат, И. В. Роберт, Л. А. Косолапова [9], И. К. Разумова, А. Ю. Кузнецов [17] и др. Особое значение приобретает дистанционное обучение. Методологические и технологические аспекты дистанционного обучения исследовал А. А. Скворцов [20]. Принципы организации, диагностики, а также эффективности использования системы дистанционного обучения находим в работах О. Б. Журавлевой [6]. В. С. Сенашенко и Н. А. Пыхтина характеризуют непрерывное профессиональное образование как фактор совершенствования образовательной системы [19]. Переподготовке преподавателей в системе дополнительного профессионального образования уделили внимание Э. Г. Скибицкий, Т. А. Асташова [21]. Таким образом, было определено научно-теоретическое обоснование дистанционного обучения как оптимального способа достижения цели и решения задач избранного поля деятельности.

В отечественной педагогической науке компетентностный подход обогащен исследованиями О. Н. Олейниковой и др. [11]. Поиск эффективных механизмов и инструментария независимой оценки квалификаций и компетенций находим в трудах А. И. Субетто [22] и Ю. Г. Татура [23]. Вопросы качества обучения в вузе отражены в исследовании Т. И. Гуляевой и др. [14], потенциал дополнительного профессионального образования исследован И. А. Коршуновым и др. [5]. Исследование закономерностей высшего образования находим у В. И. Загвязинского [7]. Проблемы развития инклюзивного образования рассматривает Т. Ю. Азатян и др. [1].

Таким образом, зарубежные и отечественные исследования совпадают в поиске оптимальных путей повышения качества педагогической деятельности в высшей школе (стандартизация профессии, научно-педагогическая компетентность, компьютерная грамотность, коммуникативная эффективность, ориентированность на студента, на удовлетворение его образовательных потребностей и др.).

Методы и методология. Теоретическое исследование основывалось на анализе, синтезе, сравнении, сопоставлении и конкретизации, прогнозировании и обобщении педагогических фактов по проблеме исследования за рубежом и в отечественной практике высшей школы.

На подготовительном этапе эмпирического исследования был выявлен контингент преподавателей, нуждающихся в профессиональной переподготовке по программе «Педагог высшего и дополнительного профессионального образования»; на проектировочном этапе дано научно-педагогическое, учебно-методическое обоснование процесса профессиональной переподготовки; на формирующем этапе была реализована профессиональная переподготовка на базе ФГБОУ ВО ГУЗ и ИПК «Информкадастр» путем создания специальных педагогических условий и учета закономерностей обучения, на основе заочной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий; на контрольном этапе осуществлялась проверка эффективности исследуемого процесса.

При оценке качества разработанной программы, содержания новой компетенции, ее компонентов и индикаторов применялся метод групповой экспертной оценки. Состав экспертной комиссии был сформирован на основании метода аргументированности (опыт работы в вузе, ученая степень и ученое звание, наличие собственных научных или методических психолого-педагогических публикаций, регулярность знакомства с периодической и монографической литературой, опыт участия в экспертизе).

В опытной работе применялись опросники «Готовность преподавателей вуза к работе в условиях профстандарта», «Удовлетворенность процессом обучения» Р. Г. Аслаевой. Было высказано предположение о том, что различие между понятиями «компетенция» и «компетентность» находится в их соотношении с зонами актуального и ближайшего развития: компетентность предполагает владение качеством на данный момент и соотносится с зоной акту-

ального развития, а компетенция соотносится с зоной ближайшего развития. При обработке количественных показателей применялась компьютерная обработка результатов.

Результаты исследования. Обобщение результатов научного поиска и педагогического опыта по теме исследования позволяет сделать следующие выводы.

1. В зарубежной и отечественной высшей школе присутствует сходство интересов в: реализации Болонской системы (разноуровневое образование, компетентностный подход, конвертируемость и мобильность и др.); поиске путей повышения качества образования через совершенствование профессионально-педагогической подготовки преподавателей; информатизации и компьютеризации образовательной деятельности; создании эффективной коммуникации педагог - обучающийся, в том числе с помощью открытого и дистанционного обучения.

2. Присутствуют различия в подходах к реализации этих задач. Отечественная высшая школа сосредоточена на оптимизации процессов стандартизации образовательной деятельности, в части совершенствования стандартов содержания высшего образования и профессиональной деятельности. Что безусловно усиливает актуальность темы исследования - для решения задач модернизации отечественной высшей школы необходимо предлагать адаптированные к нашим условиям пути и способы повышения качества образовательной деятельности, в том числе в сфере дополнительного образования.

Значимым результатом исследования стало практическое применение полученных выводов при формировании педагогической компетентности в конкретном образовательном учреждении. В ФГБОУ ВО ГУЗ был запущен процесс профессиональной переподготовки ППС на основе ППП «Педагог высшего и дополнительного профессионального образования».

Результаты экспертной оценки содержания программы фрагментарно представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты экспертной оценки содержания и структуры,

разработанной ППП Педагог В и ДПО (фрагмент)_

Критерии соответствия Заключение о степени соответствия1

1. Соответствие содержания Программы требованиям законодательной и нормативно-правовой базы высшего и дополнительного профессионального образования, ФГОС ВО 3+, Профстан-дарту В полной мере соответствуют требованиям в заявленной области образовательной деятельности

2. Постановка проблемы, цели и задач профессиональной переподготовки Цель и задачи согласованы с требованиями законодательства, нормативно-правовых актов, Проф-стандарта, ФГОС 3+ и соответствуют названию Программы

3. Планируемые результаты профессиональной переподготовки Результатом является получение ПК-1: способность к педагогической деятельности. Компетенция имеет четкую формулировку, критерии и индикаторы сформированности

4. Учебный план Программы Учебный план ППП определяет перечень, последовательность, общую трудоемкость дисциплин и формы контроля знаний. Составляет 250 академических часов

5. Методическое и документационное обеспечение Соответствует требованиям и нормативам, предъявляемым к такого рода документам

Были получены результаты входного опроса преподавателей по педагогической готовности в образовательной деятельности, представленные в таблице 2.

1 Выписка из протокола заседания экспертной комиссии от 24.12.2018. ИПК «Информкадастр», ФГБОУ ВО ГУЗ, 2018. 10 с.

Таблица 2

Результаты опроса по выявлению педагогической готовности ППС _к работе по профстандарту_

Требования профстандарта Высокий уровень (владею, готов помочь) Средний (владею в рамках своей деятельности) Средний/низкий (владею частично, необходима проф. переподготовка) Низкий уровень владения (не владею, остро нуждаюсь в помощи)

% чел. % чел. % чел. % чел.

Трудовые действия, зна-

ния и умения в сфере образовательной дея- 21,0 22 40,0 42 30,5 32 8,6 9

тельности

Трудовые действия, зна-

ния и умения в сфере воспитательной дея- 21,9 23 34,3 36 31,4 33 12,4 13

тельности

Трудовые действия, знания и умения в сфере раз- 29,5 31 39,0 41 21,0 22 10,5 11

вивающей деятельности

В среднем по выборке 24,1 25 37,8 40 27,6 29 10,5 11

Были выявлены тенденции, оказывающие тормозящее влияние на формирование педагогической компетентности (критическое восприятие требований профстандарта, ортодоксальное отношение к педагогической деятельности в вузе как чисто преподавательской; неприятие ряда трудовых функций и умений профстандарта и др.). Установлено, что у ряда работников присутствует психологическая неготовность к данной инновации.

Результатом профессиональной переподготовки слушателей является овладение новой компетенцией «педагогическая деятельность в высшем и дополнительном профессиональном образовании» в результате освоения которой педагог/преподаватель вуза: знает научные основы педагогической деятельности; методы учебно-методического обеспечения образовательного процесса (в том числе создания элементов электронных образовательных ресурсов - компьютерных презентаций, аудио- и видеолекций, тестов и других учебно-методических материалов с применением информационно-коммуникационных технологий); правовые и этические основы профессиональной деятельности; умеет создавать разработки основных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ и образовательных проектов с учетом требований инклюзивного образования, руководить научно-исследовательской работой студентов; осуществлять контроль и оценку результатов образования в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся; владеет эффективной коммуникацией; построением воспитывающей образовательной среды; навыками реализации образовательных и психолого-педагогических технологий профессиональной деятельности.

В процессе обучения слушатели дали оценку на входе и выходе из процесса профессиональной переподготовки по ППП Педагог В и ДПО, которые представлены на рис. 1.

Представленные результаты свидетельствуют о том, что в процессе практического исследования был сделан акцент на объективность оценки (экспертное оценивание); личностную ориентацию (учет мнения преподавателей); рефлексивный анализ (самооценка своих способностей и возможностей слушателями), что отвечает задачам гуманизации педагогической деятельности.

Были соблюдены условия процесса формирования педагогической готовности: информационно-методические условия (оптимальное сочетание классических и информационно-технологических подходов при учебно-методическом обеспечении педагогического процесса в условиях обучения в ДПО); учет специфики конкретной образовательной ситуации (ориентация на уровень начальной подготовки слушателей); интегративность развития образовательной информационной среды, которая подразумевала наличие в ее структуре таких показателей, как информационно-поисковые системы, системы и базы данных и др.

Содержание Условия организации Содержание Условия организации

программы (начальный профессиональной программы (конечный профессиональной

уровень) переподготовки уровень) переподготовки

(начальный уровень) (конечный уровень)

■ Очень положительно ■ Скорее положительно ■ Скорее отрицательно

■ Крайне отрицательно ■ Затрудняюсь ответить

Рис. 1. Результаты сравнения начального и конечного уровней оценки слушателями процесса профессиональной переподготовки по ППП Педагог В и ДПО, %

Заключение. Проведенное исследование позволило привести образовательный ценз педагогических работников в соответствии с требованиями характеристики квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности - педагогической деятельности.

Научная новизна результатов исследования состоит в следующем: предложено научно-педагогическое и учебно-методическое обоснование процесса формирования педагогической компетентности преподавателей непедагогических вузов посредством профессиональной переподготовки в сфере дополнительного профессионального образования с учетом требований профстандарта. Предложены методики отслеживания эффективности исследуемого процесса.

Теоретическая значимость решения заявленной проблемы состоит в том, что полученные результаты дополняют существующие представления в теории обучения в сфере ДПО (конкретизация профессиональной компетенции в сфере педагогической деятельности в непедагогическом вузе), обогащают методы и процедуры формирования педагогической компетентности преподавателей.

Практическая значимость. Предложенные учебно-методические материалы позволяют достигать запланированных результатов и создают возможности для их тиражирования в педагогической практике [81.

Таким образом, исследование заявленной проблемы показало, что в условиях массовой переподготовки педагогических кадров вузов нет готовых путей и способов этой деятельности. В этих обстоятельствах предлагаемое решение - создать систему профессиональной педагогической переподготовки в стенах самого вуза, силами преподавательского коллектива и с привлечением потенциала сторонних участников, в том числе зарубежных - является вполне обоснованным. Перспектива состоит в повышении квалификации в сфере инклюзивного образования преподавателей непедагогического вуза.

Список литературы

1. Азатян Т. Ю. Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в современном обществе // Инклюзивное образование: современные проблемы и перспективы : сборник статей научно-практической международной конференции (Ереван, 2015 г.). С. 115-119.

2. Газизова А., Гурье Л. Из опыта организации многоуровневого образования в Турции // Вестник Казанского технологического университета. 2008. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-opyta-razvi-tiya-mnogourovnevogo-vysshego-obrazovaniya-v-turtsii (дата обращения: 12.05.2019).

3. Гетман Н. А. Подготовка преподавателя вуза к профессиональной деятельности в соответствии с современными профессиональными стандартами // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 9. С. 490-494. URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36256 (дата обращения: 08.07.2019).

4. Гребенникова О. М. Информационно-методическое сопровождение профессионального развития педагога в процессе внедрения профессионального стандарта педагога // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного образования. 2015. № 3 (29). С. 91-95. DOI: 10.17150/2411-6262.2017.8(2)32. URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=21488 (дата обращения: 16.01.2019).

5. Дополнительное профессиональное образование российских университетов: интеграция в международные рынки / И. А. Коршунов [и др.] // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 4. С. 612-631. DOI: 10.15507/1991-9468.093.022.201804.612-631.

6. Журавлева О. Б., Крук Б. И., Мамойленко С. Н. Обеспечение качества дистанционных образовательных программ в условиях компетентностного подхода // Открытое и дистанционное образование.

2018. № 4 (74). С. 26-32. URL: file:///C:/Users/Safonova_t/Downloads/ODO_4(72)_2018%20(3).pdf (дата обращения: 13.01.2019).

7. Загвязинский В. И. Как прорваться в современность // Образование и наука. 2012. № 7. URL http://archive.edscience.ru/ru/article/v-i-zagvyazinskiy-0 (дата обращения: 01.07.2019).

8. Зотова С. С., Сафонова Т. В., Чиговская-Назарова Я. А. Актуальные проблемы внедрения профессионального стандарта педагога в контексте применения управленческого цикла // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. Волгоград, 2018. № 4 (45). С. 371-375. DOI: 10.25683/VOLBI.2018.45.434.

9. Косолапова Л. А., Шеремета Т. В. Использование современных технологий оценивания результативности обучения в вузе в контексте компетентностного подхода // International Research Journal,

2019. № 5 (47). Ч. 4. URL: https://research-journal.org/pedagogy/ispolzovanie-sovremennyx-texnologij-oce-nivaniya-rezultativnosti-obucheniya-v-vuze-v-kontekste-kompetentnostnogo-podxoda/Датат (дата обращения: 04.05.2019).

10. Крылов А. Н. Некоторые аспекты применения профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. M. : Междунар. ассоц. проф. доп. Образования. 2016. Вып. 29. С. 104-112. URL: http://brj-bguep.ru/reader/ arti-cle.aspx?id=21488 (дата обращения: 15.05.2019).

11. Национальная система квалификаций в России - эпистемологическая перспектива / Муравьева А. А. [и др.] // Образование и наука. 2019. № 21 (4). URL: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-4-92-114 (дата обращения: 21.01. 2019).

12. Обыночный И. А. Сравнительный анализ профессионального стандарта «преподаватель высшего образования» и компетентностных моделей педагогов // Известия Института инженерной физики. 2016. Т. 3. № 41. С. 96-98. DOI: 10.171150/24.11-6262ю2017.8(2).3. URL: https://cyberleninka.ru/ arti-cle/n/problemy-vnedreniya-professionalnogo-standarta-v-sistemu-upravleniya-trudovoy-deyatelnostyu-profe ssorsko-prepodavatelskogo-sostava.

13. Озерникова Т. Г. Проблемы внедрения профессионального стандарта в систему трудовой деятельности профессорско-преподавательского состава вузов // Baikal Research Journal. 2017. Т. 8. № 2. DOI: 10.17150/2411- 6262.2017.8(2).32.

14. Опыт количественного анализа результатов анкетирования студентов по вопросам качества обучения: методика, модели, перспективы / Т. И. Гуляева [и др.] // Интеграция образования. 2019. Т. 23. № 2. С. 284-302. DOI: 10.15507/1991-9468.095.023.201902.284-302.

15. Подымова Л. С., Подымов Н. А., Алисов Е. А. Готовность педагогов к обеспечению безопасности личности в инновационной образовательной среде // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 4. С. 663680. DOI: 10.15507/1991-9468.093.022.201804.663-680.

16. Разумова Е. В. Стандартизация образования как болевая точка образовательной политики // Народное образование. 2008. № 5. С. 34-41. URL: file:///C:/Users/Safonova_t/Downloads/standartizatsiya-obrazovaniya-odna-iz-bolevyh-tochek-obrazovatelnoy-politiki-1.pdf (дата обращения: 12.04.2019).

17. Разумова И. К., Кузнецов А. Ю. Мировые и отечественные тенденции информационного обеспечения университетов // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 3. С. 426-440. DOI: 10.15507/19919468.092.022.201803.426-440.

18. Сафонова Т. В., Широкорад И. И., Астахова Т. А. Современное высшее и дополнительное профессиональное образование: проблемы, поиски, решения : учебно-методическое пособие. Изд-во РИО ГУЗ, 2019. 179 с.

19. Сенашенко В. С., Пыхтина Н. А. Непрерывное профессиональное образование как ключевой фактор совершенствования образовательной системы // Альма матер. Вестник высшей школы. 2019. № 3. С. 27-33. DOI: 10.20339/AM.03-19.027.

20. Скворцов А. А. Предпосылки использования дистанционных образовательных технологий в наукоемкой среде вуза // Вестник Тамбовского университета. 2015. № 2. С. 142-148. URL: file:///C:/Users/Safonova_t/Downloads/predposylki-ispolzovaniya-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy -v-naukoemkoy-obrazovatelnoy-srede-vuza.pdf (дата обращения: 12.04.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Скибицкий Э. Г., Асташова Т. А. Применение андрагогико-акмеологического подхода при подготовке преподавателей вузов в системе дополнительного образования // Открытое и дистанционное образование. 2018. № 4 (74). С. 5-13. DOI: 10.17223/16095944/72/1.

22. Субетто А. И. Научно-образовательное общество - стратегия развития науки и образования в России XXI века и основа перехода к управляемому ноосферному развитию // Теоретическая экономика. 2017. № 1 (37). С. 18-32. URL: https://www.ystu.ru/1-2017.pdf (дата обращения: 23.02.2019).

23. Татур Ю. Г. Как повысить объективность измерения и оценки результатов образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 22. URL: http://www.vovr.ru/upload/Tatur510.pdf (дата обращения: 14.03.2019).

24. Ямбург Е. Ш. Внедрение профессионального стандарта педагога: необходимость второго шага // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 2. C. 35-43. URL: http://psyjournals.ru/files/82309/ pno_2016_n2_yamburg.pdf (дата обращения: 20.05.1019).

25. Ahmad M. Mahasneh, Ahmad M. Gazo, Omar A. Al-Adamat. Cultural Intelligence of the Jordan Teachers and University Students from the Hashemite University: Comparative Study // European Journal of Contemporary Education. 2019. № 8 (2). Рр. 303-314. DOI: 10.13187/ejced.2019.2.303.

26. Ambrose M., Murray L., Handoyo N. E., Tunggal D., Cooling N. Learning global health: the pilot study of an online collaborative intercultural peer group activity involving medical students in Australia and Indonesia // BMC Medical Education. 2017. № 17. Р. 10. URL: https://bmcmededuc.biomedcentral.com/articles/10.1186/=s12909-016-0851-6 (дата обращения: 12.06.2019).

27. Brozoska P., Akgun S., Antia B. E., Thankappan K. R., Nayar K. R., Razum O. Enhancing an international perspective in public health teaching through formalized university partnership // Frontiers in Public Health. 2017. Vol. 5. Article 36. URL: https://mafiadoc.com/enhancing-an-international-perspective-in-public-health-frontiers_599c0ee41723dd0d4058d5bb.html (дата обращения: 02.06.2018).

28. Dymock D., Tyler M. Towards a more systematic approach to continuing professional development in vocational education and training // Studies in Continuing Education. 2018. Vol. 40. Is. 2. Рр. 198-211. DOI: 10.1080/0158037X.2018.1449102.

29. Evarovich S. A. Specificity of Educational Progrems, Design in Andragogic Praxtices / S. A. Evarovich // Social and natural science / Prague Charles University. 2012. № 2. Рр. 38-52. URL: https://ojs.journals.cz/index.php/ SNSJ/article/view/301 (дата обращения: 05.02.2019).

30. Goroshidze George. Prospects for improving organizational behavior in higher education / Education Science and Psychology 2019. No. 2 (52). Pр. 55-73. URL: http://gesj.internet-academy.org.ge/en/list_artic_ en.php?b_sec=edu (дата обращения: 12.02.2019).

31. Mavengere N., Ruohonen M. Context and user needs in virtual learning in pursuit of qualities of learning / Education and information technologies. No. 4 (52). 2018 Pр. 1607-1620. URL: https://www.research-gate.net/publication/322507466_Context_and_user_needs_in_virtual_learning_in_pursuit_of_qualities_of_learni ng (дата обращения: 23.01.2019).

32. Mina Rastegar, Sholeh Moradi. On the Relationship between EFL Teachers' Job Satisfaction, Self-Efficacy, and Their Spiritual Sense of Well-Being / Open Journal of Modern Linguistics. 2016. Vol. 6. No 1. Pр. 1-12. URL: http://www.i-scholar.in/index.php/OJML/article/view/95845 (дата обращения: 12.05.2019).

33. Waring Michael, Evans Carol. Understanding Pedagogy. Developing critical approach to teaching and learning. Abingdon: Routledge, 2015. 370 p. URL: https://www.routledge.com/Understanding-Pedagogy-Developing-a-critical-approach-to-teaching-and/Waring-Evans/p/book/9781315746159 (дата обращения: 12.05.2019).

Formation of pedagogical competence of university teachers in the conditions of standardization of modern higher education

T. V. Safonova1, I. I. Shirokorad2, T. A. Astakhova3, R. G. Aslaeva4, T. Yu. Azatyan5, T. V. Artemova6

*Doctor of Pedagogical Sciences, professor of the Department of social and humanitarian disciplines, State University of Land Management. Researcher ID: B-1751-2019.

Russia, Moscow. E-mail: safonova1956@mail.ru 2Doctor of Historical Sciences, professor, head of the Department of social and humanitarian disciplines, vice-rector for academic affairs, State University of Land Management.

Russia, Moscow. ORCID: 0000-0002-8460-4463. E-mail: shirokoradii@guz.ru 3deputy director of the Institute for advanced training "Informkadastr", State University of Land Management.

Russia, Moscow. ORCID: 0000-0003-4646-7880105064. E-mail: astakhovata@guz.ru 4Doctor of Pedagogical Sciences, professor, Bashkir Academy of Public Service and Management under the Head of the Republic of Bashkortostan.

Russia, Ufa. Researcher ID: B-2259-2019. E-mail: rakhima.aslaeva@mail.ru 5PhD of Pedagogical Sciences, associate professor, head of the Department of special pedagogy and psychology,

H. Abovyan Armenian State Pedagogical University.

Armenia, Yerevan. ORCID: 0000-0002-3218-257X. E-mail: atereza222@gmail.com 6PhD of Philosophical Sciences, associate professor of the Department of social and humanitarian disciplines, State University of Land Management. Russia, Moscow. E-mail: tata.artemova2014@yandex.ru

Abstract. The article presents a scientific and practical study of the problem of forming the pedagogical competence of teachers of non-pedagogical universities in the context of discussing the professional standard of a teacher. The process under study is considered in the activities of specific universities (FSBEI HE "State University for Land Management", IPK "Informkadastr", GBEI HE "Bashkir Academy of public service and management under the Head of the Republic of Bashkortostan", etc.).

The authors used qualitative research methods: prediction of results; interpretation of the received pedagogical facts; content analysis of the received information. Methods of quantitative analysis using computer processing were used. Using the method of group expert evaluations (methodology of V. S. Cherepanova) with the assistance of foreign experts from Armenian state pedagogical University n. a. H. Abovyan; formulation of competence is based on approaches by Yu. G. Tatur, A. I. Subetto, and others.

The result of the study is presented in a multidimensional way. The ways and means of achieving the stated goal through the organization of remote professional retraining of teachers based on the implementation of the developed program of pedagogical retraining in higher and additional professional education are described. Positive results of scientific and practical research of the process of formation of pedagogical competence were achieved by taking into account the opinion of teachers and their self-assessment, which meets the tasks of humanization of pedagogical activity. The authors have structured the components of pedagogical competence of a university teacher, characterized the formed pedagogical competence, presented the identified conditions for their formation, and confirmed the effectiveness of the remote model of teacher retraining. The scientific and theoretical novelty of the research consists in the presented justification of the process of forming pedagogical competence; its practical value is determined by its implementation in the practice of a number of universities and the possibility of replicating research materials.

Keywords: educational standards, professional standards, additional professional education, professional retraining of teachers, pedagogical competence, distance learning, retraining program, learning patterns.

References

1. Azatyan T. Yu. Problemy i perspektivy razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya v sovremennom obshchestve [Problems and prospects of development of inclusive education in modern society] // Inklyuzivnoe obrazovanie: sovremennye problemy i perspektivy: sbornik statej nauchno-prakticheskoj mezhdunarodnoj konferencii (Erevan, 2015g.) - Inclusive education: modern problems and prospects: collection of articles of the scientific and practical international conference (Erevan, 2015). Pp. 115-119.

2. Gazizova A., Gur'e L. Iz opyta organizacii mnogourovnevogo obrazovaniya v Turcii [From the experience of organizing multi-level education in Turkey] // Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta - Herald of the Kazan Technological University. 2008. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-opyta-razvitiya-mnogourovnevogo-vysshego-obrazovaniya-v-turtsii (date accessed: 12.05.2019).

3. Getman N. A. Podgotovka prepodavatelya vuza k professional'noj deyatel'nosti v sootvetstvii s sovremennymi professional'nymi standartami [Training of a university teacher for professional activity in accordance with modern professional standards] // Sovremennye naukoemkie tekhnologii - Modern science-intensive technologies. 2016. 9. Pp. 490-494. Available at: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36256 (date accessed: 08.07.2019).

4. Grebennikova O. M. Informacionno-metodicheskoe soprovozhdenie professional'nogo razvitiya pedagoga v processe vnedreniya professional'nogo standarta pedagoga [Information and methodological support of professional development of a teacher in the process of implementing the professional standard of a teacher] // Akademicheskij vestnik. Vestnik Sankt-Peterburgskoj akademii postdiplomnogo obrazovaniya - Academic herald. Herald of the Saint Petersburg Academy of postgraduate education. 2015. 3 (29). Pp. 91-95. DOI: 10.17150/2411-6262.2017.8(2).32. Available at: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=21488 (date accessed: 16.01.2019).

5. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie rossijskih universitetov: integraciya v mezhdunarodnye rynki -Additional professional education of Russian universities: integration into international markets / I. A. Korshunov [et al.] // Integration of education. 2018. Vol. 22. 4. Pp. 612-631. DOI: 10.15507/1991-9468.093.022.201804.612-631.

6. Zhuravleva O. B., Kruk B. I., Mamojlenko S. N. Obespechenie kachestva distancionnyh obrazovatel'nyh programm v usloviyah kompetentnostnogo podhoda [Ensuring the quality of distance education programs in the context of a competence-based approach] // Otkrytoe i distancionnoe obrazovanie - Open and distance education. 2018. 4 (74). Pp. 26-32. Available at: file:///C:/Users/Safonova_t/Downloads/ODO_4(72)_2018% 20(3).pdf (date accessed: 13.01.2019).

7. Zagvyazinskij V. I. Kak prorvat'sya v sovremennost' [How to break into modernity] // Obrazovanie i nauka - Education and science. 2012. 7. Available at http://archive.edscience.ru/ru/article/v-i-zagvyazinskiy-0 (date accessed: 01.07.2019).

8. Zotova S. S., Safonova T. V., Chigovskaya-Nazarova Ya. A. Aktual'nye problemy vnedreniya professional'nogo standarta pedagoga v kontekste primeneniya upravlencheskogo cikla [Actual problems of implementing the professional standard of a teacher in the context of applying the management cycle] // Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa - Business. Education. Right. Herald of the Volgograd Institute of business. Volgograd, 2018. 4 (45). Pp. 371-375. DOI: 10.25683/VOLBI.2018.45.434.

9. Kosolapova L. A., Sheremeta T. V. Ispol'zovanie sovremennyh tekhnologij ocenivaniya rezul'tativnosti obucheniya v vuze v kontekste kompetentnostnogo podhoda [Use of modern technologies for evaluating the effectiveness of training in higher education in the context of a competence approach] // International Research Journal, 2019. 5 (47). Part 4. Available at: https://research-journal.org/pedagogy/ispolzovanie-sovremennyx-texnologij-ocenivaniya-rezultativnosti-obucheniya-v-vuze-v-kontekste-kompetentnostnogo-podxoda/Datet (date accessed: 04.05.2019).

10. Krylov A. N. Nekotorye aspekty primeneniya professional'nogo standarta "Pedagog professional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya" [Some aspects of the application of the professional standard "Teacher of professional training, professional education and additional professional education"] // Sbornik trudov po problemam dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya - Collection of works on problems of additional professional education. assots. Professor additional. Educations. 2016. Is. 29. Pp. 104-112. Available at: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=21488 (date accessed 15.05.2019).

11. Nacional'naya sistema kvalifikacij v Rossii - epistemologicheskaya perspektiva - National system of qualifications in Russia-epistemological perspective / Muraveva A. A. [et al.] // Obrazovanie i nauka - Education and science. 2019. 21 (4). Available at: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-4-92-114 (date accessed: 21.01. 2019).

12. Obynochnyj I. A. Sravnitel'nyj analiz professional'nogo standarta "prepodavatel' vysshego obrazovaniya" i kompetentnostnyh modelej pedagogov [Comparative analysis of the professional standard "teacher of higher education" and competence models of teachers] // Izvestiya Instituta inzhenernoj fiziki - Proceedings of the Institute of engineering physics. 2016. Vol. 3. 41. Pp. 96-98. DOI: 10.171150 / 24.11-6262y2017. 8 (2).3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vnedreniya-professionalnogo-standarta-v-sistemu-uprav-leniya-trudovoy-deyatelnostyu-professorsko-prepodavatelskogo-sostava.

13. Ozernikova T. G. Problemy vnedreniya professional'nogo standarta v sistemu trudovoj deyatel'nosti pro-fessorsko-prepodavatel'skogo sostava vuzov [Problems of implementation of the professional standard in the workplace activities of the teaching staff of universities] // Baikal Research Journal - Baikal Research Journal. 2017. Vol. 8. 2. DOI: 10.17150/2411- 6262.2017.8(2).32.

14. Opyt kolichestvennogo analiza rezul'tatov anketirovaniya studentov po voprosam kachestva obucheniya: metodika, modeli, perspektivy - Experience quantitative analysis of results of questionnaire of students on the quality of learning: methods, models and perspectives / T. I. Gulyaeva [et al.] // Integraciya obrazovaniya -Integration of education. 2019. Vol. 23. 2. Pp. 284-302. DOI: 10.15507/1991-9468.095.023.201902.284-302.

15. Podymova L. S., Podymov N. A., Alisov E. A. Gotovnost' pedagogov k obespecheniyu bezopasnosti lichnosti v innovacionnoj obrazovatel'noj srede [Readiness of teachers to ensure the safety of the individual in an innovative educational environment] // Integraciya obrazovaniya - Integration of education. 2018. Vol. 22. 4. Pp. 663680. DOI: 10.15507/1991-9468.093.022.201804.663-680.

16. Razumova E. V. Standartizaciya obrazovaniya kak bolevaya tochka obrazovatel'noj politiki [Standardization of education as a sore point of educational policy] // Narodnoe obrazovanie - National education. 2008. 5. Pp. 34-41. Available at: file:///C:/Users/Safonova_t/Downloads/standartizatsiya-obrazovaniya-odna-iz-bolevyh-tochek-obrazovatelnoy-politiki-1.pdf (date accessed: 12.04.2019).

17. Razumova I. K., Kuznecov A. Yu. Mirovye i otechestvennye tendencii informacionnogo obespecheniya universitetov [World and domestic trends in information support of universities] // Integraciya obrazovaniya -Integration of education. 2018. Vol. 22. 3. Pp. 426-440. DOI: 10.15507/1991-9468.092.022.201803.426-440.

18. Safonova T. V., Shirokorad I. I., Astahova T. A. Sovremennoe vysshee i dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie: problemy, poiski, resheniya : uchebno-metodicheskoe posobi [Modern higher and additional profes-

sional education: problems, searches, solutions : educational and methodological guide]. Publishing house of Editorial and publishing department of State University of Land Management. 2019. 179 p.

19. Senashenko V. S., Pyhtina N. A. Nepreryvnoe professional'noe obrazovanie kak klyuchevoj faktor sovershenstvovaniya obrazovatel'noj sistemy [Continuous professional education as a key factor in improving the educational system] // Al'ma mater. Vestnik vysshej shkoly - Alma mater. Herald of the higher school. 2019. 3. Pp. 27-33. DOI: 10.20339/AM. 03-19. 027.

20. Skvorcov A. A. Predposylki ispol'zovaniya distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v naukoemkoj srede vuza [Prerequisites for using distance education technologies in the high-tech environment of the university] // Vestnik Tambovskogo universiteta - Herald of Tambov University. 2015. 2. Pp. 142-148. Available at: file:///C:/Users/Safonova_t/Downloads/predposylki-ispolzovaniya-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnolo-giy-v-naukoemkoy-obrazovatelnoy-srede-vuza.pdf (date accessed: 12.04.2019).

21. Skibickij E. G., Astashova T. A. Primenenie andragogiko-akmeologicheskogo podhoda pri podgotovke prepodavatelej vuzov v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya [Application of andragogical-acmeological approach in the training of University teachers in the system of additional education] // Otkrytoe i distancionnoe obrazovanie - Open and distance education. 2018. 4 (74). Pp. 5-13. DOI: 10.17223/16095944/72/1.

22. Subetto A. I. Nauchno-obrazovatel'noe obshchestvo - strategiya razvitiya nauki i obrazovaniya v Rossii XXI veka i osnova perekhoda k upravlyaemomu noosfernomu razvitiyu [Scientific and educational society-strategy of development of science and education in Russia of the XX1 century and the basis of transition to controlled noosphere development] // Teoreticheskaya ekonomika - Theoretical Economics. 2017. 1 (37). Pp. 1832. Available at: https://www.ystu.ru/1-2017.pdf (date accessed: 23.02.2019).

23. Tatur Yu. G. Kak povysit' ob'ektivnost' izmereniya i ocenki rezul'tatov obrazovaniya [How to increase the objectivity of measurement and evaluation of educational results] // Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher education in Russia. 2010. 5 P. 22. Available at: http://www.vovr.ru/upload/Tatur510.pdf (date accessed: 14.03.2019).

24. Yamburg E. Sh. Vnedrenie professional'nogo standarta pedagoga: neobhodimost' vtorogo shaga [Introduction of the professional standard of a teacher: the need for a second step] // Psihologicheskaya nauka i obra-zovanie - Psychological science and education. 2016. Vol. 21. 2. Pp. 35-43. Available at: http://psyjournals.ru/ iles/82309/pno_2016_n2_yamburg.pdf (date accessed: 20.05.1019).

25. Ahmad M. Mahasneh, Ahmad M. Gazo, Omar A. Al-Adamat. Cultural Intelligence of the Jordan Teachers and University Students from the Hashemite University: Comparative Study // European Journal of Contemporary Education. 2019. 8 (2). Pp. 303-314. DOI: 10.13187/ejced.2019.2.303.

26. Ambrose M., Murray L., Handoyo N. E., Tunggal D., Cooling N. Learning global health: the pilot study of an online collaborative intercultural peer group activity involving medical students in Australia and Indonesia // BMC Medical Education. 2017. 17. P. 10. Available at: https://bmcmededuc.biomedcentral.com/articles/ 10.1186/s12909-016-0851-6 (date accessed: 12.06.2019).

27. Brozoska P., Akgun S., Antia B. E., Thankappan K. R., Nayar K. R., Razum O. Enhancing an international perspective in public health teaching through formalized university partnership // Frontiers in Public Health. 2017. Vol. 5. Article 36. Available at: https://mafiadoc.com/enhancing-an-international-perspective-in-public-health-frontiers_599c0ee41723dd0d4058d5bb.html (date accessed: 02.06.2018).

28. Dymock D., Tyler M. Towards a more systematic approach to continuing professional development in vocational education and training // Studies in Continuing Education. 2018. Vol. 40. Is. 2. Pp. 198-211. DOI: 10.1080/0158037X.2018.1449102.

29. Evarovich S. A. Specificity of Educational Progrems, Design in Andragogic Praxtices / S. A. Evarovich // Social and natural science / Prague Charles University. 2012. No. 2. Pp. 38-52. Available at: https://ojs.journals.cz/ in-dex.php/SNSJ/article/view/301 (date accessed: 05.02.2019).

30. Goroshidze George. Prospects for improving organizational behavior in higher education / Education Science and Psychology 2019. 2 (52). Pp. 55-73. Available at: http://gesj.internet-academy.org.ge/en/list_ artic_en.php?b_sec=edu (date accessed: 12.02.2019).

31. Mavengere N., Ruohonen M. Context and user needs in virtual learning in pursuit of qualities of learning / Education and information technologies. 4 (52). 2018 Pp. 1607-1620. Available at: https://www.research-gate.net/publication/322507466_Context_and_user_needs_in_virtual_learning_in_pursuit_of_qualities_of_learni ng (date accessed: 23.01.2019).

32. Mina Rastegar, Sholeh Moradi. On the Relationship between EFL Teachers' Job Satisfaction, Self-Efficacy, and Their Spiritual Sense of Well-Being / Open Journal of Modern Linguistics. 2016. Vol. 6. No 1. Pp. 112. Available at: http://www.i-scholar.in/index.php/OJML/article/view/95845 (date accessed: 12.05.2019).

33. Waring Michael, Evans Carol. Understanding Pedagogy. Developing critical approach to teaching and learning. Abingdon: Routledge, 2015. 370 p. Available at: https://www.routledge.com/Understanding-Peda-gogy-Developing-a-critical-approach-to-teaching-and/Waring-Evans/p/book/9781315746159 (date accessed: 12.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.