Научная статья на тему 'Модель формирования публикационной компетентности у преподавателей вуза'

Модель формирования публикационной компетентности у преподавателей вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПУБЛИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСАЛТИНГ / НАУЧНЫЕ ЖУРНАЛЫ / PUBLICATION COMPETENCE / MODEL OF PUBLICATION COMPETENCE FORMATION / COMPETENCE-BASED APPROACH / PEDAGOGICAL CONSULTING / SCIENTIFIC JOURNALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крылова Ольга Сергеевна, Крылов Дмитрий Александрович, Бахтина Евгения Сергеевна

Введение . Рассматривается совершенствование системы формирования публикационной компетентности у преподавателей вуза в процессе их профессиональной деятельности. Данная проблема является одной из наиболее актуальных и востребованных в теории и практике высшего образования, и одним из эффективных путей ее решения авторы видят использование метода моделирования, предполагая построение такой системы, которая функционировала бы аналогично исследуемому процессу. Цель статьи - выявить и охарактеризовать основные структурные компоненты (цель, задачи, принципы, педагогические условия, направления, содержание, формы, методы, средства и результат) модели формирования публикационной компетентности у преподавателей современного вуза. Материалы и методы . Для достижения цели научного исследования был использован комплекс: теоретических методов: изучение научно-методической, специальной литературы по проблемам компетентностного подхода в образовании, индуктивно-дедуктивные методы основополагающих положений психологии и педагогики высшего образования, сравнительный анализ и обобщение в области исторической ретроспективы результатов исследований трудов зарубежных практиков, концептуально-теоретическое описание передовых методов управления научной деятельностью и систематизация практического опыта оценки качества научно-образовательного процесса современного вуза; эмпирических методов исследования: изучение правовых материалов и аналитических отчетов ведущих научных журналов, контент анализ информационно-консультационных веб-сайтов отечественных и зарубежных образовательных организаций, российской и зарубежной педагогической научной литературы по проблемам управления научной деятельностью в образовании, представленной в электронной библиотечной системе. Результаты исследования . Рассмотрены особенности и специфика функционирования основных структурных компонентов модели: целей и задач, принципов, содержания, форм и методов. Подчеркнуто, что представленная модель имеет единый неделимый характер, так как все структурные компоненты взаимосвязаны, взаимозависимы и функционируют для достижения заданного конечного результата - повышение эффективности формирования публикационной компетентности у преподавателей в условиях современного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крылова Ольга Сергеевна, Крылов Дмитрий Александрович, Бахтина Евгения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF PUBLICATION COMPETENCE FORMATION AMONG UNIVERSITY TEACHERS

Introduction. The article deals with the improvement of the system of publication competence formation among university teachers in the process of their professional activities. This problem is one of the most relevant and demanded in the theory and practice of higher education, and the authors see the use of the modeling method as one of the effective ways to solve it, suggesting the construction of such a system that would function similarly to the process under study. The purpose of the article is to identify and characterize the main structural components (goal, objectives, principles, pedagogical conditions, directions, content, forms, methods, means and result) of the model of publication competence formation among teachers of a modern university. Materials and methods . To achieve the goal of scientific research, a complex of: theoretical methods: the study of scientific and methodological, special literature on the problems of the competence approach in education, inductive-deductive methods of the fundamental provisions of psychology and pedagogy of higher education, comparative analysis and generalization in the field of historical retrospective of the research results of the works of foreign practitioners, conceptual and theoretical description of advanced methods of managing scientific activities and systematization of practical experience in assessing the quality of the scientific and educational process of a modern university; empirical research methods: study of legal materials and analytical reports of leading scientific journals, content analysis of information and consulting websites of domestic and foreign educational organizations, Russian and foreign pedagogical scientific literature on the management of scientific activities in education, presented in the electronic library system was used. Research results. Discussion. The features and specifics of the functioning of the main structural components of the model are considered: goals and objectives, principles, content, forms and methods. It is emphasized that the presented model has a single indivisible character, since all structural components are interconnected, interdependent and function to achieve a given final result - increasing the effectiveness of publication competence formation among teachers in a modern university.

Текст научной работы на тему «Модель формирования публикационной компетентности у преподавателей вуза»

УДК 378.12 DOI: 10.30914/2072-6783-2020-14-3-299-305

Модель формирования публикационной компетентности

у преподавателей вуза О. С. Крылова1, Д. А. Крылов1, Е. С. Бахтина2'1

1 Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия

2 Йошкар-Олинский строительный техникум, г. Йошкар-Ола, Россия

Введение. Рассматривается совершенствование системы формирования публикационной компетентности у преподавателей вуза в процессе их профессиональной деятельности. Данная проблема является одной из наиболее актуальных и востребованных в теории и практике высшего образования, и одним из эффективных путей ее решения авторы видят использование метода моделирования, предполагая построение такой системы, которая функционировала бы аналогично исследуемому процессу. Цель статьи -выявить и охарактеризовать основные структурные компоненты (цель, задачи, принципы, педагогические условия, направления, содержание, формы, методы, средства и результат) модели формирования публикационной компетентности у преподавателей современного вуза. Материалы и методы. Для достижения цели научного исследования был использован комплекс: теоретических методов: изучение научно-методической, специальной литературы по проблемам компетентностного подхода в образовании, индуктивно-дедуктивные методы основополагающих положений психологии и педагогики высшего образования, сравнительный анализ и обобщение в области исторической ретроспективы результатов исследований трудов зарубежных практиков, концептуально-теоретическое описание передовых методов управления научной деятельностью и систематизация практического опыта оценки качества научно-образовательного процесса современного вуза; эмпирических методов исследования: изучение правовых материалов и аналитических отчетов ведущих научных журналов, контент анализ информационно-консультационных веб-сайтов отечественных и зарубежных образовательных организаций, российской и зарубежной педагогической научной литературы по проблемам управления научной деятельностью в образовании, представленной в электронной библиотечной системе. Результаты исследования. Рассмотрены особенности и специфика функционирования основных структурных компонентов модели: целей и задач, принципов, содержания, форм и методов. Подчеркнуто, что представленная модель имеет единый неделимый характер, так как все структурные компоненты взаимосвязаны, взаимозависимы и функционируют для достижения заданного конечного результата - повышение эффективности формирования публикационной компетентности у преподавателей в условиях современного вуза.

Ключевые слова: публикационная компетентность, модель формирования публикационной компетентности, компетентностный подход, педагогический консалтинг, научные журналы

Для цитирования: Крылова О.С., Крылов Д.А.,. Бахтина Е. С. Модель формирования публикационной компетентности у преподавателей вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2020. Т. 14. № 3. С. 299-305. DOI: 10.30914/2072-6783-2020-14-3-299-305.

Model of publication competence formation

among university teachers O. S. Krylova1, D. A. Krylov1, E. S. Bakhtina2'1

1 Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia 2 Yoshkar-Ola Civil Engineering College, Yoshkar-Ola, Russia

Introduction. The article deals with the improvement of the system of publication competence formation among university teachers in the process of their professional activities. This problem is one of the most relevant and demanded in the theory and practice of higher education, and the authors see the use of the modeling method as one of the effective ways to solve it, suggesting the construction of such a system that would function similarly to the process under study. The purpose of the article is to identify and characterize the main structural components (goal, objectives, principles, pedagogical conditions, directions, content, forms, methods, means and result) of the model of publication competence formation among teachers of a modern university. Materials and methods. To achieve the goal of scientific research, a complex of: theoretical methods: the study of scientific and methodological, special literature on the problems of the competence approach in education, inductive-deductive

methods of the fundamental provisions of psychology and pedagogy of higher education, comparative analysis and generalization in the field of historical retrospective of the research results of the works of foreign practitioners, conceptual and theoretical description of advanced methods of managing scientific activities and sys-tematization of practical experience in assessing the quality of the scientific and educational process of a modern university; empirical research methods: study of legal materials and analytical reports of leading scientific journals, content analysis of information and consulting websites of domestic and foreign educational organizations, Russian and foreign pedagogical scientific literature on the management of scientific activities in education, presented in the electronic library system was used. Research results. Discussion. The features and specifics of the functioning of the main structural components of the model are considered: goals and objectives, principles, content, forms and methods. It is emphasized that the presented model has a single indivisible character, since all structural components are interconnected, interdependent and function to achieve a given final result - increasing the effectiveness of publication competence formation among teachers in a modern university.

Ключевые слова: publication competence, model of publication competence formation, competence-based approach, pedagogical consulting, scientific journals

Для цитирования: Krylova O.S., Krylov D.А., Bakhtina E.S. Model of publication competence formation among university teachers. Vestnik of the Mari State University. 2020, vol. 14, no. 3, pp. 299-305. DOI: 10.30914/2072-6783-2020-14-3-299-305. (In Russ.).

Ведущей идеей модернизации системы высшего образования на современном этапе выступает компетентностный подход, с позиций которого процесс профессиональной подготовки может быть определен как комплексная деятельность, направленная на формирование у специалистов - преподавателей вуза - ряда компетенций. Обоснование компетентностного подхода как востребованной реальности современного отечественного образования представлено в работах В. И. Байденко, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, Д. А. Иванова, К. Г. Митрофанова, О. В. Соколовой, С. Е. Шишова и других [2; 3; 4]. В данном исследовании акцентируется внимание на необходимости формирования у педагогов-исследователей (членов редколлегий, авторов, рецензентов и т. д.) так называемой публикационной компетентности1, как некоего индикатора качества, важнейшего критерия оценки эффективности научно-исследовательской работы и в целом интегративного показателя высокой квалификации и профессиональной компетентности, продуктивности педагогической и научной работы, развитой творческой инициативы. Публикационная компетентность преподавателя вуза [5; 6], являясь компонентом целостной профессионально-личностной структуры, определяется нами как интегративное свойство личности, харак-

1 Впервые понятие публикационной компетентности было введено в научный оборот авторами статьи в 2018 году. URL:http://vestnik.marsu.ru/view/joumal/article.html?id=1718 (дата обращения: 27.02.2019).

теризующее способность и готовность человека владеть знаниями, умениями и навыками по подготовке научной публикации и дальнейшему ее продвижению в ведущих научных информационных системах.

Под моделью понимается мысленно организованная или материально реализованная система, которая, отражая или воспроизводя объект, может замещать его таким образом, что ее изучение дает нам новую информацию о данном объекте2. Значительный вклад в изучение моделей и моделирования как метода научного познания внес В. А. Штофф, понимавший под моделью «такую мысленно представляемую или материально реализованную систему, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна заменить ее так, что изучение дает новую информацию об этом объекте»3. По мнению В. Штоффа, модель представляет собой «концептуальный инструмент, аналог определенного фрагмента социальной действительности, который служит для хранения и расширения знаний о свойствах и структуре процессов, ориентированных на управление ими», т. е. В. А. Штофф понимает моделирование как «построение моделей, их изучение и проверка, в процессе доказательства истинности и поисков истинного

2 Новый иллюстративный энциклопедический словарь. М. : Большая Российская энциклопедия, 1969. 912 с.

3 Штофф В.А. Моделирование и философия. М.; Л. : Наука, 1966. 302 с.

знания»1. В нашем исследовании мы придерживаемся мнения, что модель является преимущественно описательной характеристикой, которая содержит требования к профессиональным знаниям, умениям и навыкам тех, на кого направлена ее цель. Модель формирования публикационной компетентности преподавателей вуза мы видим как специально организованный процесс, состоящий из таких взаимосвязанных элементов, как цель, задачи, содержание, средства формирования компетентности, условия ее обеспечения, критерии и показатели, уровни исследуемой компетентности - процесс, получивший отражение в целевом, содержательном, процессуально-деятель-ностном и критериально-оценочном блоках [7].

Учитывая все вышеизложенное, нами разработана модель процесса формирования публикационной компетентности у преподавателей вуза. Она состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: цели, задач, принципов, содержания, организационных форм, методов и средств, широко используемых сегодня высшей педагогической школой, педагогических условий, обеспечивающих достижение результата - высокого уровня сформированности публикационной компетентности (рис.).

Анализ компонентов модели формирования публикационной компетентности позволил выявить следующие основные моменты. Исходным моментом в ней выступает социальный заказ на подготовку педагога, отраженный в государственных принципах политики в области образования и понимаемый как совокупность интересов и потребностей общества к такому специалисту на данном социально-экономическом и политическом этапе развития. Необходимо отметить, что современное отечественное образование характеризуется ориентацией на международные стандарты, признание его в качестве одного из главных национальных приоритетов, ренессанс духовных основ личности в непрерывном образовании, возрастание гуманистических начал и общечеловеческих ценностей, что коренным образом меняет требования к специалисту в области образования: время требует масштабной, яркой, творческой личности, способной быть носителем накопленных культурой ценностей, глубоко владеющей методами

1 Штофф В. А. Моделирование и философия. М.; Л. : Наука, 1966. 302 с.

педагогической науки, искусством профессионального общения, современными педагогическими технологиями. Как отмечает В. И. Горо-вая, поиск требований к современному специалисту в настоящее время осуществляется в нескольких направлениях и находит отражение в разных документах [3].

Следующий компонент моделируемой системы — цель. В самом общем понимании цель есть ожидаемое, желаемое состояние системы, обязательно предполагающее достижение планируемого результата. Как центральный системообразующий компонент модели, цель предполагает формирование публикационной компетентности преподавателей вуза. Кроме того, цель является стержневой педагогической категорией, связывающей воедино все компоненты педагогической системы. Именно с этих позиций были определены общие цели профессиональной подготовки педагога в проектируемой модели — обеспечение необходимого уровня общекультурной, специальной и профессиональной компетентности, профессиональной направленности и мастерства, творческой индивидуальности личности, готовности к осуществлению научной деятельности на международном уровне, в целом — формирование культуры научных публикаций.

В содержании процесса формирования публикационной компетентности нами были выделены три основных его направления: личностное, теоретическое и практическое, которые обеспечиваются взаимосвязью содержания мотиваци-онно-потребностного, когнитивного и деятель-ностного компонентов процесса формирования публикационной компетентности преподавателей вуза. Отдельно отметим, что уровневое оценивание (высокий, низкий, средний) сформи-рованности публикационной компетентности преподавателя высшей школы, согласно модели, предусматривает определение соответствующих критериев, а именно: мотивационно-потреб-ностного (интерес к преподавательской и, в частности, публикационной деятельности, желание заниматься наукой в высшем учебном заведении); когнитивного (владение профессионально значимыми (публикационными) знаниями); дея-тельностного (владение современными публикационными технологиями).

Цель

формирование публикационной компетентности у преподавателей вуза Задачи

- формирование у преподавателей потребности и готовности к самосовершенствованию в области публикационной грамотности;

- вооружение преподавателей знаниями в области продвижения научных публикаций, формирование у них публикационных умений и навыков;

- воспитание профессионально значимых личностных качеств;

- формирование потребности в самообразовании

Принципы

Общедидактические: культуросообразности, сознательной активности и самостоятельности обучающихся, диагностичности Специфические: диалогичности, контекстности, смыслотворчества, субъектности, рефлексивности, добровольности, равноправия, вариативности, профессиональной этики, независимости, конфиденциальности

Содержание Инвариантная часть:

ГОСТы, ФГОСы, профстандарты, нормативно-правовая литература

Вариативная часть:

информационно-образовательная среда (сайт, онлайн-прост-ранство для научной коммуникации), обучающие семинары, информационные и научные статьи, индивидуальное консультирование

Теоретическое направление: Практическое направление: Личностное направление:

формирование системы знаний о публикационном процессе и использование ее в профессиональной деятельности развитие навыков работы с компьютером как средством управления информацией, редактирования, обработки информации осознание сущности и значения современной системы научных публикаций, своей роли в науке

Формы Методы Средства

лекции, информационные и научные статьи, семинары, индивидуальные консультации, образовательное онлайн-пространство(сайт) объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, проблемное изложение, исследовательские, решение ситуационных профессиональных задач, case study мультимедийные издания; компьютер, сайты, дидактические материалы, тестовые задания и другое

Педагогические условия

- направленность педагогического консалтинга [8] на освоение преподавателями этических норм и ценностей академического сообщества, принципов и правил поведения (чтение обучающих лекций, написание научных статей, проведение межвузовского научно-практического семинара с международным участием для главных редакторов и членов редколлегий научных журналов «Международные этические нормы рецензирования и практика научных изданий»);

- комплексное использование консалтинговых форм обучения в процессе формирования публикационной компетентности у преподавателей вуза (индивидуальное консультирование, ведение редакторской колонки в ведущем вузовском журнале «Вестник МарГУ», публикующей основные тенденции в мировой практике редактирования, издания и оценки научных публикаций консультирование по формированию публикационной компетентности, имиджевых мероприятий с целью актуализации, поддержания интереса и вовлеченности большего числа авторов (юбилей журнала, фотоконкурс);

- создание информационной образовательной среды, обеспечивающей взаимодействие субъектов научной деятельности (ведение сайта РНЖ с постоянно обновляющейся полезной информацией, новостной лентой,);

- мониторинг формирования публикационной компетентности у преподавателей вуза

Результат

высокий уровень сформированности публикационной компетентности

Критерии Уровни

мотивационно-потребностный когнитивный деятельностный низкий средний высокий

Модель формирования публикационной компетентности у преподавателей вуза / Model of publication competence formation among university teachers

Непосредственно сам процесс моделирования можно условно разделить на три этапа.

Первый этап включал в себя анализ системы формирования публикационной компетентности педагога в процессе его профессиональной подготовки. Были выполнены следующие действия: вычленение системы из образовательной среды педагогического вуза; представление системы в виде совокупности элементов; последовательное обследование каждого элемента; синтез понятийной модели. Синтез понятийной модели строился на основе анализа и обобщения знаний о системе формирования профессиональных компетентно-стей педагога, который предполагал изучение теоретической и методической литературы по теме, наблюдение реального публикационного процесса в Марийском государственном университете и определении образовательного потенциала в формировании публикационной компетентности, использовании ряда методологических закономерностей, принципов, категорий.

На втором этапе была проведена работа по трансформации понятийной модели в структурную модель. На этом этапе моделирования были определены основные структурные единицы и составные элементы процесса формирования публикационной компетентности, установлено

их иерархическое соотношение, выявлена совокупность связей между элементами системы и характером их взаимодействия.

На третьем этапе проверялось качество модели: был проведен эксперимент по ее апробации, экспертная оценка и корректировка работы, принятие решения о ее использовании в массовой практике.

Таким образом, формирование публикационной компетентности преподавателей вуза является одной из приоритетных задач высшего образования, а предложенная к рассмотрению авторская модель является эффективным инструментом формирования исследуемого феномена. Представленная модель формирования публикационной компетентности преподавателей представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов, каждый из которых направлен на достижение конкретной цели - формирование публикационной компетентности. Эффективность реализации модели зависит от соблюдения определенных педагогических условий и реализации всех этапов процесса формирования публикационной компетентности. Вместе с тем, модель является открытой, постоянно развивающейся системой и при необходимости может быть дополнена новыми компонентами.

Литература

1. Берман Н.Д. Формирование информационной компетентности студентов: монография. Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2016. 184 с.

2. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. № 3 (33). С. 27-40.

3. Коротков С.Г. Рязанцева И.М. Моделирование процесса формирования конструкторско-технологической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. URL: http://www.science-education.ru/101-5361 (дата обращения: 01.04.2020).

4. Крылов Д.А. Модель формирования проектной культуры будущего педагога в условиях современного вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 1. С. 31-35. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23270941_ 16938912.pdf (дата обращения: 10.10.2018).

5. Крылова О.С., Крылов Д.А. Об оформлении списков литературы научного издания в соответствии с ГОСТами (к вопросу о формировании публикационной компетентности педагога) // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 2. С. 176-181. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-2-176-181.

6. Крылова О.С., Крылов Д.А. Работа в редколлегии научного журнала как показатель профессиональной компетентности преподавателя вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 4. С. 44-50. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-44-50.

7. Куртась С.А. Модель формирования оценочной компетентности будущих преподавателей высшей школы // Весшк Мазырскага дзяржаунага педагапчнага ушверсггэта iмя I. П. Шамякша. 2013. № 2 (39). С. 49-54. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=24435405 (дата обращения: 7.03.2020).

8. Лаврентьев С.Ю., Крылов Д.А. Консалтинг в системе профессионального образования: основные направления развития // Актуальные научные исследования в современном мире. 2018. № 11-7 (43). С. 67-70. URL: https://elibrary.ru/ download/elibrary_36587366_95730111.pdf (дата обращения: 27.02.2019).

9. Печеркина А.А., Сыманюк Э.Э., Умникова Е.Л. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика: монография / Уральский гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2011. 233 с.

10. Федорова С.Н., Воронцова Э.М. Формирование информационно-коммуникативной компетентности будущих бакалавров и магистров: монография / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2018. 233 с.

11. Meiju Marika Keinanen, Liisa Kairisto-Mertanen, (2019) "Researching learning environments and students' innovation competences", Education + Training, vol. 61, issue 1, pp. 17-30. DOI: 10.1108/ET-03-2018-0064.

12. Sang G., Valcke M., Braak J.V., Tondeur J. Student teachers' thinking processes and ICT integration: Predictors of prospective teaching behaviors with educational technology. Computers & Education. Vol. 54, Issue 1, January 2010. P. 103-112. DOI: 10.1109/TLT.2015.2434824.

13. Sondervan J., Stigter F. Sustainable open access for scholarly journals in 6 years - the incubator model at Utrecht University Library Open Access Journals. Learned Publishing. 2018. DOI: 10.1002/leap.1151.

Литература

1. Berman N.D. Formirovanie informatsionnoi kompetentnosti studentov: monografiya [Formation of information competence of students: monograph]. Khabarovsk, Pacific National University Publ., 2016, 184 p. (In Russ.).

2. Zeer E.F. Kompetentnostnyi podkhod k obrazovaniyu [Competence approach to education]. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal, 2005, no. 3 (33), pp. 27-40. (In Russ.).

3. Korotkov S.G. Ryazantseva I.M. Modelirovanie protsessa formirovaniya konstruktorsko-tekhnologicheskoi kompetentnosti budushchikh uchitelei tekhnologii i predprinimatel'stva v protsesse professional'noi podgotovki [Simulation of the process of formation design-technological competence of future teachers of technology and businessundertakings in the process of professional training]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education, 2012, no. 1. Available at: http://www.science-education.ru/101-5361 (accessed 10.10.2018). (In Russ.).

4. Krylov D.A. Model' formirovaniya proektnoi kul'tury budushchego pedagoga v usloviyakh sovremennogo vuza [The model of the formation of the future pedagogue of project culture in conditions of modern university]. VestnikMariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2015, no. 1, pp. 31-35. Available at: https://elibrary.ru/download/ elibrary_23270941_16938912.pdf (accessed 10.10.2018). (In Russ.).

5. Krylova O.C., Krylov D.A. Ob oformlenii spiskov literatury nauchnogo izdaniya v sootvetstvii s GOSTami (k voprosu o formirovanii publikatsionnoi kompetentnosti pedagoga) [On the design of reference list of a scientific publication in accordance with state standarts (to the issue of teachers' publication competence formation)]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2019, vol. 13, no. 2, pp. 176-181. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-2-176-181. (In Russ.).

6. Krylova O.C., Krylov D.A. Rabota v redkollegii nauchnogo zhurnala kak pokazatel' professional'noi kompetentnosti prepo-davatelya vuza [Work in the editorial board of a scientific journal as an indicator of the professional competence of a university teacher]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2018, vol. 12, no. 4, pp. 44-50. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-44-50. (In Russ.).

7. Kurtas' S.A. Model' formirovaniya otsenochnoi kompetentnosti budushchikh prepodavatelei vysshei shkoly [Model for the formation of the assessment competence of future teachers of higher education]. VesnikMazyrskaga dzyarzhaynagapedagagichnaga yniversiteta imya I. P. Shamyakina = Vestnik of Mozyr State Pedagogical University named after I.P. Shamyakin, 2013, no. 2(39), pp. 49-54. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=24435405 (accessed 7.03.2020). (In Russ.).

8. Lavrentiev S.Yu., Krylov D.A. Konsalting v sisteme professional'nogo obrazovaniya: osnovnye napravleniya razvitiya [Consulting in the vocational education system: main directions of development]. Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire = Actual scientific research in the modern world, 2018, no. 11-7 (43), pp. 67-70. Available at: https://elibrary.ru/download/ elibrary_36587366_95730111.pdf (accessed 27.02.2019). (In Russ.).

9. Pecherkina A.A., Symanyuk E.E., Umnikova E.L. Razvitie professional'noi kompetentnosti pedagoga: teoriya i praktika: monografiya [Development of teacher's professional competence: theory and practice: monograph]. Ural State Pedagogical University Publ., 2011, 233 p. (In Russ.).

10. Fedorova S.N., Vorontsova E.M. Formirovanie informatsionno-kommunikativnoi kompetentnosti budushchikh bakalavrov i magistrov: monografiya [Formation of information and communication competence of future bachelors and masters: monograph]. Mari State University Publ., Yoshkar-Ola, 2018, 233 p. (In Russ.).

11. Meiju Marika Keinanen, Liisa Kairisto-Mertanen Researching learning environments and students' innovation competences. Education + Training, 2019, vol. 61, issue 1, pp. 17-30. DOI: 10.1108/ET-03-2018-0064. (In Eng.).

12. Sang G., Valcke M., Braak J.V., Tondeur J. Student teachers' thinking processes and ICT integration: Predictors of prospective teaching behaviors with educational technology. Computers & Education, 2010, vol. 54, issue 1, January, pp. 103-112. DOI: 10.1109/TLT.2015.2434824. (In Eng.).

13. Sondervan J., Stigter F. Sustainable open access for scholarly journals in 6 years - the incubator model at Utrecht University Library Open Access Journals. Learned Publishing, 2018. DOI: 10.1002/leap.1151. (In Eng.).

Статья поступила в редакцию 12.05.2020 г.; принята к публикации 30.07.2020 г.

Submitted 12.05.2020; revised 30.07.2020.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

All authors have read and approved the final manuscript.

Об авторах

Крылова Ольга Сергеевна

заведующий редакцией научных журналов, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия, ORCГО ГО: 0000-0003-0396-3403, о-Ьегуы2а@таИ гы

Крышов Дмитрий Александрович

кандидат педагогических наук, доцент, зав. каф. теории и методики технологии и профессионального образования, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия, krilda@mail.ru

Бахтина Евгения Сергеевна

преподаватель иностранных языков, Йошкар-Олинский строительный техникум, магистрант ФОиПО, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия, ]в1е8181@таИг

About the authors Olga S. Krylova

Head of the Editorial Board of Scientific Journals, Man State University, Yoshkar-Ola, Russia, ORCID ID: 0000-0003-0396-3403, o-beryuza@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Dmitry A. Krylov

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Head of the Department of Theory and Methods of Technology and Professional Education, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia, krilda@mail.ru

Evgeniya S. Bakhtina

Teacher of Foreign Languages, Yoshkar-Ola Civil Engineering College, Graduate Student of the Faculty of General and Professional Education, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia, jele8181@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.