совой грамотности расширяет возможности граждан эффективно использовать финансовые услуги. От выпускников общеобразовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что связано и со способностями принимать финансовые решения по обеспечению своей жизнедеятельности, прогнозировать возможные последствия своих действий, а также готовности и умения реализовывать принятые решения. Вступая в экономические отношения, молодой человек должен быть носителем экономической культуры, составляющими основами которой являются экономическое сознание и ответственное экономическое поведение, что обусловливает успешную социализацию индивида в современном обществе.
Однако часть выпускников общеобразовательных учреждений оказывается не вполне готовой к самостоятельному жизнеустройству как в бытовом, так и в социально-экономическом аспекте. Перед выпускниками проблема овладения основами финансовой грамотности и дальнейшего ее совершенствования стоит наиболее остро. Это подтверждают данные, полученные в ходе проведения анкетирования у учащихся 9 - 11 классов города Барнаула по оценке финансовой грамотности. Опираясь на данные, полученные в ходе исследования, нами были сделаны выводы о необходимости ведения целенаправленной работы по формированию навыков финансовой грамотности у учащихся школ. Посредством реализации содержания игры у вожатых сформировались основные компетенции, необходимые для принятия финансовых решений в повседневной жизни и в процессе взаимодействия с финансовыми институтами. Расширилось представление о возможных источниках дохода; они уяснили свои права и обязанности в сфере финансов; к ним пришло понимание значимости получения образования как условия успешной самореализации; сформировалось умение дифференцировать краткосрочные и долгосрочные потребности; появилась возможность определять приоритетные траты и понимать необходимость аккумулировать сбережения для будущих трат; актуализировалось понимание и несение личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами. У вожатых сформировались умения решать практические финансовые задачи: анализировать практическую ситуацию в сфере финансов; ставить цели финансовой деятельности; планировать достижение целей, направленных на решение финансовой проблемы; оценивать альтернативные способы достижения целей. Результатом работы данной площадки стало понимание вожатыми необходимость просвещения детей в вопросах финансовой грамотности в процессе прохождения лагерной смены.
Одним из ключевых событий форума стало проведение конкурса «Лучший вожатский проект» на тему: «Технологии организации досуговой деятельности детей в условиях детского оздоровительного лагеря», в ходе которого педагогические отряды продемонстрировали результаты теоретической и практической подготовки. Цель конкурса: выявление умений проектировать и защищать замысел различных технологий организации досуговой деятельности детей в условиях детского оздоровительного лагеря. Задачи конкурса: развитие умений вожатых грамотно выбирать методы, формы и средства воспитания детей в детском
Библиографический список
оздоровительном лагере; формирование профессиональной компетентности вожатых учреждений отдыха и оздоровления детей и молодежи. Разработанные вожатские проекты демонстрировали актуальность (соотнесение со спецификой смены, территории, на которой будет реализован проект и возрастных особенностей детей); целостность (логическая завершенность запланированных совместных действий детей и взрослых, обеспечивающая возможность получения в итоге значимого проектного результата разработанной технологии); прогностичность (наличие конкретных указаний на перспективы развития личности ребенка); оригинальность (нестандартность замысла, содержания, форм, методов, технологий организации досуговой деятельности детей).
Интересным стал конкурс «Лучший боец студенческого педагогического отряда Сибирского федерального округа». Основной целью конкурса являлось совершенствование знаний и умений бойцов об организации воспитательного процесса, развитие профессиональных компетенций и положительного имиджа вожатого. Задачи конкурса: формирование у бойцов педагогических отрядов мотивации к профессионально-педагогической деятельности; выявление психолого-педагогического потенциала вожатых. Претенденты на звание лучшего бойца прошли два конкурсных испытания: создавали эссе на тему «Моя вожатская практика» с целью выявления уровня сформированности коммуникативной компетентности, способности конкурсантов моделировать собственное рассуждение в контексте заданной темы. Эссе вожатых демонстрировало соответствие содержания теме конкурса; художественность и грамотность литературного текста; творческий подход и оригинальный стиль изложения; четко выраженную авторскую позицию; образность, эмоциональность подачи материала; аргументацию собственной позиции с опорой на документальные источники. Вторым конкурсным испытанием стало педагогическое красноречие. Цель конкурса: выявление уровня ораторского мастерства вожатого, умения выступать перед аудиторией. Участнику предлагалось раскрыть смысл цитаты одного из известных педагогов и продемонстрировать понимание смысла цитаты; выразительность и культуру речи; отражение собственной позиции к содержанию цитаты; простоту и оригинальность суждений.
Подведение итогов работы IV форума студенческих педагогических отрядов прошло в рамках проведения круглого стола «Актуальные проблемы деятельности педагогических отрядов», где были определены механизмы экстраполяции опыта работы студенческих педагогических отрядов на территории Сибирского федерального округа.
Таким образом, организуемые тренинги личностного и профессионального роста, педагогические мастерские, мастер-классы, дискуссионные площадки, динамические паузы с элементами обучения искусству современных танцев, работа бойцов во временных творческих коллективах, лектории позволили участникам форума приобрести новые психолого-педагогические, методические знания и умения; повысить профессионально-педагогический уровень подготовки к вожатской деятельности; обменяться опытом отрядной деятельности, показать лучшие практики воспитательной деятельности вожатого.
1. Стратегии инновационного развития России до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р.
2. Гуськова Е.А. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи школьного возраста. Молодой ученый. 2014; № 20: 572 - 574. Available at: https://moluch.ru/ archive/79/13730/
3. Левицкая Л.В., Смирнова М.В., Сафронова Е.П. Психологическая оценка склонности воспитанников специализированных учреждений г Владимира к отклоняющемуся поведению в подростковом возрасте. Молодой ученый. 2016; № 1: 726 - 728. Available at: https://moluch.ru/archive/105/24116/
References
1. Strategii innovacionnogo razvitiya Rossii do 2020 goda. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 08.12.2011 № 2227-r.
2. Gus'kova E.A. Problemy duhovno-nravstvennogo vospitaniya molodezhi shkol'nogo vozrasta. Molodoj uchenyj. 2014; № 20: 572 - 574. Available at: https://moluch.ru/ archive/79/13730/
3. Levickaya L.V., Smirnova M.V., Safronova E.P. Psihologicheskaya ocenka sklonnosti vospitannikov specializirovannyh uchrezhdenij g. Vladimira k otklonyayuschemusya povedeniyu v podrostkovom vozraste. Molodoj uchenyj. 2016; № 1: 726 - 728. Available at: https://moluch.ru/archive/105/24116/
Статья поступила в редакцию 28.11.19
УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10088
Kosheva D.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: tews@altspu.ru
CREATING PEDAGOGICAL ACTIVITIES TO INCREASE MATHEMATICAL LITERACY OF STUDENTS OF PHYSICAL AND MATHEMATICAL PROFILES OF THE DEPARTMENT. The article describes pedagogical activities for the shaping the level of mathematical literacy of junior students of pedagogical and engineering profiles: 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles): mathematics and computer science, physics and computer science, mathematics and physics; 03.01.04 Applied Mathematics; 03.09.03 Applied Informatics. In accordance with theoretical and practical research, the approach to building informational and pedagogical model of activity of a department (a structural unit of a university) includes the substantive components of subject modules: mathematics, physics, computer science, will be highlighted. The study of each module is based on a practical-task approach taking into account the shaping of knowledge, skills and abilities according to the training profile (according to the curriculum).
Key words: pedagogical design of educational process, mathematical literacy, mathematics, physics, computer science.
Д.П. Кошева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул,
Е-mail: tews@altspu.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФАКУЛЬТЕТА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРОФИЛЕЙ
В статье представлено описание педагогической деятельности по формированию уровня математической грамотности студентов младших курсов педагогических и инженерных профилей: 44.03.05 - «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки: математика и информатика, физика и информатика, математика и физика)»; 01.03.04 - «Прикладная математика»; 09.03.03 - «Прикладная информатика». На основании теоретического и практического исследования выделятся подход к построению информационно-педагогической модели деятельности структурного подразделения вуза -факультета, который включает содержательные компоненты предметных модулей: математика, физика, информатика. Изучение каждого модуля выстроено на практико-задачном подходе с учетом формирования знаний, умений и навыков по профилю подготовки (по учебному плану).
Ключевые слова: педагогическое проектирование образовательного процесса, математическая грамотность, математика, физика, информатика.
Формирование математической грамотности студентов является приоритетной задачей высших учебных заведений, имеющих в своем арсенале соответствующие профили подготовки, так как результаты данного процесса обеспечивают продуктивный результат в подготовке квалифицированных кадров, и это необходимо, прежде всего, в области инженерных и точных наук. В данном исследовании представлена информационно-педагогическая модель педагогической деятельности структурного подразделения, связанная с организационными и содержательными составляющими математической подготовки студентов младших курсов. Формирование компонентов математической грамотности студентов разных профилей подготовки опирается на утвержденную (2016 год) в институте физико-математического образования АлтГПУ внутривузовскую концепцию развития математического образования, конкретизирующую положения федерального нормативного документа [1] и учитывающую специфические факторы региональной составляющей [2].
Педагогическая система является основой данного исследования, поэтому необходимо раскрыть сущностные характеристики и составные элементы этой системы. В настоящем исследовании мы опираемся на определение В.А. Сла-стенина, который под педагогической системой понимает множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе [3, с. 84].
Структура педагогической системы представляет взаимосвязанную совокупность инвариантных элементов: цели воспитания; учащиеся; преподаватели; содержание воспитания; организационные формы педагогической деятельности; дидактические процессы или способы осуществления педагогического процесса [4, с. 30]. Рассматривая педагогическую систему высшего учебного заведения в целом, а также ее элементы, необходимо отразить иерархию целей в педагогической системе (рис. 1). Опираясь на исследуемую нами проблему, будем рассматривать «основание» в пирамиде иерархии целей - определяющую кафедральную и факультетскую структуры вуза.
Рис. 1. Иерархия целей в педагогической системе вуза
Вопросам моделирования педагогических систем посвящены работы В.В. Давыдова [5], Б.Я. Советова [6], В.А. Штоффа [7;8] и ряда других ученых. В настоящем исследовании будем опираться на понятие модели, относящееся к области человеческого познания, методов, средств и форм отражения человеком внешнего мира. Исследуемое понятие наиболее точно определено В.А. Штоф-фом: «Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте» [8, с. 19].
Любая модель должна быть наглядной и соответствовать следующим положениям:
1. Модель представляет собой средство научного познания.
2. Модель всегда выступает как представитель оригинала, который в каком-либо отношении удобен для изучения, и может перенести полученные при этом знания на исходный объект.
3. Модель является системой, которая характеризуется существующими структурными свойствами и определенными отношениями.
4. Модель охватывает только те свойства прототипа, которые существенны в данной ситуации и которые являются объектом исследования.
Моделирование является наиболее адекватным современным требованиям к системе образования методом включения компьютерных технологий и компьютерного инструментария в обучение, обеспечивающим активный вид учебной деятельности. Преимущества учебного компьютерного моделирования связаны с преодолением формальности усвоения знаний, развитием исследовательских и конструкторских навыков, интеллектуальных способностей студентов. Использование компьютерного моделирования в учебном процессе, где предусмотрены исследование явлений на основе готовых моделей, построение моделей самими студентами, позволяет повысить интенсивность обучения.
В основе моделирования лежат информационные процессы, поскольку само создание модели базируется на информации о реальном объекте. В процессе реализации модели формируется информация о данном объекте, одновременно в процессе эксперимента с моделью вводится управляющая информация, существенное место занимает обработка полученных результатов, то есть информация лежит в основе всего процесса моделирования. «Информационно-педагогическая модель педагогической системы - это совокупность представления фоновой и педагогической информации о состоянии, функционировании и развитии объекта педагогической системы и его подсистем, организованная в соответствии с педагогическими принципами и взятая в их взаимосвязи» [9, с. 23].
Анализ процесса моделирования с позиции системного подхода [10], [11] широко используется в научно-педагогической литературе, предполагает последовательный переход от общего к частному, когда в основе рассмотрения лежит цель, причем исследуемый объект выделяется из окружающей среды. Цель применения системного анализа к конкретной проблеме состоит в том, чтобы, применяя системный анализ и, если это возможно, строгие математические методы, повысить обоснованность принимаемого решения в условиях анализа большого количества информации о системе и множества возможных потенциальных решений [12]. Системный подход позволяет решить проблему построения сложной системы с учетом всех факторов и возможностей, пропорциональных их значимости, на всех этапах исследования системы и построения модели. Независимо от типа используемой модели при ее построении необходимо руководствоваться рядом
принципов системного подхода: пропорционально-последовательное продвижение по этапам и направлениям создания модели; согласование информационных, ресурсных, надежностных и других характеристик; правильное соотношение отдельных уровней иерархии в системе моделирования; целостность отдельных обособленных стадий построения моделей.
При проектировании информационно-педагогической модели подсистемы соблюдается следующая структура процесса моделирования, которая включает несколько этапов [11, с. 53 - 67]:
1. Постановка задачи.
2. Создание модели.
3. Исследование модели.
4. Перенос знания.
Задача нашего исследования - разработать информационно-педагогическую модель структурного подразделения, обеспечивающую повышение уровня математической грамотности студентов на основе содержания учебных планов (соответствующих профилей подготовки), возможностей современных компьютерных технологий и учебных лабораторий. Практическая направленность описанной модели реализована в педагогической деятельности института физико-математического образования вуза, которая состоит в подготовке специалистов педагогических и инженерных профилей: 44.03.05 - «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки: математика и информатика, физика и информатика, математика и физика)»; 01.03.04 - «Прикладная математика»; 09.03.03 - «Прикладная информатика».
Важными показателями для факультета любого вуза являются такие как качество знаний (в нашем исследовании, математическая грамотность), сохранность контингента студентов, трудоустройство и др. В данной работе нас интересуют именно два первых показателя, которые, на наш взгляд, являются, в том числе, следствием сформированности у студентов элементов математической грамотности.
При поступлении в вуз абитуриент демонстрирует в основном количественный показатель ГИА форме ЕГЭ, который не позволяет определить уровень математической грамотности будущего студента [13]. В ходе проведения наблюдения за качественными и количественными достижениями студентами (результаты промежуточных аттестаций в середине семестра и результаты достижений в период сессий) в процессе обучения на младших курсах (1 - 2 курсы) можно наблюдать существенно различный уровень готовности студентов к овладению дисциплинами физико-математического цикла. Таким образом, определяется проблемная составляющая в подготовке специалистов на высоком уровне с учетом применения современного компьютерного и лабораторного инструментария.
При изучении возможных путей решения выделенной проблемной ситуации в институте физико-математического образования реализован подход по внедрению процесса формирования элементов математической грамотности через предметные модули физико-математического цикла. Подготовка модулей выполнена с учетом построения информационно-педагогической модели структурного подразделения вуза и современных требований к организации учебного процесса. Реализация модулей осуществляется на первом курсе в 1 и 2 семестрах учебного года с учетом равномерности распределения времени во второй половине учебного дня. Каждый модуль рассчитан на 20 академических часов. Студенты 1 курса в сентябре учебного года проходили предметные входные тестирования, которые определили рейтинг каждого студента и тем самым выделили группы для обучения (10 - 15% студентов с высокими показателями имели право выбора для изучения разделов по каждому модулю). Приведем содержательную характеристику, которая определена на каждый из профилей подготовки студентов, при этом учитывается и дальнейшее освоение студентами профильных дисциплин.
Модуль «Информатика» (профили: прикладная информатика, прикладная математика) включает разделы:
1. Информация и информационные процессы.
2. Алгоритм и его свойства.
3. Системы счисления.
4. Основы машинной арифметики с двоичными числами.
5. Данные и их кодирование.
6. Информационные системы. Классификация информационных систем..
7. Информационные технологии.
8. Программные продукты и их основные характеристики.
9. Инструментарий технологии программирования.
10. Архитектура аппаратных и программных средств 1ВМ-совместимых технологий.
Модуль «Математика» (профили: прикладная информатика, прикладная математика) включает разделы:
1. Тригонометрические функции и их свойства.
2. Преобразование тригонометрических выражений.
3. Тригонометрические уравнения и методы их решения.
4. Функции и их свойства.
5. Производная.
6. Исследование функций с помощью производной.
7. Геометрия.
Модуль «Физика» (профили: прикладная информатика, прикладная математика) включает разделы:
1. Электростатика.
2. Постоянный электрический ток.
3. Магнитное поле.
4. Электромагнитная индукция.
5. Электромагнитные колебания.
6. Законы отражения и преломления.
7. Квантовая физика.
Модуль «Информатика» (профили: математика и информатика, физика и информатика, математика и физика) включает разделы:
1. Измерение количества информации. Подсчёт промежуточного количества информации.
2. Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.
3. Арифметические операции в различных системах счисления.
4. Уравнения и различные системы счисления.
5. Представление целых чисел в ЭВМ.
6. Представление вещественных чисел в ЭВМ.
7. Логические уравнения. Системы логических уравнений.
8. Логический элемент компьютера.
Модуль «Математика» (профили: математика и информатика, физика и информатика, математика и физика) включает разделы:
1. Тригонометрические функции числового (углового) аргумента.
2. Решение простейших тригонометрических уравнений и неравенств.
3. Методы решения тригонометрических уравнений.
4. Решение рациональных неравенств методом интервалов, комбинированными методами.
5. Элементарные функции и их свойства и графики.
6. Построение графиков элементарных функций с помощью геометрических преобразований.
7. Смыслы производной. Формулы производных элементарных функций. Правила вычисления. Сложная функция.
8. Применение производной для построения графиков.
9. Применение производной для нахождения наименьших (наибольших) значений функции на отрезке.
Модуль «Физика» (профили: математика и информатика, физика и информатика, математика и физика) включает разделы:
1. Кинематика.
2. Движение тела под действием силы тяжести по вертикали.
3. Движение тела, брошенного горизонтально и брошенного под углом к горизонту.
4. Движение тела под действием нескольких сил.
5. Законы сохранения (закон сохранения импульса, реактивное движение).
6. Законы сохранения (закон сохранения энергии).
7. Законы сохранения (закон сохранения энергии).
8. Механические колебания и волны.
Изучение каждого модуля выстроено на практико-задачном подходе с учетом формирования знаний, умений и навыков по учебным планам соответствующего направления каждого профиля. По завершении изучения каждого модуля проводится итоговое тестирование, которое позволяет осуществлять анализ не только в отдельности по изученному материалу, но и в комплексе с результатами
Таблица 1
Анализ сохранности контингента
Профиль подготовки 2016 год/% сохранности 2017 год/% сохранности 2018 год/% сохранности 2019 год/% сохранности
контингента контингента контингента контингента
Прикладная математика 95% 95% 100% 100%
Прикладная информатика 88% 95% 100% 100%
Математика и информатика 88% 100% 100% 100%
Физика и информатика 91% 100% 100% 100%
Математика и физика нет набора 100% 100% 100%
промежуточной аттестации студентов (получаем количественные показатели). Анализ промежуточных результатов сохранности контингента на 1 октября каждого 2 курса (на основании приказов деканата) представлен в табл. 1. При этом в столбце 2 (2016 год/ процент сохранности контингента) приводятся данные по контингенту студентов, которые не проходили процесса формирования математической грамотности с учетом предложенных модулей, т.е. данные указаны для сравнительного анализа.
Библиографический список
Проведенное теоретическое исследование и экспериментальный анализ педагогической деятельности позволили актуализировать проблему необходимости включения модулей по формированию математической грамотности студентов в информационно-педагогическую модель деятельности кафедры и факультета вуза; в соответствии с целью исследования и полученными выводами, нами сформулированы компоненты содержательной составляющей по формированию математической грамотности студентов педагогических и инженерных профилей.
1. О концепции развития математического образования в РФ. Распоряжение Правительства России № 2506-р. Министерство образования и науки РФ. 24 декабря 2013 года.
2. Брейтигам Э.К., Кисельников И.В., Кошева Д.П. Реализация концепции развития математического образования в Алтайском государственном педагогическом университете. Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2016; № 3 (28): 93 - 95.
3. Сластенин В.А. Педагогика. Москва: Школа-Пресс, 1998.
4. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Воронежский университет, 1977.
5. Давыдов В.В. Виды общения в обучении. Москва: Просвещение, 1972.
6. Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем. Москва: Высшая школа, 1998.
7. Штофф В.А. Введение в методологию научного познания. Ленинград, 1972.
8. Штофф В.А. Моделирование и философия. Москва - Ленинград: Наука, 1966.
9. Тевс Д.П. Информационно-педагогическая модель деятельности кафедры педагогического вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Барнаул, 2000.
10. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. Москва: Наука, 1973.
11. Глинский Б.А., Грязнов Б.С., Дынин Б.С., Никитин Е.П. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ). Москва: Высшая школа, 1965.
12. Каракозов С.Д., Тевс Д.П. Информатизация высшего образования в России. Мир науки, культуры, образования. 2010; № 3 (22): 202 - 204.
13. Бронникова Л.М. Методические особенности развития критического мышления студентов. ЦИТИСЭ; 2019: № 2 (19): 50.
References
1. O koncepcii razvitiya matematicheskogo obrazovaniya v RF. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossii № 2506-r. Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF. 24 dekabrya 2013 goda.
2. Brejtigam 'E.K., Kisel'nikov I.V., Kosheva D.P. Realizaciya koncepcii razvitiya matematicheskogo obrazovaniya v Altajskom gosudarstvennom pedagogicheskom universitete. VestnikAltajskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016; № 3 (28): 93 - 95.
3. Slastenin V.A. Pedagogika. Moskva: Shkola-Press, 1998.
4. Bespal'ko V.P. Osnovy teoriipedagogicheskih sistem. Voronezh: Voronezhskij universitet, 1977.
5. Davydov V.V. Vidy obscheniya v obuchenii. Moskva: Prosveschenie, 1972.
6. Sovetov B.Ya., Yakovlev S.A. Modelirovanie sistem. Moskva: Vysshaya shkola, 1998.
7. Shtoff V.A. Vvedenie v metodologiyu nauchnogo poznaniya. Leningrad, 1972.
8. Shtoff V.A. Modelirovanie i filosofiya. Moskva - Leningrad: Nauka, 1966.
9. Tevs D.P. Informacionno-pedagogicheskaya model'deyatel'nostikafedrypedagogicheskogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2000.
10. Blauberg I.V., Yudin 'E.G. Stanovlenieisuschnost'sistemnogopodhoda. Moskva: Nauka, 1973.
11. Glinskij B.A., Gryaznov B.S., Dynin B.S., Nikitin E.P. Modelirovanie kak metod nauchnogo issledovaniya (gnoseologicheskij analiz). Moskva: Vysshaya shkola, 1965.
12. Karakozov S.D., Tevs D.P. Informatizaciya vysshego obrazovaniya v Rossii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; № 3 (22): 202 - 204.
13. Bronnikova L.M. Metodicheskie osobennosti razvitiya kriticheskogo myshleniya studentov. CITIS'E; 2019: № 2 (19): 50.
Статья поступила в редакцию 19.11.19
УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10089
Shapovalov A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Physics and Methods of Teaching Physics, Altai State Pedagogical University
(Barnaul, Russia), E-mail: shap_a_a@mail.ru
CONSTRUCTIVIST APPROACH TO PROFESSIONAL TO TRAINING OF THE TEACHER IN CONDITIONS OF EDUCATION DIGITALIZATION. The article at the level of statement of a problem points at possibilities of use of the ideas of philosophy of constructivism for development of approach to vocational training of the teacher ready to work at school of new type. It is noted that carrying out the given work in the conditions of digitalization of the educational environment has to promote the solution of the designated problem at the high technological level and distinguish it from earlier carried out in the designated direction of researches. Constructivist approach to vocational training of the teacher is considered as dominating among other approaches. Through its prism the main competences of the teacher refract, and process of mastering the future or already practicing teacher the theory and technology of pedagogical designing allows to solve at the same time a big range of problems of its vocational training.
Key words: constructivism, pedagogical designing, digital educational environment, vocational training of the teacher, psychodidactics.
А.А. Шаповалов, д-р пед. наук, проф., ФБГОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул,
E-mail: shap_a_a@mail.ru
КОНСТРУКТИВИСТСКИЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье на уровне постановки проблемы показываются возможности использования идей философии конструктивизма для разработки подхода к профессиональной подготовке учителя, готового работать в школе нового типа. Отмечается, что проведение данной работы в условиях цифровизации образовательной среды должно способствовать решению обозначенной проблемы на высоком технологическом уровне и отличать её от ранее выполнявшихся в обозначенном направлении исследований. Конструктивистский подход к профессиональной подготовке учителя рассматривается как доминирующий в ряду других подходов. Через его призму преломляются основные компетенции учителя, а процесс овладения будущим или уже практикующим учителем теорией и технологией педагогического конструирования позволяет одновременно решать большой спектр проблем его профессиональной подготовки.
Ключевые слова: конструктивизм, педагогическое конструирование, цифровая образовательная среда, профессиональная подготовка учителя, психодидактика.
Прежде чем перейти к основной идее, представляемой в данной статье, определимся с используемым в ней и являющимся центральным понятием конструктивизма. Его дефиниция апеллирует к философскому течению, связываемому с именами Д. Дьюи, Ж. Пиаже, Д. Брунера, Л.С. Выготского. Статья не предполагает ретроспективного анализа их трудов в обозначенном направлении, поэтому ограничимся ссылками на известные фамилии. Отметим лишь, что дан-
ное понятие отражает подходы, в которых познание воспринимается человеком не как отражение, а как его активное построение модели окружающего мира, и что основой конструктивизма в философии считается любая познавательная деятельность, являющаяся созданием некой конструкции. Применительно к педагогике высшей школы конструктивизм отражает тенденцию школы к подготовке специалистов, обладающих умениями гибкой адаптации в меняющихся жизнен-