Научная статья на тему 'Конструктивно-вычислительный практикум на факультете математики, физики и информатики'

Конструктивно-вычислительный практикум на факультете математики, физики и информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / КОНСТРУКТИВНО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ПРАКТИКУМ / PEDAGOGICAL EDUCATION / TEACHING PRACTICE / PRACTICAL COMPUTER-ORIENTED WORKSHOP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барова Евгения Анатольевна, Кечина Ольга Михайловна, Кучма Любовь Вадимовна

В связи с переходом на двухуровневую систему образования немаловажную роль играет учебная практика. На факультете математики, физики и информатики ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» учебная практика для студентов, обучающихся по направлению Педагогическое образование профилей «Математика» и «Информатика» представляет собой конструктивно-вычислительный практикум.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барова Евгения Анатольевна, Кечина Ольга Михайловна, Кучма Любовь Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL COMPUTER-ORIENTED WORKSHOP AT THE DEPARTMENT OF MATHEMATICS, PHYSICS AND COMPUTER SCIENCE

The important role belongs to the teaching practice within the new tow-tier system of education. Teaching practice for students of the department «Mathematics» and «Informatics» at the department of mathematics, physics and computer science in Samara State Academy of Social Sciences and Humanities is considered as a practical computer-oriented workshop.

Текст научной работы на тему «Конструктивно-вычислительный практикум на факультете математики, физики и информатики»

В.Н. Аниськин, Е.В. Замара

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ..

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF COMPETENCE OF INFORMATION SERVICE MANAGERS OF TOURISM IN THE SECONDARY EDUCATION

© 2013

V.N. Aniskin, candidate of pedagogical sciences, associate professor, dean of the faculty of mathematics, physics and computer science, professor of department of «Information and communication technologies in education» Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

E.V. Zamara, a teacher of information technology service Samara State College of Technology and Design, graduate student of department of «Information and communication technologies in education and social» Samara State College service technology and design, Samara (Russia)

Annotation: In the article the basic organizational and pedagogical conditions of formation of information competence of future service managers of tourist services in secondary vocational education. Justified by the impact of these conditions on the formation of information competence of graduates of colleges of service technologies and the need to comply with them.

Keywords: system of vocational education, organizational and pedagogical conditions, information competence, service manager of tourism services.

УДК 372.851

КОНСТРУКТИВНО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ПРАКТИКУМ НА ФАКУЛЬТЕТЕ МАТЕМАТИКИ, ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ

©2013

Е.А. Барова, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Математика и методика обучения»

О.М. Кечина, кандидат физико-математических наук, старший преподаватель кафедры

«Математика и методика обучения»

Л.В. Кучма, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Математика и методика обучения» Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: В связи с переходом на двухуровневую систему образования немаловажную роль играет учебная практика. На факультете математики, физики и информатики ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» учебная практика для студентов, обучающихся по направлению Педагогическое образование профилей «Математика» и «Информатика», представляет собой конструктивно-вычислительный практикум.

Ключевые слова: педагогическое образование, учебная практика, конструктивно-вычислительный практикум.

Одной из наиболее часто обсуждаемых проблем в российском обществе является модернизация системы образования в целом и высшего профессионального образования в частности. В числе основных задач, сформулированных в Болонской декларации 1999 года, которую Россия подписала в 2003 году, направленных на единение Европы в области образования, содержатся переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат - магистратура) и введение оценки трудоёмкости в терминах зачётных единиц.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») от 17 января 2011 г. № 46 [1] основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов и разделов. К циклам относятся: гуманитарный, социальный и экономический цикл, математический и естественнонаучный цикл, профессиональный цикл; к разделам: физическая культура, учебная и производственная практики, итоговая и государственная аттестация.

Согласно требованию 7.15 к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата ФГОС ВПО [1], раздел ООП «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

После внедрения в ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» двухуровневой системы высшего профессионального образования немаловажную роль в процессе обучения студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование по профилям «Математика» и «Информатика», стала играть учебная практика, представляющая собой на факультете математики, физики и информатики конструктивно-вычислительный практикум.

___Целью учебной практики является углубление и за-

крепление полученных теоретических знаний и практических навыков в области математики. Практика предполагает подготовку студентов к решению следующих задач в области педагогической деятельности:

- анализ и систематизация теоретических знаний по некоторым разделам дисциплин «Математический анализ» и «Геометрия», а именно: введение в анализ, дифференциальное и интегральное исчисления, вводный курс геометрии, аналитическая геометрия;

- приобретение практических умений и навыков при решении задач по вышеперечисленным разделам;

- приобретение практического опыта работы в команде;

- подготовка студентов к последующему осознанному изучению профессиональных, в том числе профильных, ‘дисциплин.

Конструктивно-вычислительный практикум относится к разделу «Учебная и производственная практика» ООП. Учебная практика организуется и проводится на базе аудиторного фонда факультета математики, физики и информатики Поволжской государственной социально-гуманитарной академии под руководством ведущих преподавателей кафедры математики и методики обучения.

Сроки проведения учебной практики в соответствии с графиком учебного процесса 40-41 учебные недели второго и четвертого семестров.

Учебная практика опирается на результаты формирования следующих компетенций:

- способность применять основной аппарат фундаментальных и прикладных математических теорий к решению разнообразных теоретических и практических задач (СКМ-4);

- способность применить метод математического моделирования к решению прикладной задачи (СКМ-5).

Для прохождения практики студент должен

знать:

- теорию пределов, основные понятия и теоремы дифференциального и интегрального исчислений;

- суть метода координат, основные формулы и теоре-

мы аналитической геометрии, канонические уравнения кривых и поверхностей второго порядка, классификацию линий и поверхностей второго порядка;

- основы теории построения на плоскости и в пространстве;

уметь:

-вычислять приближенные значения функций, вычислять пределы последовательностей и функций, находить производные функций одного переменного, исследовать функции одного переменного, использовать математические таблицы, строить графики функций по проведенным исследованиям, уметь вычислять определенные и несобственные интегралы;

- составлять уравнения прямой на плоскости, прямой и плоскости в пространстве, приводить уравнения линий второго порядка к каноническому виду и строить их по каноническим уравнениям;

- использовать чертежные инструменты при решении задач;

владеть:

- методикой применения производной к исследованию функций;

- аналитическими методами решения геометрических задач;

-методами изображения плоских и пространственных фигур.

Процесс прохождения данной учебной практики направлен на формирование следующих специальных компетенций:

- способность применить основной аппарат фундаментальных и прикладных математических теории к решению разнообразных теоретических и практических задач (СКМ-4);

- способность применить метод математического моделирования к решению прикладной задачи (СКМ-5).

В результате освоения компетенции СКМ-4 обучающийся

- знает: основные понятия и теоремы математического анализа и геометрии; области применения методов математического анализа и геометрии;

- умеет: выбирать целесообразный метод решения задач; использовать определения, проводить исследования, связанные с основными понятиями; применять некоторые методы математического анализа и геометрии к доказательству теорем и решению задач;

- владеет: основными методами решения задач; основными методами доказательства и опровержения математических утверждений.

В результате освоения компетенции СКМ-5 обучающийся

- знает: основные методы математического моделирования прикладных задач, используя основные понятия и теоремы математического анализа и геометрии;

- умеет: построить математическую модель физических и геометрических задач и проанализировать полученные результаты;

- владеет: некоторыми способами построения математической модели прикладной задачи.

Содержание учебной практики во втором семестре состоит из модулей, приведенных в таблице 1.

Методические рекомендации для преподавателей

На первом занятии по практике необходимо ознакомить студентов с порядком её прохождения, довести до студентов требования кафедры, ответить на возникшие у них вопросы.

При подготовке к каждому аудиторному занятию необходимо продумать план его проведения, содержание вступительной, основной и заключительной части занятия, ознакомиться с новинками учебной и методической литературы, публикациями периодической печати по теме занятия, определить средства материально-технического обеспечения занятия и порядок их использования.

В ходе занятия преподаватель должен назвать тему,

учебные вопросы, ознакомить студентов с перечнем основной и дополнительной литературы по теме занятия. Желательно дать студентам краткую аннотацию основных первоисточников.

Таблица 1

№ п/п Раздел, тема Виды учебной работы, трудоемкость (в часах)

Всего Самост. работа Аудит. занятия

Модуль 1 54 28 26

1 Вычисление значений функции с заданной точностью 8 4 4

2 Исследование сложной функции 14 8 6

3 Исследование сложной периодической функции 16 8 8

4 Исследование функции, заданной параметрически 16 8 8

Модуль 2 54 26 28

1 Кривые второго порядка 26 14 12

2 Поверхности второго порядка 28 12 16

Содержание учебной практики в четвертом семестре состоит из модулей, приведенных в таблице 2.

Таблица 2

Виды трулс учебной ] емкость (г т от б а

№ п/п Раздел, тема Всего Само- стоят. работа Ауди- торные занятия

Модуль 1 54 28 26

1 Применение интегрального исчисления к решению геометрических задач 26 14 12

2 Применение интегрального исчисления к решению физических задач 28 14 14

Модуль 2 54 26 28

1 Задачи на построение на плоскости 26 14 12

2 Решение позиционных задач на проекционном чертеже 28 12 16

В ходе занятия преподаватель должен назвать тему,

учебные вопросы, ознакомить студентов с перечнем основной и дополнительной литературы по теме занятия. Желательно дать студентам краткую аннотацию основных первоисточников.

По ходу изложения материала следует задавать вопросы студентам, что способствует активизации их мыслительной деятельности, повышению их внимания и интереса к материалу занятия, его содержанию.

Методические рекомендации для студентов

Приступая к учебной практике, необходимо ознакомиться с учебной программой практики, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке ПГСГА, рекомендованной преподавателем, завести новую тетрадь для выполнения практических заданий.

В ходе занятий студенту требуется вести конспект учебного материала, обращать внимание на практические рекомендации преподавателя. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых можно делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие прослушанный материал, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений.

В ходе подготовки к занятиям студентам необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополни-

тельной литературой, учитывая при этом рекомендации преподавателя и требования учебной программы практики, получить на кафедре методические разработки по дисциплине. В ходе учебной практики студенты должны выполнить индивидуальные задания, выдаваемые преподавателем по каждому модулю.

Реализация практико-ориентированного обучения в педагогическом вузе заставляет шире взглянуть на роль практики в обучении и использовать ее следующие характеристики:

1. Практика сама по себе может быть источником познания, когда она предоставляет факты.

2. Практика может выступать предметом познания при комплексном подходе к анализу фактов, требующих

предметного знания.

3. Практика способна быть средством познания, когда становится «критерием истины» [2].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») от 17 января 2011 г. № 4б.

2. Азарова Л.Н. Вопросы содержания и организации педагогической практики в условиях бакалавриата.\ Теория и практика общественного развития. № 12. М.: Издательский дом «ХОРс», 2012. С. 211-216.

©2013

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PRACTICAL COMPUTER-ORIENTED WORKSHOP AT THE DEPARTMENT OF MATHEMATICS, PHYSICS AND COMPUTER SCIENCE

E.A. Barova, candidate of physical and mathematical science, associate professor of the department «Mathematics and methods of its teaching»

O.M. Kechina, candidate of physical and mathematical science, senior teacher of the department «Mathematics and methods of its teaching»

L.V. Kuchma, candidate of physical and mathematical science, associate professor of the department «Mathematics and methods of its teaching»

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: The important role belongs to the teaching practice within the new tow-tier system of education. Teaching practice for students of the department «Mathematics» and «Informatics» at the department of mathematics, physics and computer science in Samara State Academy of Social Sciences and Humanities is considered as a practical computer-oriented workshop.

Keywords: pedagogical education, teaching practice, practical computer-oriented workshop.

УДК 373.3

ЭТИКЕТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ

©2013

Г.Ю.Бурдина, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Русский язык, литература, художественно-эстетические дисциплины и методика их преподавания»

Е.С. Панкова, студентка 5 курса специальности «Педагогика и методика

начального образования»

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: В статье предлагается решение задачи развития межличностных отношений младших школьников средствами этикета. Его средства - виды, разновидности, формы, формулы, игры, ситуативные упражнения и др.

- представлены в виде авторского комплекса факультативных занятий для работы с учащимися 4-х классов по развитию их стремления к общению, позитивного отношения к сверстникам, умения выражать свои мысли в процессе межличностного общения; слушать собеседника; работать в группе.

Ключевые слова: межличностные отношения, воспитание, младшие школьники, этикет, структура этикета, факультатив.

В современном обществе для успешной жизни любому человеку необходимо соблюдение общепринятых правил поведения. Вместе с тем, в настоящее время наблюдается общее падение нравственности, в том числе среди подрастающего поколения. Культурно-этическое воспитание представляет собой процесс развития межличностных отношений, которые необходимо развивать с детства. Вот почему важное значение, по-прежнему, имеет постановка и решение проблемы развития межличностных отношений детей в начальной школе. На протяжении младшего школьного возраста у учащихся начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Именно в это время развиваются так называемые элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (ответственность за поступки, взаимопомощь, коллективизм, товарищество и др.), влияние коллективного мнения на формирование собственного мировоззрения. В этом возрасте особое внимание дети уделяют нравственной стороне своего поведения, так как им свойственно желание получить положительную оценку окружающих, поэтому этот период является сензитивным для усвоения правил культурного общения. В связи с тем, что у ребенка в на-

чальной школе еще небогатый личный опыт общения, то представляется целесообразным использовать этикет как средство развития межличностных отношений.

Проблемой развития межличностных отношений младших школьников занимались: В.Н. Дружинин, Е.П. Ильин, О.Н. Истратов, Я.Л. Коломенский, В.Г. Крысько, А.А. Реан и некоторые другие исследователи. Сущность и средства этикета представлены в работах А.Б Венецкой, Е.А. Замедлиной, В.В. Кобзевой, И.Н. Курочкиной, В.И. Петровой, Е.Л. Старункиной, В.И. Южина и некоторых других ученых и практиков. Противоречие данной проблематики заключается в том, что на сегодняшний день влияние этикета на развитие межличностных отношений младших школьников недостаточно изучено.

Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать возможности использования этикета как средства развития межличностных отношений четвероклассников.

Итак, отношения - это «целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительно -сти, включающая три связанных компонента: отноше-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.