Научная статья на тему 'Особенности фундаментализации подготовки учителей математики в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов'

Особенности фундаментализации подготовки учителей математики в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУР / ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИ / ИСТОРИЗАЦИЯ / MATH EDUCATION / FUNDAMENTALIZATION OF EDUCATION / MATH TEACHER / PROFESSIONALLY-ORIENTED EDUCATION / MATHEMATICAL CULTURE / HISTORY OF MATHEMATICS / HISTORIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романов Юрий Викторович

Введение в действие Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования актуализировало проблему фундаментализации образования учителей математики. В статье нами рассматриваются возможности решения данной проблемы в рамках существующих в современной педагогической науке подходов к формированию содержания педагогико-математического образования будущих учителей математики. Показаны основные принципы, на которых базируется фундаментализация профессионального образования учителей математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романов Юрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FUNDAMENTALIZATION OF THE PREPARATION OF TEACHERS OF MATHEMATICS IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS

The introduction of the Federal State Educational Standards of Higher Education has actualized the problem of the fundamentalization of education of teachers of mathematics. In the article we consider the possibilities of solving this problem within the framework of existing approaches in modern pedagogical science to the formation of the content of pedagogical and mathematical education of future teachers of mathematics. The basic principles on which the fundamentalization of the professional education of mathematics teachers is based are shown.

Текст научной работы на тему «Особенности фундаментализации подготовки учителей математики в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов»

5. Метод анализа иерархий.

В предлагаемой статье представлены лишь некоторые возможности использования теории принятия решений в проектно-исследовательской деятельности учащихся. Но даже в таком изложении просматриваются разнообразные возможности предлагаемого курса, в их числе междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения, обучение через опыт и сотрудничество, учет индивидуальных особенностей и потребностей, интерактивность (работа в малых группах, имитационное моделирование, использование ИКТ).

Завершением изучения представленных методов является защита проекта, разработанного студентом. Это может быть и разработка универсальных электронных таблиц, позволяющих осуществить выбор наиболее удачной альтернативы, и решение какой-либо конкретной задачи выбора, и создание экспертной системы, осуществляющей сравнение и ранжирование альтернатив, а также решение различных экономических задач, связанных с конкретным предприятием.

Как и на школьном уровне, организация исследовательской деятельности в рамках изучения теории принятия решений приводит к удовлетворению индивидуальных образовательных интересов и потребностей обучающихся. Если элективный курс можно рассматривать только как пропедевтику в организации исследовательской деятельности обучающихся, то в силу большого разнообразия задач принятия решений имеются большие возможности для постановок исследовательских сценариев, решаемых в дальнейшем учениками и будущими специалистами. Так уже в школе для каждого учащегося необходимо сформировать индивидуальное направление исследования с перспективой его развития в вузе. В дальнейшем же студентам, заинтересованным в программировании, можно предложить темы, связанные с искусственным интеллектом, с созданием компьютерных систем принятия решений. Тем, кто интересуется экономикой или социально-политическими вопросами, можно предложить темы, связанные с исследованием оценки эффективности работы предприятий и банков, с разработкой рейтинговых систем, а также стратегий выбора кандидатов на замещение вакантных должностей. Все перечисленное имеет большие перспективы для построения индивидуальной траектории развития исследовательских умений и навыков у будущего специалиста-исследователя.

Выводы. В процессе исследования нами выявлено, что эффективная реализация процесса формирования исследовательских умений возможна в системе обучения, включающей довузовский, вузовский и послевузовский уровни. На каждом уровне системы образования адекватными средствами формируется соответствующий уровень исследовательских умений.

Перспективами исследования являются применение идей синергетического подхода к системе формирования исследовательских умений, а также разработка теоретических основ и методического обеспечения формирования и использования исследовательских умений обучающихся в процессе освоения ими новых информационных технологий.

Литература:

1. Организация исследовательской деятельности в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам в школе и вузе: монография / П.Ю. Романов, Т.П. Злыднева [и др.]. - М.: Инфра-М, 2017. - 260 с.

2. Беликов В.А., Романов П.Ю., Валеев А.С. Дидактика практико-ориентированного образования: монография. - М.: Инфра-М, 2018. - 267 с.

3. Гранатов Г.Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении (Самопознание, диалектика и жизнь). - Челябинск: ЧГПИ, 1991. - 129 с.

4. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М.: Педагогика, 1987. - 160 с.

5. Романов П.Ю. Формирование исследовательских умений в процессе решения дифференциальных уравнений / П.Ю. Романов, Г.В. Токмазов // Вестник Магнитогорского государственного университета. -2000. - № 1. - С. 156-159.

6. Романов П.Ю., Романова Т.Е. Задачи с параметрами: методические указания. - Магнитогорск, МГПИ, 1996. - 44 с.

7. Великих А.С., Романов П.Ю., Романова Т.Е. Технологические аспекты реализации компетентностного подхода методом проектов // Современные проблемы науки и образования. - Пенза, 2016. - №2. - С. 221.

8. Смирнова Л.В., Смирнова С.С. Изучение основ методов принятия решений как средство осуществления будущей проектной деятельности учащихся // Математическое и программное обеспечение систем в промышленной и социальной сферах. - Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2012.- С. 256-269.

Педагогика

УКД 378

кандидат педагогических наук, доцент Романов Юрий Викторович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

ОСОБЕННОСТИ ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

СТАНДАРТОВ

Аннотация. Введение в действие Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования актуализировало проблему фундаментализации образования учителей математики. В статье нами рассматриваются возможности решения данной проблемы в рамках существующих в современной педагогической науке подходов к формированию содержания педагогико-математического образования будущих учителей математики. Показаны основные принципы, на которых базируется фундаментализация профессионального образования учителей математики.

Ключевые слова: математическое образование, фундаментализация образования, учитель математики, профессионально-ориентированное образование, математическая культур, история математики, историзация. Annotation. The introduction of the Federal State Educational Standards of Higher Education has actualized the

problem of the fundamentalization of education of teachers of mathematics. In the article we consider the possibilities of solving this problem within the framework of existing approaches in modern pedagogical science to the formation of the content of pedagogical and mathematical education of future teachers of mathematics. The basic principles on which the fundamentalization of the professional education of mathematics teachers is based are shown.

Keywords: math education, fundamentalization of education, math teacher, professionally-oriented education, mathematical culture, history of mathematics, historization.

Введение. В современных экономических условиях конкурентоспособность выпускника вуза будет обеспечена, если он овладеет определенным уровнем различных компетенций, что позволит ему решать профессиональные задачи не только в своей профессиональной области, но и в различных сферах жизнедеятельности. Эта идеология нашла отражение в действующих Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО). При определении содержания образования необходимо выделить инвариантные его структуры, это позволит, не снижая его информационной емкости, избежать перегрузки учебных программ и добиться, таким образом, повышения интеллектуальной нагрузки обучающихся. При этом фундаментализация знаний позволит выстроить учебный процесс таким образом, что учащиеся смогут на их основе самостоятельно формировать знания и умения. В качестве таких фундаментальных знаний, например А.И. Маркушевич [2, с. 110 - 111] предлагал выделить знания, которые сопровождают человека всю жизнь в почти неизменном виде или меняются по своему содержанию медленными темпами.

Формулировка цели статьи. При разработке ФГОС ВО наряду с компетентностным подходом предусматривалось сочетание фундаментальности и профессиональной ориентированности образования, что должно было реализовываться через исследовательскую и практико-ориентированному деятельности. Нахождение оптимального соотношения этих видов деятельности в образовании является одной из методических проблем при реализации ФГОС ВО.

Цель данной статьи заключается в рассмотрении проблемы фундаментализации профессиональной подготовки будущих учителей математики в условиях реализации ФГОС ВО, выявлении условий, позволяющих реализовать идеи фундаментализации педагогико-математического образования.

Изложение основного материала статьи. При разработке и реализации программ бакалавриата по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) организация, осуществляющая образовательную деятельность должна ориентироваться на конкретные виды профессиональной деятельности будущего учителя. В качестве основных видов профессиональной деятельности выступают: научно-исследовательский вид (академический бакалавриат); педагогический (практико-ориентированный) вид (прикладной бакалавриат) [4].

Для повышения качества профессионального образования представляется необходимым смещение внимания с проблемы изучения теоретических основ наук на формирование исследовательских и самообразовательных компетенций, которые должны были бы определять формирование научных форм системного мышления. Такая постановка вопроса неизбежно затронет преобразования в содержании и методике учебного процесса. Участники учебного процесса должны найти пути, которые позволят не только изучить основные положения и факты науки, но и сформировать представление о целостном содержании науки, перспективах ее дальнейшего развития и значении каждой дисциплины учебного плана в этом процессе. В этом существенную роль играет фундаментализация образования, которая должна позволить сформировать у обучающихся способность на основе инвариантных и системообразующих знаний и сформированных компетенций в условиях неопределенности самостоятельно ставить и эффективно решать проблемы, которые возникают в различных сферах их жизнедеятельности.

Программа бакалавриата формируется организацией «в зависимости от видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации» [4]. Разработчики основной образовательной программы, а, это профессорско-преподавательский состав организации, осуществляющей образовательную деятельность, на основе собственных представления, исходя из накопленного опыта педагогической и практической деятельности и учета мнения работодателей, самостоятельно определяют набор учебных дисциплин, которые должны обеспечить формирование тех или иных компетенций. Качество основной образовательной программы, а соответственно и успешность реализации ФГОС ВО зависит от профессионализма профессорско-преподавательского состава. В действительности происходит разрушение единого образовательного пространства. Выпускники, обучающиеся по одному и тому же направлению, но в разных учебных заведениях, получают различную подготовку. Такой подход, на наш взгляд, негативно сказывается на развитии высшего образования в стране и не способствует решению основной задачи возлагаемой на Федеральные государственные образовательные стандарты - обеспечить единство образовательного пространства Российской Федерации.

Актуальность данной проблемы особенно характерна для подготовки будущих учителей математики. Специфика образовательных стандартов по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование или 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) заключается в том, что в них не выделены соответствующие предметные области (математика, физика, информатика, химия, биология и другие). Отсюда возникает проблема. Какое научное содержание необходимо включить в специальную (предметную) подготовку будущих учителей математики, физики, информатики?

В современном российском обществе наметилось понимание значимости подготовки будущих учителей для безопасности и экономического благополучия страны. От качества подготовки учителей математики зависит не только качество подготовки учащихся школ, колледжей, будущих инженеров, учителей, врачей, военных, но и какими личностными качествами будут обладать эти специалисты. Это выводит на новый уровень проблему подготовки учителей математики. Поэтому фундаментализация педагогического образования требует особенного внимания и тщательной проработки. Очевидно, что должны быть созданы условия для повышения качества специальной (математической) и методической подготовки, необходимы исследования ориентированные на обеспечение готовности учителя математики к профессиональной деятельности в современных условиях.

Значимость теоретической (фундаментальной) подготовки в учителей математики неоднократно подчеркивалось в работах отечественных математиков и методистов. Академик А.Н. Колмогоров указывал на

то, что «учителю математики средней школы требуется более высокая квалификация, чем ассистенту, ведущему занятия в техническом вузе. От учителя математики требуется более тонкое понимание математики и ее основ, знание истории математики» [1].

Математика как наука и культура представляет собой открытую многоуровневую систему, элементы которой находятся в непрерывном развитии и взаимодействии. Она включает в себя: а) накопленные в ходе исторического развития факты и гипотезы; б) математические теории и законы, которые являются результатами обобщения фактического материала; в) методологию математики. Все это должно составлять объект изучения будущего учителя математики.

Усиливающиеся процессы дифференциации знаний и специализации в математике являются объективными причинами возникновения опасной тенденции в подготовке, как специалистов математиков, так и учителей математики - потеря ориентации в предметном поле математики, а в связи с этим и в понимании перспектив развития самой науки.

Отсюда возникает проблема обеспечения будущих учителей математики достоверной и сжатой информацией об основных этапах развития математики и ее взаимодействии с другими отраслями, влияния на математики на развитие культуры и интеллектуального потенциала личности. Это актуализирует необходимость историко-математической подготовки будущих учителей математики. В отечественной методической науке оценено значение истории науки как средства воспитания критического мышления, формирования творческих способностей и мировоззрения учащихся. В работе [6] раскрыта роль историзации специальной подготовки учителя математики в разрешении исторически накопившихся противоречий в профессиональной подготовке учителя.

Во-первых, она, являясь компонентом общекультурного и математического блоков, позволяет использовать внутренний потенциал математической подготовки в укреплении внутридисциплинарных, междисциплинарных и интерблоковых связей, сглаживать противоречие между этими блоками дисциплин в подготовке учителя математики [6].

Во-вторых, она позволяет установить в профессиональной подготовке учителя математики баланс между различными подходами в проектировании содержания математических дисциплин - историческим и логическим, сглаживая противоречие в развитии различных типов мышления учащихся: историческим и логическим, образно-ассоциативным и абстрактно-логическим.

В-третьих, она разрешает противоречия ценностно-смыслового характера, формируя у будущего учителя математики отношение к математике и математическому образованию как общекультурному достоянию, дает повод не только для национальной рефлексии, но и для национальной гордости за отечественное математическое образование.

Оптимальное сочетание фундаментальности и профессиональной ориентированности образования в подготовке будущих учителей математике возможно при реализации профессионально-педагогической направленности их математической подготовки (А.Г. Мордкович), где фундаментализм является один из основополагающих принципов. В соответствии с критерием соответствия целям профессиональные знания, умения и навыки учителя математики формируются на основе фундаментальных знаний [7].

Это означает, что в содержании образования учителей математики должны быть включены не изолированные дидактические единицы научного знания, а согласованные модули, реализующие интродисциплинарные и интердисциплинарные связи, что создает основу построения образовательного процесса, позволяющего реализовывать интеграцию различных компонентов профессиональной подготовки учителя математики. Содержание математических дисциплин должно вписываться в целостную систему знаний, обеспечивающих студентам самостоятельно осмысливать и перерабатывать поток научной информации. В процессе обучения необходимо формировать целостную систему научного мировоззрения, дающую возможность учащимся в процессе мышления использовать категории научных теорий и действовать на практике в соответствии с методами получения научных знаний.

Специальные (математические) учебные дисциплины для будущих учителей математики должны обеспечить формирование определенного уровня математической культуры.

1. Раскрывать на современном научном уровне те вопросы, которые изучаются в школьном математическом образовании. Например, в структуре подготовки учителя математики должен присутствовать курс «Современные основы школьного курса математики».

2. Обеспечивать высокий уровень математической культуры студентов, позволяющий им пользоваться математическим языком, обосновывать математические факты.

3. Обеспечить понимание общей структуры математики, взаимосвязь между различными математическими теориями. Для этого будущий учитель математики должен владеть идеями и методами классических разделов высшей математики, ее базовыми понятиями, аксиоматическим методом и системой основных математических структур. В системе подготовки учителя математики необходимо изучать по мере возможности вопросы современной математики и её приложения.

В профессиональной подготовке учителей математики существенное место занимает курс истории математики. Существуют различные подходы к построению содержания курса, существуют различные авторские программы курса истории математики (Б.В. Гнеденко, А.П. Юшкевич, И.Г. Башмакова, Б.А. Розенфельд и С.С. Демидов, Н.Я. Виленкин, А.Е. Малых, Е.С. Петров, К.А. Рыбников, Полякова Т.С. и др.). Курс истории математики в системе математического образования учителей математики решает следующие задачи:

1) воссоздать богатство фактического содержания в эволюции математики, акцентируя внимание на освещении процессов возникновения ее методов, понятий и идей;

2) выявить многообразие связи математики с практическими потребностями и деятельностью людей, развитием других наук, продемонстрировать влияние социально-экономических условий на содержание и характер ее развития;

3) раскрыть историческую обусловленность логической структуры современной математики, давая возможность правильно понять соотношение ее частей и взаимосвязи между ними;

4) показать как, когда и в какой мере можно использовать исторические сведения в процессе преподавания.

Можно выделить следующие критерии отбора содержания курса истории математики: 1) методологическая направленность; 2) общекультурная направленность; 3) профессионально-

педагогическая направленность; 4) согласованность рассматриваемой тематики с действующими программами по математике; 5) критерий минимизации, выделяется в рамках культурологического подхода к формированию содержания образования.

4. Способствовать формированию математического мышления, алгоритмической и логической культуры, показывая универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности.

5. Содержать достаточное количество приложений математики к различным областям науки и практики, показывая общенаучное и общекультурное значение математики, ее роль и место в системе наук, значение для решения проблем, возникающих в практике. Это позволит формировать умения решать математические задачи, давая возможность студентам овладевать математикой как универсальным языком науки и средством построения моделей различных явлений и процессов действительности.

Принцип моделирования научных исследований в математическом образовании учителей математики является одним из основных принципов его фундаментализации. Согласно ему в подготовке учителей математики необходимо создавать условия способствующие моделированию различных форм исследовательской деятельности в сфере математики и методики обучения математике [7]. Таким образом, данный принцип позволяет реализовать идеи профессионально-педагогической направленности в обучении учителей математики, и направлен на фундаментализацию их методической подготовки. Действительно, в силу психологического закона «о переносе навыков» опыт исследовательской деятельности, возникнув первоначально при обучении математике, будет перенесен в сферу профессиональной деятельности учителя. Реализация принципа моделирования научных исследований в обучении математике при подготовке учителей математики позволит осуществить пропедевтическую работу по преодолению возможных затруднений при формировании исследовательских навыков у учащихся в процессе обучения математике [7].

6. Сформировать умения использовать различные математические модели в решении профессиональных задач, применять в профессиональной деятельности принципы экспериментальной и эмпирической проверки научных теорий, понимать критерии качества научных исследований, в том числе и математических.

7. Раскрыть содержание и методы элементарной математики, сформировать умение анализировать положения элементарной математики с точки зрения классических разделов высшей математики.

Курс элементарной математики в системе профессиональной подготовки будущих учителей математики занимает основополагающее место. Он закладывает основы методического мастерства студентов, поскольку они не только овладевают методами решения задач элементарной математики и доказательства теорем, но и имеют возможность раскрыть процесс поиска решения задачи, определить оптимальность его выбора, учатся моделировать учебные ситуации и прогнозировать возможные ошибки учащихся.

Многие задачи элементарной математики допускают решения различными приемами и методами. Это позволяет осуществить отбор разнообразных задач элементарной математики по их содержанию и методам решения. При подготовке учителей математики целесообразно сопоставлять различные приемы и методы решения задачи. Владение учителем математики всем арсеналом средств современного школьного курса математики позволит ему понимать предпочтительности применения того или иного метода решения задачи, даст средства для развития творческой инициативы и самостоятельности его учащихся.

В обучении математике необходимо приветствовать обсуждение эффективности решения задачи, которую следует анализировать не только с точки зрения нахождения краткого, изящного или простого решения, но и с позиций минимальности необходимых знаний и ведущих принципов обучения.

Так, например, в работах В.А. Гусева, Г.И. Саранцева, З.А. Скопец отмечается, что «эффективность решения учащимися геометрических задач повысится, если специально выделить в содержании и изучать в школьном курсе геометрии методы решения геометрических задач. Также для разработки методики формирования умений применять конкретный метод в решении задач необходимо выявить компоненты метода, что позволит осуществить поэтапное формирование необходимых умений» [3].

8. Обеспечивать воспитывающий и развивающий характер обучения, т.е. способствовать развитию общей культуры учащихся и формированию их системы мировоззрения и личности. Совершенствование системы образования, повышение ее развивающих, воспитывающих и культуроформирующих возможностей не возможно без развития мотивационной сферы образовательного процесса. Одной из задач обучения является развитие мотивации личности к учению и саморазвитию как ценностей, которые способствуют ее развитию и воспитанию. Среди мотивов учебно-познавательной деятельности выделяются: 1) мотивация содержанием обучения; 2) мотивация процессом обучения. Очевидно, что для формирования исследовательских навыков, а, следовательно, фундаментализации профессиональной подготовки учителей математики необходимо создать в учебном процессе условия благоприятствующие развитию различных познавательных интересов связанных с предметом изучения.

Как показали исследования, проводимые нами в течение нескольких лет в Южном федеральном университете, в которых приняли участие студенты первых курсов направления 44.03.01 Педагогическое образование профиль «Математика» и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили «Математика и информатика», учащиеся приходят в университет с широкими социальными мотивами. В первую очередь выступают мотивы самосовершенствования (желание быть культурным человеком, стремление к личному успеху) и мотивы самоопределения (необходимость продолжать образование, получить профессию). Все это создает личную готовность к учению в университете. Данная группа мотивов носит преимущественно понимаемый характер и не всегда связана с продуктом учебной деятельности - усвоением системы профессиональных знаний, овладением профессиональными умениями и навыками, приобщением к математической культуре. Это актуализирует проблему поиска способов и методов развития познавательных интересов к математике и математическому образованию. Один из путей в решении данной проблемы заключается в формировании понимания личной значимости математики. Это возможно, например, если содержание математического образования будущих учителей математики будет способствовать формированию опыта профессиональной творческой деятельности, а также опыта эмоционально-ценностных отношений.

Выводы. Таким образом, профессиональная подготовка учителей математики должна обеспечить достаточно высокий (фундаментальный) уровень математической и методической культуры будущих учителей математики. При этом математическая и методическая культуры учителя должна формироваться в единстве. Важной составляющей профессиональной подготовки учителя математики является историко-

математическая и методологическая подготовки.

Литература:

1. Колмогоров А.Н. О работе вузов со школьниками // Математика в школе. 1995. № 2. С. 45-48.

2. Маркушевич А.И. Совершенствование образования в условиях научно-технической революции. // Проблемы социалистической педагогики. М., 1973.

3. Михайлова И.А., Романов Ю.В. Обучение методам решения геометрических задач как одно из условий повышения качества геометрического образования // Тенденции и проблемы развития математического образования: научно-практический сборник. Вып. 13. Армавир: РИО АГПУ. 2016. С. 91 - 96.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования - бакалавриат. Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 9 февраля 2016 № 91.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования - бакалавриат. Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 № 1426.

6. Романов Ю.В. Историзация специальной подготовки будущих учителей математики как один из факторов повышения качества математического образования // «Alma mater» (Вестник высшей школы). №5 (май). 2012.

7. Романов Ю.В. Фундаментализация математического образования в подготовке учителя математики. Materialy VIII Miçdzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Naukowa mysl informacyjnej powieki - 2012» Volume 12. Pedagogiczne nauki.: Przemysl. Nauka i studia - 112 str.

Педагогика

УДК 378.2

доктор педагогических наук, профессор Сайгушев Николай Яковлевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Кондрашова Елена Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); студент Балакин Иван Владимирович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА К

ЛЕТНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Аннотация. В статье рассматривается профессиональная подготовка студентов вузов к вожатской деятельности на основе контекстного подхода. Студент в период профессиональной подготовки к вожатской деятельности должен занимать инициативную, то есть активную позицию в учебно-профессиональной деятельности. Педагог в этом случае выполняет роль консультанта. Он не столько организует учебный процесс, сколько соучаствует в нем, вступая в диалог с обучаемыми и обогащая их целостный личностный опыт. Данный подход к профессиональной подготовке студентов вузов к вожатской деятельности имеет своей целью развить у обучаемых возможности осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления, опыта и инструментария будущей профессиональной деятельности, ролевого и имитационного моделирования. Такой тип обучения стимулирует активный отклик на возникающие перед вожатым проблемные ситуации.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, студент вуза, вожатый, технология контекстного обучения.

Annоtation. The article deals with vocational training of university students for the conduct of the activities on the basis of a contextual approach. During the period of professional preparation for the leader's activity, the student must take an initiative, that is, an active position in the educational process. The teacher in this case serves as a helper or consultant. He not only organizes the educational process, but participates in it, entering into a dialogue with the trainees and enriching their whole personal experience. This approach to the vocational training of students of higher educational institutions for the conduct of activities is aimed at developing opportunities for students to learn new experiences based on the purposeful formation of creative and critical thinking, experience and tools for future professional activity, role and simulation. This type of training stimulates an active response to the problem situations that arise before the counselor.

Keywords: vocational training, university student, counselor, contextual learning technology.

Введение. Реформирование профессиональной подготовки студентов вузов к вожатской деятельности ориентировано на активное обучение. Огромный поток педагогической литературы свидетельствует, что дидакты и методисты, теоретики и практики едины в своем стремлении выйти за рамки традиционного обучения вожатскому мастерству.

Традиционное обучение в период профессиональной подготовки студентов вузов к вожатской деятельности базируется на ретрансляции обучаемым знания, формировании навыков и умений с опорой на сообщение нового материала, а затем преподаватель оценивает, как студент усвоил эти знания, умения и навыки. Таким образом, традиционное обучение вожатской деятельности носит репродуктивный характер. С его помощью трудно достичь целого ряда задач профессионального образования:

- формировать профессиональные мотивы и интересы вожатской деятельности;

- формировать логическое мышление будущего вожатого;

- вырабатывать целостное представление о вожатской деятельности;

- развивать коллективную мыслительную деятельность;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.