ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
УДК 378
Н. И. Попов
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МАТЕМАТИКОВ В УСЛОВИЯХ ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Автор выделяет направления фундаментализа-ции университетского математического образования, описывает мониторинг качества профессиональной подготовки математиков, приводит требования к мониторингу, его направления и этапы.
The author puts forward the directions of fundamentalization of university mathematics education, describes the monitoring of the mathematicians training quality, monitoring requirements, its directions and levels.
Ключевые слова: мониторинг качества профессиональной подготовки математиков, фундамента-лизация университетского математического образования.
Keywords: monitoring of mathematicians training quality, fundamentalization of university mathematics education.
Темп изменений современной жизни настолько высок, что становится весьма затруднительным выпускать специалиста, готового после завершения образования в университете сразу же приступить к практической работе по специальности. Поэтому необходимо либо точно предвидеть состояние технологий к моменту выпуска специалиста, либо обучать так, чтобы выпускник мог сам в течение короткого времени адаптироваться к будущей деятельности. Именно эти причины, а также, не в последнюю очередь, соображения экономического характера, заставляют принять на вооружение принцип фундаментали-зации образования. Только фундаментальное образование дает такие знания, которые позволяют ориентироваться в любой новой среде и являются универсальными по существу [1].
Анализ различных источников (см., напр., [2]) показывает, что приемлемые трактовки фунда-ментализации образования группируются вокруг следующих основных направлений.
© Попов Н. И., 2009 116
1. Интеграция науки и образования.
2. «Универсализация» знаний, умений и навыков (овладение базисными знаниями, навыками и умениями, что предполагает выделение структурных единиц научного знания, имеющих наиболее высокий уровень обобщения).
3. Формирование общекультурных основ в процессе обучения.
Что это дает для понимания фундамента-лизации математического образования?
Первое из указанных направлений подразумевает необходимость формирования представлений о базовых, фундаментальных основах математики. Выделим основные компоненты этого подхода. Такими базовыми, фундаментальными составляющими являются:
- характер объекта и предмета современной математики, особенности их развития и взаимодействия;
- язык математики, математические методы (аксиоматический метод конструирования математических теорий, метод математического моделирования) и связи математики с другими науками и практикой;
- процесс познания в математике, специфика математики как метода познания, сущность математических абстракций и особенности их возникновения в процессе познания.
Фундаментализация математического образования на основе первого направления предполагает приобщение студентов к творческой исследовательской деятельности.
Относительно второго подхода необходимо отметить следующее. В процессе осуществления фундаментализации образования у студентов на конкретных примерах формируются представления об универсальности математических методов, о роли и месте математического моделирования в естествознании, о природе математики и сущности математических абстракций. Также формируется понимание об «универсальности» математических структур, теорем, дедуктивном строении математических теорий, выявляется «математическая природа» многих реальных явлений и процессов, появляется мотивация к изучению целого ряда математических понятий посредством раскрытия их практического характера и значимости.
Выделение структурных единиц научного знания, имеющих наиболее высокий уровень обоб-
Н. И. Попов. Мониторинг качества профессиональной подготовки математиков.
щения явлений действительности, подразумевает важность четкого определения научно-методических направлений курса математики и реализации деятельностного подхода в процессе обучения. А затем, в последующем, выявления состава деятельности, адекватной данным знаниям, умениям, навыкам и составления системы задач, нацеленных на их формирование. В этом случае можно провести и некоторые аналогии с выделением так называемых опорных знаний, умений и навыков, выявлением «ключевых» примеров и упражнений и обучением методам их решения.
Реализация принципа фундаментализации образования в контексте проблемы формирования общекультурных основ предполагает развитие у студентов представлений о совокупности материальных и духовных ценностей человека (и процессе их созидания на соответствующем уровне общественного развития), а также способах организации жизнедеятельности человека. Необходимо отметить, что в течение последних десятилетий в этом направлении много наработано в контексте реализации концепций гуманизации и гуманитаризации образования. Воспитание личности при изучении математики, интеллектуальное развитие студентов, формирование качеств мышления, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, являются одними из наиболее приоритетных направлений теории и методики обучения математике.
Анализ возможных путей реализации указанных выше трех направлений фундаментализации образования в процессе обучения математике предполагает необходимость:
- реализации деятельностного подхода как научной методологии;
- формирования мировоззрения студентов;
- воспитания в процессе обучения математике;
- формирования математического мышления;
- развития творческих способностей студентов.
Несмотря на некоторые различия, все направления фундаментализации математического образования обладают общей характерной структурой их реализации в процессе обучения, включающей:
- выделение соответствующих единиц базисных знаний, навыков и умений;
- выявление состава деятельности, адекватной данным знаниям, умениям, навыкам, и реализацию деятельностного подхода в процессе обучения математике.
Приведем структурную схему реализации фундаментализации образования в контексте профессиональной подготовки математиков в классическом университете (рис. 1).
Объем специальных знаний +
Овладение информацией +
Выработка понимания +
Выработка умения решать типовые задачи +
Синтез междисциплинарных связей +
Выработка навыков решения прикладных задач +
Практическая работа по специальности +
Исследовательская работа
Рис. 1. Структурная схема реализации фундаментализации университетского математического образования
Приведенная схема процесса обучения рассматривается с точки зрения преподавателя. Со стороны студента - это структура процесса познания, т. е. схема превращения обучения в самообучение.
В той или иной мере мониторинг качества подготовки специалистов в рамках университетского образования существовал всегда. Это и контрольные работы, и типовые расчетные задания, и экзамены. Исследователи подчеркивают, что эффективность мониторинга может быть обеспечена лишь в рамках целостного, системно-ориентированного процесса [3]. В связи с этим мониторинг качества подготовки специалистов-математиков должен отвечать следующим важнейшим требованиям, предъявляемым к его организации:
- системность анализа всей совокупности критериев качества процесса и результата профессиональной подготовки при ценности каждого объекта наблюдения;
- объективность интерпретации и оценивания, достигаемая достаточностью и валидностью выборки;
- периодичность наблюдения;
- синтез качественно-количественной интерпретации результатов наблюдения;
- поступательность и наращивание объема прогнозирования позитивных изменений качества подготовки специалистов во всех аспектах.
Мониторинг качества подготовки специалистов в вузе связан с целями, а также нормами, которые определены самим высшим учебным заведением. Стандарт содержания профессиональной подготовки должен способствовать не только проверке и контролю результатов образования, но и поиску оптимальных путей их дости-
жения, что обеспечивается созданием условий для информационного обеспечения потребителей на уровне страны в целом, отдельных регионов и учебных заведений в частности. Последнее важно, поскольку при всей значимости общегосударственных стандартов содержания подготовки они носят лишь характер нормативных ориентиров, инвариантных по отношению к данному уровню образования в целом.
Направления мониторинга качества подготовки специалистов-математиков в рамках университетского образования могут быть представлены следующим образом:
- содержание и технологии профессиональной подготовки;
- организация образовательного процесса;
- преподавание отдельных математических дисциплин;
- отношение студентов к процессу профессиональной подготовки (мотивы, стимулы и др.), уровень профессиональной личностной компетенции.
Исследователи выделяют три основных этапа мониторинга [4]:
- наблюдение (как фиксация данных);
- оценка;
- прогноз.
Каждая из этих частей представлена несколькими ступенями:
- определение и обоснование объекта наблюдения;
- проецирование объекта в соответствующий метод наблюдения;
- анализ, систематизация и структурирование полученных эмпирических данных;
- оценка и интерпретация статистических сведений;
Оценка качества образования выпускников по математическим специальностям (2008-2009 учеб. год)
Название образовательной программы, код ОКСО Число выпускников Доля хороших и отличных оценок на госэкзаменах Доля дипломных работ и проектов, оцененных ГАК на «отлично» Количество дипломов с отличием
010101.65 Математика 17 76,47% 35,29% 1
050201.65 Математика с дополнительной специальностью Информатика 19 71% 10,5% 2
010501.65 Прикладная математика и информатика 21 85,7% 66,67% 4
050202.65 Информатика с дополнительной специальностью Математика 23 78,5% 96% 3
050203.65 Физика с дополнительной специальностью Математика 15 60% 73,33% 2
7.8 „ 7.8 8,2 __ 7,9
7 5 7 ,3 ■ ,и 7 ,3 7 ',2 .„7,1 7 «Я се - . ,4
6 ,4 6,4 0,4 5.8
5 ,4 -
1 23456789 10
Номера вопросов
□ 2007- 2008 учеб. год ■ 2008-2009 учеб. год
Рис. 2. Результаты анкетирования работодателей по оценке качества подготовки специалистов
M. Д. Китайгородский, И. А. Муртазин. Проектирование курсов по выбору предпрофильной подготовки.
- соотнесение с данными предшествующих мониторингов;
- прогнозирование возможных изменений полученных в результате мониторинга данных в перспективе.
Качество содержания образования оценивается через процессуальную и результирующую составляющие учебно-педагогического процесса. К результирующим параметрам относятся профессиональная подготовленность студентов-выпускников, их обученность.
В таблице приводится оценка качества образования выпускников физико-математического факультета ГОУ ВПО «Марийский государственный университет» по математическим специальностям по итогам 2008-2009 учеб. г. Подробный анализ результатов позволяет сделать вывод о достаточно высоком уровне подготовки студентов указанных специальностей.
Интересным является следующий факт. В письменном анкетировании работодателей, проведенном отделом менеджмента качества образования ГОУ ВПО «Марийский государственный университет» в 2007-2008 учеб. г., приняло участие 50 предприятий и организаций Республики Марий Эл, в 2008-2009 учеб. г. - 16. Работодателям было предложено оценить выпускников указанного вуза (в том числе по математическим специальностям), работающих на предприятиях региона с 2004 г., используя десятибалльную шкалу, по следующим критериям:
1. Уровень профессиональной общетеоретической подготовки.
2. Уровень базовых знаний и навыков.
3. Навыки работы на компьютере.
4. Способность воспринимать и анализировать новую информацию, развивать новые идеи.
5. Эрудированность, общая культура.
6. Нацеленность на карьерный рост и профессиональное развитие.
7. Уровень практических знаний и умений.
8. Осведомленность в смежных областях полученной специальности.
9. Готовность и способность к дальнейшему обучению.
10. Навыки управления персоналом.
Результаты анкетирования приведены на рис. 2.
Необходимо отметить, что определенный опыт
реализации рассмотренных концепций и направлений совершенствования математического образования уже накоплен в вузовской практике обучения математике. Поэтому целесообразно выделить из них все то, что нашло свое позитивное подтверждение в опыте преподавания различных дисциплин, а затем представить его в качестве компонента содержательных, целевых и методических составляющих фундаментализации математического образования.
Примечания
1. Попов Н. И. Фундаментализация подготовки специалистов-математиков в условиях университетского образования // Высшее образование в России. 2008. № 9. С. 32-35.
2. Новиков А. М. Профессиональное образование в России. М., 1997; Коржуев А. В., Попков В. А. Вузовское и послевузовское профессиональное образование: критическое осмысление проблем, поиск решений. М., 2002.
3. Зарубин М. Д. Качество педагогического образования: кадровое обеспечение // Качество педагогического образования. Кадры: материалы III Всерос. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Курск, 2002. Ч. 1. С. 3-26.
4. Селезнева Н. А. Качество высшего образования как объект системного исследования: лекция-доклад. 3-е изд. М., 2003.
УДК 372.8
М. Д. Китайгородский, И. А. Муртазин
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КУРСОВ ПО ВЫБОРУ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ С ИНТЕГРАЦИЕЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ И МАТЕРИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В данной статье описывается возможность интеграции информационных и материальных технологий в курсах по выбору в предпрофильной подготовке учащихся. Для такой интеграции можно использовать уровень дидактического синтеза, на основе которого предложена последовательность разработки учебных курсов по выбору. Проведенные исследования показали эффективность внедрения разработанных курсов.
The article considers the possibility of integration of informational and material technologies in elective courses for foreprofile students. For this integration, the level of didactic synthesis can be used, which can serve the basis of consecutive elaboration of educational elective courses. The research carried out shows the effectiveness of the inculcation of the worked out courses.
Ключевые слова: интеграция, информационные технологии, профильное обучение, предпрофиль-ная подготовка, межпредметные связи, дидактический синтез.
Keywords: Integration, information technology, special education, foreprofile training, intersubject communications, didactic synthesis.
Одним из ключевых изменений в системе общего образования России в настоящее время является введение профильного обучения. В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования указывается на возможность организации нескольких различных профилей. Одним из них является технологический профиль с какой-либо специализацией: ин-
© Китайгородский М. Д., Муртазин И. А., 2009