Научная статья на тему 'Проектирование курсов по выбору предпрофильной подготовки с интеграцией информационных и материальных технологий'

Проектирование курсов по выбору предпрофильной подготовки с интеграцией информационных и материальных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ / INTEGRATION / INFORMATION TECHNOLOGY / SPECIAL EDUCATION / FOREPROFILE TRAINING / INTERSUBJECT COMMUNICATIONS / DIDACTIC SYNTHESIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Китайгородский М. Д., Муртазин И. А.

В данной статье описывается возможность интеграции информационных и материальных технологий в курсах по выбору в предпрофильной подготовке учащихся. Для такой интеграции можно использовать уровень дидактического синтеза, на основе которого предложена последовательность разработки учебных курсов по выбору. Проведенные исследования показали эффективность внедрения разработанных курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modelling elective courses of the foreprofile training with the integration of informational and material technologies

The article considers the possibility of integration of informational and material technologies in elective courses for foreprofile students. For this integration, the level of didactic synthesis can be used, which can serve the basis of consecutive elaboration of educational elective courses. The research carried out shows the effectiveness of the inculcation of the worked out courses.

Текст научной работы на тему «Проектирование курсов по выбору предпрофильной подготовки с интеграцией информационных и материальных технологий»

- соотнесение с данными предшествующих мониторингов;

- прогнозирование возможных изменений полученных в результате мониторинга данных в перспективе.

Качество содержания образования оценивается через процессуальную и результирующую составляющие учебно-педагогического процесса. К результирующим параметрам относятся профессиональная подготовленность студентов-выпускников, их обученность.

В таблице приводится оценка качества образования выпускников физико-математического факультета ГОУ ВПО «Марийский государственный университет» по математическим специальностям по итогам 2008-2009 учеб. г. Подробный анализ результатов позволяет сделать вывод о достаточно высоком уровне подготовки студентов указанных специальностей.

Интересным является следующий факт. В письменном анкетировании работодателей, проведенном отделом менеджмента качества образования ГОУ ВПО «Марийский государственный университет» в 2007-2008 учеб. г., приняло участие 50 предприятий и организаций Республики Марий Эл, в 2008-2009 учеб. г. - 16. Работодателям было предложено оценить выпускников указанного вуза (в том числе по математическим специальностям), работающих на предприятиях региона с 2004 г., используя десятибалльную шкалу, по следующим критериям:

1. Уровень профессиональной общетеоретической подготовки.

2. Уровень базовых знаний и навыков.

3. Навыки работы на компьютере.

4. Способность воспринимать и анализировать новую информацию, развивать новые идеи.

5. Эрудированность, общая культура.

6. Нацеленность на карьерный рост и профессиональное развитие.

7. Уровень практических знаний и умений.

8. Осведомленность в смежных областях полученной специальности.

9. Готовность и способность к дальнейшему обучению.

10. Навыки управления персоналом.

Результаты анкетирования приведены на рис. 2.

Необходимо отметить, что определенный опыт

реализации рассмотренных концепций и направлений совершенствования математического образования уже накоплен в вузовской практике обучения математике. Поэтому целесообразно выделить из них все то, что нашло свое позитивное подтверждение в опыте преподавания различных дисциплин, а затем представить его в качестве компонента содержательных, целевых и методических составляющих фундаментализации математического образования.

Примечания

1. Попов Н. И. Фундаментализация подготовки специалистов-математиков в условиях университетского образования // Высшее образование в России. 2008. № 9. С. 32-35.

2. Новиков А. М. Профессиональное образование в России. М., 1997; Коржуев А. В., Попков В. А. Вузовское и послевузовское профессиональное образование: критическое осмысление проблем, поиск решений. М., 2002.

3. Зарубин М. Д. Качество педагогического образования: кадровое обеспечение // Качество педагогического образования. Кадры: материалы III Всерос. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Курск, 2002. Ч. 1. С. 3-26.

4. Селезнева Н. А. Качество высшего образования как объект системного исследования: лекция-доклад. 3-е изд. М., 2003.

УДК 372.8

М. Д. Китайгородский, И. А. Муртазин

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КУРСОВ ПО ВЫБОРУ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ С ИНТЕГРАЦИЕЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ И МАТЕРИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В данной статье описывается возможность интеграции информационных и материальных технологий в курсах по выбору в предпрофильной подготовке учащихся. Для такой интеграции можно использовать уровень дидактического синтеза, на основе которого предложена последовательность разработки учебных курсов по выбору. Проведенные исследования показали эффективность внедрения разработанных курсов.

The article considers the possibility of integration of informational and material technologies in elective courses for foreprofile students. For this integration, the level of didactic synthesis can be used, which can serve the basis of consecutive elaboration of educational elective courses. The research carried out shows the effectiveness of the inculcation of the worked out courses.

Ключевые слова: интеграция, информационные технологии, профильное обучение, предпрофиль-ная подготовка, межпредметные связи, дидактический синтез.

Keywords: Integration, information technology, special education, foreprofile training, intersubject communications, didactic synthesis.

Одним из ключевых изменений в системе общего образования России в настоящее время является введение профильного обучения. В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования указывается на возможность организации нескольких различных профилей. Одним из них является технологический профиль с какой-либо специализацией: ин-

© Китайгородский М. Д., Муртазин И. А., 2009

формационно-технологической, агротехнологи-ческой, индустриально-технологической, в области технологий сферы обслуживания и др. Таким образом, технологический профиль может быть реализован достаточно разнообразно. Но согласно результатам исследований по введению профильного обучения, проведенных Институтом содержания и методов обучения РАО [1], в учебных планах школ технологический профиль встречается только с агротехнологической и информационно-технологической специализацией. Это свидетельствует о низкой востребованности среди учащихся остальных направлений технологического профиля. На диаграмме (рис. 1) представлены предпочитаемые профили обучения в учебных планах экспериментальных школ.

Для осознанного выбора того или иного профиля в 9-х классах проводится предпрофильная подготовка. Для того чтобы выяснить, насколько популярна образовательная область «Технология» для выбора ее в качестве профильного образования, мы провели анкетирование учащихся в трех школах города Сыктывкара - МОУ СОШ № 12, 16 и 38.

По результатам анкетирования профиль, связанный с образовательной областью «Технология», пожелали выбрать только 14% опрошенных. Наибольший интерес у школьников вызывал профиль, связанный с информатикой, его указали более 30% учащихся.

Мы считаем, что интерес к технологическому профилю возрастет, если в курсы по выбору в предпрофильной подготовке ввести интегра-

цию технологий - материальных и информационных.

Интеграция является фундаментальным понятием, которое можно рассматривать на разных уровнях и с позиций различных наук. В нашем рассмотрении под интеграцией мы будем понимать процесс и результат объединения знаний, способов познания и деятельности на какой-либо общей основе, способствующих целостному восприятию окружающего мира [2]. Практически такая интеграция приводит к построению учебных дисциплин, курсов, блоков и отдельных интегрированных уроков, способствующих целостному рассмотрению изучаемых проблем.

Образовательная область «Технология» по своей сути уже является интегрированной предметной областью, в которой интегрируются знания о способах преобразования материи, энергии и информации, она синтезирует знания физики, химии, биологии и других наук и показывает их практическое применение. И информационные технологии обладают интегрирующим свойством по отношению как к научному знанию в целом, так и ко всем остальным технологиям. Они являются важнейшим средством реализации так называемого формального синтеза знаний.

Естественно, что интеграция имеет соответствующие уровни. При проектировании учебных курсов с интеграцией технологий мы будем придерживаться классификации уровней интеграции, предложенной С. А. Старченко [3] (см. табл. 1).

Агротехнический,

агротехнологический;

12%

Информационно-гехнологический; 8%

Социально-экономический; 15%

Физико-математический; 23%

Универсальный; 8%

Гуманитарный, илологический; 26%

Естественнонаучный; 8%

Рис. 1. Предпочитаемые профили обучения (по учебным планам образовательных учреждений). 120

В основе выделенных уровней выступает идея реализации целостности содержания образования, понимаемая как соотношение и объединение знаний, умений и навыков в процессе обучения, воспитания и развития личности в единую систему представлений о мире и способах его познания.

Для интеграции технологий в курсах по выбору предпрофильной подготовки наиболее целесообразно использование уровня дидактического синтеза, при котором предполагается использование новых для учащихся технологий, как

информационных, так и материальных. Для проектирования учебных курсов нами был разработан алгоритм проектирования программы пред-профильной подготовки с интеграцией технологий (рис. 2). На рисунке ключевые блоки алгоритма выделены полужирным шрифтом.

Ключевым этапом в проектировании курсов является определение интегрируемых технологий - в каждой родственной профессии необходимо выделить сходные (аналогичные) элементы содержания, являющиеся общими и составляющие основу программы предпрофильной подго-

Таблица 1

Уровни интеграции содержания образования применительно к технологиям

Наименование уровня Характеристика уровня

Дидактическая целостность Высокая упорядоченность, гармоничность, взаимосвязь, взаимообусловленность, обобщенность содержания образования с учетом особенностей, возможностей и способностей учащихся

Дидактический синтез Базируется на одной из интегрируемых дисциплин как на основной с учетом системного использования содержательных связей. Существенной особенностью уровня дидактического синтеза является то, что некий учебный материал впервые изучается в рамках данной дисциплины

Межпредметные связи Ведущим связующим звеном выступают общие элементы содержания учебных предметов, они просто обобщаются или актуализируются

Внутрипредметные связи Направлена на «спрессовывание» материала в крупные блоки, на систематизирование знаний внутри определенной дисциплины

Определить направление программы

Составить список профессий

Выделить интегрируемые технологии

Установить связи между информационными и материальными технологиями

Подобрать объекты труда и информационные объекты

Подобрать оборудование, инструменты и программное обеспечение

Рис. 2. Алгоритм проектирования программы предпрофильной подготовки с интеграцией материальных и информационных технологий

товки. Такими общими элементами могут быть исходные объекты преобразования (листовой металл, ткань, продукты питания, виды растений и животных, информация, энергия и т. п.); конечные продукты преобразования (машина,электронное устройство, интерьер, одежда, приготовленные блюда; художественные изделия и т. д.); способы преобразования (физические, химические, биологические, механические, математические и другие процессы, операции, приемы); средства оснащения (оборудование, приспособления, инструменты, вспомогательная оснастка).

В качестве информационных технологий, используемых в предпрофильных курсах, мы рассматривали системы автоматизированного проектирования (САПР). На сегодняшний день САПР очень прочно вошли во все сферы производства. Современные технологии немыслимы без проектов, реализованных при помощи САПР. Таким образом, с данными системами необходимо знакомить учащихся начиная уже со школы. Рассмотрев системы, получившие наибольшее распространение в отечественном производстве (T-flex CAD, ADEM, bCAD, AutoCAD, КОМПАС), мы решили для применения в курсах по выбору использовать систему КОМПАС 3D LT, в которой предполагается выполнять чертеж и трехмерную модель изделия. По сравнению с другими САПР, КОМПАС обладает рядом преимуществ, главными из которых являются полное соответствие отечественным ГОСТам; наличие учебной версии KOMÏAC 3D LT, которая входит в состав Стандартного базового пакета программного обеспечения Первая Помощь, поступившего во все общеобразовательные учреждения Российской федерации в рамках приоритетного национального проекта «Образование»; удобный интерфейс; наличие разработанных методик изучения системы КОМПАС 3D LT в рамках предмета информатики.

При проектировании курсов по выбору важное значение имеет подбор объектов труда. Необходимо отбирать их таким образом, чтоб была возможность продемонстрировать учащимся интеграцию технологий в процессе работы. Для этого нами были разработаны критерии, по ко-

торым можно отбирать объекты для проектирования и изготовления в процессе освоения учебных курсов (табл. 2).

На основе рассмотренных выше требований к курсам по выбору с интеграцией технологий нами было разработано несколько курсов для пред-профильной подготовки. Каждый предпрофиль-ный курс, разработанный нами, рассчитан на 1016 часов. На теоретическую часть отводится 24 часа, на освоение информационных технологий (проектирование изделия) - 5-8 часов, на изготовление изделия - 3-4 часа.

Примером одного из разработанных нами курсов является курс «Конструирование предметов мебели с использованием программы САПР КОМПАС 3D ЬТ» [4]. В данном курсе информационные технологии представлены процессом проектирования изделия в САПР КОМПАС 3D ЬТ, а материальные технологии - процессом изготовления и сборки изделия.

В данном курсе учащиеся познакомятся с программным обеспечением, позволяющим создавать «виртуальные» (цифровые) конструкции предметов мебели, а также с процессом конструирования мебели.

В процессе освоения курса учащиеся должны изготовить несложные предметы мебели (тумба, подставка под монитор, полка для книг и т. д.), которые были спроектированы ими с применением информационных технологий.

В ходе данного курса учащиеся проходят несколько этапов:

- получают необходимые знания по компьютерной графике;

- обучаются работе в системе автоматизированного проектирования КОМПАС 3D ЬТ;

- получив объем минимальных знаний, приступают к творческому заданию, в рамках которого проектируют изделие;

- после выполнения чертежа изготавливают спроектированное ими изделие в учебных мастерских.

По разработанным курсам по выбору были проведены занятия с учащимися 9-х классов в нескольких школах г. Сыктывкара. Экспериментальная группа учащихся изучала разработанные

Таблица 2

Критерии отбора объекта труда

Критерий отбора Пояснение

Простота изготовления Важно учитывать время, необходимое на изготовление объекта

Технологичность изготовления На примере изготовления объекта необходимо продемонстрировать какой-либо технологический процесс

Унификация деталей изделия Устранение неоправданного многообразия деталей одинакового назначения и разнотипности их составных частей, приведение к возможному единообразию способов их изготовления, сборки, испытаний и т. п.

курсы с интеграцией технологий в классе информатики и в школьной мастерской. Контрольная группа занималась по традиционной методике и без использования компьютерного класса.

По завершении курсов по выбору с учащимися было проведено анкетирование, целью которого являлось определение изменений в предпочтениях учащихся в вопросе выбора предпрофиль-ных курсов. Учащимся было предложено расставить 10 курсов по убыванию, в зависимости от их предпочтения. Предложенные курсы были

отобраны нами по результатам констатирующего эксперимента. Затем у каждого курса вычислялся рейтинг, который и показывал предпочтения учащихся. Результаты эксперимента представлены на диаграмме (рис. 3).

По результатам исследования мы можем сделать вывод об увеличении количества учащихся, желающих выбрать технологический профиль обучения. В экспериментальных группах этот интерес вырос с 14 до 31%, в контрольных группах - с 14 до 15%.

Проектирование с применением программы САПР КОМПАС Эй И и изготовление изделий, получаемых путем токарной обработки

Конструирование предметов мебели с использованием программы САПР КОМПАС Эй 1_Т

Использование компьютерной программы КОМПАС для построения аксонометрических изображений

Обоснование в математике (от Евклида до компьютера)

Мир, математика, математики (историческая реконструкция элементарной алгебры и математического анализа)

Токарная обработка металла. Изготовление изделий с применением токарной обработки материала

Учимся проектировать на компьютере

Компьютерная графика

Технология создания сайтов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

First Steps to Creative Business Writing (Эффективный курс делового письма на английском языке)

0%

12%

10%

11%

7%

7%

7%

28%

5%

10%

15%

20%

25%

30%

контрольная группа ■ экспериментальная группа

Рис. 3. Результаты эксперимента

Примечания

1. ИСМО РАО Результаты анализа учебных планов школ, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения // Профильная школа. 2006. № 2. С. 24-27.

2. Игнатова В. А. Интегрированные учебные курсы как средство формирования экологической культуры учащихся: дис. ... д-ра пед. наук. Тюмень, 1999. 388 с.

3. Старченко С. А. Теоретические основы интеграции содержания естественнонаучного образования в лицее: дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2000. 420 с.

4. Муртазин И. А., Муртазин А. А. Интеграция информационных и материальных технологий в пред-профильной подготовке школьников // Школа и производство. 2007. № 8. С. 34-35.

УДК 37.018

Р. М. Мелекесоба

ШКОЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Переосмысление традиционных форм организации занятости детей в каникулярное время в контексте предпрофильной подготовки приобретает новый смысл. В статье обосновываются предпосылки и приводятся условия, при которых образовательная деятельность в школьном лагере становится значимым компонентом в системе предпрофильной подготовки учащихся.

Reconsidering traditional forms of arrangement of schoolchildren's holidays gets new accents in the context of preprofile training. The author grounds the conditions of making educational activity in the school camp a significant component of the system of pupils' preprofile training.

Ключевые слова: предпрофильная подготовка, проблемы, школьный лагерь, профильный лагерь, «школа-вуз».

Keywords: preprofile training, problems, school camp, profile camp, "school-higher school".

Анализ педагогической литературы [1], практического опыта по организации предпрофильной подготовки в общеобразовательных учреждениях выявил следующие проблемы:

во-первых, общеобразовательное учреждение, исходя из собственных ресурсов и в рамках учебного процесса, решить задачи по организации предпрофильной подготовки в полном объеме не может, что во многом объясняется отсутствием или недостаточностью ресурсного обеспечения предпрофильной подготовки в общеобразовательных учреждениях, в том числе материального, кадрового, организационного и др.;

© Мелекесова Р. М., 2009

во-вторых, большинство школ не готовы к проведению предпрофильной подготовки в рамках сетевого взаимодействия в течение учебного года, что объясняется неразработанностью организационно-педагогических условий и нормативного обеспечения и неготовностью учащихся к получению образования вне своей школы;

в-третьих, организация учебного процесса основной школы не ориентирована на обучение по индивидуальным учебным планам, которое признано наиболее перспективным способом про-филизации обучения на старшей ступени общего образования, это объясняется как неразработанностью организационных форм, так и психологической неготовностью учителей, учащихся и их родителей к общей и учебной самостоятельности школьников;

в-четвертых, при том, что в соответствии с базовой моделью рекомендуется введение пред-профильной подготовки в 9-х классах, практический опыт школ показывает целесообразность начала этой работы гораздо раньше - с переходом учащихся из начальной школы в основную, т. е. в 5-м классе. Часто школы либо «приспосабливают» к этому направлению традиционные устоявшиеся формы профориентационной работы (классные часы, экскурсии, стенды, анкетирования и т. п.), либо усиливают предметную направленность внеурочной работы, что ведет к учебной перегрузке детей и не всегда в полной мере оправдывает предпрофильную заявку этих форм работы;

в-пятых, обеспечивая занятость школьников не только в учебное, но в свободное от учебной деятельности время, в том числе и в каникулы, школа, не привлекая дополнительные ресурсы, находится в состоянии «перегрузки», что, безусловно, сказывается на качестве учительского труда, в том числе и на уровне предпрофильной подготовки учащихся;

в-шестых, далеко не все учителя готовы к тому, что меняется роль и место учителя в условиях доступности любых информационных ресурсов: в качестве результата предпрофильной подготовки на первое место выходит освоение учащимися способов деятельности, что в свою очередь заставляет учителя быть менеджером образовательного процесса и экспертом в предметной области.

Перечисленные проблемы взаимосвязаны, взаимообусловлены и частично могут быть решены внедрением различных моделей предпрофильной подготовки.

В то же время в контексте предпрофильной подготовки не исследован потенциал школьного оздоровительно-образовательного лагеря с дневным пребыванием детей в условиях взаимодействия «школа-вуз». Лагерь (смену) с дневным пребыванием детей в соответствии с нор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.