ное понимание свободы ставит на место наших фантазий реальные нужды учащихся и ведет к настоящим и действенным заботам о ребенке, о его развитии и воспитании. Главное в деятельности педагога дополнительного образования -наблюдать и понимать действия учащегося, уметь ответить на его вопросы, подтолкнуть к правильному решению, создать пространство межсубъ-ектного творчества.
Характерным для парадигмы гуманистического, личностно-ориентированного воспитания является управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которой происходит вхождение ребенка в культуру, жизнь социума, развитие всех его творческих возмож-
ностей и способностей. Основной механизм процесса в гимназии - собственная активность личности, включенной в воспитательный процесс в качестве субъекта - соавтора. Управление развитием ребенка осуществляется в формах помощи, защиты, коррекции индивидуального развития, стимулирующее саморазвитие. Современные идеи гимназического образования: «Воспитывать - дать направление сердцу и уму» (В.Г Белинский).
Решение этой фундаментальной задачи во многом зависит от осознания ценности гимназического основного и дополнительного образования, содержащего огромный потенциал для развития личности и гимназиста и педагога, ее самоопределения и самоорганизации, в процессе субъектного сотворчества.
И.А. Муртазин
ИНТЕГРАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ
В данной статье дается краткое описание применяемых технологий в процессе обучения. Описывается возможность интеграции технологий на курсах по выбору в предпрофильной подготовке в 9 классе. Приводиться краткое описание программы одного из курсов по выбору. А так же этапы выполнения данного курса с применением программы КОМПАС 3D ЦТ. В заключении приводятся планируемые результаты проводимого курса.
Изменения, происходящие в российской экономике и развитие новых, наукоем-. ких технологий в современном производстве, естественно, повышает уровень требований не только к уровню образования учащихся, но и к развитию их творческих способностей и интеллектуального потенциала. Это не могло остаться без внимания. В 2002 году опубликована концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. Ее основной задачей является - «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства» [1].
Концепция профильного обучения в свою очередь отмечает, что перед профильным обучением ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда» [2].
С другой стороны современная промышленность не обходится без интеграции технологий и многие отрасли промышленности объединяют в себе материальные, энергетические и информационные технологии. Примером может послужить машиностроение. Производство современных автомобилей невозможно без сочетания различных технологий. Начиная с момента проектирования, где используется интеграция материальных и информационных технологий (САПР), и заканчивая изготовлением и сборкой автомобиля (линии с ЧПУ и конвейер). По этой причине интеграция технологий просто необходима в обучении школьников.
Все эти задачи, по нашему мнению, можно решить в рамках предметной области «Технология», используя интеграцию технологий в учебном процессе. В предметной области «Технология» на сегодняшний день изучаются три вида технологий, такие как материальные, информационные и энергетические. Рассмотрим кратко применение данных технологий в процессе обучения предметной области «Технология»:
- материальные технологии изучаются согласно государственному стандарту и программе по
© И.А. Муртазин, 2008
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2008
61
технологии практически на всех этапах обучения;
- информационные технологии как отдельный раздел убрали из программы. Но согласно государственному стандарту их изучение осуществляется в различных разделах программы как дополнительный материал. Например, в раздел «Черчение и графика» входит небольшой обзор программных средств для построения чертежей. Также информационные технологии применяются в методе проектов для оформления пояснительной записки и т.д.;
- отдельно нужно остановиться на энергетических технологиях. По определению технология -это наука о преобразовании материалов (веществ), энергии, информации по плану и в интересах человека. Таким образом, к энергетическим технологиям можно отнести электротехнику и электронику, так как в электронных устройствах используется преобразование электрической энергии для обеспечения работоспособности устройства. Данные технологии изучаются в разделе «Электротехнические работы».
Для реализации интеграции выше описанных технологий наиболее хорошо подходит предпро-фильная подготовка школьников, в рамках которой проводятся курсы по выбору для 9 класса.
Курсы по выбору в предпрофильной подготовке подразделяются на два вида:
- предметные курсы, предназначенные для расширения знаний ученика по тому или иному учебному предмету;
- ориентационные, способствующие самоопределению ученика относительно выбора профиля обучения в старшей школе.
Последние рекомендуется организовывать в виде учебных модулей и делать их относительно краткосрочными (месяц, четверть).
Базисным учебным планом на проведение предпрофильной подготовки в 9 классе предусмотрено 100 часов, т.е. примерно три часа в неделю. Большую часть этих часов планируется реализовать за счет образовательной области «Технология». Разработчики концепции профильного обучения считают, что «в условиях специализации образования на старшей ступени единого содержания обучения технологии быть не может. Дифференцированное (в зависимости от профиля) содержание технологического образования должно входить в соответствующие профильные курсы или курсы по выбору» [2]. Это утверждение концепции заверено в приказе министерства
образования РФ от 9 марта 2004 г. .№1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». Согласно этому приказу, часы учебного предмета «Технология» в 9 классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся [3].
Таким образом, в 9 классе технология реализовываться не будет, это, естественно, не идет на пользу предметной области «Технология», и учителям придется справляться с выполнением государственного стандарта за более короткий срок. Поэтому для реализации предпрофильной подготовки нужно быть готовым к тому, чтобы максимально использовать эти часы для технологической подготовки учащихся. С этой целью для 9 класса нами разрабатываются курсы по выбору по технологии. Основными задачами таких ориентационных курсов являются:
- оказание помощи ученику в ориентации среди многообразия видов деятельности, характерных для образовательной области «Технология»;
- создание базы для ориентации учеников в мире современных профессий;
- ознакомление на практике со спецификой типичных видов деятельности, наиболее распространенных в производственной сфере;
- поддержание мотивации учащихся при выборе технологического профиля.
Как показал анализ экспериментов по пред-профильному обучению в г. Сыктывкаре, многие ученики выбирают курсы по выбору, связанные с информационными технологиями, даже если они не собираются в дальнейшем выбирать подобный профиль (навыки работы с компьютером пригодятся в любом профиле).
Мы предлагаем использовать эту мотивацию для привлечения школьников к технологическому профилю. Нами разработаны несколько программ курсов по выбору, в которых материальные и энергетические технологии (деревообработка, металлообработка, электрорадиотехника) тесно связаны с информационными. Каждый учебный курс планируется провести в виде минипроекта, который рассчитан на 16 часов. На теоретическую часть отводится 4 часа, на освоение информационных технологий (проектирование изделия) - 8 часов, на изготовление изделия -4 часа.
62
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2008
Таблица
Тематическое планирование курса «Конструирование предметов мебели с использованием программы САПР КОМПАС 3D ЦГ»
№ Тема занятия Количество часов
Теория Практика
1 Введение. Знакомство с КОМПАС 3Э КГ 1 -
2 Изучение инструментов панели «геометрия» 1
3 Организация «рабочего места» - 1
4 Приемы работы с инструментами точка, отрезок, окружность. - 3
5 Правила простановки размеров на чертеже 1
6 Простановка размеров в КОМПАС 3Э КГ 1
7 Разработка изделия и исполнение его чертежа 1 2,5
8 Изготовление изделия по чертежу общего вида или с применением шаблонов 0,5 4
3,5 12,5
Итого часов: 16
Примером такой программы может служить курс «Конструирование предметов мебели с использованием программы САПР КОМПАС 3D КГ» (табл.).
Задачами рассматриваемого курса являются:
- познакомить учащихся с технологией конструирования мебели;
- научить школьников приемам построения чертежей с помощью системы автоматизированного проектирования КОМПАС;
- выработать умения и навыки конструирования простейших предметов мебели.
Чертеж и трехмерную модель изделия предполагается выполнять в системе автоматизированного проектирования КОМПАС. Учитывая, что данная система не изучается в школе, и учащиеся впервые с ней встретятся на этом курсе, необходимо тщательно подбирать объекты труда по следующим критериям: простота, технологичность изготовления, унификация деталей изделия. Примером таких объектов могут служить полки для книг, цветов, СЭ дисков и т.д. После выполнения графических работ учащиеся должны изготовить спроектированный ими объект. На всю эту работу планируется 16 часов. Это наиболее приемлемое количество часов для элективных курсов, по мнению преподавателей, участвующих в эксперименте.
В ходе данного курса учащиеся проходят несколько этапов:
- получают необходимые знания по компьютерной графике;
- обучаются работе в системе автоматизированного проектирования КОМПАС 3Э КТ;
- получив объем минимальных знаний, приступают к творческому заданию, в рамках которого проектируют изделие;
- после выполнения чертежа изготавливают спроектированное ими изделие в учебных мастерских.
Проведение подобных курсов позволит решить несколько задач одновременно:
- в какой-то мере позволит сохранить технологическую подготовку учащихся в 9 классе и сориентировать их на технологический профиль в старшей ступени среднего образования;
- позволит преподавать предмет «Технология» на современном уровне, с использованием интеграции технологий;
- будет способствовать повышению интереса учащихся к предметной области «Технология».
Библиографический список
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России: Сборник приказов и инструкций Министерства образования. - 2002. - №1. -С. 7-16.
2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования: Официальные документы в образовании // Вестник образования. - 2002. - №27. - С. 6-7.
3. Приказ от 9 марта 2004 г. № 1312 Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений российской федерации, реализующих программы общего образования // Вестник образования. - 2004. - №8. - С. 5-8.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2008
63