Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНФАНТИЛИЗМА ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНФАНТИЛИЗМА ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНФАНТИЛИЗМ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / SOCIAL AND PROFESSIONAL INFANTILISM / MIDDLE-AGE VOCATIONAL EDUCATION / STUDENTS / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таций Марина Николаевна, Бурляева Виктория Арсентиевна, Чебанов Константин Александрович

Рассматриваются проблемы формирования педагогических условий преодоления социально-профессионального инфантилизма обучающихся колледжа. Проанализирована современная ситуация в сфере среднего профессионального образования. Указаны факторы, обуславливающие формирование социально-профессионального инфантилизма обучающихся. Представлены предмет, методы, этапы исследования, направленного на создание педагогических технологий, формирующих механизм преодоления социально-профессионального инфантилизма. Охарактеризованы теоретические и прикладные результаты этого исследования.The problems of the formation of pedagogical conditions for overcoming the social and professional infantilism of college students are considered. Analyzed the current situation in the field of secondary vocational education. The factors causing the formation of social and professional infantilism of students are indicated. The article presents the subject, methods, stages of research aimed at creating pedagogical technologies that form the mechanism for overcoming social and professional infantilism. The theoretical and applied results of this study are characterized.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таций Марина Николаевна, Бурляева Виктория Арсентиевна, Чебанов Константин Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНФАНТИЛИЗМА ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА»

Р01: 10.25586/RNU.HET.19.01.P.08 УДК 377:159.9

М. Н. Таций, В. А. Бурляева, К. А. Чебанов,

Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт

Формирование педагогических технологий преодоления социально-профессионального инфантилизма обучающихся колледжа

Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт

Постановка проблемы

Анализ современной ситуации в системе среднего профессионального образования приводит к выводу о том, что ее развитие этой системы сдерживает ряд противоречий, разрешение которых осуществимо только при участии педагогической науки. Одно из таких противоречий - несоответствие личных (а следовательно, и профессиональных) качеств выпускников колледжей, училищ и техникумов требованиям, предъявляемым рынком труда.

Среди распространенных изъянов в развитии личных качеств представителей подрастающего поколения выделим социаль-

но-профессиональный инфантилизм. Он проявляется в уклонении или, как часто говорят, в бегстве от самостоятельного выбора и в передаче ответственности за принятие социально значимых решений другим, как правило, взрослым и состоявшимся людям. Социальная роль «вечного ребенка», которую все чаще и чаще принимают на себя студенты средних специальных учебных заведений, как бы освобождает их от ответственности как за повседневное поведение, так и за отдельные поступки.

Проблематика проявления и преодоления социально-профессионального инфантилизма

в учебной деятельности учащейся молодежи до настоящего времени остается недостаточно изученной. Чаще всего инфантилизм понимается как задержка в развитии, выражающаяся в отставании психологического взросления от физиологического возраста и фактических социальных обязанностей молодых людей.

Считается, что от психологического инфантилизма, когда он проявляется на индивидуальном уровне, лечат время и требовательная окружающая среда. А социально-профессиональный инфантилизм представляет собой относительно устойчивое социально-психологическое образование, которое охватывает не только отдельных молодых людей, но и целые группы молодежи и взрослых и находит свое выражение в формировании предрасположенности к тем или иным формам деструкции, в том числе и в учебно-профессиональной деятельности. Более того, приходится говорить о нарастании социально-профессионального инфантилизма и даже о привыкании к нему администрации и педагогического состава высших и средних специальных учебных заведений. Не случайно о великовозрастных бородатых студентах в обиходе часто говорят как о детях, заведомо прощая им несамостоятельность и безответственность, как бы наделяя их правом на незрелость.

© Таций М. Н., Бурляева В. А., Чебанов К. А., 2019 8

МАРИНА

НИКОЛАЕВНА

ТАЦИЙ

аспирант Невин-номысского государственного гу-манитарно-техни-ческого института. Сфера научных интересов: теория и методика профессионального образования. Автор 3 опубликованных научных работ. Электронная почта [email protected]

ВИКТОРИЯ АРСЕНТИЕВНА БУРЛЯЕВА

доктор социологических наук, профессор кафедры профессионального обучения, проректор по учебной и научной работе, профессор кафедры профессионального обучения Невинномысского государственного гуманитарно-технического института. Сфера научных интересов: теория и методика профессионального образования, социология. Автор 53 опубликованных научных работ. Электронная почта [email protected]

КОНСТАНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ ЧЕБАНОВ

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой электроэнергетики Невинномысского государственного гуманитарно-технического института. Сфера научных интересов: теория и методика профессионального образования, электроэнергетика. Автор 52 опубликованных научных работ. Электронная почта [email protected]

Рассматриваются проблемы формирования педагогических условий преодоления социально-профессионального инфантилизма обучающихся колледжа. Проанализирована современная ситуация в сфере среднего профессионального образования. Указаны факторы, обуславливающие формирование социально-профессионального инфантилизма обучающихся. Представлены предмет, методы, этапы исследования, направленного на создание педагогических технологий, формирующих механизм преодоления социально-профессионального инфантилизма. Охарактеризованы теоретические и прикладные результаты этого исследования.

Ключевые слова: социально-профессиональный инфантилизм, среднее профессиональное образование, студенты, педагогические условия.

The problems of the formation of pedagogical conditions for overcoming the social and professional infantilism of college students are considered. Analyzed the current situation in the field of secondary vocational education. The factors causing the formation of social and professional infantilism of students are indicated. The article presents the subject, methods, stages of research aimed at creating pedagogical technologies that form the mechanism for overcoming social and professional infantilism. The theoretical and applied results of this study are characterized.

Key words: social and professional infantilism, middle-age vocational education, students, pedagogical conditions.

Итак, тенденция к распространению социально-профессионального инфантилизма и связанного с ним деструктивного поведения определяет потребность в изучении этого явления и поиске обоснованных в научном отношении путей его преодоления, а желательно и предупреждения и профилактики. Актуальность этой проблемы дополнительно обусловлена наличием противоречий в понимании феномена инфантилизма в отечественной и зарубежной научной литературе, а также отсутствием доказательных данных о возможностях создания педагогических условий для преодоления социально-профессионального инфантилизма молодежи, в нашем случае - студентов колледжа.

Феномен социально-профессионального инфантилизма

Очевидно, что социально-профессиональный инфантилизм возник не на пустом месте. Речь идет о том, что смена государственно-политического строя и экономических отношений в стране привела

к принципиально новой ситуации в сфере образования и социально-трудовых отношений [6], когда от патерналистской системы обучения и профессиональной подготовки отечественная профессиональная школа перешла к конкурентной модели.

Сложившаяся ситуация особенно тяжело и болезненно отразилась на студентах, которые в силу специфики присущих им социально-психологических характеристик оказались недостаточно подготовленными к современным экономическим и социальным реалиям. Тем более что острая потребность в расширении адаптивных возможностей учащейся молодежи, а также в ее социально-педагогической поддержке на рынке труда не нашла отражения в деятельности высших и средних специальных учебных заведений. Более того, вместо того чтобы существенно улучшить систему и практику социализации и профессиональной адаптации студенчества, отечественная система профессионального образования в течение весьма продолжительного периода, охватившего 1990-е - на-

чало 2000-х годов, неоправданно свернула воспитательную работу с обучающимися.

Нарастание факторов стихийности и неопределенности в формировании личных качеств молодых людей пришлось на один из важнейших сензитивных периодов в их жизни, определяющих становление интрапсихологических механизмов социальной ответственности и самостоятельности. Это и определило распространение социально-профессионального инфантилизма, который в условиях развала студенческого самоуправления и отказа от коллективистах ценностей стал приобретать групповой характер.

Распространение социально-профессионального инфантилизма не в последнюю очередь обусловлено тем, что студенчество испытывает над себе давление навязываемых ему поведенческих привычек, тотальной регламентации его действий, безразличия при решении не только глобальных социально-экономических проблем, но и локальных вопросов, связанных с его собственной жизнью. Такое «противостояние»

обучающихся колледжа с институтами государственной власти и управления, наложенное на сложности и противоречия процесса социализации в современных социально-экономических и политических условиях, нередко приводит к молодежной деструктив-ности, то есть к отрицательному отношению человека, направленному как на внешние объекты, так и внутрь, на самого себя, и к соответствующему этому отношению поведению.

Распространение социально-профессионального инфантилизма привело к тому, что он во многом стал определять социально-психологическую атмосферу в учебных коллективах. При этом массовый инфантилизм противоречиво сочетается с агрессивным индивидуализмом и эгоистическим потребительством отдельных представителей студенчества. Этот симбиоз создает в учебных заведениях взрывоопасную атмосферу, способствует распространению нигилизма и социопатии.

На наш взгляд, социально-профессиональный инфантилизм можно определить как отсутствие у представителей студенческой молодежи желания руководить, управлять изменениями в собственной жизни, то есть как отсутствие профессиональной, социальной и учебной активности, направленной на формирование индивидуальных жизненных и профессиональных планов.

Социально-профессиональный инфантилизм рассматривается как определенная, деструктивная стратегия самореализации личности обучающегося колледжа в условиях учебной и профессиональной деятельности, которая проявляется:

• в отсутствии мотивации к профессиональному развитию;

• в формировании системы негативных ценностных ориента-ций по отношению к личностному развитию;

• в отсутствии желания преобразовать учебно-профессиональное пространство и себя для будущего;

• в отсутствии творческого отношения к поиску путей преодоления кризисных жизненных ситуаций;

• в учебной и социальной пассивности;

• в неприятии помощи и поддержки со стороны педагогов;

• в равнодушии к собственной успеваемости и в неспособности применить полученные знания на практике [1].

Следует подчеркнуть, что распространение социально-профессионального инфантилизма, представляющее собой самопроизвольный и стихийный процесс, идет вразрез с потребностями и установками общества и государства. Как отмечается в Концепции модернизации образования до 2010 года, «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их» [2].

В ходе социально-культурной трансформации России, становления демократической политической системы и рыночной экономики существенно изменился облик обучающихся, а также цели и способы организации образовательного и особенно воспитательного процесса. «Вместо формирования молодого поколения по заданному идеологическому образцу, в настоящее время ставится цель формирования

свободной в своем жизненном выборе личности на основе ее ознакомления с огромным разнообразием социальных, экономических и политических тенденций общественного и мирового развития. Вместе с тем практика показывает, что система образования оказалась не подготовленной к таким радикальным изменениям. При этом есть основания утверждать, что из всех функций образовательной системы наибольшее отставание, растерянность и апатия проявляются в сфере воспитательной деятельности» [3, с. 28].

Мы видим, что распространение социально-профессионального инфантилизма не является неизбежным спутником осуществляемых в стране преобразований, а представляет собою следствие ошибок и недоработок в содержании и организации обучения и воспитания молодежи. Следовательно, существуют объективные предпосыки для преодоления и профилактики социально-профессионального инфантилизма, которые могут и должны быть реализованы в практической деятельности учебных заведений.

Предмет, план и результаты исследования: промежуточные итоги

Как было показано, проявления социально-профессионального инфантилизма чрезвычайно разнообразны, но главное состоит в том, что его распространение находится в прямом противоречии с возрастающей потребностью общества в воспитании инициативной, социально активной, самостоятельной, подготовленной к новой жизненной ситуации личности. Разработка подходов к разрешению этого противоречия составляет центральную проблему нашего исследования, где объектом изучения является социально-профессиональное развитие студентов колледжа, а предметом -процесс преодоления социально-профессионального инфантилизма обучающихся.

Целью исследования выступает теоретическое обоснование и разработка педагогических технологий преодоления социально-профессионального инфантилизма обучающихся колледжа.

Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:

1) определить сущность и особенности проявления социально-профессионального инфантилизма у обучающихся колледжа в современной ситуации;

2) обосновать механизм преодоления социально-профессионального инфантилизма у обучающихся колледжа;

3) разработать комплекс педагогических технологий, направленных на преодоление социально-профессионального инфантилизма обучающихся;

4) разработать научно-методические рекомендации по преодолению и профилактике социально-профессионального инфантилизма обучающихся колледжа. Методологической основной

исследования являются идеи социальной и биологической обусловленности развития человека как личности, концепция жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности человека в его профессионально-личностном саморазвитии, во взаимоотношениях с различными общностями в системе социальных связей в семье и обществе. Важными являются научные положения о всеобщей связи явлений окружающего мира; системном, комплексном подходе к изучению явлений; соотнесении исследуемой проблемы с современной социальной ситуацией, тенденциями исторического и культурного развития общества, а также конкретные социологические теории семьи и детсттва.

При обосновании методологии нашего исследования в полной мере учитывались положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»,

Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года, руководящих документов Правительства России по проблемам социальной и образовательной политики

В ходе исследования используются теоретические положения отечественной и зарубежной педагогики, психологии,социологии, социальной психологии, социологии о взаимосвязи, взаимообусловленности социальных отношений и образования, развитии личности и становлении профессиональной компетентности специалистов, включая:

• положения о роли семьи и ближайшего социального окружения обучающихся (А. И. Анто-новец, М. М. Плоткин);

• положения о значении взаимодействия социальных институтов в становлении ценностно-смысловой сферы, развитии и саморазвитии личности (А. А. Бодалев);

• теоретические подходы к решению вопросов рационального использования труда молодых специалистов, проблем адаптации молодежи на рабочем месте (Е. В. Титовка, Ж. Т. Тощенко, О. А. Турецкий, Н. С. Шевченко и др.);

• социально-педагогические теории воспитания (В. Г. Бочаро-

ва, Б. З. Вульфов, М. П. Гурьянова, Н. М. Иовчук, И. А. Липский,

A. В. Мундирчик, М. М. Плоткин,

B. С. Торохтий);

работы отечественных ученых в области психологии труда (А. А. Бодалев, Е. А. Климов); концепции профессионального психолого-педагогического мышления (А. К. Маркова, Л. С. Митина); исследования, посвященные проблемам мотивации учебной деятельности (В. П. Зинченко, И. А. Васильев, И. И. Ильясов,

B. В. Столин);

работы по изучению деструктивных (негативных) проявлений в учебной и профессиональной деятельности (С. П. Безносов, В. П. Подвойский, С. Л. Сячина); работы по исследованию факторов, влияющих на социально-профессиональную адаптацию обучающихся (А. М. Новиков, Г. В. Мухаметзянова, И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко, Е. С. Кузьмин, В. В. Коркунов); работы по изучению условий, порождающих различные проявления дезадаптации обучающихся (Е. С. Александровский,

C. А. Беличева, Н. М. Иовчук, В. И. Войтуко, В. В. Коркунов); научные труды, обосновывающие педагогические техноло-

Недетское обаяние инфантилизма

гии (В. С. Беспалько, М. В. Кла-рин, Г. И. Репринцева, Г. К. Се-левко и др.).

Исследование осуществляется на базе Невинномысского государственного гуманитарно-технического института. Выборочную совокупность исследуемых составили 120 студентов, получающих образование по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения», а также 18 преподавателей, обеспечивающих проведение учебных занятий по этой специальности. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применяется комплексный метод исследования, а именно взаимодополняющие друга друга теоретический анализ литературных источников, обобщение опыта, методы экспертных оценок, моделирование и проектирование, интервьюирование, ранжирование, педагогическое наблюдение, тестирование. Ведущими методами исследования являются опытно-экспериментальная работа и обобщение опыта педагогической деятельности по преодолению социально-профессионального инфантилизма обучающихся колледжа [5].

С учетом цели и задач исследования нами были определены следующие этапы его проведения.

Первый этап (2016-2017 годы). Изучение и теоретический анализ педагогической, социально-педагогической, психологической литературы; законодательных и нормативных документов; передового отечественного и зарубежного опыта воспитательной работы с обучающимися по исследуемой теме; изучение специфики работы технического колледжа в условиях социально-экономической нестабильности общества; формирование общей педагогической концепции социально-педагогического исследования.

Второй этап (2018-2019 годы). Исследование социально-профессионального инфантилизма как негативного вида личностной

адаптации обучающихся колледжа; осуществление опытно-экспериментальной работы по созданию педагогических технологий как механизма преодоления социально-профессионального инфантилизма; сравнительный анализ различных моделей социально-педагогической поддержки обучающихся колледжа.

Третий этап (2019-2020 годы). Обработка результатов опытно-экспериментального исследования, их качественный и количественный анализ; обобщение результатов и обоснование теоретических выводов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования, по мнению авторов, заключается в том, что:

• теоретически обоснован механизм преодоления социально-профессионального инфантилизма обучающихся колледжа в условиях современного рынка труда, включающий совокупность социально-педагогических воздействий и условий, обеспечивающих устойчивость и развитие образовательно-воспитательной системы колледжа, а также комплекс педагогических технологий, ориентированных на реализацию системы мер по выявлению, предупреждению и преодолению социально-профессионального инфантилизма обучающихся колледжа;

• определена сущность социально-профессионального инфантилизма обучающихся, который проявляется в неспособности применять полученные знания на практике; в формировании системы негативных мотивационно-ценностных ориентаций по отношению к профессионально-личностному развитию; в отсутствии желания преобразовывать образовательно-профессиональное пространство и себя под пространство; в пассивном отношении к кризисным жизнен-

ным ситуациям; неприятии помощи и поддержки со стороны педагогов и семьи; негативном либо равнодушном отношении к профессиональной деятельности родителей; равнодушии к собственной успеваемости, в боязни профессиональной деятельности, неуверенности в собственных силах, апатии и пренебрежительном отношении к учебе, овладению профессией;

разработаны критерии, характеризующие уровни проявления социально-профессионального инфантилизма обучающихся колледжа (уровень, полнота усвоения и степень абстрактности знаний; степень автоматизма навыков выполнения усвоенной деятельности в проблемных ситуациях; профессиональная мотивация; нравственно-этические ценности, жизненные и профессиональные планы студентов колледжа и др.);

выявлены факторы, детерминирующие развитие социально-профессионального инфантилизма и определяющие причины его возникновения: развитие ранее сформировавшейся негативной стратегии жизнедеятельности в семье и открытом социуме; реакция обучающегося на направленное психологическое воздействие различных людей (прежде всего взрослых, родителей); создание новых образцов личного опыта, способствующих специфической адаптации личности к новым условиям;

определены педагогические условия преодоления социально-профессионального инфантилизма обучающихся колледжа, включая формирование позитивно направленных субъект-субъектных отношений педагога и обучающегося, вариативность системы образования и воспитания, создание ситуа-

ции выбора и успеха для каждого стдента, создание развивающей среды через многоуровневую социокультурную и психолого-педагогическую систему деятельности и др.; уточнено содержание понятий: «социально-профессиональный инфантилизм»; «преодоление социально-профессионального инфантилизма»; «негативное изменение психологического опыта обучающегося»; «личностный алгоритм адаптации в конкретном социуме».

Практическая значимость исследования заключается в том, что в результате его выполнения представлена проверенная опытно-экспериментальным путем модель преодоления социально-профессионального инфантилизма обучающихся колледжа; разработаны научно-методические рекомендации и подготовлены методические материалы в помощь педагогическим коллективам по своевременному выявлению, преодолению и профилактике социально-профессионального инфантилизма обучающихся колледжа.

По мнению авторов настоящей статьи, результаты рассматриваемого исследования, предложенные в нем выводы и рекомендации в перспективе могут быть использованы в практике воспитательной, социально-педагогической деятельности педагогов и обучающихся по своевременному выявлению и преодолению социально-профессионального инфантилизма, а также при разработке планов и программ подготовки педагогов школ, лицеев и колледжей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурляева В. АБуркина И. В., Булах К. В., Чебанов К. А. Кластерный подход целостной системы профессионального образования (на примере Ставропольского края) // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 25-27.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. 111Я1_: http://www.eduportal.44. ru/Kostroma_EDU/Kos_sch_4/DocLib61/КОНЦЕПЦИЯ%20МОДЕРНИЗАЦИИ%20РОССИЙСКОГО%20ОБРАЗОВА-НИЯ%20НА%20ПЕРИОД%20ДО%202010%20ГОДА^ос (дата обращения: 25.12.2018).

3. Модернизация российского образования: документы и материалы. М.: ГУ ВШЭ, 2002.

4. Никулина И. А., Кожевникова С. В. Реализация модели социального партнерства ССУЗа как условие совершенствования профессиональной подготовки специалистов // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование». 2015. № 1. С. 55-60.

5. Социальное партнерство в образовании: материалы российско-нидерландского исследовательского проекта 205-2015. Великий Новгород, 2004.

6. Федотова Г. А. Творческое саморазвитие учителя сельской школы. Великий Новгород: Изд-во Новгородского гос. ун-та им. Ярослава Мудрого, 2004.192 с.

7 Чебанов К. А., Бурляева В. А., Олишкевич Т. А., Кило А. А. Анализ исследования ценностных ориентаций в молодежной среде // Право и практика. 2017. № 4. С. 339-343.

LITERATURA

1. Burlyaeva V.A., Burkina I. V., Bulax K. V., Chebanov K.A. Klasternyj podxod celostnoj sistemy' professional'nogo obrazovaniya (na primere StavropoTskogo kraya) // Mir nauki, kuTtury\ obrazovaniya. 2018. № 4 (71). S. 25-27.

2. Koncepciya modernizacii rossijskogo obrazovaniya na period do 2010 goda. URL: http://www.eduportal44.ru/ Kostroma_EDU/Kos_sch_4/DocLib61/KONCEPCIYa%20MODERNIZACII%20ROSSIJSKOGO%20OBRAZOVANIYa%20 NA%20PERIOD%20DO%202010%20GC>DAdoc (data obrashheniya: 25.12.2018).

3. Modernizaciya rossijskogo obrazovaniya: dokumenty* i materialy*. M.: GU VShE\ 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Nikulina I.A., Kozhevnikova Se. V Realizaciya modeli sociaTnogo partnerstva SSUZa kak uslovie sovershenstvovaniya professionaTnoj podgotovki specialistov // Prilozhenie k ezhemesyachnomu teoreticheskomu i nauchno-metodicheskomu zhurnalu «Srednee professionaTnoe obrazovanie», 2015, № 1. S. 55-60.

5. SociaTnoe partunerstvo v obrazovanii: materialy rossijsko-niderlandskogo issledovateTskogo proekta 205-2015. Velikij Novgorod, 2014.

6. Fedotova G.A. Tvorcheskoe samorazvitie uchitelya seTskoj shkoly*. Velijkij Novgorod: Izd-vo Novgorodskogo gos. un-ta im. Yaroslava Mudrogo, 2004.192 s.

7 Chebanov K.A, Burlyaeva V.A., Olishkevich T.A., Kilo A.A. Analiz issledovaniya cennostny'x orientacij v molodezhnoj srede // Pravo i praktika. 2017. № 4. S. 339-343.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.