DOI: 10.23683/2070-1403-2019-72-1-329-336
ПЕДАГОГИКА
(шифр научной специальности: 13.00.08)
УДК 37
Д.А. Чебанова, В.А. Бурляева, К.А. Чебанов
Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт г. Невинномысск, Россия [email protected]
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
[Darya A. Chebanova, Viktoria A. Burlyaeva, Konstantin A. Chebanov Relevancy and prospects of implementation of dual education in vocational educational institutions]
It is stated that the strategic direction of economic development of the Stavropol territory involves changes in the system of vocational education. A key trend aimed at ensuring the quality of training for various sectors of the economy is a practice-oriented approach in the system of vocational education. It is noted that it will be necessary to adjust the system of actions not only at the heads of professional educational organizations and institutions, but also the teaching staff. The article describes the dual training, which is, first of all, a system of training of highly qualified, practice-oriented specialists who have ac -quired theoretical knowledge in the classroom, and directly in the manufacturing enterprises, that is, in future jobs have practical knowledge. Introducing elements of dual training, educational organizations will contribute to the training of qualified personnel in line with practice-orientation, technologization, and the development and implementation of educational programs using elements of dual training will be a powerful factor in improving the content and quality of training of students, in accordance with the re -quirements of the regional labor market.
Key words: economic development, system of professional education, quality of training, dual training, labor market.
Стратегическое направление экономического развития Ставропольского края предполагает изменения в системе профессионального образования. Связано это с тем, что основой успешного функционирования традиционных секторов экономики при реформировании и модернизации производств является профессиональная подготовка рабочих, служащих и специалистов, которая должна строиться в соответствии с инновационным технологическим оснащением.
Ключевой тенденцией, направленной на обеспечение качества подготовки кадров для различных отраслей народного хозяйства выступает практико-ориен-тированный подход в системе профессионального образования. Актуализировалась траектория профессионального образования, в которой значимое место займет система дуального обучения или ее элементы. Назревшая необходимость обусловлена развитием российской промышленности, которая требует системного совершенствования подготовки квалифицированных рабочих кадров [3].
Начиная разрабатывать модель модернизации системы профессионального образования в Ставропольском крае, необходимо отметить, что потребуется корректировка системы действий не только руководителей профессиональных образовательных организаций и учреждений, но и педагогического состава. Другими словами, возникает необходимость внесения изменений в модель профессиональной подготовки учреждений среднего профессионального образования (техникумы, колледжи) путем усиления практико-ориенти-рованности, адресности и мобильности [2].
Одной из самых практико-ориентированных систем профессиональной подготовки, можно назвать систему дуального обучения, но не все образовательные учреждения, а следовательно, и педагогические коллективы готовы адаптировать дуальную модель в образовательный процесс.
Изучая данные социологических исследований, мы пришли к выводу, что молодые специалисты, несмотря на достаточно высокий уровень образования, не обладают в достаточной степени практическими навыками, которые необходимы для конкурентоспособности на мировом рынке. Как результат - отсутствие со стороны инвесторов заинтересованности в отдельных регионах, так как, по их мнению, там отсутствует рабочая сила необходимого уровня подготовки и квалификации. Наблюдается готовность вложить инвестиции под конкретные (персонализированные) рабочие места, в последствии имеющие перспективу дать высокий коэффициент производительности труда.
На современном этапе развития края отмечается востребованность механизмов, соответствующих новым условиям социально-экономического развития, в том числе и дуальная система обучения, так как признана в мировой практике как эффективный механизм. Не стоит забывать о накопленном опыте нашей страны, который касался подготовки рабочих кадров в СССР.
В 2014 году в нескольких российских регионах был запущен проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». Агентством стратегических инициатив (АСИ) был объявлен конкурс, в котором приняли участие 23 региона. Победителями стали Ульяновская, Калужская, Ярославская области, Красноярский и Пермский края. Регионы-победители в первую очередь боролись за знания и за инвестиции в перспективе, а уж потом за субсидии из центра. Приходящий в регион инвестор проявляет заинтересованность в гибкой системе подготовки кадров, что позволит успешно развернуть свой бизнес. Победили регионы с сильной управленческой командой [3].
Что же представляет собой дуальное обучение? Прежде всего это система подготовки высококвалифицированных, практикоориентированных специалистов, которые в аудиториях приобрели теоретические знания, а непосредственно на производственных предприятиях, то есть на будущих рабочих местах получили знания практические. Необходимо отметить, что на производстве студенты находятся под наблюдением мастеров-наставников, являющихся действующими работниками с признанной высокой квалификацией. В период существования Советского Союза была распространена практика наставничества, что подтверждалось моделью «завод - высшее техническое учебное заведение». Все это перестало существовать с исчезновением плановой экономики. Таким образом, необходимо произвести перезагрузку советского опыта. В реализации дуального образования прежде всего заинтересованы промышленные предприятия, так как можно запланировать подготовку кадрового потенциала для конкретного предприятия с учетом регионального компонента.
Что касается термина «дуальное образование», то на сегодняшний день на федеральном уровне для него определения нет, а, следовательно, мы будем его использовать как «рабочий». Отметим и то, что прежде всего по программам дуального образования необходимо готовить специалистов дефицитных специальностей, которые будут востребованы и будут удовлетворять требования конкретных предприятий и организаций. Для построения новых образовательных программ необходимо обращаться к профессиональным стандартам, которые уже существуют. У большинства руководителей образовательных организаций можно услышать предложение об обязательном распределении студентов после обучения. Но современное общество полностью отрицает давле-
ние, так как требуя от бизнеса подготовки мастеров-наставников, государство столкнется с тем, что инвестор запишет это предложение в негативные инвестиционные направления. Именно сегодняшние свободы позволят стимулировать соответствующее взаимодействие бизнеса и государства [2].
Так как система дуального образования возможна лишь при совместном финансировании, необходимо заинтересовать коммерческие предприятия программами подготовки кадров под конкретное рабочее место, а региональные органы власти, заинтересовать перспективами развития экономики и повышения уровня жизни в регионе.
Профессиональная подготовка в условиях дуальной системы зародилась в Германии и получила широкую известность и признание благодаря работам К.А. Гесслера, В. Грейнерта, Г. Кутша. Германия строит дуальную систему профессиональной подготовки путем взаимодействия двух самостоятельных носителей официально признанного профессионального образования, которые не зависимы как в организационном, так и в правовом отношениях. В данной системе профессионального образования предполагается наличие двух различных учебно-производственных сред: предприятие и государственная профессиональная школа. Отметим, что и предприятие, и профессиональная школа должны действовать сообща, так как общей целью выступает профессиональная подготовка будущих специалистов различных отраслей экономики [3]. Проведя анализ работ немецких исследователей А. Шелтена, К.В. Штратмана, мы отметили, что, по их мнению, дуальная система может обеспечить тесное взаимодействие производственной сферы с профессиональным обучением, что повлечет к своевременному реагированию на изменение ее потребностей и учет тенденций развития. В Германии исторически сложившуюся идею дуальной системы обучения поддерживают для развития среднего класса, для подготовки квалифицированных и предприимчивых работников, что является основой государственности и стабильности.
Основными ресурсами системы дуального обучения являются факторы, условия, эффекты, способствующие практико-ориентированной подготовке кадров. Основами и ресурсами для внедрения системы дуального обучения в российскую практику мы назовем развивающуюся систему национальных квалификаций, разработку и внедрение образовательных и профессиональных стандартов. Так же отнесем к ресурсам, способствующим внедрению ду-
ального обучения в систему профессионального образования и развитие системы взаимодействия четырех сторон, а именно: государственную систему профессионального образования, систему подготовки кадров у работодателей, профсоюзы, общественные организации и государственную власть. Необходимо указать на отраслевое развитие объединений работодателей с их заинтересованностью в улучшении и оптимизации процесса обучения и подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Еще одним ресурсом может стать развивающаяся инфраструктура организаций, которые осуществляют профессиональную подготовку и профессиональное обучение [1]. В структуре вышеназванных организаций создаются ресурсные и учебные центры, центры прикладных квалификаций, специализированные центры компетенций и т.п. Данные центры можно сравнить с аналогами немецких «Центров компетенций».
Перспективой внедрения дуальной системы обучения является возможность преодоления рассогласованности по вопросам подготовки профессиональных кадров таких сфер, как производственная и образовательная. Связано это с тем, что для реализации образовательных программ предусматривается создание условий реального производства, а именно использование в обучении оборудования, технологий конкретного рабочего места на конкретном производстве. Неотъемлемой частью дуального обучения будут и высококвалифицированные кадры реального производства, включенные в образовательный процесс. Заметим и то, что предприятиям, которые будут привлечены к непосредственному участию в организации процесса обучения, необходимо будет нести существенные расходы, связанные с обучением, что приведет к заинтересованности в организации, содержании и результатах обучения [3].
Нельзя забывать, что при дуальном обучении предполагается возрастание эффективности освоения обучающимися теоретических основ профессиональных знаний, овладения компетенциями, умениями, трудовыми операциями, действиями. Наиболее сильной стороной дуального обучения многие исследователи считают многогранность, всестороннее обучение, синергетический эффект.
Дуальная система обучения положительно влияет на процессы развития системы непрерывного профессионального образования, создавая комфортные условия для кадрового, научно-методического и материально-технического оснащения образовательных учреждений. Практико-ориентированная
подготовка позволит оптимально использовать ресурсы образовательного учреждения (лабораторное оборудование, полигоны, мастерские).
Педагоги-практики отмечают, что в условиях дуального обучения создается особая среда для успешной социализации, при этом происходит активизация разностороннего профессионального развития обучающихся. Отметим и то, что у работодателей появляется возможность получить готового специалиста, знакомого с особенностями работы конкретного предприятия или организации, что значительно сократит издержки и сроки адаптации будущего работника.
В дуальной системе предусматривается максимальный учет требований конкретного предприятия к уровню подготовки квалифицированного специалиста, обеспечивая при этом формирование спектра необходимых профессиональных компетенций по данной профессии/специальности, что в свою очередь позволит обученным работникам быть конкурентными, мобильными, эффективными, а при необходимости иметь возможность устроиться в организациях различного профиля [3].
Организация образовательного процесса в рамках дуальной системы обучения имеет три важные составляющие, которые взаимосвязаны между собой: системы профессионального самоопределения и профориентации, регламентов по профессиям, институт наставничества.
Именно на методологии компетентностного подхода было основано внедрение федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, в основе которого лежат единство теории и практики, междисциплинарный, интегрированный подход, акцент на применении умений и знаний в профессиональной деятельности. Принципы компетент-ностного подхода имеют множество совпадений с методологией дуального обучения, поэтому для успешности реализации ФГОС актуально тесное взаимодействие работодателей с образовательными организациями.
Проведенный нами анализ научных трудов позволяет утверждать, что такого пристального внимания со стороны ученых к дуальной форме профессионального образования не было ни к одной национальной образовательной модели, и это несмотря на то что многие отмечают невозможность ее прямого копирования. А вот то что анализ и изучение дуальной формы позволяет создать предпосылки внедрения наиболее эффективных ее элементов в системы профессионального образования, никто не сомневается [4].
Дуальность как форма профессионального образования является продуктом социального партнерства, представляющая механизм тесного взаимодействия государства, работодателей, профсоюзов и различных общественных объединений по подготовке высококвалифицированного персонала в соответствии с потребностями рынка труда [1].
Внедряя элементы дуального обучения, образовательные организации будут способствовать подготовке квалифицированных кадров в русле практи-ко-ориентированности, технологизации, а разработка и внедрение образовательных программ с использованием элементов дуального обучения станет мощным фактором совершенствования содержания и качества подготовки обучающихся, в соответствии с требованиями регионального рынка труда. Соответственно эти факторы приведут к стимулированию образовательных организаций искать дополнительные возможности, ресурсы для внедрения широкого спектра программ профессионального обучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Становясь на путь внедрения практико-ориентированных программ с элементами дуального обучения, образовательные учреждения и организации популяризируют рабочие профессии, конкурсное и олимпиадное движение, направленное на развитие профессионального мастерства высококвалифицированных рабочих [4].
Залогом успеха в достижении нового качества профессионального образования на наш взгляд может стать единство теоретического и практического обучения, обучение на конкретном рабочем месте, привлечение квалифицированных кадров предприятия-партнера (наставничество) и др., что может быть реализовано в системе дуального образования. Продолжая исследования в данном направлении, уже сейчас можно резюмировать, что для реального сектора экономики самым перспективным направлением в подготовке специалистов является дуальное обучение.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Есенина Е.Ю. Особенности дуальной системы обучения // Современные проблемы образования и науки. 2014. № 6.
2. Бурляева В.А., Буркина И.В., Булах К.В., Чебанов К.А. Кластерный подход целостной системы профессионального образования (на примере Ставропольского края) // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71).
3. Опыт внедрения элементов системы дуального обучения в профессиональных образовательных организациях Свердловской области: методические рекомендации / Е. Н. Байдало, М.А. Герасимова, Е. В. Шлыкова; Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования». Екатеринбург, 2016.
4. Формирование системы наставничества для предприятий НП «Ассоциация Уралпищепром» / Под общ. ред. В. И. Кондрух, В. В. Вертиль, Е. Н. Байдало. Екатеринбург, 2015.
R E F E R E N C E S
1. Yesenina E.Yu. Features of the dual training system // Modern problems of education and science. 2014. No 6.
2. Burlyaev V.A., Burkina I.V., Bulakh K.V., Chebanov K.A. The cluster approach of the integrated system of vocational education (on the example of the Stavropol Territory) // World of Science, Culture, Education. 2018. No. 4 (71).
3. Experience of introducing elements of the system of dual education in professional educational organizations of the Sverdlovsk region: guidelines / E. N. Baidalo, M. А. Gerasimova, E. V. Shlykova; State autonomous educational institution of additional professional education of the Sverdlovsk region "Institute for Education Development". Yekaterinburg, 2016.
4. Formation of a mentoring system for enterprises of NP "Association Uralpishcheprom" / Under total. ed. V.I. Kondrukh, V.V. Vertil, E.N. Baidalo. Ekaterinburg, 2015.
_7 декабря 2018 г.