Научная статья на тему 'Компетентностный подход к практико-ориентированному обучению как стратегическая цель в профессиональной подготовке будущих специалистов'

Компетентностный подход к практико-ориентированному обучению как стратегическая цель в профессиональной подготовке будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОМПЕТЕНЦИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / EDUCATION / COMPETENCE APPROACH / PRACTICAL-ORIENTED TRAINING / DUAL SYSTEM / COMPETENCE POTENTIAL / COMPETENCE / CONTINUOUS VOCATIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Файзиев Рамазан Мусаевич, Файзиева Галина Владимировна, Файзиев Раим Мусаевич, Гончарова Кристина Игоревна

В статье рассмотрены основные вызовы, диктующие необходимость разработки комплексной технологии, сочетающей компетентностный подход, практико-ориентированное обучение и элементы дуальной образовательной системы, позволяющей удовлетворить потребности реального рынка труда, обеспечив его высококвалифицированными конкурентоспособными профессиональными специалистами. Представлены характеристики составляющих названной технологии в их триединстве и взаимосвязи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Файзиев Рамазан Мусаевич, Файзиева Галина Владимировна, Файзиев Раим Мусаевич, Гончарова Кристина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the main challenges that dictate the need to develop an integrated technology that combines a competence approach, practice-oriented training and elements of a dual educational system that will meet the needs of the real labor market, providing it with highly qualified competitive professional specialists. The characteristics of the components of the named technology in their triunity and interrelation are presented.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к практико-ориентированному обучению как стратегическая цель в профессиональной подготовке будущих специалистов»

Компетентностный подход к практико-ориентированному обучению как стратегическая цель в профессиональной подготовке будущих специалистов

Файзиев Рамазан Мусаевич генеральный директор ООО «МедИнТех» 8-(8512)-297557, 8(960) 858-85-23 f [email protected]

Файзиева Галина Владимировна директор Института среднего и дополнительного профессионального образования федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Астраханский государственный университет» (8512) 47-68-61 [email protected]

Файзиев Раим Мусаевич начальник инновационно-аналитического отдела федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова»

(961) 841-85-22 ar-raim@mail. ги

Гончарова Кристина Игоревна студентка 2 курса, направление «Начальное образование», факультет педагогического образования и биологии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б.

Городовикова» (84722) 3-71-53 [email protected]

Аннотация

В статье рассмотрены основные вызовы, диктующие необходимость разработки комплексной технологии, сочетающей компетентностный подход, практико-ориентированное обучение и элементы дуальной образовательной системы, позволяющей удовлетворить потребности реального рынка труда, обеспечив его высококвалифицированными конкурентоспособными профессиональными специалистами. Представлены характеристики составляющих названной технологии в их триединстве и взаимосвязи. The article considers the main challenges that dictate the need to develop an integrated technology that combines a competence approach, practice-oriented training and elements of a dual educational system that will meet the needs of the real labor market, providing it with highly qualified competitive professional specialists. The characteristics of the components of the named technology in their triunity and interrelation are presented.

Ключевые слова

Образование, компетентностный подход, практико-ориентированное обучение, дуальная система, компетентностный потенциал, компетенция, непрерывное профессиональное образование, профессиональное развитие, профессиональная компетентность.

Education, competence approach, practical-oriented training, dual system, competence potential, competence, continuous vocational education, professional development, professional competence.

Введение

Переход учебных заведений на новые федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения ставит перед образованием новую актуальную задачу - изменить образовательную систему, основанную на «педагогике знаний» на новую, компетентностью, нацеленную на развитие компетентностного потенциала обучающихся, личностных, межличностных и профессиональных компетенций выпускника, ведь для современного специалиста важны не столько знания, сколько способность применять их для решения конкретных профессиональных задач, выхода из проблемных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности и в повседневной жизни, поиска альтернативных способов эффективного выполнения своих профессиональных обязанностей. Именно компетентностный подход в профессиональном образовании, связанный с усилением практической стороны обучения, рассматривается как один из факторов повышения конкурентоспособности будущих специалистов. Проблемам организации учебного процесса с учетом компетентностного подхода с позиций практико-ориентированного обучения посвящена настоящая статья.

Нормативно-правовое и методическое обеспечение рассматриваемой предметной области. Нормативно-правовой и методической базой внедрения компетентностного подхода в образование являются: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (273-Ф3), «Программа развития образования до 2020 года», Распоряжение Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева № 2620-р «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», поручения Президента РФ В.В. Путина по итогам Послания Федеральному Собранию РФ 2018 года, ФГОС СПО, ФГОС ВПО.

Перечень обязательных компетенций для выпускников разных специальностей определен федеральным государственным стандартом направления подготовки. В частности, в разделе стандарта «Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата» обозначено, какими общекультурными и профессиональными компетенциями должен обладать выпускник по завершении обучения.

Объектом исследования является организация образовательного процесса по программам среднего профессионального и высшего образования в соответствии с компетентностным подходом.

Предметом исследования - обоснование разработки комплексной технологии практико-ориентированного обучения, направленной на развитие компетентностного потенциала обучающихся.

В ходе исследования применяется комплекс методов: анализ литературы и нормативно-правовых документов, контент-анализ, синтез, индукция.

Цель исследования: создание научно-методической базы для разработки комплексной технологии практико-ориентированного обучения, направленной на развитие компетентностного потенциала обучающихся.

Современный уровень научно-технического прогресса, прорыв в экономической сфере, преобразования в социально-индустриальном облике нашей страны, многочисленные изменения политической ситуации диктуют необходимость обновленных требований к специалисту, привлекаемому в реальный сектор экономики, а в связи с этим, и к выпускнику образовательных учреждений - средних профессиональных и высших - которому уже недостаточно обладать лишь определенным багажом знаний.

На первое место выходит тот набор компетенций будущего специалиста, который позволит в будущем ответить на дерзкие вызовы конкурентной среды и обеспечить эффективное функционирование в профессиональной сфере.

Проблемы качества подготовки специалистов и их дальнейшего трудоустройства приобретают особое значение и в связи с ориентацией учебных заведений на формирование практически значимых профессиональных компетенций выпускников. В связи с этим становится актуальной проблема разработки механизма взаимодействия образовательных организаций и потенциальных работодателей.

Следовательно, сегодня, как никогда ранее, в профессиональном образовании велика роль компетентностного подхода, позволяющего развить компетентностный потенциал нынешних студентов, разработать и сформировать компетентностную модель будущего специалиста, отвечающую всем требованиям политической и социально-экономической среды, обеспечить соответствие этой модели компетенций выпускников.

На наш взгляд, сделать это только профессорско-преподавательскому составу образовательных учреждений невозможно. Безмерно уважая заслуги преподавателей учреждений среднего профессионального образования и высших учебных заведений, не можем не отметить, что подавляющее большинство из них оторваны от реального производства, не представляют истинных проблем и потребностей реального сектора экономики, а следовательно - транслируют лишь идеальные теоретические знания, но не возможность их реализации на практике, предлагают набор упражнений, весьма отдаленных от тех, которые решает на практике действующий специалист, и в силу своей оторванности от производства не может развить у студентов одну из важнейших компетенций - способность решать профессиональные задачи, связанные с выявлением проблемных ситуаций в реальной профессиональной деятельности, анализом этой проблемы и причин их возникновения, поиском альтернативных способов и решений. Как следствие сложившейся ситуации продуктом образовательных учреждений среднего профессионального и высшего образования можно считать выпускника, обладающего знаниями (не всегда актуальными в силу все той же «педагогики знаний»), но не способностью применить их на практике.

Единственным выходом из сложившейся ситуации можно считать внедрение в систему профессионального образования подходов или отдельных элементов дуального образования.

Своими корнями дуальная система обучения уходит в средневековое прошлое Германии, когда гильдии мастеров организовывали образовательный процесс становления подмастерий и получения дополнительной квалификации мастера. К XIX веку базовая модель профессионального образования и обучения приобретала новые формы в рамках дуальной системы, отвечающей потребностям нового исторического периода в развитии Германии. германские промышленники, чьи предприятия активно развивались в конце XIX века, вынуждены были признать, что для стабильного развития и обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке требуется постоянный приток на производство квалифицированных рабочих кадров. В результате тесное сотрудничество между социальными партнерами (федеральным правительством, федеральными штатами, промышленностью стало ключевым фактором успеха немецкой дуальной системы обучения [2].

Как показал анализ литературы по проблеме исследования [1; 2; 6], в Германии эффективность дуальной системы обучения обеспечивается рядом факторов, среди которых - школьная система, поддерживающая дуальную модель, немецкая традиция лояльности государства к компаниям, реализующим на своей базе дуальную систему профессионального образования и обучения. Это целая система, поддерживаемая политиками и обществом и необходимая самим компаниям [6].

В целом система дуального обучения предполагает сочетание практического обучения по профессии на предприятии с теоретическим в учебном заведении. В соответствии с определением на сайте Агентства стратегических инициатив, «дуальное образование - вид профессионального образования, при котором практическая часть подготовки проходит на рабочем месте, а теоретическая часть - на базе образовательной организации. Система дуального образования предполагает совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место коммерческими предприятиями, заинтересованными в квалифицированном персонале, и региональными органами власти, заинтересованными в развитии экономики и повышении уровня жизни в регионе» [7].

Отметим отдельно, что по инициативе Агентства стратегических инициатив с декабря 2013 года запущен системный проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования», в котором по итогам конкурсного отбора участвуют 10 субъектов Российской Федерации (Ярославская, Калужская, Свердловская, Ульяновская, Волгоградская, Нижегородская, Московская области, Красноярский и Пермский край, республика Татарстан). В поддержку обозначенного проекта в своем Послании к Федеральному Собранию президент Российской Федерации В.В. Путин акцентировал внимание на введение моделей обучения, эффективных для формирования высококвалифицированного производственного кадрового состава.

Структурируя основные подходы к дуальному обучению, можно считать его основными целями следующее:

1. развитие технического и профессионального образования посредством создания высокоэффективной конкурентоспособной системы подготовки и переподготовки кадров рабочих и технических специалистов;

2. внедрение в учебный процесс организаций профессионального образования новых технологий обучения;

3. дальнейшее развитие системы непрерывного профессионального образования;

4. стимулирование разработки, переработки и усовершенствования профессиональных стандартов рабочих и технических специальностей.

В связи с этим, на наш взгляд, обозначим основные преимущества системы дуального образования, при которой образовательные программы (по сравнению с традиционной):

- открывают дополнительные возможности повышения эффективности подготовки рабочих и технических кадров высшей квалификации;

- обеспечивают диверсификацию профессионального образования, т.е. позволяют увеличить разнообразие предлагаемых профессиональных программ;

- способствуют более разностороннему профессиональному развитию обучающихся;

- обеспечивают взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимовлияние различных систем (наука и образование, наука и производство и т.п.), что приводит к качественным изменениям в профессиональном образовании [1].

При этом сама дуальная система обучения:

- устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения -разрыв между теорией и практикой;

- в механизме дуальной системы подготовки заложено воздействие на личность будущего специалиста, создание его новой психологии (студенты понимают, что приобретенные знания в совокупности с компетенциями - это инвестиции в будущий успех в профессиональной сфере);

- дуальная система обучения создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, т.к. качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;

- заинтересованность руководителей предприятий и организаций, привлекаемых к образовательному процессу, в практическом обучении своих сотрудников;

- учебное заведение, работающее в тесном контакте с заказчиком, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения.

Основной подход к обучению дуальной системы - «обучение через действие», «обучение через процесс» - отражает реализацию проектной технологии, мотивирующей студентов к эффективному освоению теории для решения реальных практических задач. При этом студенты самостоятельно обозначают цель проекта, определяют способы и технологии ее достижения, осуществляют поиск, обобщение и анализ информации, адекватной поставленной цели. А в целом, в процессе самостоятельного планирования и активного выполнения определенного типа заданий происходит решение значимой для обучающихся проблемы и создаются условия для формирования профессиональной компетентности, а проектная деятельность рассматривается как основа практико-ориентированного обучения, обеспечивающего достижение гарантированного результата формирования компетенций на уровне профессионального практического применения [3].

Тем не менее, на наш взгляд, полное слепое копирование западной системы дуального образования в российскую образовательную систему невозможно. В первую очередь это объясняется тем, что внедрение дуальной системы образования требует значительной финансовой поддержки государства в виде грантов и целевых программ, средства которых можно было бы направить на приобретение оборудования «зеркального типа», тренажеров и учебных симуляторов.

Одной их таких программ, бесспорно, можно назвать государственную программу «Кадры для регионов», нацеленную на оказание государственной поддержки вузам, подведомственных Министерству образования и науки РФ, ориентированных на подготовку кадров по приоритетным направлениям развития экономики соответствующих субъектов Российской Федерации. Среди задач программы, реализованной в форме конкурсного отбора, - разработка и/или обновление образовательных программ основного и дополнительного профессионального образования, в том числе, путем актуализации их содержания и технологий обучения, материально-технического и инфраструктурного обеспечения программ, повышение квалификации и поддержка мобильности профессорско-преподавательского состава этих программ, привлечение к разработке и реализации программ сторонних специалистов из числа практиков.

Основными результатами конкурса можно считать долгосрочное сотрудничество российских вузов с ведущими региональными предприятиями и организациями в рамках приоритетных направлений развития регионов; подготовку и переподготовку квалифицированных кадров для приоритетных секторов региональной экономики и регионального рынка труда; повышение качества образовательных программ по приоритетным направлениям регионального развития [8].

Только за 2013-2016 гг в программе были задействованы 14 вузов из 14 субъектов нашей страны; общий объем финансирования программы составил 1,0 млрд. руб. За время реализации программы было создано 40 базовых кафедр; 148 предприятий и около 800 сотрудников были задействованы в образовательной

деятельности университетов; разработано и модернизировано 146 образовательных программ; более 6 тысяч студентов прошли практику на предприятиях, более 2,5 тысяч трудоустроены [4].

Определенно, такое практико-ориентированное обучение имеет четкую цель - связать учебное заведение с реальным производством или сегментом промышленности, нацелить будущих специалистов на овладение именно теми компетенциями, которые будут востребованы в будущей профессиональной деятельности. Помимо такого сугубо практического знания, роль практико-ориентированного обучения - «замкнуть» учебный процесс на нужды отдельно взятого предприятия и экономики региона в целом, минимализировав теоретизированность, поставив профессорско-преподавательский состав учебных заведений перед необходимостью связи с производством, привлекая к учебному процессу специалистов-практиков. Последнее возможно только при тесном взаимодействии практических специалистов и преподавателей сузов и вузов, т.к. производственные кадры зачастую не владеют педагогическими техниками и мастерством и попросту не умеют изложить свой богатый опыт интересно и привлекательно для студентов. Именно практико-ориентированное обучение, базирующееся на тесной коллаборации с реальным производством, использующее его потенциал в качестве ресурса при разработке учебных планов и программ дисциплин, проведения практических занятий, базы для практик, станет основой подготовки востребованного специалиста, не одного из сотен одинаковых, а единственного в своем роде.

Проведенный нами теоретический анализ рассматриваемой проблемы свидетельствует о необходимости разработки комплексной технологии, сочетающей в себе элементы компетентностного подхода, практико-ориентированного обучения и системы дуального обучения. В комплексной технологии компетентностный подход обеспечит формирование у студентов устойчивых базовых знаний, практико-ориентированный подход к обучению даст возможность ознакомления в стенах учебного заведения с особенностями будущей профессиональной деятельности, а элементы дуальной системы вовлекут обучающихся в непосредственную трудовую деятельность. Разработка названной технологии в настоящее время является предметом нашего исследования в практической области.

Выводы

1. Практико-ориентированное обучение, базирующееся на тесной коллаборации с реальным производством, использующее его потенциал в качестве ресурса при разработке учебных планов и программ дисциплин, проведения практических занятий, базы для практик, - это единственная возможность обеспечить связь теоретических знаний и практических навыков будущих специалистов, что необходимо для эффективной профессиональной деятельности и удовлетворения потребностей региона в высококвалифицированных кадрах.

2. Компетентностный подход к обучению позволяет развить компетентностный потенциал студентов средних профессиональных и высших учебных заведений и обеспечить их актуальными личностными, межличностными и профессиональными компетенциями, которые будут необходимы в будущей профессиональной деятельности, сделают востребованным и усилят «skills-list» выпускников современными конкурентными преимуществами.

3. Внедрение в образовательный процесс элементов дуального обучения ориентировано на повышение качества обучения, приближение уровня подготовки кадров к потребностям реального сектора региональной экономики и работодателей,

укрепление связей учебных заведений с производством, привлечение дополнительных источников финансирования.

4. Комплексная технология, сочетающая в себе элементы компетентностного подхода, практико-ориентированного обучения и системы дуального обучения, позволит структурировать образовательный процесс в системе среднего профессионального и высшего образования и обеспечит синергетический эффект формирования и развития профессиональных компетенций будущего специалиста, иными словами - раннюю подготовку будущих специалистов навыкам работы, что позволит в последствии сократить время профессиональной адаптации и «вхождения» в производственные процессы.

Литература

1. Вопросы перехода на дуальное образование [Электронный ресурс]. - Режим допуска: http://www.center-rpo.ru/images/files/dualnoe%20obrazovanie.pdf Дата допуска 19.05.2018.

2. Булах К.В., Жукова Н.Н. История развития дуальной системы профессионального образования в странах европейского союза // Ежеквартальный рецензируемый, реферируемый научный журнал «Вестник АГУ». - 2017. - Выпуск 4 (208). - С. 57-64.

3. Решетка В.В. Проектный метод обучения как средство реализации практико-ориентированной технологии [Электронный ресурс]. - Режим допуска: https://cyberleninka.rWarticle/nproektaw-metod-obuchemya-kak-sredstvo-realizatsn-praktiko-orientirovannoy-tehnologii. Дата допуска 17.05.2018.

4. Соболев А.Б. Опорные университеты [Электронный ресурс]. - Режим допуска: https://минобрнауки.рф/новости/8058/файл/7386/10.%20Соболев.pdf. Дата допуска 19.05.2018.

5. Файзиев Р.М. Концепция дуального обучения - основа подготовки конкурентоспособного специалиста // Приоритетные направления развития современного образования : сборник статей II Межрегиональной научно-практической конференции, 10 апреля 2018 г., г. Астрахань - Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет», 2018. - С. 132-135.

6. Nigel Cassidy German apprenticeships: A model for Europe? // BBC NEWS. [Электронный ресурс]. - Режим допуска: http://www.bbc.com/news/business-16159943. Дата допуска 19.05.2018.

7. http://www.asi.ru/molprof/dualeducation. Дата допуска 17.05.2018.

8. http://regionvuz.ru/ Дата допуска 19.05.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.