Научная статья на тему 'Управление образовательной средой для формирования влияния на студента'

Управление образовательной средой для формирования влияния на студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / EDUCATIONAL SPACE / CULTURAL PARADIGM OF EDUCATION / COMPETENCE APPROACH / PERSONAL IDENTITY / PROFESSIONAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калугина Т. Н.

В статье рассматриваются вопросы формирования образовательной среды вуза с целью развития личностных и профессиональных компетенций у студентов. Взаимосвязь высшего образования и экономической эффективности нации, развитие информационных технологий обусловили переход к обществу знаний. Трансформация общества и личностных ценностей привела к переосмыслению национальных ценностей в контексте общечеловеческих нравственных норм. В образовании формулируется культурологическая парадигма, которая исходит из представления, что образовательная система является не только просветительской, но и отражает пространство культуры, отвечает ее содержанию и формам. С появлением идеи единства и взаимодополняемости образования и культуры, последняя становится важным условием развития личности и совершенствования образовательного процесса. Современная культура перестала быть продуктом рационально организованного процесса познания. В современном обществе средства массовой информации формируют объём и качество знания, повседневный опыт и, в конечном итоге, культуру человека. Влияние культуры на образование приводит к изменениям в образовательной среде. Автор приводит классификацию различных компонентов и типов образовательной среды. На основе опыта МГИМО автор оценивает степень влияния образовательной среды вуза на формирование личностных и профессиональных компетенций у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калугина Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article addresses the issue of educational space formation in order to develop personal identity and professional competences. Correlation between the higher education and economic efficiency of the nation, high pace of IT development led to transition to knowledge-based society. Transformation of both society and personal values resulted in rethinking of national values in the context of common moral values. In the sphere of education there appeared cultural paradigm that is based on the notion that the system of education not only educates but reflects cultural space, complying with its norms and contents. Once the idea of unity and complementarity of education and culture appeared, the latter has become an essential condition for personal identity development and educational process improvement. Contemporary culture is no longer a product of a rationally organized process of learning. Nowadays the mass media influence the volume and quality of knowledge, daily experience and finally personal culture. Culture implication on education results in educational space transformations. The author provides the classification of various components and kinds of educational space. Basing on MGIMO experience the author estimates the degree of educational space implication on development of students’ personal identity and professional competences.

Текст научной работы на тему «Управление образовательной средой для формирования влияния на студента»

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-12-333-337

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ВЛИЯНИЯ НА СТУДЕНТА.

Калугина Т.Н.

Московский государственный институт международных отношений, г. Москва, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования образовательной среды вуза с целью развития личностных и профессиональных компетенций у студентов. Взаимосвязь высшего образования и экономической эффективности нации, развитие информационных технологий обусловили переход к обществу знаний. Трансформация общества и личностных ценностей привела к переосмыслению национальных ценностей в контексте общечеловеческих нравственных норм. В образовании формулируется культурологическая парадигма, которая исходит из представления, что образовательная система является не только просветительской, но и отражает пространство культуры, отвечает ее содержанию и формам. С появлением идеи единства и взаимодополняемости образования и культуры, последняя становится важным условием развития личности и совершенствования образовательного процесса. Современная культура перестала быть продуктом рационально организованного процесса познания. В современном обществе средства массовой информации формируют объём и качество знания, повседневный опыт и, в конечном итоге, культуру человека. Влияние культуры на образование приводит к изменениям в образовательной среде.

Автор приводит классификацию различных компонентов и типов образовательной среды. На основе опыта МГИМО автор оценивает степень влияния образовательной среды вуза на формирование личностных и профессиональных компетенций у студентов.

Ключевые слова: образовательная среда, культурологическая парадигма образования, компетентностный подход, личностные компетенции, профессиональные компетенции.

В современном мире сейчас происходит беспрецедентное по своим масштабам развитие высшего образования, растёт осознание его роли в экономическом и социальном развитии государства. Интернационализация экономической, социально-политической и культурной жизни современного общества требует обмена не только товарами, но и знаниями. Образование уже давно перестало быть сферой услуг и превратилось в самостоятельный способ формирования будущего нации. Выход образовательных программ за государственные границы ознаменовал начало эпохи глубоких и всеобщих преобразований систем образования. Требования рынка труда оказывают все большее влияние на политику и практику высшего образования. Прослеживается неразрывная связь функций и образовательных программ вузов с новой экономикой знаний. Экономическая эффективность и благосостоянии нации все больше зависит от производства и применения новых знаний высококвалифицированными работниками труда. Этот факт подчеркивает взаимозависимость между обеспечением высшего образования и экономическим процветанием нации. Эффективно развивающееся государство для сохранения лидерской позиции

на мировом уровне обязано инвестировать в сферу образования с целью максимального развития и использования человеческого капитала.

В XXI веке происходит формирование информационного общества, связанного с воздействием, которое оказывают современные информационные технологии на развитие социальной организации общества. Знание становится не только определяющей способностью современного экономического развития, но и организующим принципом общества, жизнедеятельность которого определяется информационными ресурсами.

Вышеуказанные факторы, а именно взаимосвязь высшего образования и экономической эффективности нации, развитие информационных технологий и переход к обществу знаний приводят к смещению акцента высшего образования со знаниеориентированной на деятельностноориентированную парадигму. Таким образом, в фокусе деятельности вуза оказывается не передача знаний, а студент и его академическая деятельность. В последнее время все большую поддержку получает идея компетентностного подхода, то есть желаемые качества выпускника представляются в виде полученных им компетенций. Концепция компетенции выходит за рамки квалификации и представляет компетенцию как комбинацию знаний, умений, навыков и

отношений, соответствующих определенному содержанию. Результаты образования, выраженные на языке компетенций, позволят расширить их академическое и профессиональное признание, мобильность выпускников вузов, а также повысить сопоставимость и совместимость дипломов и квалификаций [1].

Трансформация общественных и личностных ценностей в постиндустриальном обществе привела к утрате четкого смысла и цели образования, что, в свою очередь, создало необходимость переосмысления национальных ценностей в контексте общечеловеческих нравственных норм. В образовании формулируется культурологическая парадигма, которая исходит из представления, что образовательная система является не только просветительской, но и отражает пространство культуры, отвечает ее содержанию и формам. С появлением идеи единства и взаимодополняемости образования и культуры, последняя становится важным условием развития личности и совершенствования образовательного процесса. Важно отметить, что любые изменения в культуре приводят к изменениям в образовании, а изменения в образовании, в свою очередь, могут оказывать значительное влияние на протекание общекультурных процессов.

О.В. Долженко утверждает, что подлинные источники развития институционального образования нужно искать за пределами системы образования. "Внеинституциональные формы образовательной деятельности, формируясь за пределами системы образования, являют собой подлинную его жизнь. Они суть формы существования культуры в образовании. С одной стороны, эти формы знаменуют собой появление новых интеллектуальных инноваций, призванных снять противоречия, а с другой ... в них отражаются новые проблемные ситуации, решение которых выступает гарантом дальнейшего существования человека и культуры...Новые формы образовательной активности выступают в роли новых системообразующих факторов для системы образования, понимаемого как условие функционирования, воспроизводства и развития культуры [2, с. 9].

Интенсивное развитие средств коммуникации, стирание экономических границ, изменение характера труда, культурный национализм, поляризация общества и другие факторы привели к сокращению доли традиционных образовательных институтов в общем объеме образования человека. Легкий доступ к средствам массовой коммуникации привел к тому, что современная культура перестала быть продуктом рационально организованного процесса познания. Не система образования, а средства массовой коммуникации формируют объём и качество знаний. Воздействие, случайных по своей сути, больших информационных

потоков образует повседневный опыт человека и в итоге, его культуру.

Внешние факторы оказывают постоянное, хотя часто и противоречивое, воздействие на субъекты образовательного процесса, способствуя или затрудняя профессионально-личностное развитие учащихся. Поэтому рассматривая влияние современной культуры на образование, правильно в первую очередь говорить об изменениях образовательной среды. Изначально под образовательной средой подразумевалось определенным образом упорядоченное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. Но более современным представляется определение, данное В.А. Ясвиным, который понимает под образовательной средой "систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении" [3, с. 14]. Образовательная среда может рассматриваться с различных позиций. Прежде всего, это может быть естественная или искусственно созданная социокультурная среда учебного заведения, которая включает различные виды, средства и содержания образования. Также она может рассматриваться как совокупность материальных требований в соответствии с педагогическими, эргономическими требованиями к учебно-воспитательному процессу в конкретном социально и пространственно-предметном окружении. Существует целый ряд типов образовательной среды: традиционная, социальная, учебная, информационная, гуманитарная, творческая, технологическая, игровая, профессиональная, коммуникативная и прочие. Следует отметить, что различные типы образовательной среды не существуют изолированно друг от друга, а находятся в интегрированном состоянии, что приводит к усилению их влияния на развитие профессиональных компетенций. Чаще всего классифицировать по внедрению нововведений, видам деятельности, особенностям окружения и специфики воздействия на личность.

Образовательная среда состоит из нескольких компонентов: материально-технического, технологического и субъектно-социального, и функционально-целевого. Материально-технический компонент предполагает наличие у высшего учебного заведения материально-технического потенциала для создания определенной инновационной инфраструктуры. В современном вузе внедрение информационных технологий в образование на всех его уровнях является основой обеспечения создания и развития информационно-образовательной среды. Консолидация информационно-образовательных ресурсов в системе образования и организация единого образовательного пространства на основе современных компьютерных технологий полно-

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 12

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-12 —--—

стью модернизирует не только организацию образовательного процесса, но и его содержательную и методическую основы. Организация и обеспечение доступа студентов к электронным библиотекам, локальным и международным образовательным сетям, введение систем открытого образования, реализация эффективных моделей дистанционного образования и реализация проектной деятельности в образовательном информационном пространстве способствует формированию новой системы ценностей у студентов при усвоении знаний, умений и навыков.

Технологический компонент образовательной среды напрямую связан с технологизацией системы образования. Технологизация учебного процесса позволит усовершенствовать традиционный образовательный процесс путём применения системы процедур, учитывающих современные научные достижения и достижение более высокого уровня обучения. Формирование единого образовательного пространства и сфокусированность на принципе открытости образовательных процессов и переход в соответствии с основными положениями Болонской декларации на кре-дитно-трансферную систему обучения в вузе в значительной степени реформирует процесс подготовки высококвалифицированных кадров. Инновационные технологии обеспечивают индивидуальный подход в обучении, выполнение большого количества творческих задач в процессе самостоятельной работы студента, а также динамический и систематический контроль знаний.

Субъектно-социальный компонент образовательной среды характеризует взаимосвязанную целенаправленную деятельность преподавателя и студента, ориентированную на развитие навыков оценки собственной деятельности, личностных качеств и профессиональных компетенций.

Функционально-целевой компонент охватывает следующие элементы: цели образовательной среды, принципы ее построения и закономерности развития, а также основные функции управления образовательной средой. Образовательная среда вуза является самоорганизующейся системой, чьё развитие определяется сохранением оптимальной структуры и постоянным повышением образовательного потенциала. Реализуемые методы и средства обучения, зависят от задач и содержания образовательной среды, которые, в свою очередь, определяются потребностями общества и государства.

Рынок труда диктует свои условия. Современные выпускники вузов должны обладать компетенциями, которые позволят им приспособиться к условиям труда в различных отраслях, странах и культурах. Традиционные университеты должны приспосабливаться к новым потребностям общества и бизнеса и повышать свою конкурентоспособность в новых условиях, когда

мультинациональные корпорации заказывают программы обучения, а коммуникационные технологии стирают границы систем высшего образования. Динамичный рынок труда требует от выпускников высших учебных заведений междисциплинарной подготовки, которая расширит их возможности трудоустройства и позволит им чувствовать себя более уверенно. Сигналы о потребностях рынка труда могут передаваться по различным каналам, как заказ федеральных и местных властей, так и бизнеса, попечительских советов, университетских служб трудоустройства и бывших выпускников вузов.

Десять лет назад МГИМО (У) МИД России реализовал инновационную образовательную программу "Формирование системы компетенций для профессиональной деятельности в международной среде в интересах укрепления позиций России" в рамках национального проекта "Образование". Эта программа затронула практически все аспекты управления, образования и исследования в МГИМО. Главные основополагающие принципы - полная конкурсная среда, информационная открытость, независимая экспертиза, поддержка инициатив, расчёт издержек и выгод и учёт стратегической перспективы, позволили вузу перейти на новое системное качество управления. Общественная экспертная комиссия в своём отчете постановила, что "Ставка на вовлечение преподавателей, сотрудников и студентов в процесс управления, выработка нескольких десятков стратегических проектов на 5-10 лет вперёд создали мощную среду постоянного воспроизводства инноваций в МГИМО". [сайт МГИМО URL: https://mgimo.ru/files/6348/spravka_iop-

mgimo2007.doc (дата обращения: 10.11.2017)]

Развитие студенческого самоуправления в МГИМО привело к более широкому привлечению студентов к участию в обсуждении и решении важных вопросов, касающихся деятельности вузов, а также реализации научных и образовательных проектов. Сейчас в рамках вуза функционирует и развивается научное студенческое общество, состоящее из 21 студенческого объединения научно-образовательного профиля: "Африканский клуб", "«Бизнес-клуб», «Ближневосточный клуб», «Индоиранский клуб», « Исторический клуб "Кассиодор», «Китайский клуб», «Клуб «Арктика», « Клуб внешней политики России», «Клуб геополитических исследований», «Клуб «Дебаты», «Клуб интеллектуальных игр», «Клуб истории Церкви», «Клуб «Международная энергетическая политика», «Клуб моделирования переговоров «Negotiation Club», «Клуб политической аналитики «KRATOS», «Корейский клуб», «Латиноамериканский клуб «Открой Латинскую Америку», «Международный клуб МГИМО», «Турецкий клуб», «Чешский клуб», «Японский клуб». Развитие подобных объединений способствует форми-

рованию у студентов социальной компетенции, гражданской позиции, организационных, коммуникативных и лидерских навыков, обеспечивающих их личностное и профессиональное развитие. Участие в организованных на базе МГИМО межвузовских образовательных проектов позволяет студентам возможность совершенствования практики публичных выступлений, в том числе и на иностранных языках. Развитие волонтерского движения предоставляет студентам университета развить необходимые компетенции в сфере межкультурной коммуникации. Важно отметить системность воспитательной работы МГИМО, которая ориентирована на формирование "устойчивой системы ценностей и внутренних установок, развитого сознания гражданственности и социальной ответственности студентов" [4, с. 8].

Создание современной информационно-образовательной среды позволяет студентам МГИМО формировать собственное комфортное образовательное пространство, учитывающее личные особенности обучающегося. Данное пространство позволяет эффективно осуществлять все виды учебно-познавательной деятельности, а индивидуальный подход позволяет придать самостоятельный характер формальным академическим заданиям. Обязательное прохождение двух практик в рамках программы бакалавриата, ознакомительной и обязательной, позволяет студентам применять теоретические знания на практике и развивать профессиональные компетенции и получать первый профессиональный опыт. Участие в деятельности научно-исследовательских клубов МГИМО помогает развивать у студентов университета многопрофильной компетенции и осознанно подходить к выбору направления дальнейшего обучения в магистратуре. Участие

студентов в кейс-чемпионатах - турнирах по решению реальных бизнес-задач, также позволяют студентам применить полученные знания и набраться практического опыта.

Интегрированность внеаудиторной деятельности учащихся МГИМО (У) МИД России в учебный процесс и внедрение инновационных программ обучения позволяет университету выпускать высококвалифицированных специалистов, обладающих различными междисциплинарными профессиональными компетенциями, а также сотрудничать и конкурировать с другими университетами на международной арене.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Аналитическое исследование российского и зарубежного опыта в реализации инновационных подходов в образовании. Разработка и оформление методологических рекомендаций по структуре, содержанию и условиям реализации инновационных образовательных программ, по определению требований к результатам инновационного образования на основе партнёрских отношений с работодателем; отчёт, Институт Инновационной Деятельности в Образовании Российской Академии Образования, М. 2016

[2] Долженко О.В. Университет в точке "Омега". М., 2009

[3] Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001

[4] Логинов И.А. Пространство личностного и профессионального развития студенческой молодежи /И.А.Логинов, А.Ю.Белогуров, М.А.Кулыгина // Высшее образование в России. - №4. - 2016. - С.128-135.

[5] Гуничева Е.Л. Студенческое самоуправление как стратегический ресурс современного общества // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». - N0 3 (8). - 2007. - С. 173178.

EDUCATIONAL SPACE GOVERNANCE FOR EXERCISING IMPACT ON

THE STUDENT

Kalugina T.N.

Moscow State Institute of International Relations, Moscow, Russian Federation

Annotation. The article addresses the issue of educational space formation in order to develop personal identity and professional competences. Correlation between the higher education and economic efficiency of the nation, high pace of IT development led to transition to knowledge-based society. Transformation of both society and personal values resulted in rethinking of national values in the context of common moral values. In the sphere of education there appeared cultural paradigm that is based on the notion that the system of education not only educates but reflects cultural space, complying with its norms and contents. Once the idea of unity and complementarity of education and culture appeared, the latter has become an essential condition for personal identity development and educational process improvement. Contemporary culture is no longer a product of a rationally organized process of learning. Nowadays the mass media influence the volume and quality of knowledge, daily experience and finally personal culture. Culture implication on education results in educational space transformations.

The author provides the classification of various components and kinds of educational space. Basing on MGIMO experience the author estimates the degree of educational space implication on development of students' personal identity and professional competences.

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 12

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-12 —--—

Key-words: educational space, cultural paradigm of education, competence approach, personal identity, professional competence.

REFERENCES

[1] Analytical research of Russian and foreign experience in implementation of innovative approaches in the sphere of education. Development and presentation of methodological recommendations on structure, content and conditions of innovative educational programs implementation, definition of requirements to the results of innovative education on the basis of partner relationship with an employer; report, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, M., 2016

[2]

[3]

[4]

[5]

Dolzhenko O.V. Universitet v tochke Omega. M., 2009 Yasvin V.A. Obrazovatelnaja sreda: ot modellirovanija k proektirovaniju. M., 2001

Loginov A.I. Prostranstvo realizatsii strategii lichnostnogo i professionalnogo razvitija studenxheskoy molodezhi / A.I.Loginov, A.Ju.Belogurov, M.A.Kulygina // Vysshee obrazovanie v Rossii. - №4. - 2016. - p.128-135 Gunicheva E.L. Studencheskoye samoupravlenie kak stra-tegicheskij resurs sovremennogo obschestva // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seria "Sotsialnyje nauki". - № 3(8). - 2007. - p.173-178

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.