Научная статья на тему 'Дуальное образование: инновационный путь повышения качества в подготовке специалистов'

Дуальное образование: инновационный путь повышения качества в подготовке специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DUAL TRAINING / THE DUAL SYSTEM OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бояркина Светлана Николаевна

В материале представлены пути повышения качества профессионального образования, по средствам дуальной системы обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The material presented in ways to improve the quality of vocational education, on means of the dual training system

Текст научной работы на тему «Дуальное образование: инновационный путь повышения качества в подготовке специалистов»

различных учебных элементов включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала, составленную с учетом интеграции различных предметов на основе деятельностного подхода, а также инструментарий контроля. Реализация принципов педагогики сотрудничества, вооружающей детей способами саморегуляции учебно-познавательной деятельности; обучение самоанализу и самооценке своей деятельности; формирования у учащихся самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительно информационном потоке, умение работать с учебником, справочной литературой, техническими средствами составляют важную мотивацион-ную основу для формирования УУД у учащихся, а также способствует реализации творческого потенциала учителя.

Рабочая программа учителя, построенная по ТМО, предусматривает более гибкий характер содержания, возможность его оперативной перекомпоновки превалирование комплекса практических умений над знаниями. Проблемно -поисковый тип учебного процесса способствует активизация обучения (с помощью предоставления учащимися инициативы, творчества).

Интенсификация и оптимизация учебного процесса позволяет широко использовать творческие и исследовательские методы обучения, направленные на формирование УУД у учащихся.

Список литературы

1.Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя /А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др; под ред. А.Г.Асмолова. 2-е изд.- Москва : Просвещение, 2012. - 152 с.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года. - М.: Логос, 2002. - 48 с.

3.Сарычева, Н.А. Условия реализации технологии модульногообучения. Традиции и инновации отечественной школы: Проектирование образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС второго поколения / О.Н. Сарычев, И.И.Борисова. - Елец: ЕГУ им Бунина, 2011. - 360 с.

Статья публикуется впервые 22.12.2015 г.

ДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

Бояркина Светлана Николаевна

г. Муравленко ЯНАО

Аннотация: в материале представлены пути повышения качества профессионального образования, по средствам дуальной системы обучения.

Ключевые слова: дуальное обучение, дуальная система образования.

Abstract: The material presented in ways to improve the quality of vocational education, on means of the dual training system.

Keywords: dual training, the dual system of education.

Не стыдись, когда помогают; тебе предстоит задание, как бойцу на крепостной стене. Ну что же делать, если ты, прихрамывая, не в силах один подняться на башню, а с другими вместе это возможно?

Марк Аврелий

В настоящее время в республике наблюдается существенная нехватка профессионально-технических и квалифицированных рабочих кадров.

Извечная беда сначала советского, а позже российского профессионального образования - пропасть между теорией и реальностью.

Ликвидировать разрыв между теорией и практикой приходится предприятию, для которого обеспеченность квалифицированными кадрами - вопрос «жизни и смерти». Каждый решает этот вопрос по-своему. Где-то к новичкам прикрепляют наставников, вводят в должность, где-то разрабатывают и внедряют программы обучения и адаптации. И в результате через пару-тройку лет получают готового к работе и отлично знающего производство специалиста. Не слишком ли накладно - сначала несколько лет учить, а потом почти столько же доучивать и переучивать? Нельзя ли как-то поэффективнее и побыстрее?

Можно! Для этого нужно присмотреться к опыту тех, кто эту задачу уже решил, и небезуспешно. Особенный интерес в этом отношении может представлять для нас система профессионального образования Германии (эта страна, по оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы (Швейцария), является одним из лидеров по уровню квалификации кадров). Система дуального образования Германии проверена жизнью и является образцом для всего Европейского Союза.

Немецкое образование имеет глубокие исторические корни и прочные традиции. Уже в Средние века немецкие ремесленники отличались особым мастерством и дольше всех в Европе практиковали передачу ремесла от мастера к ученику. Кстати, ученик полжизни мог оставаться подмастерьем, настолько высоки были требования к его квалификации. Право мастера ставить личное клеймо на товары было символом не только профессионального, но и жизненного успеха.

Новая экономика трансформировала традицию «штучной» подготовки мастером ученика в дуальную систему обучения. Эта особая форма подготовки квалифицированных работников на основе тесного взаимодействия предприятий и профессиональных школ: ученики обучаются профессии у прошедших специальную подготовку «мастеров».

Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности это основа дуального образования

Дуальная система образования предусматривает сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности. Учебный процесс организуется следующим образом: параллельно с обычными занятиями в профессиональном учебном заведении обучающиеся, ходят на работу на конкретное предприятие или фирму, где приобретают практический опыт (профессиональная подготовка). По системе дуального образования может производиться обучение в рамках краткосрочных курсов. Такая форма подготовки и переподготовки работников технического и профессионального профиля позволяет гибко совмещать прохождение теоретического курса и профессиональной подготовки специалистов непосредственно на рабочих местах и обеспечить присвоение обучаемым, более высоких квалификаций (разрядов), возможность расширения функциональных обязанностей. График учебного процесса по дуальной системе образования разрабатывается с учетом специфики каждого конкретного предприятия и требований к компетентности и квалификации обучаемого.

Дуальная система предполагает прямое участие предприятий в профессиональном образовании обучаемых. Предприятие предоставляет условия для практического обучения и несёт все расходы, связанные с ним, включая возможную ежемесячную плату обучающемуся. Учебные заведения на равноправной основе сотрудничают с предприятиями, на базе которых осуществляется производственное или практическое обучение.

Данная система позволяет решать следующие цели:

1. Развитие технического и профессионального образования путем создания высокоэффективной конкурентоспособной системы подготовки и переподготовки кадров рабочих и технических специалистов.

2. Внедрение в учебный процесс организаций профессионального образования новых технологий обучения.

3. Дальнейшее развитие системы непрерывного профессионального образования.

4. Стимулирование разработки, переработки и усовершенствования профессиональных стандартов рабочих и технических специальностей.

Основной принцип дуальной системы обучения - это равная ответственность учебных заведений и предприятий за качество подготовки кадров.

Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон - предприятий, учащихся, государства:

Для предприятия - это возможность подготовить для себя кадры, сократить расходы, предусмотренные на поиск и подбор работников, их переучивание и адаптацию.

Опыт использования дуальной системы обучения показал следующие преимущества этой системы по сравнению с традиционной:

- дуальная система подготовки специалистов устраняет основной недостаток традиционных форм и

методов обучения - разрыв между теорией и практикой;

- в механизме дуальной системы подготовки заложено воздействие на личность специалиста, создание новой психологии будущего работника;

- дуальная система обучения работников создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, т.к. качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;

- заинтересованностью руководителей соответствующих учреждений в практическом обучении своего работника;

- учебное заведение, работающее в тесном контакте с заказчиком, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения;

- дуальная система обучения может широко использоваться в профессиональном обучении.

Муравленковский многопрофильный колледж делает первые шаги к переходу к дуальной системе профессионального обучения. На данном этапе это выражено и организовано в рамках соглашений с предприятиями и направлено на комплексное совершенствование системы профессионального образования и обеспечение кадровых потребностей отрасли, повышение качества подготовки выпускников.

На основании заключенных соглашений осуществляется:

1. Согласование программ спецпредметов и производственных практик, индивидуальных заданий на технологическую и преддипломную практику, тем курсовых и дипломных работ (проектов).

2. Рецензирование методических материалов по вопросам организации и проведения производственной практики.

3. Организация всех видов практик.

4. Включение представителей предприятий в состав участников

мероприятий, касающихся вопросов подготовки кадров, технологии производства и других вопросов корпоративной культуры и общественной жизни.

5. Создание единой сети преподавательского состава, выделение

представителей предприятия для проведения преподавательской деятельности. 6. Предоставление имеющейся информации и прочей документации производственного характера для ведения образовательной деятельности.

7. Выделение ведущих специалистов предприятия для включения в состав Государственных аттестационных и квалификационных комиссий.

8. Выделение инженерных и руководящих работников предприятия для работы со студентами в качестве руководителей курсовых и дипломных

проектов.

9. Участие в организации и проведении аттестационных квалификационных практических работ на производстве по получению студентами

квалификации по рабочим профессиям в установленном порядке.

10. Трудоустройство выпускников колледжа на вакантные места предприятия.

Представители предприятий участвуют в расширенных заседаниях предметных (цикловых) комиссий, на которых обсуждаются вопросы актуализации содержания программ учебных дисциплин, профессиональных модулей и возможности формирования профессиональных компетенций студентов в период прохождения производственной практики.

Для обучающихся - это адаптация выпускников к реальным производственным условиям и большая вероятность успешного трудоустройства по специальности после окончания обучения.

В выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для всей экономики.

Надеемся, в будущем колледж укрепит свои позиции на рынке образовательных услуг как одно из ведущих образовательных учреждений профессионального образования в округе по подготовке специалистов и квалифицированных рабочих в различных областях производства и многопрофильный ресурсный центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

«...на предприятиях по всей России нужны молодые специалисты, владеющие современными знаниями, имеющие навыки применения этих знаний в своей практической деятельности, а также мотивированные к саморазвитию и достижению профессионального успеха»

Министр образования и науки РФ Д. В. Ливанов

Литература:

1. Агранович М.Л. Экономические и социальные эффекты образования. Опыт статистического анализа. - М.: Просвещение, 2001. - 256 с.

2. Аникеев А.А., Артуров Е.А. Современная структура образования в Германии// Alma mater. 2012. №3. С. 67-68

3. Кузембаев С.Б., Альжанов М.К. Вопросы перехода на дуальное образование // Вестник КарГУ -2013.

4. Муратов В.С. Возможности дуальной системы образования при подготовке специалистов // Успехи современного естествознания. 2008. №7. С.91.

5. Публичный доклад о состоянии и итогах работы ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж» за 2013-2014 учебный год

6. Родиков А.С. Некоторые аспекты профили-зации образовательных услуг дуальной системы европейского образования // Вестник Военного университета. - 2010. - № 3 (23). - С. 41-46.

7. Тешев В.А. Дуальное образование как фактор модернизации системы социального партнерства вузов и предприятий // Вестник Адыгейского государственного университета. 2014. №1. (135). С. 139-144.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Брутян Вачик Арамаисович

Кандидат педагогических наук, доцент, Ректор Армянско-Российского международного университета

"Мхитар Гош ", г. Ванадзор, РА Геворкян Паргев Оганесович

Доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики Ванадзорского государственного университета им. Ов. Туманяна

АННОТАЦИЯ

В статье исследуется роль образования в современном армянском обществе. Данная работа основана на теоретическом анализе научной литературы, в которой освешается проблемы психологии и педагогики высшего юридического образования. Высшее образование рассматриваются как главный, ведущий фактор социального и экономического процесса страны. В этом контексте выделяются, психолого-педагогические основания юридического образования. ABSTRACT

In the article it is researched the role of education in modern Armenian society. This work is based on the theoretical analysis of scientific literature, in which is highlighted the problem ofpsychology in higher juridical education. Higher education is reviewed as the major factor of social and economical progress of the country. Psycho-pedagogical bases of juridical education are being separated in this context.

Ключевые слова: образование, профессиональное образование, концепция высшего образования, профессиональное высшее образование, психолого-педагогические основания, юридическое образование.

Keywords: education, professional education, conception of higher education, psycho-pedagogical bases, juridical education.

В современном обществе образование является одной из самых приоритетных сфер человеческой деятельности. Значительно возрасла социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. Образование рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса.

Причина такого внимания заключается в том, что главной ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

Образование - важная сфера социальной жизни,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.