Научная статья на тему 'Дуальная форма среднего профессионального образования как продукт государственночастного партнерства в условиях развивающейся экономики'

Дуальная форма среднего профессионального образования как продукт государственночастного партнерства в условиях развивающейся экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / EDUCATION MARKET / ДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DUAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азнаурян Р.Ф.

В статье рассматривается состояние современного российского среднего профессионального образования, его связь с рынком труда и перспективы развития «дуальной» системы образования в условиях современной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Азнаурян Р.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dual form of vocational education as a product of public-private partnerships in developing economies

The article discusses the state of the modern Russian vocational education, its relationship with the labor market and prospects of «dual» system of education in today's economy.

Текст научной работы на тему «Дуальная форма среднего профессионального образования как продукт государственночастного партнерства в условиях развивающейся экономики»

УДК 339.138

дуальная форма среднего профессионального образования как продукт государственно-частного партнерства в условиях развивающейся экономики

Р.Ф. Азнаурян,

Московский финансово-юридический университет МФЮА E-mail: Aznauryanroman@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается состояние современного российского среднего профессионального образования, его связь с рынком труда и перспективы развития «дуальной» системы образования в условиях современной экономики.

ключевые слова: среднее профессиональное образование, рынок труда, рынок образовательных услуг, дуальное образование.

Abstract. The article discusses the state of the modern Russian vocational education, its relationship with the labor market and prospects of «dual» system of education in today's economy.

Keywords: secondary vocational education, labor market, education market, the dual education.

Существуют объективные и субъективные причины для совершенствования среднего профессионального образования. Первые связаны с трансформацией экономических отношений на этапе постиндустриального развития общества. Вторые - с особенностями состояния системы среднего профессионального образования в России в настоящее время.

В современной экономике профессиональные знания становятся основой реализации технологических инноваций и эффективных подходов к решению экономических и социальных проблем. Все это предъявляет новые требования к системе среднего профессионального образования. Что же касается своеобразия развития этой системы образования в России, то причиной, привлекающей к ней особое внимание науки и практики, в первую очередь, является несоответствие результатов ее функционирования потребностям общества и, в том числе, бизнеса.

В условиях переходной экономики, для удовлетворения быстрорастущей потребности рынка труда, нужна эффективно функционирующая и своевременно реагирующая на изменяющиеся экономико-производственные условия система среднего профессионального образования. В современном постиндустриальном обществе конкурентоспособность предприятия в значительной степени определяется уровнем человеческого капитала, в особенности уровнем квалификации рабочего персонала и специалистов среднего звена. Важность проблем среднего профессионального образования (СПО) для развивающейся современной российской экономики состоит и в модернизации образовательной системы в рамках Болонского процесса, для интеграции в единое мировое образовательное пространство, и в необходимости внедрения новых образовательных стандартов и моделей образования.

Дефицит профессиональных рабочих кадров и технических специалистов возник не сегодня. После коллапса СССР стал складываться новый тип экономики, рыночный, при котором образование перешло в разряд оказываемых населению услуг. Сформировался рынок образовательных услуг, где столкнулись интересы нескольких заинтересованных участников - государства, работодателей и учащихся (родителей учащихся).

Государство, являясь одновременно и заказчиком, и потребителем образовательных услуг, заинтересовано в качественном регулировании приема, подготовки и выпуска специалистов среднего профессионального образования. Но, являясь крупной бюрократической структурой, не поспевает за потребностями рынка, хотя в ее функции входит среднесрочный и долгосрочный прогноз о потребностях экономики в рабочих кадрах.

Однако исполнительная власть разных уровней предпринимает шаги по реформированию образования, которые не отличаются системностью и не обеспечивают потребностей производственной сферы экономики в высококвалифицированных кадрах, что оказывает негативное влияние на развитие предприятий. В таких условиях крупные предприятия отказываются от услуг учреждений профессионального образования и на своей территории, привлекая свою материальную базу и обучающий персонал, самостоятельно решают проблемы подготовки кадров низшего и среднего профессионального уровня. Так, доля предприятий, сотрудничающих с учреждениями среднего профессионального образования, снизилась с 39 до 28%, а с начальным про-

фессиональным сегментом - с 41 до 29% [6]. Однако, если крупный бизнес может самостоятельно сформировать свою образовательную базу, то для малого и среднего бизнеса это является затруднительным, а по большому счету, невозможным. Но работники малых и средних предприятий составляют до 30% всех занятых в экономике, и проблема притока квалифицированных кадров в долгосрочной перспективе будет усугубляться. Для изменения ситуации необходимо совершенствовать как структуру самих учреждений среднего профессионального образования, так и механизм взаимодействия всех заинтересованных сторон на рынке образовательных услуг, совершенствуя рыночные механизмы, связывающие эти стороны.

При всей значимости научных исследований и практических действий в области реформирования системы профессионального образования не приведено научного обоснования механизма реализации требований рынка к системе среднего профессионального образования. Нет четкого системного подхода по созданию конкретных образовательных структур, удовлетворяющих быстроизменяющийся рынок труда, позволяющих работодателям системно управлять трудовыми ресурсами, слабо раскрыт механизм государственно-частного партнерства. В связи с чем исследования, направленные на доказательство целесообразности и возможности использования механизма государственно-частного партнерства для повышения эффективности функционирования системы среднего профессионального образования, приобретают актуальность и особую важность.

На сегодняшний день остро стоит проблема, как сблизить интересы всех групп на рынке образовательных услуг и «на выходе» иметь качественный продукт - квалифицированного специалиста. В настоящее время Минобрнауки рассматривает вопрос заимствования опыта эффективного «дуального» образования Германии, которое сочетает обучение в учебном заведении с периодами производственной деятельности. Особое внимание уделяется квалификации мастеров производства.

Дуальная система подготовки кадров предполагает вовлечение в образовательный процесс предприятий, которые несут существенные расходы, связанные с обучением специалистов, так как хорошо понимают, что затраты на качественную профессиональную подготовку работников являются хорошим и надежным вкладом капитала. Но их интересует не только конечный результат - они заинтересованы и в содержании, и в организации учебного процесса. В этом заключается преимущество данной

системы образования как модели образовательного процесса, сближающего интересы работодателя и образовательного учреждения при подготовке специалистов среднего профессионального образования.

Мало кто может сравниться с немецкими производителями по аккуратности и точности исполнения продукта. Еще в Средние века славились особым мастерством немецкие ремесленники. Они дольше всех в Европе обучали ремеслу своих учеников. Требования к квалификации были столь высоки, что ученик полжизни мог оставаться подмастерьем. Право ставить личное клеймо на товар мастер получал только после того, как его официально признавало профессиональное сообщество. Со временем традиция подготовки мастером ученика преобразовалась в Германии в дуальную систему обучения.

В Германии основная часть детей учатся в профессионально-технических учебных заведениях, предпочитая сначала получить практические знания. В этих заведениях, наряду со специальными предметами по избранной профессии, изучают и общеобразовательные предметы, чтобы была возможность расти дальше. На предприятии высококвалифицированные мастера помогают приобрести практические навыки, обучают всем тонкостям и секретам по выбранной профессии. Программа обучения обычно рассчитана на 3 года и завершается экзаменом, который принимает комиссия из представителей предприятия, училища и региональных ремесленных или торгово-промышленных палат. Успешно сдавшие экзамен выпускники получают свидетельство палаты, дающее право работать по специальности. Немецкие компании тоже активно участвуют в подготовке кадров под свои нужды. Государство при этом компенсирует предприятию различными выплатами около одной трети затрат на профессиональное обучение.

Но если мы непредвзято посмотрим на эту систему подготовки кадров, то увидим, что и у нас действовала подобная система образования до начала 1990-х годов прошлого столетия.

За годы советской власти в нашей стране сложилась и успешно функционировала определенная система профессиональной подготовки кадров. В эту систему входили: профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения, институты и университеты. В учебных заведениях профессионального образования реализовывалась профессиональная образовательная программа соответствующего уровня и одного профиля подготовки. Так, машиностроительный техникум мог выпускать только специалистов среднего

профессионального образования по машиностроительным специальностям, педагогические училища - только учителей начальных классов и воспитателей детских садов и т.д.

Советская система подготовки профессиональных кадров включала в себя тесную взаимосвязь теоретического и практического обучения учащихся, при этом практической части отводилось порядка 60% учебного времени. Теоретические знания обучающиеся получали в ПТУ и техникумах, а практические - на тех предприятиях, которые были прикреплены к данным образовательным учреждениям. И существовала строгая система прикрепления выпускника к конкретному предприятию, на котором он должен был проработать не менее 3 лет. Правда, сегодня привязать конкретного студента к конкретному предприятию очень сложно. Работодатели не готовы вкладываться в образование. И что требовать от выпускника СПО, если современное оборудование он видит только после окончания учебы, на предприятии. Поэтому работодатели встречают новоиспеченных специалистов словами - «забудь все, чему тебя учили» - и начинают обучать азам профессии.

С уверенностью можно сказать, что, кроме менталитета, виновата еще и наша система образования. Она жестко централизована и регламентируется сверху. Даже если предприятие и колледж договорятся о такой системе обучения, то надо пройти «семь кругов ада», чтобы утвердить ее внедрение в различных инстанциях. И то ее разрешат только в виде эксперимента, так как для каждой специальности есть утвержденная программа, и отступать от нее учебные заведения не имеют права. А государство отказываться от управления образовательным процессом и передачи части функций предприятиям не готово. И, пока государство ищет пути реформирования современной системы среднего профессионального образования, на рынок труда попадает избыточное количество невостребованных специалистов среднего звена экономической и юридической направленности и недостаточное количество квалифицированных кадров технических специальностей.

В настоящее время исполнительная власть на разных уровнях пытается найти пути реформирования системы среднего профессионального образования и адаптировать ее к современным экономическим условиям.

Одной из главных проблем перехода к «дуальной» системе образования является низкая квалификация мастеров производственного обучения. Минобрнауки до сих пор не определилось, какое образование

должен иметь мастер производственного обучения. По высказываниям директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Наталии Золотаревой: «Очень важно создание методической сети в системе профобразования, которая в настоящее время практически утеряна. Из 40 тысяч мастеров производственного обучения значительная часть не имеет педагогического образования, а введение ФГОС, обучение взрослого населения, инвалидов, военнослужащих, матерей с детьми до трех лет требуют непрерывного развития педагогической квалификации» [1]. Но она не отвечает на естественно возникающий вопрос: как специалист с педагогическим образованием будет прививать учащимся практические навыки обращения со сложной техникой? Специалисты с педагогическим образованием в ныне существующих колледжах занимают должности классных руководителей. Другое дело, если производственники, занимающие должности мастеров производственного обучения, будут проходить краткосрочные педагогические курсы, финансируемые государством. В настоящее время должности мастеров занимают выпускники среднего профессионального и высшего образования.

На сегодняшний день существуют три основные проблемы в системе среднего профессионального образования. К ним относятся: поиск эффективных механизмов взаимодействия рынка труда и профессионального образования, обеспечение качества сформированных компетенций и разная скорость развития профессионального образования и рынка труда.

Дуальная система образования в некоторой степени дает решение данных проблем. Она сближает рынок труда и среднее профессиональное образование, при этом уменьшая разницу в скорости их развития, путем создания частно-государственного партнерства и повышения заинтересованности бизнеса в качественном улучшении выпускников колледжей. Третья проблема решается путем формирования на рынке образовательных услуг профессиональной специализации: например, нет смысла готовить в райцентрах большое количество менеджеров и юристов среднего звена, или специалистов по атомной энергетике, и т.д. Поэтому выбор специализаций колледжей отдан на усмотрение регионам, так как губернаторы лучше знают, какого профиля предприятия будут развиваться в данном регионе.

В последние годы все чаще высказывается намерение помочь среднему профессиональному образованию со стороны Правительства

России. Возрождение профессионального образования в нашей стране - это задача государственной важности, от решения которой зависит будущее промышленности и экономики. Особенно наглядно потребность в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах среднего звена показал кризис, который обнажил острый дефицит не столько выпускников вузов, сколько кадров, которые готовят учреждения среднего профессионального образования. Сейчас в структуре различных отраслей их доля составляет от 60 до 80%, а в сфере услуг - до 90%. И уровень их профессиональной подготовки напрямую зависит от качества образования, которое они получили в СПО.

Нынешнее положение во многих учреждениях среднего профессионального образования России благоприятным для интенсивного развития не назовешь. Но Правительство РФ, разрабатывая меры по выходу из сложившейся экономической ситуации, в обеспечении отраслей экономики кадрами, делает ставку на техникумы и колледжи. Промышленности, находящейся в сложившихся условиях, если не в рецессии, то в стагнации, необходимы квалифицированные рабочие и специалисты, которые будут много и качественно работать и, соответственно, много зарабатывать.

Поэтому президент В.В. Путин дал правительству два года на создание системы оценки качества профессионального образования. Он напомнил, что поставленная задача к 2020 г. создать и модернизировать 25 млн рабочих мест. «Это очень амбициозная и трудная задача. Но мы можем ее решить. Мы можем помочь людям найти хорошую и интересную работу. Именно качественные рабочие места станут локомотивом роста зарплаты, благосостояния граждан. Это главное направление нашего удара, что называется».

В.В. Путин призвал возродить инженерные школы, подготовку рабочих кадров. «Вообще, на человека труда нужно больше обращать внимания», - подчеркнул президент [2].

Для решения поставленной Президентом РФ задачи Министерство образования и науки одобрило законопроект «О стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации до 2020 года».

Согласно законопроекту, цель стратегии - это «создание системы рабочих кадров и формирование новой модели управления, способной обеспечить подготовку квалифицированных служащих и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями экономики страны».

Документ призван решить задачу «обеспечения квалификации выпускников требованиям экономики и создать условия для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся» [4].

Заявленный Правительством РФ курс на построение постиндустриальной экономики не может быть достигнут, если на рынке труда ощущается дефицит квалифицированных кадров. Ведь постиндустриальная экономика создается на базе высокоразвитой индустриальной экономики, в которой решающую роль играют высококвалифицированные рабочие и специалисты среднего звена. И никакого другого пути решения этот заявленный курс не имеет. Поэтому подготовке кадров в учреждениях СПО уделяется самое пристальное внимание.

ЛИТЕРАТУРА

1. Документы V съезда Союза директоров ссузов России. 05.2009 г.

2. Выступление В.В.Путина на совещании о развитии СПО в России.12.2011г.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

4. Закон «О стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации до 2020 года».

5. ВечкановГ.С. Современная экономическая энциклопедия. Трудовые ресурсы. - СПб, 2002.

6. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) [Электронный ресурс] URL: http://www. rostrud. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.