УДК3776 Н.И. Тарасеева1, О.В. Баулина2
DOI: http://dx.doi.org/10.21686/1818-4243-2018-4-21-33 1гп
1 Пензенским государственный университет архитектуры и строительства,
Пенза, Россия
2Пензенский колледж архитектуры и строительства, Пенза, Россия
Анализ специфики получения образовательных услуг и адаптации иностранных граждан
Основной упор на обучение иностранных граждан в городе Пенза делается на образовательные учреждения высшего образования: Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (ПГУАС), Пензенский государственный университет (ПГУ), Пензенский государственный технологический университет (ПензГТУ) и д.р. В вузах хорошо развита подготовка специалистов с высшим образованием по разным направлениям не только производственной, но и научной деятельности. Выпускники в основном возвращаются на родину, чтобы там применить свои знания, умения и навыки в различных отраслях народного хозяйства. При этом многие бизнесмены вовлекают в свою работу иностранных граждан, и желание работать с иностранцами с каждым годом увеличивается. Большим недостатком является то, что все они или не имеют профессии, или им требуется переобучение, или повышение квалификации, вследствие чего возникают проблемы с трудоустройством и получением образования, как на бюджетных условиях, так и при получении платных образовательных услуг. По нашему мнению, практика обучения иностранных граждан на Пензенской земле должна касаться не только вузов, но и учреждений среднего профессионального образования (СПО). Существует категория иностранных граждан, которые имели немного шансов хорошо окончить среднюю школу и успешно поступить в какой-либо российский вуз на бюджетное отделение, предпочли бы получить квалифицированную рабочую профессию или специальность в СПО, что позволит решить ряд проблем, связанных с адаптацией к другой культуре и менталитету, а также станет первым шагом на пути получению высшего образования.
Проводимые исследования показали, что большинство иностранцев не имеет документов об образовании и не являются квалифицированными специалистами в отраслях, где они работают. Мигранты стран Востока: Китая, Турции, Сирии, Ирана и др.
в большинстве случаев имеют основное общее образование, или другой вариант: их дипломы не соответствует профессии, по которой работают многие иностранцы в России. Как результат: в большинстве случаев многим не хватает знаний для карьерного роста, создания малого бизнеса, развитие которого позволит привлечь капитал в различные проекты и увеличить инвестиционный потенциал Пензенской области [4]. Совокупность данных причинно-следственных связей привела к необходимости создать на базе колледжей систему среднего профессионального образования обучения иностранных граждан, возможно, в виде структурных подразделений, групп. Организация обучения, по нашему мнению и опыту учебно-методической деятельности, может представлять параллельный процесс по программам профессиональной подготовки, программам дополнительного образования, позволяющим, успешно закончившим полный курс обучения по дуальной системе получить необходимые знания для практической деятельности, включающие не только стандартные методы производства работ, но и последние разработки в области науки и техники. При освоении данных программ иностранные граждане смогут не только быстро адаптироваться к условиям работы в различных отраслях экономики, но также грамотно и качественно изучить систему менеджмента качества (GMP).
В настоящее время профессиональное образование переходит к новым механизмам управления, при этом в содержании отчетливо проявляются инновационные подходы к модернизации спектра и условий реализации образовательных программ в соответствии с приоритетами государственной политики в области среднего профессионального образования.
Ключевые слова: обучение иностранных граждан, профессиональное образование, высшее образование, дуальная система обучения, социальная адаптация
Nelli I. Taraseeva1, Oksana V. Baulina2
1Penza State University of Architecture and Construction, Penza, Russia 2Penza College of Architecture and Construction, Penza, Russia
Analysis of the specificity of obtaining educational services and adaptation of foreign citizens
The main emphasis on the training of foreign citizens in the city of Penza is done at higher educational institutions: Penza State University of Architecture and Construction, Penza State University (PSU), Penza State Technological University (PSTU), and others. The universities are well developed in training specialists with higher education in different areas, not only production, but also scientific activities. Graduates mostly return to their homeland to apply their knowledge and skills in various branches of the national economy. At the same time, many businessmen involve foreign citizens in their work, and the desire to work with foreigners increases every year. The big problem is that all of them either do not have a profession, or they need retraining or advanced training, which leads to problems with employment and education, both on budget terms and when receiving paid educational services.
In our opinion, the practice of teaching foreign citizens on the Penza land should concern not only universities, but also institutions of secondary vocational education. There is a category of foreign citizens who had little chance of graduating from high school and successfully enrolled in a Russian university for a budgetary department, would prefer to receive a qualified working profession or specialty in the institutions of secondary vocational education, which would solve a number of problems related to adaptation to another culture and mentality, and will also be the first step towards higher education. Studies have shown that most foreigners do not have any education certificates and are not qualified specialists in the industries where they work. Migrants from the countries of the East: China, Turkey, Syria, Iran, etc. in most cases have a basic general education, or another option: their diplomas do not correspond to the profession by which
many foreigners work in Russia. As a result: in most cases, many people are lacking knowledge for the career growth, the creation of a small business, the development of which will attract capital to various projects and increase the investment potential of the Penza region [4]. The combination of these causal relationships led to the need to create on the basis of colleges a system of secondary vocational education for the training of foreign citizens, possibly in the form of structural divisions and groups. The organization of training, in our opinion and the experience of educational and methodological activities, can represent a parallel process for vocational training programs, supplementary education programs, which, having successfully completed a full course of training in the dual system, obtain the necessary knowledge for practical work, including not only standard methods
ofproduction, but also the latest developments in the field of science and technology. When developing these programs, foreign citizens will be able not only to adapt quickly to the conditions of work in various sectors of the economy, but also to study competently and qualitatively the quality management system (QMS). Currently, vocational education passes to new management mechanisms, while the content clearly manifests innovative approaches to the modernization of the spectrum and conditions for the implementation of educational programs in accordance with the priorities of state policy in the field of secondary vocational education.
Keywords: training of foreign citizens, vocational education, higher education, dual system of education, social adaptation
Введение
Развитие международных отношений в любой сфере деятельности имеет свои сложности и особенности. Следовательно, обучение иностранных граждан вносит свои коррективы в образовательный процесс. Развитие образовательных услуг для иностранных граждан в системе высшего и среднего профессионального образования позволит решить проблему по сокращению дефицита рабочих кадров, привлечению дополнительных инвестиций, в том числе в сферу развития образования.
Актуальность выполненных исследований направлена на решение проблем кадрового обеспечения в среднесрочной перспективе, консолидирующих усилия миграционных служб, профессионального образования, работодателей. [20]
Численность иностранных граждан, обучавшихся в российских учреждениях среднего профессионального образования, сегодня символична — примерно три тысячи человек или 0,3% от общей численности студентов колледжей РФ (немногим более миллиона человек в 2017/2018 учебном году). Практически все иностранные граждане обучались в учреждениях СПО по очной, очно-заочной форме, на платной и на бесплатной основе. В Пензе основной упор на обучение иностранных граждан делается на образовательные учреждения высшего образования ПГУ, ПГТА и д.р. По
нашему мнению, практика обучения иностранных граждан должна касаться не только вузов, но и учреждений среднего профессионального образования.
Существующий достаточно большой рынок образовательных услуг не ориентирован на специфику образования для мигрантов как особого целевого сегмента. Проблема продвижения образовательных услуг потенциальному потребителю оставляет желать лучшего. Специальных исследований в этой области — маркетинговых, социологических, педагогических, как правило, не проводится. Очевидно, сформировалась необходимость и потребность в разработке общей комплексной стратегии (концепции) в развитии данной сферы образования для детей и взрослых. Такая стратегия предполагает консолидацию широкого круга субъектов управления и реализации образовательной деятельности (государственных, коммерческих и негосударственных, представителей власти), объединяющих сферы образования, бизнеса, власти, общественных национальных объединений. Она также предполагает сочетание разных типов формального и неформального образования. Стратегической целью этой концепции должно стать успешное развитие региона, конкретной территории, а механизмом реализации — принципы непрерывного образования, реализованного для мигрантов как конкретного
типа потребителя. Другими словами, нужна система профессиональной подготовки и переподготовки мигрантов, их профессионального обучения [12].
ФГОС Т0П-50 создавался по поручению президента РФ от 20 февраля 2015 г. N9 Пр-285 «...разработать национальный справочник профессий, востребованных на рынке труда, предусмотрев включение в него новых и перспективных профессий». ФГОС СПО включает в себя изучение программ позволяющих получить среднее (полное) общее образование, что дает шанс определенной категории иностранных граждан получить полноценное образование и даже поступить в ВУЗ [16].
Отличительная особенность программ среднего профессионального образования заключается в 100% практической ориентированности обучения, то есть уроки теоретического обучения: общепрофессионального, профессионального, образовательного циклов, учебной практики проходят непосредственно на предприятии работодателя, без отрыва от производства.
В исследовании предложено новое решение апробации программ ТОП-50 с учетом особенностей обучения иностранцев в Пензенском регионе.
Также существует проблема с вложением инвестиций в бизнес проекты и открытие малого бизнеса. Иностранцы заинтересованы во вложении денежных средств в инвести-
ционные проекты отраслей строительства и сельского хозяйства: так, например, в селе Шемышейка Пензенской области построен комплекс по выращиванию сельскохозяйственных культур. Для развития предприятия необходим грамотный высококвалифицированный руководитель знающий все области экономики, культуры, права, технологические особенности выращивания сельскохозяйственных культур, а также особенности климатических условий Пензенской области.
Многие бизнесмены вовлекают в свою работу граждан ближнего и дальнего зарубежья, и желание совместной работы с каждым годом увеличивается. Поэтому в Пензе повышена квота на привлечение подобных работников, их число превысит 400 человек. Большим недостатком является то, что все они или не имеют профессии, или им требуется переобучение, или повышение квалификации, вследствие чего возникают проблемы с трудоустройством и получением образования, как на бюджетных условиях, так и при получении платных образовательных услуг. Совокупность этих факторов приводит к замедлению процессов вовлечения инвестиций в бизнес-проекты.
В настоящее время в Пензенской области успешно реализуются крупные инвестиционные проекты с участием российских и зарубежных представительств: молочное животноводство — Olam International (Сингапур), агропромышленный комплекс Xin Xing Co.,Ltd (Китай), Beijing Zhongnengda Electrical Engineering Co., Ltd (Китай), AGSEN (Турция). На территории региона свою деятельность осуществляет также компания «ЭкоИнвест», которая ведёт строительство комбината по производству вяжущих и строительных материалов.
Компания «Азия Цемент», производящая 5 000 тонн клинкера в сутки сухим способом и активно реализующая свою продукцию, с каждым годом охватывает всё новые рынки сбыта не только на территории Пензенской области, но и в соседних регионах. Строительство завода выполняли китайские компании. В ближайшее время данное предприятие планирует начать реализацию второго этапа проекта и рассматривает возможность сотрудничества, в том числе и с китайскими компаниями. На заводе работают 540 человек, большинство сотрудников — жители Никольского района Пензенской области и только не большой процент — граждане ближнего и дальнего зарубежья, многие из которых не имеют квалифицированной специальной подготовки; планируется, что их число увеличится при строительстве второго цементного завода.
Анализ производства показал, что к строительству завода в основном привлекаются граждане Китая, имеющие слабую профессиональную подготовку или не имеющие профессионального образования вообще, поскольку образование в Китае платное. При этом один рабочий может совмещать несколько должностей [14].
Совокупность этих причинно-следственных связей привела к необходимости создать на базе колледжей систему среднего профессионального образования обучения иностранных граждан, возможно в виде структурных подразделений, групп. Основным направлением работы, которых будет обучение мигрантов по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих по востребованным в данном регионе профессиям, подготовка специалистов среднего звена, программы дополнительного образования для детей и взрослых, повышение квалификации, а также прове-
дение разного рода семинаров с выдачей удостоверений о повышении квалификации, дипломов о переквалификации и профессиональной переподготовке и т.п.. Привлечение иностранных граждан в систему среднего профессионального образования позволит решить следующие задачи
• для области:
— нехватка дипломированных рабочих кадров;
— привлечение дополнительных инвестиций;
— развитие дополнительного образования для детей и взрослых в системе среднего профессионального образования (СПО);
— увеличение привлечения средств в развитие материальной базы образовательных учреждений;
— повышение квалификации;
— изучение традиций, культуры, языка, экономики, права РФ.
• для среднего профессионального образования:
— развитие внебюджетной деятельности на основе предоставления платных образовательных услуг;
— организация учебного процесса с использованием современных отечественных и зарубежных образовательных и информационных технологий (деловые игры, тренинги, форумы, конкурсы, тестирование и контроль);
— развитие социального партнёрства, участие в реализации и развитии предпринимательской деятельности.
На основании выше изложенного, задачей исследования является возможность создания в СПО школы для иностранцев выпускающей социально-значимых специалистов для Пензенской области и регионов страны, которая более всего нуждается в квалифицированных работниках, имеющих рыночную ориентацию, а также квалифицированных рабочих крупных и мелких промышленных предприятий.
1. Предпосылки организации обучения иностранных граждан в сфере профессионального обучения
Важную роль в социально-экономической, политической, духовной жизни Пензенской области играют миграционные процессы, позволяющие решать проблемы демографии и дефицит трудовых ресурсов. Мониторинг потребности в работниках для замещения вакантных должно -стей на предприятиях и в организациях Пензенской области, показал, что потребность в квалифицированных специалистах, на сегодняшний день остаётся довольно высокой.
За прошедший период в центры занятости области было заявлено 39,3 тысячи вакансий, из них 32,03 тысячи по рабочим профессиям, что составляет 81,5% [3]. Структура вакансий квалифицированных рабочих и служащих для замещения свободных мест по отраслям экономики выглядит следующим образом:
— промышленность — 20,7%,
— сельскохозяйственное производство — 10,7%,
— транспорт и связь — 2,9%,
— строительство — 8,6%,
— торговля и общественное питание — 10,5%,
— ЖКХ и бытовое обслуживание населения — 5%,
— здравоохранение, социальное обеспечение, образование, культура, наука — 18,0%,
— кредитование, финансы и страхование — 0,8%,
— управление — 4,8%,
— другие отрасли — 18,0%.
Анализ структуры вакансий
(рис. 1) говорит о возрастающем спросе на квалифицированную рабочую силу, в том числе, и из числа международных мигрантов. Прогноз на 2018 год: потребность в кадрах на регистрируемом рынке труда только в Пензенской области составит свыше 10 тысяч человек [1].
В соответствии с прогнозом потребности предприятий и организаций наиболее востребованными будут дипломированные специалисты:
в строительстве — мастера, каменщики, штукатуры-маляры, монтажники, сварщики, слесари, водители, трактористы, машинисты бульдозера, экскаватора, крана;
на транспорте и в связи — машинисты крана, бульдозера, слесари, водители;
в ЖКХ и бытовом обслуживании населения — водители, машинисты, сварщики, каменщики, слесари, электромонтеры, разнорабочие.
Все чаще профессии требуют получения среднего профессионального образования по программам подготовки среднего звена и квалифицированных рабочих, служащих.
Работа по привлечению и использованию иностранной рабочей силы в Пензенской области осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 01.01.2001 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.03 г. № 193 «Об утверждении квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности» [13, 14]. Согласно действующему законодательству, одним из механизмов, влияющих на процедуру легального привлечения и использования иностранной рабочей силы, является механизм установления квоты на привлечение иностранных специалистов [2].
В целом структура привлечения иностранной рабочей силы по сферам деятельности (рис. 2), распределяется следующим образом, основная часть (43%) заняты в общественном питании и торговле, 28% — в строительстве, 10% — в сельском хозяйстве, 10% — в промышленности, 1% — в транспорте, 8% — в других отраслях народного хозяйства [1, 8].
Рис. 1. Потребность в квалифицированных рабочих и служащих
■ Общественное питание и торговля ■ Строительство
■ Сельское хозяйство ■ Промышленность
■ Транспорт Другие отрасли
Рис. 2. Диаграмма использования иностранных граждан в отраслях народного хозяйства
Анализируя данные миграционной статистики и службы занятости, наблюдаем значительный прирост иностранной рабочей силы, однако, низкая квалификация и сложности социальной адаптации не способствуют улучшению качества производимых работ. Исследования, приведенные в данной работе, направлены на поиск решений данной проблемы при участии учреждений среднего и высшего образования.
В вузах города Пенза хорошо развита подготовка специалистов с высшим образованием по разным направлениям научной и производственной деятельности. Выпускники в основном возвращаются на родину, чтобы там применить свои знания, полученные умения и навыки в различных отраслях народного хозяйства [3]. Мигранты, особенно из стран ближнего зарубежья, получающие патент на работу, в большинстве случаев имеют основное общее образование. Если коснуться стран Востока: Китая, Турции, Сирии, Ирана и др., также можно столкнуться с этой проблемой. Другой вариант: их дипломы не соответствует профессии, по ко-
торой работают иностранцы в России. Как результат: в большинстве случаев многим не хватает знаний для карьерного роста, создания малого бизнеса, развитие которого позволит привлечь капитал в различные инвестиционные проекты, и увеличить инвестиционный потенциал Пензенской области [4].
На территории Никольского района в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Пензенской области «Никольский технологический колледж имени А.Д. Оболенского» готовят выпускников в основном для стекольной промышленности и, не так давно, начали подготовку квалифицированных рабочих и специалистов для цементной. Поскольку возрастает спрос, а также для повышения качества подготовки специализированных работников для компании «Азия Цемент» возможно организовать обучение иностранных граждан по востребованным рабочим профессиям и специальностям на базе данного учебного заведения. Открытие профильных специальностей в Никольском колледже по-
зволит значительно ускорить и удешевить процесс получения образования иностранными гражданами; появится возможность без значительного отрыва от производства приобретать теоретические знания, практические умения и навыки. Необходимость ездить в другие города для обучения отпадает, что позволит работодателям, да и самим обучающимся, экономить на командировочных расходах.
2. Дуальная система обучения как способ получения образования и адаптации иностранных граждан
Организация обучения, по нашему мнению и опыту учебно-методической деятельности, может представлять параллельный процесс по программам профессиональной подготовки, программам дополнительного образования, позволяющим, успешно закончившим полный курс обучения по дуальной системе получить необходимые знания для практической деятельности, включающие не только стандартные методы производства работ, но и последние разработки в области науки и техники. При освоении данных программ иностранные граждане смогут не только быстро адаптироваться к условиям работы в различных отраслях экономики, но также грамотно и качественно изучить систему менеджмента качества ^МР) по интересующим отраслям.
Дуальная система обучения — одна из самых эффективных форм подготовки профессионально-технических кадров в мире. Ее особенность заключается в том, что обучение проводится большей частью не в учебном заведении, а на предприятии, имеющем необходимую материально-техническую базу. При этом учебное заведение обеспечивает обучающихся необходимой
справочной, нормативной и научно-технической литературой, умение пользоваться которой расширяет кругозор и, как результат, даёт возможность адаптации к разным условиям и способам производства работ [7, 11].
Дуальная модель — это объединение интересов бизнеса, будущего специалиста и государства. Данная система предполагает, что 70^80% времени учащийся приобретает необходимые и качественные знания, умения и навыки непосредственно на производстве, и только 20^30% — в учебном заведении [5].
Обучение должно осуществляться согласно учебным планам, а также по программам, разработанным на базе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), в том числе по программам платной дополнительной подготовки, и адаптированных администрацией колледжей.
Сегодня профессиональное образование переходит к новым механизмам управления. В содержании профессионального образования при этом отчетливо проявляются инновационные подходы к модернизации спектра и условий реализации образовательных программ в соответствии с приоритетами государственной политики в области среднего профессионального образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям и специальностям — это федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, разработанный и утвержденный в соответствии со списком 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных про-
фессий, требующих среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 ноября 2015 года № 831, Правилами разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661, а также во исполнение пункта 3 комплекса мер направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015—2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р, и представляющий собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии или специальности на уровне европейских стандартов [9, 16].
Внедрение новых моделей управления профессиональными образовательными организациями, реализация проектов по переходу на новые ФГОС по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям (ТОП-50) в сфере строительства выглядит таким образом:
1. мастер декоративных работ,
2. мастер столярно-плот-ницких работ,
3. плиточник-облицовщик,
4. сантехник,
5. сварщик,
6. электромонтажник.
Обучение иностранных
граждан на уровне профессиональной образовательной организации в соответствии с алгоритмом запуска предполагает решение как минимум четырех задач:
— оценку готовности образовательной организации к внедрению ФГОС по ТОП-50 на основе инвентаризации реализуемых образовательных
программ (ОП) подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена и применение в обучении иностранцев;
— разработку проекта внедрения ФГОС по ТОП-50 в образовательной организации, разработка учебных планов и программ с учетом специфики преподавания;
— обеспечение разработки и реализации образовательных программ на основе примерных основных образовательных программ (ПООП) с учетом региональной и отраслевой специфики;
— развитие кадрового потенциала образовательной организации, обучение новым технологиям, преодоление языкового барьера путем изучения иностранных языков.
В связи с этим требуется решение целого ряда задач, среди которых приоритетными являются задачи государственной политики в сфере образования, такие как:
— формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования близкой к европейским стандартам, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации;
— создание в Российской Федерации современной системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, способной обеспечивать подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями экономики и общества, гибко реагировать на социально-экономические изменения, для чего необходимо обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики, создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся в том числе и иностранцев;
— поддержку существующей системы профессионального образования и развитие новых перспективных направлений подготовки квалифицированных кадров и специалистов для экономики страны в том числе, обучение иностранных граждан [6, 8].
За последние годы по данным Росстата в получении среднего образования нуждаются иностранные граждане, работающие в отраслях:
— строительство — 2570000 человек;
— сельское хозяйство — 466000 человек;
— транспорт — 229000 человек;
— уборка — 174000 человек;
— уход — 65000 человек.
В связи с большой востребованностью квалифицированных рабочих строительных профессий и специальностей существует возможность организовать пробный курс обучения на базе Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Пензенской области «Пензенский колледж архитектуры и строительства» (ГАПОУ ПО «ПКАС») по дополнительной программе. Дополнительное образование детей и взрослых со сроком обучения на 6
месяцев (по учебному плану 18 часов в неделю) включает лекционный блок по широкому спектру дисциплин, семинары, деловые игры, мастер-классы, компьютерное моделирование, выездные форумы и консультации, учебную и производственную практику. К проведению занятий привлекаются высококвалифицированные преподаватели ГАПОУ ПО «Пензенский колледж архитектуры и строительства», преподаватели профильных вузов, а также, практикующие руководители успешно действующих предприятий и организаций. Для прохождения профессиональной подготовки и освоения полученных теоретических знаний на практике иностранные студенты работают по выбранной профессии в ведущих строительных компаниях города и области, разрабатывают собственные проекты, участвуют в различных конкурсах, а по окончании курса осуществляют деятельность по этим проектам, создавая свои индивидуальные предприятия. Иностранным гражданам, дальнейшая работа которых связана с разработкой и реализацией бизнес-идей, необходимо пройти профессиональную подготовку по направлени-
ям: экономика, бухгалтерский учёт, право, что даёт возможность апробировать в условиях реального рынка труда способы реализации различных идей.
Дуальное обучение — отличный шанс легче адаптироваться к условиям местного производства для иностранных граждан, работающих на территории России. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, после получения диплома (аттестата)
— работу, к которой хорошо подготовлены, а работодатель
— по факту оценивает целесообразность и экономическую эффективность своих вложений и результат.
Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий, работников, государства. Для предприятия — это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации [7].
Такая система обучения позволит успешно реализовы-вать:
1) принцип «учись, производя»;
2) в органичном сочетании возможности получить теоретические знания по основной специальности, профессии и сопредельным областям;
3) обрести навыки работы;
4) постановке реального дела с получением конкретного дохода и удовлетворения от процесса и результатов деятельности.
Иностранцам, желающим трудоустроиться и получать достойную заработную плату на территории Российской Федерации, предлагается комбинированная услуга в сфере образования, профессиональной подготовки, способная удовлетворить потребности работодателя, либо они могут сами осуществить собственную бизнес-идею в виде инвестирования в проекты или создания
■ Строительство ■ Сельское хозяйство ■ Транспорт ■ Уборка ■ Уход
Рис. 3. Количество иностранных граждан, задействованных на рынке труда, нуждающихся в получении среднего профессионального
образования
малых предприятий на территории Пензенской области.
В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации» Статья 78. Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях пункт 1 гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства (далее — иностранные граждане) имеют право на получение образования в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом» [10].
Численность иностранных граждан осуществляющих трудовую деятельность на территории Пензенской области составляет 0,4% от занятого населения [1]. А численность иностранных граждан, обучавшихся в российских учреждениях среднего профессионального образования, сегодня символична — примерно три тысячи человек или 0,3% от общей численности студентов колледжей РФ (немногим более миллиона человек в 2016— 2017 учебном году). Практически все иностранные граждане обучались в учреждениях СПО по очной, очно-заочной форме, на платной и на бесплатной основе. В Пензе основной упор на обучение иностранных граждан делается на образовательные учреждения высшего образования: Пензенский государственный университет (ПГУ), Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (ПГУАС), Пензенский государственный технологический университет (ПензГТУ) и др.
По нашему мнению, практика обучения иностранных граждан на Пензенской земле должна касаться не только вузов, но и учреждений среднего профессионального образования. Есть категория иностран-
ных граждан, которые в виду того, что по уровню своей подготовки имели немного шансов хорошо окончить среднюю школу и успешно поступить в какой-либо российский вуз на бюджетное отделение, предпочли бы получить квалифицированную рабочую профессию или специальность в СПО. Это позволит решить ряд проблем, связанных с адаптацией к другой культуре и менталитету, и станет первым шагом на пути к получению высшего образования.
Изменение в повседневной жизни, жилищные условия, принятия языка, и ещё множества других проблем — это трудности которые встречаются на пути иностранцев:
— во-первых, временная виза, которую нужно не забывать переоформлять, иначе возникнет угроза выезда из страны, и многие другие документы, которые необходимо всегда носить с собой (паспорт, временную регистрацию, удостоверение студента);
— во-вторых, наша медицинская страховка, не предоставляет некоторые виды медицинской помощи, за которые иностранным гражданам приходится платить отдельно;
— в-третьих, социализация, другой совершено уровень социальной жизни, проблемы в отношениях с новыми людьми (не все люди достаточно коммуникабельны, не высокий уровень знания иностранных языков создают сложности не только в повседневном общении, но и в трудовой деятельности) [8, 12].
При обучении в системе среднего профессионального образования эти проблемы легко разрешимы.
Важно управлять адаптацией иностранных граждан к профессиональной деятельности на начальной стадии становления будущего специалиста. Основной проблемой проведения мероприятий по адаптации для педагогических
коллективов является незначительное число адаптантов: у студентов-иностранцев необходимо развивать не только профессиональные способности, но и повышать культурный уровень, осуществлять психологическую подготовку к социальному развитию в среде российских студентов. Социальные факторы оказывают воздействие как новая, а скорее "чужая" социальная среда [3, 17, 18]. Для решения возникшей проблемы предлагаем вовлекать иностранных студентов во внеурочную деятельность. Так на базе колледжей Пензенской области созданы для этих целей предметные кружки при учебных кабинетах, учебно-производственных мастерских и лабораториях, где студенты могут разносторонне развивать приобретенные знания, совершенствовать умения, реализовывать навыки, воплощая в жизнь разного рода проекты технического творчества [20, 21].
3. Заграничная стажировка преподавателей
Положительным моментом в развитии и внедрении дуальной системы образования на территории Пензенской области является то, что в образовательных учреждениях СПО 40% преподавательского состава прошли стажировку и курсы повышения за рубежом: Германии, Китае, Финляндии, Нидерландах и других странах мира.
Автор статьи Баулина О.В. проходила стажировку в рамках Года России в Нидерландах и Нидерландов в России, в которой приняли участие административный и преподавательский состав колледжей Пензенской области.
Согласно программе стажировки педагоги приняли участие в мероприятиях:
1. Встреча в Министерстве иностранных дел (г. Гаага) с координатором программы
«Нидерланды — Россия 2013» мистером Ван де Торгом, представителями Министерства образования, культуры и науки, в том числе с вице-директором по международным делам миссис Мерель В. Баах. Вице-директор по международным делам рассказывала о порядке обучения в высших учебных заведениях, порядке зачисления, учебном процессе, порядке финансирования обучения, об обучении в университетах иностранных студентов и необходимости международного сотрудничества в сфере образования между государствами.
2. Состоялась встреча в институте знаний РПЦ «Мондри-ана» (г. Гаага). Ознакомительную лекцию прочитал мистер Фред Клингеман, ответственный за международные связи. Его доклад был посвящен колледжу, в котором студенты обучаются в возрастном диапазоне от 16 до 30 лет по профессиям, связанным с биотехнологией и медициной. Обучение проходит по многоуровневой системе, при этом большое внимание привлекается к открытию малых частных предприятий. В лабораториях проводятся практические занятия по профессиям связанным с фармацевтикой и медициной.
Представитель университета Давид де Видгебов в рамках круглого стола сообщил о системе обучения студентов в университете города Утрехта следующую информацию: «В 17 веке на этом месте располагалась старая медицинская школа. Сегодня вуз известен по всему миру и сотрудничает с крупнейшими международными университетами. По статистике, из более чем 30 тысяч студентов Утрехтского университета, 2 тысячи — это международные студенты. Основные и наиболее популярные факультеты проводят лекции на международном английском языке. Здесь очень много направлений, которым можно обучиться. Это и медицинские
науки, и право, и гуманитарные профессии, и даже науки о земле. Традиционными для вуза является направления права и социальных знаний».
Международное научно-техническое сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность позволяют охватить следующие направления и виды работ:
— совместное проведение исследований и разработка проектов, направленных на совершенствование образования (информационно-коммуникационное обеспечение, программно-методическое оснащение, академическую мобильность);
— поставка и реализация научно-технической продукции, «ноу-хау» и других объектов интеллектуальной собственности;
— чтение лекций, обмен образовательными программами;
— взаимный обмен, подготовка и стажировка научных, педагогических кадров, обучающихся;
— проведение совместных международных конференций и семинаров, деловых встреч и, как результат, совместные публикации по результатам проведенных исследований.
4. Особенности социальной адаптации студентов из числа иностранных граждан
Студенты, приезжающие на учебу в Россию, живут, как правило, в общежитии. Это непростая ситуация даже для российских граждан. Для иностранных же студентов часто общежитие является камнем преткновения в адаптационном процессе:
— значительное количество из данного контингента ухудшает свои жилищные условия при приезде;
— общежитие — это не только временное место жительства для студентов, но и место для самостоятельных занятий, которые по имеющимся методи-
ческим расчетам занимают не менее 40% учебного времени.
Основным фактором, к которому надо адаптироваться в максимальной степени, является учебный процесс, так как учеба — главная цель приезда в нашу страну. Таким образом, можем заключить, что цель обучения — воспитать творческого специалиста, а цель иностранного студента — стать первоклассным специалистом и получить образование. Все это можно достичь мерами по усовершенствованию учебных программ, по реорганизации в системе среднего образования, научить иностранного студента самостоятельно работать с учебным материалом, самовоспитываться, самоорганизовываться [7, 17, 19].
При рассмотрении проблемы умственной работоспособности на первый план, как правило, выдвигаются аспекты, связанные с оценкой результата деятельности, выяснения роли индивидуальных психофизиологических особенностей, поиском путей максимального использования интеллектуальных ресурсов личности и т.д. При этом в значительно меньшей степени уделяется внимание вопросу о том, какой физиологической стоимостью дается эта деятельность и каково ее влияние на функциональное состояние человека, так как приходится учиться и работать. 90% иностранных граждан нуждающихся в образовании, имеют семьи и будут вынуждены совмещать учебу с заработком [13].
Основными задачами по содействию адаптации иностранцев к профессиональной образовательной среде колледжа служит:
1. Подготовка к новым условиям обучения.
2. Установление и поддержание социального статуса в новом коллективе.
3. Формирование у первокурсников позитивной мотивации к учебному процессу.
4. Предупреждение и снятие у иностранных граждан, учитывая возраст, психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.
Профилактическим этапом работы с иностранными студентами в учебном заведении является работа педагога-психолога, проводятся тренинги-знакомства с целью скорейшего формирования сплочённых студенческих групп; диагностические исследования выполняют с целью выявления проблем в развитии психических процессов; посещение уроков теоретического и практического обучения необходимо для выявления проблем в организации коллективов и адаптации бывших иностранных граждан к учебному процессу [11, 19].
Преподаватели по результатам диагностики консультируются с психологом и получают рекомендации по оптимизации процессов обучения.
На этапе обучения проводится диагностика удовлетворённости студентов образовательной средой, что включает в себя особенности взаимоотношения с педагогами, мастерами-наставниками, удовлетворенность работой библиотеки, столовой, организацией досуга, отношениями в учебном заведении, общежитии и на предприятии. Так же определяются мотивы учения, мотивы выбора профессии и данного учебного заведения, а кроме этого, диагностика ценностных ориентаций и особенностей самооценки.
При работе с иностранными студентами педагогом-психологом осуществляется кор-рекционно-просветительская работа:
• для студентов проводятся тренинги личностного роста, уверенности в себе, социально-психологические тренинги, классные часы, консультации студентов, педагогов.
• для педагогов, непосредственно работающих с подобными студентами:
— семинары по проблемам мотивации, особенностям построения эффективного общения и проблемам целеполага-ния;
— педагогические консилиумы по определению первичных результатов работы и корректировке программ адаптации иностранных студентов.
— заключительная диагностика динамики позитивных изменений адаптивности иностранных студентов и выявление группы «риска» [9].
Основная комплексная работа с иностранными студентами основана на определении количества иностранных студентов, не адаптировавшихся к новой образовательной, производственной и социальной среде. Это позволяет выявить иностранных граждан, которые имеют серьезные личностные проблемы и им требуется специализированная психотерапевтическая помощь, что решит основную проблему предприятий работающих с подобной рабочей силой.
Иностранные граждане, прибывшие в Россию в визовом порядке, для трудоустройства сталкиваются с проблемой оформления большого количества документов для осуществления трудовой деятельности [6]. У работников, прибывших из ближнего и дальнего зарубежья, более низкие требования к оплате труда, соответственно работодатели не откажутся от их привлечения. Однако, действующий порядок трудоустройства последним крайне невыгоден из-за соответствующих административных процедур, поэтому привлечение таких работников иногда нарушает пределы правового поля. Тем не менее, данные проблемы в меньшей степени касаются иностранных граждан, отнесенных к категории высококвалифицированных специалистов или граждан приехавших получать образование. Так, у работодателя не возникает проблем с получением
разрешения на привлечение и использование квалифицированной, а ещё лучше — дипломированной иностранной рабочей силы. На таких работников не распространяются квоты, применяется сокращенный срок рассмотрения заявления о выдаче разрешения на работу. Выгоднее привлекать иностранных граждан на обучение по программам среднего профессионального образования с последующим трудоустройством, так как в силу специфических требований к заработной плате (для большинства сфер деятельности — не менее 2 миллионов рублей в год), специалисты из-за рубежа, привлекаются крайне редко [4].
В последние годы в России стало возрастать число студентов-иностранцев в учреждениях СПО (исключительно за счёт выходцев из стран СНГ), достигнув к сегодняшнему дню 12,1 тысячи человек, что, тем не менее, составляет лишь около 0,6% общего контингента студентов данного типа. Основная часть иностранных граждан изучает в российских учебных заведениях экономику и управление, среди технических специализаций приоритетом пользуются транспортные средства, строительство и архитектура, а также информатика и вычислительная техника.
В настоящее время в Пензенской области обучается 1 310 студентов из 45 государств. Ежегодно количество желающих учиться в Пензе увеличивается. Но все они получают высшее образование, это связано с тем, что получить такое образование на родине в два, а иногда и в несколько раз дороже. Соответственно все студенты, закончившие вуз и получившие квалификацию, вернутся специалистами в другие страны. Потребность в квалифицированных выпускниках в нашем регионе остается, так как приезжающие на работу граждане не имеют
средств на платное образование в вузах, поэтому многие компании, которые нуждаются в рабочих кадрах, организуют на своей базе ресурсные центры с приглашением преподавателей из сузов и вузов, компенсируя затраты на учебу за счет обучаемых [5].
В нашей работе был исследован вопрос и рассмотрены способы решения: зачем переплачивать деньги за организацию кабинетов, материально-технической базы, когда в стенах колледжа уже все организовано, при чем иностранные рабочие получат знания не только по технологии производства, но и русскому языку, экономике, права — все что им необходимо знать чтобы стать первоклассными специалистами на территории того государства, где они проходят обучение и возможно останутся для продолжения трудовой деятельности? А главное — за приемлемую цену получить образование.
Вывод
Система среднего профессионального образования должна стать базой, способной подготовить и выпустить социально-значимых специалистов для Пензенской области и других регионов страны, которая
более всего нуждается в «квалифицированных работниках, имеющих рыночную ориентацию», а также в «других профессиях квалифицированных рабочих для крупных и мелких промышленных предприятий». Область волей-неволей продолжает испытывать потребность в трудовых мигрантах имеющих квалификацию и владеющих профессией. В качестве положительного момента данного процесса принято считать возможность закрыть определенные бреши и создание иностранной рабочей силой некоей конкуренции, которая сможет заставить (мотивировать) работать местное население [1].
В инвестиционном послании губернатор Пензенской области Иван Белозерцев сообщает: «Объем инвестиций в экономику Пензенской области по итогам 2017 года составил 72 с половиной миллиарда рублей (на 7,6% больше 2016 года). По итогам 2018 года ожидается сохранение положительной динамики», «Агропромышленное предприятие «Восток Агро» планирует в 2018—2019 годах реализовать в Кузнецком районе проект по строительству животноводческого комплекса на 2250 голов дойного стада и элеваторного комплекса. Предполагаемый
объем инвестиций составляет более 4,5 миллиардов рублей, будет создано более 200 рабочих мест». А, следовательно, поднимать экономику, развивать народное хозяйство не возможно без грамотных и квалифицированных работников. Это говорит о том, что потребность в квалифицированных рабочих кадрах будет расти, что повлечёт за собой привлечение иностранных рабочих в наш регион [14, 15].
Для того чтобы конкуренция была здоровой необходимо создать условия для подготовки, обучения. Формирования и получения культурно-развитых квалифицированных специалистов, которые способны инвестировать проекты, выплачивать налоги и другие обязательные взносы стране-реципиенту, а значит и региону. Международное научно-техническое сотрудничество, внешнеэкономическая и образовательная деятельности на разных ступенях образования (среднее общеобразовательное, среднее профессиональное, высшее) позволяет организовать подготовку социально-адаптированных и качественно-подготовленных технических специалистов из числа выходцев ближнего и дальнего зарубежья применительно в территории РФ.
Литература
1. Арефьев А.Л. Шереги Ф.Э. Иностранные студенты в России: Статистический и социологический анализ. Центр социологических исследований, 2014
2. Байденко В.И. Российский университет в европейском пейзаже // Высшее образование сегодня. 2004. № 8.
3. Горшенков В.Н., Рябкова С.Л. Формирование исследовательских навыков у иностранных студентов российских вузов строительного профиля Материалы международного научно-методического межвузовского семинара. Обучение иностранцев в России: проблемы и перспективы, 2011
4. Галушкина М. Экспорт образования // Эксперт. 2014. № 28.
5. Дмитриев Н.М. Экспортный потенциал российских вузов. М., 2003. 336
References
1. Arefyev A.L. SHeregi F.E. Inostrannyye stu-denty v Rossii: Statisticheskiy i sotsiologicheskiy analiz. TSentr sotsiologicheskikh issledovaniy, 2014 (In Russ.)
2. Baydenko V.I. Rossiyskiy universitet v ev-ropeyskom peyzazhe. Vyssheye obrazovaniye segod-nya. 2004. No. 8. (In Russ.)
3. Gorshenkov V.N., Ryabkova S.L. Formi-rovaniye issledovatel'skikh navykov u inostrannykh studentov rossiyskikh vuzov stroitel'nogo profilya Ma-terialy mezhdunarodnogo nauchno-metodicheskogo mezhvuzovskogo seminara. Obucheniye inostrantsev v Rossii: problemy i perspektivy, 2011(In Russ.)
4. Galushkina M. Eksport obrazovaniya. Ek-spert. 2014. No. 28. (In Russ.)
5. Dmitriyev N.M. Eksportnyy potentsial rossiyskikh vuzov. Moscow, 2003. P. 336(In Russ.)
6. Левичева Е.В. Концепции изучения категории креативности в исследованиях зарубежных ученых. Материалы международного научно-методического межвузовского семинара. Обучение иностранцев в России: проблемы и перспективы, 2011.
7. Обучение иностранным языкам: от профессионализации к профессионализму. Материалы второго международного научно-методического межвузовского семинара 18 ноября 2011 г. Сборник статей под ред. Е.В. Воевода. М.: МГИМО-Университет, 2012. 232 с.
8. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). Краснодар: Новация, 2016. 277 с.
9. Ситнова Е.С. К вопросу об адаптации иностранных студентов. Материалы международного научно-методического межвузовского семинара: Обучение иностранцев в России: проблемы и перспективы, 2011.
10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ ст 78 (ред. от 27.06.2018) URL: https://fzrf. su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st-78.php
11. Шаповалов А.А. Аз буки педагогической науки: введение в педагогическое исследование. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. 123 с.
12. URL: http://www.dissercat.com/content/ podgotovka-studentov-pedvuza-k-nauchno-issledovatelskoi-deyatelnosti-v-usloviyakh-mnogourovn#ixzz5Bk4pSrT7
13. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (последняя редакция) URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_37868/
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.03 г. № 193 «Об утверждении квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности» URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_41639/
15. Инвестиционное послание губернатора Пензенской области И.А. Белозерцева 06.03.2018 года. URL: http://investinpenza.com/ Investors/InvestmentMessage
16. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Приказ от 2ноября 2015 г. № 831. Об утверждении списка. 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_188401/
17. Тарасеева Н.И. Социальное проектирование как средство воспитания студентов // Символ науки. 2015. № 10-1 С. 194-196.
18. Тарасеева Н.И., Рахматуллина Н.И. Роль и значение молодежной субкультуры в процессе
6. Levicheva E.V. Kontseptsii izucheniya kat-egorii kreativnosti v issledovaniyakh zarubezhnykh uchenykh. Materialy mezhdunarodnogo nauch-no-metodicheskogo mezhvuzovskogo seminara. Obucheniye inostrantsev v Rossii: problemy i per-spektivy, 2011 (In Russ.)
7. Obucheniye inostrannym yazykam: ot profes-sionalizatsii k professionalizmu. Materialy vtorogo mezhdunarodnogo nauchno-metodicheskogo mezh-vuzovskogo seminara 18 November 2011. Sbornik statey ed. E.V. Voyevoda. Moscow: MGIMO-Uni-versitet, 2012. 232 p. (In Russ.)
8. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy VIII Mezhdunar. nauch. konf. (g. Krasnodar, February 2016). Krasnodar: Novatsiya, 2016. 277 p. (In Russ.)
9. Sitnova E.S. K voprosu ob adaptatsii inos-trannykh studentov. Materialy mezhdunarodnogo nauchno-metodicheskogo mezhvuzovskogo seminara: Obucheniye inostrantsev v Rossii: problemy i perspektivy, 2011 (In Russ.)
10. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossi-yskoy Federatsii» ot 29.12.2012 No. 273-FZ st 78 (ed. 27.06.2018) URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st-78.php (In Russ.)
11. SHapovalov A.A. Az buki pedagogicheskoy nauki: vvedeniye v pedagogicheskoye issledovaniye. Barnaul: Izd-vo BGPU, 2002. 123 p. (In Russ.)
12. URL: http://www.dissercat.com/content/ podgotovka-studentov-pedvuza-k-nauchno-issle-dovatelskoi-deyatelnosti-v-usloviyakh-mno-gourovn#ixzz5Bk4pSrT7
13. Federal'nyy zakon «O pravovom polozhe-nii inostrannykh grazhdan v Rossiyskoy Federat-sii» ot 25.07.2002 No. 115-FZ (final draft) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_37868/ (In Russ.)
14. Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 04.04.03 g. No. 193 «Ob utverzhdenii kvo-ty na vydachu inostrannym grazhdanam priglash-eniy na v"yezd v Rossiyskuyu Federatsiyu v tselyakh osushchestvleniya trudovoy deyatel'nosti» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_41639/ (In Russ.)
15. Investitsionnoye poslaniye gubernatora Pen-zenskoy oblasti I.A. Belozertseva 06.03.2018. URL: http://investinpenza.com/Investors/Investment-Message (In Russ.)
16. Ministerstvo truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Federatsii. Prikaz, 2 November 2015. No. 831. Ob utverzhdenii spiska. 50 naiboleye vostre-bovannykh na rynke truda, novykh i perspektivnykh professiy, trebuyushchikh srednego professional'nogo obrazovaniya. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_188401/ (In Russ.)
17. Taraseyeva N.I. Sotsial'noye proyektirovani-ye kak sredstvo vospitaniya studentov. Simvol nauki. 2015. No. 10-1 P. 194-196. (In Russ.)
18. Taraseyeva N.I., Rakhmatullina N.I. Rol' i znacheniye molodezhnoy subkul'tury v prot-
воспитания подрастающего поколения. В сборнике: «Современное образование: гипотезы и апробация результатов» Материалы Международной научно-практической конференции. НИЦ «Поволжская научная корпорация». 2016. С. 185-196.
19. Парфенова Т.А. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса и формирование психологической готовности к нему // Психологическое сопровождение образования: теория и практика. Сборник статей по материалам VI Международной науч.-практ. конф. 2016. С. 355-358.
20. Рогожин С. А. Материально-техническое обеспечение учебного процесса - необходимое условие качества образования // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 4(32). С. 19-26.
21. Тарасеева Н.И. Особенности педагогической ситуации при подготовке бакалавров по направлению 08.03.01 «Строительство» на примере дисциплины специализации//Открытое образование. 2018. Т. 22. № 1. С. 13-27.
Сведения об авторах
Нелли Ивановна Тарасеева
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Пенза, Россия Эл. почта: [email protected] Тел.: +79272896142
Оксана Владимировна Баулина
Пензенский колледж архитектуры и строительства, Пенза, Россия Эл. почта: [email protected] Тел.: +79624741916
sesse vospitaniya podrastayushchego pokoleniya. V sbornike: «Sovremennoye obrazovaniye: gipotezy i aprobatsiya rezul'tatov» Materialy Mezhdunar-odnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. NITS «Povolzhskaya nauchnaya korporatsiya». 2016. P. 185-196. (In Russ.)
19. Parfenova T.A. Psikhologo-pedagogich-eskoye soprovozhdeniye obrazovatel'nogo protses-sa i formirovaniye psikhologicheskoy gotovnosti k nemu. Psikhologicheskoye soprovozhdeniye obra-zovaniya: teoriya i praktika. Sbornik statey po ma-terialam VI Mezhdunarodnoy nauch.-prakt. konf. 2016. P. 355-358 (In Russ.)
20. Rogozhin S. A. Material'no-tekhnicheskoye obespecheniye uchebnogo protsessa - neobkhodi-moye usloviye kachestva obrazovaniya. Universitet-skoye upravleniye: praktika i analiz. 2004. No. 4(32). P. 19-26. (In Russ.)
21. Taraseyeva N.I. Osobennosti pedagogicheskoy situatsii pri podgotovke bakalavrov po napravleniyu 08.03.01 «Stroitel'stvo» na primere distsipliny spet-sializatsii//Otkrytoye obrazovaniye. 2018. Vol. 22. No. 1. P. 13-27. (In Russ.)
Information about the authors
Nelli I. Taraseeva
Penza State University of Architecture and Construction, Penza, Russia E-mail: tnelly77@maiLru Tel.: +79272896142
Oksana V. Baulina
Penza College of Architecture and Construction, Penza, Russia
E-mail: [email protected] Tel.: +79624741916