Научная статья на тему 'Организационно-экономический механизм функционирования среднего профессионального образования в условиях реформирования экономики'

Организационно-экономический механизм функционирования среднего профессионального образования в условиях реформирования экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION / РЫНОК ТРУДА / LABOUR MARKET / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / EDUCATIONAL SERVICE / РАБОТОДАТЕЛЬ / EMPLOYER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азнаурян Р. Ф.

В статье рассматривается состояние российского среднего профессионального образования и его связь с рынком труда, а также влияние государства на образовательные процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and economic structure of the functioning of the secondary professional education in terms of economic reformation

The article contemplates the present situation of Russian secondary professional education and its connection with the labour market as well as the educational processes depends on the government.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический механизм функционирования среднего профессионального образования в условиях реформирования экономики»

УДК 339.138

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Р.Ф. Азнаурян, аспирант,

Национальный институт бизнеса, г. Москва E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается состояние российского среднего профессионального образования и его связь с рынком труда, а также влияние государства на образовательные процессы.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, рынок труда, образовательная услуга, работодатель.

Abstract. The article contemplates the present situation of Russian secondary professional education and its connection with the labour market as well as the educational processes depends on the government.

bywords: secondary professional education, labour market, educational service, employer.

В условиях развивающейся экономики, которая претендует на инновационное развитие, для создания новых и высокотехнологичных товаров, способных создавать конкуренцию на внутреннем и внешнем рынках, уровень профессиональной подготовки специалистов должен быть приемлемым, для постоянного повышения технологической сложности работ.

В современной России укрепилось мнение, что система профессионального образования не отвечает запросам рынка труда, что в подавляющем большинстве случаев оно неэффективно. По этому поводу в научных и педагогических кругах идут постоянные споры. Под влиянием множества внутренних и внешних факторов, таких, как распад СССР, смена политического курса и, как следствие, смена форм хозяйствования, отсутствие целенаправленного управления создавшейся экономикой, сформировался современный рынок труда. Государство снизило

степень влияния на процессы, происходящие на рынке труда, что привело к отсутствию на нем стабильности; появились проблемы в достижении устойчивого развития и конкурентоспособности страны.

Уровень развития экономики характеризуется состоянием профессиональной образованности граждан страны. Для создания инновационной экономики из экономики переходного типа необходимо сформировать эффективную структуру занятости населения, которая нужна государству для длительного экономического роста, и связать ее с системой профессионального образования.

Формирование будущих кадров для экономики неразрывно связано с рынком образовательных услуг. Но трудоустройство выпускника учебного заведения по специальности зависит от привязки полученного образования к структуре отечественного производства. В противном случае получаем снижение числа выпускников, работающих по полученной в учебном заведении специальности, что влечет за собой рост незанятого населения. Отсюда следует, что государство является одновременно и заказчиком, и потребителем образовательных услуг, и заинтересовано в полноценном регулировании приема, подготовки и выпуска специалистов учреждениями профессионального образования.

Экономические и социальные условия, созданные в стране, потребовали принципиально другого работника - более гибкого, готового переучиваться и менять сферу деятельности. В этих условиях учебные заведения оказались под прессом. С одной стороны, им не хватает материальных ресурсов, а с другой - надо срочно менять стиль и технологии обучения. И в этой ситуации произошла сегментация рынка образовательных услуг. Стали складываться сегменты дешевого и низкокачественного, более дорогого и среднего по качеству, а также дорогого и престижного образования. Но последний сегмент, очень мал и недоступен большинству граждан. А с принятием нового « Закона об образовании» уменьшится и сегмент дешевого образования.

В настоящее время, при данной экономической ситуации, работодатель стал предъявлять все большие требования к работникам, а следовательно, и к выпускникам образовательных учреждений. Слабая сегментирован-ность образовательного рынка привела к тому, что основным требованием работодателя к работнику стало наличие у него диплома о высшем образовании. Это требование не к профессиональным качествам работника, а к его поведенческому уровню, т. к. работодателю приходится заново учить выпускника и адаптировать его к конкретному производству. Поэтому по-

лучение престижной и высокооплачиваемой работы все чаще связывают с наличием диплома об окончании именно престижного высшего учебного заведения. Кроме того, диплом об окончании высшего учебного заведения не гарантирует работу по специальности. Около 90% работодателей при найме на работу считают обязательным наличие диплома о высшем профессиональном образовании даже на рабочие места, не требующей высокой квалификации, подтвержденной дипломом. Высшее образование превращается в социальную норму. На фоне сказанного идет быстрый рост контингента высшей школы, а уровень безработицы среди выпускников профессиональных учебных заведений гораздо ниже, чем в странах ОЭСР. Определенное исключение составляют выпускники среднего профессионального образования (СПО), которым в общей массе выпускников труднее найти работу, чем выпускникам начального профессионального образования (НПО) и высшей школы.

Несмотря на вышесказанное, все более расширяется несоответствие между потребностями рынка труда и деятельностью системы профессионального образования. Это происходит потому, что в нашей стране стремительно сменилась экономическая модель, а образование, как более консервативная и медленно меняющаяся сфера, не поспевает за происходящим, и разрыв в скорости изменения между потребностями рынка труда и предложением образования в последнее время стал увеличиваться. Кроме того, нынешняя система профессионального образования оказалась не готова к такому спросу на ее услуги - ни организационно, ни технологически, ни в кадровом отношении, ни в ресурсном. Поэтому качество предлагаемых образовательных услуг стало падать, и увеличился разрыв между престижным и массовым образованием.

В настоящее время в России происходит смена экономического устройства. Часть отраслей переходит к постиндустриальному экономическому устройству, а основная часть отраслей не в состоянии решить многие задачи индустриального этапа развития. Так, быстрый рост сферы услуг, банковской сферы требует принципиально нового работника по сравнению с машиностроительным или сельскохозяйственным производством. До последнего времени работодатель еще мог найти на рынке труда более-менее подходящего по профессиональным качествам работника. Но в последние годы ситуация стала меняться. И в этих условиях работодателю потребовались качественно новые работники, которых рынок труда не может ему предоставить, т. к. система профессионального образования все хуже справляется со своими обя-

занностями. Одновременно система образования, сталкиваясь с множественными проблемами, начинает предъявлять встречные требования к работодателям, которые, стремясь минимизировать издержки, не хотят ни в какой мере участвовать в процессе подготовки кадров.

Процесс становления рыночных отношений в РФ сопровождается сохранением монополии государства во многих социальных сферах, включая и профессиональное образование, при значительном сокращении его финансовых возможностей. Кроме того, в переходный период наряду с государственным возникает и рыночный образовательный сектор. В настоящее время сектор негосударственных учебных заведений постоянно растет и развивается, что позволяет направить ограниченные бюджетные средства на поддержку приоритетных для государства направлений в системе образования.

Любое образовательное учреждение в условиях рыночной экономики можно представить как своего рода предприятие, а образовательный процесс - как производственный процесс, результатом которого является выпуск уникальной социально-экономической продукции - образовательных услуг. Причем полученное учащимся профессиональное образование можно рассматривать в качестве средства производства, с помощью которого его обладатель в последующем обеспечит себе достойный уровень жизни. С понятной долей условности можно говорить об учащемся как о продукции, находящейся в стадии производства, а о выпускнике - как о конечном продукте.

Образовательно-производственный процесс предполагает использование рабочей силы, технических средств, материалов, энергии, т.е. затрат. В связи с этим образовательный продукт обладает стоимостью. А так как образовательный продукт обладает способностью удовлетворять потребности не только личности, но и других людей, то в этом случае можно говорить о потребительской стоимости.

Несмотря на то, что образовательные услуги можно рассматривать в качестве товара, рынок в образовании имеет свои отличительные черты. Образование не может следовать только логике рыночной экономики, т. к. первостепенное значение образования заключается в его общественной ценности. Рыночные механизмы в сфере образования требуют обязательного вмешательства государства. Регулирование образовательной сферы должно быть важнейшим его приоритетом.

В Российской Федерации различают несколько уровней образования: дошкольное, общее, дополнительное, начальное, среднее и высшее про-

фессиональное образование. Базовая (основная) ступень образования ориентирована на общее развитие личности, на формирование готовности нового поколения людей к вступлению в общественную жизнь и в сферу общественно полезного труда. В современном обществе принято, что базовое образование является обязательным. Обязательность базовой ступени образования гарантирована Конституцией РФ и необходима для того, чтобы гарантировать право каждого члена общества на основное образование, чтобы сделать его доступным всем - как общественное благо. Государство предоставляет право каждому человеку выбирать, где получать базовое образование - в школе, или в учреждениях среднего профессионального образования. Гарантом получения права на такое образование, являющимся одним из основных прав человека, является государство. Рыночные отношения, складывающиеся в сфере услуг среднего профессионального образования, формируют ряд проблем взаимодействия между участниками этого рынка. Средние образовательные учреждения, в том числе и государственные, вынужденные оказывать платные услуги на рынке образования, оказались не готовыми к деятельности по удовлетворению образовательных потребностей населения, с одной стороны, и рынка труда - с другой. Работодатели как субъекты рынка труда заинтересованы в выпускниках, способных удовлетворить текущие конъюнктурные потребности в специалистах, при минимальных затратах по их адаптации к своему производству. Но несмотря на то, что среднее специальное образовательное учреждение включено в два рынка - рынок образовательных услуг и рынок труда - оно главным образом ориентировано на текущий спрос лишь на одном из них. Актуальна ситуация невостребованности выпускников учреждений среднего профессионального образования и на рынке труда. Это связано как с тем, что спрос рынка труда «отложен» на 2-4 года с момента поступления в колледжи и требует прогнозного изучения, так и с тем, что спрос на рынке труда подвижен и определяется экономическими процессами и модернизацией производства.

Рассмотрим рынок образовательных услуг, как сочетание двух механизмов регулирования: рыночных и нерыночных. Они выступают в потреблении как общественные, квазиобщественные и частные экономические блага. Такая градация помогает определить экономическую ответственность каждого субъекта данного рынка за формирование и накопление « человеческого капитала». Основной составляющей этого «капитала» становится профессионально-квалификационная подготовка. Во многих странах с развитой рыночной экономикой функ-

ционирование рынка образовательных услуг зависит от развитости и потребности рынка труда. А так как рынок труда по своей сути имеет «антирыночный» характер, то в нем сочетаются рыночные и нерыночные механизмы мотивации агентов рынка образовательных услуг, таких, как государство, работодатели, образовательные учреждения.

Рыночные отношения в России, характеризующиеся нарастанием неопределенности внешней среды, усилением конкуренции на рынке образовательных услуг и существенным сокращением финансирования профессиональных учреждений, коренным образом изменили экономические условия функционирования профессионально-образовательного сектора. В связи с этим остро встал вопрос о создании условий для финансово-экономической самостоятельности образовательных учреждений путем увеличения разнообразия организационно-правовых форм средних профессиональных учреждений. В последние годы в российской системе среднего профессионального образования наблюдается быстрый рост числа колледжей и обучающихся в них студентов. Но недостаточное инвестирование в сферу профессионального образования и ее «подушевое» финансирование ведет к подрыву как внутренней, так и внешней эффективности системы. Низкая внутренняя эффективность связана с ростом учебных заведений среднего профессионального образования, нерациональным распределением средств среди них и потребителями образовательных услуг. Колледжи стараются удержать и выпустить каждого поступившего к ним студента. Фактическое снижение государственных стандартов и барьеров контроля качества на входе в отрасль привело к неконтролируемому росту числа учебных заведений и учащегося контингента. Существенными факторами, снижающими внутреннюю эффективность, являются: постепенная утрата стимулов к добросовестной работе у преподавателей и учащихся, а также, низкая стипендия у студентов. Низкие заработки преподавателей вынуждают их работать на полторы-две ставки, что приводит к износу рабочей силы и снижению качества уроков. Поэтому они пытаются строить учебный процесс таким образом, чтобы расходовать минимальное количество сил. Такой процесс обучения приводит к тому, что основная часть учащихся не в состоянии понять и усвоить материал в часы, отведенные на уроки. В свою очередь, студенты утрачивают стимулы к усвоению знаний, т. к. знают, что колледжи кровно заинтересованы в их количестве (а по сути, в тех деньгах, которые «идут за учащимся») и доведут практически всех до выпуска. Второй фактор - низкие стипендии, не дотягивающие даже до «прожиточного» минимума. Не секрет, что в средние про-

фессиональные учебные заведения поступают дети из малообеспеченных семей. Определяющим фактором в выборе СПО является желание получить на бюджетной основе хорошее образование и после окончания иметь не только престижную специальность, но и должность. Но не все они могут выдержать бремя расходов, связанных с учебой в колледжах. Многие студенты, в ущерб занятиям, устраиваются на работу. А так как время работы обычно совпадает со временем учебы, то выбор делается в пользу работы, тем более что, колледжи не заинтересованы в их отчислении. С другой стороны, промышленности не нужны низкоквалифицированные кадры, т. к. их приходится доучивать в процессе работы. Уже сегодня работодатели ощущают дефицит как квалифицированных рабочих кадров, так и высококвалифицированных специалистов среднего звена, отвечающих «европейским» параметрам качества.

Говоря о рынке образовательных услуг, можно рассматривать его как несовершенный. Совершенный рынок предполагает две основные черты:

■ функционирование исключительно экономических интересов;

■ равенство (баланс) власти между сторонами рыночного взаимодействия.

Несоблюдение первого условия проявляется в том, что при принятии решения о получении среднего профессионального образования поступающие в ряде случаев руководствуются не экономическими мотивами. Результаты исследования показывают, что от 20 до 30% первокурсников, поступая в колледж, не принимали во внимание экономические мотивы. Это решение проблемы трудоустройства, профессиональной карьеры, достижения материального достатка и положения в обществе. Соображения, которыми названная группа молодых людей руководствовалась при поступлении в колледж - это стремление следовать «решению семьи», примеру друзей, либо получить отсрочку от армии. Второй аспект несовершенства рынка услуг среднего профессионального образования проявляется в том, что между производителем и потребителем складывается явный дисбаланс власти, т. к. отсутствует возможность квалифицированной проверки потребителем услуг (студентом или его родителями) качества данных услуг. В процессе производства и потребления услуг среднего профессионального образования складываются определенные устойчивые взаимодействия, а также трудности в учебной деятельности не отличаются у занимающихся на платной или бюджетной основе. Это нехватка учебной и учебно-методической литературы, отсутствие возможности пользовать-

ся компьютером и сетью Интернет. Перечисленные сложности в процессе обучения имеют источником финансовую и организационную необеспеченность учебного процесса. В случае четкого осознания потребителем характера обязанностей производителя образовательной услуги данные сложности могли бы быть интерпретированы как показатели ее недостаточно высокого качества. Однако, данные отрицательные характеристики услуги либо не осознаются, либо о них не заявляется открыто. Дело в том, что причиной такого поведения является зависимость потребителя услуги от ее производителя, который оценивает знания учащегося и принимает систему санкций. В этом проявляется явный дисбаланс власти, который является признаком несовершенства данного рынка.

Если посмотреть, какие требования работодатели предъявляют к выпускникам колледжей, то увидим, что здесь также происходят серьезные изменения. Наиболее невостребованными являются выпускники, окончившие учебные заведения по программам среднего профессионального образования. Работники, которые окончили учебные заведения СПО, с одной стороны, вытесняются работниками с высшим образованием, а с другой - с начальным профессиональным образованием, когда нужны конкретные навыки. И получается, что среднее профессиональное образование воспринимается потребителями услуг и работодателями как несамостоятельный и переходный этап на пути к высшему образованию. Это признают и руководители учебных заведений системы СПО. Ведь после окончания учебного заведения производители услуг обязаны трудоустраивать выпускников на соответствующие должности, что довольно проблематично.

Чтобы объективно разобраться - что такое среднее профессиональное образование в России и какие меры требуются для поднятия его престижа, обратимся к опыту построения такого образования в СССР и за рубежом.

В СССР среднее специальное образование - одна из форм профессионального образования, цель которого подготовка непосредственных организаторов и руководителей первичных звеньев на производстве, помощников специалистов высшей квалификации, самостоятельных исполнителей определенной квалификационной работы, требующей не только профессиональных умений и навыков, но соответствующей теоретической подготовки. Среднее специальное образование складывается из общего среднего образования и комплекса теоретических и практических знаний, профессиональных умений и навыков по специ-

альности. Оно ведется более чем по 450 специальностям, объединенным в отраслевые группы. Для каждой специальности установлены определенный комплекс и объем учебных дисциплин, разделенных на 3 цикла: общеобразовательный, общетехнический (общемедицинский, общепедагогический и т.д.) и специальный, в соответствии с учебными планами и учебными программами, утвержденными Министерством высшего и среднего специального образования СССР. Основные типы учебных заведений в системе среднего специального образования - техникумы и училища [1].

В техникумах и училищах СССР готовились высококвалифицированные кадры, способные применять на практике теоретические знания, полученные во время учебы. По программам среднего профессионального образования на практические занятия отводилось 65% учебного процесса.

В США насчитывается более 3000 колледжей. По уровню подготовки они делятся на двухгодичные (Technical) и колледжи четырехгодичного обучения. Колледжи с двухгодичным обучением присваивают студентам степень Associate degree. Программы либо полностью академические (готовят студентов к поступлению в университеты), либо практические, дающие профессиональное обучение в различных областях. Профессиональные учебные заведения Community Colleges не привязаны ни к возрасту студента, ни к профилю обучения. Такие колледжи тесно связаны с городом или округом, в котором они расположены. Часть расходов за учебу берут на себя местные власти. В двухгодичном колледже можно учиться и по вечерам, а в течение дня работать.

Колледжи четырехгодичного обучения приравниваются к вузам. Такие колледжи могут входить в состав университета, а могут быть абсолютно самостоятельными заведениями. После четырех лет обучения студенту присуждается степень бакалавра (Bachelor of arts - BA или Bachelor of science - BSc).

В США не существует четкого определения понятия «высшее учебное заведение». Любое учебное заведение, которое дает дальнейшую подготовку после средней школы, в разговорной речи может называться «колледжем», «школой» или даже «университетом». Принципиальное различие состоит в том, что выпускники колледжа могут получить только степень бакалавра, в то время как выпускники университетов получают степени магистра и доктора. Кроме того, в колледжах обучается меньше студентов.

Профессиональное образование в Великобритании можно получить как на уровне среднего (по российским стандартам), так и на уровне выс-

шего образования. В целом этот сегмент носит название Further education (FE). Профессиональным обучением занимаются объединенные школы, технические (профессиональные) колледжи, центры профессиональной подготовки на производстве и центры занятости. Промежуточной ступенью между школой и вузом является колледж. В настоящее время политехнические колледжи являются в Великобритании основными заведениями, в которых идет подготовка специалистов с профессиональным образованием. Они дают подготовку по самому широкому спектру профессий - от квалифицированного рабочего до специалиста промежуточного уровня - и тесно связаны с обучением на производстве. Всего насчитывается около 700 специализированных учебных заведений дальнейшего обучения (FE): от местных колледжей, в которых обучается молодежь в возрасте 16-18 лет, без отрыва от работы на производстве, до политехнических, комплексных учебных заведений, в которых осуществляется подготовка на различных уровнях, включая и высший. Колледж может быть частным и государственным, многопрофильным или узкоспециализированным. В Великобритании отсутствуют единые учебные планы и программы. Обучение ведется по программам, одобренным местными органами образования и профессиональными обществами, что приводит к значительным различиям в уровне подготовки выпускников этих учебных заведений. Сроки обучения в профессиональном колледже колеблются от одного до пяти лет. Все зависит от специализации и квалификации, которую хочет получить студент. После окончания колледжа можно перейти на второй курс университета.

Во Франции не существует колледжей в традиционном понимании как средних профессиональных учебных заведений. Колледжем называется вторая ступень средней школы. Профессиональное образование предоставляют особые лицеи (LEP), где за 2 - 3 года можно получить диплом о специальном среднем техническом образовании BTS и DUT. Такие учебные заведения готовят рабочих и сотрудников для промышленных предприятий, сферы услуг. Другой путь: после окончания колледжа, поступить в один из центров профессионально-трудового обучения и получить сертификат, позволяющий работать по специальности. Многие учебные программы обязательно включают в себя стажировки на предприятии. В системе французского образования профессиональное и общее образование разделены больше, чем в других странах, из-за чего профессиональное образование не имеет авторитета в обществе.

В Германии не существует учебных заведений среднего специального образования. Всю профессиональную подготовку обучающиеся получают в системе школьного образования. Система школьного образования состоит из двух этапов:

1. Начальная школа. Обучение длится от 4 до 6 лет.

2. Средние школы, которые различаются по типам. Их учебные планы и направления образования существенно различаются. То есть, ученик уже в средней школе делает выбор, специалистом какого направления и уровня он хочет стать. Среднее образование в Германии дается в гимназиях, реальных школах, основных, профессиональных и объединенных школах.

Гимназия (Gymnasium) - наиболее престижный тип средней школы. Диплом гимназии позволяет ученику без вступительных экзаменов поступить на большинство факультетов университетов и продолжить обучение в Германии. Как правило, гимназии специализируются на гуманитарном образовании. Продолжительность обучения - 9 лет (с 5 по 13 класс).

Реальная школа (Realschule) имеет достаточно высокий статус и дает профессиональное образование в сфере обслуживания, торговли и государственной службы. Высокий балл, полученный в реальной школе, позволяет поступить в старший класс гимназии.

Основная школа (Hauptschule) предназначена для учащихся, которые не намереваются продолжить образование в университете.

Профессиональная школа (Professionalschule) главным образом ориентирована на учащихся, которые стремятся овладеть той или иной рабочей профессией и не планируют получать высшее образование.

Объединенная школа (Gesamtschule) позволяет получить одновременно гуманитарное и техническое образование. Учащиеся общих школ, сдавшие экзамены по программе гимназии, получают возможность поступить в университет.

Профессиональное образование в Японии ориентировано на тех, кто желает получить узкотехническое образование. Срок обучения - не более 3-х лет. Японские колледжи по статусу могут быть приравнены к нашим средним специальным учебным заведениям. Они делятся на:

■ младшие,

■ технологические,

■ колледжи специальной подготовки.

Младший колледж - это двухлетние программы подготовки в области гуманитарных, естественных, медицинских и технических наук. Выпускники имеют право продолжить образование в университете со второго или с третьего года обучения. Прием в младшие колледжи проводится на базе полной средней школы. Студенты сдают вступительные экзамены.

В технологическом колледже изучают электронику, строительство, машиностроение и другие дисциплины. Поступить можно после окончания неполной или полной средней школы. В первом случае срок обучения составляет пять лет, во втором - два года.

Колледж специальной подготовки - это годичные профессиональные курсы для бухгалтеров, машинисток, дизайнеров, программистов, автомехаников, портных, поваров и др.

Из вышесказанного видно, что ни одна модель построения среднего специального образования не похожа на российскую систему. В каждой стране среднее специальное образование гармонично вписывается в общую систему образования, в отличие от России, где СПО является самым ущербным звеном в общем непрерывном цикле. 90% выпускников колледжей не могут трудоустроиться в соответствии с той квалификацией, которая записана в дипломе. И поэтому у них после получения диплома небольшой выбор: или идти наниматься простыми рабочими и конкурировать с выпускниками средних школ или НПО, а после нескольких лет работы делать карьеру руководителей низшего звена, или сразу поступать в вуз. Но и работодатели не готовы предоставлять выпускникам СПО должности, соответствующие записанной в дипломе квалификации, т. к. у последних нет опыта работы, а обучались они в основном по старым методическим программам и на устаревшем оборудовании. Поэтому престиж СПО и падает с каждым днем, а уровень квалификации его выпускников не дотягивает даже до уровня профессионального рабочего. Что же делать в такой ситуации? Выход видится только один - государство и работодатели должны вместе участвовать в процессе обучения. Для колледжей со стороны государства должен быть спущен государственный заказ на определенное количество студентов СПО той или иной специальности, составленный на основе среднесрочного прогнозирования. И только это количество студентов должно оплачиваться из бюджета. И обязателен контроль на входе для выявления способных абитуриентов, но не в форме ЕГЭ, а хотя бы дополнительным введением одного профилирующего письменного экзамена, т. к. многие школы за год-полтода «натаскивают» своих учеников на сдачу Единого государственного экзамена. Непро-

шедшие данный входной контроль по желанию могут поступать или на внебюджетной основе, или в НПО. В свою очередь, работодатель должен заключать договор с учебным заведением, о прохождении практического обучения на своем предприятии. Можно применить несколько схем такого обучения. Одна из схем выглядит таким образом: студент два дня (неделю) учится теории в колледже, а следующие два дня (неделю) работает на предприятии работодателя. Эффект от такой схемы обучения получают: и учреждения образования (возможность обучать в единицу времени вдвое большее количество студентов, преподаватели не будут годами читать одни и те же лекции, так как им необходимо будет следить за развитием производства и экономики); и государство (бюджетных денег будет расходоваться в два раза меньше, при полной загрузке учебных аудиторий); и работодатели (после окончания колледжа к ним приходят выпускники, уже адаптированные к данному производству, и их не надо ни учить, ни переучивать); и студент как потребитель образовательной услуги (он получает реальные теоретические и практические знания, и после окончания СПО ему не надо искать работу).

Приведенная схема обучения не является единственной, при которой учебное заведение предоставляет качественную услугу, а работодатель получает знающего и адаптированного к своему производству работника. Но пока государство не будет контролировать предоставление данной услуги в полном объеме, а работодатель будет жаловаться на отсутствие квалифицированных кадров, не прикладывая усилий для изменения ситуации, мы будем иметь такое жалкое и невостребованное среднее специальное образование, а выпускники колледжей будут работать на рабочих специальностях или не по профессии, и обращаться в центры занятости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большая советская энциклопедия. Глава СССР. Народное образование. 1978.

2. Факторы учебно-профессиональной успешности студентов профессиональных образовательных учреждений // Журнал СПО. № 9. 2011.

3. Кузьмин Б.А. Техникумы и училища СССР. - М., 1974.

4. [Электронный ресурс] URL: http://diplomabroad.ru/college/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.