УДК 378.147 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10009
Chebanov K.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Electric Power and Information Technologies, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: [email protected]
Burlyaeva V.A., Doctor of Sciences (Sociology), Professor, Professor of Department of Vocatonal Training, Vice-rector for Educational and Scientific Work, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: [email protected]
Nadeeva T.A., senior lecturer, Department of Vocational Training, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: [email protected]
PRACTICE-ORIENTED CONCEPT OPTIMIZATION OF PROFESSIONAL TRAINING OF THE FUTURE TEACHER OF VOCATIONAL TRAINING. The article deals with the development and optimization of pedagogical systems for training specialists, including teachers of vocational training. Theoretical analysis of scientific and pedagogical research is presented. The concept of specialized programs of practice-oriented education are studied. The authors give theoretical and methodological substantiation, development and implementation of practice-oriented concept of optimization of professional training of the future teacher of vocational training in the system of higher education. For the process of optimization of the entire system of professional education, it is necessary to improve the existing system of planning educational activities at all its levels, to provide methodological, psychological, didactic, and organizational support.
Key words: dual training, optimization, modernization, professional training, practice-oriented education, modeling, monitoring, teacher training, innovative technologies, pedagogical conditions.
К.А. Чебаное, канд. пед. наук, доц., зав. каф. электроэнергетики и информационных технологий, Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, г. Невинномысск, E-mail: [email protected]
В.А. Бурляева, д-р социол. наук, проф., проректор по учебной и научной работе, Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, г. Невинномысск, E-mail: [email protected]
Т.А. Надеееа, доц., Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, г. Невинномысск, E-mail: [email protected]
практико-ориентированная концепция
оптимизации профессиональной подготовки будущего педагога
профессионального обучения
В статье рассматриваются пути оптимизации педагогических систем подготовки специалистов, в том числе и педагогов профессионального обучения, представлен теоретический анализ научно-педагогических исследований, а также концепция и специализированные программы практико-ориентированно-го образования, а именно дуальной системы обучения. Дается теоретико-методологическое обоснование, разработка и реализация практико-ориентирован-ной концепции оптимизации профессиональной подготовки будущего педагога профессионального обучения в системе высшего образования. Для процесса оптимизации всей системы профессионального образования необходимо в первую очередь усовершенствование существующей системы планирования учебной деятельности на всех ее уровнях, налаживание методической, психологической дидактической, и организационной поддержки.
Ключевые слова: дуальное обучение, оптимизация, модернизация, профессиональная подготовка, практико-ориентированное образование, моделирование, мониторинг, педагог профессионального обучения, инновационные технологии, педагогические условия.
Оптимизация - это процесс, в результате которого выбирается наилучший вариант из множества возможных, система приводится в оптимальное (наилучшее) состояние. Слово само по себе неплохое, только почему-то то, что оно обозначает, в настоящее время меняется далеко не в лучшую сторону
В соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», который начал действовать с 1 сентября 2013 года, решительные меры по оптимизации будут приняты относительно профессионального образования. В первую очередь в законе утверждены четыре уровня профессионального образования.
Очень досадно, что, следуя новому закону об образовании, образовательные учреждения приобретают статус организаций, а дети становятся некоторым ресурсом предприятий, при этом личные качества ребенка никого не заботят Кроме того, забывается социальная роль профучилищ и индивидуальный подход в обучении и воспитании.
Квалифицированных рабочих и служащих теперь будут готовить в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. К таким организациям относятся техникумы и колледжи, а также учебные центры и непосредственно предприятия.
С целью реализации современных социальных требований к системе высшего профессионального образования, повышения его социальной роли жизненно необходима комплексная и глубокая модернизация всей системы образования, одним из важнейших направлений которой является её оптимизация.
Необходимо проанализировать отличительные особенности современного общественного и социально-экономического развития и раскрыть принципы действия профессионального образования с целью моделирования результатов профессиональной подготовки студентов; разработать и научно обосновать совокупность положений для оптимизации профессиональной подготовки. Должно быть дано представление об оптимизации профессиональной подготовки будущего педагога профессионального обучения, раскрыта сущность процесса оптимизации профессиональной подготовки студентов, разработана практико-о-риентированная концепция оптимизации профессиональной подготовки будущего педагога профессионального обучения. Не менее важной задачей является обоснование принципов реализации практико-ориентированных технологий профессиональной подготовки будущего педагога профессионального обучения; реализация практико-ориентированных технологий с помощью особой системы методов и средств обучения, которые способны моделировать предметное и социальное содержание профессиональной деятельности будущего педагога профессионального обучения [1].
Оптимизация профессиональной подготовки будущего педагога профессионального обучения может быть обеспечена, если:
• проанализировать особенности современного развития и выявить принципы современного профессионального образования;
• разработать и обосновать положения, составляющие предпосылки исследования проблемы оптимизации профессиональной подготовки;
• дать представление об оптимизации профессиональной подготовки студентов - будущих педагогов профессионального обучения, разработать прак-тико-ориентированную концепцию оптимизации профессиональной подготовки будущего педагога профессионального обучения;
• обосновать принципы реализации программы профессиональной подготовки будущего педагога профессионального обучения;
• внедрить в процесс профессиональной подготовки модель педагогической практики будущего педагога профессионального обучения, проверить ее эффективность;
• разработать технологию мониторинга, проанализировать опыт его включения в процесс педагогической подготовки будущего педагога профессионального обучения;
• экспериментально проверить педагогические условия оптимизации профессиональной подготовки будущего педагога профессионального обучения в вузе.
Разработка технологии дидактического мониторинга, анализ опыта его включения в процесс подготовки будущего педагога профессионального обучения является неотъемлемой частью оптимизации. Не последнюю роль играет задача выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия оптимизации профессиональной подготовки будущего педагога профессионального обучения в вузе [2].
В советское время была широко распространена система, которую отчасти переняли из зарубежных стран, отчасти сформировали самостоятельно и независимо, когда то или иное образовательное учреждение (или факультет, кафедра) заключало договор о сотрудничестве с предприятием или группой предприятий, и студенты включались в работу этих предприятий еще до окончания учебы. Это была не только производственная практика как таковая, но и разработка с руководителем проектов по заказу предприятия, наблюдения за его работой, прохождение определенных занятий основного учебного плана в цехах, в непосредственном процессе работы, ближе к концу обучения - работа на этом предприятии на часть ставки. Сейчас эта система, называющаяся «дуальной системой обучения», вновь внедряется у нас в стране.
Однако, на наш взгляд, дуальное обучение в том виде, в каком оно рассматривается, сейчас нуждается в дополнении. Во-первых, оно, как и занятия на учебно-экспериментальных производствах без специальных процедур самоопределения, само по себе не гарантирует системного и содержательно адекватного освоения действительных задач производства и особенностей его системы. Во-вторых, оно обеспечивает для студента в основном возможность включения в работу только определенного предприятия, с которым вуз сотрудничает, но не «любого» предприятия из данной отрасли (особенно это актуально для небольших предприятий, которые не смогут принять к себе на работу всех выпускников, даже квалифицированных). В-третьих, оно само по себе не выводит студента на устойчивую профессиональную позицию и на уникальное качество своей профессиональной деятельности [3].
В связи с этим необходимо разработать специальные программы практи-ко-ориентированного образования, которое как бы «надстраивает» дуальное, сохраняя все его достоинства, позволяющие решить проблему квалифицированной подготовки студентов и их трудоустройства (участие в работе предприятия еще на стадии обучения, получение профессиональных знаний в ходе производства, установление связей с руководством предприятия).
Основные характеристики практико-ориентированного образования, определённые на данный момент:
- непрерывный характер: студенты работают на предприятии не в специально выделенные отрезки времени (практика или даже «производственные семестры»), а в течение всего учебного года и в каникулярное время, будучи задействованы в конкретных долговременных разработках для нужд предприятия, во внедрении новых производственных технологий и форм труда, в постоянном мониторинге работы предприятия;
- задачный характер: студенты задействованы на предприятии для решения конкретных задач его функционирования и развития; результативность их действий, аттестация по итогам каждого учебного цикла зависят не только от освоенных и применённых знаний, но и от успешности решения задач, от вклада каждого студента в их решение [4].
Результатом работы студента должны быть реальные позитивные изменения в работе предприятия, которые можно объективно зафиксировать.
В закон будут внесены изменения, согласно которым в рамках такого обучения увеличатся объёмы обязательств, которые сейчас берут на себя вузы и работодатели. Сразу после получения диплома молодым специалистам, закончившим вуз, трудоустройство будет гарантировано. Также будет увеличено количество мер социальной поддержки студентов в процессе обучения. Такими мерами в первую очередь являются стипендии и компенсация на время прохождения практики. Каких результатов следует ожидать в результате внесения изменений в законодательство? Чтобы дать ответ на этот вопрос, обратимся к определению целевого обучения. Целевая программа обучения - получение образования бесплатно по направлению от какого-либо предприятия. При таком обучении между предприятием, студентом и вузом заключается договор. После получения диплома молодой специалист должен определенный срок работать на том предприятии, которое его направило в вуз и выделило средства на его обучение. Если по каким-либо причинам выпускник не хочет работать
Библиографический список
на предприятии, он должен возвратить все деньги, потраченные на обучение, причем в двойном размере.
Предприятие, которое направило студента на учебу, поможет ему в поиске рабочего материала для научных и исследовательских работ, студенческих курсовых работ и проектов.
По окончании обучения молодой специалист гарантировано будет работать по специальности, соответственно, приобретет практический опыт работы.
Обучающийся при этом должен любить свою профессию и хорошо ею овладеть. Лучшим вариантом для этого будет служить профориентация.
Современные инновационные технологии основываются на накопленные знания педагогической науки. Использование инновационных технологий в педагогическом процессе - это применение новых идей, методов и технологий, а также действенный путь решения образовательных задач при поддержке целостности всех частей педагогического процесса. Инновационное образование предопределяет обучение в процессе формирования новых знаний за счет объединения производства и учебного процесса. Именно поэтому область образования одна из первых начала активное инновационное движение [5].
Для процесса оптимизации всей системы профессионального образования необходимо в первую очередь усовершенствование существующей системы планирования учебной деятельности на всех ее уровнях, основания методической, психологической дидактической, и организационной поддержки. При всем многообразии существующих преобразований в вузе все еще остается малоизученной система управления, важнейшей составляющей которой является именно планирование. Помимо этого возникла необходимость в отыскивании нового содержания, форм и методов обучения планированию учебной деятельности в процессе самостоятельной работы. Немаловажно выйти на абсолютно новый уровень управления процессом планирования [2].
Как это ни покажется парадоксальным, работа по профессиональному самоопределению оказывается актуальной и для студентов младших курсов, которые, казалось бы, уже выбрали для себя сферу профессиональной деятельности. Дело в том, что выбор сферы - еще не выбор позиции в ней, не определение своих притязаний, не нахождение того направления работы в рамках сферы, с которым ты лучше всего справишься и в котором будешь наиболее успешен. Иными словами, студентам младших курсов необходимо ответить самим себе на вопрос: «Каким я буду как профессионал? Что конкретно я буду делать, какие именно задачи буду в основном решать, в чём может состоять моё ноу-хау и эксклюзивность как специалиста?» На этом этапе подходящей формой профессионального самоопределения могут быть деловые и организационно-деятельност-ные игры, условия которых прямо требуют от участников проанализировать свои возможности, оформить свою позицию, определить свои «внешние» отношения и спроектировать свои действия в рамках этой позиции [4].
Но и точного, проверенного и аналитикой, и практикой выбора своей профессиональной среды недостаточно, чтобы получить возможность без особых проблем найти свою нишу и конкретное место на рынке труда. Для этого необходима включенность в реальные, а не игровые и даже не учебно-практические и локально-проектные производственные процессы в течение обучения или хотя бы на старших курсах.
1. Соатова ГК. Усовершенствование процесса обучения, направленного на формирование и развитие педагогического мастерства будущего преподавателя профессионального колледжа. Молодой ученый. 2011; Т. 2, № 12: 134 - 138.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. Москва: Смысл, 2007.
3. Сидакова Л.В. Сущность и основные признаки дуальной модели обучения. Образование и воспитание, 2016: 62 - 64.
4. Аронов А.М., Бутенко А.В., Конторин В.А. О деятельностном понимании профессионального самоопределения молодежи. Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам Научно-практической конференции. Красноярск. 2013: 24 - 30.
5. Сайгушев Н.Я., Романов П.Ю., Веденеева О.А., Тураев РР, Мелехова Ю.Б. Инновационные образовательные технологии как средство оптимизации профессиональной подготовки будущего специалиста. Современные проблемы науки и образования. 2016; № 5.
References
1. Soatova G.K. Usovershenstvovanie processa obucheniya, napravlennogo na formirovanie i razvitie pedagogicheskogo masterstva buduschego prepodavatelya professional'nogo kolledzha. Molodoj uchenyj. 2011; T. 2, № 12: 134 - 138.
2. Asmolov A.G. Psihologiya lichnosti: kul'turno-istoricheskoeponimanie razvitiya cheloveka. Moskva: Smysl, 2007.
3. Sidakova L.V. Suschnost' i osnovnye priznaki dual'noj modeli obucheniya. Obrazovanie i vospitanie, 2016: 62 - 64.
4. Aronov A.M., Butenko A.V., Kontorin V.A. O deyatel'nostnom ponimanii professional'nogo samoopredeleniya molodezhi. Professional'noe samoopredelenie molodezhi innovacionnogo regiona: problemy i perspektivy sbornik statej po materialam Nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnoyarsk. 2013: 24 - 30.
5. Sajgushev N.Ya., Romanov P.Yu., Vedeneeva O.A., Turaev R.R., Melehova Yu.B. Innovacionnye obrazovatel'nye tehnologii kak sredstvo optimizacii professional'noj podgotovki buduschego specialista. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016; № 5.
Статья поступила в редакцию 28.10.19
УДК 372.881.161.1 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10010
M. Aliyari Shorehdeli, Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, University "Tarbiat Modares" (Tehran, Iran), E-mail: [email protected] M.R. Mohammadi, Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, University"Tarbiat Modares" (Tehran, Iran), E-mail: [email protected] Z. Ghorbanian, MA student, University"Tarbiat Modares" (Tehran, Iran), E-mail: [email protected]
COMMUNICATIVE ORIENTATION IN TEACHING RUSSIAN CAUSAL PREPOSITIONS: BASED ON THE ANALYSIS OF TYPICAL ERRORS OF IRANIAN STUDENTS. The present discusses the problem of using prepositions with causal meaning in the speech of Iranian students teaching Russian as a foreign language. Iranian students face great difficulties in choosing the appropriate grammatical way of expressing the cause in Russian simple sentences and there are both intra- and