Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СМЫСЛОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЛОНТЕРСТВО / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щиголева Нина Васильевна

Возрождение патриотизма в России возможно через систему образования. В последние десятилетия в стране патриотизм является дискуссионной темой, интенсивно обсуждается в научном знании. Популярность проблемы объясняется новизной подходов, динамичностью и малоизученностью, это вызывает социальную тревожность, катализирующую активность ученых в этой области. Поскольку педагогические вузы - флагманы российского образования, то они могут и должны стать движущей силой развития региона, источником традиций, культуры, образования и прогрессивных изменений. Воспитательно-образовательная работа вуза должна строиться на богатой истории и глубоких традициях России. Формирование патриотизма как воплощения мужества, доблести и героизма, силы русского народа, как необходимого условия единства, величия и могущества государства включает два направления: развитие подсистемы эмоционально-психологической (чувство любви к Родине, гордость за нее и пр.) и рационально-идеологической (осознание идей, действий, ориентированных на укрепление Отечества и т.д.). Именно на эти две составляющие необходимо делать акцент при социализации студентов в культурно-образовательном пространстве вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PATRIOTISM AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

The revival of patriotism in Russia is possible through the education system. In recent decades in Russia patriotism is a debatable topic, intensively discussed in scientific knowledge. The popularity of the topic related to patriotism it is explained by the novelty of approaches, dynamism and little-studied, this causes social anxiety, the catalyzing activity of scientists in this field. Since pedagogical universities are the flagships of Russian education, then they can and should become a driving force for the development of the region, first of all, as a source of traditions, culture, education and progressive changes. Patriotism as an important element of Russian Science и and culture has a rich history and deep traditions. He was always considered the embodiment of courage, valor and heroism, the strength of the Russian people, a necessary condition for the unity, greatness and power of the state. In this complex concept, the following stand out two subsystems: emotional and psychological (the feeling of love for the Motherland, pride in it, etc.) and rational-ideological (awareness of ideas, actions aimed at strengthening the Fatherland, etc).

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

institutional transformations systematizing the scientific pluralism of approaches to the identification of its transformations and restructurings. The predominant type of memory in the studied adolescents is visual, and the level of semantic memory is low. The subjects do not use mnemic supports. There are difficulties in generalizing the material, the ability to distinguish the main thoughts in it. They do not use logical memorization techniques.

The selection of methods for the purpose of correctional and pedagogical work with a child with complex disorders is determined by a number of factors. Students with simultaneous hearing impairment and intellectual disability have a significantly reduced ability to fully perceive the information offered by the learning situation.

The fulfillment of various new life situations gives the student the opportunity to create their relationships in society most adequately.

The criteria identified as a result of the analysis of theoretical material on a given problem were the leading type of memory, the memory span, the accuracy of reproduction.

References:

1. Artamonova, E.A. Memory of pupils: Narodnoe obrazovanie: uchebno-methodicheskie posobie / E.A. Artamonova. -Simferopol: Arial, 2017. - Pp. 159-164.

2. Blonsky, P.P. Izbrannye pedagogicheskie i psikhologicheskie sochineniya / P.P. Blonsky. - Moscow, 2019. - 550 p.

3. Blumina, M.G. Prevalence, etiology and some features of manifestations of complex defects / M.G. Blumina // Concept. -2019. - Pp 33-35.

4. Bukreeva, A.A. Correction of the memory of younger schoolchildren / A.A. Bukreeva. - Moscow: Arial, 2015. -Pp. 121-125.

5. Vein, A.M. Pamyat chelovek: uchebno-metodcheskoe posobie / A.M. Vein. - Moscow: Arial, 2018. - Pp. 150-184.

6. Vekker, L.M. Mental processes: educational and methodical education / L.M. Vekker. - SPb.: Piter, 2019. - 300 p.

7. Ermasov, S.V. Insurance: textbook for bachelors / S.V. Ermasov, N.B. Ermasova. - 4th ed., reprint. and additional -Moscow: Urait, 2018. - 748 p.

8. Zykova, M.E. Marketing in the insurance industry / M.E. Zykova // Bulletin of Oryol University. - 2017. - No. 1/2(7). -Pp. 43-47

9. Loginov, I.P. Information model of suicidal behavior of adolescents / I.P. Loginov, E.V. Solodkaya, S.Z. Savin // Topical issues of prevention, diagnosis, therapy and rehabilitation of mental disorders: collection of articles. - Barnaul. - 2014. -Pp. 168-172.

10. Special psychology: Textbook for students of teacher training institutions / V.I. Lubovsky, T.V. Rozanova, L.I. Solntseva and others / Edited by V.I. Lubovsky. - 2nd ed., rev. - M.: Publishing Center "Academy", 2019. - 244 p.

11. Mikhailenko, M.N. Financial markets and institutes: textbook and practicum for secondary vocational education / M.N. Mikhailenko. - Moscow, Yurayt Publishing House, 2019. - 45-48 p.

12. Orlanyuk-Malitskaya, L.A. Insurance. Textbook for universities / L.A. Orlanyuk-Malitskaya, S.Yu. Yanova. - M.: Urait Publishing House, 2018. - 828 p.

13. Psychocorrective and developmental work with children: Study guide for students of teacher training institutions / I.V. Dubrovina, A.D. Andreeva, E.E. Danilova / Ed. by I.V. Dubrovina. - M.: Publishing Center "Academy", 2017. - 230 p.

14. Rogov, E.I. A practical psychologist's handbook. Textbook / In 2 volumes / E.I. Rogov. - M.: Humanit. ed. center VLADOS, 2018. - 450 p.

15. Solodkaya, E.V. On the problem of depressive disorders in adolescents / E.V. Solodkaya, I.P. Loginov // Far Eastern Medical Journal. - 2014. - No. 2. - Pp. 127-133.

16. Tatuev, A.A. Identification and alignment of regional typological differences by the lever of development of the banking industry and the intensity of its interaction with the non-financial sector of the economy of territories / A.A. Tatuev, I.V.Taranova, T.V. Kasaeva. - Pyatigorsk: PGLU, 2018. - 125 p.

17. Taranova, I.V. Features of the application of economic, mathematical and economic methods in psychological research / I.V. Taranova // Management of Economic Systems: Electronic Scientific Journal. - 2020. - № 5. - Pp. 50-59.

18. Taranova, I.V. Instrumentation organizational and economic support of labor motivation of employees / D.I. Mamycheva, A.V. Melnichuk, I.V. Taranova // International Review of Management and Marketing. - 2016. - Vol. 6. - No.1. - Pp. 142-147.

19. Tkachenko, O.I. Actual problems of children and adolescents. Collection of scientific articles for the 85th anniversary of FESMU / O.I. Tkachenko, E.V. Geiker. - Khabarovsk. - 2015. - P. 40-45.

Психология

УДК 159.9

кандидат педагогических наук, доцент Щиголева Нина Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет» (г. Воронеж)

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. Возрождение патриотизма в России возможно через систему образования. В последние десятилетия в стране патриотизм является дискуссионной темой, интенсивно обсуждается в научном знании. Популярность проблемы объясняется новизной подходов, динамичностью и малоизученностью, это вызывает социальную тревожность, катализирующую активность ученых в этой области. Поскольку педагогические вузы - флагманы российского образования, то они могут и должны стать движущей силой развития региона, источником традиций, культуры, образования и прогрессивных изменений. Воспитательно-образовательная работа вуза должна строиться на богатой истории и глубоких традициях России. Формирование патриотизма как воплощения мужества, доблести и героизма, силы русского народа, как необходимого условия единства, величия и могущества государства включает два направления: развитие подсистемы эмоционально-психологической (чувство любви к Родине, гордость за нее и пр.) и рационально-идеологической (осознание идей, действий, ориентированных на укрепление Отечества и т.д.). Именно на эти две составляющие необходимо делать акцент при социализации студентов в культурно-образовательном пространстве вуза.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, смысло-творческая деятельность, волонтерство, социализация.

Annоtation. The revival of patriotism in Russia is possible through the education system. In recent decades in Russia patriotism is a debatable topic, intensively discussed in scientific knowledge. The popularity of the topic related to patriotism it is explained by the novelty of approaches, dynamism and little-studied, this causes social anxiety, the catalyzing activity of scientists in this field.

Since pedagogical universities are the flagships of Russian education, then they can and should become a driving force for the development of the region, first of all, as a source of traditions, culture, education and progressive changes. Patriotism as an important element of Russian Science и and culture has a rich history and deep traditions. He was always considered the embodiment of courage, valor and heroism, the strength of the Russian people, a necessary condition for the unity, greatness and power of the state. In this complex concept, the following stand out two subsystems: emotional and psychological (the feeling of love for the Motherland, pride in it, etc.) and rational-ideological (awareness of ideas, actions aimed at strengthening the Fatherland, etc).

Key words: patriotism, patriotic education, semantic creative activity, volunteering, socialization.

Введение. Патриотизм в России является настоящей ценностью, без которой не могут воспитываться дети и молодежь. Патриотическое воспитание детей, молодежи - значимая задача современного образования, ибо патриотизм - доминанта в духовно нравственной сфере личности. Проблема актуальна и в теоретическом смысле и в практике работы всех типов образовательных организаций. Формирование у детей и молодежи патриотизма, их приобщение к основным ценностям, нормам, традициям - это приоритетное направление социализации. Именно школьники, студенты должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям, экстремистским призывам, выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений.

Изложение основного материала статьи. От того, как проходит воспитание детей, молодёжи, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить свои ценности, духовно-нравственные качества, не утратить самобытность в очень непростой современной обстановке. От уровня патриотического воспитания многое зависит в жизни человека, государства. Эта проблема в научном знании рассматривается И.И. Бурлаковой, А.Я. Данилюк, С.Д. Поляковым и другими учеными. Исследователи отмечают, что патриотизм - ценность, интегрирующая социальный, духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Ими выделяются в патриотизме: чувство любви к Родине, готовность приносить пользу себе лично и Отечеству, идентификация со своей страной, ее историей и народом, соответствующее поведение. Однако анализ литературы показывает, что конкретное содержание патриотизма как ценности еще не определено, не исследована взаимосвязь патриотизма с другими ценностями. Проблема патриотизма находится на одной из первых стадий ее научной проработанности [3, С. 89]. Многоаспектность содержания патриотизма, сложность его структуры, многообразие форм проявления детерминирует разнообразность и неоднозначность трактовки данной дефиниции. Поправки в законе «Об образовании в РФ», которые вступают в силу с 1 сентября 2022 года, касаются и проблем патриотического воспитания: день знаний будет начинаться с поднятия государственного флага РФ и исполнения государственного гимна нашей страны. Для этого разработан стандарт церемонии. История появится уже с 1 класса - это поможет сохранить историческую память. С той же целью рекомендуются классные часы, посвященные ценностям российского общества. Данные меры, несомненно, правильны и своевременны.

Формирование патриотизма на личностном уровне - это воспитание устойчивой характеристики человека, выражающейся в мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. В практике образовательно-воспитательной работы существует противоречие между наличием социального заказа на патриотическое воспитание детей и молодежи и неоднозначностью трактовки понятия «патриотизм» в научной психолого-педагогической литературе, наличием разных подходов в осуществлении этого процесса. Важно еще не перегнуть палку в этом процессе. Педагоги должны понимать классику патриотизма - это любовь к своей родине, любовь к ее истории. Патриотизм - это не только знание и уважение родной культуры, родных традиций, родного языка. Это любовь и уважение соотечественников, гордость за них и вера, надежда на то, что и сегодня есть выдающиеся личности как ранее. Важно внушать молодому поколению, что патриоты не только уважают культуру и национальные традиции, но и защищают интересы своей Родины, готовы на деле служить Отечеству.

Интересным является мнение С.Д. Полякова: патриотизм - это позиция защитника страны от внешних и внутренних врагов (защитная интерпретация); чувство гордости за достижения в культуре и истории страны («отцовская» интерпретация как «любовь за что-то»); принятие судьбы отечества во всей ее целостности («материнская» интерпретация как безусловная любовь)» [1, С. 54]. Такую точку зрения следует учитывать при организации работы по патриотическому воспитанию в образовательной организации.

В нашем исследовании важно было проанализировать проблему патриотизма у современной молодежи (в теоретическом аспекте, и в реальной жизни), выяснить, является ли патриотизм ценностью современного молодого поколения. В опросе приняли участие школьники МАОУ «ОК «Лицея №3» имени С.П. Угаровой» (30 человек) и студенты факультета ФК и БЖ ВГПУ (24 бакалавра). Анализ полученных данных показал, что школьники и студенты - в основном самостоятельно мыслящие ребята. 55% из них считают себя патриотами. Большинство респондентов определяет для себя патриотизм как любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре - 35,2% (19), служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее спасения - 31,5% (17), гордость за принадлежность к своей нации, народу, национальное самосознание - 27,8% (15). Поведенческий компонент подчеркивается третьей частью опрошенных. 70% респондентов не желают уезжать из своей страны (Ниже есть некоторые выводы опроса).

По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»?

53&пЬзр;ответа

£

32,1% ^ I ^ 26,4%

Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей. Непримиримость к представителям других наций и народов. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертво... | Любовь к родному дому, городу, стр... | Все вышесказанное, кроме второго... | Оно появилось само > Любовь к родному дому, городу, стр...

Кто больше повлиял на формирование патриотических чувств?

52&пЬзр;ответа

# Учебное заведение

# Родители

# СМИ

# Сама страна Ф сам захотел

Может ли проявляться патриотизм в мирное время?

53&пЬзр;ответа

• Да

• Нет

100%

Хотели бы уехать жить из России?

52&пЬзр;ответа

Участвуете ли в мероприятиях, посвященных национальной культуре?

53&пЬзр;ответа

0 Да, часто 0 Да, но редко Нет, но хочу # Нет, не интересует

Анализ ответов школьников и студентов показал некоторую противоречивость. Многие ответы удовлетворяют патриотически позитивным настроем. Однако часть респондентов - социально пассивно ориентированы - не участвуют в патриотических мероприятиях, акциях, не интересуются историей, современной политической ситуацией, не знают происходящих в стране событий, не смотрят Олимпийские игры и пр. У некоторых наблюдается расхождения между словами и действиями. Ведь назвать себя патриотом - не значит проявлять и показывать действиями свой патриотизм.

Для эффективности патриотического воспитания необходимо увеличение значения связи человека с местом рождения, с его малой Родиной. Поэтому в учебных заведениях надо поддерживать проявление школьниками и молодежью интереса к истории своего поселения - села, деревни, города, края, района. Для формирования ценности патриотизма в любой образовательной организации необходимо системно проводить различные акции и организовывать проекты: посещение музеев и выставок, участие во всех видах краеведческой деятельности, в поисковых работах, реализовывать туристско-краеведческие программы, героико-патриотические КТД и пр. Тенденция по проведению акций и проектов тематической направленности и приуроченных к дням воинской славы, памятным датам (дням) видна в школах и вузах. Многие акции стали ежегодными, широко известными и популярными, приобрели статус международных. Например, Бессмертный полк -международное общественное гражданско-патриотическое движение по сохранению личной памяти о Великой

Отечественной войне, «Георгиевская ленточка», «Свеча памяти», «Вахта Памяти». Появилось огромное количество акций регионального, местного характера. К их числу можно отнести: «Единство - наша сила», «Твори добро на всей земле», «Молодой патриот Белгородчины» (Белгородская обл.), «Эстафета Победы» (г. Воронеж) и др. В стране действует более 22000 патриотических объединений, клубов и центров, в том числе детских и молодежных. Участники таких патриотических объединений, гражданских инициатив - студенты, школьники, которые действительно делают полезное, нужное, благородное дело.

Для воспитания будущих патриотов необходимо сотрудничество учебных заведений, семьи, церкви, общественных организаций, педагогов, родителей и самих детей, студентов. В образовательных учреждениях нужно создавать простор и свободу для самореализации, самоопределения - только помогая друг другу, заботиться о других, можно достичь желаемой цели - воспитать истинного патриота. Предоставлять различные возможности для реализации потребностей и интересов. Основным механизмом патриотического воспитания считаем смысло-творческую деятельность, направленную на выработку школьником, студентом собственных смыслов служения Отечеству в процессе индивидуализации, персонификации и социализации. Именно поэтому солидная работа по формированию ценностей патриотизма и Родины осуществляется в ВГПУ. Так, студенты и преподаватели более 10 лет (с 2006 г.) принимали участие в мероприятиях во время поездки в Венгрию, Австрию: посещали места боев, музеи и мемориальные комплексы. Большие резервы для формирования патриотизма предоставляют в культурно-образовательном пространстве вуза и «Археологический музей» имени профессора А.Т. Синюка, и музей ВГПУ, и материалы газеты «Учитель» (в ней регулярно фигурируют статьи, например, о преподавателях ФФК и БЖ: А.Н. Зайцеве (подполковник), С.Н. Монастыреве (Заслуженный работник ФК РФ, кандидат педагогических наук, награжден почетным знаком «Заслуги в развитии олимпийского движения страны» и др. преподавателей, которые многие годы жизни посвятили своему делу) и т.д. Например, на факультете ФК и БЖ проходят такие мероприятия, как уборка братской могилы № 440 (находится на территории Ботанического сада ВГПУ), кураторские часы «Герои нашего времени», «Ценности и героизм» и пр. Но патриотизм на факультете воспитывается не только в теоретическом плане, но и в практических делах. Главным является участие в спортивной деятельности и в волонтерской работе. На факультете ФК и БЖ учатся пять Мастеров спорта и десять КМС. Каждый студент два раза в неделю посещает тренировки. Преподаватели отмечают, что все большее число студентов желает принимать активное участие в организации и проведении патриотических мероприятий, в волонтерской деятельности.

На занятиях по дисциплине «Педагогическая психология» в разделе «Психология воспитания» бакалавры рассматривают задачи, содержание, формы работы по патриотическому воспитанию, разрабатывают программы воспитания для внеурочной деятельности. Цель такой работы - формирование гордости за Россию, которая является независимой страной, не прогибающейся под диктатом других государств, желание поддерживать такой статус, отстаивать его, служить России, понимая ее миссию на Земле.

Отрадно, что Воронежская область приняла 3,3 тыс. беженцев из Донецкой, Луганской народных республик. Студенты ВГПУ работали с детьми в круглогодичных лагерях и гостиницах, в санатории им. Горького и на других площадках. Одними из первых студенческие отряды Воронежской области протянули руку помощи беженцам ЛНР и ДНР. Все отряды Штаба ВСО ВГПУ отозвались и сформировали группу волонтеров. За несколько месяцев студенты провели с ребятами мастер-классы, творческие мероприятия. Добровольцы из волонтерского корпуса ВГПУ принимали активное участие в митинге, посвященному 8 годовщине провозглашения Декларации о суверенитете ДНР (9 апреля у мемориала на площади Победы). Дневник добрых дел волонтеров педвуза огромен.

Выводы. Патриотизм - это духовная ценность общества. Роль патриотизма растет, когда развитие государства сопровождается конфликтными ситуациями, военными действиями, когда жизнь граждан под угрозой, есть напряженность в обществе. Сплотить народ, помочь преодолеть трудности может патриотизм. Формированием патриотизма надо заниматься с юных лет. Культурно-образовательное пространство вуза имеет солидные возможности для развития патриотических чувств, формирования навыков патриотического поведения.

Литература:

1. Поляков, С.Д. Воспитание в современной системе образования / С.Д. Поляков. - ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н.Ульянова », 2011. - С. 52-56.

2. Вырщиков, А.Н. Концептуальные основы патриотического воспитания учащейся молодежи / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, В.Н. Лутовинов. - Волгоград: Принт Терра, 2007. - С. 37.

3. Журавлев, А.Л. Патриотизм как объект изучения психологической науки / А.Л. Журавлев, А.В. Юркевич // Психологический журнал. - 2016. - Т. 37. - № 3. - С. 89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.