http://modernlib.ru/books/dmitriy_merezhkovskiy/ltolstoy_i_dostoevskiy/read/ (дата обращения 08.01.15);
3. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. Глава 8. Великий Инквизитор. Богочеловек и человекобог. [Электронный ресурс] // URL: http://www.odinblago.rU/filosofiya/berdyaev/berdyaev_mirosozerc_dosto/8/ (дата обращения 08.01.15)
Москаленко М.Р., к. и. н.
доцент
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия, г. Екатеринбург ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ПОЗИТИВНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация. В работе рассматриваются вопросы воспитания патриотизма и формирования позитивной национальной идентичности у учащихся школ и вузов. Выявляются основные методологические положения развития данных мировоззренческих позиций.
Ключевые слова: патриотизм, национальная идентичность
Патриотизм и позитивная национальная идентичность являются ведущим духовным фактором национальной безопасности и способности страны к поступательному развитию. В истории любого государства можно найти этому множество примеров. Пожалуй, один из самых наглядных - это индустриальный рывок СССР в 1920-30-е гг.: практически все очевидцы отмечают дух подъема, патриотизма, самоотдачу и чувство личной ответственности за судьбы отечества, которые отличали настрой людей той эпохи. Именно патриотизм и потрясающая самоотдача людей позволили совершить рывок от «России во мгле» (по Г. Уэллсу) к индустриальной сверхдержаве с атомным оружием.
Либеральная оценка сталинских пятилеток, которая считает основным мотивом людей той эпохи страх перед репрессиями и принуждение со стороны командно-административной системы, совершенно необъективна и враждебна духу патриотизма. Но, к сожалению, именно она была навязана «поколению 90-х», которым история нашего отечества преподносилась «по Чаадаеву», как страны, во всех планах ущербной перед Западом. В 1990-начале 2000-х гг. в некоторых СМИ велась активная пропаганда исторической ущербности российской цивилизации, отторжение и неприятие собственной культурно-исторической традиции,
(«развенчивались» практически все исторические деятели России), а сам образ народа преподносился как исторически неуспешный. Радикальные западники старались в особенности развенчать советский период, и
слушателям (аудитории СМИ, студентам, школьникам) доказывалось, что Советский Союз являлся настоящей «Империей зла» (по М. Тэчер). Этим вносился глубокий раскол в массовое сознание, усиливался конфликт между поколениями, подрывались фундаментальные моральные ценности, поскольку уважение к собственной истории и культуре является основой духовного и нравственного здоровья личности и нации. Попытки очернить историю ведут к деградации общества, социальным расколам, поиску «образа врага» и разгулу экстремизма, следствием чего являются прямые угрозы национальной безопасности и социальной стабильности.
Поэтому формирование патриотизма и позитивной национальной идентичности представляется очень важной задачей. Значение этого духовного фактора для развития страны огромно: например, в послевоенном СССР идентичность себя как «народа-победителя» стала важным фактором сплочения всех наций, позволила в кратчайшие сроки преодолеть разруху, реализовать «космический проект» и добиться стратегического паритета с США (хотя стартовые возможности были несопоставимо хуже!). Каковы же должны быть основные положения формирования идентичности граждан России в многонациональном государстве, основанной на самоуважении и гордости за свой народ и как представителя определенного этноса, и как гражданина всей страны? Остановимся на некоторых из них:
1. Совершенно очевидным представляется признание таких культурных ценностей, таких, как патриотизм, гражданственность, уважение к исторической памяти своего и других народов, ведущими в формировании мировоззрения учащихся школ и вузов;
2. Акцентирование внимания на совместных исторических задачах, которые приходилось решать различным народам России во все периоды ее развития: киевский, московский, петербургский, советский, современный (самый наглядный пример - защита Отечества в годы Великой Отечественной), позитивная рефлексия исторического опыта, изучение взаимодействия культур различных этносов, населяющих Россию, на основе концепции толерантности и межнациональной солидарности.
3. Развитие у учащихся интереса к генеалогии для формирования целостной картины исторического процесса и собственной идентичности: вырабатывание интереса к истории собственной семьи, историческим корням, видение взаимосвязи человека и эпохи. Данный подход формирует у учащихся уважение к семейным ценностям, осознание взаимосвязи эпох и поколений, ответственное отношение к созданию семьи, интерес и почтение к истории своего рода и исторической традиции. Учащимся может в качестве вариативного задания по выбору даваться описание в той или иной форме истории своего рода, места и роли своих прародителей в значимых общественно-политических событиях (например, Великая Отечественная война, индустриальные стройки ХХ века, которые затронули практически все семьи), и т.д.
4. Преподавание дисциплин гуманитарного профили в целом и истории в частности с позиции историзма: восприятие исторического процесса во всем его многообразии, отказ от лженаучных дихотомий «тоталитаризм - демократия», «цивилизация - варварство» и др., которые деформируют сознание учащихся, задавая однобокое восприятие действительности (в котором отечественная историческая традиция часто выступает в невыгодном свете).
5. Отдельного внимания заслуживает работа с представлениями учащихся (да и массового сознания в целом) о постоянном технологическом отставании России от Запада. Здесь также необходим принцип историзма: ради объективности следует отметить, что Россия на протяжении как последних нескольких веков своей истории находилась в положении «догоняющей» страны, и главная цель научно-технического развития была подчинена оборонным задачам - не отстать от Запада в военном плане, чтоб не стать объектом колониальной экспансии. С этой задачей страна в целом справлялась, естественно, в ущерб развитию гражданского сектора экономики и общему уровню жизни населения. Развивать все сектора экономики на уровне ведущих государств планеты (таких, как, например, США, Великобритания и др.) у страны не было ресурсов (ни в дореволюционный, ни в советский период), что связано с историческими, климатическими, геополитическими факторами и особенностями. Тем не менее, есть масса примеров, которые позволяют говорить о достижениях отечественных ученых и инженеров, превосходстве их моделей над аналогичными зарубежными. К примеру, в годы Великой Отечественной войны СССР выигрывал у Германии «танковую гонку» и др. В истории отечественной техники есть масса материала для формирования позитивного образа нашей страны.
Реализация данных положений в преподавании гуманитарных дисциплин способна создать привлекательный образ нашей страны и формировать позитивную идентичность, основанную на самоуважении и гордости за свой народ.
Использованные источники:
1. Почему мы тоскуем по СССР? [Электронный ресурс] // URL: http://i-gazeta.com/news/region102/18704.html (дата обращения 10.01.15)