Научная статья на тему 'Формирование патриотической культуры российского общества: методологические подходы'

Формирование патриотической культуры российского общества: методологические подходы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
56
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ МЫСЛЬ / ПАТРИОТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ГОСУДАРСТВО / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ефименко Нина Алексеевна

Автор статьи указывает на неоднозначность трактовок понятия «патриотизм», обращается к наиболее характерным моментам эволюции идей патриотической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ефименко Нина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование патриотической культуры российского общества: методологические подходы»

№ 1 (39), 2011 "Культурная жизнь Юга России" ^

Стратегические образовательные ориентиры федерального масштаба во многом определяются направлениями нынешних российских реформ, необходимых для интеграции России в мировое сообщество. В этой связи на Северном Кавказе Южным отделением РАО определены цели национального образования в различных регионах, учитывающие стремление титульных народов расширить социальную базу своих этнических культур, а также урегулировать противоречивую ситуацию в образовательной политике: интернационализм сочетается с «идеей сближения национальных культур» как условия их расцвета [5].

Соответствующий подход к построению учебных планов в регионах позволил выделить блоки образовательных дисциплин (историко-культуро-логический, естественнонаучный, гуманитарный, физкультурно-оздоровительный, художественно-прикладной, трудовой), которые определили новое содержание поликультурного образовательного пространства.

Культурное многообразие России обусловливает усиление этнокультурной направленности образования при сохранении этнических языков и возрастании роли государственного (русского) языка как инструмента межнационального общения и транслятора национальной и мировой культуры. В этой ситуации образовательные учреждения становятся важнейшим социальным институтом, который обеспечивает устойчивость полиэтничного общества, способствуя языковой и культурной консолидации.

Деятельность преподавателя по формированию гражданской и этнической идентичности в культурно-образовательной практике включает:

- создание и внедрение в учебный процесс интегрированных курсов с учетом этнокультурного компонента;

- разработку авторских инновационных программ, учитывающих государственную, национально-региональную и локальную специфику;

- формирование системы идентичности современного россиянина, включающей общегражданский и этнический компоненты;

- изучение этнокультурного наследия региона;

- формирование позитивного этнического самосознания;

- развитие этнокультурной компетентности будущих специалистов с целью подготовки их к межкультурному диалогу и работе в поликультурном пространстве.

В заключение можно утверждать, что этно-коммуникативная компетенция, предполагающая владение технологией межнационального общения, должна занимать значимое место в арсенале современного педагога, призванного воспитывать в подрастающем поколении чувство сопричастности гражданским идеалам.

Литература

1. Коновалова Л. В. Поликультурная направленность российского образования как условие формирования позитивной этнической идентичности. СПб., 2008. С. 50.

2. Бондаревская Е. В. Развитие идей педагогической культуры в новых условиях // Введение в педагогическую культуру. Ростов н/Д, 1995. С. 47-61.

3. Сорочинская Е. Н. Междисциплинарный подход к исследованию проблемы молодежного терроризма. Ростов н/Д, 2010.

4. Матис В. И. Теория и практика национальной школы в поликультурном обществе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Барнаул, 1999.

5. Белогуров А. Ю. Влияние процесса глобализации на формирование регионального образовательного пространства. URL: http://region. edu3000.ru/ belogurov.htm

N. М. väsilchenko. polycultural educational AREA: ETHNO-REGIONAL ASPECTS

The author analyzes ethnoregional aspects of polycultural educational area. Key words: polycultural educational area, region's ethno-cultural peculiarities, humanistic theory of a person.

Н. А. ЕФИМЕНКО

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Автор статьи указывает на неоднозначность трактовок понятия «патриотизм», обращается к наиболее характерным моментам эволюции идей патриотической культуры.

Ключевые слова: научная мысль, патриотическая культура, государство, национальное самосознание.

Анализ трудов, посвященных феномену патриотизма, позволил выявить противоречия в трактовках соответствующего понятия. Нередко авторы подходят к его определению с разных точек зрения (исторической, социально-политической, экономической; через призму политической конъ-

юнктуры), «грешат» псевдопатриотичностью и шовинизмом. На метафизическом уровне доминирует некое эстетическое понимание патриотизма как любви к Отечеству, родному краю, дому, природе. Причиной такого восприятия зачастую считается присущее человеку инстинктивное

108 "Культурная жизнь Юга России"

№ 1 (39), 2011

стремление защитить свою землю, семью, соотечественников - Родину в целом. Для многочисленных отечественных работ 1920-1980-х годов характерен взгляд на патриотизм как на явление общественного сознания, связанное с особенностями политики и идеологии социализма, национально-культурной спецификой менталитета советской «семьи народов». Личностная концепция определяет человека как высшую ценность (патриотизм понимается как неразрывное единство с Отечеством, осознание долга служения ему, своему народу) [1]. В рамках современного государственного патриотизма интересы государства ставятся выше любых других, а патриотизм тесно увязывается с православной верой. Подобное видение было характерно уже для одного из первых древнерусских богословских трактатов - «Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона.

Самосознание русских как государствообра-зующего народа стало активно формироваться в период борьбы с золотоордынским игом и объединения отдельных княжеств в единое централизованное государство. Сакральная идеологема «Москва - третий Рим» выполняла консолидирующую функцию. Сначала она служила интересам правящих верхов Московской Руси, со временем идеология православного соборного самодержавия стала доминантой в российской патриотической культуре.

Со второй четверти XIX века царская Россия укрепляла патриотическую платформу монархии с помощью идеологической формулы «Православие, самодержавие, народность». Однако становление и развитие русской идеи в XIX - начале ХХ века опиралось на религиозный (православие), политический (самодержавие, «священное царство») и социальный (европейская цивилизация, Российская империя) принципы [2].

Хотя советская наука пропагандировала патриотизм прежде всего с точки зрения господствующих классово-идеологических позиций, не следует считать этап, пройденный с середины 20-х до конца 80-х годов ХХ века, бесплодным. Несмотря на присущую им тенденциозность, посвященные данной теме труды теоретиков этой эпохи имеют определенную ценность.

Особенный интерес представляет научно-исследовательская литература и нормативные документы рубежа веков и последнего десятилетия. Современная национальная доктрина предпола-

гает формирование гражданского общества, обеспечивающего историческую перспективу российской государственности. В многонациональной и поликонфессиональной стране патриотическое воспитание всегда имело непреходящее значение. А в настоящий момент, в условиях социальных трансформаций, вызванных рыночными отношениями и идейным плюрализмом (свободой нравов), оно особенно актуально.

Сегодня усиливается роль гуманитарных наук в деле формирования патриотического сознания и сохранения соответствующих традиций, выступающих структурными элементами механизма социального развития и охватывающих разные сферы жизни страны. По мысли современного писателя Ю. М. Полякова, каждый человек «проходит в своем духовном развитии, в поиске своего отношения к стране, в которой он родился и вырос, несколько этапов: сначала только я, потом я и Россия, потом Россия и я, и <.. .> в конечном счете растворится в своем Отечестве» [3].

Воспитать патриотизм можно только у развитой личности, идентифицирующей себя с Отечеством и соотносящей стремления собственного «Я» с интересами множества других. Патриотическая культура гражданина предполагает определенные личностные качества и склонности. С философско-культурологической точки зрения патриот - это тот, кто занимается духовным освоением истории своего народа, помогает в решении общественных проблем. Духовное и гражданское начала для такого человека неотделимы от социального долга. Патриот ощущает неразрывную связь с Родиной, осознает свою роль в общественной жизни, испытывает потребность участвовать в ней на региональном и национальном уровне.

Литература

1. Воробьев К. А. К вопросу о русской национальной идее // Российская общенациональная идея. М., 1996. № 19. С. 64.

2. Поляков Л. Логика «русской идеи» // Общественные науки и современность. 1992. № 3. С. 72; Рыбников В. В. Белое движение в годы гражданской войны в России: сущность, эволюция и некоторые итоги / В. В. Рыбников, В. П. Слободин. М., 1993.С. 44.

3. Поляков Ю. М. Выращивать в себе талант любить Отечество / Будущие хозяева России. М., 1996. № 24. С. 40.

N. A. YEFIMENKO. FORMING OF pATRIOTic cuLTuRE OF RuSSIAN SOciETY:

methodological aspects

The author of the article points at ambiguity of interpretations of the concept «patriotism» and appeals to the most typical moments of evolution of ideas of patriotic culture.

Key words: scientific idea, patriotic culture, state, national self-consciousness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.