Научная статья на тему 'Поликультурное образовательное пространство: этнорегиональные аспекты'

Поликультурное образовательное пространство: этнорегиональные аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНА / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильченко Надежда Михайловна

Автор анализирует этнорегиональные аспекты поликультурного образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поликультурное образовательное пространство: этнорегиональные аспекты»

106 "Культурная жизнь Юга России"

№ 1 (39), 2011

Поскольку рассматриваемая разновидность коммуникации отличается функциональным своеобразием, языковыми и графическими средствами, соотносится с определенной сферой употребления, мы полагаем, что закрепившееся в лингвистике представление о функциональных стилях русского языка (научный, художественный, официально-деловой, газетно-публицистический, разговорный) может быть дополнено понятием о новой формирующейся парадигме - интернет-дискурсе.

Литература

1. Лутовинова О. В. Лингвокультурологичес-кие характеристики виртуального дискурса. Волгоград, 2009. С. 19.

2. Там же.

3. Кашкин В. Б. Введение в теорию дискурса. С. 106.

4. Яндекс на страже русского языка. URL: http://company.yandex.ru/about/interview/archive/ 2005/08-01 01.xml

A. A. USHAKOV. STRUCTURAL, TYPOLOGICAL AND FUNCTIONAL CHARACTERISTICS OF CONTEMPORARY INTERNET-DISCOURSE

The article deals with the analysis of functional, linguistic and paralinguistic characteristics of internetdiscourse.

Key words: internet-discourse, blog, erratic jargon, microblog.

Н. М.ВАСИЛЬЧЕНКО

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: ЭТНОРЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Автор анализирует этнорегиональные аспекты поликультурного образовательного пространства.

Ключевые слова: поликультурное образовательное пространство, этнокультурные особенности региона, гуманистическая теория личности.

Среди факторов, способствующих реализации образования, особое место принадлежит поликультурному образовательному пространству -«территориально обозначенной среде, включающей социальные системы и явления: людей, учреждения, предметный мир, общественные процессы, средства массовой информации, ведущие идеи, ценностные ориентации» [1]. Позитивное влияние на его формирование в России оказывают «сближение и интеграция различных доктрин, национальных образовательных систем на началах совместимости, международного консенсуса в признании универсальных образовательных идеалов и ценностей при непременном сохранении и поддержании национальных особенностей и приоритетов интегрируемых образовательных систем» [2].

Согласно современным концепциям [3], самоценность больших и малых субкультур поддерживается и уважается, характерные для них различия расцениваются как общественное богатство, а культурное и этническое многообразие не рассматривается как объект ликвидации. Философы, социологи, историки видят перспективу образования в утверждении поликультурного и кросскуль-турного подходов. Это отражает идеологию равенства расово-этнических культур, доказывает, что все они самоценны - ни одна из них не может быть выше других.

«Кросскультурализм обосновывает равенство и многообразие культур, их самоценность и значимость, роль их интеграции в целях успеш-

ной идентификации личности к иной культуре» [4]. Процессы глобализма, поликультурного образования, межкультурной интеграции различных социумов требуют новых методологий в построении теоретической системы педагогической поддержки и защиты личности учащегося, основанных на принципах философии гуманизма и кросскультурализма.

Поликультурное образование представляет собой процесс освоения подрастающим поколением этнической, общенациональной и мировой культуры в целях духовного обогащения, развития планетарного сознания, формирования готовности и умения жить в многокультурной полиэт-ничной среде. С точки зрения культурологии его сущность определяют педагогическая и регионально-этническая культура, толерантность, интеграционные процессы, культурная конвергенция, менталитет.

Поликультурное образовательное учреждение как локальная социальная организация, модуль целостного поликультурного образовательного пространства - не просто институт формирования знаний, умений, навыков и организации воспитательного влияния педагогов на учеников. Это пространство их совместной жизнедеятельности, в котором осуществляется соединение общекультурного, социального, собственно образовательного и личностного начал. Оно обеспечивает диалог культур, интеграцию знаний в целостную картину мира, культурную рефлексию, саморегуляцию, жизнетворчество, саморазвитие, правильность решений в ситуациях выбора.

№ 1 (39), 2011 "Культурная жизнь Юга России" ^

Стратегические образовательные ориентиры федерального масштаба во многом определяются направлениями нынешних российских реформ, необходимых для интеграции России в мировое сообщество. В этой связи на Северном Кавказе Южным отделением РАО определены цели национального образования в различных регионах, учитывающие стремление титульных народов расширить социальную базу своих этнических культур, а также урегулировать противоречивую ситуацию в образовательной политике: интернационализм сочетается с «идеей сближения национальных культур» как условия их расцвета [5].

Соответствующий подход к построению учебных планов в регионах позволил выделить блоки образовательных дисциплин (историко-культуро-логический, естественнонаучный, гуманитарный, физкультурно-оздоровительный, художественно-прикладной, трудовой), которые определили новое содержание поликультурного образовательного пространства.

Культурное многообразие России обусловливает усиление этнокультурной направленности образования при сохранении этнических языков и возрастании роли государственного (русского) языка как инструмента межнационального общения и транслятора национальной и мировой культуры. В этой ситуации образовательные учреждения становятся важнейшим социальным институтом, который обеспечивает устойчивость полиэтничного общества, способствуя языковой и культурной консолидации.

Деятельность преподавателя по формированию гражданской и этнической идентичности в культурно-образовательной практике включает:

- создание и внедрение в учебный процесс интегрированных курсов с учетом этнокультурного компонента;

- разработку авторских инновационных программ, учитывающих государственную, национально-региональную и локальную специфику;

- формирование системы идентичности современного россиянина, включающей общегражданский и этнический компоненты;

- изучение этнокультурного наследия региона;

- формирование позитивного этнического самосознания;

- развитие этнокультурной компетентности будущих специалистов с целью подготовки их к межкультурному диалогу и работе в поликультурном пространстве.

В заключение можно утверждать, что этно-коммуникативная компетенция, предполагающая владение технологией межнационального общения, должна занимать значимое место в арсенале современного педагога, призванного воспитывать в подрастающем поколении чувство сопричастности гражданским идеалам.

Литература

1. Коновалова Л. В. Поликультурная направленность российского образования как условие формирования позитивной этнической идентичности. СПб., 2008. С. 50.

2. Бондаревская Е. В. Развитие идей педагогической культуры в новых условиях // Введение в педагогическую культуру. Ростов н/Д, 1995. С. 47-61.

3. Сорочинская Е. Н. Междисциплинарный подход к исследованию проблемы молодежного терроризма. Ростов н/Д, 2010.

4. Матис В. И. Теория и практика национальной школы в поликультурном обществе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Барнаул, 1999.

5. Белогуров А. Ю. Влияние процесса глобализации на формирование регионального образовательного пространства. URL: http://region. edu3000.ru/ belogurov.htm

N. М. väSILCHENKO. POLYCULTURAL EDUCATIONAL AREA: ETHNO-REGIONAL ASPECTS

The author analyzes ethnoregional aspects of polycultural educational area. Key words: polycultural educational area, region's ethno-cultural peculiarities, humanistic theory of a person.

Н. А. ЕФИМЕНКО

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Автор статьи указывает на неоднозначность трактовок понятия «патриотизм», обращается к наиболее характерным моментам эволюции идей патриотической культуры.

Ключевые слова: научная мысль, патриотическая культура, государство, национальное самосознание.

Анализ трудов, посвященных феномену патриотизма, позволил выявить противоречия в трактовках соответствующего понятия. Нередко авторы подходят к его определению с разных точек зрения (исторической, социально-политической, экономической; через призму политической конъ-

юнктуры), «грешат» псевдопатриотичностью и шовинизмом. На метафизическом уровне доминирует некое эстетическое понимание патриотизма как любви к Отечеству, родному краю, дому, природе. Причиной такого восприятия зачастую считается присущее человеку инстинктивное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.