объекта (в общем случае - объекта математики), тесно связанная, но не тождественная классической «проблеме обоснования математики», любые попытки разрешения которой в настоящее время зашли в тупик.
Онтологическая артикуляция проблемы оснований математики требует, на наш взгляд, выполнения следующего условия: всякое рассуждение о статусе сущего, выступающего элементом системно организованного предмета математической науки, следует в первую очередь начинать не с выяснения того, как он существует, а с обоснования того, что он вообще существует. Ведущими философскими и философско-математическими течениями, продолжающими поиски в этом направлении и преодолевающими ограниченность «вечных» противников - реализма и конструктивизма, являются конструктивный реализм, математический структурализм и праксеологический априоризм.
Библиографический список
1. Беляев Е.А., Перминов В.Я. Философские и методологические проблемы математики. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 217 с.
2. Булдаков С.К. Модели развития европейской науки: от античности до нового времени // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2013. - № 1. - С. 33-36.
3. Гутнер Г. Б. Онтология математического дискурса. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.teneta.ru/rus/ge/ gutner_ontology_of_matematic.htm (дата обращения: 17.02.2010).
4. Касавин И. Т. Конструктивизм как идея и направление // Конструктивизм в теории познания. -М.: ИФРАН, 2008. - С. 63-72.
5. Кричевец А.Н. Кризис математических наук и математического образования // Вопросы философии. - 2004. - № 11. - С. 103-115.
6. Курант Р., Роббинс Г. Что такое математика? / пер. с англ. под ред. А.Н. Колмогорова. - М.: МЦНМО, 2004. - 568 с.
7. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. - М.: Гардарики, 2005. - 447 с.
8. Светлов В.А. Философия математики: основные программы обоснования математики XX столетия. - М.: КомКнига, 2010. - 208 с.
9. Черняков А.Г. Математика как формальная онтология // Философия математики: актуальные проблемы. Материалы международной научной конференции 15-16 июня 2007. - М.: Изд. Савин С.А., 2007. - С. 87-89.
10. Heitsch W. Mathematik und Weltanschauung. - Berlin: Akademic Verlag, 1978. - 348 s.
11. Mostowski A. Thirty years of foundational studies // Acta Filosophica Fennica, Fasc.17. -Helsinki, 1965. - P. 8.
12. Putnam H. Philosophy of mathematics - why nothing works? // Words and life. - Harvard UP. -P. 499-512.
УДК 123
Калустьянц Жанна Суреновна
кандидат философских наук Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет) (г. Владикавказ)
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ АСПЕКТОВ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ЛИЧНОСТНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ
В статье рассматривается фундаментальная проблема современной философии, стоящая не только перед научным сообществом, но и перед всем человечеством. От успешного решения проблемы личности, как в теоретическом, так и в практическом плане, без преувеличения зависит судьба человечества, ибо уникальная личность выступает идеалом гуманизма и фундаментом европейской цивилизации.
Ключевые слова: личность, свобода, детерминация, общество, уникальность, системный подход, индивидуализм.
Моральный релятивизм современного общества приводит к размыванию ряда моральных ценностей, так что индивид лишается образцов нравственного поведения, на которые он мог бы ориентироваться. Во многих современных странах, лишенных устойчивой системы ценностей (источник которой может быть различным - будь то государственная идеология, церковь, само общество) и опирающихся на абстрактные «демократические ценности», возникает моральный вакуум и демократия превращается во вседозволенность. Нравственные ценности не
могут появляться сами по себе, их необходимо формулировать и воспитывать у населения. Если в обществе нет устойчивых моральных норм, закрепленных не столько законодательно, сколько в общественном сознании, они не могут появиться и у членов этого общества. Нравственную личность необходимо воспитывать, и отсутствие устойчивых моральных норм приводит к тому, что индивид просто не знает, как вести себя правильно, к какому идеалу стремиться.
Существенное влияние на общественную жизнь оказывают современные средства массовой инфор-
118
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2014
© Калустьянц Ж.С., 2014
мации. Они не только позволяют человеку чувствовать свою связь со всем миром, но и снабжают его потоками информации, лишь небольшая часть которой является для него востребованной и нужной. Современный человек тонет в этих информационных потоках, не в состоянии обработать их и отделить зерна от плевел. И если согласиться с высказыванием В.И. Пржиленского о том, что «современный мир постоянно создает ситуации, когда социальные системы даже не предлагают индивиду выбора, они просто изменяют направление своей деятельности в перманентно переструктурирующемся, трансформирующемся и реконфигуриру-ющемся мире. Результатом такого постоянного изменения становится разрыв между идентичностью и такими прежде важными ее коррелятами, как профессия, интересы, биография. Идентичность ... можно свободно выбирать, но практически невозможно защитить свой выбор» [2, с. 44], - то надо признать, что главным ориентиром для идентификации обывателя становятся навязываемые ему стандарты жизни, демонстрируемые в рекламе, где на первый план выходит «человек экономический» и идентификация происходит по принципу «я есть то, что я потребляю».
СМИ нивелируют ценность приватной жизни человека, выставляя напоказ общественности истории из жизни «звезд» и заодно активно приглашая стать «звездами» «простых людей» в различных реалити-шоу. Таким образом, происходит отчуждение от индивида его собственной приватной жизни, по крайней мере в ее традиционном понимании. Е.Б. Рашковский прав в своем утверждении, что «это влияние, делающее мышление отрывочным и "клиповым", - влияние, замещающее осмысленную работу сознания чередованием случайных и, как правило, преднамеренно навязываемых образов.» [3, с. 37].
Еще одним результатом распространения СМИ, с одной стороны, является тиражирование стереотипов и заблуждений (поскольку отсутствует как таковая цензура - не политическая цензура, а цензура здравого смысла), что увеличивает обскурантизм и невежество населения (нельзя не отметить, разумеется, что параллельно СМИ выполняет и образовательную функцию, однако, при уже указанной невозможности «фильтровать» информацию самостоятельно, первое перекрывает второе). С другой стороны, у человека возникает недоверие к любой информации вообще, поскольку СМИ не раз уличались во лжи. Последнее обстоятельство опять же ведет к затруднению идентификации - как я могу идентифицироваться с чем-то, если я ни во что и никому не могу верить?
То, что современный человек располагает значительно большим количеством свободного от профессиональной деятельности временем, нежели в предыдущие эпохи, тоже является фактором воз-
действия на его идентичность. Располагая временем, человек тратит его на то, чтобы уйти от реального повседневного мира, прежде всего, в виртуальный. Е.О. Труфанова отмечает, что «в связи с этим в его идентичности важную роль начинают играть его второстепенные идентификации. Появился даже термин - эскапизм - для характеристики деятельности человека, который "убегает" от реального, повседневного мира в мир грез, фантазий, иллюзий. Эскапизм - это необязательно бегство от "серьезных занятий" к "несерьезным", это, как правило, уход от негативных переживаний, от недовольства своей жизнью, от рутины. Эскапистская деятельность такого типа всегда характеризуется формированием новых Я-образов. Эскапизм дает возможность самореализации тем, кто чувствует ее недостаток в повседневной жизни» [4, с. 16].
По ее мнению, стремление человека к эскапизму вызвано тем, что он «позволяет жить не дважды и не трижды, а бесконечное множество раз. Многие отмечали, что время является нестабильной субстанцией - в зависимости от наших ощущений, оно как бы сжимается или растягивается. Разумеется, это не физические, а психологические характеристики времени. Но благодаря этой психологической особенности, эскапизм позволяет человеку пережить за определенный промежуток времени много больше, чем это представляется возможным». Что касается влияния эскапизма на формирование и удержание стабильной идентичности, то здесь он также играет важную роль, поскольку для идентичности играют одинаково важную роль как события нашей непосредственной реальной жизни, так и события нашего внутреннего мира, в том числе и фантазии - в том случае, если они представляются нам важными.
Общественные и исторические кризисы неизбежно приводят к тому, что у индивидов возникает конфликт между тем, кем они себя ощущают и тем, какие ожидания в них вкладывает общество. Возникающее чувство «бездомности» может привести как к трагическому исходу кризиса идентичности, так и к позитивному результату - когда человек отправляется на поиск нового «дома». Под «домом» здесь может пониматься широкий спектр понятий -от просто географической смены места жительства до смены психологических настроек личности.
Н.Г. Козин напоминает, что для человека «сохранить идентичность - значит сохранить основы социальности, культуры, духовности, средства для их адекватной трансляции от одной эпохи и периода истории к другим. Только так можно не противоречить законам преемственности» [1, с. 39]. В противном случае, при утрате идентичности, -последующий затяжной и болезненный кризис.
Особую актуальность «кризис культуры» приобретает сегодня в российском обществе, испытывающем шок от столкновения с массовой культу-
рой в ее западном, «вестеризованном» варианте. Сегодня явственно обнаружилось, что, как в любом динамически развивающемся обществе, в современной России многие традиционные способы самоидентификации (этнические, сословные, классовые, личностные и др.) оказываются неэффективными. Глобальная система массовых коммуникаций выступает мощным фактором нивелировки культурных различий, свидетельствуя о кризисе социально-культурной идентичности. По мнению Е.О. Труфановой, «масс-медиа создают, конструируют реальность, в которой человек существует. Реальный мир отступает для современного человека на второй план по сравнению с миром виртуальным» [5, с. 103]. Ответом на их наступление в XX и еще более в XXI столетиях является запрос на идентичность - национальную, религиозную, социально-групповую, личностную. И этой проблемой озабочены во всех странах мира, в том числе в индустриально развитых.
Ясное понимание идентичности позволяет сделать лично-целенаправленный выбор, реализовать свой профессиональный потенциал. Этот аспект определяется индивидуальной структурой приоритетов и ценностей. Интерперсональный аспект идентичности состоит из социальных ролей и личной репутации. Все вместе это называют «социальной идентичностью».
Наконец, чувство собственной идентичности, ее понимание определяют жизненные цели и задачи индивида, помогают оформить ему жизненный путь. Этот аспект сочетает в себе индивидуальный потенциал (внутреннюю веру в способности преодолевать препятствия, самоусовершенствоваться) - с индивидуальной целью, самоуважением, верой в собственные силы. В целом же «идентичность предстает как способ соединения человека с собственной самостью - "я" через интеграцию с социальной общностью любого иерархического ряда, начиная с семьи и кончая человечеством» [1, с. 39].
Каждая идентичность состоит из широкого набора компонентов, единиц самоопределения. Их единство определяет единство смысла, значения идентичности, обеспечивая индивиду и континуальность и отличие от других. Социальные трансформации, завершившиеся сегодня самоидентичностью и глобализацией, стали двумя полюсами в диалектике локального и глобального на этапе «высокого модерна» (А. Гидденс предпочитает определение - высокий модерн постмодерну).
Онтологическая безопасность составляет основу для следующего важнейшего компонента идентичности - жизненной политики. Политика жизни - самоактуализация, происходящая в постмодернистских контекстах. В них тенденции глобализации глубоко вторгаются в рефлексивный проект «само» и, наоборот, процессы самореализации влияют на глобальные стратегии. «Политика жизни»
возникает в ситуации свободы выбора и заключается в принятии этических норм: Как жить? На какие ценности ориентироваться? Какова наша ответственность перед природой? Каковы принципы экологической этики и генной инженерии? Каковы пределы технических и научных открытий и границы вмешательства в личную жизнь? Наконец, в чем состоят права человека?
А. Гидденс представляет собственную гипотезу структуры идентичности. Идентичность - это два полюса: с одной стороны, абсолютное приспособленчество (конформизм), с другой - замкнутость на себя. Между полюсами социолог выделяет различные уровни структуры. По его мнению, для современной идентичности характерны следующие дилеммы и, соответственно, патологические формы: 1) унификация - фрагментация; 2) беспомощность - овладевание; 3) авторитарность - неопределенность; 4) личные потребности - рыночный индивид. На каждом уровне возможны патологические формы развития: 1) традиционализм - конформизм; 2) всемогущество - отчуждение; 3) догматизм - радикальное сомнение; 4) нарциссизм -полное растворение в мире товаров.
В целом, А.А. Гидденс является противником постструктуралистских и большинства постмодернистских теорий, предрекающих кризис способности современного человека обрести свою идентичность.
Исходным положением Серто является утверждение, что идентификация - «аккультурация» к способам, нормам, практическим рекомендациям в повседневной жизни. Древнее искусство практики - основа человеческого самоутверждения. Человек подчиняется стереотипам, процедурам, принятым в группе, культуре. Эти процедуры зафиксированы прежде всего в языке - в способах устной речи, письма и чтения.
Обретение идентичности предполагает наличие таких социально-культурных элементов, как реализация лингвистической системы с помощью речи; изобретение своего языка; самоутверждение в настоящем (прошлое создано до, а будущее потом).
Отвечая на вопрос «Как завоевать идентичность?», французский мыслитель считает, что первым условием должно быть самоутверждение во времени. Для этого требуется присваивать обретенные умения, успешные качества, готовить будущие расширения и, таким образом, обретать определенную независимость в постоянно меняющихся обстоятельствах. Это покорение времени через создание автономного пространства. Следующим условием «завоевания» идентичности Серто называет присвоение способов контроля, видения в удобных для этого пространствах. Иметь возможность видеть - значит иметь возможность предсказывать, бежать вперед времени путем чтения пространства. Но наиболее важным в этом процессе для совре-
120
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2014
менного человека становится - овладение знанием, для того чтобы трансформировать неопределенности истории в читаемые пространства, иметь власть обеспечить себе собственное место (военные и научные стратегии, автономные города, независимые конституции).
В зарубежной и отечественной мысли сложились своеобразные модели идентичности и определены общие и особенные традиции исследования феномена идентичности как психологического и социокультурного феномена. Их суть заключается в том, что идентичность имеет структурное строение, основными параметрами которого являются целевой, содержательный и оценочный. Обычно происходит выделение двух аспектов идентичности: личностного и социального. Чаще в современных теориях личностный аспект вторичен по отношению к социальному Он формируется на основе использования выработанных в процессе социальной категоризации понятий.
Согласно современным теоретическим исследованиям идентичность - изменяющаяся структура; она развивается на протяжении всей жизни, проходит через преодоление кризисов, может изменяться в прогрессивном или регрессивном направлениях, то есть быть «успешной» (эффективной) или «негативной» (индивид отклоняет любые взаимодействия). В таком ракурсе идентичность выступает как первичное и необходимое условие для развития личности. Длительный кризис идентичности становится препятствием для формирования личности. Выявление различных типов идентичности происходит по следующим параметрам: наличие и отсутствие целей, кризиса, возможность формулировать политику жизни, открытость к выбору, сила и наличие решений относительно сози-
дания себя самостью, целенаправленность, возможность овладения современным опытом и знаниями. Теоретики едины во мнении, что идентичность социальна по происхождению, так как формируется в результате взаимодействия с людьми и усвоения каждым выработанного в процессе социальной коммуникации языка. Изменения идентичности обусловлены социальными изменениями.
Опираясь на культурно-историческую концепцию и субъектно-деятельностный подход, можно определить социальную адаптацию как специфическую внутреннюю и внешнюю деятельность человека по созданию нового в индивидуальном сознании, переживаниях и отношениях, осуществляемую в соответствии с жизненными задачами и с помощью социально-культурных средств, диктуемых обществом, в котором он живёт. И это понятно: старшие поколения утратили привычную идентичность, новые пытаются её обрести в социальном пространстве.
Библиографический список
1. Козин Н.Г. Идентификация. История. Человек // Вопросы философии. - 2011. - № 1. - С. 3943.
2. Пржиленский В.И. Идентичность: обретать, выбирать или конструировать? // Философские науки. - 2009. - № 10. - С. 44-47.
3. Рашковский Е.Б. Многозначный феномен идентичности: архаика, модерн, постмодерн // Вопросы философии. - 2011. - №6. - С. 37.
4. Труфанова Е.О. Человек в лабиринте иден-тичностей // Вопросы философии. - 2010. - № 2. -С. 16-19.
5. Труфанова Е. О. Идентичность и Я // Вопросы философии. - 2008. - № 6. - С. 103-107.