Научная статья на тему 'К вопросу о существовании объектов математики'

К вопросу о существовании объектов математики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
664
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНТОЛОГИЯ / СУЩЕСТВОВАНИЕ / ОБЪЕКТ МАТЕМАТИКИ / МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ / КОЛИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Букин Дмитрий Николаевич

В статье показано, что проблема существования объектов математики, не тождественная классической «проблеме обоснования математики», остается актуальной для современной философии. Рассмотрены терминологические и методологические особенности онтологических исследований, проводимых в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On mathematics objects existence

It is shown in the article that the problem of existence of objects of mathematics, not identical to the classical "problem of mathematics foundations", remains topical for modern philosophy. Terminological and methodological features of the ontological researches conducted in this direction are considered.

Текст научной работы на тему «К вопросу о существовании объектов математики»

Таким образом, преодоление кризисных тенденций в современном обществе предполагает интенсификацию интеграционных процессов, основанную на взаимовыгодном соединении частных и общих ценностей, а в тех сферах, где ценности находятся в состоянии конфликта, - создание условий для достижения социального консенсуса.

Библиографический список

1. Белинский В.Г. Взгляд на литературу. - М.: Современник, 1988. - 651 с.

2. Мандевиль Б. Басня о пчелах. - М.: Наука,

2000. - 291с.

3. Парсонс Т. О социальных системах. - М.: Академический проект, 2002. - 832 с.

4. Ролз Дж. Теория справедливости. - Новосибирск: НГУ, 1995. - 514 с.

5. Фролов Д.Е. Иерархия социальных ценностей и смена парадигмы ценностного мышления // Материалы научной конференции «Космизм и новое мышление на Западе и Востоке». - СПб.: Нестор, 1999. - С. 131-136.

6. Хайек Ф. Дорога к рабству. - М.: Новое издательство, 2005. - 264 с.

УДК [1:316]:167; 119

Букин Дмитрий Николаевич

кандидат философских наук Волгоградский государственный университет [email protected]

К ВОПРОСУ О СУЩЕСТВОВАНИИ ОБЪЕКТОВ МАТЕМАТИКИ

В статье показано, что проблема существования объектов математики, не тождественная классической «проблеме обоснования математики», остается актуальной для современной философии. Рассмотрены терминологические и методологические особенности онтологических исследований, проводимых в данном направлении. Ключевые слова: онтология, существование, объект математики, математический объект, количество.

Как известно, уже на заре становления философского знания математика играет . значимую роль в развитии онтологии как учения о бытии как таковом, рассматривающем вещи не столько в качестве носителей неких пред-заданных свойств и отношений, сколько как нечто явленное, существующее. Вместе с тем многих современных математиков не интересует вопрос о том, «чем "на самом деле" являются точки, прямые и числа», в то время как онтолог по-прежнему едва ли сможет отказаться «от претензии... постижения "окончательной истины", от разгадки внутренней сущности мира» [6, с. 23]. В.В. Миронов и А.В. Иванов справедливо отмечают: «Математик не ставит вопрос в общей форме о том, познаваем ли мир. Наука всегда реализует познавательную установку, философ вправе сомневаться в ее реальности» [7, с. 15-16].

Традиционно центральной проблемой философии математики является проблема оснований последней, окончательно сформулированная после знаменитого «третьего» кризиса, разразившегося в начале XX в. (впрочем, нельзя отрицать, что и предыдущие два сыграли здесь свою роль). Примечательно, что на ее фоне зачастую почему-то нивелируются не менее важные вопросы существования и статуса объектов математики. Признавая наличие очевидной сильной взаимосвязи между данными проблемами, мы в то же время хотим обратить внимание на то немаловажное обстоятельство, что здесь затрагиваются все же нетождественные по своей сути предметные области, обладаю-

© Букин Д.Н., 2014

щие разным масштабом «охвата», неодинаковой степенью приближенности к реальной математической практике и т.д. Поясним это подробней.

Наиболее лаконично проблема оснований математики может быть сформулирована в виде вопроса: «Почему математические утверждения необходимы?» Очевидно, ответ на него подразумевает поиск некоего «фундамента» (foundations в противовес bases в англоязычной литературе по теме) условно целостного здания математики. Как известно, по своей природе «этажи» и уровни данного здания выстраиваются аподиктически, с опорой на определенную аксиоматическую базу или систему постулатов. В.А. Светлов отмечает: «Математическая необходимость есть не более чем необходимость следования теорем из посылок... Но это уже не онтологическая, а логическая необходимость» [8, с. 9]. При этом термин «логическая» здесь не означает безусловной апелляции к программе логици-стов - необходимость может интерпретироваться и как интуитивная очевидность (интуиционизм, конструктивизм), и как формальная непротиворечивость абстрактных конструкций (формализм), и даже как опытная верифицируемость (эмпиризм, натурализм). Не касаясь здесь истории противостояния классических философско-математических направлений, отметим, что во всех перечисленных случаях речь идет скорее не о философской, а о математической проблеме. Дело в том, что даже с семантической точки зрения множественное число многозначного термина «основание» фактически ничем не отличается от множественного же чис-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2014

ла слова «начало», тысячелетиями используемого математиками. Другими словами, это тот самый случай, когда основания органически входят в нечто целое, являются его частью, пусть и на предельно высоком иерархическом уровне. Не останавливаясь подробно на поисках решения таким образом артикулируемой проблемы обоснования математики, которые Л. Витгенштейн сравнил с попыткой рассмотрения нарисованной скалы в качестве основания для нарисованной башни, констатируем, что и по сей день они не увенчались успехом. Это тем более удивительно, что формальная неразрешимость рассматриваемой проблемы неоднократно обосновывалась именно математиками (К. Гедель).

Тем не менее многие исследователи, пусть и с критических позиций, как бы «по инерции», все еще продолжают работу с основными установками логицизма, интуиционизма, формализма и др. фи-лософско-математических традиций прошлого столетия. Вместе с тем, как отмечает известный математик и логик А. Мостовский, «философские цели трех школ не были достигнуты, и, судя по всему, мы не ближе к полному пониманию математики, чем основатели этих школ» [11]. При этом автор в своей работе опять же не отрицает важность математических и логических результатов, полученных представителями этих школ (подобные мысли в своей статье «Почему все это не работает?» высказывает и Х. Патнэм - виднейший современный философ математики [12]).

В самом деле, признавая безусловно огромный вклад в развитие науки, который внесли Г. Фреге, Б. Рассел, Л. Брауэр, Д. Гильберт и многие другие выдающиеся ученые, следует признать, что задача всестороннего философского анализа бытия объектов математики по большому счету не ставилась, сводилась к поискам универсальных принципов «внешнего» обоснования необходимости математических истин. Так, для формализма не стояла проблема истинности математических утверждений. Логицизм отрицал проблему наглядности математических объектов и синтетического априори в математическом познании. Практически все направления игнорировали проблему применимости математики в эмпирическом познании. Что же касается проблемы существования объектов математики, натолкнувшей нас на написание данной статьи, то она в лучшем случае принимала форму проблемы допустимой области определения для переменных формализованной теории множеств, что значительно затрудняло возможность применения в ее изучении подходов и методов философской онтологии.

Вместе с тем мы считаем, что проблема обоснования математики не должна каким-то образом выводиться за рамки всеобщего учения о бытии, и полностью согласны с А.Г. Черняковым, утверждающим: «Вопрос, который, как нам представля-

ется, наиболее важен для современной философии математики и, возможно, философии как таковой, заключается в том, каким должно быть онтологическое или (в перипатетическом смысле) "метафизическое" истолкование оснований математики?» [9, с. 88]. И речь здесь идет не столько о возможности неоднозначной трактовки термина «основания» (об этом говорилось выше), сколько о том, что проблема оснований математики может и должна быть артикулирована онтологически, в предельном случае мотивируя исследователя на поиск ответа на вопрос: существует ли на самом деле то, что мы привыкли называть предметом математики? Отметим при этом, что сама постановка данного вопроса далеко не нова и, по-видимому, неоднократно попросту вырывалась из онтологического контекста: «Наверное, каждая философская система попыталась определить свое отношение к математике и выяснить, как именно существуют и существуют ли вообще ее предметы» [3].

Прежде чем перейти к краткому обзору философских традиций, каждая из которых так или иначе затрагивает проблему существования применительно к бытию особого рода - математической реальности, остановимся на двух принципиально важных моментах.

В свое время немецкий математик В. Гейтш, исследовавший предпосылки существования объектов математики, предложил в качестве таких предпосылок рассматривать, «с одной стороны, определенные свойства материального мира, а с другой - практическую деятельность субъекта с его способностью создавать абстрактные конструкции» [10, с. 17]. Обратим внимание на одну важную особенность данного перевода с немецкого: упоминаются не математические объекты (Das Mathematische Objekt) как завершенные конструкции, в какой бы форме они ни были представлены («отражающая» диаматовская схема, ментальный конструкт, социальный куматоид и проч.), а объекты математики (Das Objekt der Mathematik) как некие количественные отношения и пространственные формы бесконечно многообразного мира, «вступающие» в парменидовское тождество с нашим мышлением. При этом, расширяя и дополняя позицию В. Гейтша, отметим: во-первых, такие объекты вовсе не обязаны быть независимыми от сознания человека, поскольку объективное не есть объектное; во-вторых, сам мир с его многообразными пространственными формами и количественными отношениями не исчерпывается физическим уровнем организации материи: начиная с древности, математиков интересуют отношения не столько между вещами, сколько между идеальными образами, вещественных прообразов у которых может попросту не быть (диагональ квадрата, неизмеримые множества, геометрические объекты, не имеющие площади, и т.п.).

116

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2014

Другими словами, всякий математический объект (конструкция, функция, операция и т.п.) всегда может быть рассмотрен в качестве объекта и предмета математики, но не наоборот: конкретная эмпирически проявленная зависимость, физическая форма, социальный процесс и т.п. сами по себе математическими объектами не являются, лишь открывая перед нами отдельные (порой сущностные) стороны посредством таких математических объектов, как уравнение регрессии, фигура вращения, дифференциальное уравнение и т.д.

Вторым немаловажным моментом является то, что зачастую вопрос о существовании математического объекта (шире - объекта математики) подменяется вопросом об онтологическом статусе математического объекта. С одной стороны, нельзя не согласиться с тем, что «самого по себе существования математических объектов недостаточно и... надо понять, каким образом они доступны математику» [5, с. 103]. С другой же стороны было бы неплохо выяснить, что именно понимается под существованием математического объекта «самого по себе» - платоновское «близкое к достоверному» бытие числом [2, с. 33], аристотелевское «заточение» количества в материи, недосягаемая субъекту кантовская реальность «вещи в себе»? Так ли хорошо изучен данный вопрос и готовы ли мы перейти к следующим вопросам о «что-бытии» и «как-бытии»? Впрочем, справедливость подобной проблематизации вполне может быть оспорена в зависимости от содержания той или иной фило-софско-методологической концепции. Ниже мы попытаемся кратко изложить онтологические позиции представителей двух основных (в контексте рассматриваемой проблемы) философско-матема-тических течений.

Основными идейными противниками, каждый из которых на протяжении всей истории мысли, начиная с античности, отстаивает собственную, вполне однозначную и весьма категорическую точку зрения на математическую реальность и ее закономерности, являются представители реализма и конструктивизма. К первым принято относить Платона (именно поэтому реализм иногда называют платонизмом, что, на наш взгляд, не совсем точно), Г. Лейбница, Г. Фреге, Б. Рассела и др. [1]. Общая позиция, провозглашаемая со времен Академии, такова: «Общее как предмет математики существует объективно, и здесь речь идет не о том, чтобы его конструировать, а о том, чтобы его открыть» [4, с. 66]. Действительно, в математике далеко не всегда удается доказать существование объекта, опираясь на конкретный алгоритм построения. Это касается, в частности, доказательств ряда важных математических теорем (например, теоремы Кантора, теоремы о пределе монотонной ограниченной последовательности и т.д.), а также сферы применения иррациональных и комплексных чисел.

Ключевыми фигурами конструктивного направления в философии математики выступают Кант, представители позднего интуиционизма Л. Брауэр, Г. Вейль, А. Гейтинг и др. Корни конструктивизма также следует искать в античности. По этому поводу И.Т. Касавин отмечает: «В античной математике конфронтировали между собой в понимании математического знания, с одной стороны, школа Евдокса, а с другой стороны, Платоновская Академия. Кант занял позицию Евдокса, согласно которой в качестве доказательств существования математического объекта дается указание на принципы его конструирования или возможность его анализа как определенной конструкции» [4, с. 66]. В самом деле, наиболее распространенный способ доказательства существования математического объекта заключается в его непосредственном построении. Данный способ широко применяется в алгебре, евклидовой геометрии, математическом анализе и является основополагающим в интуиционистской философии математики.

Очевидно, что с учетом вышеизложенных принципов, которых мы придерживаемся в своем онтологическом исследовании, более близкими для нас являются взгляды реалистов. В то же время данная философско-математическая система местами сильно ограничена и не лишена недостатков, некоторые из которых довольно успешно преодолены в конструктивизме. Среди современных направлений, предпринимающих попытки избежать крайности обеих систем, перспективными можно назвать: конструктивный реализм (В.А. Лекторский), праксеологический априоризм (В.Я. Перминов), математический структурализм (отчасти Д. Гильберт, Н. Бурбаки, Н. Мулуд, С. Шапиро, М. Резник и др.) и др. Перечисление особенностей каждой из названных концепций значительно превысило бы объем данной работы, поэтому мы приводим их лишь в порядке упоминания. Так или иначе, эти направления относятся к тем немногим, которые не уходят от ответа на вопрос «существуют ли объекты математики?» и могут представить собственные онтологические модели математической реальности.

Подведем некоторые итоги. В современной философии математики сложилась весьма противоречивая ситуация: с одной стороны, все чаще возникает потребность в объединении исследовательских усилий философов-теоретиков и так называемых «работающих математиков», с другой - сохраняется необходимость развития «в чистом виде» таких разделов философии, как онтология и гносеология, изначально игравших роль областей «метазнания», связанных с наиболее глубокой формой рефлексии над проблемами индивидуального, социального и мирового бытия. На этом фоне особую актуальность приобретает сугубо онтологическая проблема существования математического

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2014

117

объекта (в общем случае - объекта математики), тесно связанная, но не тождественная классической «проблеме обоснования математики», любые попытки разрешения которой в настоящее время зашли в тупик.

Онтологическая артикуляция проблемы оснований математики требует, на наш взгляд, выполнения следующего условия: всякое рассуждение о статусе сущего, выступающего элементом системно организованного предмета математической науки, следует в первую очередь начинать не с выяснения того, как он существует, а с обоснования того, что он вообще существует. Ведущими философскими и философско-математическими течениями, продолжающими поиски в этом направлении и преодолевающими ограниченность «вечных» противников - реализма и конструктивизма, являются конструктивный реализм, математический структурализм и праксеологический априоризм.

Библиографический список

1. Беляев Е.А., Перминов В.Я. Философские и методологические проблемы математики. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 217 с.

2. Булдаков С.К. Модели развития европейской науки: от античности до нового времени // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2013. - № 1. - С. 33-36.

3. Гутнер Г. Б. Онтология математического дискурса. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.teneta.ru/rus/ge/ gutner_ontology_of_matematic.htm (дата обращения: 17.02.2010).

4. Касавин И. Т. Конструктивизм как идея и направление // Конструктивизм в теории познания. -М.: ИФРАН, 2008. - С. 63-72.

5. Кричевец А.Н. Кризис математических наук и математического образования // Вопросы философии. - 2004. - № 11. - С. 103-115.

6. Курант Р., Роббинс Г. Что такое математика? / пер. с англ. под ред. А.Н. Колмогорова. - М.: МЦНМО, 2004. - 568 с.

7. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. - М.: Гардарики, 2005. - 447 с.

8. Светлов В.А. Философия математики: основные программы обоснования математики XX столетия. - М.: КомКнига, 2010. - 208 с.

9. Черняков А.Г. Математика как формальная онтология // Философия математики: актуальные проблемы. Материалы международной научной конференции 15-16 июня 2007. - М.: Изд. Савин С.А., 2007. - С. 87-89.

10. Heitsch W. Mathematik und Weltanschauung. - Berlin: Akademic Verlag, 1978. - 348 s.

11. Mostowski A. Thirty years of foundational studies // Acta Filosophica Fennica, Fasc.17. -Helsinki, 1965. - P. 8.

12. Putnam H. Philosophy of mathematics - why nothing works? // Words and life. - Harvard UP. -P. 499-512.

УДК 123

Калустьянц Жанна Суреновна

кандидат философских наук Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет) (г. Владикавказ)

[email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ АСПЕКТОВ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ЛИЧНОСТНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ

В статье рассматривается фундаментальная проблема современной философии, стоящая не только перед научным сообществом, но и перед всем человечеством. От успешного решения проблемы личности, как в теоретическом, так и в практическом плане, без преувеличения зависит судьба человечества, ибо уникальная личность выступает идеалом гуманизма и фундаментом европейской цивилизации.

Ключевые слова: личность, свобода, детерминация, общество, уникальность, системный подход, индивидуализм.

Моральный релятивизм современного общества приводит к размыванию ряда моральных ценностей, так что индивид лишается образцов нравственного поведения, на которые он мог бы ориентироваться. Во многих современных странах, лишенных устойчивой системы ценностей (источник которой может быть различным - будь то государственная идеология, церковь, само общество) и опирающихся на абстрактные «демократические ценности», возникает моральный вакуум и демократия превращается во вседозволенность. Нравственные ценности не

могут появляться сами по себе, их необходимо формулировать и воспитывать у населения. Если в обществе нет устойчивых моральных норм, закрепленных не столько законодательно, сколько в общественном сознании, они не могут появиться и у членов этого общества. Нравственную личность необходимо воспитывать, и отсутствие устойчивых моральных норм приводит к тому, что индивид просто не знает, как вести себя правильно, к какому идеалу стремиться.

Существенное влияние на общественную жизнь оказывают современные средства массовой инфор-

118

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2014

© Калустьянц Ж.С., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.