15. Торгашева А.А., Ветитнев А.М. Характеристика основных показателей состояния лечебно-оздоровительного туризма в Российской Федерации // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент», - 2014. - №4. - Режим доступа: http://economics.ihbt.ifmo.ru/file/article/11016.pdf (0,61 / 0,45 п.л.).
16. Развитие индустрии туризма в России. Июнь 2012 // Hilton Worldwide URL: http://www.hiltonworldwideglobalmediacenter.com/assets/HWW/docs/ 2012/2863HWRussianReport.pdf (дата обращения: 10.10.2014).
17. В Москве прошла Международная конференция индустрии здравоохранения «Медицина-2012» // Медицинский вестник. 30.05.2012. URL:http://www.medvestnik.ru/content/v_moskve_proshla_mezhdunarodnaya_konf erenciya_industrii_zdravoohraneniya_medicina2012.html (дата обращения: 10.10.2014).
18. Обзор платных медицинских услуг и здорового образа жизни // РБК. 2014. URL: http: //marketing. rbc. ru/reviews/medicine2013/chapter_ 1_1. shtml) (дата обращения: 10.10.2014).
19. Unhealthy Travel Habits Give Way to Growing Global Wellness Tourism Sector, Reports Global Spa & Wellness Summit // SRI International. URL: http://www.sri.com/newsroom/press-releases/growing-global-wellness-tourism-sector#sthash.dIBiHXda.dpuf (дата обращения: 10.10.2014)
20. Vetitnev A., Poplavskiy V. Evaluating tourist expenditure and satisfaction with the sanatorium-resort complexes of Russia // World Applied Sciences Journal. - 2014. -Vol. 30 (Management, Economics, Technology & Tourism). pp. 95-97.
КИСЕЛЕВА (ТОРГАШЕВА) АННА АЛЕКСАНДРОВНА - преподаватель Сочинского государственного университета. Россия, Сочи ([email protected])
KISELEVA, ANNA A. - Sochi State University, teacher. Russia, Sochi.
УДК 330.123.6-053.4
ЧУВАТКИН П.П., МАТЕРИКИНА А.Е. ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ УСЛУГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: образовательные учреждения, образование, организационно-экономический механизм, процесс формирования, качество услуг.
В статье исследуется проблема формирования организационно-экономического механизма управления качеством услуг дошкольного образования. Показано, что в его основе лежит системный подход. При этом объектами управления качеством услуг дошкольного образования являются: педагогический
потенциал; образовательная программа, отражающая содержание воспитательно-образовательного процесса; предметно-пространственная среда - материальная основа процесса воспитания и образования; воспитательно-образовательный процесс - как совокупность педагогических методов и технологий; ресурсная база, включающая материальные, финансовые, информационные, кадровые, ресурсы.
CHUVATKIN, P.P., MATERIKINA, A.E. FORMATION OF THE ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF
MANAGEMENT OF QUALITY OF PRESCHOOL EDUCATIONS
SERVICES
Keywords: educational institutions, education, organizational and economic mechanism, the process of formation, quality of services.
The article investigates the problem of formation of the organizational-economic mechanism of quality control services of pre-school education. It is shown that it is based on a systematic approach. The object of quality management services to preschool education are: educational potential; educational program, reflecting the content of upbringing and education process; detail-spatial environment - the material basis of education and training; upbringing and education process - as a set of teaching methods and technologies; resource base, which includes material, financial, information, human resources.
Концепция управления качеством услуг дошкольного образования, определяет механизм управления качеством услуг дошкольного образования как совокупность состояний и процессов, способствующих достижению заданных целей, посредством которого из исходного состояния качество формирующая и качество обеспечивающая система переходит в качественно новое, с отличными характеристиками, состояние. В основе организационно-экономического механизма управления качеством услуг дошкольного образования лежит системный подход, суть которого в данном контексте выражена на основе следующих подходов [1]:
- макроскопический подход основан на рассмотрении системы управления качеством как единого целого без учета внутренней структуры, внешняя структура которого состоит из управляющей и управляемой частей;
- микроскопическом подход рассматривает систему управления качеством как совокупность взаимосвязанных элементов, которые выстроены особым образом и составляют его структуру;
- функциональный подход предполагает рассмотрение системы управления качеством как совокупности определенных действий (функций), последовательное выполнение которых направлено на достижение конечной цели;
- иерархический подход выделяет подсистему как видовую единицу (элемент) целой системы, обладающую ее функциональной спецификой;
- процессуальный подход рассматривает систему управления качеством как совокупность определенных процессов, проходящих в некотором временном интервале; при этом осуществляемые в системе процессы делятся на процессы функционирования и развития.
- фрактальный подход объединяет в себе функциональное, иерархическое и процессуальное представления о системе управления качеством; он предполагает, что процессы, протекающие в системе, могут быть расчленены на некоторые функции, стадии, периоды [7]. Фрактальное представление о системе управления качеством является методологической основой определения функциональной структуры организационно-экономического механизма управления качеством услуг дошкольного образования, которую составляют иерархически выстроенные управленческие функции.
Опора на представленные выше подходы к пониманию системы позволяет определить систему управления качеством услуг дошкольного образования, как комплекс сложных многокомпонентных взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, необходимых для управления качеством: организационной структуры, системы распределения ответственности, процессов и ресурсов, направленных на достижение высокого уровня качества дошкольного образования. В структуре механизма управления качеством услуг дошкольного образования должна быть отражена специфика связей между элементами качество обеспечивающей системы: целеориентация, теснота их взаимосвязей, направленность взаимодействия элементов системы, методические основы их функционирования. Также организационно-экономический механизм управления качеством услуг дошкольного образования должен содержать методические основы, планы практических действий, обеспечивающие стабилизацию и развитие качества образования в дошкольном учреждении.
Опора на представленные подходы к управлению качеством услуг дошкольного образования позволяет предложить организационно-экономический механизм управления качеством услуг дошкольного образования (рис.1), обеспечивающий целостность услуги дошкольного образования, а именно баланс ее основных компонентов: воспитания, образования и здоровье сберегающих технологий. Каждая составляющая в нем наделена оптимальным набором функций.
Взаимодействие между собой всех элементов механизма управления качеством (субъект и объект управления качеством, функции, методы, обеспечение управления качеством) дошкольного образования в особом порядке, позволяет ему функционировать без перегрузки, сбоев и с максимальной отдачей.
Рисунок 1. Организационно-экономический механизм управления качеством услуг дошкольного образования.
Субъект управления качеством услуг дошкольного образования
Л
Уровни субъекта управления
Стратегический
Тактический
Оперативный
Объект управления качеством услуг дошкольного образования
Объект управления качеством
Функции управления качеством услуг дошкольного образования
Предметно-пространственная, развивающая среда
Здоровьесберегающ ие технологии
Ресурсная база
Система управления
Воспитательно-образовательный процесс
Образовательные программы
Обеспечивающие процессы
Функции управления качеством
Прогнозирование
Планирование
Учет
Организация
Координация
Анализ и оценка
Обеспечение
Контроль
Регулирование
Мотивация
Методы управления качеством услуг дошкольного образования
Методы управления
Обеспечение управления качеством услуг дошкольного образования
Организационные
Экономические
Административные
Социально-психологические
Педагогические
Обеспечение управления качеством
Организационное
Технологическое
Информационное
т/
Финансовое
Кадровое
Правовое
Состояние системы управления качеством услуг дошкольного образования
Материально-техническое
Субъектами управления качеством услуг выступают органы государственной власти и управления, учреждения, оказывающие услуги дошкольного образования, социальные институты, общественные организации,
организации дополнительного образования и прочие, родительское сообщество и население в целом.
Рисунок 2 - Система управления дошкольным образованием в России
р-р
К
щ
да
о
к
к
о к
1—1 да
к
да да
о к
к
к к
Министер Российс! ства и ведомства сой Федерации
1
Подведомственные организации сферы дошкольного образования
Подведомственные организации сферы дошкольного образования
Функции
1. Формирование и осуществление государственной политики в сфере дошкольного образования
2. Определение общих условий осуществления воспитательно-образовательного процесса
3. Установление льгот, экономических нормативов, норм и правил
4. Осуществление функций административного ведения дошкольных образовательных учреждений
5. Контроль за исполнением законодательства РФ в области дошкольного образования
6. Специфические функции
Органы управления дошкольным образованием субъектов Российской федерации
Негосударственные организации, оказывающие услуги дошкольного образования
Подведомственные организации сферы дошкольного образования
Функции
1. Формирование и осуществление государственной (региональной) политики в сфере дошкольного образования
2. Определение специфических условий функционирования системы дошкольного образования и дошкольных образовательных учреждений в регионе
3. Установление дополнительных региональных льгот, экономических нормативов, норм и правил
4. Создание дошкольных образовательных учреждений регионального ведения и непосредственное руководство ими
5. Обеспечение соблюдения законодательства РФ в области дошкольного образования, контроль за исполнением федерального стандарта дошкольного образования
6. Специфические функции
Муниципальные органы управления дошкольным образованием
Подведомственные организации сферы дошкольного образования
Функции дошкольного образовательного учреждения
1. Определяет внутреннюю структуру своей деятельности, в том числе воспитательно-образовательного процесса
2. Организует, обеспечивает, осуществляет и развивает воспитательно-образовательный процесс и другие виды своей деятельности
3. Формирует кадровый потенциал
4. Устанавливает условия оплаты труда и материального стимулирования
5. Осуществляет контроль за обеспечением и обеспечивает выполнение социальных нормативов и условий
Функции
1. Планирование, организация, регулирование и контрол] деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, дошкольных образовательных учреждений
2. Формирование местных бюджетов в части расходов на дошкольное образование и соответствующих фондов развития дошкольного образования, принятие местных нормативов финансирования
3. Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных дошкольных образовательных учреждений
4. Назначение руководителей муниципальны х дошкольных образовательных учреждений
5. Строительство зданий и сооружений муниципальных дошкольных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий
6. Контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности дошкольного образовательного учреждения
7. Использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах дошкольного образования
8. Установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие дошкольного образования
На рис. 2 представлена структура управления дошкольным образованием страны, в которой выделены основные уровни субъектов управления: федеральный, региональный и муниципальный уровни.
Субъект управления качеством в предложенном автором организационно-экономическом механизме управления качеством услуг дошкольного образования характеризуется многоуровневостью. Поэтому временной горизонт управленческого цикла целесообразно разделить на следующие уровни: стратегический, тактический и оперативный.
Руководителям функциональных служб предоставляется возможность реализовывать оперативное управление финансовыми планами своих подразделений. Целесообразность данного разделения функциональных обязанностей заключается в том, что оно позволяет мотивировать старших воспитателей, методистов принимать своевременные решения о реализации определенных мероприятий. С другой стороны, это освобождает высшее руководство (заведующего дошкольным образовательным учреждением и его заместителей) от решения текущих проблем, и позволяет ему сосредоточить усилия на стратегическом управлении [7].
Планово-экономическая служба, информационно-аналитический отдел дошкольного образовательного учреждения решает задачи управления качеством услуг дошкольного образования в общем по учреждению с целью приведения его уровня к нормативно заданному. Данный уровень управления осуществляет планирование и мониторинг качества процессов дошкольном образовательном учреждении, разрабатывает и осуществляет экспертизу нормативной документации дошкольного образовательного учреждения в области качества.
Руководство дошкольного образовательного учреждения во главе с заведующим заключает в себе функции стратегического менеджмента, утверждает нормативную документацию дошкольного образовательного учреждения, вырабатывает управленческие решения, осуществляет координацию и контроль реализации данных решений [6].
Объектами управления качеством услуг дошкольного образования являются: педагогический потенциал; образовательная программа, отражающая содержание воспитательно-образовательного процесса; предметно-пространственная среда - материальная основа процесса воспитания и образования; воспитательно-образовательный процесс - как совокупность педагогических методов и технологий; ресурсная база, включающая материальные, финансовые, информационные, кадровые, ресурсы [2, 3, 4]. В представленном в диссертации механизме управления качеством услуг дошкольного образования объекты управления характеризуются своим многообразием, а также сложностью взаимосвязей.
Одним из важных элементов механизма управления качеством услуг дошкольного образования является совокупность функций, связывающих
субъекты и объекты управления, выполнение которых обеспечивает достижение целей управления качеством услуг дошкольного образования.
Начало управленческого цикла возникает при прогнозировании условий внешней и внутренней среды дошкольного образования, их влияния на факторы, формирующие качество услуг дошкольного образовательного учреждения. Целеполагание основывается на прогнозах потребностей населения в услугах дошкольного образовательного учреждения и осуществляется на стратегическом уровне управления.
Нормирование, как один из элементов предлагаемого организационно-экономического механизма управления качеством услуг дошкольного образования, призвано установить единые объективно обусловленные стандарты и нормы в разрезе каждой составляющей объекта управления качеством.
Целью учета показателей качества дошкольного образования является формирование информационной базы для последующего анализа. Учет показателей деятельности дошкольного образовательного учреждения в разрезе управления качеством должен осуществляться на основе разработанных на подготовительном этапе внедрения предложенного механизма управления качеством внутренних форм отчетности. Выполняется учет показателей качества в плановом порядке: по результатам месяца, квартала или года - в зависимости от целей управления качеством. Также предусмотрено проведение учетных процедур в оперативном порядке, направленное на получение результатов анализа для решения стихийно возникших управленческих задач.
Замыкают управленческий цикл процессы контроля и регулирования качества услуг дошкольного образования, осуществляемые на различных уровнях субъекта управления качеством услуг дошкольного образования. Данные функции заключаются в выявлении отклонений фактических параметров функционирования организационно-экономического механизма от заданных целей и оказании необходимых корректирующих воздействий для приведения процессов дошкольного образовательного учреждения в нормативный диапазон.
Данные функции являются наиболее важными, их наличие обуславливает бесперебойное эффективное функционирование организационно-экономического механизма управления качеством. В предложенном организационно-экономическом механизме управления качеством услуг дошкольного образования представлены такие методы управления, как организационные, экономические, административные, социально-психологические, педагогические.
Организационные методы проявляются: в определении организационной структуры управления качеством; наделения должностных лиц функциональными обязанностями, отвечающим задачам управления качеством; определении регламентов взаимодействия структурных единиц организации, обеспечивающих оптимизацию гармонизацию всех процессов, направленных
на достижение высокого стабильного уровня качества услуг дошкольного образования. В диссертации предложено формирование трехуровневой организационной структуры, которая позволит делегировать полномочия по управлению качеством непосредственным исполнителям. Опираясь на работы Б.С. Мильнера, В.П. Панасюка, автор предлагает формирование организационной структуры дошкольного образовательного учреждения на основе сбалансированного совмещения линейных, функциональных и программно-целевых организационных единиц. Это позволит реализовать принцип саморазвития дошкольного образовательного учреждения как системы, путем наделения должностных лиц и структурных звеньев компетенциями управления качеством и ответственностью за качество дошкольного образования, а не выделение отдельной структуры, отвечающей за управление качеством услуг дошкольного образования.
Таким образом, должно быть обеспечено оптимальное сбалансированное сочетание вертикального управления - система функций, прав и ответственности - и горизонтального управления - организационные связи.
Административные методы лежат в основе директивных воздействий таких как устные и письменные приказы и распоряжения, инструкции и указания. Экономические методы позволяют оптимизировать затраты учреждения, обеспечить рациональное использование ресурсов, а также создают мотивацию должностных лиц. Социально-психологические методы направлены на формирование организационной культуры, обуславливающей устойчивое ценностное отношение к качеству дошкольного образования, благоприятного социально-психологического климата в коллективе дошкольного образовательного учреждения.
Обеспечение управления качеством услуг дошкольного образования включает:
- Организационную составляющую. Все процессы, осуществляемые в деятельности дошкольного образовательного учреждения должны иметь четкую организацию. Предложенный в диссертации организационно-экономический механизм управления качеством услуг дошкольного образования предполагает организацию данных процессов таким образом, чтобы каждый элемент системы управления качеством на каждом этапе функционирования системы был контролируемым: мог быть оперативно оценен с точки зрения соответствия параметрам качества и подвержен необходимой корректировке.
- Технологическое обеспечение управления качеством в предлагаемом организационно-экономическом механизме означает применение в учреждении дошкольного образования управленческих, экономических, психологических и педагогических технологий, обеспечивающих высокую эффективность управления качеством услуг дошкольного образования.
- Информационное обеспечение предполагает работу по двум направлениям: внедрение программного обеспечения, оптимизирующего процессы
управления, а также внедрения системного мониторинга инноваций в области дошкольного образования и управления качеством и создания информационной базы данных для формирования стратегии развития дошкольного образовательного учреждения.
- Финансовое обеспечение управления качеством должно быть налажено таким образом, чтобы исключить дефициты бюджетов, не рациональную экономию, которые подвергают неоправданному риску выполнение высокого качества дошкольного образования.
- Кадровое обеспечение заключается в формировании единого целостного коллектива дошкольного образовательного учреждения, готового к саморазвитию и самосовершенствованию, выражающего ценностное отношение к качеству дошкольного образования.
- Нормативно-правовое обеспечение: вся внутренняя нормативно-правовая документация должна быть согласована с принципами системы управления качеством. Сотрудники дошкольного образовательного учреждения, ответственные за выполнение определенных функций в области управления качеством, должны быть наделены необходимыми дополнительными полномочиями и действовать в пределах своей компетенции. Их деятельность должна быть регламентирована с одной стороны, но инициативной, творческой, направленной на самореализацию и саморазвитие, с другой стороны.
- Материальное - техническое обеспечение включает весь спектр основных фондов, материалов, оборудования и технических средств, необходимых сотрудникам для выполнения их функциональных обязанностей на стабильно высоком качественном уровне.
Предложенный механизм предполагает применение определенных управленческих технологий, которые позволяют наиболее эффективно осуществлять управленческие функции в области управления качеством услуг дошкольного образования. По мнению автора наиболее целесообразным является применение следующих технологий управления: адаптивное, стабилизация, программное, регулирование, отслеживание, самоуправление. Применение рефлексивного и ситуационного управления обусловлено тем, что человек как носитель и гарант качества дошкольного образования стоит в центре управления качеством услуг дошкольного образования, а ситуационного
- изменчивый характер качества дошкольного образования, связанный с его чуткостью к влиянию внешних и внутренних факторов.
Управление качеством услуг дошкольного образования с применением предложенного организационно-экономического механизма с одной стороны упорядочивает процесс оказания услуг дошкольного образования, закрепляя его на определенном качественном уровне, с другой обеспечивает динамику развития дошкольного образовательного учреждения: переход от реального к потенциальному качественному состоянию. Однако для успешного внедрения и функционирования предложенного механизма необходима разработка специального алгоритма [8], который обеспечит наиболее грамотное
выполнение последовательных действий, направленных на решение поставленных задач управления качеством услуг дошкольного образования.
Литература и источники
1. Аверьянов А.Н. Система: философская категория и реальность. - М.: Мысль, 1976. - 188 с.
2. Даниляк В.И. Человеческий фактор в управлении качеством: инновационный подход к управлению эргономичностью: учебное пособие. - М.: Логос, 2011.
3. Евладова Е.Б. Теоретические основы и практика развития дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. Дисс. ... докт. пед. наук. - М. , 2005. - 374 с.
4. Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. - М., 1974. -279 с.
5.Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. -М., 1986.- 247 с.
6. Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 28.10.2014 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».-[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=150870
7. Томилов В.В. Формирование организационной культуры экономических систем // Проблемы теории и практики управления. - 1995. - № 1. - С. 70-71.
8. Симонян Г.А., Материкина А.Е. Оценка качества услуг дошкольного образования // Современная научная мысль. - 2015. - №2. - С.123-132.
ЧУВАТКИН ПЕТР ПЕТРОВИЧ - доктор экономических наук, профессор, заведующий лабораторией Сочинского научно-исследовательского центра РАН, заведующий кафедрой экономики и управления Сочинского государственного университета ([email protected])
МАТЕРИКИНА АННА ЕВГЕНЬЕВНА - аспирант Сочинского научно-исследовательского центра РАН ([email protected])
CHUVATKIN, PETR P. - Doctor of Economics, Professor, Head of the Laboratory of the Sochi Research Center of Russian Academy of Sciences, Head of the Department of Economics and Management of the Sochi State University MATERIKINA, ANNA E. - PhD student of the Sochi Research Center of Russian Academy of Sciences