УДК 338.46:37 ББК 65.497.4 М 34
А.Е. Материкина
Младший научный сотрудник лаборатории Экономики и управления ТРК Сочинского научно-исследовательского центра Российской академии наук, г. Сочи, Тел.: (938)460-12-68, e-mail: [email protected].
МОНИТОРИНГ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ЦЕННОСТИ УСЛУГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
( Рецензирована )
Аннотация. Статья посвящена актуальной теме экономики социальной сферы — формированию системы мониторинга обеспечения потребительской ценности услуг дошкольного образования; рассмотрены специфические особенности мониторинга качества услуг дошкольного образования, его место в системе управления учреждением дошкольного образования, основные принципы и возможности мониторинга; предложена схема мониторинга эффективности организационно-экономического механизма обеспечения потребительской ценности услуг дошкольного образования.
Ключевые слова: мониторинг, дошкольное образование, информационная база, социальные услуги, организационно-экономический механизм, потребительская ценность услуг.
А.Е. Materikina
Junior Researcher of Economics and Management Laboratory of TRC Sochi Research Centre of Russian Academy of Sciences, Sochi. Ph.: (938)460-12-68, e-mail: materikina. [email protected].
ENSURING CUSTOMER VALUE SERVICES MONITORING IN PRE SCHOOL EDUCATION
Abstract. The paper examines the formation of a monitoring system to ensure customer value services of preschool education. It reveals peculiarities of pre-school education services monitoring, its place in the establishment of a control system of pre-school education, basic principles and monitoring capabilities. The author offers monitoring scheme of the effectiveness of organizational-economic mechanism providing of customer value of services of pre-school education.
Keywords: monitoring, pre-school education, information base, social services, organizational and economic mechanism, consumer value of services.
Услуга дошкольного образования — действие, направленное на удовлетворение потребности ребенка дошкольного возраста в развитии, усвоении основных ценностей и норм жизнедеятельности людей. Отличием данного определения от других существующих является отражение в нем психолого-педагогического аспекта личности ребенка.
В роли потребителей услуг дошкольного образования выступают родители дошкольников, государство и общество в целом. При этом совокупная потребитель-
ская ценность услуг дошкольного образования определяется потребностями КйЖ" дого из указанных потребителей [1]. Для семьи дошкольника услуги дошкольного образования представляют ценность, проявляющуюся в следующем:
— раннем развитии и образовании их ребенка, дающем возможность использовать специфику дошкольного возраста, характеризующегося наиболее интенсивным усвоением информации ребенком, формированием фундаментальных человеческих способностей,
закладыванием первооснов личности человека;
— системной, комплексной, целенаправленной, квалифицированной работе педагогов и воспитателей дошкольного образовательного учреждения, интенсифицирующей процессы развития ребенка;
— ранней социализации их ребенка как процесса приобщения к культуре, подготовки его к сознательной жизни в свободном обществе, привития гуманистического отношения к окружающему миру;
— повышении их компетенции в области воспитания детей дошкольного возраста с целью создания единого педагогического пространства развития детей;
— использовании свободного времени для решения иных задач.
Потребительская ценность услуг дошкольного образования заключается в следующем:
— обеспечении детям старшего дошкольного возраста равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе, перспективе успешного освоения ребенком образовательных программ следующих ступеней образования, в том числе профессиональных образовательных программ, а, следовательно, качественном удовлетворении потребностей экономики страны в квалифицированных кадрах;
— возможности полноценного участия в трудовой деятельности родителей детей дошкольного возраста, которые, как правило, находятся в наиболее активном трудовом возрасте;
— преодолении демографических проблем страны, так как наличие возможности беспрепятственно получить услуги дошкольного образования является одним из определяющих факторов при планировании семьи для будущих родителей.
Потребности общества в услугах дошкольного образования состоят в формировании здоровой, полноценно развитой личности, готовой к успешной и гармоничной жизнедеятельности в социуме, в сохранении и преумножении культурно-исторического наследия [2].
Под обеспечением потребительской ценности услуг дошкольного образования понимается комплексное, системное, целенаправленное логически выстроенное воздействие на формирующие ее факто-
ры и условия, в которых они действуют, с целью достижения им запланированных результатов, обеспечения стабилизации и развития управляемого объекта.
Мониторинг обеспечения потребительской ценности услуг дошкольного образования — это системный непрерывный процесс наблюдения, сбора, анализа информации о состоянии организационно-экономического механизма обеспечения потребительской ценности услуг и результатов его функционирования [3]. Место мониторинга в общей системе управления учреждением дошкольного образования представлено на рисунке 1.
Оценка состояния организационно-экономического механизма и результатов его функционирования осуществляется по двум направлениям: 1) соответствие фактических параметров заданным нормам и нормативам и 2) сопоставление показателей работы отчетного периода по сравнению с предыдущими. Формирование информационной базы, осуществляемое в процессе мониторинга, является не сплошным, а выборочным. Наблюдению и регистрации подлежат лишь те параметры функционирования организационно-экономического механизма обеспечения потребительской ценности услуг дошкольного образовательного учреждения, которые формируют целостное представление об исследуемом объекте.
Осуществление мониторинга эффективности функционирования организационно-экономического механизма обеспечения потребительской ценности услуг дошкольного образовательного учреждения, по мнению автора, должно соответствовать следующим принципам [4]:
— информативности: сформированная информационная база должна в полном объеме давать целостное представление о состоянии организационно-экономического механизма обеспечения потребительской ценности услуг дошкольного образовательного учреждения и результатах его функционирования;
— структурности: исследуемые в процессе мониторинга параметры функционирования организационно-экономического механизма обеспечения потребительской ценности услуг дошкольного образования — объекты мониторинга — представляют
1. Мж.ст.1, ■ nn.nikt ii
лтетвк! ДОУ п
ränh.YH иьч
||;:нк|г<н '.-ЛhГ
2. ÜiivuHiimjpj
НДи/'^ЛКВИЧ
HIN jwiyitM I *я| р^
ПГУИKIT ytxyr Г!-. (МсгютLinne
>1 ь11н":1гГН I ЯГКИ1
тМит Л. Уцшйсцлк:
i. Virpunjui«.:-м 11 ф] нуктурой С. yiipUUlLIIIK тикполшаяшн
■ V 11рhäL11 llL'.
шюДО У
t. lüocuil I Jll ]l'j
ol^raiwiiüMMil ■jrajipc,
2. h] t Г1Т1 U 'ЭТПЧ-Жь Ti U d
fipcnifrt-oj
- ii.mn.i.T.i u и>ган lj^nüw-
мршшшликкЕ лищчшиишдои
I>J.I и: JJ.*L« JUJ ü ин i; np-"Hr:-i l-t-.i I:L"--,.II;D:IL -усигнш!) ПГ4Ъ'.111Л01 II ПрСТСШРНЯ Bf MI H
ГН|Х|НЛТ11КПГ|П(1
фумяцилжш ршаЦ
дpv к ^üuin
I i:'H-ci.nr4i:HH'.-|F.TiiiHH«ihn
гЛ^иквдгещцпй
ilfhlllK'UUlJ кн kkmxii'qu КПП [KBUL'.'J V|H.lr;i.HJ
2. (.'41 l.^UI H-: 111Ш JJJIIjlLUUi ■■■ ■ -.и l i; 111 Ld ik Litf i;u vii
llilllUUh'lO 1К-Д11ГЦ1 ЦЧГСПЖЧ MLIl ПЦНЙГИ II fclT> :\Т|ГИ1 П|Н
jJimr>rrmi-TkKvnTrLlBHn ;к'.Гн.мкп jii ■IHHI H:>~- А
^(ТИЮГЧМЛК!
1 YjllT.IJ,I.Lr4rilHL- ИС1ЧЦЖ
Ж:Г:'НШ'Ж1К. ф^ил н кнмн-»
rii ■hUh.iLi.TivHK III:,i;-IVT.:IK.
ГЩОГ!1Ц. ||;ЬЛН pu-ht.l- ÜJJÜ-. li
да*J.
£ Ынцшшо^ нча-кдя '>:»jj4 ■г^иг'.иг.чигпевкяфш^ vlUJii прлдцк ™ iv npiif трл n nmn № G. f реда
Л« ^VHli-iL nijrTi:H¥tri E ■СрГОИНТу
1. ridi iv z.i Iii з к лей юлыпнгсгп ML К'Шнгм i n:oi ci ричяшнш
2. HuTlüf- ШЛфППГК Hilf, н мгялипшп |::Г:I:I■ П h-q ,. I"■.■
1 lh:LqniL-.'iF.H ULijHiKh.HkH LjiflüTLi-™
Л. J I |Н.Ч Klli:-H ■ Mll.-.lft. ll H, jumumn С n'i. jVI\l::
Clipintl'IH^IIIinUllLlllllllAfipUMLirit'JILIinilll
■ er 511
p ^ r
UUEV
ilfpo-njctrj
ту
-h
PßCypCtfliM Лия ;ii 3v
Jj.
№^ut№ui4ll
Кэдрс^с [^¡фсы
E I[^||WI>^HIIUHHI:
-—---"T rf—
■ нилкижи/аМ [кСии UI OCttUUU рщещи^н MdtDrHIVl
iTi[UlllliriMMl ^W-^FfЯ F_1
i. 11-пздфжл1тг n ЫШМ}
■ ВОЛ.
Ч11H.' i ШI." uw (1 f" V .ГМ 1К".П ц: U WÜ, : 4. l!!!l:i; jl'iil'j:.- «рСДС, [■CCypCDOteCIILILIIMMN
, к поропщу
Сиокг.на 1№пнт4[)н1[гл irptnHctn tietitmniii
ninpcfnilMlifir^Ü ЦНШ BIHrj lH l4'Jiyi'jHI'nir4IJn.l<4llll НЙри иИННП» !t
ttjy.lLL.rS ПЫ
l'rll
uern
ДО*
I M |ЖНТч>|ШП 1:11 ге-г.ттш П f M I. П [hj ГТУ».' m LH-q.4H:¥] >1 ШГ T rvmhta. fUTHrMmi^fl |![№J1U. ТТрЯЦУГЖ. |¥Ü7[WHH! IT milTCTi'-. /
гт.
у Hi.HiHiH^iH Kl- щт-1н . PilMFlT-ii V
3 IHi)h41IIIUIID II;UIIK:IHIIV ртЛ'МЦЫШШЛ um i:iP."V
- ■ ■ - -
[hpil immiii-ipHinHUH1 pvi шшрлклнч1 niHfirpiFiiiii ЛОТрт'&Н IfJlMКНЩ lunivriT }CJ|)'I .цлшкгип.тщ ■bi> iiiii
HI^IVI 1КШ ■■■. хм'п-|Йн lli'j! I. ч|i.-^ж- niih
■qior.TiHiKiiKDiFoii. pив нп ii'jai'. и qh^c, ^c-^pcoctatacKauni^ (1ХПИНП KllZ.BH(tyHirail№niIUL TTK-hOlUnitl h' IIL_nC04Ujy. 1 F,li.i' 'irin,M jii;'.:T.N гпстсмн р|нпкпия ii ¡^.¡иь тас-
IT{№T,J.,lI№.mTtlll>Ml рУЯЧЯГЛНВК^
ГлнИнм кч| енфнн hn».iiiiihii: |]нЛи|липч н м.:;к lhu иу к.:ч.ч.| мг v
/
iWrfliWÄ.-itn: Iii '1 |H?:lh I tiiü i,., ;ч|и Vi к РГИf Ih I№UHГУТ±ПГ.ГПЛ n^Hnnli.-. j V i|i>ikjТТП^П1ГгК|ГиВ АН К :V I hl l^uU l-VilHKBdH'X.V^ fnvniUTTZHT. n n l'l hl |'гМч I №Г| U Ы pnjh ¡llimi ll'it jrt I lllNt llTnjlM
n^xmu^ui. rc&imiicjiLiwiuiMi. цнлпвлжийрон.
I К M|K4wiq »:ilH-|HT:l j K>V ? Гпчлчлаь
POnUUKUlU ItitiLjmJlUimjLim KKOHill 1 L U'r;:.JAi ЖПЯЦЯ1 LTVI'1Ш.ЧС ГШ ■
KVTJLA4Te.nL£K»
■ i|i:mwhim
yüm
jonihLvih.ieoio
■VlJ.liC1IJ1 nullit MIIMIJIM ■|>1|1.«И ■Hirt KL11I 4 IViimiT fp^jic к^щнцн]
-L4»liTTJ
I HUtfVVYlA 1:ч Щч'.ТГи"'
р^льтп 1Ю11
2. IiHlAlJJ.lv pnnm ■pnil.i L-Cvri ..'liiY
Рисунок 1. Место мониторинга в системе управления дошкольным образовательным учреждением
собой иерархически выстроенную многоуровневую систему;
— взаимосвязи процессов и результатов качествообеспечивающей системы: мониторинговые процессы выстроены исходя из понимания единства процессуальной и результирующей составляю-
щих дошкольного образовательного учреждения как социально-экономической системы.
В соответствии с вышеописанными принципами мониторинга обеспечения потребительской ценности дошкольного образовательного учреждения формиру-
И нфирм яи.ни Ii нис нале язи пнтирнци {.исииннин upi иви:»цнон ни-KVUUM U'llTbtUlV 1ШЙЬ№М1 irXTU^ifl! H.U □ И|МвirtraLCc£w»fi
иодшюсшугду! щипклльпо]« о^пюпппа? н результатов
>11гфц-№1яшг!ТА ¿остэрйют ^псгугтятсгтгсус^рктлраттстъг-лтгг; процаЭД»
Hlll^WpiUiUltlHU'CWLWlJJHbi UpUUPtUJW EretJptOUftXilC'KlIHa икчиксщыкни
лбргютгкттюго утрежцртая
Ияф^НЩЯйП( УъОСТИ^ШИ LLULI.1CU К.Я (ЙрШ^ИИШИМ J ¿jLIIlJRElJtLhIjföi у^ОЖ.^.ШЯ
ИпфортОДИЯ («WTCWflm rro-.fh.-miL Jl «ИЙ [ПНЯF(КЛ TT услуг■ ПК*)IfLlIfbHL rf1}
<*чж«1наннн
Рисунок 2. Структура информационной базы мониторинга обеспечения потребительской ценности услуг дошкольного образования
ется информационная база, структура которой представлена на рисунке 2.
В основу предложенной в диссертации схемы мониторинга эффективности внедрения организационно-экономического механизма обеспечения потребительской ценности услуг дошкольного образования заложены следующие принципы:
— научности, означающей опору выдвинутых предложений на достижения науки и практики;
— демократизации процессов, заключающейся в наделении функциональных подразделений и отдельных должностных лиц компетенциями субъектов обеспечения потребительской ценности услуг дошкольного образования;
— оптимальности организационно-экономического механизма обеспечения потребительской ценности дошкольного образования, выраженной в сбалансированном сочетании затраченных ресурсов и достигнутого результата;
— непрерывности, суть которой заключается в постоянном системном исследовании состояния воспитательно-образовательного процесса, оценки факторов формирования потребительской ценности дошкольного образования и условий, в которых данные факторы действуют, а также своевременное воздействие на них;
— действенности организационно-экономического механизма обеспе-
чения потребительской ценности услуг дошкольного образования, предусматривающей оценку деятельности коллектива дошкольного образовательного учреждения и зависящей от ее своевременности и объективности. На основе данной оценки предполагается выработка и реализация необходимых мер, направленных на улучшение результата;
— обратной связи, обеспечивающей регулярное получение субъектами обеспечения потребительской ценности услуг дошкольного образования информации об эффективности управленческих воздействий, а также об уровне достижения запланированных результатов;
— обеспечения системой компетентности, которая заключается в овладении коллективом учреждения технологий обеспечения потребительской ценности;
— гуманизации системы, проявляющейся в создании благоприятных условий для развития личности работников дошкольного образовательного учреждения и детей, удовлетворения их запросов и потребностей.
Эффективность управленческой деятельности дошкольного образовательного учреждения в целом определяется уровнем внутренней эффективности — определяющей наиболее рациональное использование ресурсов и оптимизацию внутренних процессов дошкольного обра-
' 1
^.йтиПЙНП П hfl j Vi'il'i iffli
CnJ'JJTI^i «ИИШ 1Ш|И*1И1Ш I^BUBE ULM JJV IП■! 13 H lUI'Y,!^ПГННП1 П ^фНШННГ 4СЛГТ1Я
рн ih'ai.irii.HiuG мп|тпг*титгпл1 ■ irfbMTM тщин мттп *
С-ПЛ1.Щ1 ™ ПЯ
ТТ1П
i лсЛплуичп
Г
НШиЗ > i j 1 тв ■ f |"i л. МЕЦ |>t hr. А г? L>Tr
Iе" TTIM "f Л" М'| ■'! Г ЛПГГ Т|1|ДЛ и щъ
L
Мшргршшьш ГО ТШШЛЕ UK4 (¿ЧК11ГД«К
11|" ЛЧ1-.1М uvn'^Lirama ijlnn
_ Hu^fOdKLiD Е4сшгм1ла1 üjaa
nirTTiKwimni'Hi ij|i-iii:uja- /jOV
* H II
- =
s hi"«
. пфимл
т nprrvr
njull JUta
- j t-Л L'.1 ЛШ1 !Al-.'Xf Г 1 A'J.'.f 11
Jl|iu}j«MLtLTii.]'riimi bmuuu ■cptu4iMi.il
ниш :im'iuiHi тмрсл ппг'л.'^ыгл vx«u. lra-pui, яял
ULLI. Ы 1ЩЭ j
s - ТС-/Ф
7 1hH>n,
1ÖY
Дапггш: т»П ||.ж ж г-йвип-н п^осзаяша
™ 1'п.ип глн н
1 Пмытщнж К ЫТР, '.1-ШР1 LLH L iir.III-II WJ ЛГ|R4Kl.I.зн .'ГОУ [
/
I I.J.t II Й*У К lfLIft FÜIVJITAT:
г fimivirim irvHiurrirA т||рАпипгпг l iHfiiNiirL г УПТ1П|1ТПППГЛ. l^i.vyvr N. ,1'Ц>'/. it-l^pqjbwmTl HrmiKinjimi pri-^wvwi утт н фг р|,игп1тгпн fpHimiiupnHmi О'^Ч.
nprmrjyicji ДОТ"
:
о
Her
ф Я ни, Я
I
I
П КГ TT яг икс глвАжт .qnnyii. очпш опнйа
naorprtvrcM. с ■пО'
%
«üi&OOL JI l|4UCUJB««
ущшиснкш CJIlijM ■ Iii'in11 in LitiitcTüb
■ ■пглици ■■-■ ||J HM w
"■ f 1
Her
AI
ю
±
щш
■ ■■
UfTLJIL' Р.И1ГAUH
7\o
Ннкши Htp ГП1 Титрнспни
fWpHiBI№ СЖЯ4Ы1
ff
t.
W ry QD
I I
и
Иф1 IUIi£ nrfiui II
J
n И и \л г. л LH i:f|B I ш ылж IT. ПП АЗДРШВ LKMH jrlmii' ii II ni .....i|irf'ni 1ГШ.1 nnii
питгли-тш JTYJT рпявпкикгй
l-Fwlm. jj't'lifc Щш. j If L^J И Я ГШ1 ■ntjrmwir
11IHL4HUI и [Е-тултнп пт nRvrxT
пПып
П ¡-|TfВ, tiTTl ГЖ|_|~Ki3Hfe rVWlTTTk: TW T tMjv .фНв IUII.iüili иЬJUjШ.АiTHu ü BUfii
-tVLBLn*ггИ- долг i-Th-г тьп слыз
j/.
Рисунок 3. Схема мониторинга эффективности организационно-экономического механизма обеспечения потребительской ценности услуг дошкольного образования
зовательного учреждения, и внешней эф-
Внутренняя эффективность обладает
фективности, которая соотносит достиже- определенным набором свойств, которые ния дошкольным образовательным учреж- определяют ее место и значение в орга-дением запланированных результатов [5]. низационно-экономическом механизме
обеспечения потребительской ценности услуг дошкольного образования. Такими свойствами выступают: целенаправленный характер на достижение максимальных результатов; аналитичность, определяющая возможность подвергаться анализу и оценке; прогнозируемость проявляется в возможности предвидения изменений под влиянием различных факторов и условий; надёжность означает высокую степень вероятности неизменности своей сущности при любых меняющихся условиях. Выделяют структурную, исполнительскую и функциональную надежности; ресурсная экономичность подразумевает рациональное использование всех видов ресурсов; ориентированность на совершенствование предполагает формирование потенциалов и обеспечение возможностей их реализации; мотиваци-онная направленность обеспечивает комплексный системный подход к формированию потребительской ценности услуг дошкольного образования.
Оценить внутреннюю эффективность внедрения организационно-экономического механизма обеспечения потребительской ценности услуг дошкольного образования с точки зрения соответствия внутренних процессов дошкольного образования запланированным нормам предлагается по схеме, представленной на рисунке 3.
Таким образом, опора на вышеописанные положения позволяет наиболее эффективно достичь высокую потребительскую ценность услуг дошкольного образования. Применение предложенной автором схемы мониторинга эффективности организационно-экономического механизма обеспечения потребительской ценности услуг дошкольного образования дает возможность наиболее технологично, оперативно и грамотно наладить все процессы и взаимосвязи элементов системы управления дошкольным образовательным учреждением для достижения высокого уровня обеспечения потребительской ценности услуг дошкольного образования.
Примечания:
1. Стеркина Р.В., Князева O.JL, Юдина Е.Г. Новые правовые и экономические основы повышения качества дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2010. №1. С. 12-22.
2. Субетто А.И., Селезнева Н.А. Комплексный мониторинг «Российское гражданское общество и образование». М.: Изд-во исслед. центра пробл. качества подгот. специалистов. 1997.61с.
3. Шумина Е.В. Мониторинг как средство повышения качества дошкольного образования в регионе: дис. ... канд. пед. наук. Елец, 2011. 226 с.
4. Сафонова О.А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении. М.: РГБ, 2005. 316 с.
5. Афанасьев В.Г. Программно-целевое планирование и управление. М., 1990. 226 с.
References:
1. Sterkina R.B., Knyazeva O.L., Yudina Ye.G. The new legal and economic basis for improving the quality of preschool education // Preschool education. 2010. №1. Pp. 12-22.
2. Subetto A.I., Selezneva N.A. Comprehensive monitoring «of the Russian civil society and education» // Problems of creation of complex monitoring of quality of education of Russia. M.: Publishing house of research center for Probl. quality prepare, specialists. 1997. 61 pp.
3. Shumina Ye.V. Monitoring as a tool of improving the quality of preschool education, in the region dis. cand. ped. Sciences. Elec, 2011. 226 pp.
4. SafonovaO.A. The quality of education managing in preschool educational institution. M.:RSL, 2005.316 pp.
5. Afanasiev V. G.Programmeoriented planning and management. M., 1990. 226 pp.