4. Потенциал публично-частного партнерства в развивающихся экономиках, И.В. Запатрина - Киев: Центродрук, 2011. - С. 9-10.
5. Delmon Jeffrey. Understanding Options For Public-Private Partnerships in Infrastructure. Sorting out the forest from the trees: BOT, DBFO, DCMF, concession, lease.. .Policy Research Working Paper №5173? The World Bank, January 2010.
6. Simonyan G.A., Turitsyn I. V. Issues of development of tourist-recreation complex of crimea in market conditions // European Journal of Economic Studies. 2014. № 2 (8). С. 107-112.
7. Brzozowzka, K. Advantage and Threats of Public-Private Partnerships in Lager Infrastructure Projects. - Warszawa: CeDeWu. PL, 2006.
АГАЗАРЯН НЕРСЕС ВАРДАНОВИЧ - преподаватель кафедры мировой экономики Сочинского института Российского университета дружбы народов. Россия, Сочи ([email protected])
AGAZARYAN, NERSESS V. - Lecturer, Department of World Economy Sochi Institute of the Russian Peoples' Friendship University. Russia, Sochi.
УДК 330.123.6-053.4
СИМОНЯН Г.А., МАТЕРИКИНА А.Е. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УСЛУГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: сфера услуг, дошкольное образование, измерение качества, воспитательно-образовательный процесс
В статье исследуется проблема измерения и оценки качества такого сегмента сферы услуг, как дошкольное образование. Показано, что измерение качества не сводится к диагностике воспитанников дошкольного образовательного учреждения, а предусматривает оценку степени приспособленности воспитательно-образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения к достижению необходимого уровня качества. Автор характеризует систему показателей качества, характеризующих ее количественно.
SIMONYAN, G.A., MATERI^N^ A.E. QUALITY ASSESSMENT OF PRESCHOOL EDUCATION
Keywords: services, early childhood education, quality measurement, educational and educational process
The article investigates the problem of measuring and assessing the quality of such a segment of services, as pre-school education. It is shown that the measurement of quality is not limited to the diagnosis of pupils preschool educational institution, and
will assess the degree of adaptability of the process of upbringing and éducation of preschool educational institution to achieve the required level of quality. The author describes a system of quality indicators that characterize it quantitatively.
Измерение и оценка являются важной категориальной характеристикой качества услуг дошкольного образования. Измерение качества дошкольного образования означает перевод его свойств в область числовых значений [3]. При этом важно понимать, что измерение качества не сводится к диагностике воспитанников дошкольного образовательного учреждения, а предусматривает оценку степени приспособленности воспитательно-образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения к достижению необходимого уровня качества. Иными словами, измерению должна подлежать процессно-целевая эффективность функционирования учреждения дошкольного образования. А степень достижения результата деятельности дошкольного образовательного учреждения выражается в наборе качественных характеристик, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения. Данные характеристики отражают уровень всестороннего развития дошкольника и определяют степень его готовности перехода на следующую ступень образовательной системы страны - начальную школу.
Измерение качества строится на последовательном выполнении следующих действий:
- определение номенклатуры показателей, отражающих свойства качества услуг дошкольного образования;
- формирование средств измерения качества услуг дошкольного образования (анкет, вопросов для интервьюирования, алгоритмов и методик количественной оценки);
- сбор необходимой информации для проведения анализа и оценки качества услуг дошкольного образования, ее математическая обработка.
Измерение и оценка свойств услуг дошкольного образования должны осуществляться по системе показателей качества, количественно характеризующих их, а также по соответствующим оценочным процедурам и методикам. Разработка такой системы требует тщательного анализа существующих методико-теоретических подходов к определению показателей качества услуг дошкольного образования и их классификации.
Представленная на рис. 1 классификация показателей качества услуг дошкольного образования дает достаточно полное представление о составе и содержании показателей качества услуг дошкольного образования по восьми признакам классификации.
Представленная классификация является открытой и может быть дополнена и другими признаками и показателями.
Показатели назначения
Показатели надежности
Эстетические показатели
Показатели стандартизации
Показатели безопасности
Экономические показатели
Показатели, выраженные в натуральных единицах
Показатели, выраженные в обобщенных единицах
Единичные показатели
Комплексные показатели (групповые, обобщенные, интегральные)
Абсолютные показатели Относительные показатели Базовые показатели
Прогнозируемые показатели Результирующие показатели
Производственные показатели
Функциональные показатели
Интервальные, приведенные показатели
Долевые показатели Бальные показатели
Основные показатели Дополнительные показатели
Регламентированное значение Номинальное значение Предельное значение Оптимальное значение
Рисунок 1 - Классификация показателей качества услуг дошкольного
образования
Система показателей качества дошкольного образования должна включать оптимальный набор таких показателей, который в зависимости от
В зависимости от характеризуемых свойств:
В зависимости от
способа
выражения:
В зависимости от
стадии
определения
значений
показателей
В зависимости от размерности отражаемых свойств
-> ->
В зависимости от —>
количества
характеризуемых —^
свойств:
целей и задач анализа позволяет в необходимой и достаточной степени оценить качество дошкольного образования. Для достижения данного результата она должна быть основана на следующих принципах [2]:
□ адекватность, выбранных показателей предопределяет их возможность наиболее полно отразить общую направленность воспитательно-образовательного процесса на удовлетворение потребности дошкольника во всестороннем развитии в единстве с обеспечением сохранения и укрепления его здоровья;
□ достоверность показателей гарантирует их соответствие имеенно тем свойствам качества услуг дошкольного образования, которые должны подвергнуться измерению. исключают субъективизм при последующих процедурах измерения и оценки;
□ объективность показателей предполагает исключение любого субъективизма при реализации процедур измерения и оценки качества услуг дошкольного образования;
□ соотносимость показателей качества услуг дошкольного образования означает возможность их сопоставления с базовыми значениями;
□ прогностичность показателей, заключается в возможности оценить дальнейшие тенденции развития качества услуг дошкольного образования.
Кроме того, система показателей должна быть проста и удобна в применении как с точки зрения проведения оценочных процедур и дальнейшей работы с их результатами, так и с позиции широкого круга пользователей информации о результатах оценки качества услуг дошкольного образования, в том числе не обладающих специальными знаниями в области дошкольного образования. Это обеспечивает прозрачность процессов управления качеством услуг дошкольного образования и благоприятствует взаимодействию субъектов дошкольного образования на всех уровнях управления.
Таким образом, выполнение всех представленных выше положений позволит осуществлять аналитические и оценочные процедуры на высоком качественном уровне, что обеспечивает работу организационно-экономического механизма, направленную на достижение поставленных целей.
Разработка системы показателей качества услуг дошкольного образования, учитывающей представленные выше требования, осуществляется автором на основе рассмотрения качества как совокупности двух составляющих: технической и функциональной [1].
Техническое качество услуги отражает то, насколько она доступна для потребителя и обеспечивает ожидаемый результат. Функциональное качество характеризует сам процесс получения услуги, во время которого потребитель вступает в контакт с персоналом и различными материальными ресурсами. В табл.1 представлены основные критерии технического и функционального качества.
Таблица 1 - Критерии технического и функционального качества услуг дошкольного образования__
«Критерий качества Характеристика параметра качества Показатель
ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО
Надежность Определяет способность услуги быть оказанной в установленном объеме в установленные сроки. Здоровьесберегающие технологии
Доступность Возможность получения услуги без дополнительных барьеров, без специальных требований. Сформированная предметно-пространственная развивающая среда
Безопасность Оценивает риск нанесения вреда психическому или физическому здоровью ребенка. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и норм
Полнота Определяет соответствие фактического содержания услуги регламентированному. Основная и дополнительные программы дошкольного образования
Компетентность персонала Характеризует уровень овладения знаниями и навыками, необходимыми для предоставления услуг. Профессиональная компетентность персонала дошкольного образовательного учреждения
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО
Коммуникация Характеризует уровень информационного обеспечения услуги. Формы взаимодействия с родителями
Отзывчивость персонала Стремление работников помочь потребителю в разрешении проблем.
Понимание персоналом Характеризует умение найти индивидуальный подход, понять специфические потребности и приспособиться к ним. Формы, методы и стили взаимодействия с детьми
Комфортабельность Оценивает удобство получения услуги Привлекательность дошкольного образовательного учреждения»
Эстетичность Отражает эстетическое восприятие интерьера, внешнего вида персонала
Данные показатели, должны быть проранжированы в зависимости от их значимости для оценки качества услуг дошкольного образования. Нами был проведен социологический опрос сотрудников и родителей воспитанников пяти дошкольных образовательных учреждений г. Сочи: детский сад общеразвивающего вида № 6, детский сад № 39, детский сад компенсирующего вида № 11, детский сад комбинированного вида № 23, детский сад № 81. Цель опроса субъектов состояла в том, чтобы определить: степень удовлетворенности потребителей услуг дошкольного образования, потребительские требования к качеству услуг дошкольного образования, значимость критериев качества дошкольного образования.
Опрос проводился в три этапа. На первом этапе определялась степень
удовлетворенности качеством услуг дошкольного образования, и раскрывались основные причины недовольства респондентов качеством услуг дошкольного образования. На втором этапе определялась значимость представленных показателей качества услуг дошкольного образования. На третьем, заключительном этапе, оценивалось качество услуг в дошкольных образовательных учреждениях по выделенным основным показателям.
Проведенное исследование показало, что 52 % опрошенных родителей воспитанников дошкольных образовательных учреждений г. Сочи не удовлетворены качеством услуг дошкольного образования (рис. 2).
Рисунок 2 - Оценка удовлетворенности респондентами качеством услуг дошкольного образования
На рис. 3 представлены причины неудовлетворенности качеством услуг дошкольного образования, среди которых в большей степени выделяются показатели технического качества услуг, нежели функционального.
Рисунок 3 - Причины неудовлетворенности респондентов качеством услуг дошкольного образования
Оценка значимости показателей имеет схожую картину: наименее значимые показатели отражают функциональное качество. Их значимость респонденты оценили как 23,6 % против 76,4 % - показателей технического качества. Подробнее оценка значимости показателей представлена в табл. 2.
Таблица 2 - Значимость показателей качества дошкольного образования.
«Показатель качества услуг дошкольного образования Значимость показателя
ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО
Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и норм 0,39
Предметно-пространственная развивающая среда 0,19
Здоровьесберегающие технологии 0,16
Профессиональная компетентность персонала дошкольного образовательного учреждения 0,14
Основная и дополнительные программы дошкольного образования 0,12
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО
Формы, методы и стили взаимодействия с детьми 0,54
Формы взаимодействия персонала ДОУ с родителями воспитанников 0,36
Привлекательность учреждения дошкольного образования 0,1»
В результате анализа данных опроса определена система показателей, представленных в виде пирамиды, позволяющей визуализировать место каждого из показателей в системе согласно его значимости (рис. 4).
о а н и о
V «
а
ш о X л
ч «
X о
Я й
X $
О
а н и о
V «
а
ш о а
и о
т
X
И
О
Н
Привлекательность^ дошкольного учреждения
Формы взаимодействия с родителями дошкольников
Формы, методы и стили взаимодействия с детьми
Основная и дополнительные программы дошкольного образования
Профессиональная компетентность персонала дошкольного образовательного учреждения
Здоровьесберегающие технологии Предметно-пространственная развивающая среда
Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и норм
Рисунок 4 - Пирамида показателей качества услуг дошкольного образования
В основании данной пирамиды показателей лежит наиболее значимый -соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и норм, которые являются гарантией безопасности жизни и здоровья ребенка, выше расположены другие показатели в порядке уменьшения их значимости.
Заключительный этап социологического опроса состоял в определении значений показателей качества услуг дошкольного образования (табл.3).
Интегральный показатель качества услуг дошкольного образования предложено определять по формуле
I = 1а1хЬ1, (1)
где I - интегральный показатель качества,
а1 - значение показателя качества услуг дошкольного образования,
Ь1 - уровень значимости показателя, определяемый экспертным путем.
Общий интегральный показатель качества услуг дошкольного образования рассчитан исходя из определенной экспертным путем оценки значимости показателей технического и функционального качества: 76,4 и 23,6 соответственно (табл. 3).
Таблица 3 - Оценка качества услуг дошкольного образования в г. Сочи
«Показатель МДОУ ДС общеразв ивающего вида № 6 МДО у ДС № 39 МДОУ ДС компенс ирующе го вида № 11 МДОУ ДС комбинир ованного вида № 23 МДОУ ДС № 81
ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО
Доля
Соблюдение представленных
санитарно-гигиенических позиции в перечне 68 79 55 43 64
правили норм требований СанПин, %
Доля детей,
Здоровьесберегаю щие технологии посещающих ДОУ, в списочной численности, % 87 83 77 81 85
Сформированная Оснащенность
предметно-пространственная предметно-пространственно 85 71 63 42 66
развивающая среда й среды, %
Доля
Профессиональная воспитателей с
компетентность высшим 97 86 84 75 82
персонала ДОУ педагогическим образованием, %
Основная и дополнительные Доля фактически 98 95 97 99 97
образовательные программы проведенных занятий из предусмотренны х программой, %
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО
Формы, методы и стили взаимодействия с детьми Доля заинтересованн ых детей во время занятия, % 70 81 93 56 64
Формы взаимодействия с родителями Отношение фактически проведенных бесед (консультаций) с родителями воспитанников к запланированны м, % 92 40 84 52 31
Привлекательность дошкольного образовательного учреждения Рейтинговая оценка, % 91 52 82 23 78
Интегральный показатель качества
Интегральный показатель технического качества (1тех) 81,93 81,02 69,14 60,09 74,22
Интегральный показатель функционального качества (1фун) 80,02 63,34 88,66 51,26 53,52
Общий интегральный показатель (1общ) 81,47 76,78 73,82 57,97 69,25»
Таким образом, система показателей технического и функционального качества услуг дошкольного образования имеет следующие преимущества:
□ предложенная структура системы показателей, а также простота для понимания содержания каждого показателя качества дошкольного образования упрощает процесс качественной оценки, оптимизирует временные затраты, а также исключает разночтения показателей, что минимизирует погрешность оценки;
□ сбалансированность принципов необходимости и достаточности номенклатуры показателей служит достижению ее оптимальности и рациональности предложенной системы;
□ полнота содержания номенклатуры показателей в приведенной системе комплексно отражает многоаспектный характер качества дошкольного образования;
□ применение предложенной системы показателей в организационно-экономическом механизме управления качеством услуг дошкольного
образования позволяет быстро без дополнительных барьеров перенести результаты анализа в область принятия оперативных управленческих решений, направленных на регулирование, устранение недочетов воспитательно-образовательного процесса и деятельности учреждения в целом;
□ ориентация системы показателей на стратегию управления качеством дошкольного учреждения максимизирует синергетический эффект от взаимодействия всех компонентов организационно-экономического механизма управления качеством услуг дошкольного образования;
□ предложенная система показателей оценки качества гармонично увязывается с технологиями и методами управления, что дает возможность успешно интегрироваться в целостную систему управления качеством образования в дошкольном учреждении.
Измерение и оценка показателей качества услуг дошкольного образования является важнейшим элементом организационно-экономического механизма управления качеством в дошкольном образовательном учреждении.
Литература и источники
1. Менеджмент качества в образовательных учреждениях. Материалы курса повышения квалификации/ Д.В. Пузанков, С.А. Степанов, В.С. Соболев, В.Ф. Рябов, А.Ю. Щербаков, С.А. Кожевников, А.Н. Мамонтов, Ю.Н. Исаев. - СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2003. -510с.
2. Субетто А.И. Политика качества, в том числе политика качества образования как база решения проблемы выхода из кризиса и устойчивого развития России в XXI веке // Качество: теория и практика. - 1998. - № 1-2.
3. Субетто А.И., Селезнева Н.А. Комплексный мониторинг «Российское гражданское общество и образование»// Проблемы создания комплексного мониторинга качества образования России.- М.: Изд-во исслед. центра пробл. качества подгот. специалистов, 1997. - 61 с.
4. Томилов В.В. Формирование организационной культуры экономических систем // Проблемы теории и практики управления. - 1995. - №1. - С. 70-71.
СИМОНЯН ГАРНИК АЙКАРАМОВИЧ - доктор экономических наук, заместитель директора Сочинского научно-исследовательского центра РАН. Россия, Сочи ([email protected])
МАТЕРИКИНА АННА ЕВГЕНЬЕВНА. аспирант Сочинского научно-исследовательского центра РАН ([email protected])
SIMONYAN, GARNIK A. - Doctor of Economics, deputy director at the Sochi Research Center of Russian Academy of Sciences. Russia, Sochi. МАТЕМКША, Anna E. - graduate student of the Sochi Research Center of Russian Academy of Sciences. Russia, Sochi.