11. См.: Эртель А.Г. Формирование эффективного ядра капиталов в региональных экономических системах современной России. Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. - Майкоп, 2010.
ЛОБАНОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА - старший преподаватель кафедры экономики филиала Адыгейского государственного университета в г. Белореченске ([email protected])
LOBANOVA ELENA N. - Senior Lecturer, Department of Economics, a branch of the Adygeya State University in Belorechensk.
УДК 338.486
КИСЕЛЕВА А.А. ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ИНДИКАТОРОВ РЫНКА ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
Ключевые слова: лечебно-оздоровительный туризм, медицинский туризм, туристский рынок/
В статье исследуется проблема медицинского туризма, рассматриваемого как поездки людей, имеющих проблемы со здоровьем, в личное свободное время для проведения медицинских вмешательств, преимущественно финансируемых из личных или корпоративных источников в комбинации с отдыхом и использованием туристкой инфраструктуры. Автором рассмотрены подходы к расчету показателей рынка лечебно-оздоровительного туризма. Предложено при расчете показателей выделять потоки внутреннего медицинского и веллнес-туризма, внутреннего медицинского клинического туризма и выездного лечебно-оздоровительного туризма. Экспертно установлено, что услугами лечебно-оздоровительного туризма ежегодно пользуется более 8 млн. россиян. Рассчитано, что рынок лечебно-оздоровительного туризма в России составил в 2012 году примерно 7,51 млрд. дол. Установлено, что расходы лечебно-оздоровительных туристов существенно выше, чем средние туристские расходы.
KISELEVA, A.A. THE RESEARCH OF THE MAIN MARKET INDICATORS OF MEDICAL-HEALTH TOURISM
Keywords: health tourism, medical tourism, tourism market
The article examines the problem of medical tourism, considered as a travel of people with health problems in the private free time for medical interventions, mostly funded by private or corporate sources in combination with rest and the use of tourist
infrastructure. The author describes the approach to the calculation of market indicators health tourism. It is proposed to allocate the calculation of indicators of internal flows of health and wellness tourism, domestic tourism and medical clinical outbound medical tourism. Expert found that the services of medical tourism annually uses more than 8 million. Russians. It calculated that the market of medical tourism in Russia in 2012 amounted to approximately 7.51 billion. Dollars. It was found that the cost of medical and health tourists is much higher than the average tourist spending.
Анализ публикаций последних двух десятилетий показывает значительный рост туризма вообще и лечебного туризма в частности [1, 2, 3], связанный с ухудшением состояния здоровья населения с одной стороны и повышением его платежеспособности - с другой. В России на долю этого типа туризма приходится до 20% всего объема туристского потока [4, 5]. В то же время ощущается нехватка работ, посвященных анализу проблем этого типа туризма, его терминологии и типологии. Из-за несовершенства статистического учета имеются только единичные работы [6, 7], описывающие основные индикаторы этого сегмента туристского рынка.
Поэтому целью данной работы являлась анализ состояния лечебно-оздоровительного туризма в России и расчет основных индикаторов этого рынка.
В качестве источников информации использовались данные органов государственной статистики, публикации в академических и профессиональных изданиях, экспертные оценки, результаты собственных исследований.
Основные сложности количественной оценки состояния российского лечебно-оздоровительного туризма вызваны следующими причинами:
1. Отсутствие статистического учета данного типа туризма и его подтипов [8];
2. Нечеткость терминологии и типологии лечебно-оздоровительного туризма, как в России, так и за рубежом, в связи с чем его состояние оценивается на основе различных подходов;
3. Различия в понимании этого типа туризма российскими и зарубежными специалистами;
4. Существенные различия в рекреационном поведении этого типа туристов, требующие применения современных информационных технологий и использования интернета [9, 10, 11, 12].
Для примера, при рассмотрении поездок с лечебно-оздоровительными целями в профессиональной среде используются термины «лечебный туризм», «лечебно-оздоровительный туризм», «медицинский туризм»,
«оздоровительный туризм», «Спа-туризм», «спортивно-оздоровительный туризм» и пр.
В рамках данной работы под лечебно-оздоровительным туризмом (health tourism) мы понимаем поездки за пределы постоянного места жительства с
целью приобретения медицинских услуг или улучшения состояния здоровья с использованием туристской инфраструктуры. Мы разделяем взгляды ряда авторов [13], что термин «лечебно-оздоровительный туризм» является зонтичным для всех связанных со здоровьем поездок.
В таком контексте мы понимаем медицинский туризм как поездки людей, имеющих проблемы со здоровьем, в личное свободное время для проведения медицинских вмешательств, преимущественно финансируемых из личных или корпоративных источников в комбинации с отдыхом и использованием туристкой инфраструктуры.
В медицинской среде вообще стараются не использовать термин «лечебный туризм», считая, что эти поездки относятся к медицинской помощи. С этим следует согласиться и рекомендовать применять в таких случаях термин «медицинские поездки» [1, с.1].
Веллнес туристы, нередко использующие часто сходные с медицинским туризмом технологии, что и в медицинском туризме (например, физические упражнения, диетотерапия, водные процедуры), но не с целью лечения, а с оздоровительно-профилактическими целями.
Поскольку туризм предусматривает отдых в период отпусков, создаются хорошие предпосылки для сочетания веллнеса и туризма.
В связи с этим, Мюллер и Кауфман [14, с. 7] определяют веллнес-туризм как «сумму всех взаимодействий и феноменов от поездки у людей, которые главным мотивом путешествия считают предохранение или защиту своего здоровья. Они останавливаются в специализированных отелях, которые предлагают соответствующие профессиональные ноу-хау и индивидуальный уход. Они приобретают комплекс услуг, включающий физический фитнес/заботу о внешности, здоровое питание/диету, релаксацию/медитацию и мыслительную активность/образование».
Таким образом, по нашему мнению принципиальное отличие этих двух подтипов лечебно-оздоровительного туризма в том, что в случае медицинского туризма поездки совершают заболевшие люди с целью лечения имеющейся патологии или для других медицинских вмешательств, а веллнес-туризм - это поездки практически здоровых людей с оздоровительными целями. Что же касается Спа-туризма, то на наш взгляд, с точки зрения цели поездки и потребительских характеристик это не столько самостоятельный подтип туризма, сколько специальные технологии, применяемые как с лечебными, так и оздоровительными целями.
В соответствии с указанной типологией полагаем целесообразным выделять основные потоки лечебно-оздоровительного туризма и провайдеров их продуктов (рис.1).
Рис. 1. Основные потоки лечебно-оздоровительного туризма и специализированные внутренние провайдеры [по работе 15]
Теперь перейдем к рассмотрению вопросов оценки состояния лечебно-оздоровительного туризма в России. Мы считаем, что основными индикаторами рынка лечебно-оздоровительного туризма, являются:
• Число туристов, прибывших с целью лечения и оздоровления в лечебную дестинацию и число ночевок (койко-дней), проведенных туристами в лечебных и оздоровительных организациях;
• Объем доходов, генерируемых этой категорией (эти типом) туризма;
• Размер личных расходов лечебных туристов;
• Влияние поездок этого типа туристов на экономику дестинации.
Первый показатель вычисляется как сумма следующих потоков туристов:
число гостей, прибывших на лечение в санаторно-курортные организации России за год, число туристов, выехавших с медицинскими целями за рубеж, число пациентов, принятых в медицинские учреждения из других регионов на платной основе. Число ночевок (койко-дней) является производным от первого и вычисляется на его основе.
Второй и третий показатель - число доходов, связанных с приемом туристов, размер их личных расходов, определяется как результат специально проведенных исследований.
Четвертый показатель - влияние поездок этого типа туристов на экономику дестинации, определяется по доле поступлений от прибытия туристов в ВВП региона /страны, продуцируемой туризмом занятости населения (рост числа рабочих мест) и изменение потока инвестиций. В рамках данной работы этот показатель не рассчитывлся.
Произведем результаты расчета указанных показателей (табл. 1), используя имеющиеся в профессиональной литературе данные и экспертные оценки, представленные в нашей работе [15].
Таблица 1. Потоки лечебно-оздоровительного туризма в 2011-2012 годах/
Туристские Туристы Ночевки
потоки 2011 2012 2012/ 2011 2011 2012 2012/ 2011
Санаторно- 5733000 5751000 100,3 80448000 80208000 99,7
курортный
комплекс
Спа-отели 422963 471666 111,5 4229630 4716660 111,5
Выездной 1449589 1533200 105,8 20294246 21464800 105,8
лечебно-
оздоровительны
й туризм
Внутренний 289171 286440 99,1 2891710 2864400 99,1
медицинский
клинический
туризм
Всего 7894723 8042306 101,9 107863586 109253860 101,3
В целом, несмотря на данные профессиональной литературы о ежегодном 3-5%-ном росте, реальное увеличение числа лечебно-оздоровительных туристов за 2012 год составило всего 1,9%.
2. Об объеме доходов, генерируемых этим типом туризма в России, имеются отдельные разрозненные данные. Применяя вышеизложенный подход, произведем соответствующие расчеты.
Данные о доходах санаторно-курортных организаций и отелей по Росстату представлены в таблице 2.
Доходы Спа-отелей можно оценить ориентировочно в 5,2% от доходов всего гостиничного сектора, что составит 8 413 635 тыс. руб.
Таблица 2. Объем дохода коллективных средств размещения (тыс. руб.)
Тип размещения Год
2008 2009 2010 2011 2012 2013
Гостиницы 121157447 98279239 115629840 137204791 161800681 260001927 119693074
Спец. средства размещения , в том числе: 100387964 103778465 101213459 107026769 116855576
санаторно-курортные организаци и 82258224 83812575 83275867 89683672 97411112 100265368
дома отдыха 15193050 14193779 12892389 12144211 13893124 13546297
турбазы 1294536 780673 900425 950909 867925 889638
прочие 1642154 4991438 4144777 4247978 4683415 4991772
Всего 221545411 202057704 216843299 244231559 278656257 379695001
Источник: Росстат (2014). Центральная база статистических данных. Получено 02.10.2014, http://cbsd.gks.ru
Для определения общего объема расходов российских туристов на медицинские цели за рубежом используем данные экспертов Hilton Worldwide [16]. По их расчетам россияне, отдыхавшие за пределами страны, потратили в 2011 году 32,4 миллиарда долларов. В 2012 г. эта сумма составила 33 млрд. долларов (с учетом прогнозируемого 2% ежегодного роста). Поскольку мы экспертно приняли, что на долю лечебно-оздоровительного туризма приходится около 10% объема, то рынок выездного лечебно-оздоровительного туризма составил в 2012 г. около 3,3 млрд. долларов или 102544 млрд. руб.. Этот показатель близок к оценке вице-президента ЗАО «Группа компаний «Медси» Андрея Ломакина, который отметил, что россияне ежегодно тратят за рубежом около одного миллиарда долларов на получение мед. услуг [17].
При расчете объема рынка внутреннего медицинского клинического туризма исходим из следующих данных. По оценкам экспертов РБК.^еаг^ в 2012г. объем рынка платных медицинских услуг составил около 500 млрд. руб. [18]. Если принять, что на долю иногородних приходится не более 5% этой суммы, то объем рынка медицинского туризма составит примерно 25 млрд. руб.
Таким образом, суммируя рассчитанные показатели (табл. 3), получаем, что рынок лечебно-оздоровительного туризма в России составил в 2012 году 233 369 млн. руб. или примерно 7,51 млрд. дол.
Таблица 3. Объем рынка лечебно-оздоровительного туризма в России в 2012 году (тыс. руб.)
Туристские потоки Доход
Санаторно-курортные организации Спа-отели 97 411 112 8 413 635
Выездной лечебно-оздоровительный туризм 102 544 000
Внутренний медицинский клинический туризм 25 000 000
Всего 233 368 747
Если сравнивать эти цифры с другими экспертными показателями, то SRI International [19] оценивает наш рынок лечебно-оздоровительного туризма гораздо скромнее - $3,8 млрд., ограничиваясь подсчетом только веллнес и Спа туристов. По этому показателю Россия находится на 17 месте. На первом -США ($167 млрд.), далее Германия ($42,2 млрд.) и Япония ($28,6 млрд.).
3. О размере личных расходов лечебных туристов можно судить по результатам специально проведенных исследований. Из сообщения SRI International известно, что в целом туристы тратят на лечебные поездки на 30% больше средств, чем на пляжный отдых [16].
В нашей статье [20] было показано, что туристы, размещавшиеся в 2012 году в санаториях, имели на 24% расходов больше (главным образом за счет продолжительности поездки и транспортных затрат), чем остальные группы туристов (40199 и 32339 руб. или $1293 и $1041 соответственно). Эта разница в расходах совпадает с вышеприведенными данными SRI International. Однако, следует учитывать, что затраты на лечение у медицинских туристов значительно отличаются индивидуально в зависимости от стоимости лечения и могут достигать десятков тысяч долларов США.
На основании вышеизложенного возможно сделать следующие выводы:
1. При расчете показателей объема лечебно-оздоровительного туризма необходимо выделять потоки внутреннего медицинского и оздоровительного туризма, внутреннего медицинского клинического туризма и выездного лечебно-оздоровительного туризма.
2. С целью лечения и оздоровления ежегодно путешествует около 8 млн. россиян, которые совершают примерно 109 млн. ночевок.
3. Объем рынка лечебно-оздоровительного туризма в России составил в 2012 году 233 369 млн. руб. или примерно 7,51 млрд. дол.
4. Расходы лечебно-оздоровительных туристов существенно выше, чем средние туристские расходы.
Литература и источники
1. Reisman D. Health Tourism. Social Welfare through International Trade. UK: Edward Elgar Publishing Ltd. 2010. 198 p.
2. Ветитнев А.М., Криворучко Л.В. К вопросу о месте санаторно-курортного комплекса в сфере оказания услуг населению // Теория и практика управления организациями в условиях рыночной экономики: сборник научных трудов / Под ред. доц. А.М. Ветитнева. - Сочи: СГУТиКД, 2000. - С. 80-87.
3. Симонян Г.А., Сарян А.А. О некоторых особенностях построения системы туристического маркетинга территории // Современная научная мысль. - 2015. -№ 1. - С. 113-119.
4. Средний российский отпускник потратил на отдых в этом году 29,7 тысяч рублей // RATA-news, №3648 от 01.10.2014. URL: http://www.ratanews.ru/news/news_1102014_3.stm (дата обращения: 10.10.2014).
5. Романова Г.М., Матющенко Н.С. Исследование основных тенденций и мониторинг стоимостных параметров развития внутреннего туристского рынка (на примере Краснодарского края) // Сервис plus. - 2012. - №3. - С. 28-36.
6. Ветитнев А.М., Оргина Е.В. Оценка основных характеристик отечественного рынка детского туризма на основе маркетинговых исследований // Маркетинг услуг. - 2011. - № 4. - С. 264-279.
7. Ветитнев А.М., Бобровская В.И. Туристский и санаторно-курортный продукт: некоторые вопросы управленческого учета // Теория и практика управления организациями в условиях рыночной экономики: сборник научных трудов / Под ред. доц. А.М. Ветитнева. - Сочи: СГУТиКД, 2000. - С. 11-24.
8. Ветитнев А.М., Дзюбина А.В., Торгашева А.А. Лечебно-оздоровительный туризм: вопросы терминологии и типологии // Известия Сочинского государственного университета. - 2012. - № 2. - С. 50-56.
9. Ветитнев А.М., Лебедева Л.С. Персонификация взаимоотношений с потребителем и формирование программ лояльности // Теория и практика управления организациями в условиях рыночной экономики: сборник научных трудов / Под ред. доц. А.М. Ветитнева. - Сочи: СГУТиКД, 2000. - С. 71-79.
10. Vetitnev A.M., Shtompel L. V. Application of content-analysis of social networking websites to study health resort services // European Journal of Economic Studies. -2012. - Т. 1. - № 1. - С. 64-70.
11. Ветитнев А.М., Ашкинадзе Я.А. Контент-анализ социальных сетей как метод изучения удовлетворенности отдыхающих санаторно-курортным сервисом // Известия Сочинского государственного университета. - 2010. - № 4. - С. 9-15.
12. Ветитнев А.М., Ашкинадзе Я.М. Изучение маркетинговой интернет-активности санаторно-курортного комплекса Сочи // Маркетинг услуг. - 2007. -№ 1. - С. 52-58.
13. Smith M., Puczko L. Health, Tourism and Hospitality: Wellness, Spas and Medical Travel (Second Edition). - London: Routledge, 2013. - 224 p.
14. Mueller H., Kaufmann E.L. Wellness Tourism: Market analysis of a special health tourism segment and implications for the hotel industry // Journal of Vacation Marketing. - 2001. - 7 (1). - pp. 4-15.
15. Торгашева А.А., Ветитнев А.М. Характеристика основных показателей состояния лечебно-оздоровительного туризма в Российской Федерации // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент», - 2014. - №4. - Режим доступа: http://economics.ihbt.ifmo.ru/file/article/11016.pdf (0,61 / 0,45 п.л.).
16. Развитие индустрии туризма в России. Июнь 2012 // Hilton Worldwide URL: http://www.hiltonworldwideglobalmediacenter.com/assets/HWW/docs/ 2012/2863HWRussianReport.pdf (дата обращения: 10.10.2014).
17. В Москве прошла Международная конференция индустрии здравоохранения «Медицина-2012» // Медицинский вестник. 30.05.2012. URL:http://www.medvestnik.ru/content/v_moskve_proshla_mezhdunarodnaya_konf erenciya_industrii_zdravoohraneniya_medicina2012.html (дата обращения: 10.10.2014).
18. Обзор платных медицинских услуг и здорового образа жизни // РБК. 2014. URL: http: //marketing. rbc. ru/reviews/medicine2013/chapter_ 1_1. shtml) (дата обращения: 10.10.2014).
19. Unhealthy Travel Habits Give Way to Growing Global Wellness Tourism Sector, Reports Global Spa & Wellness Summit // SRI International. URL: http://www.sri.com/newsroom/press-releases/growing-global-wellness-tourism-sector#sthash.dIBiHXda.dpuf (дата обращения: 10.10.2014)
20. Vetitnev A., Poplavskiy V. Evaluating tourist expenditure and satisfaction with the sanatorium-resort complexes of Russia // World Applied Sciences Journal. - 2014. -Vol. 30 (Management, Economics, Technology & Tourism). pp. 95-97.
КИСЕЛЕВА (ТОРГАШЕВА) АННА АЛЕКСАНДРОВНА - преподаватель Сочинского государственного университета. Россия, Сочи ([email protected])
KISELEVA, ANNA A. - Sochi State University, teacher. Russia, Sochi.
УДК 330.123.6-053.4
ЧУВАТКИН П.П., МАТЕРИКИНА А.Е. ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ УСЛУГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: образовательные учреждения, образование, организационно-экономический механизм, процесс формирования, качество услуг.
В статье исследуется проблема формирования организационно-экономического механизма управления качеством услуг дошкольного образования. Показано, что в его основе лежит системный подход. При этом объектами управления качеством услуг дошкольного образования являются: педагогический