Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
237
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ДОШКОЛЬНИКИ / ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Яхонтова Татьяна Юрьевна

В настоящее время существует много технологий по развитию пространственных представлений, которые играют важную роль в формировании высших психических функций (А.В. Семенович, Н.Я. Семаго, Л.И. Плаксина). Однако они чаще применяются для формирования математических способностей у детей, а о важности данного вида работы для профилактики нарушений письменной речи только упоминается в работах отдельных авторов (А.Н. Корнев, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова). Анализ результатов обследования дошкольников, проведенного на базе нашего образовательного учреждения, показал, что у детей со зрительной патологией намного чаще, чем у сверстников с нормальным зрением, наблюдались отклонения в развитии оптико-пространственных представлений, значительно отставало овладение пространственными вербальными обозначениями и оптико-пространственным анализом. На этапе школьного обучения возникали проблемы в усвоении зрительных образов букв, смешение оптически близких букв, зеркальное письмо. За основу работы по формированию и развитию оптико-пространственных представлений у дошкольников со зрительной патологией нами были взяты методики предложенные Н.Я. Семаго, А.В. Семенович, Р..И. Лалаевой, составленные с учетом онтогенеза. Если в ходе выполнения специальных заданий у дошкольников были выявлены нарушения предметного гнозиса или различения пространственных предлогов, коррекционная работа начиналась с формирования нарушенных функций и делилась на три уровня: пространственные представления о собственном теле; пространственнные представления о расположении объектов по отношению к собственному телу; формирование квазипространственных 113 представлений. Знакомство дошкольников со зрительной патологией с буквами мы проводили по аналогии с работой по формированию сенсорных эталонов, которая также имеет три уровня: зрительный поиск заданного элемента (буквы) в ряду эталонов по образцу; зрительный поиск эталона (буквы) по представлению; формирование устойчивой связи между эталоном и словом (между зрительным образом буквы и ее названием). Анализ результатов проведенной работы показывает, что дети старшего дошкольного возраста ориентируются в пространственных отношениях, владеют умением выделять и различать пространственные признаки, включают их вербальные обозначения в экспрессивную речь, различают все буквы, следовательно, устраняется основа для возникновения оптической дисграфии и дислексии. Таким образом, мы считаем, что целенаправленная коррекционно- педагогическая работа по развитию оптико-пространственных представлений с детьми со зрительной патологией формирует умение использовать сохранные анализаторы, обогащает пространственные представления детей и способствует предупреждению нарушений письменной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Яхонтова Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»

Формирование оптико-пространственных представлений у дошкольников со зрительной патологией как средство профилактики нарушений

письменной речи.

Яхонтова Татьяна Юрьевна ГБОУ Школа № 1411 СП 1879 г. Москва (Россия)

Ключевые слова: оптико-пространственные представления, дошкольники, зрительная патология, профилактика, оптическая дисграфия

В настоящее время существует много технологий по развитию пространственных представлений, которые играют важную роль в формировании высших психических функций (А.В. Семенович, Н.Я. Семаго, Л.И. Плаксина). Однако они чаще применяются для формирования математических способностей у детей, а о важности данного вида работы для профилактики нарушений письменной речи только упоминается в работах отдельных авторов (А.Н. Корнев, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова).

Анализ результатов обследования дошкольников, проведенного на базе нашего образовательного учреждения, показал, что у детей со зрительной патологией намного чаще, чем у сверстников с нормальным зрением, наблюдались отклонения в развитии оптико-пространственных представлений, значительно отставало овладение пространственными вербальными обозначениями и оптико-пространственным анализом. На этапе школьного обучения возникали проблемы в усвоении зрительных образов букв, смешение оптически близких букв, зеркальное письмо.

За основу работы по формированию и развитию оптико-пространственных представлений у дошкольников со зрительной патологией нами были взяты методики предложенные Н.Я. Семаго, А.В. Семенович, Р..И. Лалаевой, составленные с учетом онтогенеза.

Если в ходе выполнения специальных заданий у дошкольников были выявлены нарушения предметного гнозиса или различения пространственных предлогов, коррекционная работа начиналась с формирования нарушенных функций и делилась на три уровня: пространственные представления о собственном теле; пространственнные представления о расположении объектов по отношению к собственному телу; формирование квазипространственных

представлений.

Знакомство дошкольников со зрительной патологией с буквами мы проводили по аналогии с работой по формированию сенсорных эталонов, которая также имеет три уровня: зрительный поиск заданного элемента (буквы) в ряду эталонов по образцу; зрительный поиск эталона (буквы) по представлению; формирование устойчивой связи между эталоном и словом (между зрительным образом буквы и ее названием).

Анализ результатов проведенной работы показывает, что дети старшего дошкольного возраста ориентируются в пространственных отношениях, владеют умением выделять и различать пространственные признаки, включают их вербальные обозначения в экспрессивную речь, различают все буквы, следовательно, устраняется основа для возникновения оптической дисграфии и дислексии.

Таким образом, мы считаем, что целенаправленная коррекционно-педагогическая работа по развитию оптико-пространственных представлений с детьми со зрительной патологией формирует умение использовать сохранные анализаторы, обогащает пространственные представления детей и способствует предупреждению нарушений письменной речи.

Список литературы:

1. Ахутина, Т.В. Диагностика развития зрительно-вербальных функций / Т.В.Ахутина, Н.М.Пылаева. - М.: Академия, 2003. - 35 с.

2. Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма у детей / А.Н.Корнев. - СПб.: Речь, 2003.- 330 с.

3. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р.И.Лалаева. - М.: ВЛАДОС, 1998.- 224 с.

4. Парамонова, Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика и коррекция / Л.Г.Парамонова. - СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 128 с.

5. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения / Л.И.Плаксина. - М.: Город, 1998. - 262 с.

6. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н.Садовникова. - М.: ВЛАДОС, 1997.- 256 с..

7. Семаго, Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н.Я.Семаго. - М.: Айрин-Пресс, 2007.- 112 с.

8. Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза / А.В.Семенович. - М.: Генезис, 2007.- 474 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.