Формирование оптико-пространственных представлений у дошкольников со зрительной патологией как средство профилактики нарушений
письменной речи.
Яхонтова Татьяна Юрьевна ГБОУ Школа № 1411 СП 1879 г. Москва (Россия)
Ключевые слова: оптико-пространственные представления, дошкольники, зрительная патология, профилактика, оптическая дисграфия
В настоящее время существует много технологий по развитию пространственных представлений, которые играют важную роль в формировании высших психических функций (А.В. Семенович, Н.Я. Семаго, Л.И. Плаксина). Однако они чаще применяются для формирования математических способностей у детей, а о важности данного вида работы для профилактики нарушений письменной речи только упоминается в работах отдельных авторов (А.Н. Корнев, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова).
Анализ результатов обследования дошкольников, проведенного на базе нашего образовательного учреждения, показал, что у детей со зрительной патологией намного чаще, чем у сверстников с нормальным зрением, наблюдались отклонения в развитии оптико-пространственных представлений, значительно отставало овладение пространственными вербальными обозначениями и оптико-пространственным анализом. На этапе школьного обучения возникали проблемы в усвоении зрительных образов букв, смешение оптически близких букв, зеркальное письмо.
За основу работы по формированию и развитию оптико-пространственных представлений у дошкольников со зрительной патологией нами были взяты методики предложенные Н.Я. Семаго, А.В. Семенович, Р..И. Лалаевой, составленные с учетом онтогенеза.
Если в ходе выполнения специальных заданий у дошкольников были выявлены нарушения предметного гнозиса или различения пространственных предлогов, коррекционная работа начиналась с формирования нарушенных функций и делилась на три уровня: пространственные представления о собственном теле; пространственнные представления о расположении объектов по отношению к собственному телу; формирование квазипространственных
представлений.
Знакомство дошкольников со зрительной патологией с буквами мы проводили по аналогии с работой по формированию сенсорных эталонов, которая также имеет три уровня: зрительный поиск заданного элемента (буквы) в ряду эталонов по образцу; зрительный поиск эталона (буквы) по представлению; формирование устойчивой связи между эталоном и словом (между зрительным образом буквы и ее названием).
Анализ результатов проведенной работы показывает, что дети старшего дошкольного возраста ориентируются в пространственных отношениях, владеют умением выделять и различать пространственные признаки, включают их вербальные обозначения в экспрессивную речь, различают все буквы, следовательно, устраняется основа для возникновения оптической дисграфии и дислексии.
Таким образом, мы считаем, что целенаправленная коррекционно-педагогическая работа по развитию оптико-пространственных представлений с детьми со зрительной патологией формирует умение использовать сохранные анализаторы, обогащает пространственные представления детей и способствует предупреждению нарушений письменной речи.
Список литературы:
1. Ахутина, Т.В. Диагностика развития зрительно-вербальных функций / Т.В.Ахутина, Н.М.Пылаева. - М.: Академия, 2003. - 35 с.
2. Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма у детей / А.Н.Корнев. - СПб.: Речь, 2003.- 330 с.
3. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р.И.Лалаева. - М.: ВЛАДОС, 1998.- 224 с.
4. Парамонова, Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика и коррекция / Л.Г.Парамонова. - СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 128 с.
5. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения / Л.И.Плаксина. - М.: Город, 1998. - 262 с.
6. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н.Садовникова. - М.: ВЛАДОС, 1997.- 256 с..
7. Семаго, Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н.Я.Семаго. - М.: Айрин-Пресс, 2007.- 112 с.
8. Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза / А.В.Семенович. - М.: Генезис, 2007.- 474 с.