Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА У ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА У ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
задержка психического развития / младшие школьники / описательный рассказ / словарный запас / лексико-грамматическое оформление / mental retardation / primary school children / descriptive narrative / vocabulary / lexico-grammatical design

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пацко Дарья Адамовна, Конакова Марина Сергеевна

В статье проанализированы современные психолого-педагогические исследования по изучению описательного рассказа у младших школьников с задержкой психического развития. Описана процедура проведения экспериментального исследования навыков составления описательного рассказа у младших школьников с задержкой психического развития. Определены критерии и показатели оценивания описательного рассказа. Раскрываются методы и методики для установления уровня сформированное™ описательного рассказа у младших школьников с задержкой психического развития. Представлен количественный и качественный анализ экспериментального исследования описательного рассказа у младших школьников с задержкой психического развития. Отмечены основные трудности школьников с задержкой психического развития в составлении описательных рассказов. Выделены эффективные направления логопедической работы. Отображена последовательность работы по формированию описательного рассказа у школьников с задержкой психического развития. Представлен сравнительный анализ полученных результатов. Оценена результативность логопедической работы по формированию навыков составления описательного рассказа у младших школьников с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пацко Дарья Адамовна, Конакова Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes modern psychological and pedagogical research on the study of descriptive storytelling in younger schoolchildren with mental retardation. The procedure of conducting an experimental study of the skills of composing a descriptive story in younger schoolchildren with mental retardation is described. Criteria and indicators for evaluating a descriptive story are defined. The methods and techniques for establishing the level of formation of a descriptive story in younger schoolchildren with mental retardation are revealed. A quantitative and qualitative analysis of an experimental study of a descriptive story in younger schoolchildren with mental retardation is presented. The main difficulties of schoolchildren with mental retardation in compiling descriptive stories are noted. Effective directions of speech therapy work are highlighted. The sequence of work on the formation of a descriptive story in schoolchildren with mental retardation is displayed. A comparative analysis of the obtained results is presented. The effectiveness of speech therapy work on the formation of skills of composing a descriptive story in younger schoolchildren with mental retardation is evaluated.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА У ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

профессия и статус человека в обществе, имеющего определенную квалификацию, это особое призвание - созидание «души человеческой», воспитание ума и сердца, рождение образа мира и приобщение к мировым культурным ценностям» [9, С. 47].

Выводы. Таким образом, теоретический анализ и обобщение передового опыта позволили констатировать, что миссия педагога в современной системе образования и постоянно изменяющемся социуме является высокозначимой для ответственного взращивания подрастающего поколения как стратегического ресурса процветания российского общества, сохранения человеческой цивилизации вообще. С каждым годом государством предлагаются меры повышения престижа профессии учителя и в официальном Президентском указе 2023 год объявлен Годом педагога и наставника в России в целях признания особого статуса педагогических работников.

С учетом вышеобозначенного необходимо своевременно минимизировать определенные риски осуществления профессиональной деятельности педагогического работника при избыточной бумажной нагрузке, быстрых изменениях в теории и методики преподавания, инновационных подходах к обучению и воспитанию подрастающего поколения, обновленных условиях труда, ненормированности рабочего дня, стрессогенности и сложности выстраивания коммуникации с разнообразными участниками образовательных отношений и т.д.

Литература:

1. Ананьева, М.А. Реализация модели организации профессионального роста педагогов в средней школе: школьный проект «Учитель будущего» / М.А. Ананьева, В.В. Тулякова // Молодой ученый. - 2020. - № 21 (311). - С. 83-86

2. Валицкая, А.П. Какой учитель нужен России? / А.П. Валицкая // Вестник Герценовского университета. - 2009. -№ 9. - С. 3-6

3. Елисеева, Е.В. Миссия и образ учителя в отечественной педагогике / Е.В. Елисеева, Н.С. Кирилов // Эпоха науки. -2022.-№30.-С. 257-260

4. Зернова, Г.П. Педагогические риски в профессионально-личностном росте учителя / Г.П. Зернова // История и педагогика естествознания. -2017. -№ 2. - С. 11-14

5. Пак, Л.Г. Формирование культуры будущих специалистов в условиях модернизации общества / Л.Г. Пак, Л.Н. Максимова, М. Габдиев // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. -2022. -№ 75. - Ч.4.- С. 215-217

6. Пушкина, О.В. Инновационная модель формирования субъектно-профессиональной позиции педагога / О.В. Пушкина//Педагогика. Вопросы теории и практики. -2019. -№ 4. - С. 37-41

7. Репринцев, A.B. Миссия российского учительства сквозь призму наследия A.C. Макаренко: от социальной разобщенности - к сплоченному действию / A.B. Репринцев // Известия Воронежского государственного педагогического университета. -2013. -№ 1 (260). - С. 19-26

8. Репринцев, A.B. Профессиональное развитие личности будущего педагога в воспитательной системе современного вуза: тревоги и надежды / A.B. Репринцев // Aima mater. - 2009. - № 6,- С. 223-237

9. Уткин, A.B. Миссия учителя в междисциплинарной проблематике исследований / A.B. Уткин // Преподаватель XXI века. - 2012. - № 1. - С. 46-57

Педагогика

УДК 378.2

студентка Пацко Дарья Адамовна

Институт психологии и педагогики (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); старший преподаватель кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования Конакова Марина Сергеевна

Институт психологии и педагогики (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

ФОРМИРОВАНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА У ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье проанализированы современные психолого-педагогические исследования по изучению описательного рассказа у младших школьников с задержкой психического развития. Описана процедура проведения экспериментального исследования навыков составления описательного рассказа у младших школьников с задержкой психического развития. Определены критерии и показатели оценивания описательного рассказа. Раскрываются методы и методики для установления уровня сформированности описательного рассказа у младших школьников с задержкой психического развития. Представлен количественный и качественный анализ экспериментального исследования описательного рассказа у младших школьников с задержкой психического развития. Отмечены основные трудности школьников с задержкой психического развития в составлении описательных рассказов. Выделены эффективные направления логопедической работы. Отображена последовательность работы по формированию описательного рассказа у школьников с задержкой психического развития. Представлен сравнительный анализ полученных результатов. Оценена результативность логопедической работы по формированию навыков составления описательного рассказа у младших школьников с задержкой психического развития.

Ключевые слова: задержка психического развития, младшие школьники, описательный рассказ, словарный запас, лексико-грамматическое оформление.

Annotation. The article analyzes modern psychological and pedagogical research on the study of descriptive storytelling in younger schoolchildren with mental retardation. The procedure of conducting an experimental study of the skills of composing a descriptive story in younger schoolchildren with mental retardation is described. Criteria and indicators for evaluating a descriptive story are defined. The methods and techniques for establishing the level of formation of a descriptive story in younger schoolchildren with mental retardation are revealed. A quantitative and qualitative analysis of an experimental study of a descriptive story in younger schoolchildren with mental retardation is presented. The main difficulties of schoolchildren with mental retardation in compiling descriptive stories are noted. Effective directions of speech therapy work are highlighted. The sequence of work on the formation of a descriptive story in schoolchildren with mental retardation is displayed. A comparative analysis of the obtained results is presented. The effectiveness of speech therapy work on the formation of skills of composing a descriptive story in younger schoolchildren with mental retardation is evaluated.

Key words: mental retardation, primary school children, descriptive narrative, vocabulary, lexico-grammatical design.

Введение. Известно, что у детей с задержкой психического развития отмечается недостаточность механизма познавательной и речемыслительной деятельности, вследствие этого они имеют трудности в овладении словарем прилагательных, словоизменением, грамматическим структурированием связных высказываний, связной речью. Особенные затруднения школьники испытывают в составлении описательных рассказов, что проявляется в недостаточном выявлении и характеристике существенных признаков объектов, явлений, установление аналогии и классификации, причинно-следственных связей. Все это препятствует полноценному обучению и вызывает стойкую неуспеваемость в школе.

Изложение основного материала статьи. В современных исследованиях ученых Глухова В.П., Слепович Е.С., Воробьевой В.К. и других отмечается роль описательных рассказов в формировании высших психических функций, связной речи, учебных навыков и коммуникации [2, С. 11], что является особенно актуальным для школьников с ЗПР. Описательный рассказ Нечаева О. А. характеризует, как модель монолога, несущего за собой перечисление признаков предмета в широком понимании и при этом имеющая для этого определенную языковую структуру [5, С. 94].

Казарцева О. М. отмечает, что описание в первую очередь, это сообщение об одновременных признаках предмета, которые можно увидеть на картинке, фотографии или рисунке. Поэтому последние являются основным методическим приемом в работе над этим понятием. Оно имеет определенную структурную схему: оценка предмета, общий вид предмета и его назначение [3, С. 296].

Слепович Е. С. считала, что важной составляющей в исследовании и развитии умения составлять описательный рассказ является овладение именем прилагательным для более точной передачи свойств, признаков, образов предмета или явления [6, С. 19]. О высоком уровне владения детьми навыками продуцирования рассказов-описаний указывают завершённость текстов, полнота передачи информации, использование средств выразительности, активное включение в состав сложного предложения имён прилагательных [1,С. 24].

Вследствие вышесказанного, описательный рассказ является одной из наиболее сложных форм речи, требующей от ребенка значительных интеллектуальных усилий и достаточно высокого уровня речевого развития в целом, поэтому, исследование по формированию навыков составления описательного рассказа у школьников с задержкой психического развития позволяет подробнее рассмотреть эти особенности.

Респондентами были отобраны 12 школьников вторых классов с заключением ПМПК: задержка психического развития. Оценка уровней сформированности навыков составления описательного рассказа у школьников с задержкой психического развития осуществлялась по методикам: Смирновой И.А. «Обследование словарного запаса детей» для обследования словаря прилагательных [7, С. 22-24]; Глухова В.П. «Обследование состояния связной речи» для исследования описательных рассказов по модели предмета и о предмете по картине [2, С. 20]; Ушаковой О.С., Струниной Е.М. «Методика выявления уровня развития речи детей» - доя выявления навыков составление рассказа-описания по пейзажной картине [9, С. 247].

С целью изучения навыков составления описательного рассказа у младших школьников с ЗПР было выделено 2 критерия оценивания. Первый критерий был направлен на исследование атрибутивного словаря. Школьникам были предложены упражнения на выявление умения употреблять качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Второй критерий направлен на исследование описательных рассказов. Он содержал 3 задания: первое -ученикам предлагалось составить описательный рассказ по модели предмета (игрушка «Ёж»); второе - составление рассказа-описания о предмете по картине (дом); третье - составить описательный рассказ по пейзажной картине «Рожь».

При проведении качественно-количественного анализа выполнения заданий второй блок заданий оценивался по степени выраженности следующих диагностических показателей: самостоятельность выполнения задания и понимание наглядной ситуации; последовательность описательного рассказа и его структурных компонентов; лексико-грамматическое оформление рассказа. Таким образом, оценка результатов по каждому критерию представляла собой следующее: 4 балла -высокий уровень; 3 балла - удовлетворительный уровень; 2 балла - недостаточный уровень; 1 балл - низкий уровень.

Результаты констатирующего исследования словаря прилагательных младших школьников с ЗПР показаны на рисунке 1.

Высокий 4

Удов-ый _ 3 ч 3

Нед-ый и 2

Низкий 1

Словарь прилагательных

Количество детей

Рисунок 1. Уровни сформированности словаря прилагательных школьников с ЗПР

Полученные данные из рисунка 1 показали, что наивысшую оценку - 4 балла (высокий уровень) получили два ученика, они правильно употребили все разряды прилагательных. Далее мы видим, что 3 балла (удовлетворительный уровень) поставлено трем школьникам - это свидетельствует о верном употреблении качественных, относительных прилагательных и ошибочном употреблении притяжательных. Например, отвечая на вопросы: «Это уши медведя, значит они чьи?» были даны ответы - «медвежные», «медведьи», «мишки», «медвежие», «медведины»; «Хвост вороны, он чей?» - «Воронины», «вороный», «вороны» и т.д. Недостаточный уровень атрибутивного словаря выявлен у четырех учащихся, они получили 2 балла. Им не удалось употребить верно разряды относительных и притяжательных прилагательных. Например, школьники делали такие ошибки: «Если сок из апельсина, то он оранжевый, апельсиный, вкусный»; «Если варенье сделано из клубники, то оно клубничный, клубниковый, клубника»; «Если кораблик сделан из бумаги, то он бумаговый, сухой, красивый»; «Если фигурка сделана из пластилина, то она пластилинная, пластилинный, липучая» и т.д. Также, три ученика получили по 1 баллу (низкий уровень), они неправильно употребили большинство прилагательных всех разрядов. Например, при подборе качественных прилагательных, отвечали на вопросы следующим образом: «Гиря какая? Шарик

какой?» - «сильная гиря», «черная гиря», «легкая шар», «красный шар». Таким образом, у большинства школьников с ЗПР словарь прилагательных полноценно не сформирован.

В ходе констатирующего эксперимента были выявлены уровни сформированности навыков составления описательного рассказа у младших школьников с ЗПР, представленные в рисунке 2.

Высокий л 0 Описательный рассказ

4 ■

Удов-ый 2

э 3

Нед-ый ц 3 - м л 9

1 ■

Низкий 1 ■ ■■

1 Количество детей

Рисунок 2. Уровни сформированности описательного рассказа школьников с ЗПР

Полученные результаты рисунка 2, говорят о том, что у 9 учеников недостаточный уровень сформированности описательного рассказа, у одного ученика - низкий уровень, у двоих - удовлетворительный.

Рассмотрим качественный анализ результатов по каждому показателю описательного рассказа. Большинству учащимся понадобилась развернутая помощь в виде наводящих вопросов и анализе наглядной ситуации, но даже с ней их рассказы были переданы с фрагментарным пониманием смысла задания. При составлении рассказа школьники добавляли лишние эпизоды, не относящиеся к описанию. Например, часть рассказа школьника по модели предмета: «...и друзья у него есть. Он всегда на улице гуляет, домик есть, приглашает друзей», по пейзажной картине: «...я гуляю один и, наверное, заблудился. Больше никогда не увижу маму». Также, ученики не могли самостоятельно выделить существенные признаки и свойства предметов, пейзажной картины.

В процессе определения последовательности рассказа, у школьников появлялись трудности в установлении связей между отдельными частями и недостаточная завершенность содержания частей текста, например, описания не имели завершающего предложения, либо они заканчивались на каком-то признаке: «Дом очень большой. Много окон, есть гараж, рядом горы. Дверь деревянная. Дом сам из кирпича. Крыша оранжевая. Есть труба. Рядом газон и цветы. Есть третий этаж». Также, отмечалось нарушение логики изложения описания, иногда одна мысль резко менялась на совершенно другую: «Это ежик из смешарик. Он всегда умный. У него маленькие уши. Еще есть иголки, маленькие ручки. Он носит постоянно очки. Все маленькое, цвет розовый, иголки фиолетовые, глазики милые. Постоянно ни у кого не списывает». В рассказах отмеченных школьников было выделено достаточно признаков и свойств предметов, но они были недостаточно структурированы.

Показатель лексико-грамматического оформления рассказа-описания показал, что младшие школьники с ЗПР страдают бедностью словарного запаса, особенно прилагательных, применяются в большей степени только такие как «красивый», «маленький», «большой» и обозначающие цвета. Имеются вербальные парафазии, например, «проход-дорога», «свечка-лампа», «лес-поляна», «штуки-рамы», «дымоход-труба» и ошибки в навыках словообразования: «человеки», «глазики». Отмечается много пауз, повторов слов «здесь», «там», «тут», «есть». Наблюдаются нарушения грамматического оформления предложений, например, порядка слов: «Дом на поляне зеленой», «Есть гараж, в котором может заезжать машина», «Есть гараж, в нем 5 комнат» и т.п. Преобладают в рассказах учеников нераспространенные предложения.

Экспериментальное изучение описательного рассказа показало, что в большинстве случаев все компоненты исследуемого феномена у младших школьников с задержкой психического развития нарушены. Таким образом, полученные данные, позволили сделать вывод, что у обучающихся рассматриваемой нозологической группы преобладает недостаточный уровень сформированности навыков составления описательного рассказа. Это подтверждает актуальность исследуемой проблемы и помогает определить дальнейшие направления логопедической работы. Разрабатывались последние по методикам Лалаевой Р. И. «Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития» [4, С. 156] и Ткаченко Т. А. «Формирование и развитие описательной речи» [8, С. 3].

Логопедическая работа состояла из двух этапов: подготовительного и основного. Направлением первого -подготовительного этапа являлось развитие атрибутивного словаря. Его основная цель - формирование словаря прилагательных у школьников с ЗПР. На данном этапе проводятся различные дидактические игры и упражнения по развитию качественных, относительных и притяжательных прилагательных, которые способствуют формированию и расширению атрибутивного словаря у младших школьников с ЗПР.

Второй этап - основной. Целью, которого являлось формирование навыков составления описательного рассказа у школьников с ЗПР. Направление, реализуемое в текущем разделе - это составление описательных рассказов. Первоначально на данном этапе школьники знакомились с планом-схемой описания, далее, обучающиеся учились исследовать объект, осознанно и самостоятельно выделять существенные признаки и основные детали предметов, пробовать составлять рассказы-описания по схеме. Затем, параллельно, решались задачи по обогащению словарного запаса на различные лексические темы, по выстраиванию грамматически правильных словосочетаний, предложений и наработки навыков самостоятельного составления описательных рассказов без опоры на план-схему. В итоге применялись дидактические игры и упражнения по развитию описательных рассказов с использованием графических планов-схем, приемов анализа, сравнения и сопоставления.

В целях оценки результативности логопедической работы и сравнительного анализа результатов респонденты исследования были разделены на 2 группы: экспериментальная, с которой планируется целенаправленное обучению по развитию навыков составления описательного рассказа, а также, они продолжат коррекционную работу по программе, которой занимаются в школе с учителем-логопедом; контрольная группа, продолжит обучение по прежней программе.

В среднем разработанное логопедическое обучение составляло 3 месяца. Всего было проведено 24 занятия, которые проходили 2 раза в неделю по 30 минут. Форма занятий: групповая и индивидуальная. После его завершения было проведено повторное диагностическое обследования младших школьников, с использованием первичных методик.

Сравнительные уровни сформированности словаря прилагательных экспериментальной и контрольной группы на констатирующем и контрольном этапе исследования, представлены в рисунке 3.

Высокий

Удов-ый

Нед-ый

Низкий

К онста тирующий экспериментэксп. гр.

Контрольный Констатирующий

эксперимент эксп. гр. эксперимент конт. гр. Кол-во детей

Контрольный эксперимент контр, гр.

Рисунок 3. Уровни сформированности словаря прилагательных школьников с ЗПР на констатирующем и

контрольном эксперименте

Учитывая, данные рисунка 6, можно установить, что проведенная логопедическая работа положительно повлияла на результаты школьников экспериментальной группы. Подсчитано следующее - 4 ученика из 6 на повторном обследовании получили 3 балла (удовлетворительный уровень), что означает полное усвоение качественных и относительных прилагательных и 2 обучающихся получили максимальные 4 балла (высокий уровень), у них сформировались разряды всех прилагательных. В контрольной группе также наблюдаются изменения. При повторном исследовании 5 школьников получили 4 балла за критерий словарь прилагательных и 1 ученик остался на том же недостаточном уровне.

В результате, большинство школьников с задержкой психического развития стали лучше овладевать словарем прилагательных, что говорит об эффективности проведенной логопедической работы.

Аналогично, выявлены уровни сформированности описательного рассказа у школьников с ЗПР, представленные в рисунке 4.

Высокий 4 0 \ТТТ АТЧ-ТчТТГ 1 0 0 0 5

4 Л 1 3 1

^ £>111 3 Ё| я и 5 Нед-ый 2 - -1 К онста тирующий эксперимент эксп. Г] I .1

Контрольный ). эксперимент эксп. гр. э Кол-во К онста тирующий кспериментконт. гр. детей Контрольны! эксперимент конт] г Р- гр-

Рисунок 4. Уровни сформированности описательного рассказа школьников с ЗПР на констатирующем и

контрольном эксперименте

Опираясь на рисунок 7 выявляется, что на контрольном исследовании у 2 школьников экспериментальной группы недостаточный уровень сформированности описательного рассказа и у 4 учеников - удовлетворительный. В результате, по сравнению с констатирующим экспериментом, 1 обучающийся повысил свой уровень навыков составления описательного рассказа с низкого до недостаточного, 4 ученика достигли удовлетворительного уровня и 1 школьник остался на том же уровне, но стоит отметить, что баллы у него повысились. В контрольной группе отмечается, что у 2 обучающихся уровень описательного рассказа повысился с недостаточного уровня до удовлетворительного и у 1 ученика снизился, в связи с

частыми пропусками. У большинства учащихся контрольной группы наблюдались изменения только в лексико-грамматическом оформлении высказываний. В их рассказах преобладают правильно выстроенные распространенные предложения и отмечается высокий уровень развития словарного запаса. Но точного понимания составления рассказа-описания в нужной логической последовательности со всеми структурными частями текста, выделении главных и второстепенных качеств, признаков, свойств объектов нет. Таким образом, в контрольной группе наблюдались менее результативные изменения, так как с ними проводилась работа другой направленности и упор на исследуемый феноменом был минимальный.

Наиболее положительная динамика прослеживается у экспериментальной группы, с которой проводилась логопедическая работа, направленная на формирование навыков составления описательного рассказа. Школьники научились фактически самостоятельно выделять и разграничивать признаки, свойства, качества предметов и явлений. Составлять рассказы-описания с соблюдением его структурных частей. У обучающихся повысился уровень развития словарного запаса, употребляемые имена прилагательные стали более разнообразнее и использоваться в правильной словоформе. В грамматической стороне речи еще имеются ошибки, особенно при попытках построения распространенного сложного предложения, но значительно менее выраженные при употреблении простых высказываний.

Выводы. В ходе реализации логопедической работы, посредством применения разнообразных методов и приемов обучения удалось побудить интерес и активизировать познавательную деятельность учеников, что в свою очередь, повлияло на результативность работы. Также не маловажное значение имел учет таких факторов, как физическое и эмоциональное состояние школьника, сложность задания, время дня его проведения и мотивация ученика к обучению. Благодаря разработанным направлениям и составленному комплексу заданий кроме основных компонентов описательного рассказа у обучающихся улучшились и такие мыслительные процессы как анализ, синтез, сравнение и обобщение. Таким образом, младших школьников с задержкой психического развития удалось научить не только всесторонне обследовать объект или явление, выделять их главные и второстепенные признаки, свойства, составлять рассказы-описания по моделям предмета и картинам, но и активизировать их познавательные процессы и развить психические функции.

В итоге, полученные данные доказывают результативность проделанной работы, а также позволяют утверждать, что цель исследования успешно достигнута.

Литература:

1. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - Москва: Астрель, 2006. - 158 с.

2. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. - Москва: АРКТИ, 2002. - 144 с.

3. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения / О.М. Казарцева. - Москва: Флинта, Наука, 2003.-496 с.

4. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, C.B. Зорина. - Москва: Гуманитар, изд. центр Владос, 2004. - 304 с.

5. Нечаева, O.A. Очерки по синтаксической семантике и стилистике функционально-смысловых типов речи / O.A. Нечаева. - Улан-Удэ: БГУ, 1999. - 127 с.

6. Слепович, Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: кн. для учителя / Е.С. Слепович. - Минск: Народная асвета, 1989. -64 с.

7. Смирнова, И.А. Логопедический альбом для обследования лексикограмматического строя и связной речи / И.А. Смирнова. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2006. - 52 с.

8. Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие описательной речи у дошкольников / Т.А. Ткаченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2021.-71 с.

9. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-метод. пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - Москва: ВЛАДОС, 2008. - 287 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент, доцент Пашина Светлана Алексеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент Мищерина Ирина Владимировна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о повышении педагогической грамотности родителей в условиях общеобразовательной школы. Особое внимание в статье уделяется роли классных руководителей, социальных педагогов и педагогов-психологов в повышении педагогической грамотности родителей. Кроме того, авторы отмечают важность различных форм работы с родителями, включая индивидуальные консультации, групповые занятия и диалоговые формы общения. В целом, статья дает полное представление о проблеме педагогической грамотности родителей и предлагает конкретные рекомендации по ее решению в рамках общеобразовательной школы.

Ключевые слова: педагогическая грамотность, семья, воспитание, родительская грамотность, родительская компетентность, грамотный родитель.

Annotation. The article deals with the issue of increasing the pedagogical literacy of parents in a general education school. Particular attention is paid to the role of class teachers, social teachers and psychologists in improving the pedagogical literacy of parents. In addition, the authors note the importance of various forms of work with parents, including individual consultations, group sessions and interactive forms of communication. In general, the article gives a complete picture of the problem of pedagogical literacy of parents and offers specific recommendations for solving it within the framework of a comprehensive school. Key words: pedagogical literacy, family, education, parental literacy, parental competence, competent parent.

Введение. За всю историю человечества сложились такие направления воспитания детей, как: семейное и общественное. Каждое из них имеет свои особенности, которые позволяют более качественно подойти к проблеме

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.