Научная статья на тему 'Изучение особенностей составления связного рассказа по серии сюжетных картин у сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с задержкой психического развития'

Изучение особенностей составления связного рассказа по серии сюжетных картин у сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
520
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пахомова Ю. П.

В статье рассматриваются особенности составления связного рассказа по серии сюжетных картин у сирот и детей, оставшихся без попечения родителе с задержкой психического развития. На основе выявленных особенностей связного рассказывания по серии сюжетных картин, дан сравнительный анализ результатов исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пахомова Ю. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение особенностей составления связного рассказа по серии сюжетных картин у сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с задержкой психического развития»

подростков в рамках предпрофильной подготовки. Выявлено, что большинство учащиеся 8-х классов, 14-15 лет, не могут совершить осознанно выбор дальнейшего профиля обучения, во-первых, вследствие недостаточного развития личностных качеств актуальных для профессионального самоопределения. Во-вторых, из-за низкой потребности в выявлении своих профессиональных склонностей и интересов. В-третьих, вследствие отсутствия представлений о той или иной профессии, отсутствия знаний необходимых для профессионального самоопределения (информированность о самих себе, возможных путях получения обучения после школы, и о конкретной интересующей профессии).

Список литературы:

1. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев, 1988. - 144 с.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону, 1996. - 116 с.

3. Мкртчян Г.М., Чирикова А.Б. Ценностные ориентации и профессиональное становление молодежи // Выбор профессии: мотивы и их реализация. - М. 1986. - 118 с.

4. Профориентология / Под ред. Э.Ф. Зеера, A.M. Павловой, Н.О. Са-довниковой. - М., 2004. - 192 с.

5.Чечель И.Д. Педагогические основы профессионального самоопределения учащихся. Автореферат диссертации на соискание ученой степени педагогических наук. - М., 1995. - 22 с.

6. Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация школьников: Организация и управление / С.Н. Чистякова, H.H. Захаров. - М., 1987. - 160 с.

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОСТАВЛЕНИЯ СВЯЗНОГО РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН У СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

© Пахомова Ю.П.*

Специальный (коррекционный) детский дом для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VII вида, г. Хабаровск

В статье рассматриваются особенности составления связного расска-за по серии сюжетных картин у сирот и детей, оставшихся без попече-

* Учитель-логопед, соискатель учёной степени кандидат педагогических наук.

ния родителе с задержкой психического развития. На основе выявленных особенностей связного рассказывания по серии сюжетных картин, дан сравнительный анализ результатов исследования.

В современных условиях проблема социального сиротства является одной из самых острых в России. Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно возрастает.

Долгое время дети-сироты не были объектом пристальных научных исследований. В связи с неблагоприятной социально-экономической ситуацией в стране проблемы этих детей возросли и усложнились. Исследования детей в детских домах показывают, что среди сирот нет абсолютно здоровых детей. Как отмечают многие исследователи, в силу биологических или социальных причин, воспитанники детских домов часто имеют задержку психического развития (ЗПР). Эти дети нуждаются в особом внимании, специальной психолого-педагогической коррекции и комплексном сопровождении.

Задержка психического развития (ЗПР) - синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций. Замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой перенасыщаемости в интеллектуальной деятельности [3].

Так же у детей с задержкой психического развития отмечаются нарушения в речевом развитии. Импрессивная сторона речи характеризуется недостаточной дифференциацией восприятия речевых звуков, оттенков речи. Экспрессивной стороне речи характерен бедный словарный запас (речь состоит из существительных и глаголов), нарушено звукопроизно-шение, небогато сформирована лексико-грамматическая сторона речи (употребляют слова в приблизительном, неточном значении, наименование заменяют описанием предмета или действием), наличие аграмматиз-мов, дефекты артикуляционного аппарата [1].

В связи с этим, одной из важных задач логопедического воздействия является развитие связной речи, обучение различным видам рассказа, в том числе и рассказу по серии сюжетных картин. Это необходимо как для наиболее полного преодоления задержки психического развития, так и для наиболее успешного усвоения школьного материала. Анализ теоретической литературы показал, что в настоящее время проблема изучения и формирования навыка составления связного рассказа по серии сюжетных картин у сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с задержкой психического развития представлена недостаточно полно, что и определило тему нашего исследования.

Цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать наиболее эффективные методы и приемы формирования навыка составления связного рассказа по серии сюжетных картин у сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с задержкой психического развития.

Объект нашего исследования: особенности навыка составления связного рассказа по серии сюжетных картин у сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с задержкой психического развития.

Предмет исследования: процесс формирования навыка составления связного рассказа по серии сюжетных картин у сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с задержкой психического развития.

Гипотезой нашего исследования служит предположение, что обучение рассказу по серии сюжетных картин детей сирот и оставшихся без попечения родителей с задержкой психического развития будет осуществляться успешнее, если: учитывать специфические и индивидуальные особенности составления связного рассказа по серии сюжетных картин у сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с задержкой психического развития; предъявлять речевой материал с постепенным усложнением; использовать на подгрупповых и индивидуальных занятиях сочетания таких вспомогательных средств, как наглядность, моделирование плана высказывания в виде схематических картинок (опорных сигналов), а так же наводящих вопросов.

Исходя из цели исследования, нами поставлены следующие задачи:

1. на основе изучения специальной литературы дать характеристику задержке психического развития, рассмотреть различные подходы специалистов к проблеме диагностики и обучения детей сирот и оставшихся без попечения родителей с задержкой психического развития, формирования навыка составления связного рассказа по серии сюжетных картин;

2. экспериментально выявить особенности навыка составления связного рассказа по серии сюжетных картин у сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с задержкой психического развития;

3. провести экспериментальное обучение сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с задержкой психического развития навыку составления связного рассказа по серии сюжетных картин;

4. оценить эффективность проведенного экспериментального обучения по овладения навыком составления связного рассказывания по серии сюжетных картин сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с задержкой психического развития.

В процессе исследования использовались следующие методы: теоретический анализ специальной литературы по теме исследования; анализ логопедической и медицинской документации; психолого-педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.

Данная экспериментальная работа проходила на базе МОУ «Специальный (коррекционный) детский дом № 5» г. Хабаровск в логопедической группе возраст учащихся 9-10 лет.

Эксперимент проходил в период с сентября 2009 г. по май 2010 г. В эксперименте участвовала логопедическая группа из 9 человек обучающихся во втором классе.

Для исследования речевого развития сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нами были проведены анализ медицинской документации и диагностика устной речи.

Анализ медицинской документации показал, что у большинства детей наблюдаются: резидуальная энцефалопатия, органическое расстройство личности, синдром гиперактивности с дефицитом внимания.

Первый этап нашего экспериментального исследования (констатирующий эксперимент) проводился с целью изучения состояния связного рассказа по серии сюжетных картин сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с задержкой психического развития. Обследование проводилось в сентябре 2009 г.

Для определения актуального уровня сформированности связного рассказа по серии сюжетных картин детей использовалась методика, рекомендуемая Т. А. Фотековой [4].

В зависимости от качества выполнения задания мы определяем три уровня успешности:

Таблица 1

Уровни Баллы Проценты

Низкий 0-7,35 0-49 %

Средний 7,5-11,85 50-79 %

Высокий 12-15 80-100 %

Изучение состояния связной речи сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с задержкой психического развития, было направлено на выявление возможностей детей в составлении связного рассказа по серии сюжетных картин. Исследование включало следующие экспериментальные задания - ребенку предлагалось составить связный рассказ по серии сюжетных картинок «Щенок потерялся». При этом давалась следующая инструкция: «Посмотри на картинки и расположи их в правильной последовательности так, чтобы можно было рассказать красивую историю». Если ребёнок затруднялся в выполнении задания, то задавались наводящие вопросы.

На основе полученных данных в процессе обследования навыка составления связного рассказа по серии сюжетных картин детей сирот и оставшихся без попечения родителей с задержкой психического развития, можно сделать выводы о специфических особенностях связного рассказа по серии сюжетных картин.

1. практически всем испытуемым понадобилась помощь в составлении связного самостоятельного сообщения;

2. самостоятельные высказывания данной категории детей, как правило, это небольшие по объёму сообщения, состоящие в основном из простых предложений;

3. в рассказах сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с задержкой психического развития, наблюдается однообразие и недостаток лексических средств языка, что делает повествование малоинформативным;

4. имеют место нарушения связности повествования: выпадение смысловых звеньев, наличие непродуктивных слов;

5. испытуемые не всегда устанавливают причинно-следственые связи, что также сказывается на целостности повествования.

После проведённого обследования и анализа его результатов, работу по целенаправленному обучению детей мы построили с учётом их специфических нарушений.

В соответствии с результатами констатирующего эксперимента задачи логопедической работы по обучению сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с задержкой психического развития, навыку составления связного рассказа по серии сюжетных картин заключаются в следующем:

1. развитие грамматического строя речи: развивать умение использовать предлоги в собственной речи; учить понимать и образовывать формы множественного числа существительных именительного и родительного падежей; учить согласовывать числительные с существительными;

2. развитие словаря и навыков словообразования: учить правильно, образовывать названия детёнышей животных; учить образовывать относительные и притяжательные прилагательные; учить подбирать прилагательные к существительным; обогащать словарь словами действиями; учить образовывать глаголы при помощи приставок; учить использовать в речи глаголы, обозначающие голосовые реакции животных; учить употреблять обобщающие слова;

3. развитие связной речи: формировать умение строить предложения; формировать умение отвечать на вопросы полными предложениями; учить использовать в речи сложные формы предложений; учить выкладывать картинки в правильной логической последовательности; формировать умение правильно составлять связный рассказ по серии сюжетных картин.

Эти задачи решались, главным образом, в процессе фронтальных и индивидуальных занятий, на которых создавались условия для высокой речевой активности детей, формировался интерес к обучающим занятиям.

Обучение составлению связного рассказа по серии сюжетных картин происходило с использованием различных традиционных приёмов, пред-

ложенных в методиках В.П. Глухова, Т.А. Ткаченко, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Фи-личевой. Серии сюжетных картин подбирались из методического пособия Т.А. Ткаченко «Формирование связной речи», и предъявлялись детям в определённой последовательности, по мере постепенного увеличения картин и усложнения лексических единиц. Для детей с низким уровнем сформированности навыка составления связного рассказа по серии сюжетных картин материал для обучения подбирался меньший по объёму и сложности.

В мае 2010 г. с целью оценки эффективности предложенного нами варианта обучения навыку составления связного рассказа по серии сюжетных картин было проведено ещё одно обследование связной речи сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с задержкой психического развития, участвующих в эксперименте. Для чего использовалась та же методика диагностики связной речи, что и на первом этапе исследования.

Обобщённые данные табл. 2. свидетельствуют о наличии положительной динамики у экспериментальной группы в умении составлять связное сообщение по серии сюжетных картинок.

Таблица 2

Уровни сформированности связного рассказа по серии сюжетных картин «Щенок потерялся» на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Уровни Количество детей

Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент

Высокий 0 чел. 3 чел.

Средний 4 чел. 6 чел.

Низкий 5 чел. 0 чел.

Итак, видна положительная динамика в формировании навыка составления связного рассказа по серии сюжетных картин у испытуемых школьников. После формирующего эксперимента высокий уровень в составлении рассказа зафиксирован у троих детей (в констатирующем эксперименте высокий уровень не показал ни один ребёнок), а на среднем уровне 6 школьников. Наиболее значительные успехи обнаруживаются у 3 детей, показавших ранее низкий уровень составления рассказа по данной методике, улучшение результатов объясняется дополнительными индивидуальными заданиями. Так в начале нашего исследования низкий уровень наблюдался у 5 школьников экспериментальной группы, а средний уровень у 4 школьников. После формирующего эксперимента 3 школьника имеют высокий уровень, 6 школьников имеют средний уровень составления связного рассказа по серии сюжетных картин. Все испытуемые улучшили свой результат.

В целом, у всех детей отмечается значительная положительная динамика в составлении связного рассказа по серии сюжетных картинок.

Таким образом, изучение теоретического и практического материала по выше обозначенной теме, а также результаты экспериментального обучения, отражающие положительную динамику развития связной речи, свидетельствуют о необходимости организации логопедической работы по развитию навыка составления связного рассказа по серии сюжетных картин у детей сирот и оставшихся без попечения родителей с задержкой психического развития. Результаты экспериментального обучения, показали положительную динамику развития связной речи сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с задержкой психического развития, чему способствовали: учёт специфических и индивидуальных особенностей составления связного рассказа по серии сюжетных картин детей сирот и оставшихся без попечения родителей с задержкой психического развития; предъявление речевого материала с постепенным усложнением; использование на подгрупповых и индивидуальных занятиях сочетаний таких вспомогательных средств, как наглядность, моделирование плана высказывания в виде схематических картинок, а так же наводящих вопросов.

Список литературы:

1. Бородич A.M. Методика развития речи детей. - М., 1981. - 255 с.

2. Капылова H.H. Составление рассказа по серии картинок с использованием картинно-символического плана. // Логопедия. - 2004. - № 2. - С. 58.

3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. - 224 с.:ил.

4. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. - М.: АРКТИ, 2000. - 56 с.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ СКАЗОК

© Родионова Г.С.*

Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия,

г. Биробиджан

В статье описаны особенности работы по развитию творческого воображения дошкольников с общим недоразвитием речи в ходе изучения сказок. Представлены этапы коррекционного процесса. Приведены примеры заданий, направленных на совершенствование творческого воображения у детей с речевыми расстройствами.

* Ассистент кафедры Коррекционной педагогики, психологии и логопедии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.