Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
задержка психического развития / глагольная лексика / младший школьник / высшие психические функции / mental retardation / verbal vocabulary / junior schoolchild / higher mental functions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайсина Динара Маратовна, Жарикова Ирина Александровна

В данной статье рассматривается развитие глагольной лексики, описаны особенности глагольной лексики и психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития. Необходимость проведения коррекционно-логопедической работы с детьми младшего школьного возраста доказывается с помощью проведенного констатирующего эксперимента, который включал в себя изучение объема глагольной лексики и умение пользоваться словарем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гайсина Динара Маратовна, Жарикова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF VERB VOCABULARY IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL DELAY

This article discusses the development of verbal vocabulary, describes the features of the verbal vocabulary and the psychological and pedagogical characteristics of younger students with mental retardation. The need for corrective speech therapy work with children of primary school age is proved with the help of a stating experiment, which included the study of the volume of verbal vocabulary and the ability to use a dictionary.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 376

ФОРМИРОВАНИЕ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Гайсина Динара Маратовна

студент направления «Специальное (дефектологическое) образование»,

профиль «Логопедия»,

ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», учитель начальных

классов МАОУ СОШ № 17, г. Тюмень

E-mail: dinara.petakova@yandex. ru

Жарикова Ирина Александровна

старший преподаватель кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования Института психологии и педагогики, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»,

г. Тюмень

E-mail: dinara.petakova@yandex. ru

FORMATION OF VERB VOCABULARY IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL DELAY

Gaysina Dinara Maratovna

student of the direction «Special (defectological) education»,

profile «Speech therapy», Tyumen State University, primary school teacher school № 17,

Tyumen

E-mail: dinara.petakova@yandex. ru

Zharikova Irina Aleksandrovna

senior Lecturer of the Department of Age Physiology, Special and Inclusive

Education of the Institute of Psychology and Pedagogy

Tyumen State University Tyumen

E-mail: dinara.petakova@yandex. ru

Аннотация. В данной статье рассматривается развитие глагольной лексики, описаны особенности глагольной лексики и психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития. Необходимость проведения коррекционно-логопедической работы с детьми младшего школьного возраста доказывается с помощью проведенного констатирующего эксперимента, который включал в себя изучение объема глагольной лексики и умение пользоваться словарем.

Abstract. This article discusses the development of verbal vocabulary, describes the features of the verbal vocabulary and the psychological and pedagogical characteristics of younger students with mental retardation. The need for corrective speech therapy work with children of primary school age is proved with the help of a stating experiment, which included the study of the volume of verbal vocabulary and the ability to use a dictionary.

Ключевые слова, задержка психического развития, глагольная лексика, младший школьник, высшие психические функции.

Keywords: mental retardation, verbal vocabulary, junior schoolchild, higher mental functions.

Введение. В настоящее время наиболее частой формой нарушения развития психики является задержка психического развития (ЗПР). Это связано

с ростом соматических, психических заболеваний и разными функциональными расстройствами. По данным О.А. Сергеевой, ЗПР наблюдается у 25% детского населения. А.В. Глощапов, психолог, нейропсихолог, приводит данные, что около 20% детей на момент поступления в школу имеют задержки психического развития и около 50% всех детей не могут освоить общеобразовательные программы начальной школы, нуждаются в специальных формах и методах обучения [4]. Изучением проблемы данного расстройства занимались такие учёные как Е.С. Слепович, К.С. Лебединская, Е.В. Мальцева и др. [8, с. 15].

По данным психологических, педагогических и клинических исследований, учащиеся младших классов с задержкой психического развития, составляющие 50% неуспевающих учеников [4], с большими усилиями осваивают школьную программу. Затруднения возникают в процессе освоения русского языка, что связано с развитием лексической стороны речи, включая глагольную лексику.

Ключевое значение в реализации целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, принадлежит изучению родного языка как средства общения и познания окружающего мира, развития у детей правильной и полноценной речи. В начальных класса формирование лексической стороны речи имеет огромное значение в систематической работе по развитию речи, так как высокий уровень развития лексики, в том числе глагольной, является условием успешного освоения школьной программы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования подтверждают необходимость организовывать коррекционно-логопедическую работу с детьми с задержкой психического развития для обогащения словарного запаса и формирования навыков правильного использования словаря.

Изложение основного материала статьи. Проанализировав литературу (А.Н. Гвоздев, Р.И. Лалаева, Е.В. Мальцева и др.), касающуюся темы

глагольной лексики у младших школьников с задержкой психического развития мы сделали следующие выводы. Лексика - это слова, которые ребенок понимает и использует в речи. Лексическая сторона речи включает в себя: объем активного, пассивного словаря и умение пользоваться словарем. Активный словарь - это слова, которые ребенок использует в своей речи. Пассивный словарь - это слова, которые ребенок понимает. Умение пользоваться словарем означает то, как ребенок умеет группировать слова, подбирать синонимы или антонимы к словам, умение объяснять значения слова, умение дополнять предложения и др.

Сначала у ребенка появляется лепет, затем около полутора лет быстро увеличивается объем словарного запаса [9, с. 164]. По мере формирования лексики происходит уточнение значений слов. Глагольная лексика появляется чуть позже существительных. В 1 год 3 месяца-1 год 8 месяцев насчитывается около 5 слов-названий действия. В возрасте 1 год 10 месяцев ребенок начинает использовать в речи неспрягаемые глаголы, выражающие волеизъявление, во 2 -м лице ед. числа. Для 2-х лет для глагольной лексики характерно появление первых грамматических форм повелительного наклонения у глаголов 2 -го лица ед. числа, глаголов неопределенной формы, глаголов настоящего времени 3 -го лица ед. числа. В речевой деятельности можно отметить единичные случаи возвратных глаголов и частое опускание приставок у глаголов. Около 3 -х лет у ребенка появляются все формы возвратных глаголов и почти все приставки, однако в редких случаях имеются замены одной приставки на другую. В 3 -4 года дети часто допускают ошибки в чередовании основ глаголов, с помощью приставок появляются видоизмененные, новообразующие слова, частица «не» опускается. В возрасте 5-6 лет отмечается нарушение чередования в основах глаголов при создании новых форм [3, с. 185]. В возрасте 2 лет словарь насчитывает около 300 слов, а к 4 годам словарь составляет примерно 1926 слов [1, с. 352]. У ребенка 4 лет в использованной речи глагольная лексика составляет 27,4% [8, с. 166]. К школьному возрасту ребенок хорошо владеет лексикой родного языка, включая глагольную лексику.

Лев Семенович Выготский подчеркнул, что мышление и речь тесно связаны. Поэтому у детей с задержкой психического развития наблюдается замедленный темп речевого развития. Это выражено в бедности словарного запаса, в неточности употребления слов, в недостаточной сформированности антонимических и синонимических средства языка [2, с. 302]. Ребенок овладевает в большей степени словами обобщающего характера. В словарном запасе глагольной лексики преобладают глаголы, которые школьник «наблюдает» или «выполняет» каждый день, они однообразны и их число ограничено. Также свойственно неточное употребление и замена глаголов по смысловому значению и слов с расплывчатым значением. Как правило, дети заменяют приставочные глаголы бесприставочными. Можно отметить и замены глаголов воспроизведением звукоподражаний. Пассивный словарь глаголов по объему значительно меньше предметного словаря [7, с. 241].

Дети с ЗПР имеют сложности в усвоении школьной программы. Причинами являются: низкая учебная мотивация и познавательная активность, пониженный уровень самоконтроля, недостаточная сформированность высших психических функций. Отмечается фрагментарное, неустойчивое и замедленное восприятие. Внимание отличается сниженной концентрацией, избирательностью и распределением [5, с. 84]. Память малопродуктивна, имеет маленький объем, кратковременна, замедлен процесс приема и обработки информации, непроизвольная память снижена. Такие дети лучше запоминают, когда имеется наглядность. Они не владеют операциями мышления. Особенности в эмоционально-волевой сфере приводят к трудностям адаптации. Также отмечается низкая самооценка, агрессивное поведение, общение с детьми более младшего возраста. Несмотря на школьный возраст у ребят преобладает игровая деятельность. Поэтому в работе с данными детьми важно учитывать не только речевые, но и психические особенности.

Следовательно, целью исследования является: изучение глагольной лексики у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Феноменом исследования является - глагольная лексика. По мнению Сергея Ивановича Ожегова, лексика - это словарный состав языка.

По мнению Р.И. Лалаевой, глагольная лексика включает в себя следующие компоненты: объем активного и пассивного словаря; лексическая системность и структура значения слова (умение пользоваться словарем).

В рамках первого критерия исследуется объем глагольного словаря. В рамках второго критерия исследуются следующие показатели: группировка слов, вербальные ассоциации, объяснение значения слова, подбор синонимов к словам, подбор антонимов к словам, добавление одного общего слова к двум словам, дополнение к глаголу (валентность глагола), дополнение предложения словом [6, с. 16].

Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 17 города Тюмени. Для проведения констатирующего эксперимента было выбрано пять учащихся 2 класса. Всем детям на момент обследования было 9 лет. Данные обучающиеся обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1).

Для проведения констатирующего эксперимента была определена база исследования, а также методика изучения лексики детей младшего школьного возраста Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, которая включает в себя исследование объема словаря (пассивный и активный) и исследование лексической системности и структуры значения слова [6, с. 16].

Выполнение исследования проходило в порядке, указанном далее. Данный порядок выполнения заданий был рекомендован методической литературой.

Для изучения активного и пассивного словаря материалом служили предметные и сюжетные картинки, слова. Для определения уровня пассивного словаря ребенку необходимо было показать картинку, где изображено слово, которое было названо. Для определения уровня активного словаря ребенку необходимо было назвать изображенный на картинке предмет. При

обследовании глаголов логопедом-практикантом задавался вопрос: «Что делает...?», «Как кричит...?» и другие.

При изучении вербальных ассоциаций логопедом-практикантом назывались различные слова, а ребенку необходимо было быстро назвать любое слово, которое он вспомнит.

Для исследования умения группировать слова использовались слова близкие и далекие по семантике. Младшему школьнику необходимо было назвать лишнее слово из трех названный и объяснить свой выбор.

При изучении умения подбирать синонимы к словам логопед-практикант называл слово и спрашивал учащегося: «Как это можно назвать другим словом? Подбери слово-синоним». Если у учащегося были затруднения, то ему были предложены словосочетания глаголов и прилагательных с существительным.

Далее у ребенка начинались уроки, логопед-практикант благодарила за работу учащегося и отпускала его на уроки.

Второй этап исследования проходил на следующий день.

При изучении умения подбирать антонимы к словам логопед-практикант называл слова и спрашивал учащегося: «Подбери слово «наоборот», то есть слово - антоним».

Для исследования умения объяснять значение слов использовались глаголы, которые обозначают обобщающее понятие, которые имеют конкретное значение. Также в данном случаем был использован сюжетный герой - «Незнайка», которому и необходимо было объяснить значение каждого слова. Для помощи логопед-практикант использовал наводящие вопросы: «Что значит?», «Когда мы используем это слово?», которые служили опорой для ответа учащихся.

Материалом для изучения навыка добавления одного общего слова к двум словам использовались карточки, на которых были напечатаны пары слов и вопрос, например, дерево - цветы (что делают?). Задачей учащегося было прочитать карточку и назвать одно слово, которое подходит к двум словам.

При изучении умения подбирать дополнение к глаголу (валентность

глагола) использовались разные глаголы. Школьнику необходимо было назвать как можно больше слов к каждому глаголу, например, к слову «сидит».

Для исследования умения дополнять предложения словом использовались фрагменты предложений, например, «Фрукты моют, а белье...». Ребенку необходимо было закончить предложение одним словом.

После выполнения заданий логопед-практикант благодарила за хорошую работу учащегося и отпускала его на уроки.

Для удержания мотивации у учащихся во время обследования логопед-практикант всегда подбадривала и хвалила школьников. Напряжения и замкнутости со стороны детей не наблюдалось, так как логопед-практикант и ребята были знакомы ранее.

Исследование проводилось на основных принципах логопедии и дидактических принципах. В основе использованной методики положен психолингвистический подход. Выбранная методика отвечает всем заданным требованиям, таким как возраст, ограниченность во времени и др. Обследование проводилось индивидуально, состояло из двух занятий по 45 минут, последовательность заданий была сохранена. Материалом для исследования являлись картинки, раздаточные карточки, различные слова, словосочетания и предложения. Для успешного проведения исследования были использованы приемы эмоционального настроя, похвалы и одобрения, помощи.

В результате проведения констатирующего эксперимента были получены следующие данные.

У всех детей объем пассивного и активного глагольного словаря недоразвит. Ребята затрудняются назвать глаголы «кто как кричит», часть детей не знает глаголы «кто как передвигаются» и «что чем делают», это говорит нам о том, что глагольный словарь испытуемых не соответствует возрастной норме.

У большинства детей (80%) умение устанавливать ассоциативные связи развито на среднем уровне: обучающиеся смогли подобрать слова-ассоциации к большинству данных глаголов, однако скорость выполнения задания замедленная. Возможно, это связано со сниженной концентрацией внимания.

Умение группировать слова у большинства школьников, что составляет 80%, развито на низком уровне: ребята нашли лишнее слово только у семантически далеких слов, либо вообще не смогли выполнить данное задание, что свидетельствует об отсутствии полного представления об окружающей действительности.

Анализируя полученные результаты (подбор слов-синонимов: 60% -имеют низкий уровень, 40% - имеют средний уровень; подбор слов-антонимов - 60% имеют средний уровень, 40% - имеют высокий уровень) по определению умения подбирать синонимы и антонимы к словам, можно отметить, что у школьников возникает меньше затруднений в подборе слов-противоположностей. Умение подобрать слова, близкие по значению, развито на среднем уровне: 40% из обследуемых ребят смогли подобрать слова -синонимы только к половине данных слов, у всех испытуемых особые затруднения вызвало слово «торопиться».

У всех учащихся возникают сложности в объяснении значений слова. Несколько ребят (40%) предприняли попытки выполнить задание, но у них не получилось, а некоторые ребята (60%) вообще не приступили к заданию. При объяснении слов всем учащимся не хватает не только объема глагольного словаря, но и вообще словаря в целом.

У большинства учащихся 2 класса, что составляет 80%, умение добавлять общее слово к двум другим развито хорошо: школьники подобрали общее слово к половине данных слов, трудности возникли с парами слов «тарелка -кружка» и «кошка - собака».

Умение подбирать дополнение к глаголу развито на низком уровне - 80% учащихся смогли подобрать только по одному слову к глаголам, а к некоторым глаголам не подобрали ничего. Это также говорит нам о том, что у детей с задержкой психического развития имеются нарушения в развитии высших психических функций и активного словаря.

С заданием «дополни предложение словом» справились почти все обучающиеся (80%). Они смогли подобрать слова к фрагменту предложения.

Выводы. Таким образом, делаем вывод, что у младших школьников с задержкой психического развития имеются отклонения в развитии глагольной лексики от развития речи детей в норме. Нарушения проявляются в малом объеме словарного запаса, неточном употреблении слов. Также во время исследования были замечены особенности сформированности высших психических функций. Учащиеся быстро утомлялись, внимание не всегда было сконцентрировано на выполнении заданий. Также проведенное исследование показывает нам, что с детьми, у которых отмечается задержка психического развития, должна проводиться коррекционно-логопедическая работа, в том числе по формированию глагольной лексики, для успешного усвоения АООП НОО.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Е.А. Аркин. - М.: Просвещение, 1968. - 435 с.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики / под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.

3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 471 с.

4. Глощапов А.В. Зарубежные методы профилактики и коррекции задержек психического развития у детей. Метод ритмической стимуляции Х. Бломберга и нейрофизиологической интеграции неонатальных рефлексов С.Г. Блайт [Электронный ресурс]. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26657657.

5. Крупенникова И.В. Проблема формирования учебной мотивации младших школьников с ЗПР / И.В. Крупенникова // Ярославский педагогический вестник. - 2008. - № 2 (55). - С. 79-86.

6. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р.И. Лалаева. - СПб.: Наука-Питер, 2004. -72 с.

7. Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции в процессе логопедической работы во вспомогательной школе: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.03 / Р.И. Лалаева. - Москва, 1989. - 421 с.

8. Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1990. - № 6. - С. 10-17.

9. Серебрякова Н.В. Формирование лексики у дошкольников со стертой дизартрией. - СПб.: Наука-Питер, 2006. - 196 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.