Статья / Article
УДК / UDC 376 - 053.5 - 056.3 DOI 10.35231/18186653 2021 4 247
Выявление особенностей формирования коммуникативной компетентности младших школьников с задержкой психического развития
М. Л. Скуратовская1, Е. А. Романова2
1
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация
2
Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация
Введение. В статье рассматриваются вопросы, связанные с диагностикой и формированием коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников со стойкими трудностями в обучении. Уровень коммуникативных умений определяет успешность учебной и социальной адаптации младших школьников. Особенно это актуально для учащихся с задержкой психического развития, имеющих специфические нарушения познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Материалы и методы. В ходе исследования был проведён эксперимент. Учащимся с задержкой психического развития предлагалось в условиях парной и групповой работы выполнить ряд заданий, требующих взаимодействия в ходе их выполнения.
Результаты исследования. В результате исследования были выявлены характерные для младших школьников с задержкой психического развития особенности речевых и социально-психологический умений по трём основным компонентам коммуникативных универсальных учебных действий - коммуникация как взаимодействие, коммуникация как условие интериоризации, коммуникация как кооперация.
Обсуждение и заключение. На данный момент установлено, что формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития должно осуществляться дифференцированно. Необходимо учитывать наиболее нарушенные речевые и социально-психологические умения, составляющие основу основных структурных компонентов коммуникативных универсальных учебных действий. Такие умения могут выступать в качестве критериев оценки уровня сфор-мированности коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, диагностика, трудности в обучении, задержка психического развития.
© Скуратовская М. Л., Романова Е. А., 2021
247
Для цитирования: Скуратовская М.Л., Романова Е.А. Выявление особенностей формирования коммуникативной компетентности младших школьников с задержкой психического развития // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - 2021. - № 4. - С. 247-256. DOI 10.35231/18186653_2021_4_247
Revealing the features of the formation of the communicative competence of junior schoolchildren with mental retardation
Marina L. Skuratovskaya1, Elena A. Romanova2
i
Pushkin Leningrad State University,
Saint Petersburg, Russian Federation
2
Don State Technical University,
Rostov-on-Don, Russian Federation
Introduction. The article presents the issues of the diagnosis and the communicative universal learning activities in primary schoolchildren with persistent learning difficulties. The level of communicative skills determines the success of educational and social adaptation of primary schoolchildren. Especially this is true for students with learning disabilities, who have specific disorders of the cognitive, emotional and volitional sphere.
Materials and methods. An experiment was conducted during the research. The experiment consisted in the fact that students with learning disabilities did the tasks in pairs or a group of pupils that require interaction during their activity.
The results of the study. As a result of the study, the features of speech and socio-psychological skills characteristic of primary schoolchildren with learning disabilities were identified in three main components of communicative universal educational actions - communication as interaction, communication as a condition of interiorization, communication as cooperation.
Discussion and conclusion. At the moment, it has been established that the development of communicative universal educational actions in students with learning disabilities should be carried out differentially. It is necessary to take into account the most impaired speech and socio-psychological skills that form the basis of the main structural components of communicative universal educational actions. These skills can be as criteria for assessing the level of communicative universal educational actions in primary school children with learning disabilities.
Key words: communicative universal learning activities, diagnostics, learning difficulties, learning disabilities.
For citation: Skuratovskaya, M.L., Romanova, E.A. (2021) Vy'yavlenie osobennostej formirovaniya kommunikativnoj kompetentnosti mladshix shkol'nikov s zaderzhkoj psixicheskogo [Revealing the features of the formation of the communicative competence of junior schoolchildren with mental retardation]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No 4. pp. 247-256. DOI 10.35231/18186653_2021_4_247 (In Russian).
Введение
В связи с переходом общества на новый информационный этап система образования, в том числе и специального, претерпела глобальные изменения, ключевой компетенцией младшего школьника является умение учиться, применять знания и решать поставленные задачи не только в учебной, но и в повседневной деятельности. Одной из ведущих задач в этих условиях становится формирование универсальных учебных действий (УУД), важнейшим компонентом которых являются коммуникативные УУД. В структуре коммуникативных УУД А.Г. Асмолов1, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская выделяют три компонента: коммуникация как взаимодействие, коммуникация как условие интериоризации, коммуникация как кооперация.
Основу каждого из трех компонентов коммуникативных УУД составляют два вида умений: речевые и социально-психологические. В ходе предварительного исследования нами были выделены критерии оценки уровня сформированности речевых и социально-психологических умений по каждому из трёх компонентов коммуникативных УУД [5].
Так, при изучении компонента коммуникативных УУД «коммуникация как взаимодействие», к числу критериев оценки речевых умений мы отнесли умение передавать в речи существенные ориентиры действия, понятные для собеседника, и умение получать необходимую информацию, задавая вопросы. К социально-психологическим критериям мы отнесли умение приходить к общему решению при распределении функций и ролей в совместной деятельности; и эмоциональное отношение к совместной деятельности.
Исследование компонента «коммуникации как кооперация» должно, по нашему мнению, базироваться на оценке таких критериев оценки речевых умений, как умение передавать в речи существенные ориентиры действия, понятные для собеседника; умение получать необходимую информацию при помощи вопросов; умение формулировать свои затруднения. К числу социально-психологических критериев по данному компоненту коммуникативных УУД мы причислили умение приходить к общему решению при распределении функций и ролей; умение проявлять инициативу в процессе сотрудничества, решая разного рода задачи и умение обращаться за помощью, а также предлагать помощь и сотрудничество.
1 Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
Наконец, диагностика речевых умений компонента «коммуникация, как условие интериоризации» предполагает оценку по таким критериям, как умение строить высказывания, понятные для партнера; умение получать необходимую информацию при помощи вопросов; умение вести устный и письменный диалог, соответствуя грамматическими и синтаксическим нормам русского языка. Социально-психологические критерии по данному компоненту представлены следующими умениями: пониманием различных позиций и точек зрения, ориентация на позиции других людей, отличных от собственной; умением формулировать собственное мнение и позицию.
Критерий продуктивности совместной деятельности отражает обобщённый результат по всем трём группам коммуникативных действий1. Но не у всех детей формирование коммуникативных компетенций проходит успешно. Прежде всего, такие проблемы испытывают дети со стойкими трудностями в обучении. Причины таких трудностей могут носить как биологический, так и социальных характер.
Обзор литературы
Особую группу среди стойко неуспевающих учеников общеобразовательной школы составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР). Трудности формирования у них коммуникативных УУД обусловлены серьёзными нарушениями познавательной и эмоционально-волевой сфер, своеобразием речевого развития. Анализ этих особенностей представлен в исследованиях В.И. Лубовского2, Л.В. Кузнецовой, И.Ю. Кулагиной, Т.Д. Пускаевой, Г.И. Жаренковой [1], Т.В. Егоровой3, Н.Г. Поддубной.
Согласно исследованиям Г.И. Жаренковой, для всех младших школьников с ЗПР характерно снижение устойчивости внимания и работоспособности [1]. Память и мышление детей с ЗПР также обладает своими специфическими особенностями. Так, Т.В. Егорова отмечает снижение показателей как кратковременной, так и долговременной памяти, что связывается ею, в частности, со снижением познавательной активности и недостаточной любознательностью детей с ЗПР, в результате чего им требуется более длительный период времени для запоминания4. Низкий
1 Асмолов А. Г. Указ. соч.
2 Лубовский В.И. Дифференциальная диагностика нарушений развития. Проблемы и перспективы // Закономерности психического развития детей с рождения до 9 лет / А. Л. Сиротюк, А. С. Сироьтюк. М., 2014.
3 Егорова Т.В. Особенности познавательных процессов у младших школьников с пониженной обучаемостью. автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1963.
4 Егорова Т.В. Указ. соч.
уровень познавательной активности влечет за собой неготовность младших школьников к решению мыслительных задач, затруднение в выборе соответствующего способа решения задач из освоенных способов действия.
Особое внимание следует уделить особенностям речевого развития детей с ЗПР, которое, согласно исследованиям В.И. Лубовского, Р.Д. Три-гер [4], Н.А. Цыпиной, С.Г. Шевченко, В.И. Насоновой, Е.С. Слепович1, О.Н. Коваленко, Л.В. Яссман, И.А. Симоновой [2], Е.В. Мальцевой, Н.Ю. Боряковой2, С.В. Зориной, Р.И. Лалаевой3, Г.Н. Рахмаковой, также значительно отличается от нормы.
Низкая познавательная активность, нарушения внимания и памяти способствуют тому, что к началу школьного обучения у детей с ЗПР наблюдается несформированность многих понятий, выходящих за рамки бытовой тематики, которыми без труда овладевают дети с нормативным развитием. Это приводит к непониманию ребенком вопросов и инструкций учителя. Также довольно часто у детей с ЗПР наблюдаются недостатки звукопроизношения и фонематических процессов, что усугубляет трудности восприятия речевого материала и, в свою очередь, ведет к отставанию в формировании языковых и, в частности, лексических, обобщений4. В соответствии с работами В.И. Насоновой5, у большинства детей с ЗПР наблюдается «смазанность речи», обусловленная недостатками артикуляции и дефектами фонематического слуха.
Специальные исследования словаря детей с ЗПР, проведенные Е.С. Слепович, О.Н. Коваленко, показали бедность словарного запаса, особенно активной лексики.
Особенности грамматического строя речи рассматривались в исследованиях Н.Ю. Боряковой, С.В. Зориной, Р.И. Лалаевой, Г.Н. Рахмаковой, Е.С. Слепович, Е.Ф. Соботович, И.А. Симоновой, А.А. Хохловой, Л. В. Яссман. Авторы отмечали недоразвитие функций словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения. Так, у детей с ЗПР наблюдаются затруднения в самостоятельном построении предложения
1 Слепович Е.С., Поляков А.М. и др. Специальная психология: учеб. пособие. Минск: Выш. шк. 2012.
2 Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: учеб.-метод. пособие. М.: Гном-Пресс. 2002.
3 Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2004.
4 Лубовский В.И. Указ. соч.
5 Насонова В. И. Анализ психофизических механизмов затруднений в овладении чтением и письмом у детей с задержкой психического развития: автореф. дис ... канд. психол. наук. М., 1979. 22 с.
из заданных слов с последующим грамматическим его оформлением [3]. В связи с этим их речевое высказывание отличается краткостью и простотой синтаксических конструкций.
Исследования Н. Ю. Боряковой, Е. С. Слепович, Р. И. Лалаевой в области связной монологической и диалогической речи показывают, что сформированность данной стороны речи находится на низком уровне по сравнению с нормой и отличается специфическими особенностями.
Что касается диалогической связной речи, Е.С. Слепович отмечает, что дети с ЗПР отличаются малой речевой активностью, по сравнению со сверстниками с нормативным развитием, поддерживать и начать диалог для них составляет значительную сложность [3].
В работах В.И. Лубовского подчеркнуто, что дети с ЗПР к началу школьного обучения испытывают серьёзные затруднения при построении связного высказывания. Трудности связаны прежде всего с недостаточной сформированностью грамматического строя речи, а также с неумением ребёнка с ЗПР логически, последовательно строить своё высказывание. Для связных повествований детей с ЗПР характерны фрагментарность, нарушение последовательности, частые пропуски информации, в силу чего может нарушаться логическая последовательность изложения. Дети не владеют синтаксисом связного высказывания, его структурой, лексическими и грамматическими средствами связи предложений в тексте1.
Все названные особенности лежат в основе трудностей формирования речевых и социально-психологических умений, обеспечивающих успешное овладение коммуникативными УУД. Широкий спектр различий в речевых возможностях младших школьников с ЗПР требует дифференцированного подхода к определению содержания и методов педагогической работы по развитию у них коммуникативных УУД. А для этого педагог должен знать уровень развития коммуникативных умений учеников.
Материалы и методы
Нами была разработана методика исследования особенностей формирования коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Она имеет целью помочь педагогу выявить наиболее проблемные звенья в речевых и социально-психологических умениях, составляющих основу структурных компонентов коммуникативных УУД учащихся с ЗПР. При разработке методики мы базировались на исследованиях А.Г. Асмо-лова, Г.А. Цукерман, Г.В. Бурменской, а также на выделенных нами критериях оценки речевых и социально-психологических умений по каждой из трёх групп коммуникативных УУД, представленных выше.
1 Лубовский В.И. Указ. соч.
Соответственно трём компонентам коммуникативных УУД, диагностика велась нами по трём направлениям:
I - оценка коммуникативно-речевых действий по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности (коммуникация как предпосылка интериоризации).
II - оценка коммуникативных действий, направленных на организацию и осуществление сотрудничества (коммуникация как кооперация).
III - оценка коммуникативных действий, направленных на учёт позиции собеседника либо партнера по деятельности (коммуникация как взаимодействие).
При диагностике по каждому из выделенных направлений мы обращали внимание на сформированность речевых и социально-психологических умений в соответствии с выделенным нами критериями и уровнями их развития.
Основным методом исследования коммуникативных УУД у младших школьников с ЗПР было: наблюдение за процессом и результатом взаимодействия детей в процессе выполнения диагностических заданий. С этой целью нами использовались методики, предложенные Г.А. Цукер-ман для исследования коммуникативных УУД - «Рукавичка», «Узор под диктовку», «Кто прав?».
Для оценки коммуникативно-речевых действий по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности (коммуникация как предпосылка интериоризации) нами использовалась методика «Узор под диктовку». По второму направлению при обследовании уровня развития коммуникативных действий, направленных на организацию и осуществление сотрудничества (коммуникация как кооперация) мы применили методику «Рукавичка». По 3 направлению, связанному с диагностикой коммуникативных действий, направленных на учёт позиции собеседника либо партнера по деятельности (коммуникация как взаимодействие), мы применили методику «Кто прав?».
Количественная оценка осуществлялась по прогрессивной шкале. Предварительный анализ полученных результатов помог нам выявить количественные показатели трех уровней выполнения каждого задания по всем критериям - высокого, среднего и низкого уровня.
Обследование младших школьников проводилось в привычных для детей условиях учебно-пространственной среды образовательной организации в форме парной и индивидуальной работы.
Результаты исследования
Результаты диагностики позволили дать качественную и количественную характеристику уровней развития каждого из компонентов коммуникативных УУД в соответствии с выделенными критериями.
Самые низкие показатели у младших школьников с ЗПР были отмечены при исследовании такого компонента коммуникативных УУД, как коммуникация как взаимодействия. Основные трудности школьников ЭГ были связаны с трудностями в формулировании своих затруднений, а часто и в понимании инструкции, которую давал партнёр по заданию. Для учеников характерной была пассивная позиция при решении разного рода задач, неумение договариваться о распределении ролей и находить общее решение. Поэтому дети с трудностями в обучении часто выполняли задания без учёта инструкции собеседника.
Коммуникация как взаимодействие требует у школьников сформиро-ванности сложных интегративных умений: и речевых, и социально-психологических, которые основываются на одновременном умении формулировать собственное мнение и строить понятные высказывания для партнера в соответствии с нормами русского языка. Именно из-за специфических особенностей речевого развития - недоразвития словаря, грамматического строя, монологической и диалогической речи у детей с трудностями в обучении имеются явные сложности, о которых мы говорили выше.
Для сформированности социально-психологических умений, таких как ориентация на позиции других людей и умение формулировать свое мнение, требуется определенный уровень развития эмоционально-волевой сферы (принятие точки зрения других людей, умение сдерживать свою импульсивность) и определенный уровень развития логических операций, чтобы выстаивать систему доказательства своей позиции. Но именно эти стороны психического развития больше всего страдают у детей с ЗПР. Этим и объясняются полученные в ходе диагностики низкие показатели.
Обсуждение и выводы
Выявленные особенности развития речевых и социально-психологических умений младших школьников с ЗПР позволяют определить направления дальнейшей коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативных УУД, последовательность этой работы и степень её дифференциации в зависимости от индивидуальных показателей учащихся.
Список литературы
1. Жаренкова Г. И. Специфика учебной деятельности // Дети с задержкой психического развития: моногр. / под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпи-ной; Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1984. С. 135-150.
2. Симонова И.А. Характеристика речи детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1974. - №4. - С. 18-25.
3. Скуратовская М.Л., Романова Е.А. Особенности формирования коммуникативных УУД у младших школьников с трудностями в обучении. "The World of Academia: culture and education" ("Мир университетской науки: культура, образование"). - №10. -2020.
4. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. - СПб.: Питер, 2008.
5. Skuratovskaya M, Romanova E. The main criteria for the formation of communicative universal educational actions in primary school children with learning disabilities. 2nd International scientific-practical conference "Trends in the development of psycho-pedagogical education in the conditions of transitional society" (ICTDPP-2020) 22-24 September 2020 in Rostov-on-Don.
References
1. Zharenkova, G. I. (1984) Specifika uchebnoj deyatel'nosti. Deti s ZPR. [The specifics of educational activity. Children with ZPR.] Moscow: Pedagogika,151 p. (in Russian)
2. Simonova, I.A. (1974) Harakteristika rechi detej s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya [Characteristics of speech of children with mental retardation]. Defektologiya - De-fectology. Vol. 4. pp.18-25. (in Russian)
3. Skuratovskaya, M.L., Romanova, E.A. (2020) Osobennosti formirovaniya kommu-nikativnyh UUD u mladshih Shkolnikov s trudnostyami v obuchenii [Features of the formation of communicative UUD in younger schoolchildren with learning difficulties] "The World of Academia: culture and education" ("The world of University science: culture, education") Vol. 10. (in Russian)
4. Trigger, R. D. (2008) Psihologicheskie osobennosti socializacii detej s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya [Psychological features of socialization of children with mental retardation]. St. Petersburg: Peter. 192 p. (in Russian)
5. Skuratovskaya, M, Romanova, E. (2020) The main criteria for the formation of communicative universal educational actions in primary school children with learning disabilities. 2nd International scientific-practical conference "Trends in the development of psycho-pedagogical education in the conditions of transitional society" (ICTDPP-2020) 22-24 September 2020 in Rostov-on-Don.
Вклад соавторов
Скуратовская М.Л. - 60%; Романова Е.А. - 40%.
Co-authors' contribution
Skuratovskaya M.L. - 60%; Romanova E.A. - 40%.
Об авторах
Скуратовская Марина Леонидовна, доктор педагогических наук, доцент, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Романова Елена Андреевна, старший преподаватель, Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
About the authors
Marina L. Skuratovskaya, Dr. Sci. (Ped.), Associate Professor, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Elena A. Romanova, senior lecturer, Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Поступила в редакцию: 05.11.2021 Received: 05 November 2021
Принята к публикации: 20.11.2021 Accepted: 20 November 2021
Опубликована: 27.12.2021 Published: 27 December 2021