Научная статья на тему 'Формирование общественного мнения в среде осужденных'

Формирование общественного мнения в среде осужденных Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
158
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ / БИБЛИОТЕКИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ РАЗРЫВ / КРИМИНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / СОТРУДНИКИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / CONVICTS / LIBRARIES / PUBLIC OPINION / CORRECTIONAL FACILITIES / ESOTERIC RUPTURE / CRIMINAL OUTLOOK / STAFF OF CORRECTIONAL FACILITIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рудаков А.М.

В статье дается анализ отдельных детерминантов преступности, формирования криминального мировоззрения; предлагается авторское понятие развенчания криминального авторитаризма. Сформулированы рекомендации по изменению общественного мнения в среде осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Рудаков А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of public opinion among convicts

In the article the analysis of separate determinants of crime, formation of criminal outlook are given; the author's concept of dethronement of criminal authoritarianism is offered. Recommendations about change of public opinion among convicts are formulated.

Текст научной работы на тему «Формирование общественного мнения в среде осужденных»

А. М. РУДАКОВ научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории

А М КиОАКОУ организационно-научного отдела ВИПЭ ФСИН России,

майор внутренней службы

Формирование общественного мнения в среде осужденных

Formation of public opinion among convicts

Аннотация. В статье дается анализ отдельных детерминантов преступности, формирования криминального мировоззрения; предлагается авторское понятие развенчания криминального авторитаризма. Сформулированы рекомендации по изменению общественного мнения в среде осужденных.

Ключевые слова: осужденные, библиотеки, общественное мнение, исправительные учреждения, эзотерический разрыв, криминальное мировоззрение, сотрудники исправительных учреждений.

Annotation. In the article the analysis of separate determinants of crime, formation of criminal outlook are given; the author's concept of dethronement of criminal authoritarianism is offered. Recommendations about change of public opinion among convicts are formulated.

Key words: convicts, libraries, public opinion, correctional facilities, esoteric rupture, criminal outlook, staff of correctional facilities.

Совершение умышленных преступлений является следствием неуважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития. Такое отношение сформировано преимущественно социально-информационной средой, окружающей будущего преступника, совокупностью ситуационных факторов [1]. Неуважительное отношение в дальнейшем определяет

направление мировоззрения будущего преступника в криминальную сферу общественных отношений, которое предполагает гедонистический смысл жизни и реализующую его систему ценностей, определяющие его потребности и мотивацию, социал-дарвинистские средства реализации. В последующем оно поддерживается, дополняется и управляется специфическим общественным мнением, которое, в свою очередь, также

58

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

создается соответствующей социально-информационной средой.

Общественное мнение в среде осужденных является мощным социально-информационным фактором воздействия на личность, преимущественно определяющим и регулирующим поведение осужденных в местах лишения свободы [2]. Более того, общественное мнение в среде осужденных является источником и проводником криминальной субкультуры. В групповом мнении закрепляются основные формы контроля: обычаи, традиции, нормы [3]. Важно отметить, что осужденный с первых дней пребывания в колонии начинает вливаться в коллектив постепенно, подыскивая себе друга, товарища, единомышленника, руководствуясь общими интересами или общими целями совместной деятельности, одинаковым отношением к наказанию, требованиям режима, воспитательным воздействиям или чувством симпатии, личной привязанности [4], при этом важно учитывать, что осужденный будет вынужден принимать требования группы с целью избегания социальной изоляции. Этот канал взаимодействия важно уметь направить в конструктивное русло, управляя информационными потоками в карантине, в жилой и производственной зонах. Обсуждение осужденными тем для общения, информационных материалов, предлагаемых через структурные подразделения исправительного учреждения (ИУ) или институты общества, значительно облегчит пенитенциарную социализацию осужденных, а также будет способствовать приемлемой социальной фасилитации некоторым из них [5], что сформирует постоянную потребность в информации, определяемой администрацией ИУ.

Далее считаем необходимым раскрыть понятие «общественное мнение».

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2019

Так, общественное мнение как социальное явление, ориентирующее общество или его часть в определенном направлении жизнедеятельности, имеет интегра-тивный характер. Это не простая сумма индивидуальных мнений, а концентрированное выражение коллективного разума, результат обмена мнениями между людьми, сплав, репрезентирующий мнение общества. Содержание сложившегося общественного мнения составляют лишь те оценки, которые разделяются большинством, даже если они не истинны. Социальная сущность общественного мнения проявляется в оценке субъектом того или иного процесса, события с точки зрения их соответствия интересам группы. Система оценок группы является механизмом социального контроля во всех сферах общественных отношений. Как правило, выделяют следующие функции общественного мнения: ре-гулятивно-воспитательную, нормативную, аналитическую, консультативную, экспрессивную, директивную. Основной функцией является оценочная [6].

На протяжении длительного времени одним из наиболее эффективных средств формирования общественного мнения являлась и остается пропаганда, менялись лишь формы ее реализации. В. А. Франц приводит следующие принципы ведения пропаганды, которые остаются актуальными и в настоящее время: пропаганды должно быть максимально много, и аудитория должна сталкиваться с ее живыми и искусственными носителями постоянно и везде; пропаганда должна быть максимально проста и доступна для понимания всем, независимо от уровня образования; пропаганда должна быть однообразной, она должна ограничиваться узким набором основных пунктов и излагать эти пункты кратко, четко и

59

понятно, в форме легко запоминающихся лозунгов; пропаганда должна воздействовать больше на чувства и лишь в небольшой степени на разум; пропаганда должна быть шокирующей [7].

Другим средством формирования общественного мнения является комплекс мер soft power [8]: система симуляций (симуляции свободы выбора, создание псевдособытий и специфической симулированной виртуальной реальности средствами массовой информации); спи-нирование (направление общественного мнения в соответствии с субъективными оценками комментатора событий); системы рейтингов (ничем не обоснованное присвоение «раскручиваемому» объекту или явлению высокой оценки); управление актуальностью тем; юмор и сатира (высмеивание является действенным орудием формирования критического отношения к ценностям, которые хотят дискредитировать) [9]; технология «Окна Овертона» (технология изменения отношения общества к некогда принципиальным для этого общества вопросам, как к совершенно чуждым обществу идеям) [10].

Далее важно раскрыть структуру общественного мнения. Как отмечает В. А. Франц, по мнению большинства исследователей, общественное мнение включает в себя следующие элементы: когнитивный (знания), эмоциональный (чувства, эмоции), аксиологический (оценки), поведенческий (включая мотивы действий) [11].

Когнитивный и аксиологический уровни общественного мнения ответственны за информационную сторону данного явления. В этом случае общественное мнение, рассматриваемое как коллективное оценочное суждение, предстает в качестве специфической

формы познавательной деятельности. Любое суждение предполагает наличие знания. На чувственно-эмоциональном уровне общественное мнение проявляется как отношение к предмету обсуждения и выступает преимущественно как одобрение (поддержка) или отрицание (осуждение) с соответствующим физиологическим подкреплением. Общественное мнение, определяющее оценки, обеспеченное знанием и направленным отношением, проявляет себя в форме определенного поведения [12].

Сформулировав нейтральную структуру общественного мнения, способы его формирования, важно раскрыть аспекты криминального общественного мнения.

Источником криминального общественного мнения являются средства массовой информации, интернет и, как опосредующее звено, специфическое социальное окружение - носители гедонистических убеждений, сформированных на базе гипертрофированных потребностей. Когнитивный, эмоциональный и аксиологический элементы криминального общественного мнения формируются культовыми песнями с содержанием, романтизирующим преступность, фильмами, сериалами, в том числе молодежными, журналами, книгами, традициями окружающей социальной среды. Вербальные оценки, криминальные шаблоны поведения и ярлыки, соответствующие эмоциональные реакции и аффекты являются логическим завершением механизма вхождения аспектов криминального общественного мнения в сознание преступника.

По нашему мнению, формирование общественно приемлемого мнения в среде осужденных, содержащего уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, необходимо

60

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

начинать с развенчания криминального авторитаризма как системы управления, основанной на эзотерическом разрыве. Последнее понятие взято нами из сек-товедения и предполагает сокрытие от адептов сект истинных целей, которые преследуют их руководители [13].

В рассматриваемом аспекте важно отметить, что осужденные а priori не доверяют сотрудникам правоохранительных органов, поскольку их образ в значительной степени искажен средствами массовой информации и прежним социальным окружением, а потому такая информация будет категорически отвергнута осужденными [14]. Таким образом, при корректировке общественного мнения в среде осужденных важен принцип опо-средованности, предполагающий непрямое психолого-педагогическое воздействие сотрудников и отсутствие обратной связи, которая, вероятнее всего, была бы негативной реакцией на навязывание новых для осужденных критериев правильного образа жизни. Эта функция может быть реализована библиотеками исправительных учреждений в рамках части 2 статьи 110 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации через создание образовательной, познавательно-семантической, культурно-досуговой социально-информационной среды, в том числе посредством взаимодействия с общественными и религиозными организациями, родительским комитетом [15].

В частности, в рамках библиотеки важно погружать осужденных в новые для них общественные отношения через ежедневное новостное политическое информирование, помогая им перенаправить активность сознания из узкогедонистических потребностей на общественные и государственные интересы, расширить их мировоззрение, помочь осужденным по-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2019

чувствовать себя частью общества, гражданами государства. Также важно знакомить осужденных с героическими подвигами соотечественников, примерами из жизни людей, преодолевающих и преодолевших сложные обстоятельства жизни, в том числе осужденных. Для этого целесообразно использовать новостные ленты, информацию из социальных сетей, с сайтов, в том числе федеральных телерадиокомпаний, предоставляющих актуальную информацию с неискаженной интерпретацией фактов (например, сайт телерадиокомпании «Звезда», сайт информационного телеканала «ИТ»). Вместе с тем в аспекте заполнения экзистенциального вакуума необходимо обеспечить книжный фонд литературой, освещающей вопросы духовно-нравственного становления личности, логотерапии, оформить соответствующие тематические выставки, стенды с цитатами. Так, например, книга В. Франкла «Сказать жизни „Да"!» о преодолении автором испытаний концентрационных лагерей посредством воли к реализации смысла своей жизни поможет осужденным задуматься о необходимости его осознания, пересмотра и поиска, окажет необходимое сопровождение. Важно обратить внимание на подбор песен для трансляции по радио учреждения и музыкального оформления трудового процесса, праздничных и досуговых мероприятий (патриотические песни и песни о Родине И. Кобзона, О. Газманова, группы Любэ, классическая музыка); на подбор игровых и документальных фильмов, видеолекций, дающих ответы на наиболее значимые экзистенциальные вопросы (о смысле жизни, о сущности и значении служения Родине, обществу).

Таким образом, доведение до осужденных информации о социальной, физиологической и духовной природе криминаль-

61

ного мышления, разобранной до очевидности, и опосредованное формирование социально-конструктивного общественного мнения поможет переориентировать мышление и поведение осужденных в приемлемое для общества направление самореализации, изменит их отношение к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития. Наряду с библиотекой ИУ для оказания конструктивного влияния на общественное мнение осужденных в ИУ необходимо привлекать субъектов общественного воздействия [16] в соответствии с принципами опосредованности, гуманизации (преодоление последствий дегуманизации мышления осужденных), индивидуации (преодоление зависимости от деструктивного мнения группы), медиаторным принципом (обеспечение перехода от деструктивного общественного мнения осужденных через индивидуацию к конструктивному общественному мнению). Ф

1. Зимбардо Ф. Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев. 4-е изд. М. : Альпина нон-фикшн, 2017. С. 338, 347-362, 430.

2. Димитров А. В., Сафронов В. П. Основы пенитенциарной психологии. М., 2003.

3. Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Основы пенитенциарной психологии. М., 2001.

4. Пирожков В. Ф., Глоточкин А. Д. Исправительно-трудовая психология. М. : Академия МВД СССР, 1974. С. 256.

5. Зимбардо Ф. Указ. соч. С. 518.

6. Кибак И. А. Общественное мнение как критерий оценки эффективности законотворческой деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 1. С. 103.

7. Франц В. А. Управление общественным мнением : учеб. пособие. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. С. 116.

8. Статьи, посвященные анализу технологий, с помощью которых происходит внедрение различных идей в массовое сознание // Проект «Научи хорошему» : [сайт]. URL: https://whatisgood.ru/tag/texnologii ; Разборы популярных фильмов, в которых была выявлена пропаганда пошлости, наркотиков, извращений и других негативных смыслов // Проект «Научи хорошему» : [сайт]. URL: https://whatisgood.ru/tag/ploxie-filmy ; Идеи, которые пропагандируются через фильмы, мультфильмы и ТВ-шоу, транслируемые на канале СТС // Проект «Научи хорошему» : [сайт]. URL: https://whatisgood.ru/tag/sts (дата обращения: 22.08.2017).

9. Франц В. А. Указ. соч. С. 121.

10. Баранчик Ю. В. Окно Овертона: как работают информационные технологии по дегуманизации человека и общества // Столетие. 2014. 23 марта. URL: http://www.stoletie. ru/versia/_okno_overtona_603.htm (дата обращения: 22.08.2017).

11. Франц В. А. Указ. соч. С. 51.

12. Михайлов В. А. Общественное мнение: структурно-функциональный подход // Вестник ТвГУ 2015. № 2. С. 35, 36, 39, 43, 44.

13. Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. URL: http://www.e-reading.club/ chapter.php/108650/25/Dvorkin_-_Sektovedenie. html (дата обращения: 22.08.2017).

14. Латышева Л. А., Катанов А. В. Социокультурная и воспитывающая среда как средство профилактики криминальной субкультуры в местах лишения свободы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2016. № 4. С. 39.

15. Храброва Е. В. Организация воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в социальной среде воспитательной колонии // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2015. № 4. С. 97-101.

16. Майстренко Г. А. Общественное воздействие как основное средство исправления осужденных // Актуальные проблемы юриспруденции в современном мире : сб. статей по материалам VI Всерос. науч.-практ. конф. 2016. С. 183.

62

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.