PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY
УДК 159; ББК 88
DOI 10.24411/2658-63 8Х-2020-10111
© Нимировская Ю.К. 2020
FORMATION OF GENERAL CULTURAL COMPETENCE OF SPECIALISTS-PSYCHOLOGISTS FOR INTERNAL AFFAIRS BODIES IN THE COURSE OF STUDYING THE DISCIPLINE «ANATOMY AND PHYSIOLOGY OF THE CENTRAL NERVOUS SYSTEM»
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ-ПСИХОЛОГОВ ДЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ»*
Yuzefa K. Nemirovsky, Юзефа Казимировна Нимировская,
Associate Professor of the Department of Pedagogy and доцент кафедры педагогики и психологии
Psychology of the Saint-Petersburg University of the MIA Санкт-Петербургского университета МВД России,
of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences кандидат педагогических наук
Для цитирования: Нимировская Ю.К. Формирование общекультурной компетенции специалистов-психологов для органов внутренних дел в процессе изучения дисциплины «анатомия и физиология центральной нервной системы». Психология и педагогика служебной деятельности. 4/2020. С. 76-78.
Научная специальность: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии; 19.00.06 - Юридическая психология.
*Данная статья впервые бъта опубликована в электронном сборнике по материалам III Международной конференции «Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы», проходившей на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 19-20 июня 2019 г.
Abstract. The article examines the features of the formation of General cultural competence of psychologists for ATS in the process of studying the discipline "Anatomy and physiology of the Central nervous system". As a General result, the author notes that the presence of General cultural competence for a healthy lifestyle of a psychologist for the internal Affairs bodies is becoming the most important in educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia.
Keywords: General cultural competences, specialist-psychologist, Central nervous system.
Курсанты и слушатели Санкт-Петербургского университета МВД России в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования третьего поколения и рабочей учебной программы по специализации -Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов (иностранные слушатели СНГ) на первом курсе начинают освоение учебной дисциплины «Анатомия и физиология центральной нервной системы». В процессе обучения формируются не только фундаментальные знания, но и общекультурная компетенция, которая предполагает формирование
Аннотация. В статье исследованы особенности формирования общекультурной компетенции специалистов-психологов для ОВД в процессе изучения дисциплины «Анатомия и физиология центральной нервной системы». В качестве общего итога автор отмечает, что наличие общекультурной компетенции на здоровый образ жизни психолога для органов внутренних дел становится наиболее важным в образовательных организациях системы МВД России.
Ключевые слова: общекультурные компетенции, специалист-психолог, ЦНС.
умений организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни. Сотрудник органов внутренних дел наряду с образованием должен быть здоровым и соблюдать нравственные нормы, поэтому вопрос освоения данной компетенции является важным в профессиональной подготовке курсантов и слушателей для органов внутренних дел. Отношение курсантов и слушателей к своему здоровью проявляется в форме моделей поведения на сбережение и укрепление здоровья.
Само понятие «компетенция образования» как научная категория (competence - based
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
education) впервые появилось в 70-е годы XX века в США.
Проанализировав сущность понятия «компетенция», в качестве основных характеристик «компетенции» в психологии выделяют такие психические качества личности, как исполнительность, уравновешенность.
В своем исследовании И.А. Зимняя представила понятие «здоровья сбережения» и выделила такие характеристики, как «ценностно смысловой ориентации, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии», отнеся определение компетенции к самому человеку как личности. В русле концепции здорового образа жизни - это способность жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение, укрепление здоровья и на выполнение человеком его социально-биологических функций.
Как отмечает академик Амосов Н.М., «чтобы стать здоровым, нужны усилия самого человека. Величина усилий определяется стимулами, к которым относятся цели».
С целью реализации задачи по формированию культуры здорового образа в рамках учебной дисциплины «Анатомия и физиология центральной нервной системы», процесс обучения предусматривает активизацию деятельности обучающихся через:
Отбор материала, заданий, ситуационных задач.
Особенностью при формировании общекультурной компетенции является подбор и структурирование методического материала на семинарских и практических занятиях. Рассмотрим некоторые примеры.
При изучении темы «Оболочки головного и спинного мозга» особое внимание уделяется на роль ликвора, который содержат лимфоциты, обеспечивающие защиту от чужеродных веществ.
Тема «Симпатическая и парасимпатическая нервная система» ориентирует обучающихся на функциональное состояние организма в ситуации, угрожающей жизни или здоровью. Вегетативная нервная система оказывают непосредственное влияние на качество выполняемой деятельности курсанта - его служебной работы и учебы, чаще всего проявляются как реакция на ситуацию или деятельность и оказывают влияние на общее состояние организма. Также мы можем отметить влияние функциональных состояний вегетативной нервной системы на процесс личностного разви-
тия будущего сотрудника ОВД, а именно уверенность в себе, настойчивость, способность к противодействию нарушителям правопорядка.
Если в процессе эволюции активация симпатической нервной системы была жизненно необходима, то в настоящее время активация адренерги-ческой системы во время эмоционального стресса затрудняет человеку реализацию его социальных функций. Реакции, направленные в основном на повышение мышечной активности, вступают в противоречие с принятыми в обществе способами достижения целей. Наиболее отчетливо данный парадокс проявляется в конфликтных ситуациях, когда от человека требуется спокойствие, разумный анализ причины конфликта и рациональный поиск путей его разрешения. В то же время генетически детерминированные рефлексы организма запускают физиологические реакции, повышающие мышечный тонус, активизирующие сердечно-сосудистую систему и повышающие общую агрессивность человека и его тревожность. Таким образом, можно заметить, что в настоящее время речь часто идет о способности сознательными усилиями тормозить естественную активность симпатической системы, в том числе и психологическими методами
Знания свойств нервной системы, адаптационных возможностей организма позволяет понять, как действовать сотруднику полиции в стрессовой ситуации. При этом важно, чтобы эти примеры осмысливались курсантами и слушателями в процессе их решения.
Привлечение курсантов и слушателей к научно-исследовательской деятельности. Курсантами были выполнены научно-исследовательские работы по теме:
- «Исследование функционального состояния вегетативной нервной системы для двигательной активности курсантов-психологов». Результаты проведенного исследования подтвердили предположение о том, что чем больше курсант посвящает времени активной деятельности и чем больше он погружен в эту деятельность, тем устойчивее показатели вегетативной нервной системы.
- «Исследование психоэмоциональных состояний у курсантов - членов Школы Актива Санкт-Петербургского университета МВД России». Одним из важных аспектов работы является тот факт, что чем больше курсант посвящает времени университетской деятельности и чем больше он погружен в эту деятельность, совмещая ее с учебой и несением службы, тем выше его психоэмоциональное состояние.
- «Зависимость здоровья курсантов и слушателей от нравственности».
PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY
Формирование у курсантов и слушателей знаний о пагубном влиянии употребления наркотиков, алкоголя, курения.
Для более эффективного формирования общекультурной компетенции специалистам-психологам необходимо опираться на передачу обучающимся существующих в обществе ценностей здорового образа жизни. Важно обсуждать действие наркотиков, алкоголя, сигарет на мозг, которые воздействуют на нервную систему именно через синапс, поскольку здесь имеют место химические процессы передачи информации.
При изложении материала по теме: «Наркотики и их нейрохимическое действие» очень важно иметь обратную связь с аудиторией, сформировать понимание механизма воздействия наркотических веществ на психофизиологические процессы, раскрыть роль дофаминэргического механизма. Блокада соответствующих клеточных рецепторов наркотиками, алкоголем сопровождается эмоциональной заторможенностью, а при избыточных дозировках и депрессией. Аддиктивное поведение в свою очередь влияет на витальные функции, такие как сон, эмоциональное состояние, работоспособность.
Учебный процесс сопряжен с высокими эмоциональными и моторными нагрузками, умение управлять своей психикой и функциональным состоянием вегетативной нервной системы является показателем здоровья.
В этой связи, следует отметить, что в качестве прочной профессиональной базы будущим специ-
алистам-психологам необходимы не только знания о нейрофизиологических особенностях функционирования человеческого мозга как материальной основы психики, но и быть личностью здоровой с устойчивыми моральными взглядами и убеждениями.
Таким образом, наличие общекультурной компетенции на здоровый образ жизни психолога для органов внутренних дел становится наиболее важным в образовательных организациях системы МВД России.
Библиографический список
1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - 3-е изд. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 64 с.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования /И.А. Зимняя //Высшее образование сегодня. - 2003. - №5. -С.34-42.
3. Костина Л.Н., Перков А.А. Психолого-педагогические методы развития психологического потенциала курсантов // Вестник Московского областного филиала Московского университета МВД России. - 2016. - № 4. - С. 164-166.
4. Приказ МВД России от 10 августа 2012 г. №777 «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - URL: http/дгск.мвд.рф/.
Формирование познавательного интереса у курсантов-слушателей образовательных учреждений МВД России : монография / В. Ф. Родин. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 159 с. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.
Автор дает целостное представление о теории и современном понимании проблем формирования познавательного интереса обучающихся в вузах МВД России. В центре внимания находятся вопросы методологической теории и практики формирования познавательного интереса в комплексе мероприятий профессионального и личностного развития курсантов (слушателей).
Для профессорско-преподавательского состава, а также адъюнктов и курсантов (слушателей) вузов МВД России.
ФПРМИэОПДМ71Е ПОЭНДВ^.ТЕГ"ьНСГО ИНТЕРЕСА V КУРСДНТОВ1СЛШ1АТЕЛЕЧ) ОСРДЭОЗАТЕЛЬНьХ УЧРЕЖДЕНИИ МВД РОССИИ