Научная статья на тему 'Формирование общечеловеческих нравственных ценностей у младших школьников посредством программы «Дом Добрых Дел»'

Формирование общечеловеческих нравственных ценностей у младших школьников посредством программы «Дом Добрых Дел» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общечеловеческие нравственные ценности / программа «Дом Добрых Дел» / социальный проект / личностное развитие младших школьников / universal moral values / "House of Good Deeds" program / social project / personal development of primary school children

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева Татьяна Алексеевна

В статье представлена авторская программа «Дом Добрых Дел», посредством которой у младших школьников формируются общечеловеческие нравственные ценности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковалева Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF UNIVERSAL MORAL VALUES FOR YOUNGER STUDENTS THROUGH THE "HOUSE OF GOOD DEEDS" PROGRAM»

The article presents the author's program "House of Good Deeds", through which younger students form universal moral values

Текст научной работы на тему «Формирование общечеловеческих нравственных ценностей у младших школьников посредством программы «Дом Добрых Дел»»

УДК 159.9

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОГРАММЫ

«ДОМ ДОБРЫХ ДЕЛ»

Ковалева Татьяна Алексеевна (Рославль, Россия) - учитель начальных классов,

МБОУ «Средняя школа № 9», 15 микрорайон, дом 33

Аннотация.

В статье представлена авторская программа «Дом Добрых Дел», посредством которой у младших школьников формируются общечеловеческие нравственные ценности.

Ключевые слова: общечеловеческие нравственные ценности, программа «Дом Добрых Дел», социальный проект, личностное развитие младших школьников

FORMATION OF UNIVERSAL MORAL VALUES FOR YOUNGER STUDENTS THROUGH THE "HOUSE OF GOOD DEEDS" PROGRAM»

Tatyana Kovaleva (Roslavl, Russia) - primary school teacher, MBOU "Secondary school № 9", 15 microdistrict. house 33

Abstract

The article presents the author's program "House of Good Deeds", through which younger students form universal moral values.

Keywords: universal moral values, "House of Good Deeds" program, social project, personal development of primary school children

В настоящее время общество испытывает острую нужду в таких нравственных ценностях, как доброта, справедливость, честность, искренность, гуманность, ответственность, достоинство, милосердие, скромность, забота, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность. Проблема человека, его духовно - нравственного мира -одна из главных проблем, которые сегодня стоят перед родителями, классными руководителями и учителями.

Уважение к старшим, доброта и милосердие - великие общечеловеческие ценности. Именно они являются главными составляющими человеческой личности, поэтому одна из задач образовательных учреждений - научить детей быть милосердными, уметь сострадать и ценить такие человеческие качества, как доброта, дружба, человечность, которые существенно влияют на становление личности ребенка.

«Незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [5]

Младший школьный возраст является сенситивным для развития самосознания, самооценки, произвольности действий. Именно в связи с этим в данном возрасте необходимо активно развивать представление детей об общечеловеческих ценностях, их важности и значимости. «Опираясь на эти ценности, человек приобретает смысл жизни, испытывает добрые чувства, развивает в себе положительные качества, способен на высоконравственные поступки, становится счастливым» [3]

Строя воспитательную работу с младшими школьниками, автор разработала программу «Дом Добрых Дел». Цель программы: создать условия для воспитания нравственного, ответственного, инициативного человека, способного к сотрудничеству, умеющего работать

и общаться в коллективе, любящего свою Родину, заботящегося о своем здоровье, умеющего видеть прекрасное, стремящегося делать добрые дела. Программа «Дом Добрых Дел» включает в себя пять направлений: «Семья и семейные ценности», «Здоровье и здоровый образ жизни», «Труд и творчество», «Патриотизм», «Человечество». Возрастные модификации программы:

1 блок - 1-2 классы - «Учусь жить». В первом блоке идет подготовка к добрым делам и поступкам на материале притч, коротких поучительных рассказов и историй, в ходе обсуждения которых используется беседа, как средство усвоения младшими школьниками основных общечеловеческих ценностей. «Её дидактическая функция заключается в использовании знаний и личного опыта ребенка с целью активизации его познавательной деятельности. Совершенствуется мыслительный поиск и решение противоречивых задач, что обеспечивает самостоятельное оформление выводов, обобщений» [2]. В 1-2 классах обучающимися готовятся мини - проекты. 2 блок -3-4 классы - «Учусь жить и делаю полезное, доброе для окружающих и интересное для себя самого». Приоритетным видом деятельности учащихся в 3 - 4 классах является социально-преобразующая, значимая добровольческая деятельность - КТД, акции, проекты, исследования.

«Дом Добрых Дел» - это учебный кабинет в школе («место жительства») [4] , коллектив обучающихся, учитель, родители - «семья». В этом «доме» и происходят главные события классной жизни, которые существенно влияют на становление личности ребенка. Каждому ребенку предоставляется возможность определить для себя роль, характер своего участия и ответственности.

«В процессе любого вида деятельности нужно осуществлять широкий круг задач воспитания, связанных с формированием общественных ценностей, нравственных чувств и привычек, являющихся основой культурного поведения. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на ребенка, на его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него отношение к обществу, к людям, к труду, к своим обязанностям» [1].

Особая роль в программе отведена социальным проектам. Проект — это программа реальных действий, совместная деятельность, имеющая общую цель, направленная на достижение общего результата. Самое главное, чтобы дети не просто «реализовали» социальный проект, а получили уроки нравственности. При использовании проектной деятельности акцент делается на личностные характеристики обучающихся, что повышает мотивацию их деятельности. Дети опираются на собственный опыт, что способствует личностно-смысловому отношению к социальному проекту. Среди реализованных социальных проектов, особую значимость занимают проекты, связанные с участием в судьбе пожилых людей. В процессе таких проектов дети учатся простому человеческому общению, уважению к старшим и сохранению исторической преемственности поколений.

Посещение Смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Рославльский комплексный центр социального обслуживания населения» (СОГБУ «Рославльский КЦСОН») обучающимися МБОУ «Средняя школа №9» стало хорошей, доброй традицией. Стали традиционными социально-значимые проекты: «Старшее поколение - достойно уважения!» - ко Дню Пожилого человека, «Новогодние сюрпризы»- к новогоднему празднику, «Наши защитники»- к празднику «День Защитника Отечества», «Дорогие наши бабушки» - к празднику 8 марта, «Мы помним, мы гордимся»-ко Дню Победы.

Пример реализованного проекта ко Дню Пожилого человека: Социально-значимый творческий проект «Старшему поколению - почет и уважение». Цель проекта: формирование духовности, нравственно - патриотических чувств у детей младшего школьного возраста по отношению к старшему поколению. Актуальность: отсутствие тесного контакта детей со старшим поколением приводит к утрате семейных традиций, разрываются представления о преемственности поколений. В ходе подготовки проекта готовится концертная программа ко Дню пожилого человека, изготавливаются

поздравительные листовки, открытки; разрабатываются индивидуальные планы по оказанию помощи своим родным и знакомым дедушкам и бабушкам «Чем я могу помочь?». В ходе реализации проекта: 1.Выпущена газета «Наши дедушки и бабушки»; 2.Изготовлены и расклеены в общественных местах поздравительные листовки ко Дню пожилого человека; З.Сделаны поздравительные открытки и вручены пожилым людям; 4.Выступление с праздничной концертной программой в Центре для пожилых людей; 5.Организованы и проведены по индивидуальным планам общественно - полезные дела. Итоги работы над проектом: 1. Рефлексия (что удалось, что не удалось, получили ли удовлетворение от проекта и т.п.); 2. Отчет о проделанных общественно - полезных делах (посильная помощь по хозяйству)

Разработаны совместно с детьми и проведены следующие социальные проекты: «Мы с тобой, Донбасс!», «Мы помним, мы гордимся», «И дорога будет доброй», «Поможем тем, кому сейчас плохо»», Память сердца», «К родным истокам» и другие.

Для того, чтобы в целом иметь представление о результатах работы, была разработана целая методическая программа, включающая в себя методики (некоторые были модифицированы), взаимно дополняющие друг друга. В 3-4-х классах использовалась методика «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е. Щуркова (тест адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым); уровень школьной мотивации учащихся проводился по анкете Н.Г. Лускановой (модифицирована). Для выявления уровня воспитанности учащихся использовался комплекс диагностических методик: методика Н.П. Капустина «Мой герой», «Цветик-семицветик» (Г.Ф. Гаврилычев), «Пословицы» (С.М. Петрова).

Мониторинг личностного развития младших школьников доказывает положительные личностные изменения. Обучающиеся умеют давать оценку своим действиям; ориентируются в человеческих качествах, осознают значимость таких нравственных категорий, как добро, красота, истина; умеют действовать в группе, умеют выражать собственное мнение.

В результате работы с детьми по данной программе качественный сдвиг происходит в морально-нравственном поведении учащихся: к концу 4 класса почти все учащиеся принимают активное участие в проектах, получают удовлетворение от сделанного (по данной программе автор работает уже несколько лет).

На основе результатов исследования сделаны следующие выводы: положительных результатов удалось добиться в процессе проводимых в системе мероприятий по программе «Дом Добрых Дел».

Литература

1. Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста /Я.Л. Коломинский Е.А. Панько. - М.: Норма, 1998. - 345 с.

2. Круглов Б. С. Методика изучения особенностей формирования ценностных ориентации.// Диагностика и коррекционная работа школьного психолога./ Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1987. - 89 с.

3. Крючкова О.В., Хаткевич О.А. Нравственность в современном мире - Минск: Изд. ООО «Красико - Принт», 2013. - 128 с.

4. Степанов Е.Н. «Воспитательная система класса» - теория и практика -методические рекомендации, М.: Творческий центр «Сфера», 2005 - 160 с.

5. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей. М.: Просвещение, 2001. - 173 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.