Научная статья на тему 'Решение текстовых задач как механизм развития и воспитания нравственных качеств младших школьников'

Решение текстовых задач как механизм развития и воспитания нравственных качеств младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2551
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / PRIORITY DIRECTION / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ / TEXT TASKS / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / ACTIVITY OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихоненко Алевтина Варфоломеевна, Пуйлова Марина Алексеевна

В статье поднимается приоритетная проблема современной начальной школы: ориентация содержания образования на общечеловеческие ценности, обеспечивающие реализацию задач гуманизации обучения. Показана технология развития и воспитания нравственных качеств младших школьников в процессе обучения решению текстовых задач, которая должна вестись продуманно, целенаправленно, творчески. Статья будет интересна студентам педагогических учебных заведений, учителям начальных классов, методистам и всем тем, кто занимается проблемой нравственного воспитания школьников.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихоненко Алевтина Варфоломеевна, Пуйлова Марина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article is considered the priority problem of modern elementary school: orientation of the education to the universal values providing realization of problems of a humanization. The technology of development and education of moral qualities of younger school students is shown in this article. That technology in the course of text tasks training should be conducted elaborately, purposefully, creatively. This article will be interesting for the elementary school teachers, for students of pedagogical universities, primary school teachers, methodologists and all by that who takes up the issue of moral education of school students.

Текст научной работы на тему «Решение текстовых задач как механизм развития и воспитания нравственных качеств младших школьников»

• обеспечить целостную информационно-развивающую образовательную среду, путем объединения усилий педагогического, технического персоналов вуза;

• обеспечить построение учебных занятий на основе междисциплинарной интеграции с основными дисциплинами с целью расширенной информационной подготовки студентов.

Формирование информационной компетентности предполагает:

• освоение знаний и умений из области информатики и информационно-коммуникационных технологий;

• развитие коммуникативных способностей;

• умение ориентироваться в информационном пространстве, анализировать информацию.

Будущему педагогу необходимо освоить ряд умений - отбирать информационные технологии, электронные образовательные продукты; педагогически целесообразно использовать их в своей профессиональной деятельности, адаптировать их и даже совершенствовать.

Таким образом, в информационном обществе существенно необходимыми являются качественными перемены в системе образования, которые проявляются в ориентации процесса обучения на достижение ключевых компетентностей студентов в различных сферах жизнедеятельности, базирующейся на информационной компетентности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вакулова, О. В. Цель преобразований процесса обучения в информационном обществе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2005. - № 1. - С. 76-80.

2. Краевский, В. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / В. В. Краевский, А. В. Хуторской // Педагогика. - 2003. - № 2. - С. 3-10.

3. Роберт, И. В. теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические и технологические аспекты) / И. В. Роберт. - М.: ИИО РАО, 2007. - 234 с.

4. Царёва, М. И. Проблемы информатизации профессионального образования / М. И. Царёва, И. А. Стеценко. - LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH, 2012. - 178 с.

5. Царёва, М. И. Сущность категории «информационная компетентность» в системе высшего профессионального педагогического образования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2012. - № 5. - С. 186-191.

6. Царёва, М. И. Формирование информационной компетентности в системе непрерывного образования / М. И. Царёва, И. А. Стеценко // Мир Науки, Культуры, Образования. - 2012. - № 6. - С. 282-285.

УДК 372.016 ББК 74.262

А. В. Тихоненко, М. А. Пуйлова

РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье поднимается приоритетная проблема современной начальной школы: ориентация содержания образования на общечеловеческие ценности, обеспечивающие реализацию задач гуманизации обучения. Показана технология развития и воспитания нравственных качеств младших школьников в процессе обучения решению текстовых задач, которая должна вестись продуманно, целенаправленно, творчески. Статья будет интересна студентам педагогических учебных заведений, учителям начальных классов, методистам и всем тем, кто занимается проблемой нравственного воспитания школьников.

Ключевые слова: приоритетное направление, духовно-нравственное воспитание, текстовые задачи, деятельность учителя.

A. V. Tihonenko, M. A. Puilova

TEXT TASKS AS A MECHANISM OF DEVELOPMENT AND EDUCATION OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS MORAL QUALITIES

Abstract. In this article is considered the priority problem of modern elementary school: orientation of the education to the universal values providing realization of problems of a humanization. The technology of development and education of moral qualities of younger school students is shown in this article. That technology in the course of text tasks training should be conducted elaborately, purposefully, creatively. This article will be interesting for the elementary school teachers, for students of pedagogical universities, primary school teachers, methodologists and all by that who takes up the issue of moral education of school students.

Key words: priority direction, spiritual and moral education, text tasks, activity of the teacher.

Мыслители разных веков понятие нравственности трактовали по-разному. В древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось, что нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль, под которым понимаются определенные нормы, принципы, правила поведения людей, их мотивы, поступки, результаты деятельности, а также чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом) [12, 225-226]. Очевидно, что мораль является регулятором взаимоотношения людей. Руководствуясь моральными нормами общества, личность тем самым способствует его жизнедеятельности. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, формирует личность в соответствии со своим идеалом. Так, В. И. Даль толковал мораль как нравственное ученье, как правила для воли, совести человека. Нравственный в его понимании -«духовный, душевный, добродетельный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердца гражданина» [2, 558]. С годами понимание нравственности изменилось. С. И. Ожегов, нравственность понимает как внутренние, духовные качества человека, которыми он руководствуется, как этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Основным звеном духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является школа. В младшем школьном возрасте дети в различных ситуациях овладевают простыми нормами нравственности. В условиях современной школы, когда содержание образования значительно увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, особенно возрастает роль учебного процесса в нравственном воспитании. Поскольку нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам [9].

Особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика школьников протекает в процессе их многогранной деятельности (играх, учебе, экскурсиях и др.), в разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя, со взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание, по мнению Н. М. Болдырева, является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий [1, 102].

В системе нравственного воспитания, предложенного в конце XX века Н. Е. Ковалевым, Б. Ф. Райским, Н. А. Сорокиным, выделяется несколько аспектов, среди которых основными являются следующие: осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса - единство действий всех учащихся; использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием; взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей; последовательность развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей [3, 198].

В младшем школьном возрасте ребенок познает сущность нравственных категорий, учится оценивать их значение в поступках, действиях окружающих. Учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач. Учителю в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни, общественному труду принадлежит приоритетная роль. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а его результаты отсрочены во времени.

В условиях стремительно изменяющегося мира перед школой, учителями, преподавателями вузов стоит задача подготовки личности, умеющей адаптироваться в современном мире, быть готовым к различным изменениям. Главная задача, которую предстоит решить современному образованию, представляющему собой социально-генетический механизм постоянной передачи культуры последующим поколениям, - научить обучаемых жить вместе, развивая знания об истории, культуре, традициях, мышлении. Только на этой основе возможно становление личности: гражданина, патриота, интернационалиста. Отсюда следуют три основные задачи современного образования: научиться приобретать знания, научиться работать, научиться жить.

Ориентация содержания образования на общечеловеческие ценности обеспечивает реализацию задач гуманизации и гуманитаризации начального образования, снятие избыточной идеологизации и политизации обучения. В связи с этим в ФГОС школ России введены требования к уровню воспитанности выпускника начальной школы. Именно в начальной школе учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают способностью упорядоченного мышления, культурой речи и поведения, знакомятся с основами личной гигиены и здорового образа жизни. Для реализации этих общих задач карди-

нально изменяются приоритеты в целях начального образования: на первый план выдвигаются цели воспитания личности ребенка в процессе учебной деятельности.

Начальное образование может быть эффективным (то есть направленным на развитие личности младших школьников, раскрытие его способностей) только в том случае, если оно исходит из максимально точного учета их психологических особенностей.

При реализации ведущей роли обучения учитель продуманно, целенаправленно и творчески организует обучающее и воспитательное воздействие, несет ответственность за их эффективность. Конкретные формы и пути работы в этом направлении разнообразны: обучение в разновозрастных группах, где возможности и успехи ученика определяют степень его продвижения; использование специальных опорных схем, чертежей, замена отметки оценкой, взаимооценкой и самооценкой; опережающее обучение и др.

Адекватный подход к воспитуемому в современной системе образования заключается в том, что ученик рассматривается не как объект воспитательного воздействия, которым можно управлять, а как субъект процесса становления личности. Основной девиз педагогики сотрудничества можно было бы сформулировать так: «Нужно учить так, чтобы ученик желал познавать и хотел учиться». Такой подход характеризует пересмотр традиционной трактовки принципов доступности, наглядности и других, предполагающих, что учитель приспосабливается к изначально заданным способностям ученика. Идеи свободного выбора задания (А. Ф. Шаталов), самоуважения личности к себе, самооценки, саморегуляции (Ш. А. Амонашвили и др.) знаменуют поиск путей утверждения субъектности, творческой активности ученика. Поэтому важно, чтобы уничижение личности преодолевалось в процессе воспитания, который нередко неправомерно обособляется от обучения. Пересматривается, например, сложившаяся практика подавления личности коллективом: личность выступает самоценной, а коллектив способствует раскрытию ее потенциальных возможностей.

Необходимость воспитательной направленности учебных курсов начальной школы, в том числе и математики, объясняется тем, что в последнее время общество захлестнули серьезные социальные проблемы. Это постоянно возникающие в различных точках всего земного шара и в нашей стране военные конфликты, ломка старых режимов, сокрушение общественных идеалов. Наше государство стоит сейчас на такой ступени развития, когда старые идеалы утрачены и уничтожены, а новые еще не выработаны. В этой ситуации нравственность, её ценность и идеалы не только отошли на второй план, но и оказались полностью утраченными. Нынешнее поколение детей выросло бездуховным, безнравственным. Современные школьники не имеют представления о морали, её нормах. Многие из них не знают значения слов «честь», «совесть», «достоинство», «порядочность», «гражданственность», «патриотизм» и др. Младшие школьники не умеют правильно вести себя на улице и в школе, не умеют общаться друг с другом, с учителями, с людьми старшего возраста, не могут бережно обращаться с учебными принадлежностями и продуктами питания и многое другое.

Учителя начальной школы стараются проводить работу по формированию и развитию духовно-нравственных качеств во внеурочное время, используя для этой цели походы, экскурсии, утренники, обсуждения просмотренных фильмов и т.д. Использование таких методов, безусловно, дает положительные результаты. У учителя появляется возможность поработать с каждым учеником с учетом его индивидуальных особенностей, разъяснить моральные нормы, правила поведения, проверить их усвоение. Однако нельзя забывать о единстве обучения и воспитания. Воспитательные моменты незримо присутствуют и во время подготовки к уроку, и на уроке при обучении учащихся правильно, вовремя и аккуратно готовить свое рабочее место, и при ответах учащихся, когда учитель учит слушать и слышать друг друга, не перебивая, ждать очереди для выступления, уважать мнение других. Выполнение самостоятельной работы формирует у учащихся умение сосредоточиться, не отвлекать других, верить в свои силы и возможности.

Математика с её точными формулами, определениями, терминами дает богатейший материал для нравственного воспитания учащихся. Помощниками учителя начальной школы при изучении математики являются текстовые задачи, их разбор и решение. Текстовые задачи - это одновременно средство воспитания нравственных качеств детей и средство формирования и развития у них познавательного интереса. Задачи воспитывают волю и настойчивость, стимулируют внимание и воображение, развивают творческое мышление. Связанные с достижениями современной науки, культуры, они расширяют эрудицию школьников [11, 11]. Упражнения в решении текстовых задач способствуют пробуждению интереса к процессу поиска решения задачи. Работа над решением задачи дает учащимся возможность испытать глубокое удовлетворение, связанное с удачным решением. Кроме того, оформление решения задачи в виде краткой записи или графической иллюстрации прививает учащимся аккуратность и способствует выработке точности мышления. Поиск путей решения, обоснование выбора действий благотворно влияет на воспитание математической культуры мышления. И, наконец, именно текстовые задачи содержат богатый жизненный материал, который может служить для воспитания духовно-нравственных качеств младших школьников: чувства коллективизма, дружбы, взаимопомощи, любви и уважения к Родине, к её историческому прошлому, к

людям старшего возраста, родным и близким, воспитания культуры поведения, бережного отношения к продуктам питания и вещам, бережного отношения к окружающей среде - животному и растительному миру.

На решение текстовых задач отводится большая часть учебного времени, поэтому у учителя достаточно возможностей для воспитания нравственных качеств младших школьников.

Анализируя содержание текстовых задач действующих ныне учебников по математике, мы пришли к выводу, что они не в полной мере соответствуют воплощению идеи духовно-нравственного воспитания младших школьников в учебном процессе. При первом знакомстве с содержанием некоторых текстовых задач очевидна узость их тематики. На протяжении всех лет обучения в начальной школе учащиеся решают задачи о посадке дубов и лип, о покупке тетрадей и карандашей по ценам, не соответствующим современным, и т.д. Например, «За альбом для рисования, краски и кисточку Ира уплатила 30 р. Альбом стоит 10 руб., а краски - 12 руб. Сколько стоила кисточка?» [5, 66]. Использование подобных задач в практике современной начальной школы нецелесообразно.

Позитивная воспитательная направленность содержания текстовых задач может представлять собой направленность на воспитание патриота и гражданина, направленность на воспитание нравственности или на привитие этических норм, направленность на развитие мышления и речи и т.п. Среди текстовых задач есть такие, которые способствуют идее нравственного воспитания младших школьников. Например, «Из 1 кг макулатуры можно изготовить 25 школьных тетрадей. Сколько тетрадей можно изготовить из 1 ц макулатуры? Из 1 т макулатуры?» [7, 54].

Задачи такого характера способствуют воспитанию таких нравственных качеств младших школьников, как бережное отношение к природным ресурсам страны, её недрам.

Среди текстовых задач есть задачи, воспитывающие уважение к труду. Они учат работать с полной отдачей сил, постоянно повышая производительность труда, перевыполняя планы. Например, «Бригада токарей перевыполнила задание на одну пятую его часть. Сколько деталей изготовила бригада, если задание составляло 800 деталей? 1000 деталей?» [8, 89].

Есть в учебниках задачи, воспитывающие любовь к Родине, гордость за научные достижения и открытия, которые были сделаны в нашей стране. Например, «Полет первого в мире космонавта Юрия Гагарина продолжался 108 минут. Сколько это часов и минут?» [6, 75].

С полным основанием мы можем утверждать, что в действующих ныне учебниках математики для начальной школы только единицы задач, которые соответствуют воплощению в жизнь идеи духовно-нравственного воспитания. Остальные задачи можно только условно отнести к проблеме нравственного воспитания. И для этого потребуется большое мастерство и талант учителя. Однако правильное использование даже небольшого количества задач с текстами воспитательной направленности дает возможность на уроках математики решать задачи духовно-нравственного воспитания учащихся. В этом плане мы предлагаем задачи группировать следующим образом:

1. Задачи о труде, воспитывающие бережливость, ответственность, рациональность, уважительное отношение к трудовой деятельности и её результатам, к людям труда.

2. Задачи, отражающие достижения науки, техники, освоения космоса, трудовую жизнь людей и

подготовку к ней подрастающего поколения.

3. Задачи, нацеленные на формирование духовных интересов школьников, воспитывающие способность восприятия чувства эстетической красоты, чувства меры, пропорции, четкость, аккуратность (к такому виду задач, как правило, принадлежат задачи геометрического характера).

4. Задачи, направленные на экологическое воспитание младших школьников, связанные с охраной

окружающей среды, формирующие чувства любви к животным, бережное отношение к природе, понимание её красоты.

5. Задачи, прививающие интерес к спорту и воспитывающие такие волевые качества, как упорство и терпение в достижении цели, честность в борьбе, справедливость, ответственность за порученное дело.

6. Задачи о связи обучения с жизнью: об участии в общественно-полезном труде школьников, сборе лекарственных трав, металлолома, макулатуры, о проведении спортивных соревнований, походов, экскурсий, о посещениях театра, кино, музеев и др.

7. Задачи экономического содержания, направленные на воспитание и формирование основ экономического мышления.

Учителя начальных классов, используя содержание текстовых задач, систематически и целенаправленно воспитывают у своих учеников высокие духовно-нравственные качества. Особенно успешно эту работу осуществляют учителя школ г. Таганрога и сельских районов Ростовской области: Н. М. Балуева, Т. В. Богомолова, Т. Г. Васько, Е. В. Ильина, Н. А. Коваленко, Т. И. Ковалёва, Т. С. Комаркова, Н. В. Лободина, С. Л. Налесная Г. Г. Отрубова, А. А. Саакова, Г. Б. Си-дельникова, Е. С. Потапова, Л. Н. Полторацкая, Е. В. Стецко и др. Учителя творчески подходят к изложению математического материала, стараются сделать математику с её законами и свойствами своеобразной, активной помощницей в воспитании нравственных качеств младших школьни-

ков. В целях воспитания нравственных качеств младших школьников ими используются: вводные беседы с целью разбора и уточнения содержания, предназначенных для решения арифметических задач; коллективная работа учащихся на уроке; составление учащимися задач по определенной теме, связанной с жизнью людей города, района, фермерского хозяйства данной местности; внеклассная работа по математике, предусматривающая развитие творческих способностей учащихся; иллюстративный материал учебника, наглядность, возможности компьютерных технологий и др.

Рассмотрим, например, как во время бесед можно воспитывать у младших школьников доброжелательное отношение к труду. В этом учителю помогают задачи типа: «На хлебозаводе из 171 кг муки испекли хлеб, хлебоприпек составил пятую часть всей муки. Весь испеченный хлеб отправили в 12 магазинов. Сколько килограммов хлеба получил каждый магазин?».

Во время решения аналогичных задач, мы рекомендуем в течение полутора минут провести беседу о хлебе: «То, что у тебя и других есть сегодня хлеб, - результат усилия всего народа. Нелегок труд земледельца. Всем каверзам и капризам природы открыто поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Так нужно поступать всем. Учитесь ценить труд хлеборобов. Ведь только благодаря их нелегкому труду крошечное зернышко, пройдя длинный путь, превращается в хлеб. Берегите хлеб!». Такая эмоциональная беседа надолго запомнится учащимся и достигнет своей цели. В. А. Сухомлинский по этому поводу говорил, что слова патриотизм, Родина, гражданин связываются в его представлении с тремя другими понятиями: народ, труд, хлеб. Это и есть три могучих корня гражданственности.

С интересом учащиеся решают задачи, в которых идёт речь об учении и полезных делах сверстников, например, задачи об оказании помощи ветеранам войны; о сборе лекарственных трав; о работе на пришкольном участке, школьной библиотеке; о сборе металлолома; о сборе макулатуры и др. Например, при решении задачи «Школьники собрали 56 кг 800 г макулатуры. Из этой макулатуры при переработке получилась писчая бумага, которая составила 3/5 массы макулатуры. Сколько тетрадей выйдет из полученной бумаги, если одна тетрадь весит 30 г? Сколько учеников можно обеспечить этими тетрадями, если одному ученику на год нужно 16 тетрадей?», возможно провести беседу: «Несмотря на то, что нашу страну называют лесной державой, следует разумно использовать её лесные богатства. Каждый год в нашей стране печатается огромное количество книг, газет, журналов, тетрадей. Представьте, сколько необходимо древесины, чтобы изготовить столько бумаги. Поэтому вы должны принимать активное участие в сборе макулатуры, из которой потом делают бумагу. Участвуя в сборе макулатуры, вы поможете сохранить огромные площади древесных насаждений».

В учебниках «Математика» имеются задачи о достижениях науки в области освоения космического пространства.

На одном из уроков, целью которого является научить детей практически решать задачи на время с помощью часов и табеля-календаря, учителя могут поставить задачу формирования у учащихся чувства гордости за свою Родину, имеющую большие достижения в освоении космического пространства. С этой целью перед решением задачи о полёте первого человека в мире в космос можно провести беседу: «Очень важное событие произошло 12 апреля 1961 года. Когда объявили, что Ю. А. Гагарин в космосе, мир на мгновение замер. Все 108 минут, в течение которых Гагарин летал в космосе, были минутами напряженного ожидания, волнения. Но вот по радио сообщили, что Юрий Гагарин благополучно приземлился. Радости и восторгу людей не было предела. Совершенно незнакомые друг другу люди целовались, обнимались, все смеялись и рукоплескали. Всё прогрессивное человечество рукоплескало России. Рукоплескали смелому человеку, ученым, конструкторам, рабочим и инженерам, обеспечившим первый полет человека в космосе. Эти незабываемые 108 минут явились началом новой эры развития человечества. Они продемонстрировали силу и мощь Российского государства» [10, 76]. Сообщение заняло 2 минуты, но оно помогло учащимся представить эти 108 минут в жизни летчика-космонавта, в жизни нашего народа, лучше осознать историческое значение первого космического полета, открывшего человечеству путь в космическое пространство.

Содержание такой беседы не может оставить ребенка равнодушным слушателем. Насыщенная богатым материалом, сопровождаемая иллюстрациями слайдов, беседа становится мудрым помощником учителя.

В настоящее время в условиях экологического кризиса острой является проблема охраны природы. Поэтому важна воспитательная работа по формированию у учащихся любви к природе, бережного отношения к ней. Мы рекомендуем составлять задачи по рисункам, схемам, кратким записям, выражениям, в которых говорится о бережном отношении к природе, заботе о животных, о помощи им и т.д., так как такие задачи способствуют не только осознанию хода их решения, но и развитию творческого воображения младших школьников, расширению их кругозора, укреплению связи обучения с жизнью. Кроме того, позволяют ученику в большей степени, чем в готовой задаче, проявлять самостоятельность мышления.

Приемы, которые могут использовать учителя, чтобы помочь учащимся составить задачи, разнообразны. 1) беседы на соответствующие темы (перечень городского и сельского строительства, достижения близкого им фермерского хозяйства, сбор урожая, участие в общественно-

полезном труде и т.д.); 2) самостоятельный сбор материала самими учащимися (вырезки из газет, журналов, сообщения по радио); 3) беседы учащихся с родителями об особенностях их профессии (они сближают родителей с детьми и способствуют формированию профессиональных увлечений школьников).

Поскольку текстовых задач, направленных на воспитание духовно-нравственных качеств младших школьников, в учебниках в целом недостаточно, мы разработали систему задач, ориентированных на воспитание духовно-нравственных качеств младших школьников, и составили тексты бесед, которые учитель может использовать в практической деятельности при их разборе и решении.

Основные направления, по которым мы рекомендуем осуществлять духовно-нравственное воспитание младших школьников с учетом современной действительности, определяются следующим образом: воспитание интернационализма, патриотизма; трудовое воспитание; экологическое воспитание; воспитание культуры поведения; воспитание уважения к историческому и культурному наследию Родины; воспитание чувства гордости за достижения науки и техники при решении задач; воспитание уважительного отношения к людям различных профессий при решении задач; воспитание бережного отношения к хлебу; воспитание культуры поведения. Воспитание уважительного и заботливого отношения к родным, близким, к людям пожилого возраста; воспитанию культуры поведения в общественных местах, в отношениях с одноклассниками, товарищами, взрослыми; соблюдению правил дорожного движения; воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи и др.

В системе работы учителя воспитание интернационализма, патриотизма, гордости за свою родину могут быть реализованы задачи нравственного воспитания младших школьников на уроках математики в процессе решения текстовых задач, связанных с понятием «площадь», например: Задача 1. «Площадь территории США 9 млн. 4 тыс. км2. На сколько она меньше площади территории России, если площадь России равна 17 млн. км2».

Беседа. Россия - это страна огромных лесов, необъятных лугов и степей, прозрачных рек и озер. Как любой человек, каждый россиянин любит свою Родину. Многие поэты и писатели выражали эту любовь в стихах. Россия - удивительная страна. На её долю выпало множество испытаний: 400 лет она была под татарским игом, в 1812 г. воевала с Наполеоном, в 1941-1945 г.г. оборонялась от немецких завоевателей. Каждый раз враги полностью опустошали и, казалось, уничтожали свободолюбивую страну, но всякий раз она, несмотря ни на что, поднималась из руин, расцветала снова.

И сейчас мы должны верить в свою страну, в её народ и в самих себя. Мы можем и должны сделать нашу Родину богатой и процветающей.

Задача 2. «Великая Отечественная война началась в 1941 году и длилась 4 года. За 2 года до её окончания произошла Сталинградская битва. В каком году произошла эта битва, и когда закончилась война?».

Беседа. - Мы с вами живем в стране с богатейшей историей. Россия на протяжении своего существования вынесла множество испытаний. Это и войны, и восстания, и бунты, но никому и никогда не удалось поставить Россию на колени. Враги сжигали её города и села, но она поднималась из пепла. Народ, живущий в России, очень силен духом.

Какие бы тяготы и лишения ни переносили люди, все они, как один, и старый, и молодой поднимались на защиту Родины, если Родина была в опасности. Все вы, конечно, слышали и многое знаете о Великой Отечественной войне, которая длилась 4 года и унесла миллионы жизней, но в которой наш народ все же оказался победителем. Во время этой войны произошло много решающих сражений и битв, которые говорят о мужестве и силе духа нашего народа, народа России.

Трудовое воспитание. Задачей трудового воспитания является формирование у младших школьников трудолюбия, элементарных трудовых навыков, навыков самообслуживания. Особо важное значение имеет трудовое воспитание для формирования многих нравственных качеств личности, а также чувства ответственности, коллективизма. Эта работа должна пронизывать всю систему учебных и внеучебных занятий, поэтому и на уроках математики учитель обязан уделять внимание трудовому воспитанию. Эта проблема достаточно легко решается в процессе обучения решению текстовых задач, фабулы которых отражают труд взрослых и детей. Покажем, как учитель начальной школы может решать эту проблему в процессе решения текстовых задач, связанных с понятиями «масса» и «емкость».

Задача 3. «В один день лесорубы с помощью машин повалили 4 т леса, а на следующий - на 2 т больше. Сколько из этой древесины получится карандашей, если известно, что на изготовление 1 карандаша требуется 20 г древесины?».

Беседа. - В жизни нас окружает мир вещей. Это вещи самые разные, и относимся к ним мы не всегда бережно. А сколько труда стоит создание этих предметов людям, которые заняты их производством: швеям, которые изготавливают одежду, работникам типографии, которые печата-

ют книги, рабочим фабрик, выпускающим ручки, пеналы, карандаши, портфели. Возьмем, например, простой карандаш. Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, сколько людей трудились для того, чтобы у вас на партах появились красивые новые простые карандаши. Это и лесорубы, добывающие лес для корпуса карандаша, и геологи, ищущие графит для стержня, и художники, делающие их яркими и красивыми.

И если мы возьмем любой предмет, мы увидим, сколько людей вложили сил в свой труд, чтобы эта вещь, предмет появились в нашем обиходе. И прежде чем сломать или выбросить вещь, вспомните людей, которые трудились над её созданием, подумайте, стоит это делать или нет. Представьте, что мы лесорубы и вкладываем частичку своего труда в изготовление карандашей. А теперь перейдем к решению задачи.

Бережное отношение к хлебу воспитывается при решении задач, типа: Задача 4. «В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 50 г?».

Беседа. - Погублена целая буханка! А сколько их в неделю выбросил целый класс? Ведь в школе не один класс, и школа не одна в городе! Представьте себе, сколько хлеба мы выбрасываем. Это надругательство, потому что хлеб - главное богатство в жизни человека. «Хлеб всему голова», - гласит пословица. Как вы понимаете эту народную мудрость? (- Без хлеба нет жизни.) Небрежно к нему относиться - преступление. Берегите хлеб!

Воспитывают уважительное отношение к родным, близким, к людям пожилого возраста аналогичные задачи типа:

Задача 5. «Вова с бабушкой возвращались с рынка. Бабушка несла тяжелые сумки, а Вова весело бежал впереди и ел мороженое. Расстояние между рынком и домом 3 км. На сколько минут Вова пришел домой раньше, если он шел со скоростью 4 км/ч, а бабушка - со скоростью 2 км/ч?».

Беседа. - Все ли в поведении Вовы вам нравится? Что именно не нравится? (- Вова должен был помочь бабушке нести тяжелые сумки.)

- Как при этом чувствовала себя бабушка? (- Ей, наверно, было тяжело и обидно, что у неё такой беззаботный внук.)

- Как вы думаете, легко ли быть взрослым? Почему? (Ответы детей.)

- Да, взрослые могут пойти с тобой в цирк, подарить щенка. Они пекут хлеб, шьют одежду, кормят вас кашей или покупают мороженое, рубят деревья, строят дома и заводы, играют в театре. Но взрослым быть очень трудно: нужно уметь делать все. Вы это поймете, когда вырастите. А пока знайте, что взрослые очень нуждаются в вашем внимании, ваше заботе. Но как о них позаботиться? Подумайте, посмотрите вокруг добрым и внимательным взглядом. Может быть, надо отыскать потерянные дедушкой очки? Или подать старшей сестре ножницы? Или помочь бабушке донести сумки? Таких маленьких обычных дел случается в день очень много. Но в каждом таком деле, словно невидимый огонек, спрятана ваша доброта.

У учителя появляется возможность провести работу по воспитанию чувства коллективизма, взаимопомощи, решая задачу вида:

Задача 6. «В межрайонных соревнованиях по спортивной ходьбе принимали участие 3 человека. Участники стартовали в одно и то же время, выйдя из пункта А и направляясь в пункт В. Первый участник соревнований двигался со скоростью 8 км/ч, скорость второго на 2 км/ч меньше, чем первого, третьего - на 1 км/ч меньше, чем скорость второго. На двадцатом километре первый участник вывихнул ногу и дальше двигаться не мог. Когда третий участник дошел до этого места, он потратил 30 мин на оказание помощи товарищу, а затем продолжил путь и находился в пути еще 6 часов. Каково расстояние между городами? Возможно ли было оказать помощь пострадавшему раньше? Если да, то на сколько минут раньше?

Беседа. - Кто победил в этих соревнованиях? (- Второй участник.)

- Значит, он у нас герой, и вся слава принадлежит ему? (- Нет.)

- Верно, похвалить можно только третьего участника соревнований, который, кроме спортивных достоинств, сумел сохранить в себе человеческие качества - доброту, сострадание, взаимопомощь. Несмотря на то, что не он пришел первым, он нам более симпатичен. Ведь спорт - это испытание не только спортсмена, но прежде всего человека, и наши герои прошли это двойное испытание - на силу, выносливость и на человечность.

Третий участник тоже победитель: он прошел все 50 км и, кроме того, подтвердил свое право называться человеком. Человечность - это важное и необходимое качество, которое должно быть у каждого из нас.

В процессе решения задачи 7 воспитывается бережное отношение к окружающей среде: «Уходя на прогулку в 16.00, Коля забыл закрыть водопроводный кран. К тому времени, когда он вернулся домой в 18.15, из крана вытекло 450 л воды. Сколько литров воды вытекало напрасно каждые 5 минут, 9 минут, 15 минут, 1 час?»

Беседа. - Без воды нет жизни на Земле. Установлено, что большую часть тела человека составляет вода. Так, если человек весит 70 кг, то 50 кг из них составляет вода. Люди могут прожить без пищи несколько недель, а без воды только 2-3 дня. Без воды не могут жить животные. Слону в сутки требуется 90 л воды. Без воды не растут растения, не могут работать заводы и фабрики. Вода расходуется на выплавку стали, производство бумаги, согревает дома, помогает вырабатывать электроэнергию. С использованием воды мы готовим пищу, водой моем, стираем. Воду пьем. Не случайно люди издавна селились только там, где есть вода. На Земле много воды - это моря и океаны. Но эту воду человек не может использовать, так как она соленая, а пресной воды на Земле не так уж много. На каждые 100 л соленой воды приходится 2 л пресной, и то большая её часть содержится в ледниках. Поэтому воду мы должны беречь. Нельзя расходовать её понапрасну! (Решается задача.)

- Часто ли мы встречаемся с таким явлением? (- Да.)

- Нельзя равнодушно смотреть, как понапрасну вытекает вода из неисправного крана или водопроводной колонки, нельзя оставлять их отрытыми; увидев «плачущий» кран, немедленно закройте его.

Очевидно, что задача воспитания экономиста, бизнесмена, мененджера, врача и просто человека должна природообразно и вместе с тем целесообразно совмещаться с решением задачи воспитания патриота и гражданина, отца и сына, скульптора и музыканта, театрала и книголюба и т.д. Разрабатываемая в настоящее время теория развития ключевых нравственных компетенций практически вооружает учителя необходимым понятийным аппаратом для усиления педагогического (воспитательного) аспекта его профессиональной деятельности. Педагогический аспект информативного компонента технологии обучения вообще, решения текстовых задач в частности, ориентированный на развитие нравственных качеств личности, реализуется в процессе учебной деятельности учителя и учащихся.

На основе результатов исследования нами сделаны выводы: эффективность нравственного воспитания школьников значительно повышается при создании педагогических условий для развития мотивационной, содержательной и операционной сторон учебной деятельности; ориентация содержания образования на общечеловеческие ценности обеспечивает реализацию задач гуманизации и гуманитаризации начального образования, снятие избыточной идеологизации и политизации обучения; реализация ведущей роли обучения должна вестись учителем продуманно, целенаправленно, творчески организуя обучающее и воспитательное воздействие на нравственные качества личности субъекта обучения.

В XXI веке образование должно стать открытой системой для всех потребителей: учеников, родителей и членов их семей, общества, государства в лице политиков, руководителей и работодателей. А это значит, что концепция оценки качества образования должна претерпеть заметные изменения: критерием оценки качества образования будет являться не только и не столько сумма полученных учащимися знаний, сколько умение применять полученные знания в практике частной и коллективной жизни, в экономике и бизнесе, в менеджменте и иных видах деятельности. Результаты исследования подтвердили закономерность, сформулированную В. А. Сухомлинским: «Если человека учат добру - ... в результате будет добро». Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в различных формах учебного процесса, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Наблюдения и обобщение опыта работы в начальной школе позволили выявить направления деятельности учителя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе обучения решению текстовых задач.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нам удалось классифицировать текстовые задачи по различным направлениям, отраженным в Примерной основной общеобразовательной программе; составить фабулы арифметических текстовых задач, направленных на воспитание нравственных качеств младших школьников; разработать систему бесед, направленных на развитие ключевых нравственных компетенций младших школьников.

Очевидно, что образовательные и воспитательные задачи обучения математике должны решаться комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. Заметим, что в организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование информационных технологий. Представленное исследование позволяет сделать вывод, что для развития мотивационно-волевой сферы личности учащегося в процессе обучения математике важно создавать ситуации, в которых он познает разнообразие математических отношений в реальной жизни, приобретает уверенность в своих силах при решении поставленных задач, развивает волю и настойчивость, умение преодолевать трудности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Болдырев, Н. М. Нравственное воспитание школьников / Н. М. Болдырев. - М.: Просвещение, 1979.

2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. - М.: Русский язык, 1979. - Т. 2.

3. Ковалев, Н. Е. Введение в педагогику / Н. Е. Ковалев, Б. Ф. Райский, Н. А. Сорокин. - М.: Просвещение, 1987.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М., 2010.

5. Математика: учебник для 2 кл. нач. шк.: в 2 ч. / М. И. Моро и др. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - Ч. 2.

6. Математика: учебник для 3 кл. нач. шк.: в 2 ч. / М. И. Моро и др. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - Ч. 1.

7. Математика: учебник для 4 кл. нач. шк. : в 2 ч. / М. И. Моро и др. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2003. - Ч. 1.

8. Математика: учебник для 4 кл. нач. шк.: в 2 ч. / М. И. Моро и др. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - Ч. 2.

9. Стандарты второго поколения. Начальная школа. - М.: Просвещение, 2010.

10. Тихоненко, А. В. Нравственное воспитание учащихся в процессе решения текстовых задач // Начальная школа. - 2001. - № 8.

11. Тихоненко, А. В. Обучение решению текстовых задач в начальной школе / А. В. Тихоненко. - 2-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

12. Философский словарь. - М., 1981.

УДК 37 ББК 74.200.51

Н. В. Фоменко

АДАПТАЦИЯ РУССКИХ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ ВОСПИТАНИЯ К НРАВСТВЕННОМУ ФОРМИРОВАНИЮ СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В работе освещены традиции русской народной педагогики. Описано их развитие и применение в образовательном процессе в разные исторические периоды. Показаны примеры адаптации передового педагогического опыта к современной воспитательно-образовательной системе.

Ключевые слова: гуманизм, младшие школьники, народная педагогика, нравственные качества, традиции воспитания.

N. V. Fomenko

ADAPTATION OF HUMANISTIC TRADITIONS OF UP-BRINGING IN FOLK PEDAGOGICS TO THE MORAL DEVELOPMENT OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Abstract. The article lays bare the traditions of Russian folk pedagogic science. It describes the development and application to the process of up-bringigng in the different historic periods. It shows the examples of adaptation of world pedagogical experience to the modern up-bringigng and educational system.

Key words: humanism, junior schoolchildren, folk pedagogics, moral qualities, traditions of upbringing

До нас дошло мало прямых свидетельств об укладе жизни наших предков, о традициях воспитания, которые они использовали много веков назад. Но современные науки (археология, история, этнография, лингвистика, фольклористика, этимология, языкознание...) располагают достаточным материалом для того, чтобы представить процесс передачи жизненного и социального опыта, знаний, умений и навыков нравственного поведения от старших поколений к младшим.

Народная педагогика возникла в глубокой древности. К. Д. Ушинский писал, что «воспитание существует в русском народе столько веков, сколько существует сам народ» [8, 48]. Составитель учебного пособия «История педагогики в России» С. Ф. Егоров пишет в нем, что «до начала Х века восточнославянские этносы прошли длинный путь своего развития. Таким же длинным было и развитие воспитания» [8, 4].

Народная педагогика и ее использование в воспитании имеет свою историю: не всегда она применялась в полной мере, в истории государства были периоды активного влияния различных культур на русскую, многократно происходило уподобление западному образу жизни, заимствование традиций воспитания у других государств, в частности, скандинавских, византийских, татарских, французских, немецких, английских, южнославянских.

Огромное влияние на культуру языческой Руси оказало принятие в 988 году, по официальным данным, Владимиром Святославовичем христианской веры, которое стало эпохальным событием для русского государства. Языческие традиции воспитания подверглись глубокому изменению и переосмыслению. Доцент педуниверситета г. Рязани А. Н. Алексеева утверждает, что новая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.