В работе представлен практический опыт внедрения в учебно-воспитательный процесс массовой общеобразовательной школы технологий развивающего обучения, направленных на снижение дистресса при переходе из начальной в основную школу, на формирование у детей представления о сущности предметов программы основной школы и взаимосвязей между ними.
Фролов Александр Александрович
доктор физ.-матем. наук, профессор научный руководитель МОУ СОШ № 65 Мухина Светлана Сергеевна
директор МОУ СОШ № 65 г. Екатеринбург [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Как обеспечить снижение дистресса при переходе учащихся из начальной в основную школу за счет внедрения технологий развивающего обучения?
Ключевые слова: технологии развивающего обучения, снижение дистресса, формирование образовательной и социальной компетентностей.
Программа развития МОУ СОШ №65 г. Екатеринбурга формулируется как «Формирование образовательной и социальной компетентности обучающихся через внедрение в учебно-воспитательный процесс технологий развивающего обучения». Уже само название программы указывает на множественность возможных технологий, удовлетворяющих требованиям развивающего обучения. Так, например, в школе разрабатывается образовательная мотивационная технология, направленная на снижение уровня дистресса обучающихся, возникающего в результате дифференциации образовательных предметов при переходе из начальной школы в основную, а также другие технологии. На этом фоне концентрация усилий педагогического коллектива или его части на одной из возможных технологий развивающего обучения, на уточнении перспектив такой технологии и возможностей ее трансляции - задача, не только не противоречащая программе развития школы, но и находящаяся непосредственно в русле этой программы [1,2,3].
Федеральный государственный стандарт общего образования декларирует в качестве своей важнейшей цели создание и обеспечение новой культуры, образовательной среды школы. В связи с этим «основой построения содержательной составляющей стандарта явилось формирование «компетентности к обновлению компетенций» и стимулирование мотивации к обучению на разных этапах развития личности обучающихся». С этой позиции была введена в стандарт второго поколения Программа формирования универсальных учебных действий, которая представляет собой не что иное, как попытку создания развивающего обучения, в
том числе - за пределами начальной школы, где такую практику можно считать уже сложившейся [4,5,6,7].
Здесь возникает основное противоречие в практике общего образования - между требованием к научности знания и путей его формирования, с одной стороны, и отсутствием методологических, методических и технологических возможностей такого формирования в настоящее время - с другой стороны.
Таким образом, очевидно, что обучать следует не «усвоению понятий», а их формированию в соответствии с контекстом познавательной деятельности. Без понятийной определенности в любой области знания предмет осмысления и понимания отсутствует. Все это в полной мере распространяется на преподавание предметов общеобразовательной программы.
Практика работы с учителями и учащимися показала, что представление о законе и его сущности в общеобразовательной школе в принципе отсутствует. Закон есть наше формализованное модельное представление о необходимой, существенной, устойчивой и воспроизводимой причинно-следственной связи между явлениями. Поэтому изучение законов в составе предметов преподавания должно быть направлено не на их «усвоение» (т.е. запоминание), а на формирование компетентности в области установления любых значимых для личности причинно-следственных связей. Это также отражено в требованиях стандарта.
Решение задач в курсе общего образования направлено на формирование компетентности в этой области, подразумевающей успешное решение любых жизненных задач, с которыми сталкивается личность. Поэтому решение всех задач должно иметь общую структуру;
осознание и понимание этой структуры, с одной стороны, завершает формирование компетентности в отношении научно-познавательной деятельности, с другой - структурирует и закрепляет понимание конкретного предмета общеобразовательной программы.
Таким образом, для реализации сущности общего образования в соответствии с требованиями стандарта, необходима реализация деятельностной парадигмы: «результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме». Но тогда и сам образовательный процесс должен протекать в такой форме - постановки проблем в рамках содержательной части стандарта и разрешения их обучающимися под руководством педагога на основе научно-познавательного подхода. Такое обучение традиционно называется проблемным.
В итоге концепцию инновационной формы учебной и, как следствие, социальной практики можно сформулировать следующим образом.
1. Основная задача предлагаемой инновационной формы образовательной деятельности - реальное выполнение требований ФГОС в отношении качества процесса и результата образования.
2. Компетентностный подход к реализации осознанной научно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности в процессе общего образования возможен только в форме проблемного обучения.
3. Процесс проблемного обучения любой осознанной деятельности в принципе может (должен) быть алгоритмизирован.
4. Для процесса алгоритмизированного проблемного обучения возможна объективная количественная оценка качества, как самого процесса, так и его результата.
5. Для ЛЮБОГО предмета общеобразовательной программы при условии научно-познавательного и учебно-исследовательского подхода к его изучению в рамках требований ФГОС может быть реализовано алгоритмизированное проблемное обучение,
6. Предлагаемая инновационная форма образовательной деятельности, является исключительно технологической, то есть в принципе не изменяет содержания образовательных предметов, стандартов их содержания, программ и поурочного распределения материала.
Внедрение инновации в образовательную практику школы осуществляется в следующем порядке.
Прежде всего, реализуется обучение введению определений понятий в рамках образовательных предметов. Для этого:
1. Технологии алгоритмизированного введения определений понятий обучается учитель-предметник, согласившийся работать в данном технологическом режиме. Обучение производится разработчиками инновации (руководителями проекта). Время обучения -4 часа.
2. Технологии алгоритмизированного введения определений понятий обучается класс (классы), с которыми работает этот учитель в рамках своего предмета преподавания. Время обучения одного класса -4 часа. Разработчиками показа-
но, что обучающиеся усваивают эту технологию эффективнее, чем учителя (см. ниже).
3. Учитель вводит необходимые для курса определения понятий (в том числе и приведенные в дидактических материалах - с коррекцией или без нее) в соответствии с алгоритмом введения определений понятий и требует от обучающихся введения этих понятий в той же технологии.
4. Учитель проводит контрольные мероприятия по усвоению методики введения определений понятий курса в соответствии с разработанной технологией оценивания усвоения собственно алгоритма и качества реализации его шагов. Таким образом осуществляется мониторинг понятийной составляющей процесса изучения предмета и результата этого процесса.
5. Обучающиеся совместно с учителем создают понятийный словарь предмета. Этот словарь впоследствии становится для каждого обучающегося дидактическим материалом школьного уровня, поскольку именно правильно организованная структура определения понятия является одним из необходимых условий понимания предмета. Затем в такой же последовательности шагов проходит внедрение технологии алгоритмизированного обучения установлению законов и решению задач. Результаты мониторинга внедрения и развития технологии являются основанием для заключения о возможности трансляции этой технологии.
6. Измерены характеристики усвоения алгоритмической основы научной и учебно-исследо-вательской деятельности. Сделаны выводы об обучаемости учащихся и педагогов алгоритмизированной научной познавательной деятельности.
7. Сделаны выводы о применимости инновационного опыта для обучения учащихся старших классов общеобразовательной школы в рамках реализации ГОС [8,9].
Реализация приведённых изменений не требует специальных условий. Единственным определяющим условием является усвоение подхода - его основ и технологии - педагогом. Практика инновационной площадки показала, что это не составляет трудности при наличии у педагога достаточной внутренней мотивации в отношении научной и учебно-исследователь-ской познавательной деятельности.
Ниже представлены некоторые качественные и количественные показатели изменения качества учебно-воспитательного процесса в МОУ СОШ № 65 (табл. 1-4).
Повышение активности участия в образовательном процессе родителей
Таблица 1
Учебный год Активное участие в ОП (%) Пассивное участие в ОП (%)
2006-2007 79,7 20,3
2007-2008 88,5 11,5
2008-2009 90,1 9,9
2009-2010 92,2 7,8
Рост активности использования различных педагогических технологий
Таблица 2
Технология 2006-2007 год 2007-2008 год 2008-2009 год 2009-2010 год
личностно-ориенти- рованные 27 30 39 41
игровые 17 15 14 15
проблемного обучения 23 31 46 50
педагогика сотрудничества 32 49 55 60
проектная 59 67 72 82
Повышение личностных качеств педагогов школы (оптимальный уровень в %от общего числа)
Таблица 3
Учебный год Направленность личности Возможности личности Характер
2006-2007 53 51 52
2007-2008 59 53 59
2008-2009 61 59 62
2009-2010 61 62 59
Рост мотивации учащихся к обучению (в % от числа респондентов)
Таблица 4
Мотив 2005- 06 2006- 07 2007- 08 2008- 09 2009- 10
Хочу больше знать 32 37 41 44 48
Интересно учиться 24 26 25 32 29
Поступление в ВУЗ (ССУЗ) 10 13 12 15 20
Из-за любопытства 15 17 23 18 16
Люблю заниматься самообразованием 23 29 28 21 23
Избежать недовольства родителей 57 59 53 49 49
Учиться модно 12 16 22 21 21
Повышение (улучшение) образовательных результатов учащихся как отражения формирования предметных и вне предметных компетентностей представлено в табл. 5-10.
Частота проявления креативных способностей (% от общего числа обучающихся)
Таблица 5
2005- 06 2006- 07 2007- 08 2008- 09 2009- 10
Проявляют креативные способности (самостоятельно выбирают способ решения, предлагают оригинальные решения) 21 25 28 35 36
Предметная составляющая (повышенный уровень в % от общего числа обучающихся)
Таблица 6
2005-06 2006-07 2007-08 2008-09 2009-10
Знают 30 33 35 41 46
Применяют 29 36 36 38 42
Понимают 22 25 29 33 39
Анализируют 10 13 16 23 27
Преобладающие способы учебной деятельности (в % от общего числа)
Таблица 7
Репродуктивный способ Продуктивный способ
2005-2006 55 45
2006-2007 55 45
2007-2008 53 47
2008-2009 54 46
2009-2010 51 49
Коммуникативные навыки (в % от общего числа)
Таблица 8
2005- 06 2006- 07 2007- 08 2008- 09 2009- 10
Умение общаться 19 20 22 30 33
Умение отвечать 43 45 46 51 53
Умение говорить на публике 10 11 12 8 15
Ораторские навыки 6 5 7 6 6
Низкий уровень 22 19 13 5 5
Динамика изменения общей успешности обучения (в % от общего числа)
Таблица 9
2005- 06 2006- 07 2007- 08 2008- 09 2009- 10
Закончили с отличием 1,3 2 3,6 4,3 4,9
Закончили на «4» и «5» 12 16 16,7 35 37
Оставлены на повторный курс обучения 0 0 0 0 0
Средний балл итоговой аттестации по МОУ СОШ № 65
Таблица 10
2005-06 2006-07 2007-08 2008-09 2009-10
3,7 3,9 4,0 4,1 4,1
Литература
1. Асмолов А.Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности // Вопросы психологии, 2003, N24
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -320 с.
3. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. - М.: Смысл, Эксмо, 2003. - 512 с.
4. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова // Педагогика. - 2008. - №10.
5. Фролов А. А. Язык, закон, задача в курсе физики средней школы. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2001. - 96 с.
6. Фролов А. А., Фролова Ю. Н. Запредметная суть предметного образования //Мир образования - образование в мире. 2006. №2 (22).
7. Фролов А. А., Фролова Ю. Н. Понятийность как основа единства интеграции и дифференциации научного знания // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. Вып. 5 1 Отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагу-зова. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 592 с.
8. Фролов А. А., Фролова Ю. Н. Соотношение алгоритмизации и эвристики при формировании и трансляции научного знания // Образование и наука. 2007. № 5 (47), с.11-22
9. Фролов A.A., Фролова Ю.Н. Алгоритмизированный подход к проблемному обучению осознанной деятельности // Образование и наука. 2008. № 8 (56), с.96-105
Автором представлен практический опыт эстетического воспитания, носящий личностно-ориентированный характер и реализующийся в диалоге. Спектр форм и видов деятельности многообразен и эффективен, что позитивно сказывается на эстетическом воспитании обучающихся, их успешной социализации и имидже колледжа.
Сергеева Наталья Валерьевна
заведующая эстетического центра «Круг» Качканарский горно-промышленный колледж г. Качканар Свердловская область [email protected]
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА БАЗЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА В УЧРЕЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Возможно ли обеспечение полноценного эмоционально-ценностного и эстетического развития обучающихся в учреждении профессионального образования?
Ключевые слова: система эстетического воспитания, личностно-ориентированное обучение, реализация потребностей личности
Ценность и гармоничность общей культуры обучающихся в значительной мере определяется той ролью, которую играет в ней эстетическая культура. На протяжении последних лет, как показывают результаты исследований, снижается уровень общекультурной подготовки обучающихся. Деятельность Эстетического центра в нашем колледже осуществляется в учебной и досуговой работе. При этом, система эстетического воспитания обучающихся носит лич-ностно-ориентированный характер и реализуется как воспитание словом через диалог, через реализацию потребностей личности.
От уровня развития эстетической культуры зависит свобода реализации в профессиональной деятельности на основе эстетической оценки и развитости вкуса. Если же к этому прибавить мир увлечений, общения с искусством, то станет ясна незаменимость эстетической культуры в общем интеллектуальном и творческом развитии личности.
На протяжении последних лет утрата духовнонравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства, существенное сокращение финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе учреждений по оказания культурно-досуговых услуг, негативно сказались на воспитании молодежи в целом и эстетическом в частности.
Эту проблему каждое учебное заведение решает по-своему. В нашем колледже функционирует структурное подразделение - Эстетический центр «Круг». Деятельность центра направлена на формирование основополагающих качеств личности, которые являются базовыми для дальнейшего развития обучающегося. Сотрудники Центра придерживаются мнения, что
каждого человека природа наделила определенными способностями. Но если уж не гений, то каждый чем-то отличается, чем- то превосходит других.
Деятельность Эстетического центра осуществляется в учебном и досуговом направлениях. При этом система личностно-ориентированного эстетического воспитания реализует потребности личности, стимулирует к саморазвитию ситуациями авансированного доверия, успеха и выбора, устранением комплекса неудачника. Так в значительной степени осуществляется и самовоспитание, познание самого себя. Все это позволяет учащимся в ходе обучения изменяться, освобождаться от закрепощенности, скованности.
Учебное направление предполагает организацию и проведение познавательных мероприятий - классные часы, открытые внеклассные педагогические формы. В учебный процесс колледжа введена серия классных часов «Техническое обозрение», «Культурная революция», которые готовятся учебными коллективами совместно с руководителем группы.
Например, «Техническое обозрение» обеспечено театрализовано-музыкальной программой, раскрывающей особенности специальности и профессии. Форма представления свободная (игровая, театральная, КВН так далее).
Главная задача «Технического обозрения» заключается в том, чтобы, наряду с освоением сложных технологий профессионального мастерства, развивать в каждом обучаемом способности творческого восприятия выбранной специальности и профессии. При этом педагог выступает как организатор деятельности, которая помогает каждому из обучающихся ярко проявить себя творчески и профессионально.