Научная статья на тему 'Формирование системы развивающего обучения в основной школе, направленной на формирование метапредметных ключевых компетентностей'

Формирование системы развивающего обучения в основной школе, направленной на формирование метапредметных ключевых компетентностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / НАУЧНОЕ ПРОДУКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / META-COMPETENCE / SCIENTIFIC PRODUCTIVE THINKING / SCIENCE AND COGNITIVE ACTIVITY / TEACHING AND RESEARCH ACTIVITIES / INTELLECTUAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колтышев Владимир Анатольевич, Мухина Светлана Сергеевна, Фролов Александр Александрович, Frolova Yulia Nikolaevna

В работе представлена технология алгоритмизированного проблемного обучения введению определений понятий, установления законов и решения задач, основанного на известной принципиально алгоритмизированной структуре научно-познавательной деятельности и ее перечисленных блоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колтышев Владимир Анатольевич, Мухина Светлана Сергеевна, Фролов Александр Александрович, Frolova Yulia Nikolaevna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF DEVELOPMENTAL EDUCATION IN PRIMARY SCHOOLS AIMED AT ESTABLISHING META-KEY COMPETENCES

This paper presents a problem-based learning technology algorithmized introduction of definitions of concepts, establishing laws and solve problems based on the known structure of the fundamental algorithmic research and cognitive activity and its listed units.

Текст научной работы на тему «Формирование системы развивающего обучения в основной школе, направленной на формирование метапредметных ключевых компетентностей»

ФГОС второго поколения

УДК 37.016

J

Л

В. А. Колтышев,

С. С. Мухина,

А. А. Фролов, Ю. Н. Фролова

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

Аннотация: В работе представлена технология алгоритмизированного проблемного обучения введению определений понятий, установления законов и решения задач, основанного на известной принципиально алгоритмизированной структуре научно-познавательной деятельности и ее перечисленных блоков.

Ключевые слова: метапредметные компетентности; научное продуктивное мышление; научно-познавательная деятельность; учебно-исследовательская деятельность, интеллектуальное образование

Abstract. This paper presents a problem-based learning technology algorithmized introduction of definitions of concepts, establishing laws and solve problems based on the known structure of the fundamental algorithmic research and cognitive activity and its listed units.

Keywords: meta-competence, scientific productive thinking, science and cognitive activity, teaching and research activities, intellectual education.

Научно-познавательная компетентность является системообразующей в системе ключевых компетентностей, формирование которых у обучающихся предусмотрено стандартом образования [5, 6]. В основе этой компетентности лежит инструментальное обеспечение интеллектуальной деятельности обучающихся - обеспечение понятийного наполнения языка познавательной деятельности, установления и понимания причинно-следственных связей в материале учебных предметов и обыденной деятельности, решение любых задач, возникающих перед обучающимися [7, 8].

На протяжении ряда лет в МБОУ СОШ № 65 г. Екатеринбурга в рамках сетевого взаимодействия инновационно-активных школ Уральского региона [1,2, 3, 4, 5, 11] совместно с образовательными учреждениями городов Екатеринбурга, Перми, Оренбурга, Тюмени и других территорий Большого Урала, ведется системная работа по формированию ключевых компетентностей учащихся. Создаваемая открытая сетевая образовательная система включает совокупность взаимосвязанных образовательных элементов, состоящих в активном взаимодействии с социальными подсистемами и друг другом через разные виды ресурсов. В подобных системах «... сетевое взаимодействие

направлено на поддержку устойчивого саморазвития каждого ОУ, программирование деятельности участников инновационного проекта в условиях дефицита ресурсов; определение пути перехода от ресурснозатратных программ к ресурсно-формирующим программам развития образовательных учреждений» [3, с. 41].

Основной целью исследовательской деятельности в образовательном учреждении является исследование формирования реально измеримых необходимых для продолжения образования и обыденной жизни ключевых компетентностей, базовой для которых выступает научно-познавательная компетентность.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач.

1. Формирование у обучающихся в начале основной школы (5 класс) представлений о сущности предметов программы основной школы и взаимосвязей между ними.

2. Формирование у педагогов деятельностного, учебно-исследовательского, компетентностного подхода к образовательной деятельности в режиме интеллектуального образования.

3. Подготовка обучающихся к образовательной деятельности в режиме интеллектуального образования.

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/2

31

ФГОС второго поколения

4. Измерение качества процесса и результата формирования научно-познавательной компетентности обучающихся.

В основе разрабатываемой системы развивающего обучения лежит формирование научно-познавательной компетентности обучающихся непосредственно в процессе предметного образования, которая формируется путем трансляции обучающимся структуры научно-познавательной деятельности через учебноисследовательскую деятельность непосредственно в процессе изучения предмета. Ввиду структурированности научно-познавательной и, как следствие, учебно-исследовательской, деятельности проблемное обучение носит принципиально алгоритмизированный характер.

Необходимые понятия:

1. Алгоритмом называется точное описание последовательности элементарных операций, связанных между собой необходимыми, существенными, устойчивыми и воспроизводимыми причинно-следственными связями, системно обеспечивающими неотвратимое достижение поставленной цели.

2. Проблемным называется обучение, при котором обучающиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала.

3. Учебно-исследовательской называется деятельность обучающихся, направленная на удовлетворение их познавательной потребности, характеризующаяся их готовностью к формированию исследовательских умений и навыков, творческой активности и самостоятельности, необходимых для выполнения заданий при высоком уровне новизны и эффективности результата.

4. Компетентностью называется определенный уровень сформированности конкретных умений, навыков и профессионального опыта взаимодействия с окружающими объектами и субъектами, который необходим индивиду для успешного функционирования в профессиональной сфере и обществе.

5. Интеллектом (в научно-познавательной модели) называется свойство личности адекватно отражать действительность и обеспечивать адекватность действий по ее изменению.

На концептуальном уровне рассматриваемая система развивающего обучения опирается на представления о необходимости интеллектуального воспитания (примером которых является концепция М. А. Холодной).

Введение системы развивающего обучения в образовательный процесс начинается с реализации в начале основной школы (5 класс) специальной (оригинальной) 20-часовой мотивационной программы, направленной на формирование у детей представлений о сущности предметов программы основной школы и взаимосвязей между ними, а также на снятие дистресса, необходимо возникающего у подавляющего большинства детей при переходе из начальной школы в основную и связанного с дифференциацией предметов в основной школе. В ходе реализации этой программы дети на понятийном уровне определяют сущность и ключевые понятия предметов - как уже знакомых с первого класса, так и подлежащих впо-

следствии изучению в основной школе. При этом детьми устанавливаются внутрипредметные и межпредметные связи в их развитии.

После реализации этой программы в ходе преподавания предметов делается усиленный акцент на понятийное наполнение языка преподавания предмета, выделение и подчеркивание причинно-следственных связей, рассматриваемых этим предметом, а также реализуется решение предметных задач на основе общего для всех предметов единого подхода, как это и предусмотрено государственным стандартом общего образования. На основании такого подхода и формируются ключевые компетентности, вбирающие в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящиеся к широким сферам культуры и деятельности, то есть являющиеся, в сущности, метапредметными. Для формирования компетенций в областях введения определений понятий, установления причинно-следственных связей (законов) и решения задач разработаны и надежно апробированы методики алгоритмизированного проблемного обучения этим умениям и навыкам. Указанные методики позволяют количественно оценивать качество процесса и результата алгоритмизированного проблемного обучения, то есть формирования и сформированности компетенций, необходимых для дальнейшей образовательной и иных видов деятельности обучающихся.

Необходимо особо подчеркнуть, что использование описываемой технологии интеллектуального образования не требует изменений программ преподавания предметов, снижает реальную нагрузку на обучающихся и педагогов, принципиально повышает уровень предметной подготовки и эффективно поддерживает возможности обучающихся в плане ЕГЭ.

Предлагаемые технологии интеллектуального образования не требуют никакого дополнительного ресурсного обеспечения, поскольку они реализуются непосредственно в процессе преподавания предметов в режиме учебно-исследовательской деятельности, но теми средствами ресурсного обеспечения, которыми и в его отсутствие располагало учреждение образования.

Исключение составляет временной ресурс: 20 часов дополнительно на реализацию мотивационной программы в 5 классе (один раз для каждого класса), и 12 часов дополнительно (один раз для каждого класса) по схеме: 3 раза по 4 часа - для подготовки класса к алгоритмизированным введению определений понятий, установлению причинно-следственных связей и решению задач. Время на подготовку педагогов здесь не рассматривается, но оно принципиально не отличается от такового для учащихся.

Таким образом, внедряются две неразрывно связанные между собой последовательные технологии:

А. Технология формирования внутренней мотивации обучающихся, обеспечивающая достаточно ровное отношение к изучению предметов программы основной школы понимание сущности включенных в программу предметов, а также внутрипредметных и межпредметных связей в программе основной школы.

32

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/2

ФГОС второго поколения

Б. Технология алгоритмизированного проблемного обучения инструментальным интеллектуальным навыкам научно-познавательной деятельности для использования этих навыков непосредственно при изучении предметов в учебно-исследовательском стиле.

Технологии внедряются для того, чтобы реально выполнить требования государственного стандарта общего образования относительно формирования необходимых для продолжения образования и обыденной жизни ключевых компетентностей, базовой среди которых является научно-познавательная компетентность. Эти компетентности носят метапредметный характер, но могут быть сформированы исключительно в процессе предметного образования при условии научной структурированности и инструментальной обеспеченности предметного преподавания.

Выполнение требований государственного стандарта общего образования нужно затем, чтобы иметь инструментальную и компетентностную защищенность личностной и гражданской свободы при совершении и реализации учащимся или выпускником школы своего жизненного выбора.

Интеллектуальное образование направлено на обеспечение осознанности всех значимых жизненных решений. Осознанность предполагает совершение личностью определенных интеллектуальных операций на основе имеющихся умений и навыков в рамках инструментально (в интеллектуальном отношении) обеспеченных компетенций. Способ формирования таких компетенций может носить только деятельностный характер, следовательно - связан с проблемным обучением. Поскольку проблемное обучение, будучи принципиально эвристическим, необходимо имеет алгоритмическую основу (специфика продуктивного мышления), осознанность решений и действий обучающихся определяется навыками владения этой основой, формирующейся в процессе учебно-исследовательского изучения предметов программы.

Однако необходимой стороной образовательного процесса в учреждении образования является педагог. В связи с этим возникают два аспекта взаимодействия педагога с внедряемой технологией интеллектуального образования.

Для того, чтобы успешно транслировать деятельностный, учебно-исследовательский, компетентност-ный подход обучающимся, педагог должен сам владеть им в достаточной степени.

В соответствии с человекоцентрированным подходом в психологии, стороны коммуникативного процесса равноправны, и если обучающийся обретает необходимые компетенции и компетентности с последующими результатами в виде жизненного успеха, то педагог, как человек, тоже имеет право на доступ к таким возможностям, изменяющим его жизнь в лучшую сторону. В частности, педагоги, прошедшие соответствующую подготовку и работающие с данной технологией, утверждают, что их взаимоотношения с предметом стали гораздо более психологически комфортными, что приносит соответствующие изменения и в среду общения.

В рамках технологии А (см. выше) прежде всего подбирается группа педагогов, которые могут быть практически заинтересованы в такой деятельности. Обычно это педагоги, работающие с 5-7 классами. С педагогами проводится 20-часовой курс, который затем реализуется в работе с детьми. Даются практические методические рекомендации, технологические указания. Далее те педагоги, которые после прохождения курса принимают решение работать с детьми по этой технологии, приступают к работе с детьми в соответствии с расписанием, выработанным администрацией. Работа педагогов с первыми группами детей сопровождается авторами технологии и консультируется ими. В результате работы каждая подгруппа детей (от 1 до 3 человек) выполняет на листе А1 схему структуры предметного содержания образования в основной школе со всеми внутрипредметными и межпредметными связями. При этом обеспечивается понимание сущности всех предметов и ключевых понятий, связанных с ними. Схемы частично размещаются детьми дома, часть - в классе для постоянного обращения к ним, особенно - при появлении новых предметов.

В рамках технологии Б (см. выше) 20-часовое обучение подходу в целом проходит возможно большее число учителей-предметников старших классов. После этого проводятся консультации с учителями, помогающие им качественно вводить определения связанных с их предметом понятий, устанавливать причинно-следственные связи и решать задачи (точнее - обучать детей решению задач). В последнем случае необходимо понимать, что цель предметного образования - не получить решение задачи любой ценой неизвестными путями, а научить детей универсальному подходу к решению любых задач (чего и требует образовательный стандарт) [8.9,10].

Далее классами, выбранными администрацией и педагогическим коллективом учреждения образования, проводится обучение введению определений понятий в течение 4 часов, после чего учителя-предметники в рамках любого предмета могут работать с ними на уровне данной технологии, как донося до детей материал на понятийно наполненном языке, так и предъявляя требования к усвоению этого языка. В частности, рекомендуется совместно с учащимися в интерактивном режиме создавать понятийные словари предметов. При включении в такую работу нескольких предметов внедрение технологии приобретает системный характер, что и обеспечивает достижение поставленных целей.

Аналогичные действия совершаются с теми же классами в отношении установления причинно-следственных связей (законов) - 4 часа и в отношении подхода к решению задач - 4 часа.

Метод и способы оценки качества усвоения технологии как учащимися, так и учителями разработаны авторами подхода, апробированы и опубликованы. Сущность такой оценки состоит в измерении параметров обучаемости субъектов деятельности собственно алгоритмической основы блоков этой деятельности и в измерении параметров, характеризующих творческую реализацию шагов соответствующих алгоритмов.

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/2

33

ФГОС второго поколения

Обучение оценке качества процесса и результата происходит в процессе подготовки учителей и занимает дополнительное время только в связи с консультированием по постановке конкретных аппаратурных (компьютерных) измерений. В итоге возможны как оценка результата работы группы (класса) в целом, так и мониторинг результатов отдельных обучающихся. Компьютерное обеспечение этих процессов вполне доступно школьному учителю информатики после кратковременного (несколько часов) обучения. Оценка усвоения технологии состоит из двух блоков: оценки усвоения собственно алгоритмов (введения определений понятий, установления законов, решения задач) и балльной оценки качества творческого исполнения операций (шагов) соответствующего алгоритма.

Системное использование технологии, являющейся основным содержанием рассматриваемого интеллектуального образования, приводит к пониманию материала любых предметов и, следовательно, к реальному повышению успеваемости, которая оценивается в системе, принятой в данном учреждении образования.

Апробация предлагаемой технологии интеллектуального образования (развивающего обучения) показала, что при ее использовании достигаются следующие реальные результаты.

1. В результате использования технологии А в 5-х (в принципе возможно и в 6-х) классах выравнивается отношение обучающихся к предметам программы основной школы, снимается дистресс, связанный с непониманием предметов и их назначения, появляется заинтересованность в отношении изучения большинства предметов или, по крайней мере, терпимое отношение к ним.

2. В результате использования технологии Б формируется инструментальное обеспечение научно-познавательной деятельности, что допускает проведение изучения предмета в стиле учебно-исследовательской деятельности. Это приводит:

а) к реальному усвоению материала предметов, что напрямую сказывается на успеваемости;

б) к предусмотренной стандартом общего образования его системности;

в) к метапредметным результатам общего образования, выражающимся в формировании ключевых компетентностей, предусмотренных стандартом.

3. Формирование ключевых компетенций резко повышает результаты воспитательного компонента образования, поскольку обучающиеся ориентированы на проявление понимания в различных (точнее - любых) сферах жизнедеятельности.

При внедрении и использовании рассматриваемых технологий интеллектуального образования возможно возникновение определенных трудностей.

Реализуемые технологии предельно просты, и потому принципиальные сложности в работе с обучающимися отсутствуют. В результате специально проведенного исследования выявлена только одна

существенная сложность. Она состоит в том, что обучаемость необходимым интеллектуальным инструментальным умениям и навыкам учителей существенно ниже такой обучаемости учащихся. Это связано с профессиональным и возрастным консерватизмом учителей, усиленным недостатками вузовской педагогической подготовки. В силу этих особенностей простота (в строгом, оккамовском, смысле) технологий вызывает негативную реакцию, поскольку повышение четкости простых решений и действий всегда влечет за собой повышение ответственности.

Пути преодоления описанной сложности также сводятся к единственному генеральному направлению - использованию административного ресурса при, безусловно, изначальной склонности педагогического коллектива к инновационной деятельности в интересах повышения реального качества общего образования.

Литература

1. Аюбашева С. И., Давыдова Н. Н., Ивонин А. О. Организация образовательного процесса в начальной школе на основе проектно-исследовательских и индивидуализированных форм учебной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2010, № 3, с. 19-23

2. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования // Образование и наука. Известия УрО РАО, 2010, № 8 (76), с. 32-42

3. Давыдова, Н. Н., Суслов, А. А. Управление развитием научно-образовательной сети УрО РАО // Университетское управление № 5 (75), 2011, с. 39-45

4. Зворыгина Л. Ю, Давыдова Н. Н., Штейнберг О. Б. Организация мониторинга ключевых компетентностей в гимназии // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2010, № 3, с. 47-53

5. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. Известия УрО РАО), 2012, № 1 (90), с. 56-64

6. Фролов А. А. Алгоритмизированный подход к проблемному обучению осознанной деятельности // Образование и наука. Известия УрО РАО, 2008, № 8 (56), С. 96-104.

7. Фролов А. А. Запредметная суть предметного образования / А. А. Фролов, Ю. Н. Фролова // Мир образования -образование в мире. - 2006. - № 2 (22). - С. 141-151.

8. Фролов А. А. Модель формирования научно-познавательной компетентности обучающихся / А. А. Фролов, Ю. Н. Фролова // Сибирский педагогический журнал. -2011. - № 9. - С. 51-65.

9. Фролов А. А. Соотношение алгоритмизации и эвристики при формировании и трансляции научного знания / А. А. Фролов, Ю. Н. Фролова // Образование и наука. 2007. № 5 (47). - С. 11-21.

10. Фролова, Ю. Н. Учебно-исследовательская деятельность в школах и вузах как технологическая основа образовательного процесса / Ю. Н. Фролова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 1. - С. 50-59.

11. Шамало Т. Н., Усольцев А. П. Диагностика развития субъектной активности школьников // Образование и наука. Известия УрО РАО, 2010, № 6 (74), С. 76-88.

34

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.